Цель работы: популяризация творческой деятельности Александра Павловича Ядрошникова для лучшего понимания национального быта, культуры народов Югры.
Задачи:
Методы исследования:
1.Частично - поисковый метод: теоретический анализ специальной, научно- исторической литературы.
2. Собственные исследования: а) интервью с художником.; б) экскурсия - посещение музея; в) анкетирование учащихся.
3. Практико-ориентированный метод: Создание мини- фильма о творчестве художника, буклета на тему: «Музей одного человека»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
«Восприятие Югорской культуры и национальных особенностей коренных жителей через знакомство с «Музеем одного человека»»
Автор: Ягодзинская Александра, 8класс
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………….…2
2. Теоретический обзор...............................................................................4
3. Практическая часть.................................................................................6
Выводы........................................................................................................7
Литература..................................................................................................8
«Восприятие Югорской культуры и национальных особенностей коренных жителей через знакомство с «Музеем одного человека»»
Автор: Ягодзинская Александра, 8класс
Актуальность: отдыхая в летнем лагере, я встретила много друзей из разных регионов России, с которыми мы говорили о кино, культуре, праздниках, искусстве. Ребята рассказывали много интересного и познавательного о достопримечательностях своих родных мест. Я задалась вопросом, а что я могу рассказать о своем родном крае. Мы живем в многонациональном округе, который имеет свою неповторимую культуру и богат творческими, интересными людьми. Проявление интереса к людям, прославившим родную землю, есть одно из важнейших условий процветания России. Интерес к истории малой Родины способствует укреплению любви к стране. Человек, знающий свои корни, вырастет настоящим человеком. Человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, за сохранение ее материальных и духовных богатств.
А.П.Ядрошников – яркая творческая личность со своим неповторимым способом выражения мира природы. Имя его носит музей в деревне Русскинской. Многие дети и не знают о существовании музея и не знакомы с его создателем. В связи с этим, у меня появилось желание исследовать эту тему и поделиться ею на классных часах в центре дополнительного образования и школе.
Проблема: низкий процент интереса учащихся к творческой деятельности уникального художника, создателя музея в деревне Русскенской – А. П. Ядрошникова.
Объект исследования: художник, заслуженный деятель культуры Александр Павлович Ядрошников.
Предмет исследования: творчество художника.
Продукт исследования: Видео – фильм и Буклет на тему: «Музей одного человека».
в которые войдёт собранный материал по теме, биографические сведения, фотографии художника и его работ.
Цель работы: популяризация творческой деятельности Александра Павловича Ядрошникова для лучшего понимания национального быта, культуры народов Югры.
Задачи:
Методы исследования:
1.Частично - поисковый метод: теоретический анализ специальной, научно- исторической литературы.
2. Собственные исследования: а) интервью с художником.; б) экскурсия - посещение музея; в) анкетирование учащихся.
3. Практико-ориентированный метод: Создание мини- фильма о творчестве художника, буклета на тему: «Музей одного человека»
Гипотеза: – познакомившись с творчеством Ядрошникова А.П. мы станем ближе к Югорской культуре, и понимаю национальных особенностей коренных жителей.
Новизна проекта заключается в том, что нами впервые было собрана информация от первоисточника, по результатам анализа информации создан фильм и буклет «Музей одного человека»
Практическая значимость: Мини-фильм и буклет можно использовать на уроках и классных часах в школах, при проведении тематических недель и на занятиях объединениях Центра дополнительного образования и конкурсах разного уровня.
2. Теоретический обзор.
Таксидермия –(др.-греч. τάξις — приведение в порядок и δέρμα — кожа, шкура) — способ изготовления чучел животных, основой при котором является шкура животного. Она натягивается на некую основу, а полость внутри заполняется наполнителем. Так же называют и сам процесс.[1]
Удивительно, но таксидермия появилась в глубокой древности. Первые навыки обработки шкур были освоены ещё в первобытные времена. Колдуны и шаманы использовали в своих ритуалах звериные головы, лапы, хвосты.
Больших успехов в таксидермии достигли древние египтяне. Вслед за хозяином в загробный мир должны были последовать его домашние любимцы, поэтому в гробнице можно найти их чучела.
