Социальный проект "Словари русского языка"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kamalovoy_eliny.doc | 88.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа
Тип проекта: социальный
Словари русского языка
Автор проекта: Камалова Элина
Ученица 7б класса МОУ Краснооктябрьской СОШ
Наставник проекта: Габбасова Д.Г.
Учитель русского языка и литературы
МОУ Краснооктябрьской СОШ
п.Ишалино
2022
Содержание:
Введение…………………………………………………….....стр.3
Теоретическая часть
Практическая часть
2.1.Проведение анкетирования….............................................стр.9
2.2. Составление памятки «Словари русского языка»............стр.9
Заключение................................................................................стр.10
Список литературы ..................................................................стр.11
Приложение
Введение
Часто ли вы пользуетесь словарями? Читаете ли вы их? Я думаю, многие из вас дадут отрицательный ответ.
Вот что сказал о своей любви к словарям и об их значении французский писатель Анатоль Франц: «Словарь- это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь- это книга книг». Соглашусь с этим высказыванием, действительно, значение словарей для нас огромно, но мы этого не ценим. Для нас быстрее найти какую-либо информацию в поисковой строке браузера, чем вчитываться в словарь.
Я провела анкетирование среди моих сверстников и выяснила, что многие ученики не знаю, какие бывают словари русского языка и не пользуются ими.
А ведь словарь — это историческая повесть о жизни людей, их думах, бедах и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа, творца языка. Я думаю, что тема моей работы актуальна и результаты моего исследования будут полезны обществу. Обращение к словарям открывает перед учащимися богатство человеческой мысли, способствует формированию целостного представления о системе языка.
Цель моей работы - привлечение внимания моих сверстников к словарям русского
языка
Задачи: изучить понятие «словарь»;
узнать, какие бывают словари русского языка;
составить анкету и провести анкетирование;
выяснить с помощью анкетирования, как востребованы словари
русского языка среди моих одноклассников;
составить памятку «Словари русского языка».
Продукт проекта: памятка «Словари русского языка»
Теоретическая часть
1.1.Что такое словарь?
Ещё в начале II тысячелетия до нашей эры писцы в Аккаде (одном из древнейших центров Вавилонии) начали составлять шумерско-аккадские словари – первые словари в истории человечества. В этих словарях шумерские клинописные знаки переводились на аккадский язык. Указывались и грамматически значимые части слов (морфемы). Эти словари принято считать первыми словарями. У каждого языка есть свои словари. Множество их и у русского языка. Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют наш кругозор, приобщают к культуре.
Разные источники по-разному определяют понятие «словарь»:
словарь — книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т. д.), расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т. п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др.;
словарь — книга, информация которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике;
словарь — сборник слов с толкованием или с переводом;
словарь — книга, содержащая перечень слов, обычно с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык;
словарь — книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например, по алфавиту), с теми или иными объяснениями;
словарь — это справочник, в котором можно почерпнуть ту или иную информацию о единице языка или предмете (явлении) окружающей действительности.
Таким образом, в зависимости от назначения словаря, мы и будет трактовать данное понятие.
1.2.Какие бывают словари?
Работа по собиранию и систематизации слов и фразеологических оборотов называется лексикографией (от греч. lexis — слово и grapho — пишу). Ее основное содержание — составление различных языковых словарей. Это наука о словарях, о том, как их наиболее разумно делать, это и сама практика составления словарей.
Понятно, что нельзя составлять словари, не понимая, что такое слово, как оно живет и как оно «работает» в нашей речи. Это задача лексикологии. В то же время составители словарей, вдумываясь в слова, их значения, их «поведение» в речи, обогащают науку о слове новыми наблюдениями и обобщениями. Лексикология и лексикография теснейшим образом связаны между собой.
Таким образом, лексикография – это научная методика и искусство составления словарей, практическое применение лексикологической науки, чрезвычайно важное как для практики чтения иноязычной литературы и изучения чужого языка, так и для осознания своего языка в его настоящем и прошлом.
Словари делятся на энциклопедические и лингвистическиею
Объект описания лингвистических (языковых) словарей — языковые единицы (слова, словоформы, морфемы). В таком словаре слово (словоформа, морфема) может быть охарактеризовано с разных сторон, в зависимости от целей, объёма и задач словаря: со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, орфоэпии, правильности употребления.
Энциклопедические (др.-греч. enkyklios и paideia, — «обучение в полном круге») словари содержат экстралингвистическую информацию об описываемых языковых единицах; эти словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т. п.
В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.
Особым лексикографическим жанром являются разнообразные словари, адресованные школьникам. Остановимся на них.
Цель орфоэпических словарей — дать сведения о произношении, ударении и образовании грамматических форм каждого слова, включенного в словник. В словарях этого типа трактуются произносительные нормы литературного языка применительно к каждой единице словника. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы (под ред. Р. И. Аванесова) является самым известным словарем этого типа.
Словари этого типа содержат справки о происхождении слов, языковых источниках поступления в нашу речь. В словарях, описывающих этот аспект жизни слова, указывается исходный языковой материал, первоначальное звучание и значение в языке-источнике, даются другие дополнительные сведения о слове, объясняющие понятийное содержание заимствованного слова. Популярным этимологическим словарем русского языка является «Краткий этимологический словарь русского языка» В. В. Иванова, Т. В. Шанской и Н. М. Шанского.
В качестве примеров словарей общего типа можно указать на обычные толковые и двуязычные (переводные) словари, в которых с разной степенью полноты описывается лексика, бытующая в общелитературном слое языка. Говоря о словарях общего типа, специалисты имеют в виду словари разной степени полноты, в которых так или иначе истолкована общенародная, общелитературная лексика. К словарям такого типа, относятся, например, Словарь русского языка в 4-х томах Д. Н. Ушакова, Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.
Словари трудностей
В практике письменной и устной речи многие люди сталкиваются с затруднениями различного характера. Все эти затруднения должны решаться в словарях трудностей. Словари трудностей включают в свой состав такие случаи, которые описываются в орфоэпических, в грамматических и в общих филологических словарях. Составители таких словарей, естественно, опираются на такие источники, в которых зарегистрированы различные варианты написания, произношения и словоупотребления, даются рекомендации нормативного характера. В качестве примера здесь можно указать словарь Горбачевич К. С. «Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов».
В словарях неологизмов описываются слова, значения слов и словосочетаний, появившиеся в определенный (описываемый) период. Развитые языки активно пополняются новыми словами. Как показывают исследования, количество неологизмов, которые используются в речевой практике, исчисляется десятками тысяч. С появлением компьютерных технологий, позволяющих обрабатывать огромные массивы неструктурированной текстовой информации, появилась потребность в автоматическом анализе словоформ, в том числе и вновь образуемых. В качестве примера можно указать «Толковый словарь русского языка начала XXI века: Актуальная лексика» под ред. Г. Н. Скляревской.
Грамматические словари – это словари, которые содержат сведения о формальных (словоизменительных и синтаксических) свойствах слова. Порядок слов в таких словарях может быть как прямым, когда слова располагаются в порядке следования алфавита от первой буквы, начинающей слово, к последней букве слова, так и в обратном, когда слова располагаются в алфавитном порядке, начиная с последней буквы слова. Обратный порядок позволяет представить читателям словообразовательные свойства слова.. Один из лучших словарей этого типа «Грамматический словарь русского языка. Словоизменение» А. А. Зализняка. В нем содержится около 100 тысяч слов, расположенных в обратном алфавитном порядке.
Фразеологические словари в качестве заголовков словарных статей содержат словосочетания, которые воспроизводятся в речевой практике целиком, без перестановок или изменений своих частей. Среди них «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А. И. Молоткова является на сегодняшний день наиболее полным словарем.
Предназначение языковых справочников этого типа – указать нормативное написание слова, соответствующее правилам правописания. Наиболее полным словарем общего типа на сегодняшний день является «Русский орфографический словарь: около 180 тысяч слов, отв. ред. В. В. Лопатин.
Словари этого типа содержат сведения о морфемном членении слова, его словообразовательной структуре. В таких справочниках представлена информация о структуре слова и тех элементах, из которых это слово состоит. В словообразовательных словарях слова собраны как по корневым гнездам, так в алфавитном порядке. Наиболее популярным словообразовательным словарём является словарь под редакцией А.Н.Тихонова.
Многие словари имеют электронную версию и находятся в свободном доступе, что делает их удобными для пользования.
2.Практическая часть
Мы решили провести анкетирование для того, чтобы выявить востребованность пользования словарем среди учеников. Для опроса были заданы следующие вопросы:
Результаты анкетирования следующие:
Полные результаты анкетирования даны в приложении 1.
2.2. Составление памятки «Словари русского языка»
При подведении итогов работы я составила памятку «Словари русского языка» (Приложение 2) . В неё я включила информацию о том, какие бывают словари русского языка. Для удобства пользования словарями, я поделилась ссылками электронных словарей. Также в памятке я разместила информацию о словарях, которые есть в нашей школьной библиотеке.
Заключение
Подводя итоги работы, можно сделать такие выводы:
-словари расширяют наш кругозор, делают нашу речь богаче и ярче, повышают нашу грамотность, заставляют думать и размышлять;
- к словарям нужно обращаться постоянно, ведь читая книгу, смотря телепрограммы, разговаривая с собеседником, мы часто слышим незнакомые слова;
- словари делятся на энциклопедические и лингвистические;
-существует множество словарей русского языка;
- разновидность словаря зависит от его предназначения;
- словари бывают в бумажной и электронной версии;
-мои сверстники редко пользуются словарями, так как недооценивают их практическую значимость.
Словари находятся на службе обществу и очень чутко реагируют на изменения в обществе. Например, в 2021 году в институтом лингвистических исследований, который находится в Санкт-Петербуре, был выпущен словарь коронавирусной эпохи.
Работа над проектом мне понравилась. Я думаю, что в дальнейшей учебной деятельности буду чаще пользоваться словарями и моя памятка «Словари русского языка» будет полезна моим одноклассникам.
4.Список литературы
1) Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка (под . проф. Л.И. Скворцова)// Мир и образование - 2018. – 1380 стр.
2)Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
3) Фёдорова Т.Л., Словообразовательный словарь русского языка//ООО «Стандарт»-2016.-768стр.
Электронные ресурсы
3) http://uchitel-slovesnosti.ru/slovari/12.pdf
4) https://pure.spbu.ru/ws/portalfiles/portal/78276278/_.pdf
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Воздух - музыкант
Солдатская шинель
Зимовье зверей
Свадьба в Малиновке