НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА X ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДОСТИЖЕНИЙ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ»
Вложение | Размер |
---|---|
hazhitov_sodnom_darievich_natsionalnoe_dostoyanie.docx | 39.33 КБ |
tezisy_k_rabote.doc | 40 КБ |
X ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДОСТИЖЕНИЙ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ
«НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ»
_______________________________________________________
Секция: Родословие.
Тема: Памяти любви земной.
Автор: Дулмажапов Тимур Саянович
Научный руководитель: Найданова Баярма Бадмаевна
Место выполнения работы: с. Нижняя Иволга Иволгинский район
2020-2021
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….….…….. 3
Историческая эпоха…………………………………………………………..………..…..… 4
Детские годы ………………………………………………………………………………….5
Счастливые студенческие годы…............................................................................................6
В тайге не чужие……………………………………………………………………………….6
Успехи на сцене……….…………………………………………………………………….….7
Памяти любви земной………..………………….……………………………………………..8
Заключение.………………………………………………………………………………….….9
Список литературы…………………………………………………………………….....…….10
Введение.
Из века в век дорога остается.
Только в дороге находишь себя.
Аюр Хажитов.
Актуальность темы. С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре … С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе. Так поется в известной всем песне. Однако, слово Родина сродни словам родители, род….
Великий историк В.О.Ключевский писал: «Изучая дедов, узнаешь внуков, то есть узнаем себя». Жизнь человека, не знающего историю своей семьи, вряд ли можно назвать полноценной. Ведь семья- это маленькое зеркало большого общества.
Одним из самых ярких и запоминающихся впечатлений моего раннего детства остались дни, проведенные с моим дедушкой. Его рассказы были настолько живыми и образными, что они прочно врезались в мою память. Я удивлялся, как ему удавалось полностью захватывать мое внимание, о простых и обыденных вещах рассказывать, как о чудесах и волшебстве. И только позже я узнал, что талант рассказчика моего деда-это его профессия. Мой дед артист!
Просматривая с бабушкой и родителями фотографии из семейного альбома, где мой дед в сценических образах или с другими людьми его профессии, я захотел глубже изучить судьбу своего родного дедушки, историю своей семьи.
«Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песнями развлечениям. Все это дорого нам», - эти прекрасные слова принадлежат академику Д.С.Лихачеву.
История судеб моих предков, родных не должна кануть в лету, чтобы каждый член моей огромной семьи знал историю своего рода, гордился и высоко нес свою фамилию.
Цель моей работы: Собрать материал о жизненном и творческом пути моего деда Хажитова Соднома Дариевича для создания книги «История моей семьи».
Гипотеза: Я предполагаю, что судьба моего деда –отражение истории нашей республики, страны, и что мой дед внес огромный вклад в развитие культуры Бурятии
Для достижения данной цели предусматривается решить следующие задачи:
-изучить материал по истории Бурятии в послевоенные годы;
-провести беседы с информаторами- моей бабушкой, друзьями и коллегами моего дедушки, родственниками;
-изучить домашний фотоархив;
-выяснить, какую роль сыграла судьба моего дедушки в истории и культуре нашей Республики, страны, какое влияние оказало творчество моего дедушки на воспитание культуры и нравственности бурятского народа и других народов.
Обьект исследования- документы, фотографии, воспоминания бабушки и коллег по работе.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
-теоретические: анализ фотоархива, документов, статей из газет прошлых лет, литературы по данной теме.
-реконструктивный метод исторического исследования
-интервью, наблюдение.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач, как повышение самооценки детей в семье, воспитание чувства гордости за своих предков, становление духовно-нравственной личности.
Историческая эпоха
Мой дедушка Хажитов Содном Дариевич родился в 1953 году бурятской семье колхозников в тяжелые послевоенные годы.
В этот период вся страна, в том числе и Бурятия, испытывала огромные трудности, связанные с восстановлением экономики, промышленности, сельского хозяйства, образования, культуры от последствий военной разрухи. Перед всей страной встала задача перестроить промышленность для работы в мирных условиях. В послевоенные пятилетки в республике развернулось промышленное строительство. Создавались новые отрасли: текстильная, трикотажная, цементная и станкостроительная. Рост промышленности сопровождался увеличением численности рабочих, инженеров, техников. Молодежь, выпускники школ, активно пополняли, ряди рабочего класса, стремились получать техническое образование в ССУЗах и ВУЗах
Положение с сельским хозяйством в Бурятии было чрезвычайно тяжелым: низкая продуктивность животноводства и урожайность сельскохозяйственных культур. Мелкие колхозы из-за нерентабельности попали под укрупнение, были преобразованы в совхозы.
Большое внимание уделялось животноводству: увеличению заготовки кормов и строительству помещений для скота. К этим работам привлекали детей и молодежь.
В трудных условиях послевоенного времени государство изыскивало средства для развития науки, народного просвещения, искусства.
Получили развитие школы рабочей молодежи. Они давали возможность получить среднее образование подросткам, вынужденным в годы войны прервать учебу.
В 1952/53 учебном году в республике было введено всеобщее семилетнее обучение. В процесс обучения старшеклассников был включен труд на производстве, учащихся практически приобщали к производительному труду на школьных опытных участках, в учебных мастерских, на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах.
Возрос интерес к бурятской культуре. В 1950 году состоялись вечера бурятской литературы в Москве. Творчество деятелей культуры республики того периода получило высокую оценку у общественности столицы.
В 1950 году музыкально-драматический театр был разделен на театр оперы и балета и передвижной драмтеатр. Затем труппы драмтеатра слились с труппой колхозно-совхозного театра, и на этой основе сформировался театр бурятской драмы. Театры ставили и классические постановки, и интересные спектакли с национальным колоритом, которые проходили при полном зрительном зале. Они представляли значительное событие культурной жизни и оставляли у слушателей незабываемое эстетическое впечатление. Бурятскому театру драмы в 1959 году было присвоено имя Хоца Намсараева. Успехи в развитии театрального искусства Бурятии были продемонстрированы во второй декаде бурятского искусства и литературы в Москве в 1959 году. Одним из направлений культурно-просветительской работы театров была гастрольная деятельность. Жители отдаленных сел и деревень районов республики имели возможность наслаждаться искусством театров столицы Республики. Все это способствовало развитию самодеятельного творчества на селе. Было создано огромное количество самодеятельных сельских театров и театральных кружков.
Политика государства того периода, провозгласившая культ труда, возвеличивание рабочего человека, способствовала трудовому воспитанию детей, формированию у молодежи тяги к образованию, интереса к искусству.
В этот сложный и интересный период прошло детство и юность Хажитова Соднома Дариевича, становление его многогранной, богатой личности.
Детские годы.
Малая родина моего деда Хажитова Соднома Дариевича -село Бортой Закаменского района. Он рассказывал, что родился на гурту у села Бортой. Его мама Дари Намдаковна одна воспитывала троих детей. Много ей пришлось работать на колхозной ферме. Бесконечные хлопоты и заботы о детях не заканчивались и вечерами после тяжелой работы, она шила, вязала, стирала. И не забыть мамины сказки, улигеры, предания, рожденные в их родном краю. Рассказывала она притихшим от внимания детям и о жизни односельчан в суровые годы революции, коллективизации и Великой Отечественной войны. Пела мама своим чистым глубоким голосом старинные бурятские песни, от которых щемило в сердце и наворачивались слезы… Эти вечера наложили на юного восприимчивого мальчугана большой эмоциональный, духовный отпечаток, в дальнейшем повлиявший на формирование его внутреннего мира и понимания человеческой сущности .
Содном вырос цельным духовно, нравственно крепким человеком. С детства приученный работать, он мог все: косить сено, ухаживать за скотом, плотничать. В материнском доме он был главным мужчиной. И это осознание сопровождало его всю жизнь. Моя бабушка Любовь Гомбожаповна до сих пор говорит об этом: «Мы, его семья, были за ним, как за каменной стеной»
В школе-интернате в селе Цакир Содном стал с удовольствием заниматься в художественной самодеятельности. Это было время, когда самодеятельное творчество бурно развивалось и школьники с огромным желанием принимали участие во всех общественных мероприятиях школы и села. Содному больше всего нравились театральные постановки, он хорошо пел, вел концерты. Но в мечтах подросток видел себя врачом, позже думал поступать в технический вуз. В то время эти профессии были востребованными на селе.
