Дорогие друзья! Если вас пригласили на русское чаепитие, будьте уверены: вас угостят не только двумя-тремя чашечками чая, но и вдоволь накормят.
Старинное выражение «откушать чаю» — не грамматическая ошибка, а прямой и точный оборот речи. В настоящее время в России также не принято пить пустой чай, к нему непременно подаётся множество угощений.
Вспомните себя: кто не выходил в магазин за «чем-нибудь к чаю», а возвращался с полным пакетом? [1].
Всему виной русское гостеприимство и хлебосольство, которые у нас в крови. Ну и, конечно, любовь к застольям.
Тема актуальна, потому что сегодня интерес к чаепитию не утрачен.
Интересно изучить быт своего народа. Узнать, что любили подавать к чаю наши бабушки и прабабушки? Чем отличается современный стол россиянина? Что сохранили мы и что передадим нашим детям? Поэтому интересно сравнить традиции русского чайного стола прошлого и нынешнего веков. Найти общее и различия русского чайного стола.
Вложение | Размер |
---|---|
russkoe_chaepitie._chto_podavali_i_podayut_k_chaynomu_stolu.docx | 840.09 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 53»
Исследовательская работа
Индивидуальный проект
ТЕМА:«Русское чаепитие. Что подавали и подают к чайному столу».
Выполнил: обучающийся 10 «Б» класса М.С. Симонова | |
____________________ (подпись) | |
Руководитель, | |
учитель искусствоведения МАОУ СШ № 53 | |
О.А. Гольцева | ____________________ (подпись) |
Дата защиты ________________ Оценка _________________
Экспертная комиссия:
Председатель | ____________________________ (ФИО) | ____________________ (подпись) |
Членыкомиссии: | ____________________________ (ФИО) | ____________________ (подпись) |
____________________________ (ФИО) | ____________________ (подпись) |
Красноярск, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация………………………………………………………………………….......3 Введение…………………………………………………………………………….......4 | |||||
Глава I. Теоретическая часть….……………………………………………………..5 | |||||
| |||||
| |||||
Глава II. Практическая часть …………………...…………………………………16 | |||||
2.1.Изучение и сравнение чайных предпочтений……………………………….16 | |||||
2.2.Сравнение чайных традиций…………………………………………………..19 | |||||
Заключение …………………………………………………………………………...20 | |||||
Список использованной литературы …………………………….. | |||||
Приложения …………………………………………………………… |
АННОТАЦИЯ
Дорогие друзья! Если вас пригласили на русское чаепитие, будьте уверены: вас угостят не только двумя-тремя чашечками чая, но и вдоволь накормят.
Старинное выражение «откушать чаю» — не грамматическая ошибка, а прямой и точный оборот речи. В настоящее время в России также не принято пить пустой чай, к нему непременно подаётся множество угощений.
Вспомните себя: кто не выходил в магазин за «чем-нибудь к чаю», а возвращался с полным пакетом? [1].
Всему виной русское гостеприимство и хлебосольство, которые у нас в крови. Ну и, конечно, любовь к застольям.
Тема актуальна, потому что сегодня интерес к чаепитию не утрачен.
Интересно изучить быт своего народа. Узнать, что любили подавать к чаю наши бабушки и прабабушки? Чем отличается современный стол россиянина? Что сохранили мы и что передадим нашим детям? Поэтому интересно сравнить традиции русского чайного стола прошлого и нынешнего веков. Найти общее и различия русского чайного стола.
ВВЕДЕНИЕ
В доме пахнет пирогами,
Блеск хрустальный и цветы…
Ах, садись скорее с нами,
Будешь гостем знатным ты!
Каждый день и вечер не проходит без чашечки горячего чая и любимых сладостей. Когда мы приходим в гости, нас всегда приглашают за стол и угощают. Ведь это традиция. Чтобы поднять себе настроение и отвлечься от всей суматохи, мы выпьем ароматный чай вприкуску с пряниками, бубликами, конфетами, всего не перечесть. Кто-то обожает сладости, кто-то бутерброды, а некоторые, вовсе пьют пустой чай.
