Исследовательская работа «Влияние настроения на успешность у учащихся младших классов»
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_vliyanie_nastroeniya_na_uspeshnost_u.pptx | 767.15 КБ |
Слайд 1
Исследовательская работа «Влияние настроения на успешность у учащихся младших классов» Автор: Судакова Полина Место учебы: МАОУ СОШ №13 им. П.А. Леонова, 4 Б класс Научный руководитель: Федотова А.В.Слайд 2
Оглавление: Введение Глава 1. Настроение и его влияние на человека Глава 2. Изучение влияния настроения на успешность учащихся младших классов Заключение Литература Приложения
Слайд 3
Введение: Мне стало интересно, почему иногда для меня уроки в школе проходят быстро, интересно и легко, а в другие дни, несмотря на интересные, увлекательные темы, время на уроке длится невыносимо долго, не хватает активности. И я задалась вопросом: «Влияет ли мое настроение на мои успехи в учебе? Если влияет, то как?». В связи с этим и возникла тема настоящего исследования. Цель: изучение влияния настояния на успешность учащихся в 4 классе. Объект исследования: настояние учащихся Предмет исследования: влияние настроения на успешность в учебе. Задачи: 1 . Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования. 2. Выяснить, что влияет на настроение детей младшего школьного возраста. 3.Узнать, как настроение связано с успехами в учебе. 4.Провести наблюдение, как настроение влияет на успеваемость, качество выполнения заданий младшими школьниками. 5. Разработать рекомендации по улучшению настроения.
Слайд 4
Гипотеза: Предположим, что успешность в учёбе может зависеть от настроения, так как положительные эмоции помогают лучше усвоить знания. Методы исследования: Анализ и обобщение литературы по исследуемой теме; Заполнение дневника настроения; Анкетирование; Анализ и обобщение полученных данных; Эксперимент: влияние эмоционально окрашенного чтения рассказа на запоминание и его объем. Работа состоит из введения, двух глав – теоретической, практической, заключения и списка литературы.
Слайд 5
ГЛАВА 1. Настроение и его влияние на человека Существует несколько определений термина «настроение» Настроение — достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов (такое определение дается в книге «Психология. Учебник» Нуркова В.В.) . Настроения принято отличать от аффектов, чувств и эмоций. Может означать также : эмоциональное состояние, которое вызывает какой-либо объект или явление (например, картина или мелодия). В таком случае говорят о настроении этого объекта (настроении картины, настроении мелодии). систему ожиданий и стремлений, установок, желаний кого-либо (социальной группы как политического ресурса, человека как рабочей единицы и тому подобного). Синонимом этого значения является слово «настрой». Настроение способно значительно влиять на поведение человека, его видение мира, решения. Настроение самый продолжительный эмоциональный процесс из всех существующих. На настроение может влиять огромное количество факторов (физическое, психическое здоровье, жизненные события, условия, негативные события, статус, алкоголь, медикаменты и др.).
Слайд 6
В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение: Настроение – это внутреннее душевное состояние человека. Что же влияет на наше настроение? Наше настроение обусловлено и напрямую зависит от эмоции. Настроение в отличие от эмоций более продолжительное и ровное. В литературе даны следующие определения эмоциям: Эмоции – это специфические переживания человека, связанные с жизненными потребностями чувство, душевное переживание интересами, их удовлетворением, имеющие приятные или неприятные тона. Эмоции - это психологическое состояние человека, которые возникает в зависимости от физического и психологического самочувствия в определенный момент, как продвигается процесс удовлетворения его интересов, потребностей. Эмоции выступают как специфические переживания, характеризующие нашу жизнь, все ее процессы ( www . nastroeniya.net) . Настроение часто вызвано определенной причиной (даже если индивид этого не осознает), но распространяется на внешние события, не связанные с первопричиной, на происшествия любого характера, вообще на любое воздействие. К примеру, если человек находится в подавленном настроении, его не будет радовать ни работа, ни отдых, ни общение с близкими. Вывод: Настроение – психический феномен, который хоть и зависит от очень многих факторов (которые, как, к примеру, физиология, порой совершенно неподконтрольны сознательной части психики), тем не менее, поддается корректировке и контролю ( https://kzdialog.ru/lichnost/kogo-nazyvayut-chelovekom-nastroeniya ).
Слайд 7
Плохое настроение можно самостоятельно себе поднять, а хорошее самому себе испортить. Следовательно, секрет сохранения хорошего настроения прост – сознательное поддержание положительных эмоций . Когда человек не контролирует свои эмоции и чувства, не имеет настроя на позитив, ему очень легко «скатиться» до скуки, а затем и тоски и других форм проявления плохого настроения. Способов сохранить хорошее настроение немало, все эти способы индивидуальны, кому-то для этого необходимо посмотреть любимый фильм, почитать любимую книгу, прогуляться по парку, порисовать. Настроение оказывает влияние на оценку людей и событий, а также на предположение и оценку возможных результатов деятельности. ВИДЫ НАСТРОЕНИЯ:
Слайд 8
В хорошем настроении человек активен, бодр, проявляет интерес, бдителен, с энтузиазмом, настроен на достижение целей, нацелен на успех. В плохом настроении человек все происходящее воспринимается через призму негативизма, пассивен, пессимистичен, проявляется апатия, лень, скука, опасение, страх, замкнутость, сожаление, неодобрение происходящего вовне, неуверенность в себе. При раздражительности проявляется скрытая или явная агрессия, гнев, ярость. Хорошее настроение оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, плохое отрицательно воздействует на организм. Создав хорошее настроение, постарайтесь удержать его в течение дня. Учитель систематически тренировать состояние. Здесь для каждого свой «рецепт», как и говорила ранее. Некоторые способы получения положительных эмоций: посмотреть любимый фильм, спектакль; посетить театр или картинную галерею; заняться спортом; послушать любимую музыку; порисовать, попеть, посмотреть «Ералаш» или любую другую юмористическую передачу; погулять по парку; встретиться с друзьями; побыть в круг близких людей и др. Причем в большинстве случаев уже само ожидание чего-то важного, нужного, интересного вызывает хорошее настроение. Особенно это состояние можно отследить, когда ожидаешь новый год, свой день рождение или поездку в отпуск.. В радостном настроении человек склонен все воспринимать в положительном свете.
Слайд 9
Замечено, что жизнерадостные, веселые люди надолго сохраняют молодость, бодрость духа, обаяние. Не забывайте об этом. И не бойтесь показать свое хорошее настроение. Больше улыбайтесь. Иногда, мы боимся показывать свое хорошее настроение и при хорошем настроении говорим привычно вялым голосом, смотрим тусклым взглядом, хмуримся. В результате постепенно хорошее настроение как-то само собой улетучивается, меняется психическое состояние, оно начинает соответствовать нашему внешнему виду. Поэтому надо учиться поступать иначе. Даже если трудно, не поддаваться эмоциям, держаться достойно и внутренне, и внешне.
Слайд 10
Глава 2. Изучение влияния настроения на успешность учащихся младших классов. В младшем школьном возрасте эмоции играют большую роль в процессах запоминания, а, значит, и усвоения знаний. Хорошее настроение вызывает ускорение, угнетенное – замедление представлений (такое определение дано В.С. Дерябиным в книге «Чувства, влечения, эмоции»). Лучше запоминается то, что интересно, важно, на чем сосредоточивается внимание, т.е. то, что имеет более выраженную эмоциональную окраску. Любая информация заинтересует, если она подана эмоционально, ярко, с чувством. И. наоборот, если информация дается тусклым монотонным голосом, без всяких эмоций, она не останется в памяти совсем. Раз эмоции играют большую роль, значит, большую роль играет и настроение. Хорошее настроение должно влиять на успешность выполнения заданий, на запоминание материала. Затем мы провели эксперимент. Для достижения поставленной цели была использована методика « Цветограмма » Люшера , представленная в виде таблицы настроения, а также беседы и наблюдения. Учитель участвовала в эксперименте, мы попросили ее провести небольшую проверочную работу в начале и конце недели и сравнить результаты. Цветовой тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Тест Люшера также основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. ( https://psycabi.net/testy/553-tsvetovoj-test-lyushera-polnyj-variant-metodiki ). Оказалось, что в конце недели хороших оценок становится меньше. Это может говорить о том, что к концу недели дети устают. Если сопоставить настроение, то окажется, что и настроение тоже чуточку падает. Можно сказать, что усталость повлияла на настроение, а настроение – на результат, т.е. на успешность.
Слайд 11
Заключение Эксперимент показал, что гипотеза подтвердилась – если у детей хорошее настроение, они лучше усваивают материал. Выводы: 1. Условия, состояние здоровья, окружающие влияют на настроение. 2. В младшем школьном возрасте эмоции играют большую роль в процессах запоминания, а, значит, и усвоения знаний. 3. Хорошее настроение вызывает ускорение, плохое – замедление усвоения знаний. 4. Настроение влияет на успешность. Дополнительное рекомендации для хорошего настроения: • Соблюдайте режим дня. Спите в прохладной комнате. Хороший сон –источник хорошего настроения. • Улыбайтесь и здоровайтесь. Желать человеку здоровья и дарить ему улыбку – значит, подарить ему хорошее настроение. • Учитесь находить красоту в окружающем мире. Любуйтесь рассветом, птицами, облаками, цветами, снежинками, звездами. • Делитесь своими переживаниями с близкими людьми. Поделишься обидами – их станет меньше, поделишься радостями – их станет больше. • Поиграйте в подвижные игры или потанцуйте, так словно вас никто не видит.
Слайд 12
Литература: 1. Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции / Под ред. А.И.Смирнова , А.В. Трохачева . Л., 1974. 2. Леви В. Л. Не только депрессия: охота за настроением. — М.: Торобоан , 2008. — С. 126. — 352 с. — (Конкретная психология). 3. Психология. — Юрайт-Издат , 2003. — 576 с. — 5000 экз. — ISBN 978- 5-9692-0465-2. 4. https://ourmind.ru/kakim-byvaet-nastroenie 5. http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=36268
Слайд 13
Приложение 1. Таблица 1. Факторы, влияющие на настроение (по опросам учащихся 4 Б класса) Поднимают настроение: Добрые, хорошие слова Хорошие оценки Похвала учителей Похвала родителей Праздники Игры Хорошая погода Подарки Комедии, смешные рассказы и т.п. Снижают настроение: Когда обижают, дразнят Плохие отметки Замечания от учителей Когда что-то не получается Плохая погода Болезнь Усталость Когда родители ругаются Когда не выспался
Слайд 14
Таблица 2. Результаты проверочной работы В конце недели В начале недели 6 5 4 3 2 1 Мало ошибок Много ошибок
Слайд 15
Приложение 2. Исследование: выявление факторов, влияющих на настроение 1. Дневник настроения Сделать карту настроения. Наклеивать цветные кружочки до начала занятий и после занятий в течение недели. Использовать методику «Цветовой тест Люшера ». Приготовить кружочки. Цвета: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и черный. Основываясь на психологической характеристике цветов (зеленый - спокойное, уравновешенное настроение; красный –радостное, восторженное; желтый – светлое, приятное; синий – грустное, неуравновешенное; фиолетовый – тревожное; черный –напряженное, полный упадок сил). Сочетание зеленого, красного, желтого цветов составляет хорошее настроение, а синий, черный и фиолетовый – плохое настроение. 2.Анкетирование Провести опрос и проанализировать данные. 3. Наблюдение за детьми во время перемены. Отмечать в списке детей, у которых пониженное настроение, проводить беседу, чтобы выяснить, почему у учащегося нет настроения и записать причину. 4. Эксперимент: проверочная работа в начале и конце четверти.
Слайд 16
Приложение 3. Анкета «Настроение» Дата:____________________ Класс________ Ф.И.______________________________________________________________ Вопросы: 1.Хорошее настроение у меня бывает: часто редко 2.У меня настроение портится от: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 3. Цвет хорошего настроения: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. У меня настроение поднимается, когда: _________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Слайд 17
Приложение 4. Дневник наблюдений за настроением Цель: выявление факторов, влияющих на настроение Инструкция: отмечать в графах напротив имен настроение значками: хорошее настроение - плохое настроение Обязательно написать причину Хорошее настроение Плохое настроение Фамилия, имя, дата
Слайд 18
Приложение 5. Мое настроение в класса (лист самооценки) Дата До уроков После уроков
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Груз обид
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Паук
Что общего у травы и собаки?