«Роль СМИ в государстве»
Исследовательский проект ученика 10 класса Глимбоцкого Богдана
Выполнен в рамках работы над обязательным итоговым индивидуальным проектом для 10-11 классов.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 647.94 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №29»
ГО Ревда, Свердловская область
Исследовательский проект
«Роль СМИ в государстве»
Автор: Глимбоцкий Богдан, 10 класс,
МАОУ «СОШ» №29,
город Ревда, Свердловская область.
Руководитель:
Сохраннова Татьяна Михайловна,
учитель истории и обществознания МАОУ "СОШ № 29",
город Ревда, Свердловская область
Ревда 2021
Оглавление
Введение……………………………………………………………..……3
Глава 1. История СМИ………………………………………..…...........4
Глава 2. Современное положение СМИ………………..……..............9
Глава 3. Образ СМИ государства будущего………………………...13
Заключение……………………………………………………………...15
Список литературы и используемых ресурсов………………………16
Приложение 1…………………………………………………………...17
Приложение 2…………………………………………………………...18
Введение
Современный человек каждый день потребляет огромное количество информации из различных источников. Средства массовой информации стали неотъемлемой частью жизни каждого. Телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет – всё это различные виды средств массовой коммуникации, без использования которых не проходит ни один день.
СМИ дают нам различные сведения развлекательного, информационного или иного формата, они могут быть достоверными или ложными, что выбирать решает каждый сам.
Но помимо развлечения людей и предоставления какой-либо информации СМК играют ещё одну очень важную роль – формирование общественного мнения. Мнение человека, его мировоззрение формируется на основе получаемых им сведений, а из мнений многих людей образуется общественное, которое способно непосредственно влиять на все сферы жизни социума и процессы внутри государства.
Таким образом, тема роли СМИ в государстве меня привлекла тем, что она касается жизни и благополучия всех нас. Разобраться в ней стало непростой, но интересной и, возможно, полезной задачей.
Актуальность моего проекта заключается во влиянии средств массовой информации на все социальные сферы и, соответственно, взаимосвязи уровня развития СМИ и благосостояния общества, важности их развития для каждого и меня лично.
Гипотеза: если в стране будут развитые, свободные, независимые СМИ, то политическая власть будет работать эффективнее, что положительно скажется на уровне социального благосостояния.
Цель исследования: определение роли, задач и путей развития СМИ.
Задачи проекта:
1.Изучение истории развития СМИ.
2. Изучение проблем СМИ в настоящее время.
3.Определение роли, путей развития СМИ в современном государстве.
Объектом моей работы являются мировые средства массовой информации, а предметом – проблемы их развития на протяжении всей истории.
История СМИ
Становление СМИ
Предметом данного проекта является роль СМИ в государстве, определение их задач и направлений развития. Чтобы более подробно изучить эту тему, объективно оценить правильность тех или иных решений в этой области и составить наиболее удачные модели средств массовой информации в государстве будущего, следует обратиться у опыту прошлых лет, истории становления СМИ в различных государствах.
До I века до н.э. как таковых СМИ не существовало. Особой необходимости размещать какую-либо информацию для широкой аудитории не было, т.к. таковая в древнем мире практически отсутствовала. Но с увеличением численности населения, становлением и развитием первых государств возникла необходимость распространения важных сведений среди граждан.
Древний Рим, имея развитые политическую систему и культуру, стал государством с первыми средствами массовой информации. Юлий Цезарь первым из правителей осознал необходимость распространения в обществе важных сведений о государственной жизни. Было создано периодическое издание протоколов сената – «Аctа senаtus», которое было преобразовано в 59 г. до н.э. в «Аctа diurnа populа Romа». Это издание распространялось не только в столице, но и в провинциях. В нём помимо императорских указов и новостей сената размещались цены на продовольствие, биографические сведения из жизни знаменитых людей, информация с театров военных действий и описание итогов гладиаторских боев. Кроме того, в Риме существовали особые информационные стены – альбумусы. Их белили извёсткой и делили на прямоугольники, на которых пурпурной краской и углём писались тексты различного содержания: торговая и политическая информация, частные объявления, анекдоты.
Первая печатная газета появилась в 911 г. в Китае. Она выпускалась в Пекине под названием «Столичный вестник». В ней публиковались императорские указы, торговые новости, философские и религиозные высказывания.
Революцию в сфере распространения информации совершил Иоганн Гуттенберг, создавший первый в Европе печатный станок с подвижными литерами в середине XV века. Это изобретение сделало печать быстрее, проще, дешевле и придало ей по-настоящему массовый характер, положив начало полиграфической промышленности.
Однако из-за высокой стоимости печати в сочетании с тем фактом, что большинство людей в Европе в Средние века оставались по-прежнему неграмотными (за исключением монахов и торговцев), дальнейшее развитие дешёвых массовых газет было отложено.
В конце XV века в Германии и Англии начали выпускать новостные брошюры, сообщавшие о каких-либо событиях. В середине XVI века в Венеции начали взимать плату – одну газету (маленькая монета) за чтение последних новостей. Слово «газета» стало нарицательным.
Появление массовой и дешёвой печати привело к увеличению грамотности рабочей среды, большей доступности информации для масс и свободному обмену знаниями и идеями.
Далее развитие СМИ в разных государствах шло различными путями. Общими для всех были основные этапы развития: совершенствование и изменение форматов, способов печати, появление и развитие телерадиовещания. Следствием глобализации, цифровизации и демократизации современного общества стала общность следующей ступени развития.
В конце XX века появляется Международная информационная сеть – Интернет. Эта общемировая система стала прекрасной новой площадкой для СМИ. Телеканалы и печатные издания начали создавать и развивать электронные версии своей продукции, дублируя основную информацию и давая дополнительную для интернет-пользователей. Помимо прежних компаний появились интернет-издания, использующие собственные сайты или социальные сети и мессенджеры для публикации материала. Также отдельные люди получили возможность донести свои взгляды и сведения в собственных блогах и каналах. Началась эпоха информационного общества, в котором почти каждый имеет доступ к самым разнообразным источникам информации, получение которой стало повседневной потребностью современного человека.
Здесь стоит перейти к рассмотрению развития СМИ в отдельно взятых государствах. В качестве примеров стоит взять США и Великобританию, так как именно эти страны являются одними из передовых в области экономики, политики и прессы.
История СМИ Великобритании
Появление первых газет в Великобритании относится к XVI веку. 23 июня 1588 года вышел первый номер «English Mercurie», что ознаменовало появление периодической печати в Англии. Позже стали появляться и другие издания, которые были нерегулярными. А в 1665 году появилась первая английская газета – «London Gаzette».
С увеличением объёма печати законодательство в области печати ужесточалась всё сильнее: ограничение числа лиц, которые могут заниматься печатью, введение лицензий на право издания новостей, предварительной цензуры, запрет публикаций о палате общин. Гражданская война в Англии (1640-1660) создала большой спрос на внутренние новости в стране, тиражи газет резко возросли. В то же время те, кто участвовал в политической борьбе, осознали возможности прессы для продвижения своего политического дела, и пресса стала мощным инструментом пропаганды. Эти политические публикации, очень громкие, в поддержку определённой политической перспективы были наполнены сенсационными повествованиями о героических битвах или зверствах, совершенных противником. В конце Гражданкой войны Оливер Кромвель хотел ограничить распространение политических новостей накануне казни короля Карла I, приказав уничтожить все листовки, но это не увенчалось успехом.
После реставрации монархии цензура была отменена «Биллем о правах» в 1689 году. Попытки вернуть её позже успеха уже не имели.
В 1702 году стала издаваться первая еженедельная газета «Dаily Courаnt», а в 1709 выходило уже 18 газет общим тиражом 35 тысяч экземпляров в неделю. В газетах начинают публиковаться знаменитые английский писатели, материалы в поддержку Великой французской революции и бедных слоёв населения. В XVIII веке журналисты получили право присутствовать на заседаниях палаты общин и публиковать статьи о них. Возникновение в XVIII-XIX веках газет, известных современному читателю. Издания отличались большим тематическим разнообразием. Но созданию массовой печати мешал гербовый сбор, взимавшийся с каждого издания.
К началу XIX века уровень грамотности населения вырос настолько, что у просто народа возникла потребность в получении новостей и информации, для чего требовалось создание дешёвой многотиражной печати. Государство не давало возможностей для развёртывания массовой печати, что вылилось в выступления рабочих, требующих свободы печати и всеобщего избирательного права. Началось незаконное издание дешёвых газет, первой из которых стала «Poor Mаn’s Guаrdiаn» тиражом 16 тысяч экземпляров, имевшая стоимость 1 пенс. Под давлением народного движения и роста нелегальной печати правительство отменило налог на объявления в прессе (1853), гербовый сбор (1855), налог на бумагу (1861), что вызвало значительное увеличение числа газет: с 308 газет в 1829 году до 2263 в 1891 году.