Он был старшеклассником, когда в Цакир приехали артисты театра бурятской драмы во главе с Народным артистом Российской Федерации, режиссером Содномом Дашиевичем Будожаповым. В районах республики они подбирали артистически одаренную молодежь для учебы в Бурятской студии Дальневосточного института искусств. Так закладывалось будущее труппы Бурятского театра. Комиссия отобрала 28 счастливчиков. И среди них был мой дед Хажитов Содном. Вместе с ним в далекий Владивосток поехали учиться будущие звезды бурятского драмтеатра Дамба Бочектоев, Олег Бабуев, Чимит Ринчинов, Доржи Сультимов, Сергей Бальжанов. Среди этих счастливчиков была и прекрасная девушка из далекой Еравны Любовь Цыренова, в будущем моя бабушка.
Счастливые студенческие годы.
Среди множества фотографий моего деда одна вызывает особый интерес. В 1971 году приграничный портовый город Владивосток был «закрытым» для иностранцев городом. Даже прибывшим из Бурятии студентам поставили в паспорта печать: «житель Приморского края».
На третьем курсе не видевших вживую иностранцев студентов из бурятской студии пригласили играть японцев в фильме «И на Тихом океане». Режиссером фильма был Юрий Челюкин (знаменитый фильм «Девчата»). Им предстояло играть на одной площадке с такими звездами советского кино. как Владимир Басов, Сергей Голованов, Анатолий Кузнецов, Любовь Соколова.
В 1975 году игравшим японцев студентам предложили поработать с режиссером из враждебной капиталистической страны. Так первым иностранцем, которого увидели бурятские студенты, стал знаменитый японский режиссер Акира Куросава. В Приморье он приехал известным обладателем разных японских и международных премий и призов, основателем школы нового японского кино. Он ездил в Америку, чтобы поработать в студии «20 век Фокс».
Историки кино до сих пор выдвигают самые разные версии, почему Госкино в разгар холодной войны разрешило режиссеру из капиталистической страны снимать фильм на приграничной территории и даже выделило на сьемки астрономическую по тем временам сумму- 4 миллиона долларов. Более того, Куросаве предоставили полную творческую свободу.
Но при этом Куросаве не разрешили посмотреть Владивосток. Студентов из Бурятии снимали в соседнем городе Арсеньеве, названном в честь ученого и писателя. Арсеньева играл Юрий Соломин, давно известный стране как «Адъютант его превосходительства». К радости бурятских студентов, при знакомстве с кинозвездой оказалось, что Соломин –сибиряк, почти земляк, родом из г. Читы. На вторую главную роль – Дерсу Узала-утвердили, тоже сибиряка, тувинского актера Максима Мунзука. Так, на сьемках в сибирской тайге сошлись сибиряки. Бурятских студентов отобрали на фильм сначала только из-за внешности. Уже на сьемках создатели фильма с удовольствием поняли, что случайно взяли на работу не городских неженок, а парней, для которых жизнь в лесу не была диковинкой.
В тайге не чужие.
«Мы играли таких же представителей малых народов Приморья, как Дерсу Узала. В тайге мы, как и Мунзук, не чувствовали себя чужими. Ведь лесные походы и охота для нас с детства были привычны,-вспоминает Дамба Доржиевич.- У малых народностей Приморья много общих с бурятскими таежных обычаев. Запреты охотиться для забавы, традиция оставлять на таежной стоянке сухие дрова, спички, запас продуктов для тех, кому это может понадобиться. Этот обычай соблюдают в Бурятии и сегодня».
Уже имевшие опыт работы со студией Мосфильм студенты удивлялись пунктуальности японского режиссера. Все они позже вспоминали, как он бережно относился к актерам и что он делал непривычно мало дублей. Музыку к фильму писал не менее легендарный композитор Исаак Шварц. Когда закончились сьемки, бурятским студентам показалось, что закончилась еще одна сказка. Покидая СССР по окончании работы, плакал сам Акира Куросава.
