« Калмыцкая борьба – это интересное подобие
древних Олимпийских игр,
победа на которых венчает победителя славою».
П. Н. Небольсин
Введение.
В культуру каждого народа входят созданные им национальные виды спорта. На протяжении веков они сопутствуют в повседневной жизни детей и взрослых. Прививают такие качества характера как достоинство, справедливость, честность и вырабатывают силу, выносливость, ловкость.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_uchenika_2_klassa_muchkaeva_basana.doc | 49.5 КБ |
Республиканская научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку», «Ювента»
Направление: Литературоведение
Название работы: «Прошлое, настоящее и будущее калмыцкой национальной
борьбы»
Автор работы: Мучкаев Басан Денисович
Место выполнения работы:
Сарпинский район,
п.Кировский
МКОУ«Кировская СОШ»
Руководитель: Сугибина А.Н., учитель начальных классов, 1 кв,кат.
2014г.
Оглавление
1.Ведение…………………………………………………………………………..3
Цели и задачи исследования…………………………………………………...3
2. I этап. Исследование исторических данных о калмыцкой национальной борьбе……………………………………………………………………………...4
3. II этап. Практическое применение на основе моего исследования…………6
3.1. Изготовление литературно-исторических кубиков……………………...6
3.2. Сочинение загадок о национальных видах спорта………………………6
4. Выводы………………………………………………………………………….6
5. Список литературы……………………………………………………………..7
« Калмыцкая борьба – это интересное подобие
древних Олимпийских игр,
победа на которых венчает победителя славою».
П. Н. Небольсин
Введение.
Седьмого февраля в городе Сочи стартуют зимние Олимпийские игры. Но ведь всемирно известно, что все олимпийские виды спорта были когда-то национальными. Возможно, что и калмыцкая национальная борьба «Бёки барилдан» в будущем тоже станет олимпийским видом спорта.
В культуру каждого народа входят созданные им национальные виды спорта. На протяжении веков они сопутствуют в повседневной жизни детей и взрослых. Прививают такие качества характера как достоинство, справедливость, честность и вырабатывают силу, выносливость, ловкость.
Цель моего исследования – исследовать, почему калмыцкая национальная борьба была так востребована в прошлом (на примере калмыцкого национального эпоса «Джангар»), и не утратила своё значение в настоящее время.
Задачи исследования:
-исследовать калмыцкий национальный вид спорта « Бёки барилдан» (борьба);
-собрать информацию о калмыцкой национальной борьбе в художественной литературе, в сети Интернет;
-прочесть отрывки из эпоса «Джангар» о калмыцкой национальной борьбе;
-изготовить литературно-исторические кубики, используя иллюстрации к эпосу;
-представить свои загадки по данной теме.
В работе мне помогали мой классный руководитель и родители.
Методы исследования:
-исследование отдельных сюжетов эпоса «Джангар»;
-работа со словарём, энциклопедией;
-выбор необходимого материала по данной теме;
-систематизация материалов.
I этап. Исследование исторических данных о калмыцкой национальной борьбе.
Национальные виды спорта сохранились до наших дней, они передавались из поколения в поколение, сохраняя лучшие традиции. Также они оказывали влияние и на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству. Одну из таких ценностей, доставшимся нам от многих поколений наших предков, является калмыцкая национальная борьба «Бёки барилдан».
Калмыцкая борьба или Бёки барилдан (калм. Бөки барилдан)- нанациональная калмыцкая борьба, которая является одним из элементов калмыцкой культуры. Известна также под названием «ноолдан» (драка). В настоящее время в Калмыкии регулярно проводятся республиканские соревнования по калмыцкой борьбе.
Калмыцкая борьба является одним из древнейших видов единоборств. Она не похожа на известные виды борьбы, потому что ведёт своё происхождение из Великой степи. Борьба в давние времена проводилась по большим праздникам. Приглашались борцы из дальних селений. К состязаниям готовились задолго до начала. Атлеты спали на коже, подложив под голову жёсткие арканы, приучая себя к ударам. При проведении соревнований были свои традиции и правила. Выйдя на схватку, борцы смотрели в лица друг другу, стараясь победить соперника. Противники обхватывали друг друга так, чтобы обеими руками можно было держаться за кушак. Вслед за этим начиналась борьба. Каждый старался силой оторвать своего противника от земли. Схватка считалась выигранной, если противник оказывался брошенным на землю. Борцовские состязания в калмыцкой степи привлекали знаменитых борцов.
