Таблица умножения Пифагора – это попросту всем известная таблица умножения, но где и как она возникла, какова ее структура, где еще применяется кроме математики, и является ли Пифагор автором ее – это и стало целью моего исследования. Эту работу я считаю актуальной потому, что в наше время стали забывать о древних открытиях. И таким способом я решила напомнить об одном из древних достижений, о таблице умножения Пифагора, показать важность знания таблицы. Ведь это не просто умножение чисел, в ней скрыто много разных тайн. И если кто-нибудь захочет открыть эти тайны, моя работа поможет ему в этом. Таблица умножения это помощь в получении основных знаний по математике, без которых будет очень сложно освоить такую интересную, но в тоже время и сложную науку, как математика.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_matematike.doc | 169.5 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением математики
Исследовательская работа по математике
Работу выполнила
ученица 7В класса
Иванова Маргарита
Руководитель: Малофеева З.В.,
учитель математики.
г Старая Русса
Введение…………………………………………………2
Биография Пифагора…………………………………………..3
Структура таблицы умножения Пифагора………………….5
Практическое применение таблицы умножения Пифагора.7
Результаты практического применения……………………...7
Результаты тестирования………………………………………11
Заключение………………………………………………12
Приложение…………………………………………..13-16
Список литературы………………………………………………17
Введение
Объектная область исследования – математика.
Объект исследования - таблица умножения Пифагора.
Предмет исследования – структура таблицы умножения Пифагора.
Гипотеза: при условии, что таблица умножения встречается практически на каждой тетради по математике, мы постоянно используем её для решения задач и примеров, применяя заученный алгоритм, не вникая в структуру и не задумываясь, не понимая как она устроена. Мне захотелось выявить какие тайны скрыты в ней и где ещё применяется таблица умножения, а так же провести анкетирование среди учащихся нашей школы, чтобы понять, знают ли историю возникновения таблицы умножения Пифагора ученики нашей школы.
Цель исследования:
Методы исследования:
Теоретический: изучить биографию Пифагора, проанализировать математические энциклопедии, научно – популярную литературу, найти различные источники в сети Интернет.
Эмпирический: провести анкетирование учащихся старшего звена и среднего, с целью выявить знания таблицы Пифагора, биографии ученого, структуру построения и её практическое применение.
Актуальность исследованной проблемы:
Таблица умножения Пифагора – это попросту всем известная таблица умножения, но где и как она возникла, какова ее структура, где еще применяется кроме математики, и является ли Пифагор автором ее – это и стало целью моего исследования.
Эту работу я считаю актуальной потому, что в наше время стали забывать о древних открытиях. И таким способом я решила напомнить об одном из древних достижений, о таблице умножения Пифагора, показать важность знания таблицы.
Ведь это не просто умножение чисел, в ней скрыто много разных тайн. И если кто-нибудь захочет открыть эти тайны, моя работа поможет ему в этом.
Таблица умножения это помощь в получении основных знаний по математике, без которых будет очень сложно освоить такую интересную, но в тоже время и сложную науку, как математика.
Я увлекаюсь математикой, особенно её неизвестной стороной, поэтому я прочитала биографию Пифагора, познакомилась с его открытиями, исследовала саму таблицу умножения и рассмотрела ее удивительное применение - гадание. С помощью гадания я
определила, как влияют числа на меня и моих родителей. С чем я вас и знакомлю в своей работе.
Биография Пифагора Самосского
Великий древнегреческий ученый Пифагор (580-496гг. до н.э.) родился на острове Самос около 580 года до н.э., по другим источникам, в 586 году до нашей эры. Однако известно, что в 588 году до н. э. Пифагор стал победителем турнира по кулачному бою на Олимпийских играх, тогда впервые включённого в программу соревнований. В молодости побывал в Египте, где учился у жрецов, говорят, что он был допущен в сокровенные святилища Египта, посетил халдейских мудрецов и персидских магов. Родители Пифагора принадлежали к старой аристократии.