Студенты из Бурятии, в том числе и мой дедушка, понимали, что снялись в фильме у гениального режиссера, но даже не ожидали, что, после выхода «Дерсу Узалы», на фильм посыплется дождь наград. Фильм взял золотой приз и премию «ФИПРЕССИ» на девятом Московском кинофестивале 1975 года.
В тот же год, снимавшиеся в фильме студенты стали профессиональными дипломированными актерами и вернулись в г.Улан-Удэ знаменитыми.
В 1976 году пришла сенсационная новость: «Оскар» за лучший иностранный фильм, показанный в США, получил «Дерсу Узала». Это был второй «Оскар» в истории советского кино после «Войны и мира» Сергея Бондарчука. О поездке советских актеров на церемонию «Оскара» в то время речи не шло. Об этих наградах своего «студенческого» фильма бурятские актеры узнали только из газет. А в 1977 год фильм удостоился «Серебряной ленты», «Давида» за лучшую режиссуру и «Специального Давида». В 1978 году – приза критиков во Франции.
Успехи на сцене.
В эти годы выпускник Дальневосточной студии Содном Хажитов, тщательно и кропотливо подбирал нужные краски и интонации, закрепляя пластическую составляющую образа. Работал над театральными ролями. Первый большой успех пришел к Содному Хажитову в роли Тайши Дымбрылова в знаменитом спектакле «Кнут тайши» Х.Намсараева.
Не каждому актеру выпадает в жизни роль играть руководителя государства при его жизни. Генеральный секретарь Леонид Ильич Брежнев был еще у власти. когда его сыграл в театре Содном Хажитов. Среди других разноплановых образов стоит выделить роли Хао Ли («Катастрофа» Д.Батожабая), Прометея («Не бросай огонь. Прометей! М. Карима), Кудимова («Старший сын» А.Вампилова).
С 1991 по 1995 год Содном Дареевич руководил театром кукол «Ульгэр». Он не только удержал театр на плаву, но и заложил основу его дальнейшего развития. Так в тяжелые девяностые «Ульгэр» стал дипломантом Международного фестиваля театров кукол в городе Киеве со спектаклем «Мудрая девица Ногоодой» М.Батоина.
В 1996 году Содном Дареевич окончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе и вернулся в ГБАТД имени Х.Намсараева. Его постановки, такие, как «Плаха» Ч.Айтматова и «Толдой- сын Болдоя» Б.М.Пурбуева, стали событиями в театральной жизни республики.
Когда в 90-ые годы сняли негласный запрет на положительные спектакли о Чингис-хане, его роль сыграл именно Содном Хажитов. Позже он же сыграл верховного шамана и сподвижника хана Теб-Тэнгри. За эти роли жюри третьего Международного фестиваля монголоязычных народов в 2001 году наградило Соднома Дареевича орденом Чингис-хана. В этом же году за эти роли он представлен к Государственной премии Республики Бурятия.
Зрителей потрясала игра Хажитова в роли Ван Тумэра в «Похищенном счастье» Д. Батожабая, Пантеры Брауна в « Трехгрошовой опере» Б. Брехта, Дорна в «Чайке» А. Чехова. За последнюю роль он снова был номинирован на Государственную премию Республики Бурятия.
Одна из самых пронзительных ролей Соднома Дареевича- Бадам в пьесе «Встретимся в той жизни» народного писателя Монголии Сэнгиин Эрдэнэ.
К сожалению, уже после смерти Соднома Дареевича состоялась премьера фильма «Отхончик. Последняя любовь», где он сыграл роль отца главной героини.
Памяти любви земной.
Мой любимый дедушка прожил интересную творческую жизнь, полную событиями, поисками. Однако. все эти годы всегда рядом была его любимая жена- моя бабушка Любовь Гомбожаповна. Она видела, как из угловатого деревенского парня он превращался в интересного юношу, начитанного, много знающего о театре, с чувством собственного достоинства, со своими интересными мыслями и мнением, а позже в известного артиста и режиссера со своим видением роли театрального искусства, культуры в обществе.
Где бы они не жили, Содном Дареевич окружал заботой, любовью свою семью. Он был бесконечно счастлив, когда у них родилась дочь Жаргалма, долгожданная девочка с раскосыми красивыми папиными глазами! Через несколько лет родился сын Аюр. Особо радовался мой дед и тому, что его супруге выпал замечательный шанс получить профессию журналиста. Помогал, поддерживал. Благодаря этой поддержке счастливо сложилась творческая судьба и у моей бабушки. Проработав около 10 лет на сцене Бурятского академического театра драмы, в 1989 году она пришла работать в детскую редакцию республиканского радио. Любовь Гомбожаповна стала автором и ведущей таких популярных передач на бурятском языке, как «Эдиршуул», «Алтан Зула», «Баргуджин Тукум», «Минии багша».
Из воспоминаний моей бабушки: «Однажды он мне сказал: «Знаешь, Люба. Я женился по большой любви, по большой земной любви. Спасибо тебе, любимая, за эти счастливые годы». Слова, сказанные после многих лет совместной жизни. О его чувстве я всегда знала и чувствовала всю нашу совместную жизнь, а это почти 40 лет».
Заключение.
«Из века в век дорога остается.
Только в дороге находишь себя»
Эти строки, которые я взял эпиграфом к своей работе, когда-то, будучи студентом, написал мой дядя Аюр Хажитов. Эти мудрые слова в полной мере выражают суть и смысл жизни на Земле. Данная работа, посвященная изучению по документам, семейным фотографиям, рассказам бабушки Любови Гомбожаповны, его друзей и коллег биографии моего дедушки Хажитова Соднома Дареевича, позволяет сделать вывод о том, что очень важно достойно пройти свой жизненный путь.
«В жизни надо иметь свое служение - служение какому - либо делу. Пусть это дело будет маленьким. Оно станет большим, если будешь верен ему», - говорил академик Д.С.Лихачев.
У моего дедушки было свое дело - служение театру, служение культуре. Он оставил свой неповторимый след на этой земле, прожил богатую и счастливую творческую жизнь, успев сняться в оскароносном фильме и сыграть главные роли в знаменитых спектаклях, известного в Бурятии театра драмы имени Хоца Намсараева.
Для меня он был примером во всем. Очень хорошо помню его трогательное отношение к нам, внукам, и его постоянную заботу и внимание. Семья, любовь, верность своему делу- вот ценности, которые были самыми важными для моего дедушки. Мой дедушка мечтал о том, чтобы дорога жизни у всех нас была счастливой. А наша задача - сохранить память и быть достойными его памяти.
Проведенное исследование подтвердило мою гипотезу о том, что судьба моего деда Хажитова Соднома Дариевича тесно переплетена с судьбой страны, является отражением истории нашей республики. Родившись в маленькой деревушке горной Закамны в тяжелые послевоенные годы, он был полон решимости, энтузиазма быть полезным обществу, внести свой вклад в развитие, процветание республики, страны. Результаты исследования показали, что послевоенная эпоха способствовала развитию культуры, образования. И то обстоятельство, что мой дед, простой парень из деревни, благодаря своему упорному труду, настойчивости смог стать одним из ведущих артистов бурятского театра драмы, Заслуженным артистом Российской Федерации, вызывает чувство гордости за него и за свой род.
История жизни сильного, целеустремленного, талантливого и мудрого человека, Хажитова Соднома Дариевича,, пример для подражания не только для моих братьев и сестер, но и всех моих многочисленных родственников. Данная работа станет важной составляющей книги «История моего рода», которая будет интересна и необходима и настоящему, и будущему поколению моего рода, а также всем, кто интересуется культурой, историей становления театрального искусства в Бурятии, России ..В этом я вижу практическую значимость моей работы.
Список литературы:
1.Журнал «Женский взгляд» №2(67) 2014 г.
2.Информ-полис №11 13 марта 2013 г.с.12-13
3.Буряад унэн № 62 14 марта 1987 г.
4.Буряад унэн №50 2003 г.
5.Буряад унэн. Духэриг. Статья «Мастер перевоплощения» Бато-Доржо Содномов. 28.11.2002 г.
6.Бурятия.статья «Высший пилотаж Соднома Хажитова» Народная артистка России Нина Токуренова 20.11.2003 г.
7.Буряад унэн. Статья «ДээрэПээ заяагданан бэлиг табисуур» Д.Сультимов заслуженный артист РФ,РБ
8.Буряад унэн. Статья «Мунхэ гэрэлэй мунгэн толон» Н.Сультимова
9.Буряад унэн. 24.04.2008 г. Статья «Пусть дорога будет счастливой» Дулгар Доржиева.
10.Историко-культурный атлас Бурятии.М.2001 г
11.Родословная..
Информаторы:
1.Хажитова Любовь Гомбожаповна
2.Дулмажапова Жаргалма Содномовна
3.Хажитов Аюр Содномович.
4.Бочектоев Дамба-Дугар Доржиевич –Народный артист РБ,Заслуженный артист РФ
5.Бабуев Олег Дамдинович –Народный артист РБ, Заслуженный артист РФ
Памяти любви земной
Дулмажапов Тимур Саянович
Научный руководитель Найданова Баярма Бадмаевна
МОУ Нижне-Иволгинская СОШ, Республика Бурятия, с. Нижняя Иволга
Великий историк В.О.Ключевский писал: «Изучая дедов, узнаешь внуков, то есть узнаем себя». Жизнь человека, не знающего историю своей семьи, вряд ли можно назвать полноценной.
Одним из самых ярких и запоминающихся впечатлений моего раннего детства остались дни, проведенные с моим дедушкой. Его рассказы были настолько живыми и образными, что они прочно врезались в мою память.
Цель моей работы: Собрать материал о жизненном и творческом пути моего деда Хажитова Соднома Дариевича для создания книги «История моей семьи».
Гипотеза: Я предполагаю, что судьба моего деда –отражение истории нашей республики, страны, и что мой дед внес огромный вклад в развитие культуры Бурятии
Обьект исследования- документы, фотографии, воспоминания бабушки и коллег по работе.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач, как повышение самооценки детей в семье, воспитание чувства гордости за своих предков, становление духовно-нравственной личности.
Мой дедушка Хажитов Содном Дариевич родился в 1953 году бурятской семье колхозников в тяжелые послевоенные годы.
В этот период вся страна, в том числе и Бурятия, испытывала огромные трудности, связанные с восстановлением экономики, промышленности, сельского хозяйства, образования, культуры от последствий военной разрухи. В этот сложный и интересный период прошло детство и юность Хажитова Соднома Дариевича, становление его многогранной, богатой личности.
Малая родина моего деда Хажитова Соднома Дариевича -село Бортой Закаменского района.
В это время в районах республики подбирали артистически одаренную молодежь для учебы в Бурятской студии Дальневосточного института искусств. Таким образом закладывалось будущее труппы Бурятского театра. Комиссия отобрала 28 счастливчиков. И среди них был мой дед Хажитов Содном.
На третьем курсе не видевших вживую иностранцев студентов из бурятской студии пригласили играть японцев в фильме «И на Тихом океане». Режиссером фильма был Юрий Челюкин (знаменитый фильм «Девчата»). Им предстояло играть на одной площадке с такими звездами советского кино. как Владимир Басов, Сергей Голованов, Анатолий Кузнецов, Любовь Соколова.
В 1975 году игравшим японцев студентам предложили поработать с режиссером из капиталистической страны Акиро Куросава
Бурятских студентов отобрали на фильм сначала только из-за внешности. Уже на сьемках создатели фильма с удовольствием поняли, что случайно взяли на работу не городских неженок, а парней, для которых жизнь в лесу не была диковинкой.
Студенты из Бурятии, в том числе и мой дедушка, понимали, что снялись в фильме у гениального режиссера, но даже не ожидали, что, после выхода «Дерсу Узала», на фильм посыплется дождь наград. Фильм взял золотой приз и премию «ФИПРЕССИ» на девятом Московском кинофестивале 1975 года.
В тот же год, снимавшиеся в фильме студенты стали профессиональными дипломированными актерами и вернулись в г.Улан-Удэ знаменитыми.
В 1976 году пришла сенсационная новость: «Оскар» за лучший иностранный фильм, показанный в США, получил «Дерсу Узала». Это был второй «Оскар» в истории советского кино после «Войны и мира» Сергея Бондарчука. О поездке советских актеров на церемонию «Оскара» в то время речи не шло. Об этих наградах своего «студенческого» фильма бурятские актеры узнали только из газет. А в 1977 год фильм удостоился «Серебряной ленты», «Давида» за лучшую режиссуру и «Специального Давида». В 1978 году – приза критиков во Франции.
В эти годы выпускник Дальневосточной студии Содном Хажитов, тщательно и кропотливо подбирал нужные краски и интонации, закрепляя пластическую составляющую образов. работал над театральными ролями. Первый большой успех пришел к Содному Хажитову в роли Тайши Дымбрылова в знаменитом спектакле «Кнут тайши» Х.Намсараева.
С 1991 по 1995 год Содном Дареевич руководил театром кукол «Ульгэр». Он не только удержал театр на плаву, но и заложил основу его дальнейшего развития. Так в тяжелые девяностые «Ульгэр» стал дипломантом Международного фестиваля театров кукол в городе Киеве со спектаклем «Мудрая девица Ногоодой» М.Батоина.
В 1996 году Содном Дареевич окончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе и вернулся в ГБАТД имени Х.Намсараева. Его постановки, такие, как «Плаха» Ч.Айтматова и «Толдой- сын Болдоя» Б.М.Пурбуева, стали событиями в театральной жизни республики.
Мой любимый дедушка прожил интересную творческую жизнь, полную событиями, поисками. Однако. все эти годы всегда рядом была его любимая жена- моя бабушка Любовь Гомбожаповна. Где бы они не жили, Содном Дареевич окружал заботой, любовью свою семью. Он был бесконечно счастлив, когда у них родилась дочь Жаргалма, долгожданная девочка с раскосыми красивыми папиными глазами! Через несколько лет родился сын Аюр. Особо радовался мой дед и тому, что его супруге выпал замечательный шанс получить профессию журналиста. Помогал, поддерживал. Благодаря этой поддержке счастливо сложилась творческая судьба и у моей бабушки. Проработав около 10 лет на сцене Бурятского академического театра драмы, в 1989 году она пришла работать в детскую редакцию республиканского радио. Любовь Гомбожаповна стала автором и ведущей таких популярных передач на бурятском языке, как «Эдиршуул», «Алтан Зула», «Баргуджин Тукум», «Минии багша».
Данная работа, посвященная изучению по документам, семейным фотографиям, рассказам бабушки Любови Гомбожаповны, его друзей и коллег биографии моего дедушки Хажитова Соднома Дареевича, позволяет сделать вывод о том, что очень важно достойно пройти свой жизненный путь.
«В жизни надо иметь свое служение - служение какому - либо делу. Пусть это дело будет маленьким. Оно станет большим, если будешь верен ему», - говорил академик Д.С.Лихачев.
У моего дедушки было свое дело - служение театру, служение культуре. Он оставил свой неповторимый след на этой земле, прожил богатую и счастливую творческую жизнь, успев сняться в оскароносном фильме и сыграть главные роли в знаменитых спектаклях, известного в Бурятии театра драмы имени Хоца Намсараева.
И то обстоятельство, что мой дед, простой парень из деревни, благодаря своему упорному труду, настойчивости смог стать одним из ведущих артистов бурятского театра драмы ,Народным артистом Республики Бурятия, Заслуженным артистом Российской Федерации, вызывает чувство гордости за него и за свой род.
История жизни сильного, целеустремленного, талантливого и мудрого человека, Хажитова Соднома Дариевича - пример для подражания не только для моих братьев и сестер, но и всех моих многочисленных родственников. Данная работа станет важной составляющей книги «История моего рода», которая будет интересна и необходима и настоящему, и будущему поколению моего рода, а также всем, кто интересуется культурой, историей становления театрального искусства в Бурятии, России..В этом я вижу практическую значимость моей работы.
Свадьба в Малиновке
Сказка "Морозко"
Рыжие листья
Как нарисовать портрет?
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного