Виртуальная реальность сегодня превосходит по количеству связей любой круг общения как в рамках профессиональных, так и неформальных групп. Неотъемлемой частью современного общества являются социальные сети, дающие возможность общаться на расстоянии. Все они заполнены не только вербальным, но и визуальным контентом. Среди разнообразного визуального контента выделяются селфи, ставшие не только модным увлечением, но и мощным медиаинструментом. В работе рассматривается вопрос о том, что селфи как один из медиаинструментов оказывает существенное влияние на формирование имиджа человека. Автор рассматривает современные медиаинструменты и проводит их классификацию. Рассмотривается понятие имиджа и его значения в цифровом пространстве, определяется значение селфи для формирования имиджа в современном цифровом пространстве. С помощью таких методов как анкетирование, визуальный контент-анализ, корреляция, анализ источников автор проводит обобщение и анализ экспериментального материала. Работа рекомендована учителям и учащимся для использования на внеурочных занятиях, а также широкому кругу лиц для самообразования.
Вложение | Размер |
---|---|
bakanova_kseniya_selfi_kak_imidzhevyy_mediainstrument_tsifrovogo_prostranstva.doc | 131 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«средняя школа №88»
Селфи как имиджевый медиаинструмент цифрового пространства
Исследовательская работа
Выполнила: Баканова Ксения Владимировна ,
ученица 11 «Б» класса
Руководитель: Кузнецова Галина Генриховна
Ярославль 2021г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………3
1.3. Селфи как один из медиаинструментов …………………………..6
1. 4. Понятие и значение имиджа в цифровом пространстве ………...8
Глава 2. Исследовательская часть……………………………………..10
Заключение………………………..……………………………………..13
Список использованных источников…………………………………..14
Приложение………………………………………………………………15
Введение
Виртуальная реальность сегодня превосходит по количеству связей любой круг общения как в рамках профессиональных, так и неформальных групп. Неотъемлемой частью современного общества являются социальные сети, которые дают возможность общаться на расстоянии. Все они заполнены не только вербальным, но и визуальным контентом. Среди разнообразного визуального контента выделяются селфи, ставшие не только модным увлечением, но и мощным инструментом.
Гипотеза: Селфи как один из медиаинструментов оказывает существенное влияние на формирование имиджа человека в современном цифровом пространстве.
Цель работы: Доказать, что селфи является действенным имиджевым инструментом в современном цифровом пространстве.
Задачи: 1. Выявить современные медиаинструменты и провести их классификацию.
2. Рассмотреть понятие имиджа и его значения в цифровом пространстве.
3. Определить значение селфи для формирования имиджа в современном цифровом пространстве.
4. Провести обобщение и анализ экспериментального материала
Объект исследования: медиаинструменты современного цифрового пространства.
Предмет исследования: селфи как один из современных имиджевых медиаинструментов.
Методы исследования: анкетирование, визуальный контент-анализ, корреляция, анализ источников.
Актуальность исследования обусловлена возросшей ролью селфи в условиях визуализации современного цифрового пространства.
Практическая значимость: результаты работы рекомендованы учителям для использования на внеурочных занятиях, а также широкому кругу лиц для самообразования.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Цифровые медиаинструменты в современном мире
Современные социальные сети дают нам возможность общаться на расстоянии. Постепенно наше социальное окружение переходит в область виртуальности. То есть происходит изменение способов восприятия себя и окружающей нас реальности.
К этим процессам привело, во-первых, изменение общественной среды. Во-вторых, увеличилось количество участников, вовлеченных в процесс общения. Но самое главное - поменялась цель и характер социального взаимодействия. Общение в социальной сети носит преимущественно публичный характер, который в основном преследует цель привлечь как можно больше внимания.
Появившись в результате глобальных естественных изменений среды человеческой деятельности, новые медиа сами стали причиной и инструментом изменения в различных областях человеческой жизни. Под цифровыми медиаинструментами следует понимать высокотехнологичные инструменты, предоставляющие доступ к информации в социальных сетях. Они обладают рядом особых признаков:
1. интерактивность
2. мультимедийность
3. цифровой формат
4. высокая доступность
Одним из следствий использования цифровых медиаинструментов можно назвать появление так называемых цифровых кочевников (Digital nomads), то есть целого поколения, выросшего в цифровом мире.
1.2. Классификация медиаинструментов цифрового пространства
С изобретением цифровых медиаинструментов у человечества появились большие возможности интеграции в медиапространство. К таким инструментам мы относим всевозможные средства взаимодействия в социальных сетях, на многочисленных сайтах, платформах и пр.
Нами была проведена классификация современных медиаинструментов, исходя из различных критериев.
По способу восприятия информации медиаинструменты делятся на визуальные и аудиальные. Они создаются на основе только одного вида информации (визуального или аудиального) и задействуют один канал восприятия. Визуальные в свою очередь делятся на статичные и движущиеся. К статичным медиаинструментам относятся обычное цифровое фото, логотип, постер, баннер, картинка, рисунок, стикер. Движущиеся инструменты - видео, это гифка, видео-клип, фейсмоджи/анимоджи, подкаст, инфографика, начальный и финальный джингл и т.п.
По способу коммуникации медианструменты также разделяют на две группы - вербальные и невербальные - в зависимости от использования или неиспользование языковых средств. Вербальными являются все медиа, содержание которых построено на устном или письменном тексте. А к невербальным медиа относятся те, которые при передаче информации используют визуальные образы, фотографии.
По тематике передаваемого контента медиаинструменты делятся на общественно-политические, научные, развлекательные, служебные, бытовые и т.д.
По формату контента медиаинструменты можно разделить на:
Глава 1.3. Селфи как один из медиаинструментов
Селфи – это один из современных, пользующихся огромной популярностью медиаинструментов.
Селфи - (англ. «selfie» от «self» - сам, себя, также встречаются названия себяшка, самострел) - разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру, иногда при помощи зеркала.
Как было отмечено выше, модная волна селфи не обошла стороной ни одну сферу человеческой деятельности. Хотя многие до сих пор считают селфи забавой, развлечением, чем-то несерьёзным, смысл у такого рода фотографий существует. Делая селфи и размещая их в социальных сетях, мы измеряем собственную жизнь в визуальных изображениях, и эта особенность современного бытия представляет существенный интерес.
Люди могут относиться к селфи совершенно по-разному. Некоторые обладатели таких фотографий не скрывают, что ритуал селфи для них не имеет особого смысла, просто они привыкли ежедневно его выполнять. Кто-то может очень любить делать селфи, а кто-то, напротив, считает его появлением нарциссизма и чрезмерной самовлюблённости. Нужно всегда помнить о том, что безобидная, на первый взгляд, забава может обернуться печальными последствиями: начиная от психического расстройства и зависимости и заканчивая смертью в погоне за очередной эффектной «самопрезентацией». (Приложение 1,2 )
Существуют разные причины, по которым люди делаю селфи:
1. Возможность сфотографировать себя самостоятельно. Не надо кого-то просить и переживать о качестве, все полностью контролируется вами.
2. Простота. Достаточно включить любое устройство с камерой, поднять на необходимый уровень и нажать кнопку.
3. Доступность. Сделать фотографию можно практически в любом месте. Не надо искать какой-то особенный фон.
4. Популярность среди разных социальных групп. Селфи делают все: от детей детсадовского возраста и до президентов.
5. Возможность «быть в тренде». В большинстве случаев это делается для демонстрации того, что автор селфи не отстал от жизни.
6. «Близость к звёздам». Селфи со знаменитостями позволяют их фанатам почувствовать себя ближе к кумирам.
7. Хорошая возможность похвастаться своей внешностью, здоровьем, новыми приобретениями, новыми отношениями и многим другим.
8. Нарциссизм, гипертрофированная любовь к себе.
Рассмотрим цели, с которыми люди делают селфи. Их можно разделить на осознанные и неосознанные.
Осознанные цели:
• привлечение внимания
• демонстрация своей красоты/модной внешности своему ближнему и дальнему окружению
• демонстрация высокого уровня достатка/потребления
• принятие себя/повышения уверенности в себе
Неосознанные цели:
• нарциссизим
• компенсация
• самопознание
• тиражирование собственного образа
В наши дни практически каждый человек имеет мобильное устройство с различными приложениями, среди которых с большим отрывом выигрывают социальные сети. Именно в них и находится подавляющее большинство фотографий-селфи. Следует отметить, что селфи выкладываются в сети в основном для других людей, то есть существует определённая целевая аудитория. Но для того, чтобы селфи в сети стали популярными или мегапоулярными, их автору нужно первоначально создать имидж, который он будет показывать своим подписчикам в социальных сетях.
В интернете есть масса советов о том, как преуспеть в практике получения удачных селфи. В основном они касаются позы, макияжа, освещения, заднего и переднего фона, антуража и других вещей. Существуют также различные приложения, в том числе встраиваемые в телефон редакторы с фильтрами, для обработки селфи-фоторгафий.
Для этого необходимо учитывать функции, которыми обладает этот вид фотографий. Селфи отличает наличие как вербальной, так и невербальной части. Вербальная часть, хэштег, выполняет следующие функции:
Говоря же о невербальных компонентах селфи можно выделить две его функции: иллюстративно-информативную и экспрессивную.
Исходя из вышеказанного, отметим, что селфи – это один из медиаинстументов современного цифрового пространства, с помощью компонентов которого можно создать, эффективно продвинуть и растиражировать некий имидж. Более того, селфи - это проявление более глубинных изменений в культурном коде человечества.
1.4. Понятие имиджа в цифровом пространстве
В современном обществе проблема возрастания роли визуальности начала формироваться во второй половине ХХ века. Актуальным моментом современного общества является визуальный поворот (Visual Turn), который проявляется в повышении визуальной составляющей социальной реальности. Это ещё одна причина увеличения роли визуальной образности в обычной жизни человека. Таким образом, общение между людьми, перенесённое в цифровую среду, всё больше и больше происходит с помощью визуальных образов и картинок.
Общемировой визуальный поворот способствует реализации желания человека быть социально заметным, поэтому одним из важных инструментов создания социальной заметности становится имиджевое селфи. Необходимо отметить, что главной особенностью имиджа является его субституарность (=заменяемость). То есть имидж, созданный с помощью селфи, заменяет в цифровой среде самого человека. Так называемые фолловеры (фанаты, подписчики) формируют своё представление о прототипе имиджа по тем селфи, которые человек показывает в социальных сетях.
Другая, не менее значимая особенность имиджа – это его публичность. Публичность имиджа имеет два важных требования: готовность открыться, превратив свою личную жизнь в предмет публичного обсуждения и готовность подстроиться под любую аудиторию и ситуацию.
Таким образом, имидж в цифровой среде - это конструируемый образ, возникающий благодаря опосредованности взаимодействия прототипа имиджа и его аудитории, направленный на его позиционирование и обеспечение устойчивого присутствия в цифровом информационном пространстве.
Образы, созданные цифровыми средствами, не просто привлекают внимание, а служат основой для формирования имиджа человека. Эффективный цифровой имидж – это совокупность знаков и смыслов, современный код, определяющий образ мыслей и поведение целевой аудитории. Цифровые имиджи обеспечивают доступ к подсознанию воспринимающей аудитории.
Выводы по главе 1.
Рассмотрев процесс изменения способов восприятия себя и окружающей нас реальности, а также влияния цифрового имиджа на целевую аудиторию, приходим к выводу, что
Глава 2. Исследовательская часть
Глобальный визуальный поворот потребовал смены методов формирования имиджа и включения таких ресурсов, как социальные сети и блог-платформы. Одной из самых популярных социальных сетей для селфи является Инстаграм (Instagram), которая и послужила материалом нашего исследования. Сеть Инстаграм, придуманная как публичный фотоальбом, привела к буму селфи в последнее время. Ещё лет 20 назад нашим родителям и в голову не приходило делать и выкладывать в социальные сети такие снимки.
В сети Инстаграм, так же как и в любой другой социальной сети, автором селфи может являться любой человек. Это могут быть обычные люди и так называемые «селебрити». Для исследования нами были выбраны страницы отечественных звёзд шоу-бизнеса, которые постоянно выкладывают в интернет свои селфи с указанием места положения, для того чтобы их поклонники могли наблюдать за ходом их жизни.
Напомним, что именно публичность отличает селфи от личных альбомов. Можно сказать, что если селфи осталось в телефоне владельца, то это и не селфи. В Инстаграме размещают буквально все: от ногтей и ног в домашних тапочках до лица без косметики с выражением неподдельных чувств. В исследуемом материале у выбранных персон нами были замечены не только селфи, но и очень популярные фото таких видов: еда и напитки, природа и путешествия, семья и дети, букеты и подарки, предметы роскоши и брендовые вещи.
Нами был выбран временной интервал в три месяца, в течение которого отбирались селфи, анализировались страницы. Следует отметить, что с конца 2019 года Инстаграм отключил счётчик лайков.