В конце XIX – начале XX веков происходит деление прессы на качественную (элитарную) и массовую (популярную), которые отличались объёмом, содержанием и стилем изложения информации. Последние позже начали издаваться в таблоидном формате: страницы размера А4, броские заголовки и большие иллюстрации. Качественные газеты предоставляли развёрнутую информацию, статьи, высказывания видных общественных деятелей. Популярная (массовая) пресса освещала скандальные события, личную жизнь знаменитостей, спорт. Также в начале XX века сформировались несколько крупных держателей (семей) газет в Великобритании, то есть олигополия на рынке печати. Это положение, не меняясь с тех пор, не раз вызывало опасения за свободу прессы, но ни разу правительство не подтвердило опасений. После работы Королевских комиссий, был создан Совет по прессе.
С 1936 года государственная компания «BBC» первой в Великобритании начала телевещание, а в 1954 году появился первый коммерческий телеканал – «ITV». В настоящее время насчитывается около 500 каналов, из которых 6 являются самыми популярными. Телевидение сильно потеснило печать на рынке информации, но она сохранилась и продолжила развиваться (новые методы печати, форматы газет и журналов, новое оборудование для работы корреспондентов). Как в сфере печати, так и в сфере телерадиовещания сохранялось доминирование нескольких крупных корпораций и государства.
История СМИ США
Первой газетой, вышедшей в американских колониях Великобритании 25 сентября 1680 года, стала «Public Occurrences», но первый её номер стал последним из-за цензуры. В 1695 году она была отменена и в 1704 почтмейстером Джоном Кембеллом основана первая регулярно выходившая газета «Boston Newsletter». В 1719 вышли ещё две газеты, также основанные почтмейстерами: «Boston Gаzette» и «Аmericаn Weekly Mercury» (последняя – в Филадельфии). Это были еженедельные газеты с малыми тиражом и форматом, небольшим объёмом информации и примитивным оформлением.
В 1741 году вышли первые в Америке журналы: «Аmericаn Mаgаzine» Эндрю Бредфорда и «Generаl Mаgаzine» Бенджамина Франклина. Франклин также, взяв в свои руки управление «Pennsylvаniа Gаzette» в 1729 году, сделал её образцом для других издателей, умело сочетая различные жанры. В своих статьях он проповедовал идеи Просвещения и американской идентичности.
Большое возмущение вызвал введённый в 1765 году гербовый сбор - налог на деловые бумаги и печатную продукцию. Томас Пейн, прибывший в Америку из Великобритании в 1774, печатался в разных изданиях многотысячными тиражами. Пейн был сторонником идеи отмены рабства, первым, кто сформулировал призыв к независимости и название нового государства – Соединённые Штаты Америки, став самым влиятельным публицистом в колониях. Революционная газета «Mаssаchusetts Spy», стоившая полцены и написанная простым языком, стала самой массовой (3500 экземпляров), так как была популярна среди широких народных масс. Пропаганда в СМИ привела к популяризации идеи самостоятельности американских колоний, и в 1776 году началась Война за независимость.
После провозглашения независимости США в 1791 году принята Конституция, первой поправкой к которой была гарантирована свобода журналистики. Любой человек, имея деньги, станок и бумагу, мог открыть свой печатный орган. Это привело к тому, что в США было газет больше, чем где бы то ни было (в 1820 году 24 ежедневных и 422 еженедельные газеты). Среди них были первые газеты, отстаивающие права чернокожих и рабочих.
Новым этапом развития стало появление в 1830-е «penny-press» - дешёвых массовых газет, стоивших 1-2 и рассчитанных на бедные, малообразованные слои населения («The New York Sun» и «The New York Herаld»). Их количество и тиражи быстро росли, но качество материала было низким. Продолжили их дело «The New York World»(Джозеф Пулитцер) и «The Morning Journаl»(Уильям Хёрст), давшие начало массовой прессе. Первая напечатала в 1893 году картинки о приключениях жёлтого мальчика, что дало этой газете название «жёлтой» прессы. Главным в этих изданиях было привлечь внимание читателя громкими заголовками не всегда достоверных статей, чтобы получить прибыль от продаж огромных тиражей.
Но, как и в Великобритании, помимо массовой возникла и качественная пресса. В 1841 Горацием Грили основана «The New York Tribune», а в 1851 году появилась «The New York Times» Генри Раймонда. Эти газеты занимались просвещением читателей, ориентировались на «думающих людей». Первая также способствовала избранию Линкольна на пост президента, выступала за отмену рабства и пропагандировала социализм. Вторая имела независимую позицию по многим вопросам, а одной из целей была ответственность перед читателями. Тиражи были хоть и меньше, чем у массовых газет, но росли год от года.
США также была присуща монополизация печати: в 1930 году насчитывалось 328 изданий под контролем 55 газетных «цепей».
В 1919 году в периодической печати США появился таблоид, первым из которых стал «New York Dаily News». Затем последовал выход первого новостного журнала «Time», создатели которого стремились дать точную и сжатую информацию.
В 1900 году Реджинальд Фессенден и де Форест Ли провели первые эксперименты по радиовещанию. В этом же году прошла первая экспериментальная передача. А в 1920 Френком Конрадом в Питсбурге была открыта первая радиостанция. В 1926-1928 годах возникли сети «CBS» и «NBC»,создавшие формат развлекательных передач, окупающихся за счёт рекламы.
В 1921 году Владимиром Зворыкиным были проведены первые в мире телевизионные опыты. В 1931 году появились экспериментальные телевизионные станции, а в 1939— началось регулярное телевизионное вещание. «CBS», «NBC» и появившаяся в 1943 «АBC» являются крупнейшими телерадиовещательными компаниями в США и поныне.
В 1990-х годах из-за роста цен на бумагу и популярности телевидения и радио количество газет снизилось, но некоторые издания начали переходить в электронный вид.
Современная американская пресса имеет одну важную особенность: в разных районах страны читатель обращается не к столичной, центральной прессе, а к местным изданиям.
СМИ за всю свою историю прошли сложный путь развития – от простой доски объявлений до сложной структуры с применением множества технологий и техники (печать, радио, телевидение, Интернет). На этом пути в каждом государстве сформировались особенности в области распространения информации. Изучив черты СМИ разных стран, можно перейти к главному предмету изучения проекта – проблемы данной сферы в современном мире.
Современное положение СМИ
Проблемы СМИ в демократических государствах
СМИ западных стран имеют очень богатую историю, именно они являются первопроходцами во многих сферах журналистики, являясь образцом для большинства других изданий. Это связанно с тем, что именно западные страны были первыми, где появились государства современного типа: демократические, правовые. Они являются лидерами в сфере информационных технологий и экономики в целом.
Но в чём же заключается проблема СМИ этих стран? Ответ на этот вопрос уже понятен, если вспомнить содержание первой главы. Главная их проблема – это стремление владельцев СМК к монополизации.
Подавляющим большинством телерадиовещательных компаний и изданий владеют несколько крупных компаний. Говорят о большой пятёрке гигантов (Time-Wаrner, Disney, News Corporаtion, Viаcom, Gаnnett) или транснациональных компаний, управляющих большей частью СМИ США. Положение в других странах схоже. Эта проблема относится не только к СМК, но и к экономической сфере в капиталистических странах. В конкуренции на рынке одна из нескольких компаний в конечном счёте побеждает и поглощает другие, более мелкие. То есть конечным итогом экономической деятельности в рыночной экономике становится появление монополий, а с учётом глобализации их влияние распространяется не только в конкретной стране, но и по всему миру.
Пока что в странах Запада сформировались олигополии на рынке информации, и разнообразие мнений сохраняется. Также помогают сохранить плюрализм множество мелких компаний, отдельных журналистов и прочих деятелей. Однако рост крупных корпораций, уменьшение их количества на протяжении длительного времени несёт опасность картельного сговора, исчезновения свободы слова и самой демократии. Олигополия на рынке СМИ грозит перерасти в монополию и навязывание общественного мнения на общегосударственном уровне одним центром принятия решений, то есть установить диктат ТНК.
Тревожные тенденции можно заметить уже сейчас, когда все крупнейшие компании во время выборов Президента США 2020 года заняли сторону одного кандидата. Государство же, очевидно, в западных странах становится зависимо от корпораций и неспособно контролировать и сдерживать их рост. Независимая политика может превратиться в обслугу экономической диктатуры.
Проблемы СМИ в недемократических государствах
Недемократические режимы делятся на два вида: авторитарные и тоталитарные. В первом случае какая-либо группа людей подавляет инакомыслие и оппозицию, подчиняя себе лишь политическую сферу жизни общества. Остальные же сферы остаются относительно свободными. Во втором случае политическая сила берёт под контроль все аспекты жизни. Люди подчиняются жёсткой воле центральной власти во всём. У этих режимов есть общая черта – отношение к СМИ.
Как в авторитарном, так и в тоталитарном режиме власть подавляет свободу слова и политическое инакомыслие. Главным же способом распространения любых идей являются СМК, именно этим определяется их положение в государстве. Оппозиционные издания, телерадиовещательные компании захватываются, блокируются, уничтожаются властями. Государство стремится взять под свой контроль все источники информации для формирования общественного мнения. СМИ превращаются в рупор пропаганды, которая вещает зачастую о величии страны, её действующего правительства, истории, навязывает ненависть к другим народам и странам. Все источники информации следуют указаниям власти и продвигают одни и те же взгляды. В современном мире одной из проблем недемократических режимов является Интернет, являющийся проводником сведений и мнений, с которым трудно бороться. Однако некоторые страны (Китай, КНДР и др.) перекрывают и этот путь распространения инакомыслия, ограничивая доступ к нему или создавая свой, местный Интернет.
Таким образом, главное, что преследует недемократический режим в данной сфере – это преследование любой критики, её уничтожение и навязывание собственной картины мира народу для сохранения власти и личной выгоды. СМИ в этом случае являются обслугой группы людей, не желающих терять влияние и источник наживы.
Можно привести примеры работы пропаганды в тоталитарных государствах.
Руанда
Одним из самых тяжёлых случаев задокументированного отрицательного влияния СМИ является геноцид в Руанде в 1994 году, который проводился по указанию местного правительства с целью уничтожения национальности тутси. В результате погибло ¾ численности данной народности или 800 тысяч человек.
В убийствах принимали участие силовые структуры, подчиняющиеся правительству Руанды, а также и простые жители национальности хуту. По радио велась пропаганда, призывающая к расправе над тутси. На настроения жителей в разных регионах влияли два фактора: качество радиосвязи (по причине холмистости рельефа страны в некоторых населённых пунктах отсутствовало радио) и настроения людей. В селениях, где не было связи или находилось не менее 20% людей, не желающих участвовать в убийствах,
В целом, радиопропаганда увеличило количество участвующих в насилии на 10%, то есть СМИ оказали значительное влияние на общественное мнение и ход событий.
Проблемы современных СМИ
В настоящее время существуют как демократические, так и авторитарные и тоталитарные государства, имеющие свои особенности в сфере работы СМИ. Однако становится всё больше государств первого типа со всеми его преимуществами и недостатками, так как человечество подвержено глобализации. На современном этапе развития человечества важно сохранить свободу слова, не позволяя кому бы то ни было устанавливать монополию на выражение своей точки зрения.
Индекс свободы прессы
Индекс свободы прессы (см. Приложение 1) – это классификация стран, ежегодно обновляемая негосударственной организацией «Reporters sаns frontières» («Репортёры без границ»). В рейтинг входят 180 стран. Чем больше числовое значение индекса в рейтинге, тем меньше свободы слова в стране.
(1)Первое место – Норвегия(7.84)
(2)Второе место – Финляндия(7.93)
(3)Третье место – Дания(8.13)
(34)Тридцать четвёртое место – Франция(22.92)
(45)Сорок пятое место – США(23.85)
(107)Сто седьмое место – Бразилия(34.05)
(149)Сто сорок девятое место – Россия(48.92)
(177)Сто семьдесят седьмое место – Китай(78.48)
(180)Сто восьмидесятое – КНДР(85.82)
Из данных Приложения 1 и Приложения 2 можно сделать несколько выводов.
Первый – странами с наиболее высоким уровнем свободы СМИ и, соответственно, примерами для подражания являются страны Северной Европы.
Второй – чем выше уровень жизни населения, тем, зачастую, выше уровень свободы слова в государстве.
Третий – США и Великобритания, рассмотренные в первой и второй главах, действительно имеют некоторые проблемы со свободой слова, что отражается в их рейтинге «RSF». Без устранения причин данные трудности грозят перерасти в будущем в серьёзную угрозу.
Четвёртый – в России, как и в половине стран бывшего СССР, СМИ несвободны. Получение информации, не угодной правящему режиму, возможно только через неподконтрольный государству Интернет и небольшие местные СМК.
Пятый – с течением времени уменьшается уровень использования телевидения и доверия ему среди граждан РФ, и увеличивается процент пользующихся альтернативными источниками сведений, прежде всего, электронными, что связано: а) с вхождением технологий в жизнь всё большего количества людей; б) превращением федерального телевидения в рупор пропаганды; в) низким качеством производимого телерадиовещательными компаниями относительно того, что можно найти на просторах Сети.
Шестой – чем моложе и образованнее люди, тем больше они предпочитают Интернет телевидению. Та же закономерность наблюдается с увеличением численности населения города, в котором живут опрашиваемые. То есть образованные молодые люди, живущие в крупных городах более склонны к использованию современных технологий и критическому восприятию получаемой информации.
Исходя из изложенного, можно сказать, что положение СМИ в разных странах сильно различается. Однако во всех них в той или иной степени существует угроза свободе слова, являющейся одним из необходимых условий для формирования благополучного, справедливого общества. Изученный материал и выводы, сформулированные во второй главе, позволяют определить необходимые меры для создания свободных и независимых средств массовой коммуникации.
Образ СМИ государства будущего
Заключение
Данный проект был посвящён изучению истории, роли и развития средств массовой информации. Поставленные задачи выполнены в полном объёме. Каждая глава имела целью решение каждой задачи.
В ходе работы над первой главой удалось изучить историю становления СМИ в целом, а затем в отдельных передовых странах. Во второй главе описаны проблемы со свободой слова, которые могут возникнуть различных государствах. В третьей главе рассмотрены исследования об уровне свободы прессы и использовании СМК среди различных групп российских граждан.
Гипотеза была подтверждена данными из первой главы и Приложения 2, в котором приводится индекс свободы прессы, коррелирующий с уровнем благосостояния населения.
Цель выполнена в завершении третьей главы, основываясь на полученных в ходе исследований данных.
Практическим результатом данного проекта может служить получение информации о СМК и выдвижение вариантов их дальнейшего развития в нашей стране, что может улучшить общий уровень жизни населения.
Проект охватывает далеко не всю информацию о СМИ. Данная тема куда больше, шире и интереснее, чем то, что может быть рассмотрено в рамках одной работы, однако, изучив даже малую часть коммуникационной сферы жизни общества, я получил много новых знаний, которые помогут сформировать мне более полную картину мира.
Список литературы и используемых ресурсов
1)https://журналистика-обучение.рф/vsyа-istoriyа-smi/
2)https://studme.org/61036/sotsiologiyа/istorii_vozniknoveniyа_rаzvitiyа_sredstv_mаssovoy_informаtsii
4) https://www.history-journаl.ru/index.php?request=full&id=1
5) https://mydocx.ru/11-98022.html
6) https://www.history-journаl.ru/index.php?request=full&id=59
7) https://cyberleninkа.ru/аrticle/n/mediаkorporаtsii-zаpаdа-i-problemа-glokаlizаtsii-v-smi/viewer
8) https://news.rаmbler.ru/other/44647499-kto-i-kаk-kontroliruet-nezаvisimye-smi-zаpаdа/
9) https://jf.spbu.ru/uploаd/files/file_1413364556_6677.pdf
10) https://www.bibliofond.ru/view.аspx?id=897006
11) http://cyclowiki.org/wiki/Роль_СМИ_в_недемократических_странах
12) https://rsf.org/en/rаnking
13) https://ru.wikipediа.org/wiki/Индекс_свободы_прессы
14) https://www.levаdа.ru/2020/02/27/istochniki-novostej-i-doverie-smi/
Приложение 1
Синий - хорошая ситуация
Голубой - удовлетворительная ситуация
Жёлтый - заметные проблемы
Оранжевый - сложная ситуация
Тёмно-красный - очень серьёзная ситуация
Приложение 2
Опросы российских граждан («Левада-центр»)
«Откуда вы чаще всего узнаёте о новостях в стране и в мире?»
«Каким источникам информации вы более всего доверяете в освещении новостей в стране и в мире?»
Распределение ответов в зависимости от социально-демографических характеристик
Сочини стихи, Машина
Кто самый сильный?
Рисуют дети водопад
"Портрет". Н.В. Гоголь
Спасибо тебе, дедушка!