Творческий проект.
Традиции и быт карачаевского народа.
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_i_byt_karachaevskogo_naroda.kchr_.docx | 33.08 КБ |
Межрегиональный конкурс исследовательских и творческих проектов
«Моя малая родина: лица, история, факты»
Творческий проект
Традиции и быт карачаевского народа
Автор: Карданова Амалия,
учащаяся 7 «Б» класса
МКОУ «СОШ №4», г.Черкесск
Карачаево-Черкесская Республика
Руководитель: Мамчуева З.Х.,
учитель истории и обществознания
КЧР, г.Черкесск
2021
Глава 1 Возращение нации на малую Родину
В 1956 году, П. С. Хрущевым руководителя страны осудила личность «культ личность» Сталина ряд мер к преодолению последствии. В их числе было решено о возвращении всех депортированных народов Северного Кавказа на их историческую родину, в том числе и карачаевцев. 60-70 годы началось развитие экономики и социальной сферы в местах проживания карачаевского народа. Правительство СССР выделило крупные средства на развитие сельского хозяйства и культуры. Также карачаевцы внесли большой вклад в экономическое развитие своей области.
Получили известность передовые люди сельского хозяйства и были удостоенные высокого звания Героя Социалистического Труда, такие как Байрамкулова З.Х.,Черкесов М.К., Узденов Д.Х. и другие.
У карачаевцев началось возрождение в отрасли животноводства, коневодства и овцеводства. Со временем была восстановлена карачаевская порода черных овец, которая широко известна за пределами нашей страны, так как качество и вкус мясо овцы неповторима вкусная. Так же у карачаевцев имеется своя порода лошадей, которые известные на весь мир. А так же эти лошади служат на границе с Грузией. Это первая порода лошадей которая смогла подняться почти на вершину Эльбруса, что доказывает выносливость этой породы.
Среди карачаевцев есть личности которые имеют очень высокие звания за заслуги перед Отечеством. Такие, как Магамедов Солтан- он участник ВОВ, выполнял особые задания правительства в Афганистане, Египте и в Сирии. Владимир Семенов-бывший президент Карачаево- Черкесской Республики, генерал армии, является первым заместителем Министра обороны России. Борис Эбзеев- является членом Конституционного суда Российской Федерации.
Карачаевская литература в период после революции дала народу известные имена: Хубиев И, Аппаев Х., Тамбиев И., Каракетов И., и другие.
Большинство которые погибли в ВОВ или были репрессированны в 30-е годы. Те которые были живы депортированы со своим народом в Среднюю Азию. Карачаевский народ после возвращения с высылки и особенно поэты Карачая взялись за возрождение национальной литературы. Такие как: Байрамукова Х.Б., Хубиев О.А. и другие. В годы депортации у нас не погибла и возродилась сценическая культура карачаевского народа, в это число ходит театральный жанр, у которого корни уходят вглубь в языческую эпоху.
Карачаевский народ – это один из танцующих народов Северного Кавказа. Танцовщики в народе были во все времена. Так же в Карачае был поставлен первый классический балет хореографом Бабоевым Магомедом. В Карачае была написана первая музыка на балет композитором Кочкаровым Маратом. Карачаевские спортсмены в 60-70 –х гг. внесли огромный вклад в развитие отечественного спорта. Среди них есть чемпионы мира, Европы, и нашей страны. Которые принесли много медали на свою родину. Такие, как: Балаев Мекер- участник по парашютному спорту, который впервые в мире осуществил прыжок на вершину Гора Эльбрус. По армрестлингу чемпионом мира стал Сарыев Р. Борцы Узденов Р., Байчоров П., самбистка Аджиева Ф., чемпион России Боташева К., достигли выдающие результаты.
Карачаево- Черкессия в 1991 году, получила статус республики.
Глава 2 Этнографический обзор
В 1044 году, археологами нашей республики были обнаружены арабские надписи, это свидетельствует о том, что мусульманская религия уже проникала на поселение Карачай уже в раннем средневековье. Эта религия среди местного населения не получила сперва распространение. Но со временем сказалось и культурное влияние мусульманского Дагестана и также воздействие соседней Кабарды, эти князья уже некоторое время исповедовали ислам. 1695 году Картджуртское надгробье указывает на то , что арабографическая письменность уже получила именно распространение в Карачае в этот период.
У Карачаевцев своеобразная именно система родственных объединений и также родственных отношений, в принципе, как и у других народов Северного Кавказа. Самым крупным объединением является каум. В Карачае было семь каумов это, Чибишлары, Шадибеклары, Хустослары, Трамлары, Абдурхайлары, Будиянлары. Эти семь представители претендовали на свой особый каум Карчалары, ведущий свое происхождение от самого Карчи. Судя по этому всему существовала каумная собственность, в частности виде каумной земли и скота. Со временем собственность начала полностью сосредотачиваться в руках тукумов-родов(фамилий), которые обособлялись от каума в хозяйственных отношении. Все тукумы которые входили в один и тот же каум расселялись в разных аулах Карачая, что приводила экономическую самостоятельность Карачая. Связь между каума сохранялись еще очень долгое время. Вплоть до 19 века включительно, то есть тукумы входившие когда нибудь в один каум, старались не допускать брачные отношения между своими представителями рода. Каждый тукум в Карачае силились на определенную территорию, образуя свой квартал, то есть (тийре) в ауле. Также население возводила свой квартальные мечети, существовали тукумные кладбища. Члены тукума всегда пользовались одной и той же тамгой. Со временем разрастание рода привело к тому, что из него начали выделяться более мелкие родственные объединения, получившие название атаулов.
На территорию Большого Карачая в эпоху средневековья население использовало в качестве строительного материала древесину. Форма жилого дома выглядел прямоугольным вытянутым в длину сруб из бревен, иногда при постройке концы бревен торчали на углах, то есть они были разной длины. Также Карачаевцы строили (крутые арбазы), для оборонительных целей. Это сооружение представлял собой замкнутый многоугольник, внутри которого располагался крытый двор, то есть (арбаз). Также в вход в крытый арбаз защищали ворота, которые были изготовлены из очень особо прочных пород дерева. Но во торой половине 19 века, крытые арбазы постепенно начали исчезать, это связно с тем, что уменьшилось угрозы нападения извне. Жилище Карачая строились на каменном фундаменте, так как были условия обилия осадков, которые были характерны для данного региона, крыши домов делались двускатными и также покрывались толстым земляным покровом. Свет проникал через определенные дымовые отверстия камина или через окно. Карачаевский дом состоял из несколько частей, в большом доме, где располагался очаг жили глава большой семьи, его жена и неженатые дети. Женатые сыновья имели свои определённые помещения (отоу). Наиболее почетную часть большого дома (тёр) занимало ложе главы семьи и место сидения гостей.
Глава 3 Традиционная одежда женщин и пища
Карачаевского народа
Карачаевская женская одежда сохранила некоторые элементы костюма аланского периода. Например, к ним относится, наличие металлических венчиков, геометрический орнамент который пришивали к головному убору. Убор представлял собой высокую, остроугольную, тканую шапочку, на верхушке шапочки нашивались металлические, покрытым узором навершия (иногда с шариком на макушке). Очевидно, что украсившие эти шапочки, одежду в бронзовые или серебряные пластины, были характерны для алан раннего средневековья. Платье у карачаевски в средневековье украшалось нагрудными пряжками пуговицами, пришивавшимися в два ряда к ткани. Все это сохранялось вплоть до 19 века. Праздничные платья девушек изготовлялись из бархата или шелка темно-красного и реже- синего, зеленого цветов. Они все украшались золотым шитьем и галунами. И еще богато украшались шапочки (окъа бёрк). Самая главной частью женского костюма был пояс (кямар), который представлял зачастую подлинное произведение очень красивого ювелирного искусства.
Полный комплект женской одежды выглядел следующим образом, длинная рубаха с разрезом на груди и застежкой у ворота, с длинными до кости рукавами. Рубаха одевалась на тело, рубахи которые носили повседневно не бросались в глаза, а праздничные рубахи могли быть из темно- синего, желтого и белого цветов. Штаны выглядели как у мужчин, но женщины их заправляли внизу в сафьяновые носки или обувь. Кафтанчик надевался поверх рубахи под платье. Нарядные кафтанчики шились из бархата или плотного шелка. Платье были длинными, почти до земли. В повседневной жизни женщины обычно носили платок. Также был пояс из серебряной пластины, нанизанных на ремень, он украшался гравировкой, чернью, филигранью, камнями.
Хозяйственный уклад карачаевцев обуславливал традиционное питание, основу которых составляли продукты животноводства. Самой престижной пищей была баранина. В особенности мясо овец карачаевской породы, которую получили известность за пределы Карачая своими вкусовыми качествами. Всё мясо животного, кроме селезенки, половых органов, желчного пузыря употреблялось в пищу. Также туша делилась на 16 обязательных частей (юлюш) –эти порций в период праздничного застолья распределялось строго по старшинству. Позвоночные кости с мясом и блюда из внутренностей представляли собой (добавочные) порции. Тамада на празднике получал в качестве основной порции лопатку, а добавочную рассеченную часть головы(баш джарты). Можно упомянуть традиционные блюда карачаевской национальной кухни. Сохта- это тонкая очищенная кишка (къара ичеги) барашки или часть желудка начинялись фаршем из измельченной печенки. Джёрме - это нарезанные лентами очищенные кусочки желудка клали разрезанные вдоль и очищенные кишки с жиром, это всё свертывали рулетом и обвязывали нитками. Къыйма- это мелкорубленное говяжье мясо, жир с чесноком, луком, солью, которым набивали кишку, приплющивали и вялили. Также были популярны молочные продукты, в первую очередь конечно айран и сыр, из айрана готовили тузлук к мясу. Популярным было толокно из поджаренной муки (къуут), джырна –вареные зерна кукурузы, пшеницы, ячменя. Карачаевцы делали мясные пироги (эт хычин), пирожки в форме полумесяца с начинкой из мяса ил сыра (бёрек). В качестве праздничной пищи выступала халва. Из напитков полярными были боза (из овсяной, пшеничной и кукурузной муки), пиво (сыра) из ячменя, технологии приготовления которых вырабатывалось веками (балсуу, суусап).
Список использованной литературы
Учимся ткать миленький коврик
Знакомые следы
Ручей и камень
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея