Исследовательский проект в ДОУ.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skorogovorki.docx | 482.33 КБ |
Районная конференция исследовательских работ и творческих проектов
«Я –исследователь»
Номинация «Ученые будущего»
«Скороговорки»
проект
Автор: Федоркова Полина Алексеевна,
воспитанница подготовительной группы
«Теремок»
МБДОУ «Детский сад «Улыбка»
Руководитель: учитель-логопед Пластова Т.И.
Мезень, 2021 г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………. 3
1.1. История появления скороговорок ……………………………………….4
1.2. Для чего нужны скороговорки ?………………………………………….5
1.3 Правила разучивания скороговорок……………………………………...5
2. Практическая часть……………………………………………………….. 7
Итоги работы……………………………………………………………….. 10
Список литературы………………………………………………………… 11
Пояснительная записка
Актуальность темы: Когда я была в старшей группе, я не выговаривала звук «Р». С логопедом выполняла дыхательную гимнастику, делала упражнения для языка, проговаривала разные слова и предложения. А ещё мне было предложено заучивать скороговорки.
Мне стало интересно, что такое скороговорка и какую пользу они принесут мне в правильном произнесении звука «Р»?
Цель: выяснить пользу разучивания скороговорок для развития речи.
Задачи:
Конечный продукт: книга со скороговорками на звук «Р».
Продолжительность : 3 месяца
Этапы реализации проекта:
1 этап- подготовительный
Задачи:
-определить тему проекта;
-определить цели и задачи проекта;
2 этап –информационный
Задачи:
-собрать и обработать необходимую информацию по теме проекта;
3 этап- практический
Задачи:
-провести эксперимент;
-нарисовать иллюстрации к книге.
4 этап- заключительный
Задачи:
-провести защиту своего проекта;
-принять участие в обсуждении проекта.
1. Основная часть
1.1. История появления скороговорок.
Что такое скороговорка? В словаре Ожегова С.И. я нашла определение, что скороговорка- это искусственно, ради забавы придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.
Скороговорка – жанр устного народного творчества. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину, но точное время появления не указано ни в одном источнике. Иногда их в народе называли чистоговорки или языковёртки. И, действительно, некоторые скороговорки выговорить очень трудно, а уж произнести быстро несколько раз – «язык сломать» можно. Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что значительно труднее.
Исследователи фольклора считают, что изначально скороговорки были придуманы исключительно для развлечения. При отсутствии телевизора и других современных «благ цивилизации» люди собирались на различные забавы, танцевали, пели, проговаривали скороговорки – в общем веселились. Поэтому скороговорки относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Первое собрание скороговорок впервые опубликовал Владимир Иванович Даль в 1862 году. Владимир Даль называл скороговорки чистобайками.
Скороговорки, которые он собрал разные: они бывают короткие и длинные, некоторые произносятся как стихи, их легче заучивать. В некоторых скороговорках повторяется один звук, а в некоторых – несколько.
Короткие скороговорки: У ёлки иголки колки.
Длинные: Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Скороговорки, похожие на стихи: Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, И матросы три недели карамель на мели ели.
Скороговорки с повторяющимся одним звуком: Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
С разными звуками: Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
1.2. Для чего нужны скороговорки?
Скороговорки - своеобразный тренажёр, они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.
Скороговорки — это эффективный способ для развития: артикуляции и дикции. Скороговорки помогут избавиться от разных дефектов речи. Скороговорки сделают речь: выразительной, разборчивой, внятной.
В процессе разучивания скороговорки, можно научиться подходить осмысленно к тому, что он произносит. Мы начинаем слушать каждое сказанное слово, понять связь между словами.
Скороговорки считаются эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным, а речь чёткой и понятной.
Также скороговорки помимо речи позволяют развивать логику и воображение, улучшить память и внимание.
Скороговорки очень веселые по содержанию, поэтому очень часто при заучивании мы смеемся и у нас хорошее настроение
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка. Любой человек, который желает красиво говорить, может обратиться к древней «скороговорной» науке.
1.3. Правила разучивания скороговорок.