Историю его жизни трудно отделить от легенд, представляющих Пифагора в качестве полубога и чудотворца, совершенного мудреца и «великого посвященного» во все тайные доктрины греков и варваров.
По преданию Пифагор объездил весь свет и собрал свою философию из различных источников, к которым имел доступ. Так, например, он изучал эзотерические науки у брахманов Индии, астрономию и астрологию в Халдее и Египте. В Индии он известен под Именем Яваначарья («Ионийский учитель»).
Юный Пифагор отправился в путешествие по следам Фалеса в 540 годы – когда вавилонское царство содрогалось под нажимом новой персидской державы, а греки в Ионии уже подчинялись персам. Вернувшись, домой Пифагор обнаружил, что власть на острове Самос захватил тиран Поликрат – бывший торговец обувью.
Не желая терпеть этого выскочку, Пифагор решил создать независимую республику где-нибудь вдали от восточных царей и греческих тиранов. Такое место нашлось в южной Италии – в маленьком городе Кротон, основанном греками лет за сто до рождения Пифагора. Здесь Пифагор около 535 года до н. э. основал свою школу похожую одновременно на монашеский орден, политическую партию и на шахматный клуб.
Возникновение школы Пифагора оказало большое влияние на становление философии, так как именно в ней был сделан первый шаг от материализма к идеализму. Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. Они создали именно те основы, которые до сих пор, изучают в школах.
Первоначалом, по их мнению, является «число». В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, они разработали числовые отношения, и нашли их во всех науках — музыке, астрономии и так далее. В сферу интересов членов союза входили научные исследования – религиозные философские изыскания, политическая деятельность. Они вели суровый образ жизни, превыше всего ценили самообладание, смелость и коллективную дисциплину. Пифагорейцы жили вместе, у них было совместное имущество, и даже свои открытия они считали общим достоянием.
Деятельность союза была окружена тайной, поэтому никаких текстов о ранних Пифагорейцах не осталось. Кроме того, все открытия они приписывали Пифагору, о котором уже при жизни ходили легенды. Кто на самом деле является автором того или иного результата, неизвестно.
Пифагорейцы называли собственные исследования «математом», что означает «науки» и делили их на четыре части: арифметику, геометрию, астрономию и гармонию (учение о музыке).
Пифагор проповедовал, что всю природу, всю вселенную, все на свете можно свести к натуральным числам и их отношениям. Одно-единственное математическое противоречие мгновенно разрушило философию и математику Пифагора: невозможно найти два таких целых числа, чтобы квадрат одного из них был вдвое больше квадрата другого.
Тайны, которые окружают Пифагора и его последователей, заставили меня задуматься о простых вещах окружающих нас в повседневной жизни, к моему удивлению оказалось, что очень многих ученных интересовала личность Пифагора.
Например:
Доддс считал Пифагора «великим греческим шаманом», который, без сомнения, извлек теоретические выводы из своих экстатических опытов и в результате уверовал в метемпсихоз.
Однако наиболее подробно проанализировал все источники легенды о Пифагоре Беркерт. Он указал на то, что основные ее положения вписываются в единый ритуально-мифологический сценарий, характерный, для легендарных персонажей, перечисленных выше. В самом деле, легенды о Пифагоре говорят, о его связи с богами и духами, приписывают ему власть над животными, сообщают о пребывании одновременно в разных местах. Беркерт объясняет знаменитое «золотое плечо» Пифагора, сравнивая его с шаманской инициацией.
Считалось, что в момент инициации у шаманов Сибири происходило обновление органов, и кости их схватывались железом. Странствования Пифагора сближают его с Эпименидом и Эмпедоклом, которых Беркерт также считал своеобразными «шаманами». Наконец, Катабазис Пифагора также является шаманским элементом. Согласно Иерониму Родосскому, Пифагор спускался в Ад и встречался с душами Гомера и Гесиода, наказанными за злословие в адрес богов. Как вы знаете в третьем классе дети изучают таблицу Пифагора, не вдаваясь в подробности, как она построена, кто её изобрёл и какие ещё тайны она в себе хранит.
