Описание русской культуры на родном языке
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.72 КБ |
Сочинение: «Связь русской истории и культуры»
Зунтурова Анжелика
Д.С.Лихачев писал: «Культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам».
Русская культура – плод труда всех народностей России. Она многонациональна. Культура – душа народа, её создавали не только художники или поэты, но и весь народ. Она неразрывно связана с историей государства, ведь если развивается страна, то процветает и культура. Собрав информацию с разных источников и изучив её, я условно разделила историю развития культуры России на семь этапов. К первому периоду можно отнести Древнюю Русь. Русский народ бережно хранит старинные традиции, которые появились в далеком прошлом. Знаний о ней не так уж и много, но в этом прошлом мы пытаемся найти ответ на многие вопросы. Во все времена ведутся споры о вкладе разных народов в культуру древней Руси. Вот, например, во всех летописях писали о призыве варягов на княжение с гордостью, однако в 18 веке это событие пытались вычеркнуть из истории, потому что считали, что если понадобились иностранные правители, то значит, русские племена не были способны сами создать государство. Большой вклад в развитие культуры страны принесла Византия. Она дала нам православную веру, мы переняли у византийцев иконопись, но, например, архитектура у нас отличается. Итак, Древняя Русь – это не заповедный оазис, в котором всё было с самого начала и так и сохранилось до нашего времени, но это и не распутье, на котором бы культура выбрала одну дорогу и пошла по ней, не сворачивая. Мы что-то принесли с собой, от чего-то отказались, что-то взяли у других, а что-то потеряли по дороге.
Второй этап – Московское царство. Русь стала совершенно новым государством. В его основе лежало единство самодержавия и православия. После получения независимости от орды Москва начала искать себя. В центре культуры – православная вера. Смутное время – время культурного кризиса, но заканчивается триумфом. Православная держава окончательно состоялась, закончилась культурная изоляция.
Третий период можно выделить с начала правления Петра I до восстания декабристов. В это время Русь стремилась в Европу, изоляция – не вариант, иначе в культурном развитии Русь неизбежно отстанет. Вопрос был в том, кому именно подражать, учитывая, что самое сильное влияние на тот момент было католическое. Но Петр I решил европеизировать государство по протестантскому образцу. Он стремился полностью изменить культуру русского человека, своих приближённых учил вести себя по-европейски. Но все эти реформы касались только образованного слоя общества, а остальное население Петра I совсем не волновало. Его потомок – Петр III – дал вольную дворянам, теперь они служили не по принуждению, а по желанию. Так родились новые люди, независимые и преданные престолу. Это их портреты мы видим в Третьяковке и в Русском музее. Екатерина II стала заниматься театром, журналами и женским образованием.
Всё бы хорошо, но в 1825 году началась революция, люди были против европеизации, хотели отменить крепостное право. Но декабристы потерпели поражение, и с этого момента пути государства и образованной элиты разошлись. После подавления восстания декабристов, дворянская элита потеряла уверенность в себе, и теперь символом будущего России должен был стать другой социальный слой – русский народ. Публицист Пётр Чаадаев в то время писал: «В России свой особый путь и не похожая ни на кого судьба». Всех занимает один вопрос, что значит быть русским? По мнению Чаадаева, быть русским и быть европейцем это не одно и то же. Все понимают, что у России особая судьба. Но кто такие русские? Кто понимает особый русский путь? Это, конечно, народ. Поэты, композиторы и художники воспевали тяжёлую крестьянскую долю, начались этнографические экспедиции, сбор фольклора. Будущие революционеры устраивают хождение в народ, чтобы просвещать крестьян. Так появляется интеллигенция, образованная часть общества, но слиться с народом ей не удаётся. И пусть следующие эпохи предложат не менее привлекательные культурные пути, вера в народ и поиск особой русской судьбы надолго останется основной идеей. Произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова можно назвать достоянием не только русской, но и мировой культуры.
К пятому периоду можно отнести Серебряный век русской культуры и литературы. Русской культуре впервые не нужно было догонять европейскую. В некоторых областях наша культура даже лидировала. Всех покорил балет Дягилева, музыка Скрябина, система Станиславского, фильмы Эйзенштейна и живопись русского авангарда. А кто может творить и предсказывать будущее? Деятели искусства. Поэтому искусство становится способом прозрения в будущее. Неважно, что художника порой не понимают, ведь он вещает потомкам. Искусство получает право быть загадочным. В этот период важны не только творцы, но и меценаты, промышленники, которые построили заводы, ведь они давали деньги на издание книг, на организацию спектаклей или выставок, ведь искусство – это будущее.
Шестой период – между революцией и Великой Отечественной войной, первые годы советской власти. Русская культура меняет свою направленность. Художники думали, что пришло их время, однако вскоре их надежды сменились разочарованием и страхом. На словах люди строили новое справедливое общество, а на деле все обстояло иначе. Деятели культуры оказались зажаты в тисках советской системы. Некоторые пытались не предавать революционные идеалы, например, В. Маяковский, а некоторые, как Булгаков не принимали советский строй. Платонов и Зощенко пытались говорить на языке новой реальности.
К последнему периоду можно отнести время после Великой Отечественной войны и до распада СССР. Под ударом оказались деятели культуры. Травили Ахматову, Эйзенштейна, Шостаковича. Но со смертью Сталина все изменилось. Началась «оттепель». Страна пыталась вернуться к идеалам революционных лет, например, к интернационалу. Его символом стал огромный фестиваль молодёжи и студентов в Москве, на него съезжались делегаты со всего мира. Поэты шестидесятники выступали у памятника В.Маяковскому. Наконец-то можно было говорить на запретные темы. Повесть А.Солженицына о сталинском лагере печаталась с разрешения власти. Но «оттепель» была недолгой. Культуре пришлось уйти в подполье, но зато там она расцвела. Писатели перестали интересоваться официальными публикациями, многим удалось напечататься за рубежом. Рок-группы из подполья перешли на сцены, произведения писателей Серебряного века и запрещённых современников стали печатать огромными тиражами, фильмы набирали популярность. Итак, этот период развития культуры закончился вместе с СССР. История завершилась, началась современность.
Начинается эпоха новой России. Наиболее сложными для культуры постсоветской России стали девяностые. В это время распались почти все творческие союзы, замерла театральная жизнь, остановилось производство отечественных кинофильмов. В упадок пришло образование. Несмотря на проблемы культуры, по всей стране развивалось искусство, открывались новые музеи и выставочные залы.
В это время судьба нашей страны соткана из разнообразных, порой очень необычных хитросплетений. Представители разных национальностей живут, контактируют друг с другом. Каждый несет свои обычаи и веру, но при встрече это не мешает им найти общий язык.
Кстати, о языке! Ведь именно он –русский язык– доказательство породненной многонациональности нашей страны. Он соткан из исконно русских слов, в него вплетены нити из слов других языков. Все это видоизменено и заточено под каждого представителя России. Разные национальности подарили русскому языку жемчужины самых емких, красивых и ярких слов. Основываясь на исконно русском корне, древо нашего языка, такое разноцветное и прекрасное, отражает всю многоликость нашего народа.
Русские люди всегда гордились и гордятся своей уникальной культурой. Я очень хочу, чтобы, переживая радости и невзгоды, взлеты и падения, показывая всему миру свою мощь и ум, наш народ оставался сильным и терпеливым, как настоящий русский, гордым, как горец Кавказа, выносливым, как житель Сибири. Ведь все эти качества за века накопились в крови каждого россиянина, называющего себя русским независимо от его происхождения.
Волшебная фортепианная музыка
Убунту: я существую, потому что мы существуем
5 зимних аудиосказок
Композитор Алексей Рыбников
Ребята и утята