История таксидермии в современном виде начинает свой отсчет с 16 века. Именно в это время было изготовлено самое старое на сегодняшний день чучело носорога. В России не существовало трофейной культуры, и первые чучела были привезены из Европы по приказу Петра I в 1698 году. Это положило начало отечественной таксидермии. Таксидермист Ф.Федулов за изготовлением чучела гориллы в 1914 году. Изготовленное им чучело до сих пор находится в экспозиции Дарвиновского музея. Чтобы изготовить чучело хорошего качества, нужно учиться не один год. А поделку дилетанта легко отличить от работы настоящего мастера. Выполненные на низком уровне изделия напоминают побитые молью шкурки, а выражение морды у таких чучел может быть весьма комично. Если же смотреть на качественно выполненную работу, то создается впечатление, что животное вот-вот оживет. Изготовленный по всем правилам экспонат может храниться при должном уходе до 200 лет.[ 2 ]
Одним из представителей этого направления в нашем округе является Ядрошников А.П. В его творчестве природа и человек неотделимы друг от друга, они сосуществуют естественно и органично.
Ядрошников Александр Павлович (15.06.1940) родился в г. Молотовске (Нолинске) Кировской области в большой дружной семье. С детства увлекался охотой, рыбалкой, рисованием. Там же окончил школу и решил, что работа и дальнейшая судьба его должны быть связаны с природой. Поэтому после школы Александр Павлович поступает в Иркутский охотоведческий техникум на пушно-меховое отделение. Трудовую деятельность начал в 1956 г. рабочим Нолинского промышленного комбината.[3]
В 1966 г. техникум был окончен, и молодой специалист Ядрошников в 1967 г. приезжает в сибирскую глубинку - д. Русскинская в качестве охотоведа промыслово-охотничьего хозяйства. Здесь же Александр Павлович встретил свою будущую жену Людмилу Алексеевну. В начале 70-х годов охотовед Ядрошников увлекается таксидермией. К середине 70-х годов у него уже немалая коллекция таксидермии, а т.к. характер работы Александра Павловича был связан с коренным населением, то традиции, обычаи, быт ханты стали для него, некогда жителя центральной России, ясны и понятны.
Каждый город, село – особый мир со своей биографией, из множества которых складывается биография Родины. Одни города отличаются своей красотой, другие - архитектурным размахом и уникальной стариной другие знаменитыми людьми. Однако есть и такие – внешне неброские, обычные, рабочие – каким и является деревня Русскинская. Каждому человеку необходимо расширять свои знания о своем родном крае, его достопримечательностях и знаменитых жителях и гордиться ими. Александр Павлович Ядрошников почетный житель Сургутского района имя которого носит музей в деревне Русскинской.
А необычное в этом музее то, что он создан руками фактически одного человека. Александр Павлович Ядрошников более сорока лет занимается таксидермией – изготовлением чучел животных и птиц, которые и стали главными экспонатами этого музея.
Еще один необычный факт заключается в том, что, по словам Александра Павловича, ни одно животное для этого музея не было убито специально – все «тела» приносят охотоведы: одни звери погибли по трагической случайности —, например, огромного бурого медведя охотники случайно разбудили зимой в берлоге, так что пришлось его застрелить. Других животных сбивают на дорогах, и Ядрошникову не раз приходилось собирать их по частям, чтобы получилось зоологически достоверное чучело.[4]
Поражает еще и тот факт, что на обеих руках Ядрошникова нет первых двух фаланг пальцев — их ампутировали давно, после обморожения. Обычный человек и кружку бы не смог нормально держать, а Александр Павлович мастерски делает чучела. И очень трогательно о них рассказывает. Он говорит, что таким образом хочет подарить вторую жизнь умершему животному. В этом музее животные не расставлены одиночными экспонатами позади таблички, написанной сухим языком. Здесь композиции, из таежной жизни животных и даже сюжеты из русских народных сказок.[3]
3. Практическая часть
Определив проблему проекта и выдвинув гипотезу работу над проектом мы начали с определения информированности подростков о музее в деревне Русскинской.
Нами было проведено анкетирование среди учеников 7 классов (приложение №1). Всего было опрошено 25 человек. Результаты опроса показали что, многие подростки не просто не знакомы с биографией и творчеством художника-таксидермиста Ядрошникова А.П. но и не знают то, что им создан музей, и что этот "Музей одного человека" находится в деревне Русскинская.
