Тема исследовательской работы: «Социофобия как один из факторов влияния на физическую активность обучающихся»
Автор: Пятышева Анастасия Дмитриевна
Россия. Архангельская область, г.Северодвинск.
МАОУ «Морская кадетская школа», 10 класс
Научный руководитель: Тупчая Светлана Евгеньевна
Аннотация
Цель работы: выявление взаимосвязи между социофобией и физической активностью обучающихся.
Объект исследования: группа подростков 16-17 лет.
Предмет исследования: коммуникативные способности подростков 16-17 лет.
Задачи:
1. Разобраться в теме социофобии более подробно.
2. Разобраться в теме физической активности более подробно.
3. Выявить признаки социофобии у обучающихся путем проведения тест-опроса.
4. Проверить физическую активность обучающихся в условиях социального взаимодействия.
5. Обозначить взаимосвязь между социофобией и физической активностью обучающихся.
Гипотезы:
1. Социофобия может передаваться генетически.
2. Социофобия более ярко выражается в подростковом возрасте.
3. Самыми явными признаками страха перед обществом являются учащение дыхания, сердцебиения, повышенное потоотделение.
4. Между социофобией и физической активностью человека существует взаимосвязь.
Методы исследования: теоретический, эмпирический и математический.
Актуальность: Социофобия - самое распространенное психологическое расстройство в современном обществе. Причиной ему могут послужить как детские травмы, так и банальное времяпровождение за "Интернет-серфингом". При этом данное расстройство по большей части не зависит от половой принадлежности человека. Оно проявляется в равной степени как у женского, так и у мужского пола. В век развитых технологий, проектов по улучшению наших жизней, выпускающихся с невероятной скоростью, каждый из нас все больше отдаляется от общества. И это совсем не удивительно. Мы потихоньку забываем, что куда лучше встретиться с другом в кафе, нежели у себя дома через экран телефона. Проводя большую часть времени взаперти с самим собой, дома, мы начинаем бояться повышенного внимания со стороны незнакомых нам людей, а в крайних случаях и друзей. Социофобия отражается также в страхе быть осужденным или раскритикованным, опозоренным или униженным.
Результаты данной исследовательской работы помогут лучше понять взаимосвязь между психическим и физическим здоровьем человека.
Заключение: В ходе исследования удалось выполнить все поставленные задачи. Из выдвинутых в начале гипотез подтвердились следующие:
1. Социофобия может передаваться генетически.
2. Самыми явными признаками страха перед обществом являются учащение дыхания, сердцебиения, повышенное потоотделение.
3. Между социофобией и физической активностью человека существует взаимосвязь.
Не удалось подтвердить следующую гипотезу:
1. Социофобия более ярко выражается в подростковом возрасте.
Данное психическое расстройство может проявиться в разные жизненные периоды человека: как в детстве, так и в сознательном возрасте.
Муниципальная учебно-исследовательская конференция старшеклассников
«Юность Северодвинска»
Секция Физическая культура
Социофобия как один из факторов влияния на физическую активность обучающихся
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 10А класса
МБОУ «Морская кадетская школа»
Пятышевой Анастасией Дмитриевной
Научный руководитель – учитель
физической культуры
МБОУ «Морская кадетская школа»
Тупчая Светлана Евгеньевна,
г. Северодвинск
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………...……………………………..………стр.3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………...……………стр.5
1.1 История изучения социофобии
1.2 Физическая активность
1.3 Симпатическая нервная система
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ……….....……………………………стр.8
2.1 Проведение тест-опроса
2.2 Проведение проверки на физическую активность
2.3 Зависимость физической активности от социофобии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………..………………………….....стр.10
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………….………………………..……...стр.11
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………...………………………………. стр.12
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………..……………………………… стр.14
ВВЕДЕНИЕ
Социофобия - самое распространенное психологическое расстройство в современном обществе. Причиной ему могут послужить как детские травмы, так и банальное времяпровождение за "Интернет-серфингом". При этом данное расстройство по большей части не зависит от половой принадлежности человека. Оно проявляется в равной степени как у женского, так и у мужского пола. В век развитых технологий, проектов по улучшению наших жизней, выпускающихся с невероятной скоростью, каждый из нас все больше отдаляется от общества. И это совсем не удивительно. Мы потихоньку забываем, что куда лучше встретиться с другом в кафе, нежели у себя дома через экран телефона. Проводя большую часть времени взаперти с самим собой, дома, мы начинаем бояться повышенного внимания со стороны незнакомых нам людей, а в крайних случаях и друзей. Социофобия отражается также в страхе быть осужденным или раскритикованным, опозоренным или униженным.
Известнейшая уникальная Интернет-энциклопедия Википедия дает следующее определение этому психологическому расстройству: социофобия - (от лат. socius «общий, совместный» + др.-греч. φόβος «страх») — упорная иррациональная боязнь исполнения каких-либо общественных действий, либо действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц (4).
Разрабатывая концепцию работы, мы задумались над связью между социофобией и физической активностью подростков. Говоря конкретнее, цель данной работы - выявление взаимосвязи между социофобией и физической активностью обучающихся.
Задачи:
1. Разобраться в теме социофобии более подробно.
2. Разобраться в теме физической активности более подробно.
3. Выявить признаки социофобии у обучающихся путем проведения тест-опроса.
4. Проверить физическую активность обучающихся в условиях социального взаимодействия.
5. Обозначить взаимосвязь между социофобией и физической активностью обучающихся.
Объектом исследования служит группа подростков 16-17 лет. А предметом являются коммуникативные способности подростков 16-17 лет.
В ходе работы мы применяли следующие методы исследования: теоретический, эмпирический и математический.
Гипотезы:
1. Социофобия может передаваться генетически.
2. Социофобия более ярко выражается в подростковом возрасте.
3. Самыми явными признаками страха перед обществом являются учащение дыхания, сердцебиения, повышенное потоотделение.
4. Между социофобией и физической активностью человека существует взаимосвязь.
Результаты данной исследовательской работы помогут лучше понять взаимосвязь между психическим и физическим здоровьем человека.
Как было сказано ранее социофобия - психическое расстройство. Впервые его обнаружил Иоганн Людвиг Каспер, немецкий врач. Это произошло в 1846 году, когда у одного молодого человека развилось серьёзное социальное беспокойство, названое впоследствии эрейтофобией. Как феномен того времени, данное расстройство описали Питрес и Регис в 1887 году и Клапаред в 1902 году. Позже в 1903 году Джанет создала классификацию болезней, включающую раздел "Социальная боязнь". Существование социальной фобии, как определённого синдрома, было подтверждено в последовательных классификациях начала 80-х годов 20 века. В России, по данным Андрющенко А. В. (1994 г.), Яковлева В. А. (1998 г.); Ивлева Е. И., Щербатых Ю. В. (2000 г.) социальная фобия встречается в тот или иной период жизни у 8 % населения и требует незамедлительного лечения. Сейчас же этот показатель достигает 8-13% (1).
Что касается разновидностей социофобии, то они могут быть изолированными (например, страх приёма пищи на людях, публичных выступлений или встреч с противоположным полом) или диффузными, включающими в себя почти все социальные ситуации вне семейного круга.
Симптомы социофобии:
1. Когнитивные; Люди, страдающие социофобией, испытывают настоящий ужас от того, как они будут оценены сторонними наблюдателями. Они, как правило, предъявляют повышенные требования к себе. Страдающий социофобией изо всех сил пытается произвести хорошее впечатление на окружающих, но при этом в глубине души уверен, что не сможет этого сделать. Бесчисленное множество раз он может проигрывать в своей голове возможные сценарии развития ситуаций, провоцирующих у него тревогу, анализируя, где и что он мог сделать или сделал не так. Также есть данные о том, что память таких людей хранит в себе больше негативных воспоминаний (обычные люди быстрее забывают плохое).
2. Поведенческие; Человек начинает избегать любых контактов с людьми, особенно в малых группах, свиданий, вечеринок, остерегается заговаривать с незнакомцами, посещать рестораны, и т. д. Люди с социофобией начинают остерегаться любых ситуаций, провоцирующих у них тревогу.
3. Физиологически; У взрослых это могут быть слёзы, избыточная потливость, тошнота, трудности с дыханием, дрожь в конечностях, изменения сердечного ритма. Возможны расстройства походки (в ситуации если человек беспокоится «правильно» ли он ходит), особенно проходя мимо группы людей. Невольное покраснение кожных покровов лица также довольно распространенный симптом среди страдающих социофобией. Все эти легко замечаемые окружающими физиологические реакции, ещё больше усиливают тревогу, в присутствии посторонних.
Причины социофобии:
1. Генетические и семейные факторы; Исследователями было продемонстрировано, что риск получить диагноз социофобия увеличивается в 2-3 раза, если кто-либо из ближайших родных, также страдает от этого расстройства. Чрезмерная опека или критика детей в семье также повышает риск развития социофобии.
2. Влияние прошлых эпизодов негативного опыта общения; Исследователями было показано, что предыдущий негативный опыт социализации может провоцировать развитие социофобии, в особенности у людей с повышенной чувствительностью. У примерно половины, страдающих социофобией, была обнаружена чёткая взаимосвязь между психологической травмой, связанной с унизительным или травмирующим социальным событием, и ухудшением симптомов социофобии. Имеет значение не только личный социальный опыт, но и просто наблюдение отрицательного опыта других. Социальная тревожность также может быть кумулятивным эффектом невозможности «влиться» в коллектив. И подростки, и взрослые в своих резюме особенно подчёркивали, что часто в своей жизни сталкивались с неприятием сверстниками, выраженным в различных формах психологического и физического насилия. Одно из проведенных исследований показало, что популярность негативно коррелирует с социальной тревожностью, и дети, непопулярные у сверстников, сообщили о высоких уровнях тревоги и страха быть негативно оценёнными (3).
Так как тема данной исследовательской работы «Социофобия как один из факторов влияния, на физическую активность обучающихся» нам следует рассмотреть и понятие физической активности. По определению, данному ВОЗ, - Всемирной организации здравоохранения - физическая активность — это какое-либо движение тела, производимое скелетными мышцами, которое требует расхода энергии, включая активность во время работы, игр, выполнения домашней работы, поездок и рекреационных занятий. При этом она делится на три уровня: высокая, характерная для людей, ведущих активную спортивную жизнь, оптимальная и низкая, которая относится к той части населения, что большинство времени проводит в бездействии и отдают предпочтение пассивному отдыху. В первом случае, у занимающегося укрепляется скелет, повышается подвижность суставов, растет масса мышц. На человека оказывается противоположный эффект в третьем случае. Что касается оптимального уровня, то такая физическая активность позволяет сохранить здоровье и уменьшает риск возникновения заболеваний. По словам медиков, для поддержания хорошей физической формы достаточно 20-30 минут активных физических упражнений, улучшающих поступление кислорода в организм, не менее трех раз в неделю и укрепляющих мышцы упражнений не менее 2 раз в неделю. Такие мини-тренировки также равносильны ежедневной тридцатиминутной умеренной или выраженной физической активности (5).
Как уже было изложено ранее, физическая нагрузка может быть абсолютно разной: ведение домашнего хозяйства, починка чего-либо, спортивные игры и так далее.
Следует помнить, что любые нагрузки должны увеличиваться постепенно. Идя от простого к сложному шаг за шагом, с низкого уровня физической активности мы можем подняться на высокий, что позволит избежать риска развития того или иного заболевания.
Физическая активность тесно связана с нервной системой человека. Рассмотрим подробнее один из её видов. Симпатическая нервная система отвечает за исправную работу внутренних органов, осуществляет контроль течения крови по сосудам и артериям, наполняет их ветви жизненно необходимым кислородом. На данном этапе исследования мы также смогли заметить некоторую схожесть в показателях работы симпатической нервной системы при больших физических нагрузках и тревоге, стеснении перед обществом. К таким признакам относятся: учащение дыхания, сердечного ритма, покраснение лица, повышение АД, увеличение потоотделения, повышение физиологических способностей мышц и уменьшение образования слюны (2). К некоторым из внешних показателей мы вернемся в дальнейшей исследовательской деятельности.
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТ-ОПРОСА
Одна из задач данной работы – выявить признаки социофобии у обучающихся путем проведения тест-опроса. Для её выполнения мы подобрали группу подростков 16-17 лет и попросили каждого пройти анкетирование. В качестве тест-опроса было решено взять известную многим шкалу Лейбовича. Данный опросник состоит из 48 вопросов с четырьмя вариантами ответов, которые по ходу прохождения теста не изменяются (см. Приложение 1). По окончании анкетирования обучающиеся могли получить следующие результаты:
1. Полное отсутствие или предрасположенность к социофобии;
2. Слабовыраженная социофобия;
3. Сильная социофобия.
Тест-опрос был пройден 24 обучающимися. По результатам анкетирования предрас оложенность к социофобии или полное ее отсутствие было выявлено у 19 человек, слабовыраженное расстройство – у 3, сильная фобия – у 2 учеников.
2.2 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ
Еще одной из задач исследования является проверка физической активности обучающихся определенной группы. Учитывая то, что нам требуется выявить зависимость физической активности подростков от социофобии, для выполнения этой задачи мы подобрали комплекс из 7 физических упражнений, выполняемых в паре (см. Приложение 2).
Нельзя игнорировать и тот факт, что друзья менее подвержены проявлению стеснения перед друг другом. Поэтому мы определили в пары тех учащихся, которые наименее часто контактируют между собой. Тем самым вывели каждого подростка из зоны комфорта.
Во время выполнения упражнений парой мы внимательно наблюдали за обоими учениками и оценивали их по отдельности по двум критериям: стеснение и активность. Заострим внимание на первом, вернувшись к главе «Симпатическая нервная система». О психологическом состоянии подростков мы судили по трем явным внешним признакам: учащенному дыханию, повышенному потоотделению и покраснению лица. Также стеснение проявлялось в необоснованном смехе, активной жестикуляции.
Напротив каждого упражнения нами выставлялись плюсы, обозначающие присутствие стеснения или его отсутствие в виде активности при выполнении комплекса упражнений.
По окончании проверки мы подсчитали количество плюсов по обоим критериям и обозначили ведущее состояние для каждого из подростков.
Результаты данной проверки следующие: активность в большей мере проявилась у 19 человек, повышенное стеснение – у 2, примерно одинаково выраженные активность и стеснение – у 3 учеников.
2.3 ЗАВИСИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОТ СОЦИОФОБИИ
До выполнения цели, поставленной нами в начале работы, остался последний шаг.
Анализируя полученные после исследования результаты, мы смогли определить, что между социофобией и физической активностью существует связь. Рассматриваемое нами психическое расстройство, действительно, влияет на то, как справляются с физическими нагрузками постоянно находящиеся среди людей (одноклассников и преподавателей) ученики.
Показатели состояния обучающихся при выполнении парных физических упражнений ничуть не отличаются от предполагаемых:
1. Ученики с ярко выраженной социофобией проявляли заметное стеснение и низкий уровень активности;
2. Ученики, что получили результаты: "полное отсутствие или предрасположенность к социофобии" легко контактировали с одноклассником в паре;
3. Ученики со слабовыраженной социофобией проявляли в равной степени как активность, так и пассивность, как уверенность, так и стеснение.
Удивительно, но по ходу исследования нами не было обнаружено ни одного исключения из общего правила поведения с разными степенями проявления социофобии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования нам удалось выполнить все поставленные задачи. Из выдвинутых в начале гипотез удалось подтвердить следующие:
1. Социофобия может передаваться генетически.
2. Самыми явными признаками страха перед обществом являются учащение дыхания, сердцебиения, повышенное потоотделение.
3. Между социофобией и физической активностью человека существует взаимосвязь.
Не удалось подтвердить следующие гипотезы:
1. Социофобия более ярко выражается в подростковом возрасте.
Данное психическое расстройство может проявиться в разные жизненные периоды человека: как в детстве, так и в сознательном возрасте.
В следующей работе мы бы хотели ответить на вопрос: возможно ли с помощью физкультуры или групповых спортивных игр преодолеть или предотвратить появление социальной фобии?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение 1
Тест на социофобию «Шкала Лейбовича»
1. Насколько Вы тревожны при разговоре по телефону в присутствии других людей?
- тревоги нет
- легкая тревога
- умеренная тревога
- интенсивная тревога
2. Как часто вы избегаете разговоров по телефону в присутствии других людей?
3. Насколько Вы тревожны при общении в небольшой группе?
4. Как часто вы избегаете общение в небольшой группе?
5. Насколько Вы тревожны обедая в столовой?
6. Как часто вы избегаете обедать в столовой?
7. Насколько Вы тревожны, когда выпиваете чашку кофе в кафетерии вместе со знакомыми?
8. Как часто вы избегаете выпивать чашку кофе в кафетерии вместе со знакомыми?
9. Насколько Вы тревожны при разговоре с должностными лицами/чиновниками?
10. Как часто вы избегаете разговора с должностными лицами/чиновниками?
11. Насколько Вы тревожны при публичном выступлении?
12. Как часто вы избегаете публичного выступления?
13. Насколько Вы тревожны на вечеринке?
14. Как часто вы избегаете походов на вечеринку?
15. Насколько Вы тревожны при выполнении работы под наблюдением другого человека?
16. Как часто вы избегаете выполнения работы под наблюдением другого человека?
17. Насколько Вы тревожны делать записи в присутствии посторонних?
18. Как часто вы избегаете делать записи в присутствии посторонних?
19. Насколько Вы тревожны позвонить малознакомому человеку?
20. Как часто вы избегаете позвонить малознакомому человеку?
21. Насколько Вы тревожны побеседовать с кем-нибудь?
22. Как часто вы избегаете побеседовать с кем-нибудь?
23. Насколько Вы тревожны при встрече с незнакомыми людьми?
24. Как часто вы избегаете встречи с незнакомыми людьми?
25. Насколько Вы тревожны при посещении общественного туалета?
26. Как часто вы избегаете посещения общественного туалета?
27. Насколько Вы тревожны войти в комнату, в которой все уже сидят?
28. Как часто вы избегаете входить в комнату, в которой все уже сидят?
29. Насколько Вы тревожны быть в центре внимания?
30. Как часто вы избегаете быть в центре внимания?
31. Насколько Вы тревожны без предупреждения взять слово на собрании?
32. Как часто вы избегаете без предупреждения взять слово на собрании?
33. Насколько Вы тревожны при сдаче экзамена на практические умения или навык?
34. Как часто вы избегаете сдачи экзамена на практические умения или навыки?
35. Насколько Вы тревожны выразить своё неодобрение или несогласие людям, которых вы мало знаете?
36. Как часто вы избегаете выразить своё неодобрение или несогласие людям, которых вы мало знаете?
37. Насколько Вы тревожны когда смотрите незнакомым людям в глаза?
38. Как часто вы избегаете смотреть незнакомым людям в глаза?
39. Насколько Вы тревожны при устном докладе в группе?
40. Как часто вы избегаете устного доклада в группе?
41. Насколько Вы тревожны, чтобы познакомиться с романтическими или сексуальными намерениями?
42. Как часто вы избегаете познакомиться с романтическими или сексуальными намерениями?
43. Насколько Вы тревожны, чтобы вернуть вещи в магазин (с целью возврата денег)?
44. Как часто вы избегаете вернуть вещи в магазин (с целью возврата денег)?
45. Насколько Вы тревожны, чтобы устроить вечеринку?
46. Как часто вы избегаете устроить вечеринку?
47. Насколько Вы тревожны отказать настойчивому коммерческому агенту?
48. Как часто вы избегаете отказать настойчивому коммерческому агенту?
Приложение 2
1. 2.
3. 4.
5. 6.
7.
Ах эта снежная зима
Две лягушки
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Зимний дуб
Медведь и солнце