Наша исследовательская работа – это дань уважения человеку, чей жизненный путь – это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно служить народу. Этого человека зовут Номто Очирович Очиров.
Вложение | Размер |
---|---|
nomto_ochirov.docx | 33.39 КБ |
Наша исследовательская работа – это дань уважения человеку, чей жизненный путь – это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно служить народу. Этого человека зовут Номто Очирович Очиров.
Актуальность работы: мы - современные дети нуждаемся в примерах для подражания. Считаем, что таким примером может быть Номто Очиров. Жизнь этого удивительного человека – яркая страница в летописи не только в становлении нашей республики, но и нашей страны, мира.
Гипотеза: история жизни наших земляков должна стать образцом для каждого, кто хотел бы добиться успехов в жизни и прожить ее достойно. Их судьба учит высшим ценностям: трудолюбию, доброте, целеустремленности.
Цель: рассказать о выдающемся человеке нашей малой Родины, чья судьба являются живой нитью, связывающей прошлое с сегодняшним днем. Его жизненный опыт, мудрость, знание - величайшее достояние, которым мы должны дорожить.
Задачи:
1. Изучить имеющийся материал по данной теме для реализации цели исследования.
2. Собрать необходимые для данного исследования информацию СМИ, Интернет-ресурсов.
3. Проанализировать и сделать соответствующие выводы.
Методы:
1. Информационный.
Работа в библиотеках, работа с материалами школьного музея, сельской библиотеки.
2.Поисковый.
Сбор, систематизация и оформление накопленного материала в виде исследовательской работы.
Введение. История жизни.
В этом году исполняется 135 лет со дня рождения нашему знаменитому земляку Номто Очировичу Очирову, чье доброе имя известно всей нашей стране, республике, району. В память об этом светлом человеке мы решили провести исследовательскую работу, посвященную одному из выдающихся представителей калмыцкой национальной интеллигенции конца 19-начала 20 веков, талантливому учёному-ориенталисту Номто Очирову (1886-1960) – «легенде своего времени» (А. Борманджинов).
Номто Очиров прожил трудную, но очень интересную жизнь, на наш взгляд, несмотря на большие трудности - много лет он провел вдали от родины, около десяти лет — в заключении.
Этнограф, просветитель, общественный деятель Калмыкии начала XX в., Номто Очирович Очиров, представитель немногочисленной в то время калмыцкой интеллигенции Номто Очиров как учёный состоялся уже в советское время, но как участник белого движения, находившийся в составе Калмыцкого войскового правительства, Номто Очиров в последствии долгие годы не мог найти научного и политического признания в советской науке, несмотря на его записи песен монументального калмыцкого эпоса «Джангар», участие в издании первой в истории народа Калмыкии газеты «Ойратские известия» и реформации в 20-х гг. XX столетия калмыцкой письменности. Научная деятельность Номто Очирова была многогранна. Его интересы разносторонни: история, экономика, литература, язык, народные обычаи, фольклор. Научная общественность страны еще не смогла в полной мере осознать и оценить заслуги ученого, творчество которого пока не стало широким народным достоянием, а проблемы, волновавшие исследователя, оставались долгое время не познанными.
Как ученый Номто Очиров принадлежит к петербургской школе востоковедов, являясь учеником профессора В.Л. Котвича. Находясь под большим влиянием своего наставника, он несколько раз посещал калмыцкие степи с целью записей фольклорных образцов. Многие образцы калмыцкого устного поэтического творчества до сих пор полностью не опубликованы, в том числе и рукописный сборник одного из первых калмыцких ученых-просветителей Номто Очировича Очирова, хранящийся в Архиве востоковедов г. Санкт-Петербурга.
Родился Номто Очиров в год Красной собаки в местечке Хончнур, недалеко от зимней ставки владельца Малодербетовского улуса нойона Церен-Давида Тундутова. При рождении он по традиции получил имя-оберег Ноха, фамилия, как было принято у простолюдинов, образовалась от имени отца — Довукин Очира. Отец его служил у князя Тундутова кучером. Отношения между семьями князя и простого степняка были дружескими — Ноха и сын князя Данзан стали товарищами на всю жизнь. Благодаря поддержке Тундутовых сын конюха получил солидное образование. Он учился в малодербетовской улусной школе, затем окончил Калмыцкое училище в Астрахани и там же реальное училище. В 1905 году поступил в Санкт-Петербургский императорский университет, где закончил сначала факультет восточных языков, а затем, заочно, — юридический, став первым калмыком, получившим два высших образования. Плата за обучение студента Очирова поступала из средств общественного капитала астраханских калмыков, основным спонсором которого был князь Тундутов.
Главное, как потом окажется, дело своей жизни Номто Очиров совершил еще студентом, записав в 1908 году у земляка, икибухусовского джангарчи Ээлян Овла десять песен эпоса. До этого никому не удавалось записать целый цикл песен, были известны только фрагменты и отдельные главы. Ходило мнение, что калмыки забыли, утратили эпос. В 1910 году песни «Джангара» на тодо бичиг были изданы. Примерно в то же время Ноха Очиров принимает новое, более подходящее теперь имя — Номто, что значит «ученый».
Также в поездках по Калмыцкой степи Очиров собирал фольклор, песни и исторические предания, приобретал старинные рукописи. Круг его интересов не ограничивался лингвистикой и фольклором. После поездок по улусам молодой ученый в 1915 году издает книгу «Астраханские калмыки и их современное экономическое состояние».
В том же году совместно с учителем калмыцкого языка Л. Нармаевым подготовлен и выпущен «Калмыцкий букварь» для обучения детей «ясному письму» — тодо бичиг.
Номто Очиров — еще и зачинатель калмыцкой журналистики. 15 ноября 1917 года в Астрахани он начал издание первой калмыцкой газеты «Ойратские известия». Газета выходила на тодо бичиг, ставила перед собой культурно-просветительные задачи, публиковала политическую информацию. Номто Очиров был ее редактором, писал статьи, подбирал материалы, привлекал авторов. Всего вышло 5 номеров, последний — 11 января 1918 г. На следующий день в Астрахани начались бои между сторонниками казачества и Советской власти, которые закончились победой Советов. Номто Очиров вместе с остатками Астраханского казачьего войска, которым тогда командовал Данзан Тундутов, покинул город. Позже, уже работая в ЦИК Калмобласти, Номто Очирович станет выпускать журнал под тем же названием, а ещё позже журнал «Калмобласть» — оба, правда, быстро прекратили существование за недостатком финансирования. А 15 ноября теперь отмечается как День калмыцкой печати.
Номто Очиров упомянут в знаменитом воззвании Ленина (то самое «Братья калмыки!») к калмыцкому трудовому народу, напечатанном в газете «Известия ВЦИК» 24 июля 1919 года. ««Для того, чтобы привлечь к делу строительства калмыцкой жизни как можно больше деятелей из среды самих калмыков», — говорилось в воззвании, — Совет Народных Комиссаров решил объявить амнистию многим из тех видных калмыцких деятелей, как Баянова, Очирова и др., которые до сих пор находятся в стане белогвардейцев».
Один раз это поможет Номто Очирову, когда после ареста в 1920 году в Екатеринодаре (сейчас — Краснодар), откуда он не стал отступать дальше вместе с Белой армией, его доставят в Астраханскую ЧК. Тогда в Москву на имя Ленина председатель Калмыцкого ЦИКа Араши Чапчаев направил телеграмму с просьбой амнистировать ценного специалиста. После чего Номто Очиров был освобождён. Затем Чапчаев снова помог ему, назначив представителем Калмобласти при народном комиссариате по делам национальностей в Москве.
В дальнейшем Номто Очиров работал в различных сов учреждениях Калмобласти, пока в 1925 году его окончательно не «вычистили» как бывшего белогвардейца.
В начале 20 века появляется калмыцкая интеллигенция — целая плеяда молодых людей, получивших университетское образование. Вместе с Н. Очировым в С.-Петербурге тогда же учились, например, такие люди как Санджи Баянов и Эренджен Хара-Даван.
Калмыцкие студенты создали национальную организации «Улан залата». Они мечтали о восстановлении автономии Калмыкии. Почти 150 лет после ликвидации Калмыцкого ханства калмыки и их земли были разделены между Астраханской, Ставропольской губерниями и Донской областью. Управление народом осуществлялось через институт попечителей.
