Праславяне на рубеже I тысячилетия н.э.
Предки славян ( в научной литературе их называют праславяне) жили к востоку от германцев: от Эльбы и Ордера до Донца, Оки и Верхней Волги; Балтийского поморья до Среднего и Нижнего течения Дуная и Черного моря.
Первые письменные свидетельства (I-VIв.в)о славянах мы находим у греческих, римских, арабских, сирийских и византийских историков. Античные авторы упоминают славян под именем антов, венедов, склавинов.
Вложение | Размер |
---|---|
Восточные славяне в древности | 25.69 КБ |
Цыдендаржиева Саяна Батоевна
ученица 9 класса
МБОУ СОШ № 1 им .М.П.Кочнева
Восточные славяне в древности.
Праславяне на рубеже I тысячилетия н.э.
Предки славян ( в научной литературе их называют праславяне) жили к востоку от германцев: от Эльбы и Ордера до Донца, Оки и Верхней Волги; Балтийского поморья до Среднего и Нижнего течения Дуная и Черного моря.
Первые письменные свидетельства (I-VIв.в)о славянах мы находим у греческих, римских, арабских, сирийских и византийских историков. Античные авторы упоминают славян под именем антов, венедов, склавинов.
Свидетельство историка
« Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве(демократии), и поэтому у них счастье и несчастье считается делом общим…Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми,и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды…У тех и других один и тот же язык… И некогда даже имя у славян и антов было одно и тоже
Прокопий Кесарийских « Война с готами
В VI в. н.э. славяне совершают военные походы против Византийской империи. Походы на Византию способствовали обогащению племенной верхушки славян. Из единой славянской общности выделяется ветвь, что ускоряло распад первобытнообщинного строя.
Расселение восточных славян-VIв. Из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь. Летописные предания о княжении в Среднем Преднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева.
Крупные племенные объединения Восточных славян Куяба(Куява область вокруг Киева.Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Его центром был Новгород. Местоположение Артании точно не установлено.
Самая известная древнерусская летопись « Повесть временных лет» ,составленная монахом Киево-Печорского монастыря Нестором, дает описание каждого племенного союза славян с указанием места его рассления. Племенной союз мог включать в себя 100-200 отдельных племен
По среднему течению Днепра, т.е. в районе города Киева, жили поляне; южнее полян-уличи; к северу кривичи; по берегам Припяти-древляне, к северу от Припяти до Западной Двины-дреговичи; по рекам Оке и Москве-витичи; в междуречье Днепра и Десны-радимичи; вокруг ильменские славяне озера Ильмень- ильменские славяне.
Летописец показывает наиболее развитыми и культурными полян. К северу от полян образовалась своеобразная граница, за которой племена жили «зверинским образом». По данным летописца, земля полян также носила название « Русь».Это лишь одно название от возможных объяснений термина « Русь».
На формирование восточнославянского этноса его культуры существенное влияние оказали соседи славян. В первых веках нашей эры славяне тесно контактировали с народами индоиранской группы, главным образом — сарматами, а также с греческим населением античных городов-государств Северного Причерноморья.
Славяне поддерживали тесные отношения со своими северо-западными соседями — племенами балтской (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорской (чудь-эсты, ливы) групп. Отметим, что финно-угры были также и северо-восточными соседями славянства — племена ижоров, карелов, суоми, веси, перми. У истоков Печоры и Камы проживали народы югры, мери, муромы, мордвы, буртасы. Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами. С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.
Особую роль в жизни славян занимали отношения со степными кочевыми народами. По бескрайним степям, которые раскинулись от Причерноморья до Центральной Азии, кочевники регулярно осуществляли вторжения в Восточную Европу. В VI в. тюркоязычные авары (обры) сумели создать собственное государство, территория которого охватила большую часть южнорусских степей. Аварский каганат пал под ударами Византийской империи в 625 г. «Погибоша аки обре» — так позднее отозвались о судьбе обров русские летописи.
В VII-VIII вв. на месте существования Аварского каганата возникли Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат, границы которого доходили до Нижнего Дона. Эти государственные образования не имели прочной структуры. Основным видом деятельности населявших их кочевников были постоянные военные походы. После того как Болгарское царство распалось, часть его жителей во главе с вождём Аспарухом отправилась к Дунаю, где вскоре ассимилировала проживавшие там племена южных славян, которые приняли имя кочевого народа — болгар. Другая часть тюркских болгар нашла новое пристанище в районе среднего течения Волги, создав Волжскую Болгарию (Булгарию).
