«Девиантное поведение среди современных подростков»
Исследовательский проект ученика 10 класса Шашмурина Ивана.
Выполнен в рамках работы над обязательным итоговым индивидуальным проектом для 10-11 классов.
Вложение | Размер |
---|---|
shashmurin_ivan_2.0_proekt.docx | 191.75 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №29»
ГО Ревда, Свердловская область
Тема проекта:
Девиантное поведение среди современных подростков.
Автор: Шашмурин Иван, 10 класс,
МАОУ «СОШ» №29,
город Ревда, Свердловская область.
Руководитель:
Сохраннова Татьяна Михайловна,
учитель экономики МАОУ "СОШ № 29",
город Ревда, Свердловская область
Ревда 2021
Оглавление
Введение
Глава 1. Основоположник девиантологии ………………………………….. 4
1.1. Формы девиантного поведения .…………………....…………………. 5-7
Глава 2. Девиантное поведение среди современных подростков ………… 7
2.1. Причины девиантного поведения среди подростков ………………...… 7-9
2.2. Девиантное поведение переходит в делинквентное ……………...……. 9
2.3. Профилактика девиантного поведения ……...………………………. 9-10
Заключение ……………………………………………………………………... 11
Приложения
Введение
Думаю, что для каждого родителя дети это цветы жизни и каждый из родителей хочет, что бы их дети выросли и стали счасливыми и успешными людьми, но на пути взросления и становления личности дети сталкиваются с проблемами, которые могут им помешать. В этот период родители всегда стремяться помочь, но это не всегда возможно и их дети начинают идти по “Плохой” дорожке. В виду каких-либо личных причин ребенок резко начинает меняться в плохую сторону, начинает прогуливать школу, плохо учиться, участвовать в конфликтах и неуважительно относиться к большинству людей. Это может быть связано с развитием у подростка девиантного поведения.
Под девиантный поведение подразумевается совокупность действий и поступков, противоречащих общепринятым правилам поведения в обществе, а также нарушение социальных норм и нравственных ценностей.
С подобной проблемой сталкивается множество детей и их родителей, ведь за частую это негативно сказывается на дальнеешем развитии и будущем самого подростка.
Проект актуален в настоящее время, так как девиантное поведение в особенности современных подростков негативно сказывается на обществе и его развитии в целом.
Целью проекта является выявление и изучение причин девиантного поведения и их профилактики среди подростков.
Задачи:
Объект: Дети, подростки.
Гипотеза: если, здоровый ребенок будет общаться с социально распущенными подростками, то у него проявиться девиантное поведение.
Глава 1 Основоположники современной девиантологии
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) (смотри приложение 1) | Дюркгейм исследовал сущность одного из видов девиации -самоубийство. Ввел термин аномия (смотри приложение2). Видел важные для общества функции девиантного поведения и выделял две основных:
|
Зигмунд Фрейд (1856-1939) (смотри приложение 3) | Фрейд внес огромный вклад в развитие психологии, введи множество понятий, теории и течения. Основными открытиями и введениями являются:
|
Чезаре Ломброзо (1835-1909) (смотри приложение 5) | Чезаре Ломброзо – Итальянский криминалист и судебный психиатр, вывел теорию, касающуюся подростков, которыхпрактически не возможно исправить, а некоторые из них уже являются преступниками. Согласно теории Чезаре преступника, в силу его природных особенностей, нельзя исправить. В качестве средства борьбы с преступностью предлагал изоляцию обладателя преступных качеств от общества. Также поделил возможно будущих нарушителей закона на четыре возможных вида по собственной системе. 1) врожденные преступники 2) преступники по страсти 3) случайные преступник 4) душевнобольные преступники |
Каждый социолог вводил свои теории, течения и нововведения для анализа девиантного поведения, рассказать про каждого и разобрать всю их деятельность практически не возможно, поэтому в проекте представлены далеко не все выдающиеся обществоведы, но я выделил социологов, которые оказали огромное влияние на девиантологию и психологию, и не смотря на то, что их вклад в науку был внесен давно их теории и практика используется и дополняется до сих пор.
Индивид, когда отклоняется от общественных правил придерживается определенных целей, которые формируются от обстоятельств и воспитания самого человека, поэтому прежде, чем рассмотреть формы девиантного поведения выявим цели, результаты и видыпреследуемые подростком посредством такого поведения.
Среди целей социологи и психологи выделяют различные ориентации:
Корыстная | Желание, стремление получить материальную выгоду нечестным путем, посредством неблаговидных действий или правонарушений. Это различного рода мошенничество, спекуляция, кражи и обман с целью собственной выгоды. |
Агрессивная | Нарушение или преступление против прав, свобод человека. Это оскорбление личности, избиение, насилие, убийство. |
Социально-пассивная | Избегание, прекращение выполнения социальных обязанностей, уклонение от решения необходимых проблем и отсутствие осознания долга перед кем-либо. Это прогулы учебы, работы, суицидальные мысли, различные виды зависимости. |
Если рассматривать цели при девиантном отклонении, то они преследуют финансовую и материальную выгоду, и желание проявить себя или показать свое превосходство и “крутость”, в сравнении со сверстниками в обществе, что и несет определенные результаты их деятельности.