Результат анкетирования (приложение №2) показал следующее :
на первый вопрос: Знаете ли вы о существовании музея в деревне Русскинская?
70% опрошенных ответили -Да, 30 % - Нет
на второй вопрос: Как часто Вы посещаете Музей?
40% вообще не посещали музей, 40% посетили музей единожды, остальные респонденты были один раз в полгода и один раз в год
на третий вопрос: С кем Вы чаще всего посещаете музей?
Чаще всего посещаете музей посещают с семьей, родителями( 60%)
четвертый вопрос показал: что только 40% подростков знают создателя музея
на вопрос как вы узнали о музее преобладают ответы - с сайт музея-15%, реклама - 5%, СМИ -25% , от друзей - 60 %.
Совместно с педагогами центра была организована экскурсия в музей "Человек и Природа" в деревне Русскинская. Во время экскурсии мы познакомились со всеми экспонатами музея. Сотрудники музея рассказали очень много интересного и про экспонаты и про историю создания музея. Кроме этого нам посчастливилось встретиться и побеседовать с самим автором - Ядрошниковым А.П., который награжден Почетной Грамотой Президента Российской Федерации; является заслуженным деятелем культуры Югры и Почетным гражданином Сургутского района, и почетным жителем сельского поселения Русскинская, занесен в книгу "Почета и Памяти Сургутского района"; награжден премией главы самоуправления Сургутского района "За выдающийся вклад в социально-экономическое развитие района"[6]
Телефильм снятый М. Чуриловой «Мастер из Русскинской» о музее и его основателе получил 1 премию фестиваля «Золотой бубен»; художник участвовал в строительстве хантыйского архитектурного комплекса в музее под открытым небом Гечейш (Венгрия, Залаэгерсэг)
По приглашению ЮНЕСКО и Лиги малочисленных народов и этнических групп музей принимает участие в передвижной выставке (г. Москва - г. Харстад (Северная Норвегия); 2009 - музей занял второе место в зрительском голосовании конкурса «Семь чудес Тюменской области»; участвовал в выставке «Музеи Югры в Москве». Его работы побывали на различных выставках и отмечены грамотами и призами. Награждён медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», удостоен званий: «Ветеран труда», «Отличник потребительской кооперации», Лауреат премии Главы Сургутского района «За выдающийся вклад в социально-экономическое развитие района, его имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России». А.П. Ядрошников – победитель районного конкурса «Общественное признание» в номинации «Гран-при».[7]
Итогом нашей поездки стало создание видеоролика и буклета(приложение №3), в котором демонстрируются работы и заслуги А.П.Ядрошникова
Выводы:
1. Нами изученна собранная информация о жизни и творчестве Александра Павловича Ядрошникова.
2. Встретившись с работниками музея и художником как представителем «наивного искусства» узнали много нового о стиле творчества художников из народа - для их творчества характерна гармония между природой и человеком.
3. Проанализировав информацию о таксидермии, я узнала о том, чтобы стать таксидермистом, нужно: - быть аккуратным и усидчивым; - обладать знаниями в анатомии, зоологии, хорошо знать повадки животных; - знать химию; - иметь талант скульптора, без этого не передашь грацию дикого животного; - иметь талант художника, рисунок поможет продумать композицию. Как видно, ремесло таксидермиста освоить сложно, и такие специалисты достаточно редки. И такой редкостной и творческой профессии человек у нас есть - А.П. Ядрошников.
4. Полученный нами материал был обобщен и создан буклет и видеоролик "Музей одного человека"
Литература:
1. Интегрированный курс краеведения Мы – дети природы. Книга для учителя начальных классов. ГУИПП «Полиграфист» Ханты –Мансийск 2003. – 177с.
2. «Героический эпос обских угров: наследие и современность» Ханты –Мансийск 2004. – 143с.
3. Матюков, А.К., ЛозямоваЗ, Н. Ремесла обских угров( По материалам семинаров этнографического музея «Торуммаа»).
4. Вадичупова, Т.С. Учимся мастерить изделия обско – угорских народов: методическое пособие для детей и родителей/ Т.С. Вадичупова. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 20006. – 24с.
5. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения/ О.Н. Гаврилова. Екатеринбург: ООО « СВ – 96», 2001. – 392с.
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Твёрдое - мягкое
Свадьба в Малиновке
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Ребята и утята