Цель данного проекта – привлечь внимание учащихся к детальному изучению художественного произведения, вызвать интерес к русской литературе. Проект предназначен для развития творческого потенциала учащихся: предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, формирует навыки сравнительно-сопоставительного анализа как способа изучения художественного произведения. Таким образом, у учащихся формируется представление о значении литературы в целом. Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, требуют проведения исследовательских работ. Опираясь на различные источники информации и дидактические материалы проекта, учащиеся приходят к необходимым выводам и создают свои творческие работы.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_proekta_obraz_koshki.ppt | 2.46 МБ |
Слайд 1
Работу выполнили учащиеся 8б класса Кошка: домашний дух иль божество...Слайд 2
Цель презентации Выяснить, кем же, на самом деле, является образ кошки в русской литературе: домашним духом иль божеством?...
Слайд 3
Гипотеза В литературе кошка выполняет разные функции.
Слайд 4
Задача Выяснить, какие функции выполняет кошка в мифах, сказках, народных верованиях, художественных произведениях.
Слайд 5
Для того, чтобы решить поставленную задачу, мы разбились на несколько возрастных групп: Учащиеся 7А-го класса исследовали пословицы, поговорки, народные приметы, связанные с кошкой . Учащиеся 7В-го класса, выясняли роль образа кота в русских народных сказках, мифах, баснях И.А. Крылова. Учащиеся 8Б рассматривали мистический образ кошки в произведениях Н.В. Гоголя, образ кота Бегемота из романа М. А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Слайд 6
И вот что у нас получилось… 4. Кошка-демон Кошка-домовой Кошка- творец и Кошка- разрушитель 1. 2. 3.
Слайд 7
Кошка-домовой Все случаи, которые относятся к этой группе, связаны с устройством дома, с жизнью в нём и с хозяйством. На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить «хозяйку»-кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.
Слайд 8
Кошка-разрушитель Кошка-творец
Слайд 9
Кошка-помощник Мир зверей интересен сам по себе, но в литературных произведениях он «одухотворен и домыслен человеческим воображением». Что бы не делала кошка, она все равно старается помочь хозяину, например, в сказках «Мудрая жена», «Баба-Яга». Кошка может принадлежать злым существам(например, ведьме, Бабе-Яге), красть что-либо у хозяев, но она все равно Будет помогать или совершать разные другие положительные поступки.
Слайд 10
Кошка-демон В мифологии кошка выступает как воплощение(или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В славянской культуре результатом действия кошки чаще всего становится болезнь, порча, смерть. У наших предков есть цикл сказок об Иване-Кошкине сыне. Кот предстает в Наших сказках так же в виде страшного, зловещего «Котища-вытаращи глазища», угрожающего съесть героя. Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота. Мяууу …
Слайд 11
В повестях Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», «Вечер накануне Ивана Купала» кошка выступает в мистической, демонической роли, связанной с нечистой силой, точнее сказать, сама таковой и является. В повести «Старосветские помещики» сбежавшая от хозяйки (Пульхерии Ивановны) кошка не является самостоятельным носителем зла, но она предвещает смерть тем, кто привязан к ней. Таким образом, «в мифопоэтике Гоголя приход – уход животного означает раздел мира на живое и мертвое.
Слайд 12
Кошка-проводник Сильнейшее развитие в XX веке образ кошки-проводника между миром людей и потусторонним миром получил в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова: речь идет о коте Бегемоте. Образ Бегемота – библейский, он появляется в Книге Иова в качестве чудовища, воплощающего Материю. Булгаков дает понять, что за образом сравнительно невинного шута стоит сила, куда более могущественная. Образ шута в литературной традиции – фигура непростая и довольно страшная, восходящая к средневековью. Шут не имеет смысла существовать, поскольку у него нет собственного «Я», нет личности. Он старается продлить свою жизнь за счет подражания другим, но на деле его самость – это только ворох масок.
Слайд 13
Бегемот в романе только шутит, скоморошничает. Этот кот-оборотень -любимый шут сатаны, самый забавный и запоминающийся из свиты Волонда. Он постоянно крутится возле Геллы (ведьмы), а на балу – вокруг Маргариты, которая исполняет роль хозяйки на балу у Сатаны. В этом просматриваются фольклорные мотивы, то есть использует образ «Ведьма с черной кошкой» Таким образом, можно говорить о том, что «Московские главы» в романе – это репетиция Страшного суда в представлении Булгакова. И Бегемот будет выполнять роль проводника между двумя мирами.
Слайд 14
Выводы Функции кошки в мифах, легендах, поверьях, литературных произведениях традиционны. В литературных произведениях кошка становится проводником человека, помощником в определении жизненного пути; ни одному другому животному такая роль не отводилась. Невозможно раз и навсегда запечатлеть неизменный устоявшийся образ этого животного: кошка, подобно человеку, полна смыслов.
Слайд 15
Источники информации: Русские народные пословицы и поговорки. Сборник. Русские народные сказки. Н. В. Гоголь. Собрание сочинений. (любое издание) М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (любое издание) «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» http://www . cate - planet.ru/
Ералаш
Злая мать и добрая тётя
Ворона
И тут появился изобретатель
Повезло! Стихи о счастливой семье