С точки зрения результатов, выделяют несколько отклонений:
Позитивные | Действия подростка, которые направлены на изменения старых социальных стандартов в лучшую сторону. |
Негативные | Действие тинейджера направлены на разрушение социальной системы, приведение ее к дисфункции. |
Результаты действий подростов по большей части несут негативный характер, при девиантном поведении идет негативный процесс, который разрушает социум других людей и не способствует развитию соц. системы. Позитивные результаты в деятельности подростов проявляются в их собственной инициативе изменить, что-либо в современном социуме, сломать устои и вывести его на новый уровень.
Обществоведы выделяют такое поведение на виды:
Антисоциальные | Доступки, противоречащие правовым, этническим, моральным и культурным нормам общества. |
Асоциальные | Действия, не соответствующее обычаям, традициям и социальным нормам общества, в котором он живет. |
Аутодеструктивное | Поведение, угрожающее развитию, полноценности и целостности личности. |
Определив вид поведения, психологи уже могут дать первичную помощь для подростка и начать формировать метод по упрощению такой девиации.
К формам девиантного поведения относят деструктивно-агрессивную, как радикальную, более тяжелую форму и деструктивно-компенсаторная, как более мягкую форму. Рассмотрим подробнее:
Деструктивно-агрессивная | Форма, характеризующаяся изменением среды, ее порядков, а также изменение ролей и деятельности определенной социальной группы самим же индивидом. Присущи радикальные и бунтарские поступки. |
Деструктивно-компенсаторная | Проявляется в более простой форме, характерна для подростков по средством изменений убеждений, принципов и личных догм, в связи влияние на него определённой социальной группы. Социальные общности оказывают на индивида огромное влияние меняя его жизненные правила и зачастую не в лучшую сторону для самого человека. |
Существует так же третья форма компенсаторно-иллюзорна, но при ее воздействии подросток сам решается изменить окружающую им действительность по средством различных психотропных и возможно наркотических веществ, таким образом восприятие на ту же картину общества меняется, и подросток меняет свое отношение к нему и преодолевает дискомфорт нахождения в нем. Компенсаторно-иллюзорная форма пересекается со страхами социума и боязни нахождения в нем, это связано с социальными особенностями ребенка.
Рассмотрев третью форму, можно выявить, что при таком нарушении придется решать не только социальную проблему, но и проблему зависимости принимаемых веществ учитываю психологические особенности подростка.
Несмотря на все возможные особенности проблемы, каждый человек сам оценивает свои поступки, чувствует свою вину и начинает осознавать совершенные им действия или считает каждое свое слово и действие правильным и не считает, что это не приемлемо в самом обществе.
Глава 2. Девиантное поведение среди современных подростков
Девиантное поведение является частью социальной системы, которое приносит и пользу, и вред обществу, но по большей части вред. Несмотря на всю сложность изучения девиантологии (смотри приложении 3) современные обществоведы склонны считать, что новое (современное) поколение более подвержено плохому поведению, и на это указывает множество факторов, но в особенности выделяю введение новых технологий и неправильное их использование. В связи развития источников информации, интернета, общения и развлечения подростки зачастую меняют свои принципы жизни и могут становиться аморальными и начать нарушать правила в обществе.
2.1. Причины девиантного поведения
Сформируем и изучим причины девиантного поведения среди общества в возрасте 12-18 лет.
Каждая причина в той или иной ситуации объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: физиологическими, психическими, социальными, так же различными факторами например: половой созревание, психологическая незрелость и формирование личности.
Несмотря на то, что причины разнообразны и зависят от различных условий, их можно разделить на две значимые группы.
К первой группе относятся “Особенности социума и социальной среды”.
Так как социум оказывает огромное влияние на каждого человека можно вывести такие причины, как:
Ко второй группе относятся “медико-биологические факторы и физиологические особенности человека”.
Рассмотрим каждую причину из первой группы, которые на прямую связаны с социумом и более подробно выясним, какое воздействие это оказывает на ребенка.
Неполная семья, если в связи различных обстоятельств ребенок воспитывается одним родителем, то у подростка отсутствует пример взаимоотношений между мужчиной и женщиной, нет образца по настоящему идеальной семьи, так же отношения между ребенком и родителем могут быть натянуты, с возрастом непонимание мира и неправильно поведение будет только возрастать. Высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения.
Педагогические особенности в воспитании
При недостаточном внимании учителей, неумение установить контакт с подростком является основой для формирования конфликтов с преподавателями, с классом, и ухудшение отношений с родителями.
Связь подростка с плохой социальной группой.
Любая социальная группа оказывает на нас влияние, а находясь в подростковом возрасте в особенности преобладают плохие социальные общности, которые !(уже с социальными отклонениями)! портят и меняют человека, формируют у него определенные принципы, правила и жизненные догмы, которым он следует на протяжении своего существования. При неправильном построении жизненного пути и моральных ценностей путем вмешательства плохого социума подросток может потерять свой смысл жизни и пойти по плохому пути из-за чего в будущем может быть много проблем.
Учебно-воспитательные ошибки связаны с усилением своего контроля над ребенком, например наказание ребенка без объяснения причины, что включает протестную реакцию со стороны подростка, отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку (если смотреть со стороны преподавателей). (Анализ Педагогических и учебно-воспитательных ошибок смотри в приложении 4)
Если рассматривать вторую группу причин девиантного поведение, то здесь физиологические особенности влияют на поведение и за частую со временем это может пройти, социальные причины, были есть и будут, так как социум является неотъемлемой системой в которой находится каждый человек и вне зависимости от возраста, пола или личных, индивидуальных потребностей, каждый будет зависеть от социума и будет подвержен, как негативному, так и положительному воздействию с каждой стороны жизни.
2.2. Девиантное поведение переходит в делинквентное
Мы знаем, что девиантное поведение является отклонением от морально-нравственных, религиозных, этнических, общепринятых социальных норм и не влекут уголовного наказания. Разберем делинквентное поведение в обществе и узнаем, как связаны друг другом эти два типа поведения.
Делинквентное поведение – поведение, нарушающее правовые нормы и угрожающее окружающим, включает в себя любые действия или бездействия, запрещенные законом.
Исходя из определения каждого типа поведения, можно сказать, что девиантное по большей части не, но нарушает социальные, а делинквентное нарушает и социальные, и узаконенные нормы общества.
Разберемся почему девиантное переходит в делинквентное поведение.
Исходя из вышеперечисленных причин, форм и видов девиантного поведения тинейджер попал в обстоятельства, которые и послужили плохому поведению и если не оказать помощь подростку, то преступность в стране будет увеличиваться, в связи с тем, что плохих людей в обществе будет больше, и дети будут брать с них пример. Если у ребенка уже имеются какие-либо отклонения не только физические и материальные, но и социальные, психологические, эмоциональные проблемы, то необходимо быстро принять меры по специальной профилактики этих проблем для того, чтобы в будущем не было проблем ни у самого человека, ни у общества в целом. (Более подробная схема перехода от девиантного к делинквентному поведению см в приложении 5)
2.3. Профилактика девиантного поведения
Какая бы форма поведения у современного подростка не было ее можно корректировать в лучшую сторону. Профилактика несовершеннолетних подростков, как действующая система включает в себя три этапа профилактики, каждый этап характеризуется степенью поведения: ранний (общая), непосредственный (частная) и делинквентный, пред преступный.
Общая профилактика | Общая профилактика происходит путем изменения неблагоприятных условий жизни подростка, помощь в воспитании на ранней стадии. |
Частная профилактика | При частной профилактике идет попытка не допустить переход на преступный уровень. Помощь при дезадаптации. |
Специальная профилактика | Целью специальной профилактики являются создание определенных условий для исправления нарушений более серьезного уровня, совершавших преступления. |
При любом этапе профилактики, помощь формируется от индивидуальных проблем и комплексов самого подростка. Помощь в решении проблемы подростка может остановить процесс развития негативного поведения для общества.
Заключение
В заключении хотел бы сказать, что девиантное поведение вредит обществу и решить данную проблему не легко, но возможно путем различных профилактик. При изучении данной темы можно сформировать свои выводы, теории и поменять свои взгляды на некоторые общественные проблемы. Так же важно понимать, что в проекте не было указано множество обществоведов, социологов, теорий и течений, которые внесли определенный вклад в решение подобных проблем, связанных с поведением подростков и влияющих на них факторов, так как полностью изучить каждого человека со своими индивидуальностями и проблемами еще никому не удавалось.
Гипотеза считается подтвержденной, что у здорового ребенка проявится девиантное поведение, при общении с социально распущенными подростками.
Приложение 1
Эмиль Деркгейм
Приложение 2
Аномия – часть общества относящаяся негативно или равнодушно к общепринятым социальным нормам
Приложение 3
Зигмунд Фрейд
Приложение 4
Психоанализ – используется и применяется для лечения и профилактики психических заболеваний, расстройств и различных комплексов. Польза и эффективность метода всегда оспаривается психологами, возможно из-за сильного различия индивидуальных особенностей или влияния медико-биологических факторов пациента. Психоанализ З. Фрейда помогает в развитии современной психологии и социологии, несмотря на сомнения в эффективности метода, его применяют до сих пор.
Приложение 5
Чезаре Ломброзо
Приложение 6
Девиантология – наука, изучающая девиации и реакцию общества на них. Основоположником современной девиантологии принято считать Эмиля Дюркгейма, внесшего большой вклад в развитие психологии.
Девиантология – наука, изучающая факторы, влияющие на поведение человека в обществе и соответствующую реакцию на него.
Приложение 7
Если проанализировать педагогические и учебно-воспитательные, то учебно-воспитательные связаны и ближайшим обществом подростка, это семья, родственники и школа, а педагогические напрямую с обучением в период формирования личности у ребенка.
Приложение 8
По-настоящему подробную схему перехода от девиантного к делинквентному поведению составить невозможно, так как на это влияет огромное количество факторов и индивидуальных качеств личности, но рассмотрим наглядный пример:
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Рукавичка
Сорняки
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский