Исследовательская работа.
Вложение | Размер |
---|---|
nikolo-chasovenskaya_tserkov.docx | 84.28 КБ |
Исследовательская работа
«Архитектурные памятники церковного зодчества, связанные с жизнью юродивых. Николо-Часовенская церковь города Тулы»
Выбор мной этой темы не случаен. Я безгранично люблю свою родину и хочу узнать о ней всё больше и больше. Я люблю изучать историю своего края, узнавать новые исторические факты, меня завораживает все новое и неизведанное, познавать и самому добывать исторические, уже забытые данные.
Цель исследования – изучить историю Николо-Часовенской церкви города Тулы и показать духовное и культурное значение церкви в жизни города и людей.
Задачи исследования:
- Собрать исторический материал о Николо-Часовенской церкви города Тулы
- Выявить исторические факты о создании и разрушении храма.
- Раскрыть значение храма в духовной и культурной жизни жителей города Тулы.
Объект исследования события, связанные с храмом от построения и до разрушения.
Предмет исследования Николо-Часовенская церковь города Тулы.
Гипотеза: храм всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром города и судьба храма неразрывно связана с судьбой жителей города.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях. А воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма.
Методы исследования:
- систематизация и анализ собранной информации;
- социологический опрос;
- метод использования Интернет – ресурсов;
- личная беседа;
- работа с интернет публикациями.
Для того чтобы написать эту работу для начала я отправился в город Тула, что бы самому посмотреть на место где когда-то стояла Николо-Часовенская церковь – это улица Советская. Сегодня на месте храма — пятиэтажный жилой дом, на первом этаже которого находится магазин бытовой техники «Технопарк». Я даже представить не мог, что когда-то здесь находилась церковь, ни малейшего намека на это нет.
Как же строился храм?
В 16- первой половине 18 вв. примерно на линии улицы Советской был земляной вал и стена острожной крепости. По преданию, рядом с острожной стеной здесь стояла келья блаженного Абрама; при ней - маленькая деревянная часовня с иконой святого Николая. По часовне и была названа построенная здесь позже церковь – Николо-Часовенская.
Деревянная часовня нередко страдала от пожаров, и в 1745 году ее заменили каменной. А в 1804 году возвели каменный храм, вначале однопрестольный, который затем неоднократно перестраивался и расширялся. После нескольких перестроек Николо-Часовенская церковь стала четырехпрестольной. Первый освятили во имя святителя Николая, второй — во имя равноапостольной Ольги и преподобного Серафима, третий - Казанской иконы Божией Матери, четвертый - Тихвинской иконы Божией Матери.
Интересна история возникновения четвертого престола. У тульского купца Костина была Тихвинская икона Богоматери. Рассказывают, что многие туляки видели во сне, будто их призывают посетить дом Костина и присутствовать на молебне перед этим образом. Люди стали это исполнять. Монаху, приглашенному из Николо-Часовенского храма для отправления служб, приходилось даже жить в доме у купца — настолько много было желающих помолиться перед иконой. Епископ Тульский и Белевский Димитрий счёл такое положение неудобным и предложил Костину пожертвовать образ храму. Купец не только преподнёс в дар икону, но и выделил деньги, на которые и построили Тихвинский придел Николо-Часовенской церкви.
Особенность Николо-Часовенской церкви состояла в том, что она была открыта для молящихся с раннего утра до 9 часов вечера.
В храме часто можно было встретить юродивых- это люди, отказавшиеся практически ото всех мирских благ. Люди, добровольно обрекшие себя на насмешки (а иногда и побои) общества с одной стороны, и почитание, с другой стороны. Это люди, принявшие смирение, и в этом нашедшие смысл своей жизни.
В православии юродство считается одним из ликов святости, подвиг во имя Господа. По преданиям блаженные люди обладали некой силой: считается, что они обладали экстрасенсорными способностями (могли, например, предсказывать будущее).
Одним из таких был Иван Степанович Котельников родился 23 сентября 1773 года в семье знатного тульского купца, дом которого стоял на Посольской улице недалеко от Николо-Часовенского храма. Еще подростком он начал помогать отцу вести дела по купле-продаже леса, часто бывал в Серпухове, где закупал лес, который сплавляли по Оке. Недалеко от серпуховского Владычного монастыря жила блаженная старица Евфросиния. Она, по преданию, и благословила Иоанна на путь юродивого Христа ради.
Иоанн стал проявлять аскетизм, воздерживаться в пище, отказываться от помощи слуг, а в 17 лет решился на подвиг юродства.
