Среди негативных переживаний человека именно тревожность занимает особое место, так как является комбинацией различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на поведение человека: приводит к снижению продуктивности, к трудностям в общении, к проблемам самовыражения. Поэтому, проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnyy_doklad._veretennikova_a.docx | 20.72 КБ |
Нефтеюганское районное муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Салымская общеобразовательная школа № 1»
Конкурс научных докладов
Доклад по психологии
«Психологические особенности переживания тревожности у старших школьников»
Автор:
Веретенникова Анастасия Сергеевна
10 класс
Руководитель:
Педагог-библиотекарь
Бондаренко Марина Николаевна
НРМОБУ «Салымская СОШ №1»
2021-2022 учебный год
с.п. Салым
Школьники старших классов подходят более ответственно к выбору своего будущего. Изучают нужный материал, саморазвиваются, проходят курсы, слушают лекции. Однако, вместе с ответственным выбором будущего, приходит и тревожность.
Проблема заключается в том, что многие не знают что такое «тревожность», причины её возникновения и как она влияет на учеников старших классов.
Среди негативных переживаний человека именно тревожность занимает особое место, так как является комбинацией различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на поведение человека: приводит к снижению продуктивности, к трудностям в общении, к проблемам самовыражения. Поэтому, проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии.
А.М. Прихожан, определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени.
ТРЕВОЖНОСТЬ - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
У каждого возраста есть свои причины тревожности. Наиболее распространенные у детей – это внутриличностные и внутрисемейные (внутришкольные) конфликты.
Так как подростковый возраст – это переходный период, от детства к взрослости, это противоречие между стремлением казаться и неумением “быть взрослым”, между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться указаниям взрослых, отсюда и возникают многочисленные конфликты, которые вызваны негативными, неадекватными или противоречивыми требованиями и отрицательно влияют на формирование эмоциональной и когнитивной сферы.
Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление “Я”, обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.
Состояние тревожности – это следствие подросткового кризиса, который протекает, по-разному и вносит дисбаланс в личность подростка, влияет на все стороны его жизни.
Стоит отметить, что особенности проявления тревожности в старшем школьном возрасте непосредственно связаны с возрастными особенностями. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является профессиональное и жизненное самоопределение. Таким образом, тревожность, как правило, в этом возрасте связана с необходимостью взятия на себя ответственности за свой выбор. Необходимо отметить, что выборы, которые делают старшеклассники, непосредственно влияют на всю будущую жизнь.
Дело в том, что уровень тревожности влияет на формирование характера в целом. Если тревожность присутствовала на предыдущих этапах жизни подростка, то, как правило, у него формируются тревожно-мнительные черты личности. У человека с такими личностными особенностями легко возникают опасения, волнения, страхи. Недостаток уверенности в себе заставляет заранее отказываться старшеклассника от деятельности, которая кажется слишком трудной. По этой же причине ему трудно сделать выборы, которые необходимо совершать в данном возрасте.
Личностная тревожность проявляется в постоянной склонности к переживаниям в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.
Высокий уровень тревожности подростка во многом определяет способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию. Когнитивная оценка в свою очередь непосредственно влияет на качество выполняемой деятельности. Таким образом, деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности.
Высокая тревожность в старшем школьном возрасте способствуют развитию астении, порождает психосоматические заболевания.
Необходимо отметить, что именно в старшем школьном возрасте тревога начинает оказывать мобилизующее влияние, поэтому она может стать мотиватором деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы.
Тревожность может влиять на самооценку подростка. Тревожные дети обычно имеют неадекватно завышенную или неадекватно заниженную самооценку. Они испытывают затруднение в общении, не проявляют инициативу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тревожность может негативно влиять на жизнь подростка в целом. У него могут возникнуть проблемы в отношениях с друзьями, учителями, родителями. Также при повышенной тревожности у него может нарушиться результативность его деятельности.
Источники:
Лиса-охотница
Смекалка против Змея-Горыныча
Щелкунчик
Мороз Иванович
Рисуем осень: поле после сбора урожая