ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему
«Особенности школ в России и Великобритании»
Тип: исследовательский
Вид: информационно-исследовательский
Актуальность работы – заключается в том, что уже многие десятилетия Великобритания занимает первые строчки в рейтинге стран мира по уровню образования. Опыта развития британской школы в XXI веке, что может быть полезно для осмысления перспектив развития школьного образования в нашей стране.
Уровень образования в России снижается. Многие говорят, что это происходит из-за того, что система образования находится в переходном состоянии, для которого характерны отставание педпрактики от зафиксированных стандартов, которые сами ещё дополняются и переосмысливаются. Другие считают, что это происходит из-за зафиксированных стандартов и нововведений, ведь до 1970-х годов в нашем государстве было одно из лучших образований в мире.
Цель работы: найти различия между системами образования в Великобритании и России.
Цель определила конкретные исследовательские задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_shkol_v_rossii_i_v_velikobritanii_4_3.docx | 50.47 КБ |
Администрация Невского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга «Невская школа»
193318, Санкт-Петербург, Союзный пр., д. 5, к. 2, стр. 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему
«Особенности школ в России и Великобритании»
Тип: исследовательский
Вид: информационно-исследовательский
ФИО учащегося: Вершинин Максим Николаевич 10 «Н» класса
Руководитель: Дадашева П.У. учитель английского языка
Санкт-Петербург
2021
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. Особенности школ в России и Великобритании …………...….....5
1.1 Система образования ………………………………………………......,,6
1.2 Классификация школ………………………..……………………..…,,...8
1.3 Ступени обучения ……………………………………………….……..,.9
1.4 Система оценивания …………………………………………………..,..9
1.5 Дополнительные отличительные особенности …………………….,...10
ГЛАВА 2. Выбор российского школьника: учеба в России или в Великобритании ……….……………………………..………………………,...11
2. 1 Анализ проведенного исследования ………………….…………...….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………....,...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….……………,.16
ПРИЛОЖЕНИЕ…………..……………………………………………………,..17
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время школьники в России могут выбирать место учебы: как в родной стране, так и за рубежом. По популярности, школы Великобритании среди российских школьников занимают первое место. Нам стало интересно, почему? Отсюда и определяется проблема исследования: почему обучение в Великобритании считается престижным? Почему школьникам нравится учиться в Великобритании? А где вообще лучше: в России или в Великобритании? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы решили исследовать, как наша школьная система отличается от системы школ Великобритании. Мы выбрали эту тему, потому что это очень важный вопрос. Мне нравится изучать английский язык и мне интересно всё, что связано с Великобританией. Возможно, когда-нибудь, я или мои одноклассники, смогут получить образование в одном из учебных заведений Великобритании.
Актуальность работы – заключается в том, что уже многие десятилетия Великобритания занимает первые строчки в рейтинге стран мира по уровню образования. Опыта развития британской школы в XXI веке, что может быть полезно для осмысления перспектив развития школьного образования в нашей стране.
Уровень образования в России снижается. Многие говорят, что это происходит из-за того, что система образования находится в переходном состоянии, для которого характерны отставание педпрактики от зафиксированных стандартов, которые сами ещё дополняются и переосмысливаются. Другие считают, что это происходит из-за зафиксированных стандартов и нововведений, ведь до 1970-х годов в нашем государстве было одно из лучших образований в мире.
Цель работы: найти различия между системами образования в Великобритании и России.
Цель определила конкретные исследовательские задачи:
Предмет исследования – отличительные особенности школ России и Великобритании.
Этапы исследования:
1. Подготовка к исследовательской работе (поиск проблемы, постановка целей и задач).
2. Планирование исследовательской деятельности (поиск и анализ информации, изучение литературы).
3. Исследование (социологического опроса, сравнительного анализа, наблюдения и описания).
4. Формулирование выводов.
5. Оформление исследовательской работы.
Практическая значимость исследования обуславливается тем, что само исследование представляет больший интерес не только для учащихся и их родителей, но и для учителей, заинтересованных в этом лиц. Работа настоящего исследования будет полезна непосредственно для учителей английского языка, в плане обновления содержания предмета с социокультурной стороны. Мы полагаем, что использование на уроках подобной информации, сравнение англоязычных школ и школ России, будет способствовать познавательной активности учащихся, расширению их коммуникативных возможностей, будет благоприятствовать созданию положительной мотивации на уроке.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ШКОЛ В РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ
1.1 Система образования
Уроки
В Великобритании используется исследовательский подход, при котором вся деятельность школьника направлена на расширение его познаний и их применение на практике. Именно поэтому в английских школах основная часть учебного времени отводится лабораторным и практическим занятиям, дискуссионным клубам и работе над творческими проектами. При этом ученики работают в группах, а учителю отводится роль наставника, дающего советы и направляющего поиск решения в нужное русло.
В России еще 10 лет назад дидактическая модель обучения предполагала главенствующую роль учителя. Ученики на уроках должны были сидеть за партами, строго следовать указаниям учителя и запоминать новый материал. С введением ФГОС модель обучения максимально приблизилась к западной.
Предметы
Российскую школьную программу можно представить в виде перевернутой пирамиды, балансирующей на вершине: обучение в школе начинается с алфавита и устного счёта, а заканчивается изучением высшей математики, физики, химии и так далее.
Британская же «пирамида» прочно стоит на основании: с малых лет дети изучают широкий спектр школьных дисциплин, двигаясь к более узкой специализации в старших классах, где в последний год они изучают всего 3-4 предмета. Таким образом, британцам удаётся избежать проблем с самоопределением: в школах Великобритании дети выбирают направление обучения уже в 14 лет, тогда как в России этот выбор происходит в основном перед поступлением в ВУЗ.
Классы
Другой отличительной особенностью школ в Великобритании является отсутствие постоянного состава классов. В младшей школе ученики каждый сентябрь начинают учиться в новом классе, смешанном из нескольких параллельных. Старшеклассники же и вовсе на каждом уроке оказываются в новой компании, так как классы формируются по направлениям и выбранным предметам. Британцам незнакомо понятие «одноклассник»: социализация происходит в рамках всей параллели. Круг общения, с одной стороны, становится шире, а с другой — проходит через фильтр общих интересов.
В последние годы в школах России смешение состава класса происходит при переходе в среднее и старшее звено- это зависит от выбора профиля.
1.2 Классификация школ
Классифицировать школы в Великобритании можно по нескольким критериям.
В России есть государственные школы, частные школы и специальные школы.
1.3 Ступени обучения
В Великобритании существует несколько ступеней обучения:
для младших школьников:
для старших классов:
Для получения сертификата о среднем образовании - General Certificate of Secondary Education, школьники должны сдать экзамен, который проверяет знания по 7-9 предметам учебного курса.
Типы школ в России:
При переходе на ФГОС современная модель образования в России становится похожей на западную: вводятся различные формы тестирования для проверки знаний при переходе на следующую ступень обучения.
1.4 Система оценивания
В школах России оценивают знания обучающихся средних школ по пятибалльной системе: «единица» - слабые успехи, «двойка» - неудовлетворительно, «тройка» - удовлетворительно, достаточно; «четверка» - хорошо, «пятерка» - отлично. Учителя добавляют к этим оценкам плюс или минус, но это неофициальное дополнение и при выведении итоговых оценок не учитывается. В конце четверти, полугодия, учебного года полученные оценки суммируются, и выводится среднее арифметическое с уклоном в пользу ученика.
Достаточно сложная система школьных оценок в Великобритании, она буквенная. После окончания средней школы ученики получают сертификат GCSE (General Certificate of Secondary Education - общее свидетельство о получении среднего образования), в котором оценки обозначены буквами от A до G. Оценка «А» самая высокая – превосходно. Оценка «G» самая низкая. Есть еще оценка «U» (Unclassified) - экзамен не сдан, набрано меньше необходимых баллов.
1.5 Дополнительные отличительные особенности
Школы в Великобритании имеют в своем распоряжении несколько автобусов, которые привозят и увозят детей в школу и из школы. Такой способ обеспечивает безопасность детей в передвижении, что является несомненным плюсом.
В Российских школах отсутствует личный транспорт. До сих пор есть такие сёла, в которых нет школ и детям приходится преодолевать большие расстояния, чтобы добраться до места учёбы.
Наказания в русских школах заключаются в том, чтобы остаться после уроков, написать объяснительную, отвести к завучу, директору; сделать замечание или дать совет по устранению определенного поведения.
Наказания в британских школах - это строки (в Англии, когда учитель дает вам «строки», вы снова и снова пишете какое-то предложение, возможно, пятьдесят или сто раз. Например, вы можете написать такое предложение «Я должен делать свою домашнюю работу» или «Я не должен опаздывать»). Также за провинность школьников оставляют после занятий, чтобы помочь что-то сделать в кабинете, например, убраться. Есть такая форма наказания, когда ученику не разрешается посещать школу в течение нескольких дней или недель. Самая серьёзная форма наказания в Великобритании, это когда ученика исключают из школы за плохое поведение и ученик вынужден идти в другую школу, где уже известно о его плохом поведении [10; 50].
В названиях школ Британии присутствуют имена: Manchester School, Mary Hampden School, Abbey Road. Школы в России имеют номера: школа №5.
В Великобритании ученики обращаются к учителям: Мистер, Миссис (Мисс). В России ученики обращаются к учителям: по имени и отчеству.
Школьная форма в Великобритании является обязательной: обязателен галстук, форма тёмных цветов, наличие эмблемы на кармане, шкафчики для одежды, книг, вещей.
Школьная форма в России не во всех образовательных учреждениях является обязательной.
ГЛАВА 2. ВЫБОР РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА: УЧЕБА В РОССИИ ИЛИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
2. 1 Анализ проведенного исследования
Было решено провести опрос среди учащихся школы с углубленным изучением иностранных языков. Целью которого было выявить отношение учащихся к системе образования Великобритании. Анкета состояла из следующих вопросов:
Результаты анкетирования показали что из 34 опрошенных, 34 хотели бы выбирать предметы для обучения, лидирующие строчки заняли такие предметы как: английский язык, обществознание, русский язык, алгебра и история. Предметы которые посчитали больше всего необязательными были: астрономия, физическая культура, информатика, ОБЖ и химия. Чуть больше половины опрошенных выбрали бы обучение в частной школе. И 26 человек выбрали бы свое дальнейшее обучение в Великобритании.
Опрос показал, что российские школьники считают образование в Великобритании гораздо качественным и удобным, нежели в России. Им также понравилось, что вместо теории на уроках практика - это интересно и наглядно. Также, в ходе исследования выяснилось, что большинство опрошенных нами учеников хотели бы обучаться в британских школах, потому что там больше перспектив в будущем.
\
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследуя данную тему, была изучена литературу; выявлены основные особенности школ России и Великобритании; проведён опрос среди учеников; проанализированы результаты социологического опроса.
Мы смогли решить поставленную перед нами задачу, объяснить цель и проблему выбора британской школы российскими учениками. В начале нашей работы у нас возникла проблема нехватки современной литературы, поэтому нам пришлось воспользоваться интернет ресурсами.
В исследовательской работе сравнивались школьные системы Великобритании и России. Сравнивая и анализируя источники литературы, собственный социологический опрос можно сказать, что система образования в Великобритании и России различается. У них есть свои сильные и слабые стороны, но я думаею, что британская система имеет больше преимуществ. Поэтому предпочтение ученики нашей школы отдают системе образования Великобритании. По их мнению, британская система во многих отношениях лучше российской. Но всё же хотелось бы отметить, качество обучения зависит от нашей готовности учиться и соблюдать школьные правила поведения.
В дальнейшем нам бы хотелось исследовать глубже систему образования Великобритании и России, потому что, работая над темой исследования, понимаешь, что она очень актуальна для меня, моих сверстников и наших родителей. Российское образование безусловно меняется, постепенно перенимая некоторые аспекты модели западного образования. В связи с этим появляются новые проблемы и задачи для того, чтобы изучать и исследовать данную тему.
Таким образом, мы хотели бы дать несколько рекомендаций: российское образование должно воспитывать разностороннюю личность, способную достигать успехов в разных сферах жизни. Никто не знает, что будет в мире через несколько десятков лет, и сегодняшний ученик должен быть в состоянии не отставать от темпов постоянно меняющегося мира. И тогда российское образование тоже будет считаться престижным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Просто так
Городецкая роспись
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Браво, Феликс!
Невидимое письмо