Поэтому меня заинтересовало одно из открытий Пифагора - таблица умножения.
Структура таблицы умножения Пифагора
Впервые таблица Пифагора примерно в таком же виде, каком мы ее находим на обложках ученических тетрадей, появилось в сочинениях Никомаха (1-2 вв.).
Числа в каждой строке таблицы Пифагора образуют последовательность чисел составленных определенным образом.
Умножение натуральных чисел есть не что иное, как многократное прибавление к сумме одного и того же слагаемого.
Таблица Пифагора симметрична относительно диагонали, ведущей из левого верхнего угла в правый нижний. Данное свойство – геометрическая иллюстрация свойства умножения.
Цифры в первом столбце и последние цифры в девятом столбце повторяют друг друга, но идут в обратном порядке. Этим свойством обладают последние цифры второго и восьмого столбцов; третьего и седьмого, четвертого и шестого. Я сделал открытие: для произвольных двух цифр А и В последняя цифра произведения АВ равна последней цифре произведения (10-А)*(10-В), так как разность чисел АВ и (10-А)*(10-В) делится на 10. Рассмотрим некоторые факты: назовем квартетом четыре числа таблицы Пифагора расположенные в вершинах некоторого квадрата, а числа стоящие на диагонали таблицы – диагональными.
Оказывается, если стороны этого квадрата параллельны диагоналям таблицы Пифагора, то суммы диагональных чисел квартета равны. Если стороны квадрата параллельны сторонам таблицы, то равны произведения диагональных чисел квартета. Если при этом квадрат расположен симметрично главной диагонали таблицы Пифагора, то суммы всех чисел квартета – квадрат некоторого натурального числа.
Таблица умножения Пифагора[1]
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 |
3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 |
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 |
6 | 12 | 18 | 24 | 30 | 36 | 42 | 48 | 54 |
7 | 14 | 21 | 28 | 35 | 42 | 49 | 56 | 63 |
8 | 16 | 24 | 32 | 40 | 48 | 56 | 64 | 72 |
9 | 18 | 27 | 36 | 45 | 54 | 63 | 72 | 81 |
Очень интересно составлена таблица умножения на 9 (см. таблицу 2), если внимательно посмотреть, то можно заметить закономерность:
9 |
18 |
27 |
36 |
45 |
54 |
63 |
72 |
81 |
Таблица № 2
Поэтому свою таблицу умножения Пифагор считал самым значительным открытием, так как в ней зашифрован закон гармонии развития числовой основы вселенной, как единой целой.
В российских школах традиционно доходят до 10*10. В Великобритании до 12*12, что связано, в том числе с единицами английской системе мер длины (1фут =12 дюймов) и денежного обращения (существовавшей до 1971 г.: 1 фут стерлингов=20 шиллингам, 1 шиллинг=12 пенсам).
Практическое применение таблицы умножения Пифагора
Мною было найдено в источниках одно из удивительных применений таблицы Пифагора – гадание, где нехитрые вычисления помогут раскрыть характер человека.
В современных интерпретациях Пифагора способы предсказания и расчета судьбы человека по дате его рождения присутствуют в таблице № 3, в которой в квадрате из 9 ячеек, расположены цифры, каждая из которых указывает на одно из определяющих качеств человека.
Таблица № 3
1111 | 2222 | 3333 |
4444 | 5555 | 6666 |
7777 | 8888 | 9999 |
Набор цифр даты рождения тестируемого человека даёт возможность заполнить таблицу и таким образом «прочитать» судьбоносные качества человека, дать ему представление о том, на что ему следует опираться в своей жизни.
Это – не так и уж мало, особенно для человека только – только входящего в жизнь.
Результаты практического применения
Для этого нужно узнать дату рождения и провести исследование.
О чём может рассказать дата моего рождения, используя квадрат Пифагора.
Начинаем складывать:
Получили два ряда цифр:
1ряд – дата рождения: 21.01.1995
2ряд – рабочие числа: 28,10,24,6
Подсчитайте общее количество цифр в двух рядах. В моём случае их 15. По словам Пифагора, человек приходит на землю 15 раз, а потом переходит жить в другое, более совершенное измерение.
Теперь нарисуйте квадрат 3 на 3 и разделите на 9 маленьких квадратиков.
В первый квадратик впишите все единицы из двух рядов, во второй двойки, в третий -тройки и так далее.
А теперь посмотрим, о чём рассказывают нам цифры.
Квадрат 1. Характер
11- человек эгоистичный, но иногда может подумать о других
111- человек с положительным устойчивым характером
1111- характер очень волевой и сильный
11111- самодур и диктатор
111111 – жестокий человек, но для близких пойдет на всё. Крайне неприятен в общении.
Квадрат 2. Биоэнергия
Двоек нет. Биополе отсутствует. Канал открыт для активного поглощения энергии, таким людям нравятся старые вещи (коллекционеры). Они неплохо относятся к окружающим, но при этом пытаются поживиться за счёт других, «поглощая их биополе».
2 – биоэнергии хватает для жизни, но в данный момент её маловато, поэтому надо заниматься спортом. Эти люди сверхчувствительны к атмосферным перепадам.
22 – биоэнергии достаточно, такой человек способен лечить других людей.
222 – хороший экстрасенс.
2222- этих людей очень любит противоположный пол, но если присутствует и 666 то нужно быть осторожнее.
Квадрат 3. Организованность и способности к наукам
Нет троек - очень аккуратный и пунктуальный человек, который выделяется среди окружающих культурной речью и воспитанностью.
3 - у таких людей всё зависит от настроения. Они не любят беспорядок, но уборку проводят в зависимости от настроения (хочу делаю, хочу - нет).
33 – хорошие способности к точным наукам ( математике, физике, химии).
333 - способность к наукам. Аккуратные до занудства.
3333 - из них получаются хорошие ученые.
Квадрат 4. Здоровье
Нет четверок – у этого человека проблемы со здоровьем.
4 - здоровье нормальное, проблемы начинаются в преклонном возрасте.
44- очень здоровый человек, обладающий высокой сопротивляемостью болезням.
444 – то же что и 44, только ярче выражено.
Квадрат 5. Интуиция
Нет пятерок – человек родился с неоткрытым каналом интуиции. Он активен, старается что-то предпринять. Всегда обдумывает свои действия, но совершает много ошибок, таким людям приходится пробивать себе дорогу с огромным трудом
5 - канал открытый, эти люди делают меньше ошибок.
55 – сильно развитая интуиция ( могут быть следователями или юристами).
555 - ясновидящие, всё, что происходит вокруг им понятно, они знают, что делать.
5555 - таким людям подвластно время и пространство.
Квадрат 6
Нет шестерок – человек пришёл в этот мир, чтобы получить профессию, физический труд он не любит, но вынужден им заниматься.
6 - земной человек, думает об учебе, но без физической работы ему не обойтись.
66 - любит трудиться, хотя физическая работа для него только –хобби.
666 - тревожный знак, очень привлекательный, активный человек, однако требует от партнера больших денежных затрат.
6666 -этот человек много и тяжело работал.
Квадрат 7
Нет семерок-человек тяжёлой судьбы
7 - у этого человека есть неярко выраженный талант.
77 - знак очень талантливых людей. Они музыкальны, имеют художественный вкус, могут рисовать. В нем есть всё и хорошее и плохое.
777 - знак особый, эти люди столкнутся с серьёзными трудностями.
7777 - знак тревоги, люди будьте осторожны.
Квадрат 8. Ответственность
Нет восьмерок- человек легко берёт в долг, но не спешит отдавать.
8 - человек с развитым чувством ответственности.
88 -очень развито чувство ответственности. Этот человек всегда готов помочь другим.
888 - призван служить народу.
8888 - человек имеет парапсихологические способности, а так же имеет способности в области точных наук.
Квадрат 9. Ум
9 - такому человеку надо развивать свой ум.
99 - умная голова, но дана лентяю.
999 - умный, удачливый человек.
9999 - человек редкого ума, однако груб и немилосерден.
11111 | 2 | |
5 | ||
- |
Проанализировав дату своего рождения, я получила следующую таблицу:
1ряд – дата рождения: 5.11.2001
2ряд – рабочие числа: 101101
Вывод:
У меня характер очень волевой и сильный, присутствуют экстрасенсорные способности. Я очень аккуратный и пунктуальный человек, есть проблемы со здоровьем , присутствует интуиция, земной человек, думаю об учебе, но без физической работы мне не обойтись, человек тяжелой судьбы , легко берет в долг ,но не спешит отдавать.
Мне было интересно узнать о своих родителях, используя данный квадрат.
Моя мама родилась 19.03.1979 года, а папа 04.12.1977 года. Я составила по описанной схеме два квадрата.
Начинаем складывать:
Получили два ряда цифр:
1ряд – дата рождения: 19.03.1979 / 04.12.1977
2ряд – рабочие числа:39, 12, 37, 10 / 31, 4, 31, 4
Подсчитайте общее количество цифр в двух рядах, в этом случае их 13. По словам Пифагора, человек приходит на землю 15 раз, значит, мама и папа прейдут на землю ещё 2 раза.
1111 | 2 | 333 |
77 | 9999 | |
1111 | 2 | 33 |
444 | 6 | |
7 | 999 |
Мама Папа
Вывод:
Мама – это человек с положительным устойчивым характером. Такие как она могут стать хорошими учеными. Есть проблемы со здоровьем. Очень привлекательный, активный человек, однако требует от партнера больших денежных затрат. У обладательницы четырех 9 преобладает ярко выраженный талант. Нет восьмерок - человек легко берёт в долг, но не спешит отдавать. Моя мама очень экономна, и не берет в долг. Нет пятерок – человек родился с неоткрытым каналом интуиции. Он активен, старается что-то предпринять. Всегда обдумывает свои действия, но совершает много ошибок, таким людям приходится пробивать себе дорогу с огромным трудом.
Папа – это человек с положительным устойчивым характером. Биоэнергии хватает для жизни, но в данный момент её маловато, поэтому надо заниматься спортом. Эти люди сверхчувствительны к атмосферным перепадам. У таких людей всё зависит от настроения. Они не любят беспорядок, но уборку проводят в зависимости от настроения (хочу делаю , хочу - нет). Здоровье хорошее, . Сильно развитая интуиция (могут быть следователями или юристами). Земной человек, думает об учебе, о работе, но без физической работы ему не обойтись. Папа имеет три 9, что по таблице Пифагора означает, что он человек умный и удачливый.
Нет восьмерок- человек легко берёт в долг, но не спешит отдавать. Мой папа умный и удачливый человек.
Результаты тестирования
Очень интересно было узнать у своих одноклассников и учащихся нашей школы, о том знают ли они таблицу умножения Пифагора, как она была составлена, где она появилась впервые, можно ли её применить к магическому гаданию, и хотели бы вы узнать о своём характере и магическом влиянии звезд на вашу жизнь. Все эти вопросы[2] я задала учащимся седьмых классов.
Мною был проведен социологический опрос в седьмом классе, который показал уровень знания истории математики, знания таблицы умножения.
Вот такие интересные результаты я получил[3].
Вывод: Анализируя результаты опроса, большинство знает: таблицу умножения Пифагора, структуру по которой составлена таблица, биографию ученого, догадываются о практическом применении и хотят узнать о своём характере, но не знают о первом упоминании, о таблице умножения Пифагора в сочинениях Никомаха.
Я узнала много нового о жизни Пифагора, о его исследованиях, но для меня осталось загадкой, является ли Пифагор автором таблицы умножения, так как в литературных источниках, подтверждению этому факту не нашлось.
Мне стало понятно, что возникновение школы Пифагора оказала большое влияние на становление философии. Заслугой пифагорейцев было заложение основ развития математических, физических, астрономических и географических знаний, которые изучают в наше время в школах. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Изучая числа, они разработали числовые отношения, и нашли их во всех науках — музыке, астрономии, математике, физике и так далее. Интересно было узнать, что в сферу интересов членов союза входили научные исследования – религиозные и философские изыскания, политическая деятельность. Пифагорейцы вели суровый образ жизни, превыше всего ценили самообладание, смелость и коллективную дисциплину, жили они вместе, у них было совместное имущество, и даже свои открытия они считали общим достоянием. Из этого я сделал вывод, что открытие «Таблицы умножения Пифагора», остается загадкой и автор её неизвестен. Деятельность же союза была окружена тайной, поэтому никаких текстов о ранних Пифагорейцах не осталось.
Мне стало ясно, что свою таблицу умножения Пифагор считал самым значительным открытием, так как в ней зашифрован закон гармонии развития числовой основы вселенной, как единой целой.
Мною было найдено в источниках одно из удивительных применений таблицы Пифагора – гадание. Я провела исследование и узнала, как влияют на меня числа, скрывающиеся в дате моего дня рождения, так же исследовала дату рождения моих родителей, используя квадрат Пифагора.
Я научилась в поисковой системе сети Интернет находить нужную мне информацию.
Проведя опрос среди учащихся нашей школы, я сделала следующие выводы, что большинство знает: таблицу умножения Пифагора, структуру по которой составлена таблица, биографию ученого, догадываются о практическом применении и хотят узнать о своём характере, но не знают о первом упоминании, о таблице умножения Пифагора в сочинениях Никомаха.
Теперь я могу рассказать по желанию любого человека, как влияет числа даты его рождения на его судьбу.
Данная работа поможет учащимся узнать много нового о жизни Пифагора, о применении таблицы умножения, об использовании таблицы в магических целях.
Учителя могут использовать биографию Пифагора на уроках математики, истории, МХК или воспользоваться списком литературы или адресами в Интернете.
Занимаясь исследованием данной темы и рассмотрев различные точки зрения, я сделала вывод, что цели, которые я ставила перед собой, я достигла. А работа, проведенная мной, является завершенной.
Приложение № 1
Анкета:
А) Никомаха
Б) Фалеса
В) Пифагора
Г) Архимеда
Список литературы
Рецензия на исследовательскую работу по теме
«Таблица умножения Пифагора. Тайны или реальность» ученицы 7 класса МАОУСОШ №8 города Старая Русса Ивановой Маргариты.
В работе, представленной на рецензию, глубоко освещены вопросы по структуре таблицы умножения, и её практическому применению, изучена и представлена биография Пифагора. Тема, рассмотренная в работе, актуальна для приобретения новых знаний .
Автора работы заинтересовало открытие Пифагора таблица умножения и ей удалось увидеть в ней зашифрованный закон гармонии развития числовой основы вселенной.
Изучив источники литературы, ученица обнаружила влияние чисел, скрывающихся в дате рождения человека на его характер.
В содержании работы представлены диаграммы, которые позволяют сделать вывод, что автор провел большую исследовательскую работу и своей темой заинтересовал других.
В целом работа производит положительное впечатление. Она обладает признаками новизны, ее содержание выходит за пределы школьной программы.
Считаю, что данная работа будет интересна широкому кругу учащихся, увлекающихся математикой.
Малофеева З. В., учитель
математики МАОУСОШ №8
города Старая Русса.
[1] Таблица умножения в десятичной системе счисления используемая в российских школах
[2] См. приложение №1
[3] См .приложение №2
"Разделите так, как делили работу..."
Проказы старухи-зимы
На берегу Байкала
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Пустой колос голову кверху носит