В настоящее время поединки определяются правилами. Перед началом борцы обмениваются рукопожатием. Во время поединка разрешаются захваты за пояс, кроме захвата руками ног. Продолжительность поединка составляет пять минут.
В эпосе «Джангар» описаны основные виды калмыцкого национального спорта – стрельба из лука, конные скачки и борьба (Приложение №1).
Вот как в калмыцком национальном эпосе «Джангар» описываются приёмы борьбы в поединке богатыря Хонгора с Тёгя Бюса (песнь вторая):
«…Когда же и стрелы не помогли,
Битву не кончили страшную здесь,
Кинулись в рукопашную здесь!
Бились четыре недели они,
…Тёгя Бюс оторвал, наконец,
Ноги Хонгора от земли,
Но, хитрого родителя сын,
Наземь упасть не хотел исполин,
Выстоял он четыре дня
На мизинце правой ноги!».
А вот как описывается поединок мальчика с Догшоном Гюргю (песнь одиннадцатая):
«Он ухватился рукою за вражеский кушак,
Ногу подставил врагу и сумел пригнуть
Быстро к бедру неокрепшему ханскую грудь.
И закачались, тяжёлые, как стволы,
Ноги владыки над белым камнем скалы».
Читая Джангар, мы представляем поединки, в которых добрые герои всегда побеждают злых.
В старину при любых состязаниях борцов назначались большие призы. Дарили коров, коней или баранов. В наше время победитель в калмыцкой национальной борьбе, так же, как в старину получает ценные подарки. Но чаще всего вместо коня или барана бывает автомобиль.
Калмыцкая национальная борьба «Бёки барилдан» имела важное значение в истории нашей республики. Она не забыта. Ни один праздник в Калмыкии в давние времена и сейчас не обходится без поединков национальной борьбы.
Наш земляк Мингиян Семёнов стал бронзовым призёром в греко-римской борьбе на Олимпиаде в 2012 году. Это была победа для всей Калмыкии. Я думаю, в будущем олимпийским видом спорта может стать и калмыцкая борьба.
II этап. Практическое применение на основе моего исследования
2.1. Изготовление литературно-исторических кубиков.
Познакомившись с первоисточниками и собрав информацию о калмыцкой национальной борьбе, я узнал много интересного и познавательного. Я изготовил литературно-исторические кубики, на которых изображены фрагменты из глав эпоса «Джангар» о «Бёки барилдан» (в этом мне помогли мои одноклассники классный руководитель).
Складывая грани четырёх кубиков, у нас получаются иллюстрации из эпоса «Джангар». Нам было интересно играть с друзьями этими кубиками. Мои товарищи теперь тоже знают некоторых героев эпоса (Приложение №2).
2.2. Сочинение загадок о национальных видах спорта.
Я сочинил загадки о национальных видах спорта – борьбе, стрельбе из лука, конном спорте (Приложение №3).
Выводы.
Моё исследование подошло к концу. Я понял, что калмыцкая национальная борьба осталась такой же значимой и в наше время. Она будет нужна всегда, потому что этот вид спорта делает людей сильными, храбрыми, мужественными. Она необходима для защиты слабых. Ведь я будущий мужчина, а когда вырасту, стану защитником своей страны, потому что я очень люблю свою Родину.
Список литературы.
1. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Нью Медиа Дженерейшн»,2009.
2. Джангр: Калмыцкий народный эпос / Пер. с калм. С. И. Липкина. –
5-е изд. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1989.-363с.
3. Журнал «Байр». №6. 1997г., №12.2010г.
4. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.12. Мо-Но. – М.:
Большая Российская энциклопедия, 2002. – 256 с.: ил.
Как нарисовать черёмуху
Огонь фламенко
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Лепесток и цветок
Неньютоновская жидкость