Осенью 1914 года Номто Очиров объезжал Калмыцкую степь вместе с князем Данзаном Тундутовым, агитируя народ переходить в казачество. Казачье сословие пользовалось в Российской империи определенными привилегиями. Переход в казачество решал самый главный вопрос — о земле.
После Февральской революции Номто Очиров едет на родину. В то время в стране происходили перемены, появилась возможность самоопределения калмыцкого народа.
Как многие во время гражданской войны он метался, не зная, что выбрать. Он то участвовал в заседаниях исполнительного комитета Калмобласти, то присоединялся к Белой армии. Был членом Калмыцкого войскового правительства — составной части Астраханского казачьего войска. При этом Номто Очиров не воспользовался возможностью эмигрировать за границу. Главным для него всегда было работать на благо своего народа.
Во время войны Номто Очиров работал в Казахстане юрисконсультом и адвокатом. Работал так, что бывшего заключенного в 1947 году даже наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В конце 1950 года, когда он работал районным адвокатом при Кокпектинском нарсуде Семипалатинской области, последовал арест по ложному доносу. Осудили на 10 лет. На свободу Номто Очиров вышел в 1956 году — с подорванным здоровьем, 70-летним стариком.
Вернувшись в восстановленную республику, он жил в посёлке Советское (сейчас — Кетченеры, у сестры.
Номто Очиров умер 11 июля 1960 года. Похоронен на поселковом кладбище.
Кетченеры- родина этого талантливого ученого и деятеля, посвятившего свое творчество родному краю и своим современникам. Мы очень рады, что в своей работе мы можем поделиться тем, какой замечательный человек вырос на нашей земле и какой вклад он внес в развитие не только республики, но и страны. Думаем о том, как много он знал и щедро делился своими знаниями, каким он остался в памяти тех, кому посчастливилось с ним работать и просто общаться.
Основная часть
Научно-просветительская деятельность Н.Очирова.
После окончания Восточного факультета Петербургского Императорского университета Номто Очиров устроился на работу в Этнографический музей Петербурга, где служил с 1910 по 1916 гг. Будучи сотрудником Этнографического музея, Номто Очиров продолжал собирать памятники калмыцкого устного творчества.
Научно-просветительная деятельность, научное наследие Н. Очирова еще исследованы в полной мере, но в связи с полной реабилитацией его творческое наследие как ученого, фольклориста, просветителя, историка-экономиста, как общественного деятеля стала привлекать внимание не только калмыцких ученых-исследователей, но и широкой общественности.
В 1910 г. в Астрахани им были изданы два тома «Материалов статистико-экономического и естественно-исторического обследования Калмыцкой степи». По настоянию профессора Владислава Людвиговича Котвича Номто Очиров совершил ещё одну поездку в Ики-Бухусовский аймак, где записал ещё несколько песен калмыцкого эпоса, а в 1911 г. он также совершил научную командировку в Александровский (Хошеутовский) улус Калмыцкой степи. Об этой поездке он также опубликовал научный отчет.
Фольклорный материал, собранный Номто Очировым, сосредоточен в двух частях рукописного сборника «Материалы по устной народной литературе астраханских калмыков», сохраненная рукопись его записей хранится в Архиве востоковедов г. Санкт-Петербурга. В рукописный сборник вошли 26 сказок разных жанров – волшебные, богатырские, несколько образцов преданий, мифологические рассказы, 115 пословиц, 144 образца загадки, 59 песен, образец «яс кемялген – сказывание по кости», жанр 72-х небылиц. В описании жанров Номто Очиров обозначил имя каждого исполнителя сказки и песни. В описании жанровой принадлежности фольклорного образца Номто Очиров использовал народную терминологию: «ахр дун» – короткие песни, «ут дун» – протяжные песни, «шаальг дун» – шуточные песни. Говоря о фольклорной традиции калмыков этого периода, Номто Очиров отмечает, что «устная народная литература… становится все беднее и беднее как по внешней красоте, так и по внутреннему содержанию».
Осенью 1914 г. вместе с калмыцким князем Д.-Ц. Тундутовым совершил агитационную поездку по Калмыцкой степи, призывая калмыков перейти в казачье сословие. В 1915 г. в Петербурге Номто Очировым было издано сочинение «Астраханские калмыки и их современное экономическое состояние».
В 1916 г. закончил юридический факультет Петербургского университета. После февральской революции 1917 г. был членом Центрального комитета по управлению калмыцким народом (ЦК УКН), позднее – Калмыцкого войскового правительства.
В марте 1917 г. Номто Очиров переезжает в г. Астрахань, где в составе национальной интеллигенции Калмыкии 26 марта 1917 г. принимает участие в работе Первого съезда представителей калмыцкого народа, на котором избрается заместителем председателя Центрального комитета по управлению калмыцким народом (ЦК УКН г. Астрахань). 16 мая 1917 г. Номто Очиров по поручению ЦК УКН вместе с Данзаном Тундутовым отправляется в Петроград, чтобы заявить Временному правительству протест по поводу планировавшегося раздела Астраханской губернии на две части, в результате которого могло произойти административно-территориальное разделение калмыцкого народа. Во время встречи с представителями Временного правительства Номто Очиров также заявил о правах калмыцкого народа на земельные угодья Калмыцкой степи. В самые сложные социальные потрясения страны, во время политических трансформаций и на переломных моментах истории Номто Очиров оставался рядом с народом, разделяя трудности и невзгоды, он являлся до конца убежденным защитником своего Отечества, и даже находясь в политических ссылках, он продолжал писать о духовных истоках культуры этноса. В самое сложное для страны время, в период нехватки продовольствия в Калмыцкой степи с весны 1917 г., Номто Очиров 22 мая был назначен ЦК УКН председателем продовольственного совета.
23 декабря 1917 г. ЦК УКН был преобразован в Калмыцкое войсковое правительство, в котором Номто Очиров продолжал ведать продовольственными делами и одновременно заведовал образованием.
После установления Советской власти в Калмыкии в 1918 г. Номто Очирова пытались арестовать органы ЧК. Избежать ареста ему помог руководитель Совета депутатов трудового калмыцкого народа Араши Чапчаев. До осени 1918 г. Номто Очиров проживал в Червлёном, где помогал отцу в сельскохозяйственных работах.
После занятия территории Калмыцкой степи войсками генерала С.В. Денисова Номто Очиров перебрался в Новочеркасск, где продолжил работу в Калмыцком войсковом правительстве. В 1919 г. Номто Очиров был выведен из состава Калмыцкого военного правительства генералом Деникиным, который запретил ему возвращаться в Калмыцкую степь. Номто Очиров поселился в Екатеринодаре, где работал делопроизводителем в Кубанско-Черноморском лесном хозяйстве.
С 1920 г. занимал различные административные должности. Листая страницы архивных документов, еще раз убеждаешься, каким образованным и многогранным был этот человек, как преданно он защищал народные взгляды и интересы. В 1920 г. Номто Очиров и Антон Амур-Санан, занимавший пост представителя Автономной области калмыцкого народа при Наркомате по делам национальностей, осуществляют прямую связь между правительством РСФСР и Калмыкией. За два года работы в Калмыцком представительстве они решили множество вопросов, связанных со становлением молодой калмыцкой автономии. Это земельные и продовольственные проблемы, вопросы народного образования, бюджетных ассигнований, восстановления и развития животноводства, борьбы с голодом и его последствиями. В марте 1920 г. Номто Очиров был арестован ЧК и отправлен в Астрахань. За него заступился председатель Калмыцкого ЦИКа Араши Чапчаев, который обратился к В.И. Ленину с просьбой амнистировать Номто Очирова. 23 сентября 1920 г. Номто Очиров был освобождён и амнистирован, после чего был назначен заместителем к писателю А.М. Амур-Санану, занимавшему пост представителя Автономной области калмыцкого народа при Наркомате по делам национальностей. Через два года работы в Москве 2 в 1922 г. Номто Очиров возвратился в Калмыкию. В конце 1922 г. Очиров уже работает членом правления и заместителем председателя Калмыцкого областного союза кооператоров.
В 1923 г. Номто Очиров работал над реформой калмыцкой письменности. Призвав сохранить тодо-бичиг, он предложил также одновременно использовать в калмыцкой письменности и кириллицу. С 1924 г. Н. Очиров стал работать в областной плановой комиссии, одновременно он не оставляет научную деятельность и находит время в январе 1924 г., чтобы выступить с докладом «Зая-пандитский алфавит и русская транскрипция» на собрании в Астрахани, где он предложил калмыцкой общественности новый калмыцкий алфавит на основе кириллицы с дополнительными шестью буквами для обозначения звуков, которых не было в русской фонетике. Предложенный Номто Очировым вариант калмыцкого алфавита с небольшими изменениями применяется до сих пор.
С середины 1925 г. он переходит на постоянную работу в Облплан в качестве заместителя председателя. Занимаясь народнохозяйственными проблемами, Номто Очиров активно продолжает просветительскую деятельность: в конце 1925 г. Номто Очиров организовал выпуск журнала «Калмыцкая область» – орган областной плановой комиссии; в 1925 г. выходит второе издание его сочинения «Астраханские калмыки и их экономическое состояние» (1 декабря 1925 г.).
Номто Очиров был вынужден оставить государственную службу в связи с «чисткой» советского государственного аппарата и до 1929 г. вынужден вновь обосноваться у своего отца в Червлёном, занимаясь сельским хозяйством.
В середине 1929 г. Номто Очиров был арестован ОГПУ и заключён под стражу в саратовской тюрьме, где пробыл до 23 марта 1930 г. Освобождённый по амнистии, Номто Очиров пробыл на свободе всего восемь месяцев.
Уже 11 ноября 1930 г. он был арестован Сталинградским ОГПУ, а 5 июня 1931 г. Коллегия ОГПУ вынесла приговор, осудив Номто Очирова на 5 лет лагерей в Новосибирской области. Был освобождён в июле 1934 г.
5 июня 1941 г. его снова арестовали и сослали в Семипалатинскую область, он был освобождён ноябре 1941 г.
23 декабря 1950 г., когда Номто Очиров работал районным адвокатом при Кокпектинском суде Семипалатинской области, он снова был арестован по ложному доносу. Во всех этих случаях ему вменялась в вину деятельность в составе Калмыцкого войскового правительства и участие в «калмыцкой националистической контрреволюционной повстанческой организации «Нарна герл». С 1950 г. находился в спецпоселении в Семипалатинской области Казахстана. 17 ноября 1956 г. Номто Очиров был освобождён из заключения и стал проживать в посёлке Советское Приозёрного района Калмыцкой АССР (ныне пос. Кетченеры Кетченеровского района Республики Калмыкия).
Таким образjм, с 1929 г. Номто Очиров четырежды подвергался арестам: в середине 1929 г., осенью 1930 г., июне 1941 г. и декабре 1950 г.
Истинное сокровище для человека – умение трудиться
В Элисте есть улица имени Номто Очирова, на ней же установлен памятник ему. Имя Очирова носит школа №8, в ней организован маленький музей ученого. Также музей есть в школе села Червленое Волгоградской области.
В 1992 году создан Фонд культуры «Наследие» имени Номто Очирова. Возглавляет его Нина Санджариковна Уланова (родилась в 1931 году), племянница Номто Очирова, дочь его родной сестры Киштя Очировны. Во многом ее трудами удалось добиться полной реабилитации имени Номто Очирова. По инициативе Фонда изданы научные работы «Номто Очиров: жизнь и судьба», «Избранные труды Номто Очирова», «Мецк дееж».
В год празднования 400-летия добровольного вхождения калмыков в состав Российского государства Фонд возвел в поселке Солянка (там находилось имение князей Тундутовых) Волгоградской области Ступу Просветления.