Общее количество постов | Количество селфи за период наблюдения | Общее количество подписчиков | |||
1 | Испытуемый 1 | 447 | 23 | 3.7 млн | |
2 | Испытуемый 2 | 14300 | 28 | 23.1 млн | |
3 | Испытуемый 3 | 6391 | 23 | 5.2 млн | |
4 | Испытуемый 4 | 2718 | 18 | 4.7 млн | |
5 | Испытуемый 5 | 3984 | 19 | 1 млн | |
6 | Испытуемый 6 | 506 | 9 | 1.3 млн | |
7 | Испытуемый 7 | 2863 | 7 | 2.9 млн | |
8 | Испытуемый 8 | 324 | 5 | 1.1 млн | |
9 | Испытуемый 9 | 9853 | 23 | 5.5 млн | |
10 | Испытуемый 10 | 5012 | 24 | 2 млн |
В исследуемом материале были рассмотрены оба компонента селфи: невербальный и вербальный. Говоря о невербальном компоненте, «картинке», следует отметить, что селфи, проанализированные нами, можно разделить на три вида:
Наличие видов невербального компонента селфи
(присутствует +, отсутствует -)
«Смотрите, с кем я!» | «Смотрите, где я!» | «Смотрите, какой я!» | ||
1 | Испытуемый 1 | + | + | + |
2 | Испытуемый 2 | + | + | + |
3 | Испытуемый 3 | + | + | + |
4 | Испытуемый 4 | + | + | + |
5 | Испытуемый 5 | + | + | + |
6 | Испытуемый 6 | + | + | + |
7 | Испытуемый 7 | + | + | + |
8 | Испытуемый 8 | + | + | + |
9 | Испытуемый 9 | + | + | + |
10 | Испытуемый 10 | + | + | + |
Отметим, что почти всегда эти виды селфи комбинируются, активно работая на создание имиджа автора.
Нами был изучены также хэштэги, то есть подписи под селфи, или его вербальный компонент. Были найдены и проанализированы все функции хэштега:
Также следует отметить, что основным принципом построения имиджа через селфи является акцент на необходимые личные качества. Это помогает считать селфи инструментом подачи информации для создания нужного имиджа, через визуализацию образов, определённым образом воздействующих на эмоции.
Вывод по главе 2.
Социальные сети через селфи, особенно принадлежащие знаменитостям, пытаются навязать целевой аудитории видение мира и образ автора селфи. То есть, выкладывая свои селфи-луки, человек формирует необходимый ему, как правило, социально-одобряемый имидж. Однако, созданный имидж в социальных сетях очень часто не соответсвует действительному образу автора селфи.
Заключение
Эпоха социальных сетей, и прежде всего Инстаграм, вывела на первый план селфи, т. е. фотографии самого себя, как способ общения и показа себя целевой аудитории. Селфи помогают с одной стороны их автору выразить себя и свои чувства, а с другой видящим эти селфи людям понять, кем является автор на самом деле, каковы у него чувства.
Изучение теоретии и материалы, полученные экспериментальным путем, позволили сделать такие выводы:
Цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены. Таким образом, можно утверждать, что наша гипотеза подтвердилась. Селфи - дейтвительно является одним из медиаинструментов, который оказывает существенное влияние на формирование имиджа человека в современном цифровом пространстве.
В ходе исследования, однако, было выяснено, что не все участники целевой аудитории однозначно воспринимают селфи в социальных сетях. Есть мнения, что селфи разрушает понимание прекрасного, эстетики вокруг нас. Это может явиться предметом для дальнейших исследований и означает, что наша работа имеет перспективы.
Список использованных ресурсов
Приложение
Приложение 1
Проблема влияния использования Instagram на психологическое здоровье молодых пользователей стоит на повестке дня уже не первый год. Красочные постановочные фотографии, привлекательные тела, прошедшие через множество фильтров, и идеальные пейзажи создают иллюзию идеальности и заставляют молодых пользователей постоянно прибегать к сравнению, что в итоге приводит к развитию комплексов и чувства собственной неполноценности. Кроме того, Instagram остается крупнейшей площадкой для кибербуллинга, — по данным исследования некоммерческой организации Ditch the Label, около 42% пользователей в возрасте от 12 до 20 лет сталкивались с травлей в соцсети.
Facebook, которому принадлежит Instagram, о данной проблеме знает. Компания пыталась решить ее с помощью изменений в пользовательском интерфейсе (например, скрыв количество лайков под постами), однако это не привело к положительным результатам.
Приложение 2
Статья The Wall Street Journal показывает, что собственное исследование Facebook выявило серьезную проблему с психическим здоровьем подростков, которые пользуются Instagram (с 2012 года Instagram принадлежит Facebook Inc.), особенно девушек. Они сравнивают себя с идеальными фотографиями в соцсети, в результате чего у них развиваются психологические проблемы — от непринятия своего тела до депрессии. Согласно The Wall Street Journal, у 13% британских и 6% американских подростков с суицидальными наклонностями желание покончить с собой появилось именно из-за Instagram.
Как нарисовать китайскую розу
Лавовая лампа
Волшебные звуки ноктюрна
Браво, Феликс!
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды