Китайская мудрость гласит: «Не приведи Бог жить в эпоху перемен». Сегодня в России самыми уязвимыми являются подростки. Они стали заложниками всех социальных реформ нашего государства. Это привело не только к тому, что дети стали менее здоровы или менее образованы, но и к тому, что возросла преступность, приводящая к ужасающим последствиям. К сожалению, одной из причин этого явления стало то, что подростки стали менее духовными, более отдаленными от реалий жизни, подчас не понимающими и не принимающими нравственные ориентиры.
Причиной этому, по словам В.В. Путина, послужило то, что «наши дети стали катастрофически мало читать». Можем добавить, что согласны с его мнением и, в связи с этим, выдвигаем гипотезу:
- современная литература для подростков является довольно сомнительной, недостаточно хорошей для того, чтобы ее читало подрастающее поколение.
Цель нашей работы:
- выяснить, какое влияние современная литература оказывает на подростка.
Нам предстоит решить следующие задачи:
- выявить пользу чтения;
- выяснить, какой формат чтения подростки предпочитают;
- провести опрос и узнать границы исследования;
- рассказать о том, что именно читают подростки;
- рассмотреть положительное влияние данной литературы;
- рассмотреть отрицательное влияние данной литературы;
- сделать выводы.
Объект исследования: подростки от 10 лет и старше.
Методы исследования:
Актуальность работы заключается в использовании информации на классных часах, родительских собраниях, научных конференциях, литературных вечерах.
Практическая значимость: работа может помочь подросткам, интересующимся литературой, расширить свой кругозор, узнать больше о современных писателях, их произведениях.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.92 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Мяунджа»
Сусуманского городского округа
Магаданской области
«Влияние современной литературы на подростков»
(индивидуальный проект)
Работу выполняли: Вовченко Дарья Игоревна,
Крылова Дарья Андреевна
Научный руководитель: Якимова Наталья Васильевна
п. Мяунджа,
2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Плюсы чтения…………………………………………………………………….5
Форматы чтения и в каком лучше читать………………………………………8
Опрос……………………………………………………………………………..10
Подростковая литература как отдельная категория…………………………...13
Положительная сторона современной подростковой литературы…………...14
Самые популярные авторы современной подростковой литературы………..15
Негативная сторона современной подростковой литературы………………..18
Вывод……………………………………………………………………………..20
Литература.………………………………………………………………………21
ВВЕДЕНИЕ
Китайская мудрость гласит: «Не приведи Бог жить в эпоху перемен». Сегодня в России самыми уязвимыми являются подростки. Они стали заложниками всех социальных реформ нашего государства. Это привело не только к тому, что дети стали менее здоровы или менее образованы, но и к тому, что возросла преступность, приводящая к ужасающим последствиям. К сожалению, одной из причин этого явления стало то, что подростки стали менее духовными, более отдаленными от реалий жизни, подчас не понимающими и не принимающими нравственные ориентиры.
Причиной этому, по словам В.В. Путина, послужило то, что «наши дети стали катастрофически мало читать». Можем добавить, что согласны с его мнением и, в связи с этим, выдвигаем гипотезу:
- современная литература для подростков является довольно сомнительной, недостаточно хорошей для того, чтобы ее читало подрастающее поколение.
Цель нашей работы:
- выяснить, какое влияние современная литература оказывает на подростка.
Нам предстоит решить следующие задачи:
- выявить пользу чтения;
- выяснить, какой формат чтения подростки предпочитают;
- провести опрос и узнать границы исследования;
- рассказать о том, что именно читают подростки;
- рассмотреть положительное влияние данной литературы;
- рассмотреть отрицательное влияние данной литературы;
- сделать выводы.
Объект исследования: подростки от 10 лет и старше.
Методы исследования:
Актуальность работы заключается в использовании информации на классных часах, родительских собраниях, научных конференциях, литературных вечерах.
Практическая значимость: работа может помочь подросткам, интересующимся литературой, расширить свой кругозор, узнать больше о современных писателях, их произведениях.
ПЛЮСЫ ЧТЕНИЯ
Вначале давайте разберемся, зачем нужно читать. И посмотрим, какой формат чтения в эпоху цифровых технологий лучше.
В современном мире уже давно стало модным вести здоровый образ жизни: правильно питаться, отказаться от употребления алкоголя и курения, заниматься спортом или просто делать зарядку. А как же зарядка для ума?! Ведь тренировать собственный ум так же важно, как и тренировать своё тело. Одно без другого гармонично существовать не может.
Многие скептически относятся к чтению книг в эпоху цифровых технологий. Бумажные издания давно заменили компьютеры, планшеты, электронные книги и смартфоны. Так есть ли место бумажным носителям в нашем безумно развивающемся мире?!
С самого юного возраста практически всем без исключения прививалась любовь к книге. И ни у кого не возникал вопрос «Зачем они нужны?» или «Зачем их читать?». Это было понятно без слов – для того, чтобы развивать интеллект, стать успешным и образованным. Но в наши дни, когда всё требует доказательств, этого утверждения недостаточно. Поэтому сделаем попытку разложить всё по полочкам.
1. Развитие творческого мышления. Читая разнообразные книги, мы имеем возможность не только познакомиться с сюжетом и стилем произведения, но и создать свой неповторимый мир, населённый персонажами, которым именно вы подарили индивидуальность. Как бы талантлив не был писатель, он не сможет зафиксировать в вашем воображении своё видение пейзажей, архитектуры или героев книги, что даёт возможность полёту фантазии. И то, как далеко она полетит, зависит от натренированности вашего ума, то есть от вашей начитанности.
2. Расширение кругозора. Немаловажным умением (даже в современном мире) остаётся умение общаться. Что может быть проще?! Говорить-то умеют все – так или иначе. Но быть интересным собеседником – это ориентироваться в разных сферах, уметь аргументировано высказывать своё мнение, приводить примеры из книг.
3. Развитие интеллекта. Это самая очевидная причина того, зачем нужно читать. Учиться ведь можно не только по учебникам, потому что некоторые книги справятся с этой задачей не хуже (если не лучше).
4. Организация своего досуга. Чем заняться в свободное время? Конечно же, почитать. Это самый простой способ отдохнуть физически и духовно. Он не требует больших финансовых затрат, особенной подготовки или физических нагрузок. Вся его прелесть в простоте.
5. Улучшение состояния здоровья. Медиками доказано, что чтение книги замедляет сердцебиение и расслабляет мышцы.
6. Уменьшение стресса. В свою очередь психологи делают акцент на том, что чтение способствует понижению уровня стресса на 60%. А если сравнить этот способ с другими, то результаты будут вообще ошеломляющими. Так чтение книг на 68% эффективнее справляется со стрессом, чем музыка, на 100% продуктивней пеших прогулок, на 300% действенней компьютерных игр.
7. Развитие эмпатии. Умение сострадать окружающим, понимать их настроение и эмоциональное состояние многим даровано от рождения, а некоторым необходимо развивать эту способность самостоятельно. И именно книга станет лучшим помощником. Ведь перелистывая странички произведения, мы сопереживаем персонажам, окунаемся в мир их чувств и эмоций.
8. Продвижение в карьере. Бытует мнение, что только начитанные работники в будущем могут стать руководителями. И это не лишено смысла. Ведь литература напрямую влияет на становление личности, демонстрирует на многочисленных примерах варианты развития событий. Если не хватает своего жизненного опыта – почерпни его из литературы.
9. Желание быть модным. Во всём мире становится модным – читать книги. К примеру, в Канаде 61% населения — активные читатели.
10. Стремление к саморазвитию. Книги мотивируют нас, направляют к усовершенствованию, помогают глубже узнать свой внутренний мир, обнаружить в себе неведомый доселе потенциал.
11. Усовершенствование грамотности. Здесь всё предельно ясно: чтение подсознательно откладывает в нашей памяти информацию о том, как пишется то или иное слово. Читающий человек допускает значительно меньше ошибок при письме, чем тот, кто знает все правила, но берёт книгу в руки от случая к случаю.
12. Улучшение дикции. Чтение вслух с выражением поможет избавиться от таких проблем, как глотание окончаний, быстрая и сбивчивая речь, нечёткое произношение, путаница с интонированием.
ФОРМАТЫ ЧТЕНИЯ И В КАКОМ ЛУЧШЕ ЧИТАТЬ
С появлением электронных книг люди начали делиться на защитников и противников такого формата чтения. Хотя уже около 40 % людей перешли на чтение в электронном виде.
Какие книги читать лучше: бумажные или электронные?
Плюсы бумажной книги:
Плюсы электронных книг:
➕Электронная книга всегда с тобой. Кто-то скачивает и читает с телефона (что вредно для глаз), книга всегда под рукой, где бы ты не находился.
➕Занимает мало места. Решает проблему книг-толстячков и подарочных изданий.
➕Из весомых плюсов то, что можно подобрать под себя идеальный размер шрифта. Особенно ценно для людей, у которых проблемы со зрением.
➕ Книги в электронном виде стоят в разы дешевле, чем бумажные.
➕ Экологичность. Электронная книга при правильном использовании служит долго и не требует вырубки деревьев.
➕ Моментальная "доставка". Не нужно заказывать, долго ждать доставки или идти в магазин. Нашел в интернете, оплатил, скачал и наслаждаешься.
Каждый сам решит, какие плюсы для него более весомые в выборе формата книг. Я обожаю бумажные книги и ни за что их не променяю, но для экономии иногда читаю в электронном виде, когда сомневаюсь в книге. Комбинирую оба варианта, как мне кажется, это самый оптимальный вариант.
ОПРОС
А) мужской
Б) женский
А)10-14
Б) 15-18
В) больше 18
А) детектив
Б) фэнтези
В) романы
Г) другое
А) на бумажном носителе
Б) аудио формат
В) в электронном формате
А) ЛитРес
Б) Mybook
В) Патефон
Г) другое
А) да
Б) нет
В) знаком, но не читал
А) да
Б) нет
В) почитать можно
9. Испытываете ли вы во время чтения книг чувства, схожие с чувствами героев?
А) Да
Б) Нет
В) Иногда
10. Отдыхаете ли вы во время чтения книг детективного жанра?
А) Да
Б) Нет
В) Иногда
11.Случалось ли вам ощущать, что во время чтения книги вы погружаетесь в нее с головой?
А) Да
Б) Нет
В) Иногда
12. что вы испытываете, когда читаете книги, содержащие описание убийств, сцен насилия?
А) Страх
Б) Тревога
В) Удовольствие
Д) Другое
13. Испытываете ли вы душевные переживания при чтении остросюжетных любовных романов
А) Да
Б) Нет
В) Иногда
14. Появлялось ли у вас желание после просмотра/прочтения «13 причин почему» повторить поступок героини
А) Да
Б) Нет
В) Возможно
Проведя онлайн анкетирование по данному перечню вопросов, мы узнали, что 80% читающих подростков – это девочки.
100% опрошенных находятся в возрастной группе от 15 до 18 лет.
44,4% опрошенных читают романы, 33,3% - фэнтези, 22,2% - детективы
55,6% читают на бумажном формате, 33,3% -в электронном формате
11,1% слушают аудиокниги.
Большая часть опрошенных предпочитает другие приложения для чтения (75%) А оставшиеся 25% (по 12,5%) выбрали ЛитРес и Патефон.
Также, половина ответила, что знакома с работами современных писателей и половине понравились эти произведения.
А в пример современных писателей привели Ли Бардуго, Эмму Скотт, Керстин Гир и др.
Все опрошенные всегда или иногда погружены в книгу и имеют схожие чувства с персонажами, это показывает, что подростковая психика очень пластична и податлива.
20% процентов не отдыхает во время чтения детективов, а остальные (по 40%) отдыхают, но не каждый и не всегда.
Половина опрошенных ответили, что их посещали мысли о совершении суицида после просмотра или прочтения «13 причин почему», другая половина ответила на данный вопрос отрицательно.
ПОДРОСТКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ОТДЕЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ
Нужно отметить, что тинейджеры читают именно современную подростковую литературу, которую объединяют в категорию «young adult»
Молодых взрослых (young adults) как самостоятельную возрастную группу впервые выделила издатель Сара Триммер в 1802 году. Она ограничила ее с 14 лет до 21 года.
Это было введено для того, чтобы разграничить три возрастные категории литературы: детскую, подростковую и молодежную.
Выпуская подростковую литературу авторы, выделяют ее как уже что-то самостоятельное, но также показывают, что хотят общаться с читателями более младше, чем лица, читающие что-то молодежное.
Но и понимание возрастных границ тоже всегда и везде воспринимается по-разному.
Во-первых, понимание границы значительно варьируется географически. Если американский читатель уже воспринимает «young adult» как нечто самостоятельное, то для российской аудитории подростковая литература традиционно входит в детскую, а молодежная существует где-то на периферии сознания.
Во-вторых, граница меняется с течением времени. В начале ХХ века М. Волошин считал пропасть между детьми и взрослыми «непереходимой», а современный белорусский писатель А. Жвалевский полагает, что «разделение на взрослых и детей» вообще искусственное. Не так уж сильно мы отличаемся, как некоторым хочется. Многие взрослые сохранили живость ума. Мы всем говорим, что мы четырнадцатилетние».
Уже десять-пятнадцать лет назад граница между детской и подростковой литературой осознавалась как литературоведческая проблема.
