В этом проекте рассматриваются следующие вопросы: какую роль играет математика в нашей жизни? В каких профессиях применяются знания математики?
Цель: Изучить, где математика встречается в жизни и доказать ее необходимость.
Задачи:
1. Изучить литературу и найти информацию, подтверждающую нашу гипотезу;
2.Подобрать высказывания известных людей о значимости математики;
3. Провести опрос среди обучающихся на тему «Зачем вы изучаете математику?»
4.Изучить виды деятельности, где человеку не обойтись без математики.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_5_kl_skidanova_kleban.docx | 627.76 КБ |
Тема исследования: «Математика в жизни человека».
Проблема: Какую роль играет математика в нашей жизни? Собрать доказательный материал и убедить одноклассников изучать математику лучше, заинтересовать их.
Гипотеза: Математические знания выручают в различных жизненных ситуациях, математика применяется в различных профессиях. Математика служит во благо человеку.
Актуальность.
В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. А ведь до сих пор ученики задают вопрос «А зачем нам нужна математика? Только в магазин сходить?». Так для чего же мы изучаем дроби, площадь, периметр, объем? Для чего нужны геометрические сведения? Где каждому человеку математика необходима в повседневной жизни? А что будет, если математику совсем не знать? Необходимо рассмотреть все виды своей деятельности и доказать, что без математики не обойтись в быту.
Цель: Изучить, где математика встречается в жизни и доказать ее необходимость.
Задачи:
1. Изучить литературу и найти информацию, подтверждающую нашу гипотезу;
2.Подобрать высказывания известных людей о значимости математики;
3. Провести опрос среди обучающихся на тему «Зачем вы изучаете математику?»
4.Изучить виды деятельности, где человеку не обойтись без математики.
План исследования.
I. Начало.
1.Какое значение имеет математика в нашей жизни?
2. Что говорят известные люди о математике.
II. Основная часть.
Математика в кулинарии. Беседа с шеф-поваром школьной столовой.
Математика в торговле. Беседа с продавцом магазина.
Математика в раскрое одежды. Беседа с мамой.
Математика в медицине. Беседа с фельдшером.
III. Заключительная часть. Выводы.
Математика в пословицах и поговорках.
Стихотворение о математике.
Методы исследования:
ВВЕДЕНИЕ.
Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.
Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков.
Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику.
Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.
РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
Когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два — четыре!».
А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два — четыре, людям пришлось учиться много, много тысяч лет.
Конечно, это учение шло не за партой. Человек постепенно учился жить: строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю.
И одновременно он учился считать.
Потому что даже в самые далёкие времена, когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли обойтись без счёта и меры.
Многие правила из школьных учебников арифметики и геометрии были известны древним грекам две с лишним тысячи лет назад.
Другие древние народы — египтяне, вавилоняне, китайцы, народы Индии — в третьем тысячелетии до нашего летосчисления имели сведения по геометрии и арифметике, которых не хватает некоторым ученикам пятого или шестого класса.
Ведь всюду, где надо что-то считать, измерять, сравнивать, без математики не обойтись.
А чем дальше, тем больше и точнее нужно было считать.
С каждым десятилетием математика становилась всё нужнее людям.
Возможности математики.
Если внимательно посмотреть по сторонам, роль математики в жизни человека становится очевидной. Компьютеры, современные телефоны и прочая техника сопровождают нас каждый день, а их создание невозможно без использования законов и расчетов великой науки. Однако роль математики в жизни людей и общества не исчерпывается подобным ее применением. Иначе, например, многие деятели искусства могли бы с чистой совестью сказать, что время, посвященное в школе решению задач и доказательству теорем, было потрачено впустую. Тем не менее это не так.
Без знания основных математических законов и умения ими пользоваться в современном мире становится очень трудно обучаться практически любым профессиям. С цифрами и операциями имеют дело не только финансисты и бухгалтера. Астроном не сможет определить без таких знаний расстояние до звезды и наилучшее время наблюдения за ней, а молекулярный биолог — понять, как бороться с генной мутацией. Инженер не сконструирует рабочую систему сигнализации или видеонаблюдения, а программист не найдет подход к операционной системе. Многие из этих и других профессий без математики просто не существуют.
Математика в нашей жизни присутствует не только в процессе освоения профессии и реализации полученных знаний. Так или иначе мы используем царицу наук практически в каждый момент времени. Именно поэтому математике начинают обучать достаточно рано. Математика формирует некоторые особенности мышления и оказывает влияние на отношение к миру.
Взрослые люди после окончания университета или колледжа не перестают каждый день решать математические задачи. Как успеть на поезд? Получится ли из килограмма мяса приготовить ужин для десяти гостей? Сколько калорий в блюде? На какое время хватит одной лампочки? Эти и многие другие вопросы имеют прямое отношение к царице наук и без нее не решаются.
Многие известные математики говорят, что главное в математике — научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания.
Из Интернета и других источников мы узнали, что над вопросом «Зачем нужна математика в жизни?» задумывались многие известные люди (причем не только математики) и выписали понравившиеся нам высказывания.
«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе». (М. И. Калинин)
«Математика - это язык, на котором написана книга природы» .
(Г. Галилей)
«Математика – царица наук» (К.Ф. Гаусс)
«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле». (А.Н. Крылов)
«Полет – это математика». (В. Чкалов)
«Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».
(А.С. Пушкин)
«В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии».
(Н.Е. Жуковский)
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». (М.В. Ломоносов)
«Математика - это язык, на котором говорят все точные науки». (Н.И. Лобачевский)
«Именно математика дает надежнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств». (Л. Эйлер)
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.» (А. Маркушевич) «Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней.» (А. Дородницын)
Мы провели анкетирование среди обучающихся школы (5-9кл) , в ходе которого задали вопрос «Зачем вы изучаете математику?»
Пригодится в жизни- 21
Заставляют родители-1
Нравится предмет- 1
2. Основная часть
Математика применяется практически во всех областях человеческой деятельности, в разных профессиях. Убедимся в этом на примере. Мы исследовали, как используются математические знания в кулинарии, торговле, в раскрое одежды и в медицине.
Математика в кулинарии.
Беседа с поваром школьной столовой
Малашкиной Екатериной Викторовной
Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же поможет математика.
Мама мне рассказала: «Для того, чтобы приготовить овощную икру для нашей семьи из 4 человек, мы используем следующие расчёты: репчатый лук, солёные огурцы и морковь берутся в весовом соотношении 3:4:4. Вымытые, очищенные и порезанные овощи перемешиваются с небольшим количеством томатной пасты и 15 минут тушатся на огне. Подаются в холодном виде».
Математика в торговле.
Беседа с продавцом магазина
Сидориной Ольгой Валерьевной
Математика в торговле важнее всего. Работники торговли должны хорошо знать числа, уметь их складывать и вычитать, умножать и делить. Без этого продавцы не смогли бы сосчитать товар в магазине. Не могли бы вести ведомости расхода и прихода прибыли в магазине. С помощью математических вычислений продавцы считают стоимость приобретённого покупателем товара, отсчитывают сдачу.
Шаг 3. Математика в раскрое одежды.
Беседа с мамой.
Прежде чем сшить одежду, необходимо снять все мерки с человека, и тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры (длину рукавов, ширину, длину костюма или платья и другое), записывая их в тетрадь. Потом по журналу мод нужно выбрать фасон одежды и по ранее замеренным цифрам мерки рассчитать и начертить выкройку.
При помощи математических расчётов оставим запас ткани на припуск и подгиб, только после этого делаем раскрой ткани для шитья из него одежды. Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь.
Математика в медицине
БЕСЕДА С ФЕЛЬДШЕРОМ
Гореловой Валентиной Владимировной
Математика и медицина тесно связаны и взаимодействуют друг с другом, без математических измерений, расчетов невозможно представить современную медицину. Назначение и расчет лекарственных препаратов; вычисление показателей заболеваемости, рождаемости, средней продолжительности жизни; правильный расчет количества таблеток и капсул, объем лекарственного средства для различного вида инъэкций; окулистам, чтобы правильно подобрать очки; грамотно прочитать кардиограмму; расчет пульсового давления.
Заключение: В заключении мы хотим отметить, что работа по данной теме оказалась интересной и поучительной для нас.
Мы надеемся, что наши примеры помогут еще раз понять: математика нужна, она может во многом послужить на благо человека. Как бы ни относились люди к математике, без нее - как без рук. Она - повсюду. Нужно только уметь ее увидеть. Огромную помощь в этом оказывают книги, позволяющие взглянуть на предмет с новой, неожиданной точки зрения. В наших примерах показана роль математики в повседневной жизни людей и ее связь с различными профессиями. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...
Мы узнали много пословиц и поговорок, где имеются числа.
ВЫВОДЫ:
1. Наша гипотеза подтвердилась, что в будущей жизни математика нужна в профессиональной деятельности.
2. Математика заставляет думать, помогает человечеству, в наше время является могучим двигателем науки и техники.
3. Не каждый может стать математиком, но математика в жизни нужна будет каждому.
ЛИТЕРАТУРА
Акимова С. Занимательная математика. – СПб.; Тригон, 1997г.
Волина В. Праздник числа. Занимательная математика для детей – М.: Знание, 1994г.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989.
Нагибин. Е.С. Канин Ф.Ф.«Математическая шкатулка». Москва, «Просвещение», 1999 г.
«Школьникам о математике и математиках». Составитель Лиман М.М. Москва, Просвещение. 2001 г.
«Я познаю мир». Детская энциклопедия. Москва, «Астрель», 2004 г.
Интернет-ресурсы.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8_(%F7%E8%F1%EB%EE)
http://portfolio.1 september.ru/worr.php.?id=586528
http://images.yandex.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Математика в пословицах и поговорках.
Число 0.
Ноль внимания (прост.). Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо.
Абсолютный нуль, круглый ноль. Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.
Сводить к нулю, свести к нулю. Лишать всякого смысла, значения. ("сводить на нет").
Число 1.
Одна пчела немного меду натаскает.
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Один в поле не воин.
Один пашет, а семеро руками машут.
Одна голова на плечах.
Одна нога тут, другая - там.
Одна мудрая голова ста голов стоит.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Число 2.
Два сапога - пара.
Как две капли воды.
Лентяй дважды работает.
Между двух огней.
Старый друг лучше новых двух. Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.
Число 3.
Хвастуну цена - три копейки.
Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.
Заблудиться в трех соснах. Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.
Обещанного три года ждут. Говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение кем-либо данных обещаний или когда исполнение того, что обещано, затягивается на неопределенное время.
Число 4.
Без четырех углов изба не рубится.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
На все четыре стороны. Куда угодно, куда только захочется (идти, убираться, прогонять, отпускать).
Жить в четырех стенах. Не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве. Не выходя из дома.
Число 5.
Как свои пять пальцев. Знать очень хорошо, досконально, основательно.
Пятое колесо в телеге. Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.
Число 7.
Один с сошкой - семеро с ложкой.
Лук от семи недуг.
За семью морями.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
До седьмого колена. До самых отдаленных поколений.
На седьмом небе. Выражение, пришедшее к нам от греческого философа Аристотеля. Оно означает в настоящее время высшую степень радости, счастья.
Семь бед - один ответ.
У семи нянек дитя без глазу. Без глазу (устар.) - без присмотра, без надзора.
Число 8.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Приложение 2
Стих о математике.
В. Шефнер
Чтоб водить корабли,
Чтоб в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка!
Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
Ма-те-ма-ти-ка!
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Ма-те-ма-ти-ка!
Приложение 3
Практическая значимость.
«Математический задачник для одноклассников»
ВИКТОРИНА «МИР ЦИФР И ЧИСЕЛ».
1. Как нужно расставить знаки «+» в записи 1 2 3 4 5 6 7 , чтобы получилась сумма, равная 100?
2. Какое целое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?
3. Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?
4. Запишите число 100, пользуясь знаками действий: 1) пятью единицами, 2) пятью тройками, 3) пятью пятёрками?
5. Напишите возможно меньшее натуральное число, пользуясь знаками действий и тремя двойками.
6. Когда делимое и частное равны между собой?
7. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах?
8. Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 5 до 87?
9. Что больше: произведение всех цифр или их сумма ?
Кроссворд «Геометрия»
| 1. |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
| 2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
| 5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
| 7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
| 8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону.
2.Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны.
3.Четырехугольник, противолежащие стороны которого попарно параллельны.
4.Величина, измеряемая в квадратных единицах.
5.Наибольшая сторона прямоугольного треугольника.
6.Одна из сторон прямоугольного треугольника.
7.Древнегреческий ученый, которому приписывается формула нахождения площади треугольника по трем сторонам.
8.Фигура, состоящая из трех точек плоскости, не лежащих на одной прямой, и трех попарно соединяющих их отрезков.
9.Параллелограмм, у которого все углы прямые.
1.
Разгадайте ребус, чтобы узнать зашифрованное слово
2.
Какое слово зашифровано в этом ребусе?
3.
Разгадайте ребус - узнайте известную поговорку :)
4.Растение
5.Разгадайте зашифрованные слова по математике:
СТРАНА ЦИФИРИЯ.
Прежде чем мы попадаем с вами в сказочную Страну Цифирию, попросим каждую цифру представиться и сказать, на что она похожа.
1– обломанный сучок
2 – утка
3 – ласточка
4 – стул перевёрнутый
5 – серп
6 – дверной замочек
7 – кочерга
8 – два бублика
9 – кот с хвостом.
Отправляемся в путешествие. Дорога выводит нас к сказочному домику. Наконец-то мы сможем там отдохнуть. И вдруг у самых дверей раздался загадочный голос: «Вы сможете зайти, если ответите, на что похожи окружающие вас предметы.
Ну что ж, давайте попробуем. В небе парит ласточка (это цифра 3). В пруду плавает уточка (2). Пахнет сеном. У крыльца лежит серп (5). Вставляем ключ в дверной замочек (6) и открываем дверь. Вешаем курточки на сломанный крючок (1). Вкусно пахнет бубликами, да не простыми, а слепленными по два (8). У печки стоит кочерга (7). А на печке греется кот, у которого хвост свисает налево (9). Поставили у стола перевёрнутый стул (4), поели бубликов и тронулись в обратный путь.
Паспорт проекта
«Математика вокруг нас»
Проект «Математика вокруг нас» направлен на изучение чисел, исследование роли чисел в жизни человека. На основе источников литературы, статей, материалов Интернет ресурса учащимися 4 «А» класса исследуется процесс возникновения чисел, их символизация, взаимосвязь чисел и судеб людей. Ребята вспоминают народные поверья, сказки, пословицы и поговорки, стихи, где используются числа, пишут сочинения на тему «Математика в жизни людей разных профессий», «Числа в жизни нашей семьи», приводят факты о родном крае в числах. Работа над данным проектом формирует интерес учащихся к математике, истории, литературе и информатике, а также повышает математическую культуру и расширяет кругозор; формирует понимание о существовании магии чисел. Проект способствует развитию умений, навыков и качеств необходимых человеку 21 века, а именно: умений работать с информацией и навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества , навыков работы в команде. Проект предполагает создание презентации, оформление информационных листов, показ инсценировки «Спор цифр», игру с числами.
2.Предмет исследования:
числа в повседневной жизни человека, в профессиях людей.
3.Цели проекта:
4.Задачи проекта:
Методические задачи :
7.Режим работы: Использование учебных часов (уроки математики, окружающего мира, литературного чтения, технологии), классные часы с просмотром презентации «Тайна числа», «История возникновения чисел», экскурсии по городу «Путешествие за числами», изучение общественного мнения (опрос - анкетирование) «Числа в судьбе людей», посещение библиотеки - подбор пословиц и поговорок с числами, конкурс сочинений «Математика в жизни людей разных профессий», «Числа в жизни нашей семьи», работа в сети Интернет.
8. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение
-материально-техническое оснащение
-учебно-методическое оснащение
-интернет-ресурсы
9.Дополнительно привлекаемые участники
Ученики 4-х классов
Родители
Работники библиотеки
Барсучья кладовая. Александр Барков
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Сорняки
Композитор Алексей Рыбников