Рассказывает Нина Санджариковна: (воспоминания племянницы Н.Очирова)
— Дядя был для меня таинственным человеком, о нем дома всегда говорили шепотом. Меня маленькую это удивляло: почему такая секретность? Впервые я его увидела в 8 лет. Было это в 1939 году у нас в Червленом. Он пришел ночью, тайком. Мама сразу уложила меня спать, но я подглядывала из-под одеяла. Помню, он показался мне огромным человеком, запомнилось черное пальто. Дядя, думая, что я сплю, погладил меня по голове. Утром проснулась, а его уже нет. В следующий раз мы увиделись только в 1956 году в Сибири. Дядя приехал к нам в Алтайский край после лагеря. Его выпустили раньше срока — актировали по болезни. У него была парализована правая сторона тела. Последние годы дядя жил с нами в Советском — мы с мамой ухаживали за ним, обстирывали, купали в железном корыте. Помню, он много читал — и мне советовал читать — Чехова, Пушкина, Тургенева. Я постоянно бегала в библиотеку за книгами для него.
Личных вещей Номто Очирова из-за постоянных переездов, обысков и конфискаций почти не сохранилось. В Фонде хранится небольшая тетрадка с записями разных лет, сделанных его рукой.
Вспоминая былое, он писал:
«Все равны и переполнены желанием помочь друг другу — так мечтал я, юноша, и говорил сам себе: будь честен и справедлив ко всем, старайся сделаться полезным для других; учись, чтобы укрепить и развить свои этические и умственные способности, чтобы быть общественно полезным деятелем».
Этому кредо Номто Очиров следовал всю жизнь.
Отец и сын
В начале 1920-х, в недолгое время стабильности своей жизни, Номто Очиров женился на девушке из станицы Иловайской Докте Пасугиновой (род. 1897). Докта закончила медучилище в Астрахани, там же тогда находились все учреждения Калмобласти. В 1922 году у молодоженов родился сын Мерген. Но семейная жизнь не сложилась. У Номто Очирова начались проблемы — в 1925 году его «вычистили» из Калмплана без дальнейших перспектив. Когда Мергену было 5 лет, родители развелись. Возможно, Докта решила, что жить с человеком с белогвардейским прошлым — не лучший вариант. Докта вышла замуж за полную противоположность Очирова, — работника НКВД Лиджи Кичикова, — и отсудила сына. Кичиков относился к Мергену как к родному, усыновил его. Так родной сын Номто Очирова оказался Мергеном Лиджиновичем Кичиковым. Вскоре Кичиков был направлен в Монголию, служил советником самого Чойболсана. Там в 1935 году Докта и умерла. Через год Кичиков женился снова. В 1937 году его отозвали в Москву, арестовали и расстреляли. Мачеха отвезла Мергена к родственникам Докты в Калмыцкий район Ростовской области. В Великую Отечественную Мерген Кичиков воевал в артиллерии, был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени. Отец и сын встретились в 1946 году, когда Мерген после войны приехал жить в Алма-Ату. Номто Очиров тогда проживал в поселке Кокпекты. Через знакомых калмыков Мерген узнал о местонахождении отца.
Можно сказать, что сын Номто Очирова пошел по стопам отца. Он стал крупным ученым, доктором исторических наук, профессором. Был одним из организаторов исторической науки в Калмыкии после восстановления автономии, писал труды по истории Калмыкии, в особенности об участии калмыцкого народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Умер в 1999 году.
Заключение:
Проведенная работа оказалась очень интересной и полезной. Нам стало известно о человеке интересной судьбы, о его жизни и трудовой деятельности. Номто Очиров был личностью – умный, талантливый, целеустремленный. Хочется, чтобы как можно больше людей знали о нем, в том числе и дети, которые учатся в нашей школе. Те, кто был знаком с ним, всегда с благодарностью вспоминают о его великодушии, доброте, верности своему делу («Номто Очиров. Жизнь и судьба»).
Номто Очиров – это Человек с большой буквы, который является примером и образцом для каждого из нас.
Источники и литература
МКОУ «Алцынхутинская СОШ им. Рокчинского Г.О.»
Конференция «Номто Очиров –Легенда времени»
Исследовательская работа на тему: «Жизнь и судьба».
Подготовили обучающиеся
9 класса: Годжурова Ангира
11 класса: Михайлинова Нарана.
Джапова Гиляна
Алцынхута-19.02.2021
Разлука
Ребята и утята
Притча о гвоздях
Хитрый коврик
Акварельные гвоздики