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА СОВРЕМЕННОЙ ПОДРОСТКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Подростковая литература включает в себя многие аспекты. Например, некоторые могут рассказать о верной дружбе, любви, о внутреннем мире разных людей. Многие современные авторы пишут о самих подростках, про их проблемы на пути взросления и неокрепший еще дух. Такие книги призваны показать все многообразие нашего мира в человеческих отношениях.
Другие же авторы рассказывают о приключениях, подвигах и других достойных деяниях главных героев. Все это позволяет шире смотреть на окружающую действительность, стремиться к совершенству и развивать свои качества.
Подростковая литература занимает особый пласт на книжном рынке. Все потому, что именно эти книги могут стать самыми важными в жизни подрастающего поколения, особенно в этот трудный период, когда в сознании оформляются глобальные вопросы о жизни, о человеческой несправедливости и боли и, конечно, о первой любви. Читая такие творения, человек может получить ответы на будоражащие вопросы, разобраться со своим внутренним миром.
Не секрет, что литература оказывает огромное влияние на формирование подрастающего поколения. Ребенок, который читает много и разные вещи, в конечном итоге приобретает свой взгляд на мир, видит разнообразие судеб и возможностей. Неслучайно подростковая литература стоит на особом месте у писателей и учителей, так как именно в этом возрасте впервые задаются волнующие вопросы, познается первая любовь, и случаются другие события, позволяющие понять этот многообразный мир.
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ АВТОРЫ
СОВРЕМЕННОЙ ПОДРОСТКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Самая требовательная, внимательная и серьезная аудитория – молодежь. Определяя в процессе взросления собственные приоритеты, интересы и желания, ребята ищут родственные души на страницах произведений, насыщая свою жизнь приключениями и переживаниями, порой даже отождествляя себя с главными героями.
Мы хотели бы познакомить вас с одними из самых популярных авторов современной подростковой литературы и отзывами читателей на их произведения.
АСЯ ЛАВРИНОВИЧ
Ася Лавринович – молодой талантливый автор из Санкт-Петербурга, скромная и приветливая девушка. Училась на юридическом факультете, но бросила его и поступила на журфак. Работала по специальности в крупном издательском доме, освещала новости спорта. Сейчас Ася – фрилансер. Она пишет милые любовные романы для девушек, которые выкладывает на сайтах Wattpad* и Litnet. Ее романы на портале вначале принесли писательнице популярность, а затем и договор с издательством.
Первой книгой А. Лавринович, которая сразу же принесла юной девушке популярность, стала книга под названием «От одного зайца», позже она выпустила такие романы как «Поцелуй под омелой», «Влюбить за 90 секунд», «Любовь не по сценарию» и др.
Опираясь на отзывы о её работах, можно сказать, что читателя привлекает простота слога, не загруженность сюжета, невинная подростковая любовь:
«Лучший способ поднять себе настроение и отвлечься от всех проблем - книги Аси Лавринович. Своей лёгкостью и милостью, но в тоже время искренностью и жизненностью, они заставляют хоть на время, но забыть обо всем и посмеяться вместе с героями, побыть с ними немного детьми и снова пройти путь взросления. Снова влюбиться, как в первый раз, и дружить со всей душой».
КРИСТИНА СТАРК
Кристина Старк является автором остросюжетных любовных романов, детективов и триллеров. Сейчас она живет в Ирландии и, свободно говоря на английском, сочиняет произведения на русском языке. Начав с публикации дебютной книги в официальной группе, созданной «ВКонтакте», она получила положительные отзывы и заключила контракт с издательством «АСТ».
Самыми ее популярными романами являются «Крылья», «Гончие Лилит» и «Стигмалион».
Если верить отзывам, оставленным под романами писательницы, то читателей привлекают хорошо продуманные характеры персонажей, необычный юмор, неожиданные сюжетные повороты и качественное описание эмоций и чувств главных героев. Все это помогает читателям чувствовать себя частью этих историй.
ЭММА СКОТТ
Автор бестселлеров USA Today и Wall St. Journal, чьи книги были переведены на пять языков и представлены в журналах Buzzfeed, Huffington Post, New York Daily News и USA Today Happy Ever After. Она пишет эмоциональные романтические романы, в которых переплетаются искусство и любовь, и любовь всегда побеждает. Если вам нравятся эмоционально заряженные истории, которые разрывают сердце и соединяют его с историями различных персонажей и героев с открытым сердцем, вы полюбите ее творчество.