Умный и образованный богатый человек покинул родной дом и ушел скитаться по тульским улицам. Зимой и летом ходил босой, с непокрытой головой, питался подаянием. Во все времена года ночевал на паперти Николо-Часовенской церкви, правда, спал недолго, больше молился. В это время случайные прохожие видели его в светлом сиянии и приподнятым над землей. Родные много раз пытались забрать Иоанна домой, но он снова уходил.
Иоанн Котельников предвестил страшный пожар, случившийся в Туле 29 июня 1834 года. Незадолго до этого бедствия он ходил по улицам, которые потом были уничтожены огнем, и дул во все стороны, как бы раздувая тлеющие головешки. В некоторых домах просил воды, но не пил ее, а, выйдя на улицу, поливал ею дом. Все строения, с которыми так поступил Иоанн, уцелели, хотя соседние с ними дома сгорели.
Придя на базар, юродивый как бы видел весь товар насквозь. Однажды прогневил торговца, опрокинув его бочку с квасом. На дне бочки оказалась дохлая крыса.
В разоренные пьянством дома Иоанн приносил подаренные ему вещи и деньги. За исцелением обращались к нему пьяницы и их родные. После смерти юродивого исцеления от пьянства происходили на его могиле. Именно при Николо-Часовенском храме, где был похоронен Иоанн, действовало общество трезвости.
Как-то раз Иоанн пришел к своим родственникам и сказал, что через два дня у них будет пир. Это было последнее предсказание блаженного - поминки по самому себе.
В 2007 году мощи блаженного Иоанна Тульского перенесены в Свято-Успенский кафедральный собор (что на площади).
Всеградское общество трезвости действовало при Николо-Часовенской церкви с осени 1911 года. Общество ставило своей задачей «при помощи Божией искоренять, по возможности, пристрастие ко всякого рода спиртным напиткам среди населения граждан г. Тулы».
Вступление новых членов в общество проводилось после вечернего богослужения. Они выслушивали пастырское наставление о вреде спиртных напитков и гибельных последствиях пьянства, а затем происходил молебен Спасителю, Божией Матери и Николаю Чудотворцу, как небесному покровителю общества трезвости. Потом было моление о страждущих поименно. Читалась особая молитва о том, чтобы Бог помог «одержимым пьянственной страстью» избавиться от этого порока и нерушимо выполнять обет воздержания от спиртного. Далее следовала панихида по Иоанну Котельникову.
Затем священник разъяснял важность данного Богу обещания, говорил о том, как опасно и страшно нарушить его.
После этого священник читал само обещание, а новый член общества повторял за ним этот текст и прикладывался к Святому Кресту, Евангелию и иконе Николая Чудотворца.
Каждый новый член общества записывался в специальную справочную книгу, вносил посильное пожертвование на нужды общества и получал для назидания книжечки о вреде пьянства. Имя трезвенника записывалось в особый синодик и поминалось о здравии на литургии по воскресеньям в течение года.
Устав общества его члены соблюдали по доброй воле. Главных правил было два:
- не пить никаких спиртных напитков в течение данного по обету срока;
- стараться располагать и убеждать к этому других.
За год в общество вступили 302 члена. Их сословный состав таков: крестьян 58 %, мещан 23 %, почетных граждан 10 %, ремесленников 7 %, купцов и дворян по 1 %.
С 1 августа 1912 года при обществе работала библиотека-читальня, имевшая два отдела: религиозно-нравственный и противоалкогольный. Была организована и «уличная библиотека» - в картинах, листках и плакатах, вывешиваемых прямо на наружных стенах храма. По свидетельству очевидцев, почитать и посмотреть останавливалось довольно много народу. Иногда после прочитанного люди заходили в храм и просили записать их в члены общества трезвости.
Впервые Николо-Часовенскую церковь попытались закрыть 25 октября 1921 года. Здание предполагалось передать для нужд отдела народного образования. Верующие, приходившие в Николо-Часовенский храм даже из отдаленных частей Тулы, обратились к местным властям с просьбой не закрывать его. В ноябре 1921 года Николо-Часовенский храм обследовала комиссия Главмузея (Москва) и предписала взять церковь под охрану «ввиду ее художественного значения и целостно-сохранившегося стиля».
31 января 1936 года «было приступлено» к ликвидации церкви. В архивных документах говорится, что возражений верующих не было. В здании Николо-Часовенской церкви вначале хотели разместить детскую библиотеку. Потом были другие проекты: снести бывший храм и построить на его месте кинотеатр с концертным залом и кафе. Помешало отсутствие на это денег. Храм разрушили, и на его месте свыше 20 лет был пустырь, поросший бурьяном и огороженный забором.
В начале 1960-х гг. здесь построили пятиэтажный жилой дом с магазином «Дом обуви», теперь это магазин «Технопарк».
Трудно поверить, но Николо-Часовенская церковь могла уцелеть до нашего времени! Если бы не роковое стечение обстоятельств или чей-то злой умысел.
3. Изучение мнения учащихся о знаниях истории и значении храма в современной жизни города
Восстановление храмов по России - это первый этап в восстановлении православных традиций. Но без духовного выздоровления общества, без осознания людьми важности Церкви в жизни русского народа невозможно говорить о полноценном возрождении духовности общества. Чтобы узнать о том, знают ли дети историю храмов города Тулы и своего города, а также выявить отношение к значению церкви для людей, были проведены анкетные опросы учащихся МБУ ДО МО Плавский район «ДДТ».
Анкетирование было направлено на изучение общественного мнения по следующим направлениям:
3.1. Результаты исследования и их анализ
В ходе исследования было опрошено 47 учащихся. При проведении опроса выяснилось, что около 99% опрошенных учащихся не знают историю города Тулы.
Диаграмма№1
Вопрос 1: Знаете ли вы историю Николо-Часовенского храма города Тулы? Ответов да-1, нет-46.
В ходе опроса выяснилось, что только 1% учащихся слышал историю Николо-Часовенской церкви, а 99% хотят познакомиться с этой историей.
Диаграмма №2
Вопрос 2: Хотели ли вы узнать больше о Николо-Часовенской церкви, если бы такая информация была в доступной форме? Ответов да-38, нет-8, не знаю-1.
Так же выяснилось, что 81% опрошенных учащихся хотели бы подробнее узнать историю Николо-Часовенской церкви. В результате был выявлен интерес, со стороны учащихся, к теме моей исследовательской работы и была выявлена ее практическая значимость.
Диаграмма №3
Вопрос 3: Как вы считаете, когда люди ходят в церковь, они становятся более добрыми и воспитанными? Ответы да-40, нет-3, не знаю-4.
По результатам третьего вопроса мною установлено, что 85% учеников считают, что когда люди посещают храм, то они изменяются к лучшему, становятся добрыми и воспитанными. Значит церковь воспитывает хороших и достойных людей.
Диаграмма №4
Вопрос 4: Оказывает ли храм какое-либо действие (нравственное, духовное, воспитательное) на жителей нашего города? Ответы да-39, нет -3, не знаю- 5.
На вопрос о нравственном, духовном, воспитательном влиянии храмов на людей 83% опрошенных уверенны в этом влиянии, 11% не знают и 6% думают, что нет. Большинство отметило большую роль храма для жителей города. Таким образом, я могу отметить, что современное общество осознаёт значение и важность Церкви в истории городов, и значит, государства. Возможно, если большее количество людей будет посещать храм, то люди станут более нравственными и духовными.
4. Вывод
Я убедился на многочисленных примерах, что 70 лет гонений на православную веру оказались бессильны перед тысячелетней историей православия в нашем Отечестве. А не строения, которые сегодня есть в городах, сёлах и деревнях, пусть даже вымирающих, не уничтожают веру, а наоборот усиливают.
Из представленных данных можно сделать следующие выводы.
1.Николо-Часовенская церковь прошла все исторические этапы, которые были в отношениях государственной власти и Русской Православной Церкви в истории России: строительство храмов, закрытие и разрушение храма. Таким образом, можно сделать вывод, что положение и развитие храма, в первую очередь, зависит от отношения государственной власти к Церкви.
История Николо-Часовенской церкви – это история г. Тулы. А знание истории родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.
По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь города. Никогда уже не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.
2. На протяжении всего своего существования Николо-Часовенская церковь имела большое религиозное, просветительское, воспитательное и образовательное значение в жизни жителей города. При храме в разное время находились и библиотека, и общество.
История убедительно свидетельствует - храмы на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, социальные функции. Храм являлся, и является, центром христианского просвещения, светочем православной культуры среди населения. Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России.
3. Думаю, невозможно без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватил общество, особенно молодое поколение страны: пьянство, наркомания, преступность. Все это подтверждает о необходимости введения в нашей школе уроков духовного воспитания, особенно изучения Православной культуры.
С увеличением количества верующих в городе увеличивается и интерес жителей к истории утерянных храмов. Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришел к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
Тульская земля полна памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее.
5. Заключение
У каждого человека есть свои ценности. Для некоторых – это драгоценные металлы, для меня это нечто иное - духовное наследие, православные ценности (добро, зло, любовь, долг, семья, отечество).
.
Именинный пирог
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)