По соседству с её землями в середине VII в. возник Хазарский каганат. Со временем хазары стали контролировать земли Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым. Хазарский каганат вплоть до конца IX в. облагал данью племена славян из Приднепровья. В IX-X вв. Хазария была одной из самых богатых и сильных стран Евразии.
Степи Южной Руси в VIII-IX вв. бороздили племена мадьяр — финно-угорских скотоводов, предков современных венгров. После того как мадьярские племена откочевали к озеру Балатон, их место заняли новые кочевники — печенеги (IX в.).
Занятия
Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве. Во время археологических раскопок часто обнаруживают остатки злаковых (ржи, пшеницы, ячменя, проса) и огородных культур (репы, капусты, свёклы, редьки, чеснока и др.). Типы земледельческих культур зависели от климатических условий.
В северных лесистых землях доминировала подсечно-огневая система. В первый год деревья подрубали, а на следующий их сжигали, выкорчёвывая пни. Полученная зола использовалась как удобрение при посеве зерновых. Орудиями труда были мотыги, топоры, сохи, бороны и заступы. Последними рыхлили почву. Сбор урожая производили серпами. Молотили цепами. Для размалывания зерна использовали каменные зернотёрки и ручные жернова.
На юге приоритет был у переложной системы земледелия. Так как плодородных земель было больше, земельные участки засевали в течение двух-трёх лет подряд. Когда урожайность падала, начинали обрабатывать новые участки (перекладывались). Основными орудиями труда выступали соха, рало, деревянный плуг, оснащённый железным лемехом.
С земледелием тесно переплеталось скотоводство, которое имело вспомогательное значение. Славяне разводили преимущественно свиней, коров, мелкий рогатый скот. Как рабочий скот в южных районах использовались волы, а в лесистой северной полосе — лошади.
Также есть сведения о том, что восточные славяне занимались рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчёл), охотой, особенно ценилась добыча пушного зверя (белки, куницы, соболя). Существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное). Обработкой металлов, изготовлением орудий труда из железа, а также украшений из драгоценных металлов занимались настоящие профессионалы — мастера своего дела. В то же время гончарное, ткацкое ремесло, выделка шкур, работа по камню и дереву из-за сохранявшегося натурального образа жизни оставались на достаточно примитивном уровне. К примеру, об этом свидетельствуют находки фрагментов лепной керамики, присущей большинству славянских культур, тогда как изделия, выполненные с помощью гончарного круга, встречались значительно реже.
Интенсивно развивалась торговля, которая в основном имела характер натурального обмена. Лишь в ареале распространения черняховской культуры часто использовались римские серебряные динарии. Основными предметами экспорта были меха, мёд, воск, зерновые, покупали же ткани и драгоценности.
Огромное значение для развития восточнославянских племён, становления их государственности имело прохождение через их земли знаменитого торгового пути «из варяг в греки», связывавшего Северную и Южную Европу. История пути прослеживается с конца IX в. Из Балтийского (известного славянам как Варяжское) моря караваны купцов плыли Невой. Достигнув Ладоги, через реку Волхов попадали в Ильменское озеро, а уже оттуда добирались до истоков Днепра. Интересно, что часть этого пути приходилось преодолевать по суше, волоком перетягивая за собой суда. Завершающий участок проходил вдоль западного берега Чёрного моря, придерживаясь которого торговцы добирались до конечной цели — Константинополя (Царьграда). Северный и южный участки пути «из варяг в греки» находились под контролем Новгорода и Киева.
Развитие торговых отношений способствовало росту и других городов. Среди них Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. Историки подсчитали, что к IX в. на Руси существовало свыше 20 крупных городов, которые имели крепостные сооружения — укрепления.
Общественный строй
Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине (мир, вервь). На смену родовым связям, пришедшим в упадок, пришли территориальные. Теперь членов рода стали объединять общность территории и ведения хозяйства. Частная собственность уже существовала (дома, приусадебные участки, домашний скот, рабочий инвентарь), но земля, лесные и промысловые угодья, водоёмы оставались в общем владении. Главные вопросы решало народное собрание — вече.
Община
Община (вервь) — жители нескольких славянских посёлков, объединённых для совместной обработки земли
Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. В это время значительное развитие получили общественные институты, присущие стадии военной демократии. Выделилась родоплеменная знать — вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооружённой силой, неподвластной вечевым порядкам и способной принудить рядовых общинников к повиновению.
Археологические данные и византийские историки указывают, что дружины у восточных славян появились в VI—VII вв. Дружину делили на старших (послы, княжеские управители, наделённые собственной землёй) и младших (жили при князе, обслуживая его двор и хозяйство). Князья отправляли дружинников к покорённым племенам для сбора дани. Подобные походы назывались полюдьем. Дань, как правило, собирали с ноября по апрель, а завершали во время весеннего ледохода, когда князья возвращались в Киев. Данью облагали крестьянский двор (дым) либо земельную площадь, которая обрабатывалась крестьянским двором (рало, плуг). Так в среде славян складывались первые признаки государственности. В первую очередь они были заметны в тех восточнославянских землях, где уровень экономического развития был выше по сравнению с другими территориями. Это касалось земель полян и новгородских словен.
Верования
Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество, которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Язычество — политеизм, вера во множество богов. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы, отражая социальные и общественные отношения того времени.
Язычество
Язычество — вера во множество богов. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п.
Вместе с тем, когда земледелие стало основой хозяйствования славян, был разработан аграрный календарь, а в традиционных верованиях важная роль была отведена культу земледельческих небесных божеств Рода и «рожаниц». Немало из языческих представлений славян в модифицированном христианством виде сохранилось до современности: рождественские гадания (святки), Масленица, Ивана Купала, который наши предки отмечали как день летнего солнцеворота, и др. В VI-IX вв. у славян уже существовала собственная система космологических представлений. Землю они считали неподвижным телом, вокруг которого вращались звёзды и планеты. Ночью, по их мнению, Солнце пребывало в «подземном океане».
Для контакта с богами использовались определённые магические заклинания. Им, как правило, сопутствовали соответствующие обряды и жертвоприношения. От злых духов славяне оберегали себя изображениями солнца и вспаханной земли, которые можно было встретить под крышами изб, на окнах, в виде вышитых узоров — на одежде, полотенцах.
Анимизм
Анимизм — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.
Наблюдаются изменения в погребальной обрядовости. Всё реже встречаются захоронения урн с прахом кремированного усопшего в специальных деревянных избах (что породило сказания об «избушке на курьих ножках»). Им на смену приходит традиция погребать прах в кургане. Со 2-й половины IX в. наиболее распространённым погребальным обрядом становится трупоположение в кургане, окружённом ритуальными кострами.
Важная роль в славянском язычестве была отведена волхвам — служителям языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Византийский историк Прокопий Кесарийский отмечал, что «...они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды...».
Волхвы
Волхвы — служители языческого культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей
Главные боги славян:
Перун — бог грома, молнии, войны;
Сварог — бог огня;
Велес — покровитель скотоводства;
Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени;
Даждьбог (Ярило) — бог солнца;
Симаргл — бог подземного мира;
Лада — богиня любви и красоты.
На протяжении 2-й половины I тыс. н. э. восточнославянские племена построили свои первые города, активно включились в международную торговлю. Исследователи отмечали усложнение их социальной структуры, что сделало возможным появление межплеменных союзов и создало предпосылки к дальнейшей консолидации восточнославянских племён.
Литература
1.Артамонов, М.И. Артамонов М.И. - Этногенез восточных славян. Том 1 / М.И. Артамонов. - М.: ЁЁ Медиа, 2018. - 260 c.
2. Байбурин, А. Б. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А.Б. Байбурин. - М.: Языки славянской культуры, 2018. - 561 c.
3. Зеленин, Дмитрий Восточные славяне. Кто они? / Дмитрий Зеленин. - М.: Эксмо, Алгоритм, 2017. - 400 c.
4. Калиганов, И. И. Георгий Новый у восточных славян / И.И. Калиганов. - М.: Индрик, 2018. - 800 c.
5.Королюк, В.Д. Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев / В.Д. Королюк. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 170 c.
Учимся ткать миленький коврик
У меня в портфеле
Лупленый бочок
Два петушка
Развешиваем детские рисунки дома