Известно, что на 50-55% наше здоровье зависит от нас самих — от нашего образа жизни. Окружающая среда закрепила свое влияние на здоровье на отметке в 20%. От генетической предрасположенности наше драгоценное здоровье зависит на 18-20%, и всего на 8-10% – от государственной системы здравоохранения.
С каждым годом школьная нагрузка возрастает. Подростки всё больше увлекаются гаджетами и ведут малоподвижный образ жизни. Отсюда вытекают проблемы с режимом дня и питания, а соответственно и со здоровьем.
Цель работы: пропаганда здорового образа жизни.
В данной работе раскрывается суть здорового образа жизни. Приводятся результаты опроса школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zozh.doc | 343 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Газопроводская СШ
Всероссийский конкурс «Экология родного края-2021»
Номинация «Экология человека»
Исследовательская работа
на тему:
«Значение здорового образа жизни для школьника»
Выполнили:
ученицы 9 «а» класса
Калинина Светлана Александровна,
Майдокина Алёна Михайловна
Руководитель:
учитель биологии 1 кв. категории
Быкова Алена Сергеевна
Починки, 2021
Содержание
Введение………………………………………………………………………….…….3
Теоретическая часть
1. Режим дня…………………………………………………………………..………..4
2. Здоровое питание…………………………………………………………..………..5
3. Физическая активность …………….....…………………………………..…….…..5
4. Личная гигиена ………………………………………………………………….…..6
5. Закаливание…………………………………………………………………..………9
6. Влияние вредных привычек на здоровье…………………………………………10
Практическая часть ....................................................................................................12
Заключение…………………………………………………………………………….13
Источники информации………………………………………………………………14
Приложение……………………………………………………………………………15
Введение
Известно, что на 50-55% наше здоровье зависит от нас самих — от нашего образа жизни. Окружающая среда закрепила свое влияние на здоровье на отметке в 20%. От генетической предрасположенности наше драгоценное здоровье зависит на 18-20%, и всего на 8-10% – от государственной системы здравоохранения.
Согласно Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов».
Соответственно, здоровый образ жизни, по определению ВОЗ, представляет собой «оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды».
Актуальность:
С каждым годом школьная нагрузка возрастает. Подростки всё больше увлекаются гаджетами и ведут малоподвижный образ жизни. Отсюда вытекают проблемы с режимом дня и питания, а соответственно и со здоровьем.
Цель проекта: пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, проведение опыта, анализирование, обобщение.
Теоретическая часть
Из чего же складывается здоровый образ жизни? В него входят:
Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Рационально организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течении всего дня.
Основными элементами режима дня школьника являются:
Сон и бодрствование
Влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна.
Важность полноценного ночного сна в том, что в этот период происходит перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Систематическое недосыпание может вызвать у школьника истощение нервной системы, снижение работоспособности и ослабление защитных сил организма.
Правильно организованный режим питания основывается на соблюдении времени приёмов пищи и интервалов между ними. Рекомендуется 4–5-разовое питание, когда промежутки между приёмами пищи не превышают 3,5–4 часов. При этом рацион должен быть сбалансированным по составу: содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов, минералов и соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим такие способы приготовления блюд, как варка, приготовление на пару, тушение, запекание и исключение продуктов с раздражающими свойствами. Распределение продуктов по часам приема очень сильно зависит от состава и энергетического потенциала. Например: продукты с высоким содержанием белка – мясо, рыба, бобовые стоит употреблять на завтрак или обед. Такие продукты повышают активность центральной нервной системы. Перед сном стоит кушать кисломолочные продукты, фрукты и овощи. Они не нагружают пищеварительные органы. Не стоит употреблять на ночь чай, кофе, острые приправы. Так вы можете активизировать нервную систему и нарушить сон. Излишнее количество еды или ее недостаток тоже ухудшают сон. Прием еды лучше всего стоит начинать с салатов или овощей. Так вы активизируете деятельность желудка и увеличите выделение желудочного сока. При этом блюда стоит подавать не горячее 50-ти градусов и не холоднее 10-ти градусов. Для хорошей усвояемости пищи, ее необходимо тщательно пережевывать. Беседы, телевизор, книги сильно отвлекают от правильного приема еды. Такое питание вредно и портит пищеварительную систему.
