ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на тему: Из истории трудовых обязанностей
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_gaynullina_timura.docx | 30.74 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Апастовская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района РТ
Межрегиональная научно-практическая конференция школьников
«Наука и общество: взгляд молодых исследователей»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему:
Из истории трудовых обязанностей
Гайнуллин Тимур Ринатович,
ученик 1 А класса
Руководитель: Набиуллина Гулия Заудатовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2020 г
Содержание
Введение 3
Трудовые обязанности детей во времена наших дедушек и бабушек 5
Трудовые обязанности детей во времена наших родителей 6
Трудовые обязанности детей в наше время 7
Заключение 8
Мама выдала заданье -
Нужно в комнате убрать.
Это просто наказанье,
Слов других не подобрать.
Нужно все убрать игрушки,
Тряпкой протереть комод,
Ровно положить подушки…
В общем, дел - невпроворот!
Вот за что мне жизнь такая?
Трудности со всех сторон!
Чуть не плача и вздыхая
Выхожу я на балкон.
Долго в даль смотрю уныло.
Обида на лице моём.
Неподвижно я застыл,
Размышляя вот о чём:
какие обязанности выполняют все дети? У моих родителей, предков тоже были обязанности? Что они делали? Чем отличались трудовые обязанности предков? Зачем нужно выполнять трудовые обязанности? Мне непременно захотелось найти ответы на эти вопросы.
Таким образом, целью проекта было: узнать какие обязанности есть, были у детей моего возраста.
Для достижения которой потребовалось решить следующие задачи:
1) Узнать зачем необходимо выполнять домашние обязанности.
2) Изучить детские обязанности моих предков.
3) Выяснить отношение к утверждению «Каждый ребенок должен иметь домашние обязанности»
Методы исследования: анализ литературы, классификация, систематизация, обобщение, опрос, анкетирование учащихся 1 класса, анализ анкет.
Для этого я изучил энциклопедии, работал в библиотеках, побывал на экскурсии в краеведческом музее, провёл опрос среди одноклассников. В результате я узнал, что такое обязанность.
Значение слова «обязанность»
Анкеты и исследования
Я провел анкетирование среди одноклассников. В анкете были вопросы: Помогаешь ли ты дома? Есть ли у тебя постоянные поручения? Охотно ли ты выполняешь домашние обязанности? Просишь ли ты что-то у родителей за выполненную работу?
Результаты анкетирования:
Участвовали 21обучающийся 1а класса нашей школы. На первый вопрос «Помогаешь ли ты дома?» ответили: 21
На второй вопрос «Есть ли у тебя постоянные поручения?» ответили: 10
На второй вопрос «Охотно ли ты выполняешь домашние обязанности?» ответили: 6, нет 3
На вопрос «Просишь ли ты что-то у родителей за выполненную работу?» ответили: 4человека.
При беседе с одноклассниками я столкнулся с такой проблемой: не во всех семьях дети имеют постоянные поручения. Некоторые думают, что им рано принимать участие в делах семьи. Родители не разрешают, потому что дети могут испортить дело.
Когда я разговаривал с дедушкой, он вспомнил, что у него в детстве был свой личный дневник. Оттуда он прочитал пару страниц, где описывалась его ежедневная работа[2]. А также я обратился с теми же вопросами к деду со стороны папы и к бабушкам. Они тоже многое мне рассказали. И вот что мне удалось выяснить у них:
С самого детства они приучались к работе. Дома топили дровами, которые взрослые готовили вручную: в то время сами рубили деревья и потом поленья возили на маленьких тележках. Воду таскать тоже было нелегко: его бочками носили с реки, колодцев, родников, которые были далеко. Дети всегда помогали взрослым. За хлебом дедушке приходилось идти до железнодорожной станции пешком.
Взрослые относились к детям как к таким же взрослым, потому их учили, например, как обращаться с животными, кормить скот: коров, коз, лошадей, баранов. Для этого нужно было косить траву, что тоже входило в их обязанности. Ещё они убирались за животными, соблюдали чистоту в их загонах. А после, доили коз и коров, получая тем самым домашнее молоко, пряли пряжу из шерсти баранов и использовали лошадей для работы на полях, где проводили большую часть времени. Там они сажали картофель, окучивали её либо косили сено, затем крутили его.
С детства им также приходилось самим зарабатывать. Многие дети ходили на ферму помогать родителям, потому что была нехватка рабочей силы. С одиннадцати-двенадцати лет дети уже работали в колхозах. Дедушка уже с четырнадцати лет самостоятельно работал счетоводом. Он мне объяснил, что это тот же бухгалтер, который работает с числами. Многие собирали и продавали лесные орехи, ягоды, грибы, чтобы откладывать на учебу, книги, тетради или банально приобрести одежду, попробовать сладости, которые тогда были очень дорогими и редкими: леденцы, шоколадки.
Дедушка мне еще рассказывал и про военное время. Ему тогда было едва ли 5 лет. Отец его был на передовой на фронте, сражался с фашистами с первых дней до конца войны. Учиться читать приходилось дома, так как школе уделялось мало времени - нужно было работать. Все дела по дому ложилось на детей, так как взрослые были на работе: на фермах и полях. Уборка, огородничество - всем этим занимался дедушка, он убирал двор, пас гусей, баранов, убирал сорняки, собирали картошку. Из этой лебеды, крапивы и картошки готовили еду, варили супы из их листьев, из зёрен пекли лепёшки, горькие на вкус, но выбора не было. Ему говорили, что если он не будет слушаться, то отец не вернётся домой, поэтому дедушка никогда не перечил взрослым. Он очень сильно хотел увидеть папу, и уже после Великой Победы папа его наконец вернулся, и это был самый счастливый день, как он вспоминает.
Далее я обратился к своим родителям. Они жили по-разному: мама росла в татарской деревне, а папа в русском городе. Поэтому детство у них несколько отличалось. Вот, что мне рассказала мама: война была давно позади, прошли десятки лет, и потому им было легче в разы, чем её родителям. Конечно, в селе трудовые обязанности мало изменились, но теперь это не полностью ложилось на их плечи. Они также убирались по дому, работали во дворе. Летом помогали в огороде, косили траву, крутили сено. Держали много домашних животных: от больших коров, быков, телят до маленьких куриц, гусей. Мама говорит, у них во дворе была словно целая ферма. Кормить, поить их иногда приходилось детям. Из-за того, что многие держали коров, решили организовать отдельное стадо. Но чтобы сэкономить, никто не нанимал пастуха. Вместо этого среди старших детей был график, кто когда пасёт. Воду по-прежнему носили с ручьёв, колонок, родников. Девочки ходили к речке стирать одежду, полоскать бельё. В те времена не было газового отопления. Люди с лета изготавливали дрова для печного отопления на зиму. Дети складывали их в амбары, в сараи. Маме тоже приходилось топить печь, пока родители были на работе. Она рассказывает как часто она затухала, приходилось снова и снова разжигать огонь. Зарплаты были небольшими, хоть и жизнь наладилась. Потому старались деньги не тратить, всё, как говорится, “своё”. Весь летне-осенний период дети ходили в леса и поля за ягодами, грибами, собирали их, чтобы делать заготовки на зиму. С коровьего молока детей учили делать разные молочные продукты: творог, сметана, катык, корт и даже сливочное масло.
Детство папы прошло в Казахстане. Он там родился. После школы они собирали макулатуру. Где только они их не находили, ведь в то время газеты-журналы выписывали все. Поэтому и бумаги ненужной много собиралось. Также они ходили по дворам, собирали металлолом и несли в школу.
В то время был запрещен оплачиваемый детский труд, но всё же они умудрялись подрабатывать. Папа, например, с друзьями разгружал фрукты на плодоовощной базе из вагонов на склад. За работу им платили десять рублей и они этому были довольны. Уже тогда вставал вопрос об учёбе, ведь теперь дети могли больше времени уделять ей. В школе быстрыми темпами развивалась трудовая дисциплина: тимуровские работы, пионерские отряды, которые помогали пожилым и инвалидам по хозяйству. После уроков они шли к закрепленным к ним бабушкам и дедушкам, которым нужна была помощь. На уроках труда девочки вместе с мальчиками вручную мастерили: девочки делали мочалки, шили и вязали одежду, а мальчики изготавливали разные орудия труда и учились обращаться с механикой(тракторы). В то время организовывались летние трудовые лагеря. И мама, и папа школьниками ездили в эти лагеря. Это было обязанностью всех детей. Их везли на соседние деревни, колхозы, где было много полевых работ. Там они окучивали картошку, свеклу, собирали урожай. Там же они и жили, пока не заканчивали свою работу.
А теперь я хочу остановиться на своих обязанностях. Так как сейчас очень много технологий, которые облегчают нам жизнь, наше детство проходит беззаботнее. Все заменяет техника, поэтому уборка в доме мне дается намного легче. Иногда родители мне поручают такие дела как: пылесосить, мыть за собой посуду, разогревать еду в микроволновке. Проснувшись, я первым делом заправляю свою постель и делаю зарядку. Это моя небольшая детская обязанность. Приходя из школы, из секций, я свою форму вешаю аккуратно на вешалку. Это тоже нужно обязательно, так как форма может помяться. А самое интересное и любимое занятие - я всегда прихожу на помощь своей маме. Она частенько мне поручает сходить в магазин за хлебом, который находится рядом с нашим домом. Мама меня называет иногда “пультом управления”. Такие мелкие поручения как “принеси то или это” для меня в радость. По возвращению сестры из города я считаю своим долгом накормить её своим фирменным фруктовым салатом. Зимой я помогаю папе чистить снег. Иногда мы вместе с ним ремонтируем машины: я откручиваю болты, гайки, складываю инструменты на места. Мне все это очень интересно. Но самая главная моя обязанность, как говорит мне мама, - это как можно хорошо учиться, Я делаю после школы домашние задания, прохожу разные учебные марафоны, онлайн-олимпиады. Играю в логические, математические игры.
Поговорив на эту тему с дедушками и бабушкой, с родителями и подумав о своих обязанностях, я заметил, что наша работа во многом отличается. Конечно, это в основном, из-за разницы во времени, в которых жили они и живу я. Многое из того, что делали мои предки, было из-за безысходности. Ведь они жили в военное и послевоенное время. Никаких технологий не было, даже такие вещи, как отопление и водоснабжение, которые для меня кажутся чем-то обыденным, у них отнимало много времени и сил. Если у нас когда-нибудь отключают воду, мы с папой на машине привезем её в баллонах из родника или магазина за пять минут. Им же приходилось ходить далеко и носить воду на своих плечах. Печи заменились батареями и газовыми котлами, метелки - пылесосом, появились микроволновки, мультиварки, тостеры и так далее. Это намного облегчило процесс готовки. Отдельно можно сказать о стиральной машине - нам не приходится бегать до речки с кучей грязной одежды. Достаточно просто бросить на стирку и машина сама всё сделает: и постирает, и высушит. Подобные технологии начали появляться ещё во времена моих родителей, но они не были доступными для всех и уж тем более не так легки и просты в пользовании. Сейчас же это так примитивно, что даже я - семилетний мальчик - могу во всём разобраться. Я думаю, именно поэтому учёба и стала моей главной обязанностью. У предков не было таких возможностей, которые есть у меня, а у меня нет таких забот по дому, которые были у них. В процессе работы над проектом я многое узнал. Понял, что домашние обязанности ребёнка позволяют воспитать собранного и ответственного человека.
В дальнейшем я хочу продолжить работу над проектом. Мне ещё хочется выяснить какие трудовые обязанности есть у детей других стран.
Гении. Величайшие изобретения за всю историю науки / А.Аркелов, Д. Кесперт. - Москва: Клевер-Медиа-Групп, 2019
Личный дневник / Залялиев А.Б. - 1964-1966
http://moyapobeda.ru/zhizn-detej-vo-vremya-velikoj-otechestvennoj-vojny.html
Приложение
№ | Вопрос | Вариант ответа | Количество Учащихся |
1. | Помогаешь ли ты дома? | Да Нет | 21 0 |
2. | Есть ли у тебя постоянные поручения? | Да Нет | 10 0 |
3. | Если да, то какие: | Мою посуда Убираю с помощью пылесоса Вытираю пыль Хожу в магазин за продуктами | 3 3 2 2 |
4 | Охотно ли ты выполняешь домашние обязанности? | Да Нет Иногда | 6 3 1 |
5 | Просишь ли ты что-то у родителей за выполненную работу? | Да нет | 6 4 |
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Заповеди детства и юности
Басня "Море и река"