Специалисты советуют перед чтением скороговорок разогреть мышцы неба. Для этого нужно в ровном темпе произнести три раза согласные "Г" и "К". Затем с полуоткрытым ртом также три раза произнести гласные "О", "А" и "Э". После этого расслабляем мышцы и представляем, что полощем рот.
Работать со скороговоркой нужно пошагово:
1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Нужно обратить внимание на произношение всех звуков.
2. После того, как этот этап успешно пройден: вы выучили текст и произносите правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
3. Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом.
4. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки.
При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук.
На каждое слово или слог можно:
-сжимать пальцы в кулачки;
-загибать поочередно пальцы;
-нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам;
-стучать ладонью по столу;
-подбрасывать мяч и ловить его двумя руками;
- перебрасывать мячик из одной руки в другую;
-перебрасывать мяч друг другу;
-прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки;
-имитировать «ввинчивание» лампочки.
В случае затруднения нужно разделить скороговорку на несколько частей и учить каждую из них по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово (например: рододендроны).
Учиться выговаривать скороговорки надо по одной, пока не научитесь произносить одну, не начинайте изучать другую.
2. Практическая часть
Посещение детской библиотеки.
Мы сходили в детскую библиотеку, для того чтобы найти необходимую литературу со скороговорками и выбрать их для разучивания. Книг оказалось мало, но все они были с красивыми и яркими картинками.
Эксперимент
Выяснив, что такое скороговорки и какие существуют способы их разучивания, я решила попробовать выучить скороговорки, для закрепления правильного произношения звука «Р».
1. Заучивание 10 скороговорок: 5 с опорой на картинку и 5 без картинки.
Скороговорки без картинок: | Скороговорки с опорой на картинку: |
Дрозд, дрозд, Прост, прост. Кованый нос, Железный хвост. | Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет. |
Шел Егор через двор, Нёс топор чинить забор. | |
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. | |
Хороши в дорожку пирожки с горошком. | В реке большая драка Поссорились два рака. |
Шустрая норка юркнула в норку. |
Вывод: Легче выучить скороговорку с опорой на картинку. Я запомнила 7 из 10 и научилась их отчетливо проговаривать.
2. Выучить длинные скороговорки в стихотворной форме.
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку – цап! | |
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота. | |
Вёз корабль карамель, |
Вывод: скороговорка в стихотворной форме учатся легко, я запомнила все.
3. Проговаривание скороговорки + выполнять дополнительные движения
-загибать поочередно пальцы |
-перекладывание мячика из рук в руки |
-стучать ладонью по столу |
Вывод: без дополнительных предметов в руках я смогла выучить скороговорку. Трудно было с мячиком- проговаривать скороговорку и следить, чтоб мяч не выпал из рук.
Итоги работы:
В ходе проекта я узнала, что скороговорки появились на Руси очень давно. Существует целая методика чтобы их выучить, этот процесс увлекательный и интересный.
Скороговорки помогают четко и правильно произносить звуки речи, тренируют память, развивают речь, она становится правильной , грамотной и выразительной. Также развивается внимание и фантазия.
Проведя несколько экспериментов, я разучила много скороговорок и научилась правильно выговаривать звук «Р». К этим скороговоркам я нарисовала иллюстрации и получилась целая книга.
Полученными знаниями о скороговорках я хочу поделиться с ребятами в подготовительной группе «Теремок».
Список литературы:
1. Куликовская Т. Л. 40 новых скороговорок. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
2. Куликовская Т. Л. Скороговорки и Чистоговорки. М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство «ГНОМ – ПРЕСС», 1997.
3. Куликовская Т. Л. Птичьи скороговорки. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
4. Лаптева Е. В. 600 упражнений для развития дикции – М.: АСТ: Астрель: профиздат, 2007.
5. Мазнин Н. А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой.- 22-е изд., стер.- М.: Рус. яз., 1990
7. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков». – Ярославль: Академия развития, 2006.
8. Шанина С. А., Серова Е. Д. 100 скороговорок для развития речи – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
Этот древний-древний-древний мир!
Дымковский петушок
Снежная книга
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Домик зимней ночью