В исследовании рассмотрено профессиональное самоопределение как процесс развития внутренней позиции профессионала, т.е. мотивации профессиональной деятельности, отношения человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности, и сделали вывод об актуальности выбранной темы.
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_proekt_ayvasedo_alina.docx | 96.13 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования»
с. Самбург Пуровского района
Тема проекта
Мотивы выбора профессии одноклассников
Работа ученицы 11 класса
Ф.И.О. обучающегося
Айваседо Алины Романовны
Руководитель проекта
Ф.И.О. Енкова Наталья Евгеньевна
Работа допущена к защите «_____» _______________ 2021 г.
Подпись руководителя проекта _________________/ Енкова Н.Е. /
Самбург
2021 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретические основы мотивов выбора профессии………………....5
1.1 Содержательные основы мотивов выбора профессии в профессиональном самоопределении старшеклассников…………………………………………....5
1.2. Предпосылки и факторы мотивов выбора профессии подростков………7
Глава 2. Экспериментальное формирование мотивов выбора профессии одноклассников…………………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………….....17
Литература……………………………………………………………………….19
Приложения……………………………………………………………………...20
Введение
В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире, в результате чего меняется рынок труда и требования к уровню профессиональной подготовки профессионалов своего дела. К вопросу выбора профессии в школе подходят с особым вниманием. Данная тема является одной из самых актуальных.
Актуальность проблемы. В последнее время значительно возросла актуальность профориентации школьников в условиях социального и научно-технического прогресса. Наличие, с одной стороны, многообразия профессий и специальностей, усложняющегося производства, с другой - людей, отличающихся целым рядом устойчивых индивидуально-личностных характеристик, настоятельно требует учета этих факторов в выборе профессии, учебного заведения, расстановке и перестановке кадров на рабочих местах, т.е. в целом учета человеческого фактора. Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей. Внутренняя позиция человека находит свое объективное отражение в профессиональном становлении личности.
Старший школьный возраст - период, в который происходят наиболее значительные изменения в формировании личности. Именно в данное время самоопределение становится эффективным центром жизненной ситуации старшеклассников. Личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, задаёт личностно-значимую ориентацию на достижение определённого уровня в системе социальных отношений, на основе чего вырабатываются требования к определённой профессиональной области, осуществляется профессиональное самоопределение. Поэтому актуальным является вопрос мотивации старшеклассников в выборе профессии.
На основе изученной нами литературы был разработан научный аппарат исследования:
Цель исследования: изучение и исследование мотивов выбора профессии одноклассниками.
Задачи исследования:
Гипотеза: круг интересов в 10 – 11 классе резко сужается, подростка интересуют только профилирующие предметы будущей профессии. Одним из главных мотивов выбора профессии подростки назовут интерес к будущей профессиональной деятельности, потребность в общении. Подросток, в выборе будущей профессии будет основываться на своих способностях и интересах.
Объект исследования: мотивы выбора профессии.
Предмет исследования: мотивы выбора профессии профессионального самоопределения подростков в условиях средней школы.
Методы исследования: диагностический (анкетирование, тестирование, проведение опросов); аналитические (обработка результатов исследования, их сравнение).
Экспериментальная выборка исследования - учащиеся 10–х классов МБОУ «ШИСОО» с. Самбург в количестве 15 человек.
Глава 1. Теоретические основы мотивов выбора профессии
В настоящее время все чаще ставится вопрос о профессиональном становлении подростка. Учащиеся 10–11 классов испытывают стрессовое состояние, находясь перед выбором профессии.
Старший школьный возраст - один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям [5].
Учитывая, что современный человек большую часть жизни проводит на работе, можно с уверенностью предположить, что он будет стремиться удовлетворить их и в своей трудовой деятельности.
Мотив – (от лат. movere - приводить в движение, толкать):
Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:
Таким образом, старшеклассники, выбирают именно те профессии, которые в дальнейшем им будут интересны, востребованы на рынке труда, приносящие доход и будут удовлетворять потребность субъекта.
1.2. Предпосылки и факторы мотивов выбора профессии подростков
Когда человек выбирает профессию первый раз, он, к сожалению, очень редко задумывается о том, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти работу. А потом оказывается, что, окончив учебное заведение и получив диплом, человек остается без работы, ни дня не проработав по специальности. При плановой экономике учебные заведения набирали столько учащихся, сколько потом государство могло трудоустроить. Теперь экономика рыночная, и гарантировать трудоустройство может только спрос работодателей на представителей той или иной профессии.
Каковы же возможные причины, заставляющие людей работать на той или иной работе? Чего люди ждут, что хотят получить от своей профессиональной деятельности?
По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.
Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.
Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии».
Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.
О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.
Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.
Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.
В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.
Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так, как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.
Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки
Таким образом, старшеклассники при выборе профессии, оказываются под большим влиянием многих окружающих их факторов, таких как: родители, сверстники, общество и т.д. Поэтому в большинстве случаев, они делают не верный выбор профессии, что в дальнейшем сказывается на их исполнительности в работе.
Выводы по первой главе.
Уже в 10-11 классах старшеклассники начинают задумываться над любимой и высокооплачиваемой работой. Но чаще всего в юном возрасте не все «нашли себя», а то есть всё еще пробуют себя в различных направлениях, но из-за различных влияний, таких как (родители или же сверстников), давление на субъекта становится сильнее, и это не считая того, что он себя ещё не нашёл как личность. Поэтому зачастую они выбирают не ту профессию, которую могли бы выбрать в спокойной обстановке, сложив все плюсы и минусы. Из-за этого, будучи работниками на той профессии, которую они выбрали под давлением, большинство людей, работают не с пользой для окружающих или же, потому что им нравится выполнять свою работу, а работают без интереса, только чтобы заработать деньги.
Глава 2. Экспериментальное формирование мотивов выбора профессии одноклассников
Данный индивидуальный проект имеет цель изучение и исследование мотивов выбора профессии одноклассниками исследуемой выборки - учащихся 10 класса Самбургской средней общеобразовательной школы-интернат.
Объектом исследования является мотивы выбора профессии.
Предмет исследования: мотивы выбора профессии профессионального самоопределения подростков в условиях средней школы.
Используя опытно-экспериментальные материалы нам необходимо выявить отношение одноклассников к различным мотивам выбора профессий и ведущим факторам влияющим на профессиональную мотивацию.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что круг интересов учеников 10 – 11 классов резко сужается, подростка интересуют только профилирующие предметы будущей профессии. Одним из главных мотивов выбора профессии подростки назовут интерес к будущей профессиональной деятельности, потребность в общении. Подросток, в выборе будущей профессии будет основываться на ее престижности и материальной обеспеченности, а не на своих способностях и интересах.
Мы подобрали методики, позволяющие выявить уровень профессиональной мотивации и профессионального самоопределения учащихся: методика «Мотивы выбора профессии» [7], анкета мотивов выбора профессии [9], тест мотивации выбора профессии (Ясюковой Л.А., [7]).
Для работы учащиеся получают и подписывают бланки с подобранными методиками, на которых имеются инструкции, и в таблицах - сами суждения-мотивы и варианты для оценок значимости каждого фактора при выборе дальнейшего жизненного пути. Инструкция: «Вы уже, наверное, решили, куда пойдете учиться или работать после окончания школы. В ответных бланках, которые вы получили, в левой колонке приведены различные причины, которые могут влиять на выбор вуза, колледжа, будущей профессии. Отметьте, пожалуйста, в какой степени каждый из факторов повлиял на ваш выбор. Для этого необходимо против каждого фактора (не пропуская ни одного) поставить соответствующий знак, который прописан в инструкции (смотри приложение).
Для обработки необходимо присудить баллы выборам подростка и записать их в сводные таблице 2.1., 2.2. и 2.3.
Таблица 2.1
Методика «Мотивы выбора профессии»
№ учащегося | С | И | «+» | «-» | Доминирующая мотивация |
20 | 17 | 16 | 24 | внешние отрицательные мотивы внутренние социально значимые | |
19 | 19 | 20 | 6 | внешние положительные | |
19 | 15 | 18 | 16 | внутренние социально значимые | |
14 | 12 | 14 | 12 | внутренние социально значимые внешние положительные | |
14 | 15 | 15 | 15 | внутренние индивидуально значимые внешние положительные внешние отрицательные | |
25 | 23 | 14 | 18 | внутренние социально значимые внутренние индивидуально | |
18 | 21 | 18 | 11 | внутренние индивидуально значимые | |
17 | 18 | 14 | 14 | внутренние индивидуально значимые | |
15 | 24 | 11 | 8 | внутренние индивидуально значимые | |
17 | 18 | 16 | 13 | внутренние социально значимые | |
16 | 20 | 18 | 11 | внутренние индивидуально значимые | |
15 | 23 | 21 | 14 | внутренние социально значимые внутренние индивидуально значимые | |
20 | 21 | 14 | 17 | внутренние индивидуально значимые внутренние социально значимые | |
18 | 18 | 16 | 11 | внутренние социально значимые внутренние индивидуально значимые | |
18 | 22 | 20 | 13 | внутренние индивидуально значимые внешние положительные |
По таблице 2.1. можно сделать вывод:
«И» — внутренние индивидуально значимые мотивы, 10 ответов одноклассников, что составляет (67%)
«С» — внутренние социально значимые мотивы, 8 ответов одноклассников, что составляет (53%)
«+» — внешние положительные мотивы, 4 ответов одноклассников, что составляет (27%)
«—» — внешние отрицательные мотивы, 2 ответов одноклассников, что составляет (13%)
Представим полученные данные в диаграмме, рис. 2.1.
Рис. 2.1. Результаты диагностики методики «Мотивы выбора профессии» учащихся
Как мы видим из диаграммы рис. 2.1, одноклассники больше всего ориентируются на внутренние индивидуальные значимые мотивы выбора профессии и немного меньше на внутренние социально значимые мотивы. Всего 4 опрошенных одноклассников выбрали внешние положительные мотивы. И самая малая часть опрошенных выбрали внешние отрицательные мотивы. Таким образом, можно сделать вывод, что акцент явно выявляется на внутренних индивидуальных значимых мотивах.
Таблица 2.2
Анкета мотивов выбора профессии
№ учащегося | А | Б | В | Доминирующая мотивация |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 4 | 6 | стремление к творческой работе | |
1 | 5 | 6 | стремление к творческой работе | |
4 | 8 | 8 | материальное благополучие интерес к новым технологиям | |
4 | 8 | 8 | материальное благополучие интерес к новым технологиям. | |
5 | 7 | 7 | материальное благополучие интерес к новым технологиям. | |
6 | 7 | 8 | стремление к творческой работе материальное благополучие | |
3 | 7 | 8 | стремление к творческой работе материальное благополучие | |
3 | 3 | 7 | стремление к творческой работе | |
2 | 3 | 6 | стремление к творческой работе | |
5 | 7 | 8 | стремление к творческой работе материальное благополучие | |
6 | 7 | 7 | материальное благополучие интерес к новым технологиям | |
7 | 3 | 8 | стремление к творческой работе престижной профессии |
Продолжение таблицы 2.2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 8 | 8 | материальное благополучие интерес к новым технологиям | |
14. | 6 | 5 | 7 | стремление к творческой работе |
15. | 4 | 7 | 8 | стремление к творческой работе материальное благополучие |
По таблице 2.2. можно сделать вывод:
Представим полученные данные в диаграмме, рис. 2.2.
Рис. 2.2. Результаты диагностики анкеты мотивы выбора профессии
Как мы видим из диаграммы рис. 2.2 учащиеся стремятся больше к творческой работе, познанию новых технологий и хотят больше приобретать новые навыки и умения в разных сферах. Чуть меньше учащихся выбирают себе профессии только из-за материального благополучия. И меньше всего учащихся выбирают себе профессию из-за престижности. Таким образом, можно сделать вывод, что одноклассники ищут больше профессии исходя из своих собственных интересов. И только один из опрошенных ориентируется на престижность профессии, которую он выберет в дальнейшем.
Таблица 2.3
Тест мотивации выбора профессии (Ясюкова Л.А.)
№ учащегося | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Доминирующая мотивация |
9 | 8 | 8 | 7 | 6 | 8 | 6 | интерес к будущей деятельности потребность в общении стремление к материальной обеспеченности познавательные потребности | |
7 | 6 | 5 | 7 | 5 | 6 | 5 | интерес к будущей деятельности забота о престиже | |
8 | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | интерес к будущей деятельности стремление к материальной обеспеченности забота о престиже важность мнения значимых людей познавательные потребности случайные причины. | |
6 | 6 | 6 | 6 | 5 | 8 | 5 | познавательные потребности | |
7 | 7 | 6 | 5 | 6 | 7 | 8 | случайные причины интерес к будущей деятельности потребность в общении познавательные потребности | |
9 | 7 | 7 | 8 | 5 | 9 | 5 | интерес к будущей деятельности познавательные потребности. забота о престиже | |
6 | 5 | 5 | 6 | 4 | 6 | 5 | интерес к будущей деятельности забота о престиже познавательные потребности | |
6 | 4 | 5 | 6 | 6 | 7 | 5 | познавательные потребности | |
9 | 7 | 5 | 5 | 3 | 8 | 3 | интерес к будущей деятельности познавательные потребности | |
9 | 6 | 8 | 8 | 5 | 8 | 6 | интерес к будущей деятельности стремление к материальной обеспеченности забота о престиже познавательные потребности | |
9 | 7 | 7 | 9 | 4 | 7 | 6 | интерес к будущей деятельности забота о престиже | |
8 | 8 | 8 | 8 | 5 | 7 | 6 | интерес к будущей деятельности потребность в общении стремление к материальной обеспеченности забота о престиже | |
7 | 6 | 8 | 7 | 4 | 9 | 6 | познавательные потребности стремление к материальной обеспеченности | |
8 | 6 | 7 | 8 | 5 | 9 | 6 | познавательные потребности интерес к будущей деятельности забота о престиже | |
9 | 8 | 8 | 7 | 6 | 8 | 6 | интерес к будущей деятельности потребность в общении стремление к материальной обеспеченности познавательные потребности |
По таблице 2.3. можно сделать вывод:
1-собственно профессиональная мотивация (интерес к будущей деятельности) 12 ответов детей, что составляет (80%).
2-коммуникативная мотивация (потребность в общении) 3 ответов детей, что составляет (20%).
3-прагматичная мотивация (стремление к материальной обеспеченности) 6 ответов детей, что составляет (40%).
4-статусная мотивация (забота о престиже) 8 ответа детей, что составляет (53%).
5- социальная мотивация (важность мнения значимых людей) 1 ответов детей, что составляет (7%).
6-учебная мотивация (познавательные потребности) 12 ответов детей, что составляет (80%).
7-внешняя мотивация (случайные причины) 2 ответа детей, что составляет (13%).
Представим полученные данные в диаграмме, рис. 2.3.
Рис. 2.3. Результаты диагностики мотивации выбора профессии учащихся
Как мы видим из диаграммы рис. 2.3 у учащихся преобладает собственно профессиональная мотивация (интерес к будущей деятельности) и учебная мотивация (познавательные потребности). Причем, нельзя говорить только конкретно о профессиональной и учебной мотивации, т.к. помимо ответов на данные мотивацию встречались и ответы, когда одноклассники демонстрирует другие виды мотивации, такие, как и статусная мотивация (забота о престиже) и прагматичная мотивация (стремление к материальной обеспеченности). Менее всего выражена социальная мотивация (важность мнения значимых людей).
Выводы по 2 главе: В данной главе мы исследовали мотивы выбора профессионального самоопределения подростков в условиях средней школы. Подобрали методики, позволяющие выявить уровень профессиональной мотивации и профессионального самоопределения учащихся.
Нами проведено исследование на изучение трех разных мотивов выбора профессии. В опросах принимали участие 15 человек. Проходя методику по выборам профессий, можно отметить, что большинство опираются на внутренние социально значимые мотивы. Предпочитают выбирать самостоятельно, в какое направление им будет легче двигаться. Далее мои одноклассники выполняли анкетирование, в котором стало ясно, что учащихся, выбирающие профессию исходя из личных интересов и учащиеся, которые ищут профессию только из-за материального благополучия практически одинаковое количество процентов. Далее мои одноклассники проходили тест, где мы видим преобладание собственно профессиональной мотивации (интерес к будущей деятельности) и учебная мотивация (познавательные потребности).
Заключение
Проблема выбора будущей профессии – одна из ярких проблем, с которой сталкиваются старшеклассники в своей жизни. Изучая данный вопрос, мы столкнулись с мотивационным компонентом, который в разрешении данного вопроса имеет центральное значение. Важно формирование осознанного выбора у школьников, то есть становление самоопределения.
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
В исследовании рассмотрено профессиональное самоопределение как процесс развития внутренней позиции профессионала, т.е. мотивации профессиональной деятельности, отношения человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности, и сделали вывод об актуальности выбранной темы.
Целью нашего исследования являлось изучение и исследование мотивов выбора профессии одноклассниками.
На основе теоретического анализа проблемы нами выявлено отношение одноклассников к различным видам мотивом при выборе будущей профессии: интерес к будущей деятельности, познавательные потребности, внутренние индивидуально значимые мотивы.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что круг интересов в 10 – 11 классе резко сужается, подростка интересуют только профилирующие предметы будущей профессии. Одним из главных мотивов выбора профессии подростки назовут интерес к будущей профессиональной деятельности, потребность в общении. Подросток, в выборе будущей профессии будет основываться на своих способностях и интересах подтвердилась, задачи исследования решены, цель достигнута.
Исследование направленные на мотивацию при выборе профессии у одноклассников показывают на взаимосвязь процессов становления личности и ее отношений с окружающими, самой собой, как активного субъекта жизнедеятельности. Мотивом профессионального выбора старшеклассников движет влияние родителей, социальная ситуация, происходящая в обществе, региональные традиции и особенности. Поэтому целенаправленная деятельность, направленная на осознание собственных индивидуальных возможностей, формирование механизмов принятия решений может обеспечить успех в выборе профессии, увидеть жизнь во временной перспективе, основываясь на своих интересах, способностях, истинных мотивах выбора.
Проблема выбора будущей профессии связана с многообразием мира профессий. Профессиями может овладеть каждый, а решиться с выбором профессии можно лишь расставшись со множеством выборов, с пониманием своих возможностей, что можно сделать реально. Поэтому на этапе старшего школьного возраста так важна помощь родителей, психолога, который поможет старшекласснику изучить его особенности, выбрав профессию на основе реальных профессиональных мотивов.
Литература
Приложения
Методика «Мотивы выбора профессии»
Инструкция; ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое суждение повлияло на ваш выбор профессии.
5 — очень сильно повлияло, 4 — сильно, 3 — средне, 2 — слабо, 1 — никак не повлияло.
№ | Утверждения | Оценка | Тип мотивации |
1 | Требует общения с разными людьми | И | |
2 | Нравится родителям | - | |
3 | Предполагает высокое чувство ответственности | С | |
4 | Требует переезда на новое место жительства | + | |
5 | Соответствует моим способностям | И | |
6 | Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием | - | |
7 | Дает возможность приносить пользу людям | С | |
8 | Способствует умственному и физическому развитию | И | |
9 | Является высокооплачиваемой | + | |
10 | Позволяет работать близко от дома | + | |
11 | Является престижной | - | |
12 | Дает возможности для роста профессионального мастерства | С | |
13 | Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах | - | |
14 | Позволяет реализовать способности к руководящей работе | С | |
15 | Является привлекательной | И | |
16 | Близка к любимому школьному предмету | + | |
17 | Позволяет сразу получить хороший результат труда для других | С | |
18 | Избрана моими друзьями | - | |
19 | Позволяет использовать профессиональные умения вне работы | + | |
20 | Дает большие возможности проявить творчество | И | |
С=___, И=___, + =___, - =___ |
Условные обозначения: «и» — внутренние индивидуально значимые мотивы; «с» — внутренние социально значимые мотивы;
«+» — внешние положительные мотивы; «—» — внешние отрицательные мотивы.
Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.
Учащиеся заполняют бланк и результаты заносятся в сводную таблицу.
Анкета мотивов выбора профессии.
Инструкция: Из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают вашей личной точке зрения; в «Листе ответов» напротив номера вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и «-», если не имеет значения.
Мотивы:
Лист ответов.
А | Б | В | |||
№ | Ответы | № | Ответы | № | Ответы |
3 | 5 | 1 | |||
4 | 8 | 2 | |||
7 | 11 | 6 | |||
17 | 14 | 9 | |||
18 | 15 | 10 | |||
19 | 16 | 12 | |||
21 | 20 | 13 | |||
24 | 23 | 22 |
Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии
Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно. Наибольшее количество плюсов означает:
Тест мотивации выбора профессии (Ясюкова Л.А.)
Инструкция: необходимо против каждого фактора (не пропуская ни одного) поставить крестик в соответствующем столбце (и только в одном). Если фактор оказал наибольшее влияние, то - в первом столбце, если только в некоторой степени повлиял на принятие решения, то - во втором столбце, а если совсем не играл никакой роли, то - в третьем».
№ | Фактор | Когда я принимал решение, то данный фактор: | ||
Оказал наибольшее влияние | В некоторой степени способствовал выбору | Совсем не играл никакой роли | ||
Возможность стать профессионалом в этой области. | ||||
Возможность познакомиться с новыми людьми | ||||
Возможность получения хорошей зарплаты | ||||
Сегодня – это наиболее престижная сфера деятельности. | ||||
Семейные традиции | ||||
Желание получить высшее образование. | ||||
Чистота, комфортные условия будущей работы. | ||||
Дело, которым я буду заниматься, мне кажется интересным. | ||||
Возможность общения с интересными людьми. | ||||
Наличие дополнительных льгот и привилегий. | ||||
Этот вид деятельности обеспечит комфорт и уважение. | ||||
Советы родителей и взрослых. | ||||
Возможность получить наиболее основательные знания в интересующей меня сфере. | ||||
Выбранный вид деятельности – спокойный, размеренный, не требующий напряжения. | ||||
Возможность реализовать умения и идеи в этой сфере. | ||||
Хочу продолжить учебу вместе со своими одноклассниками. | ||||
Отсутствие вредных и опасных для здоровья факторов. | ||||
Возможность делать карьеру. | ||||
Советы друзей. | ||||
Меня всегда интересовали школьные предметы, связанные с этой областью. | ||||
Место моей будущей учебы близко от дома. |
Для обработки необходимо присудить баллы выборам подростка. За каждый крестик в первом (левом) столбце - 3 балла. За каждый крестик второго (среднего) столбца - 2 балла. За каждый крестик в третьем (правом) столбце - 1 балл.
Выделяются и анализируются 7 типов мотивации выбора профессии:
1-собственно профессиональная мотивация (интерес к будущей деятельности): суждения 1, 8, 15.
2-коммуникативная мотивация (потребность в общении): суждения 2, 9, 16.
3-прагматичная мотивация (стремление к материальной обеспеченности); суждения 3, 10, 17.
4-статусная мотивация (забота о престиже): суждения 4, 11, 18.
5- социальная мотивация (важность мнения значимых людей): суждения 5, 12, 19.
6-учебная мотивация (познавательные потребности): суждения 6, 13, 20.
7-внешняя мотивация (случайные причины): суждения 7, 14, 21.
Максимально возможное суммарное значение - 9 баллов, минимальное - 3 балла. Доминирующий тип мотивации профессионального выбора выявляется посредством сравнения баллов, полученных по каждому типу. Может иметь место абсолютно или относительно доминирующая мотивация. Если мотивация получает 8-9 баллов, то она является абсолютно доминирующей. Оценка в 7 баллов обозначает относительно доминирующую, но не ярко выраженную мотивацию. Если какой-то тип мотивации получает 3-4 балла, то он совершенно не свойственен подростку.
Красочные картины Джастина Геффри
Что есть на свете красота?
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Сорняки