Физическая активность – основа здорового образа жизни. Известно, недостаток движений в жизни детей школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшение дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии: недостаточная двигательная активность снижает функциональные сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка, в результате чего появляется неадекватная реакция сердца на нагрузку, уменьшается жизненная емкость легких, замедляется моторное развитие. Малоподвижный ребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстрые и ловкие, менее закалены, чаще болеют.
Оказывая неспецифическое действие, мышечная деятельность вызывает повышение тонуса коры головного мозга, создавая таким образом благоприятные условия не только для функционирования уже имеющихся связей, но и выработки новых. Ограничение двигательной деятельности у детей ведет к тому, что недостаточно развивается один из видов памяти -двигательная. Потеря в движениях - это потеря в знаниях, умениях.
Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как силы, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате – так ему легче работать, думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собранно вся мускулатура его лица, рук тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга.
Личная гигиена — свод правил поведения человека в быту и на производстве. В узком понимании гигиена — это гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода. Нарушения требований личной гигиены могут сказаться на здоровье как одного человека, так и очень больших групп людей (коллективы предприятий, семьи, члены различных сообществ и даже жители целых регионов).
Правила личной гигиены
Гигиена тела. Кожа человека защищает весь организм от всевозможных воздействий окружающей среды. Соблюдение чистоты кожи чрезвычайно важно, ведь кроме защитной функции, она выполняет следующие функции: терморегулирующую, обменную, иммунную, секреторную, рецепторную, дыхательную и другие функции.
Гигиена волос. Правильный уход за кожей головы и волос нормализует деятельность сальных желез, а также улучшает кровообращение и обменные процессы. Поэтому к процедуре мытья головы необходимо относиться ответственно.
Гигиена полости рта. Правильный уход за ротовой полостью способствует сохранению зубов в хорошем состоянии на долгие годы, а также помогает предупредить очень многие заболевания внутренних органов.
Гигиена нательного белья и одежды и обуви. Немаловажную роль в личной гигиене занимает чистота нашей одежды. Одежда защищает тело человека от загрязнений, механических и химических повреждений, охлаждения, попадания насекомых и так далее.
Закаливание — один из важнейших разделов профилактики, составная часть мероприятий по укреплению здоровья в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на оздоровительных базах предприятий, в санаториях-профилакториях. Современные комфортные условия жилища, одежда, транспорт и т. д. уменьшают воздействие меняющихся условий погоды на организм человека и снижают устойчивость по отношению к метеорологическим факторам. Основные факторы закаливания— воздух, вода, солнечная радиация; сочетание с физическими упражнениями повышает эффективность закаливающих воздействий.
В зависимости от того, какие процедуры и силы природы задействованы, выделяется несколько вариантов закаливания.
Аэротерапия. Это влияние воздуха различной температуры – воздушные ванны, прогулки в любую погоду (дождь, снег, легкий ветер). Это самые малоинтенсивные воздействия, раздражающие кожные рецепторы и нервные окончания на слизистых носа. Однако они помогают сосудам и клеткам адаптироваться к перепадам температур. Важно не надевать на прогулки много одежды, чтобы не потеть, оставлять открытыми участки тела, чтобы на них влиял воздух и солнечный свет.
Гелиотерапия. Это воздействие на тело солнечного света, содержащего в своем спектре УФ-лучи, тепловые лучи, оказывающие комплексное воздействие. Помимо стимуляции синтеза витамина D, необходимого организму для поддержания метаболизма, свет солнца нормализует возбудимость нервной системы, ускоряет обмен веществ, усиливает кровообращение в коже.
Закаливание водой. Это самый популярный и доступный метод, который можно практиковать круглогодично дома или на открытом воздухе. Важно, чтобы температура воды постепенно снижалась, чтобы организм стимулировался, но не переохлаждался. В водном закаливании есть много методик – обтирания, души, обливания, а для особо закаленных – купание в проруби (моржевание). Последний способ всем рекомендовать не стоит, для этого нужна длительная подготовка, хорошее состояние здоровья.
Курение. Одна из проблем современного общества - огромное количество курящих людей, в том числе возросло число курящих подростков, которые курят, чтобы выглядеть взрослее, курят, чтобы завоевать авторитет среди сверстников, курят из любопытства, за компанию, чтобы похудеть, потому что это модно, не задумываясь о последствиях, не думая о будущем.
Табачный дым в 4 раза более загрязнён токсичными веществами по сравнению с выхлопными газами автомобиля. В табачном дыме насчитывается более 3660 компонентов, многие из которых весьма небезопасны для организма, в частности для сердечно - сосудистой системы, 300 из них - активные биологические яды.
Так, никотин, возбуждая сосудодвигательные и дыхательные центры головного мозга, вызывает тем самым спазм кровеносных сосудов, повреждение стенок сосудов и способствует образованию склеротических бляшек, суживающих просвет сосудов. Под воздействием никотина число сердечных сокращений возрастает на 15 - 20% процентов. Регулярное курение заставляет сердце работать с повышенной нагрузкой, что приводит, в конце концов, его к преждевременному изнашиванию.
Поэтому подростку, у которого идёт формирование внутренних органов, курение вредит особенно сильно. Наносит вред оно и окружающим детям, которые являются "пассивными курильщиками". Пассивное курение увеличивает на 10-30 процентов риск развития рака лёгких. Поэтому подросток должен понимать, что находится рядом с теми, кто курит, также вредно для его здоровья. Курение отрицательно влияет на иммунную систему организма. Поэтому подростки, которые курят, чаще болеют. Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам и начинает требовать "никотина", возникает беспокойство, раздражительность, нервозность.
Алкоголь. Огромен и вред алкоголя, который попадает в организм растущего человека, будь то водка, пиво, или сухие вина. Алкоголизм сегодня может быть назван "проклятием человека", число жертв многовековой войны человечества с алкоголем постоянно нарастает.
Потребление спиртных напитков с подросткового возраста создаёт благоприятный фон для возникновения и развития многих болезней: каждый третий случай кардиологического и каждый четвёртый случай онкологического заболевания у мужчин связаны с алкоголем, кроме того, в прямой зависимости от потребления спиртных напитков находятся такие заболевания, как цирроз печени, нарушение психики, язва желудка.
Алкоголь, попадая в организм подростка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшая доза спиртного вызывает у детей бурную реакцию, тяжёлые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит её перерождение. Страдают органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половых функций и т.д. Особенно ранима нервная система, головной мозг ребёнка.
Наркотики. В последнее время большой проблемой стала проблема распространения наркотиков среди подростков. Резко снижается возрастная планка начала их употребления. Пятая часть несовершеннолетних потребителей наркотиков составляют девушки.
Употребление наркотиков в подростковом возрасте часто приводит к хроническому гепатиту, СПИДу, способствует развитию слабоумия. У подростка очень быстро формируется зависимость от любого наркотика и психоактивного вещества. Кроме того, злоупотребление наркотиками требует больших денег, наркотическая зависимость толкает подростков на преступления ради денег на очередную дозу наркотического вещества.
Отказ от вредных привычек – правильный шаг к здоровому образу жизни.
Глава 2. Практическая часть
Для выполнения данной проектной работы необходимо было провести анкетирование по выявлению следования школьниками здоровому образу жизни (фото в Приложении). Проводилось оно среди учащихся 8-х и 9-х классов. Опрошен было 61 человек.
Анкета:
В результате анкетирования были сделаны следующие выводы (график в Приложении):
В 9-х классах были проведены беседы по формированию у школьников здорового образа жизни.
Вывод: большинство опрошенных соблюдают правила личной гигиены, режим дня, занимаются спортом и ведут активный образ жизни. Это хорошо влияет на их здоровье. 16% опрошенных учеников курят, хотя и знают о вреде курения на здоровье. 67% опрошенных учащихся употребляют фастфуд, что может плохо сказаться на их пищеварительной системе.
Заключение
Здоровье человека – это личная и общественная ценность, которая влияет на уровень духовного, физического и социального благополучия личности, общества и государства. Только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство.
Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения.
Здоровый образ жизни для подростков не просто важен, а жизненно необходим, если юный человек и его родители хотят, чтобы он достигал успехов, был здоровым и целеустремленным.
Быть здоровым сегодня – это модно, правильно и экономически выгодно, помните, что здоровье или не здоровье – это один из показателей качества вашей жизни и выбор всегда остается за Вами.
Источники информации:
Приложение: анкетирование и график результатов.
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Флейта и Ветер
Рисуем космос