Самыми читаемыми книгами Эммы являются: дилогия «Дотянуться до звезд» и «Зажечь небеса», одиночная книга «Среди тысячи слов» и «Пять минут жизни».
Книги Эммы Скотт многие воспринимают, как что-то уникальное, поистине волшебное и незабываемое.
Ее истории очень душевные, книги автора некоторые называют самыми жизненными и реалистичными среди произведений «young adult». Хоть девушка пишет и романы, однако не всегда любовная линия является главной. В своих книгах она поднимает вопросы проблем детей и родителей, да и вообще взаимоотношения подростка с окружающим миром. Что можно назвать хорошим бонусом к и так хорошей книге, которую читает нынешнее поколение.
Также знаменитыми писателями являются Ли Бардуго, Кассандра Клэр, Джессика Парк, Тилли Коул и многие другие.
НЕГАТИВНАЯ СТОРОНА
СОВРЕМЕННОЙ ПОДРОСТКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конечно, есть минусы данной литературы и сомнительные произведения современности, и про них тоже хотелось бы сказать пару слов.
Примером этого может послужить всем известный писатель триллеров Стивен Кинг, которого многие подростки тоже читают. Тинейджеры читают его романы для того, чтобы получить прилив адреналина и почувствовать мурашки по всему телу. Однако не все могут понимать серьезность данного жанра и не каждый готов читать такое ради удовольствия.
Начнем с того, что книги «Короля ужасов» всегда носят очень специфичный характер. Главной составляющей оригинальности стиля Кинга, который как раз и заставляет волосы на голове вставать дыбом, является то, что очень многое в романах писателя максимально приближенно к реальному миру. Исследователи неоднократно отмечали те приемы, которыми пользуется Кинг, создавая иллюзию реальности – это обилие деталей, начиная от цитат из песен и заканчивая марками зубных щеток, которыми пользуются персонажи.
За вычетом монстров в романах и рассказах Стивена действуют рядовые американцы, самого разного калибра: учителя, писатели, полицейские, домохозяйки, рабочие, школьники, политики. Чаще всего действующими лицами у Кинга являются писатели и учителя, а также дети.
Таким образом, секрет ужасного у Кинга становится чуть более объяснимее – это ужас, существующий рядом с самыми обыкновенными приметами незыблемой реальности, и самое страшное заключается в самых обычных вещах и людях, живущих по соседству.
Так вот, погружаясь в эту атмосферу «ужасающей реальности» в погоне за острыми ощущениями, подросток ввиду возрастного максимализма может принять все близко к сердцу и даже получить психологическую травму.
Также в пример можно привести очень с виду трогательный роман о взаимоотношениях между подростками и их внутренних проблемах, под названием «13 причин почему» Джея Эшера.
Этот роман довольно популярен, особенно среди читателей Соединенных Штатов Америки. И надо заметить, что по этому роману снят сериал, который тоже нашел своего зрителя.
Сюжет этого романа вызывает довольно много негодования, так как главная героиня Ханна Бейкер совершает самоубийство, предварительно записав 13 аудиокассет с объяснениями каждой из тринадцати причин, почему она так поступила. И после смерти девушки коробка с аудиокассетами попадает к ее школьным знакомым, которые как раз и стали причиной такого поступка девушки.
Безусловно, это произведение может стать полезным многим. Возможно, оно позволит кому-то разобраться в личных проблемах подростков. Но не каждый сможет понять правильно посыл романа и, видя некую схожесть с проблемами полюбившейся героини, может решить, что тоже больше нет выхода и совершить то же самое. Также такое может произойти не только из-за неправильного понимания смысла книги, но и из-за нездоровой любви подростков ко всему популярному, кто-то может рискнуть повторить это, потому что так сделала его любимая героиня книги или сериала.
ВЫВОД
Проведя данную работу, мы выяснили, что чтение – это важная и полезная привычка, формирующая мировоззрение и мировосприятие, особенно в подростковом возрасте, когда личность человека находится на стадии самого активного формирования.
Выяснили, что разный формат чтения хорош по-своему, и теперь, опираясь на полученную информацию, каждый из нас сможет выбрать более удобный и лучший вариант.
Выяснили предпочтения подростков в литературе, а также узнали о причинах возникновения отдельной категории литературы.
Проведя исследования, узнали и рассмотрели положительную и отрицательную сторону литературы. Осознали, что очень важно, что читает подросток, потому что то, что он читает в этом возрасте сильно влияет на формирование его личности и его внутренний мир.
Литература
Самый богатый воробей на свете
Зимний дуб
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Домик зимней ночью
Сорняки