С годами предпочтения людей меняются. Кто-то в детстве любил мармелад, а сейчас предпочитает шоколад. Иногда, я задумываюсь, а чем обычно в России угощали гостей и домочадцев, приглашая их к чаю за стол? А почему бы не сравнить угощения к чаю прошлого, конца XIXи полностью XXвека, а также нынешнего,XXI века? Интересно узнать традиции прошлого и настоящего. Что подавали к чаю тогда и сейчас?
В своей работе я хотела бы разобраться, что подавали к столу в прошлом веке, и что подают сейчас. Узнать, о традициях русского чаепития. Ведь, в России любят пить чай. Какие традиции продолжают жить в нашей стране,вXXIвеке?
В связи с этим, я выбрала тему своей исследовательской работы «Русское чаепитие. Что подвали и подают к чайному столу».
Объект исследования:угощения русского чайного стола.
Предмет исследования:чайная церемония.
В основу исследования положена гипотеза:история любви русского человека к чаепитию способствовало появлению особенных, отличительных черт чайной церемонии. Несмотря на исторические события в нашей стране, за последние сто лет, чайные традиции продолжают жить и развиваться.
Цельработы:на основе работы с литературой и исследований выяснить, особенности исторических и культурных изменений.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) изучить литературу по данной проблеме;
2) изучить чайные традиции РоссиивXIX-XX и в XXI веках;
3) сравнить чайные традиции разных эпох;
4) проанализировать результаты исследований и сделать выводы.
Методы исследования: метод лингвистического описания, позволяющий изучить теоретический материал; метод статистического подсчета; метод сравнения и анализа.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Откуда пришёл к нам чай?
Прежде, чем приступить к раскрытию темы, мы посчитали необходимым рассказать о чаепитии и о самом чае.
Откуда пришел к нам чай? На этот вопрос ответить не так-то просто.
В 1638 году чай появился при русском царском дворе. Посол русского царя Михаила Федоровича Романова, боярский сын Василий Старков, посетил с дарами – русскими соболями - ставку одного западно-монгольского хана, а в ответ получил четыре пуда «китайской» травы. Азиатский напиток очень понравился и нашему царю, и его боярам. Уже в середине XVII века с Китаем был заключен договор о регулярных поставках чая в Москву. Цена на экзотический напиток была огромная – чай стоил в 11 раз дороже чёрной икры, но сторонников чая становилось всё больше и больше, сушёная «китайская трава» распродавалась очень быстро. И к середине XVIII века в России пили чая больше, чем в Европе![1]
Русские люди не только быстро оценили новый напиток, но и стали его знатоками. Европейские путешественники отмечали, что в России пьют очень хороший чай. И это было правдой, ведь чайный лист в те времена привозили в страны Европы морем, а его качество существенно ухудшалось от такой транспортировки. [3] А из всех европейских стран лишь Россия имела возможность ввозить чай по суше. Уже в те годы российские чайные гурманы превыше всего ценили сорт пекое, обладающий особенно тонким вкусом и изысканным ароматом – чай, приготовленный из верхушечной почки чайного куста. [2] В начале XIX века в Москве особенно модным был редкий и дорогой белый чай «Серебряные иголки», а Санкт-Петербург отдавал предпочтение знаменитому китайскому чаю с жасмином.
К тому же, русские ценители чая смело экспериментировали со способами заварки любимого напитка и добавками к нему. Известный русский писатель И.А. Гончаров однажды заметил, что пить русский чай означает пить чай заваренный, а англичане «варят его по своему обыкновению, как капусту»! Между прочим, сегодня столь распространенный обычай класть в чай ломтик лимона подарила миру Россия. [1]
Считается, что чай в пакетиках изобрел американский бакалейщик Томас Салливан в 1904 году. Но еще в середине XIX века в России опускали в самовар «чай, завязанный в чистенькую кисейку, с прикрепленной к ней тоненькой тесемочкой». Такой способ заварки чая для семейного чаепития был описан в знаменитой кулинарной книге Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам», впервые вышедшей в России еще в 1861 году.[2]
Стоит отметить, что появление чая в нашей стране способствовало развитию в России производства и его атрибутов. Без сомнения, уникальным «партнером» чая на Руси является самовар, ставший со временем, а может, и на все времена, одним из самых узнаваемых в мире символов нашего государства.
Следом за самоваром, чай дал быстрый толчок в развитии русского фарфора. Елизавета Петровна приказала основать Императорский фарфоровый завод, а Екатерина II повелела изготавливать такие чайные сервизы, «чтобы по качеству не уступали ни восточным, ни европейским»! [1] Очень скоро уникальные фамильные чайные сервизы русской знати стали сначала неотъемлемой частью сервировки стола, а затем и частью фамильных состояний и отечественной истории. Фарфоровый чайный сервиз был мечтой и предметом гордости любой русской хозяйки.
Конечно, под чаем в те времена подразумевали исключительно китайские сорта чайного листа, индийский чай придет в Россию значительно позже.
Справедливости ради надо отметить, что сельское население всё же отдавало предпочтение напиткам, привычным со времен предков. [7] Поэтому в селах пили сбитень – напиток, приготавливаемый из высушенных листиков иван-чая; фруктовые чаи, которые заваривали из смеси измельченных фруктов и душистых трав; и даже чаи из листьев и коры некоторых деревьев.
Сбитень пьют, также как и чай. Но он уже сладкий, поэтому лучше всего подойдут несладкие хлебобулочные изделия: баранки, сушки, крендели, бублики, калачи. Конечно, любители сладкого могут взять и пряники.
Сбитень был воистину народным напитком. [2] Его пили в основном простые люди, хотя историки нашли упоминание о том, что сбитнем бойко торговали во время антрактов в театрах, в том числе и тех, которые посещали представители так называемого высшего света. Считалось, что все же более патриархальная Москва употребляла сбитень гораздо чаще, чем европеизированный чиновничий Петербург.
Сбитень продавался чаще всего на улицах, на рыночных площадях - словом,там, где собирался народ, и где прохожим хотелось выпить чего-нибудь горяченького и вкусного.
Всего каких-нибудь 150 лет назад, с широким распространением по России самоваров, процесс «пития чая» в нашей стране стал значимым ритуалом до настоящего времени.
1.2. Русские традиции чаепития
Первые традиции и ритуалы, связанные с употреблением чая, были сформированы в России на рубеже XVIII—XIX веков двумя богатейшими сословиями тогдашнего русского общества: дворянами-аристократами и купечеством. В дворянской среде была позаимствована, с некоторыми изменениями, британская чайная традиция: чай пили за безукоризненно накрытым столом, из фарфорового сервиза, часто с молоком. Чай подавался в сухом виде, в специальной чайнице, и заваривался непосредственно за столом. [10]
Основным содержанием встречи за чаем было общение, сам чай, по сути, играл вспомогательную роль. Именно в дворянской среде первоначально появился обычаймужчинам пить чай из стаканов резного стекла в подстаканниках, обычно серебряных; с распространением фарфора эта манера забылась, но впоследствии возродилась в трактирном чаепитии простонародья. Тогда же начали пить чай, смешивая его со спиртным, главным образом — с ромом. Ром, как и чай, импортировался, стоил немалых денег и был доступен немногим.
Владимир Первунинский«Чаепитие в сиреневом саду»
Борис Кустодиев«Купчиха за чаем».
Купеческий чайный стол — это то, что в первую очередь представляется, когда заходит речь о питье чая «по-русски»: самовар, варенье, мёд, разнообразная выпечка, от сушек и бубликов до пирогов с мясом, питьё чая из блюдца. Купеческое чаепитие было длительным, в ходе его выпивалось до нескольких десятков чашек чая. [2] Многократное заваривание чая и манипуляции с несколькими чайниками в ходе такого чаепития были неудобны, поэтому заварочный чайник обычно использовался один, чай заваривался в нём очень крепко и разводился непосредственно в чашке кипятком из самовара. Таким образом, ещё в начале XIX века сформировалась традиция двух чайниковой заварки, которая сохраняется в России и по нынешний день.
Влияние на чайные традиции оказал и «чайный общепит» царской России, развившийся в конце XIX — в начале XX века. В трактирах чай подавали «па́рами», то есть в двух чайниках: большой, с кипятком, и устанавливающийся на него сверху в специальное углубление маленький заварочный чайник, с заваркой (получался своего рода «самовар в миниатюре»). [1] Клиент сам наливал себе в чашку заварку и разводил её кипятком до нужной крепости.
В трактирах возродилась традиция питья чая из стаканов, которые были дешевле и долговечнее фарфоровых чашек и допускали, к тому же, двойное использование, так как в них можно было подавать и спиртное. В буфетах и дешёвых закусочных чай подавался прямо в стакане, который посетители обычно требовали наливать как можно полнее. По одной из версий, именно отсюда пошла манера наливать гостю чай «всклень».
Впрочем, проводниками чайной культуры в дореволюционной России были не трактиры, а чайные. Отдельный жанр общепита, практически национальный проект, направленный на борьбу с пьянством. [1] Первая чайная открылась в Петербурге 28 августа 1882 года при личном одобрении царя Александра II, позже большинство чайных заведений работало под патронажем обществ трезвости и тому подобных душеспасительных организаций. И отношение к ним властей было особенным: минимальная арендная плата, низкий налог и особый режим работы. Чайные могли открываться в 5 часов утра, когда трактиры были еще закрыты. Этой возможностью пользовались крестьяне, приезжавшие на ярмарки и базары, извозчики в ожидании пассажиров. Простой люд мог не только чаи гонять, но и культурно проводить досуг: в чайных на столиках были разложены подшивки газет, тут играли в бильярд и шашки, слушали граммофон. [9] А вот со спиртным было строго: хотя на чаепитиях в частных домах часто делались «паузы» для ликеров и лафетов, в общественных чайных торговать горячительными напитками было запрещено.
Русская чайная в дореволюционные времена была примерно тем же, что и восточная чайхана: в ней пили чай, заедая различными закусками, беседовали, проводили деловые встречи. В больших чайных было два отдельных зала: чайный, где, собственно, пили чай, и «деловой», где писцы и стряпчие (юристы невысокого ранга) подрабатывали, составляя за небольшую плату документы, письма, прошения, давая консультации. Столы в чайном зале были только общие, длинные, большие самовары выставляли прямо на столы. [5] Чай подавался клиентам в виде заварки, которую каждый по вкусу разводил кипятком из самовара.
Николай Богданов-Бельский «Новые хозяева. Чаепитие».
Попытки следовать дворянским и купеческим примерам при меньших финансовых возможностях создали во второй половине XIX века мещанскую традицию чаепития. Городские обыватели, подражая дворянам, собирались за чаем для беседы, при этом делалась попытка насколько возможно приблизиться к купечеству по богатству стола. Поскольку чай был довольно дорог, пили его жидким. [1] В популярной кулинарной книге конца XIX векарекомендуется на четырёх человек класть в чайник для заварки всего одну чайную ложку сухого чая, заваривать его четверть часа и разлить по чашкам, разбавив кипятком, то есть норма заварки предлагается вчетверо меньше типичной современной. Как и у более богатых сословий, к чаю обязательно подавались закуски, но были они дешевле и проще. [3]
Помимо разговоров, питьё чая могло сопровождаться «культурной программой» в виде исполнения песен под гитару. Считается, что появлением такого музыкального направления, как русский городской романс, русская культура обязана именно чайным посиделкам мещан.
Как только чай прочно вошёл в жизнь высших слоев общества, начали формироваться традиции чаепития на Руси в больших семьях. Было принято пить чай из блюдечек, считалось, что так он быстрее остывает. Гостей стали приглашать на чашечку чая. Конечно, чашечкой никто не обходился. На стол ставили начищенный до блеска самовар, выставляли лакомства, и за душевной беседой чаепитие на Руси продолжалось несколько часов. [6]
Чай в доме разливала хозяйка, в экстренном случае руководить чайным столом в семье доверялось старшей из дочерей. По неписаному правилу русской чайной церемонии чай должен разливать всегда один и тот же человек, владеющий всеми тонкостями этого процесса. За столом было самое почетное место — под образами, туда садились хозяева или оно отводилось самым дорогим гостям. Чашки чая гостям передавались со словами «На здоровье», в ответ получали «Благодарю». [4] Дети были полноправными членами чайной церемонии, только они должны были соблюдать правила: не толкаться, не болтать, не перебивать старших. Они должны были учиться вести себя степенно. За чайным столом также взрослые соблюдали правила: не разрешалось курить, петь, было не принято громко смеяться, разговаривать, спорить. Тяжелые темы за столом не поднимались. Все было чинно и спокойно. Можно было тихо общаться, читать, разгадывать шарады.
1.3. Как пили чай известные русские люди
Поговаривают, что известный писатель Федор Михайлович Достоевский был большим любителем чая. Утро он начинал с чашечки ароматного хорошего чая (дешевизну он не воспринимал), пролистывая утренние газеты. Если позволяли финансы, он заходил в лучшую кондитерскую Петербурга и покупал к чаю коробку дорогих конфет. За вечерним чаем, который было принято пить в девять часов вечера, собиралась вся семья.
Поскольку в семье вождя пролетариата Владимира Ильича Ленина (Ульянова) были интеллигенты, он с детства любил чай. Пил он его достаточно крепким, без сладостей, так он заряжал его бодростью и прояснял мысли. Говорят, что он очень страдал без чая, когда был в Финляндии.
Иосиф Виссарионович Сталин отдавал предпочтение чаю с лимоном. Он ценил полезные свойства цитрусового плода, выжимал его в напиток. Также Сталин любит чай с вареньем из земляники и малины. Такой напиток он обычно пил по ночам, самостоятельно заварив. Иногда мог добавить в чай несколько ложек коньяка. [8]
1.4. Элементы русского чаепития
Есть несколько элементов, без которых трудно представить себе чаепитие вРоссии:
1.Одна из важнейших особенностей русского ритуала чаепития – богато убранный стол с его главным «распорядителем» - сверкающим пузатым самоваром. [1] Самовар ставился непосредственно на чайный стол или на специальный небольшой столик, приставленный в торце стола. «Кормили» самовар еловыми шишками, которые прекрасно сохраняли жар. Смолянистый, чуть горьковатый аромат елового дыма обладает расслабляющим и успокаивающим свойствами. [2] Самовары ценились не только за внешний вид, но и за свою «музыкальность». Перед закипанием самовар начинал петь, знаменитые мастера умели придавать своим самоварам неповторимые голоса. Уникальный голос самовара и его песня придавали особый уют и спокойствие чайному столу. Когда-то его раздували при помощи сапога, потом он стал электрическим, но так и остался самым важным элементом чайного застолья.
2. Неотъемлемый атрибут сервировки русского чайного стола - изящная льняная скатерть, причем обязательно накрахмаленная!Необычная и яркая, она должна быть выполнена в едином стиле с чайным сервизом. Такие изделия изготавливаются изо льна с особой пропиткой. Они не дают усадки, отлично держат форму, быстро отстирываются и отглаживаются.
3. Полотенце. Горячащий чай, особенно с добавкой малинового листа и сухих ягод, породил полностью позабытую сейчас русскую традицию, - "чай с полотенцем". Без шуток, основательно "раздобреть" от чая и сидеть, утираясь от пота, считалось верхом блаженства.
Радушные хозяева заранее, предвкушая долгое самоварное чаепитие, накидывали "дорогим гостям" на шею белоснежный рушник-"утиральце". Это было знаком особого расположения, того, что вас ни за что на свете скоро не отпустят, пару-другую ведёрных самоваров за душевной беседой придётся испить! [3]
4.Замечательный и тоже очень колоритный атрибут русского чаепития - специальные грелки, которыми накрывали заварочный чайник. Чайные грелки шили из плотного материала, придавая им форму больших петушков, сказочных птиц или кукол-матрешек. Многие из таких грелок являются настоящими шедеврами русского народного декоративного искусства. Заварочный чайник с куклой-грелкой.Такое название приобрела специально изготовленная грелка в виде красивой женщины в яркой одежде. [9] В некоторых местах России вместо женщины красовались сказочные персонажи. Грелкой укрывали верхнюю часть самовара, ожидая приготовления чая. Чайные листья насыпали в маленький заварочный чайник, а сверху надевали тряпичную куклу, которая исполняла роль грелки для распаривания чая. Данный метод на Востоке сочли бы кощунственным, но на Руси предпочитали такой вариант. Полученную заварку разливали по чашкам и разбавляли кипятком. Каждый мог выбрать крепость напитка.
5.Посуда. На стол ставились: чайник с ситечком, сахарница со щипчиками, ложечки, блюдца, стаканы в подстаканниках для мужчин и изящные китайские чашечки – для женщин. В зажиточных домах использовалась фарфоровая посуда для чаепитий.Мода на чайные сервизы зародилась еще в XIX веке, являясь предметом гордости уважающей себя хозяйки. В домах бедняков пили из того, что было в доме. [2]
Одним из важнейших символов русского чаепития считалось блюдце. Если чашку ставили на блюдце, то это было знаком, что чая больше не нужно. Из него попивали чай, как бы прихлебывая, купцы помещики и крестьяне. В высшем обществе это считалось проявлением вульгарности.
В советские годы чай стали пить из стаканов. Впервые появились в трактирах. Популярность свою получили благодаря дешевизне и практичности, т.к. обычные кружки часто бились и были дороже.Подстаканники изготавливали из медно-никелевого сплава для обычного люда и из серебра для людей побогаче. [10] Он позволял не обжечь руки, наслаждаясь горячим напитком из стакана. Особое распространение подстаканники получили на российской железной дороге. До сих пор чай в поездах подается в таких стаканах.
6.К чаю полагались чайные угощения – в очень большом ассортименте. Обязательно подается сахар в вазочке, чтобы каждый мог положить в чашку столько, сколько нужно, используя при этом свою чайную ложечку. Хотя раньше сахар был только кусковым, специальными щипчиками его кололи на маленькие кусочки, каждый брал такой кусочек, обмакивал в чай и ел, запивая чаем. Такая церемония называлась «пить чай вприкуску». В особо бедных семьях чай пили «вприглядку», только посматривая на вазочку с сахаром, поскольку он был доступен только по праздникам и горячие сливки или молоко с пенками, предварительно около часа томленные в керамическом горшочке в печке. [4]
А кроме обязательных сахара, молока и сливок, что подавалось к столу — это были сливочное масло, несколько сортов варенья, мед и множество выпечки: сухарики, калачи, баранки, печенье, бисквиты, пряники, пирожки и булочки всех мастей. Кстати, варенье к чаю тоже обязательно должно было отвечать определенным требованиям: ягоды в нем должны были быть только целыми, а сироп – густым и тягучим.
Чаю заваривалось так много, чтобы хватило на долгую неторопливую беседу всех участвующих в чаепитии, а выпивали за раз по шесть-семь чашек чая, а то и больше.
Настоящий чай в те времена был дорогим деликатесом, поэтому особенно важно было не только уметь вкусно заварить чай, но еще и уметь «не спить чай», то есть разлить его так, чтобы каждый из участников чаепития получил чай одинаковой крепости, а хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки.
1.5. Угощения к чаю
Русский народ зарекомендовал себя как один из самых щедрых и гостеприимных. К гостям относились с особым уважением и предлагали на своем столе лучшие блюда. Обычай пить чай «вприкуску» с чем-либо пришел из Сибири. Баранки и бублики были лакомством во время чаепития. Аккуратно выполненные, аппетитные баранки украшали ярмарки, являясь простым и доступным угощением. [6]
Угощение было простым: к чаю подавали молоко, лимон, ржаной и пшеничный хлеб, бублики, баранки, масло и сахар (колотый). Постепенно ассортимент блюд расширялся: стали готовить яичницы, солянки и прочие горячие блюда. [6] Это вызвало массу протестов со стороны хозяев трактиров, кухмистерских и других заведений, упрекавших власть в предоставлении чайных льгот. Впрочем, безрезультатных: до революции чайные заведения оставались под отеческой опекой государства.
Изначально курник был обрядовым свадебным пирогом. Но со временем технология его выпечки стала проще (вместо 12 ритуальных прослоек можно было использовать 4–5), и курник вошел в меню чайных и трактиров. Этот пирог всегда несладкий, многоэтажный, где разные этажи-начинки отделены друг от друга блинами. Чаще всего начиняется курник, как и следует из названия, курицей, рисом и грибами. По сути, получается целый обед из трех-четырех блюд, заключенный под шапочку из теста.[3]
Виды блюд: | Примеры: |
Сытные | Различная выпечка: пироги, блины, оладьи. |
Лёгкие | Бутерброды, фрукты. |
Сладости | Мёд, сгущёнка, торт, сладкий пирог, конфеты, печенье, кексы, варенье. |
1.6. Праздники и угощения
Особенности подачи угощений на чаепитие:
Праздничный стол. Неизменными всегда остаются два этапа русского застолья: основные блюда с алкогольными напитками и чай с десертами. Во время смены стола гости, разомлевшие от обильной трапезы, выходят перекурить и попудрить носик, и настраиваются на неспешное чаепитие и откровенные беседы. Крепкий чай способствует пищеварению и бодрит. Такое продолжение застолья спасает от последствий переедания и чрезмерного опь-янения. Сервировка стола и способ заваривания чая зависят от хозяйки. [5] Выставляютсякон-феты, мед, сахар, варенье, лимон ломтиками, выпечка или торт, молоко/сливки в молочнике. Специальный «сладкий стол». Так принято называть экономную разновидность застолья, урезанную до чаепития. Ее используют по разным причинам: устроители хотят без этикетных формальностей по-быстрому отметить какое-то событие, мало времени для об-щения, обстоятельства не позволяют накрыть полноценный стол и так далее. Часто в таких случаях берут пакетированный чай и минимальный набор сладостей в одноразовой посуде или собирают стол вскладчину. [2]
По-домашнему. Россияне пьют чай несколько раз в день, дома и на работе: в качестве «третьего» после основного приема пищи или отдельно, с десертом или без него. Обычно и дома, и в офисе у каждого есть своя любимая чашка. Часто пьют его перед телевизором. Любители добавляют к чайной заварке ароматные травы или пряности. Если чай готовится на всю семью, его настаивают в заварнике и разводят кипятком в чашках. В заварной чайник. 1-2 раза доливают кипяток по мере опустошения.
Нежданные гости. Угощение чаем — обычный знак гостеприимства, даже если человек зашел не в гости, а с какой-то целью. Особенно в холода святое дело предложить чашку чая продрогшему визитеру. Никаких устоявшихся правил здесь нет. При желании, хозяин может составить гостю компанию или предложить что-то из сладостей, но может этого и не делать. Данной традиции придерживаются и в офисах, в зависимости от того, сколько времени посетитель там проводит.[10]
Угощения к чаепитию на разные праздники были весьма богатые и насыщенные.
Русское рождественское чаепитие имело свои особенности сервировки стола и подачи сопутствующих блюд.
Первый этап рождественского чаепития проходил в Сочельник, т.е. во время действия Рождественского поста, поэтому чайный ритуал имел вариации. Державшие строгий пост, пили чай и вовсе без заварки. Чаем назывался простой кипяток вприкуску с мелкими ржаными сухариками. Постившиеся менее строго собирались вокруг семейного пузатого самовара пить чай с баранками, постными лепешками и медом.[4]
Сервировали стол для этого этапа чайной церемонии в семьях небогатых - чаще всего гранеными стаканами, в более зажиточных - отдельным, «постным» чайным сервизом.
И вот, наконец, ожидание Рождества после первой Литургии сменялось разговеньем. На дворе - полночь, щедрый мясной праздничный обед ждет семью днем, а пока – только чай, но уже праздничный! Наступал черед второго этапа рождественского чаепития. А поэтому хозяйки в каждом доме радостно и быстро меняли на столе посуду, чашки заменяли стаканы – у одних, праздничный сервиз сменял «постный» - у других. Угощение на столе тоже волшебно преображалось тут тебе уже сахар и сливки, сдобные калачи и сайки, ситный хлебушек. Много не ели, чтобы успеть хорошо отдохнуть перед большим праздником.
В самый день Рождества – в каждом русском доме был накрыт обильный стол с многочисленными мясными блюдами и закусками, обилием выпечки и сладостей. И, конечно же, богатым и сладким чаепитием в завершении застолья![8]
Приход весны Масленицу также встречают с чаем. Всю неделю готовят разную выпечку.
Традиционные масленичные пироги имели широкий ассортимент начинки: медово-ореховая смесь, соленые грибы, визига (нить, извлеченная из позвоночника осетра), макароны из творога без сахара и ягоды.
На столе также должны были быть сметана, творог, яйца и сыр.
Они просто были идеальным компонентом для ватрушек и сырников.
Ватрушка — это выпечка с кварковой начинкой, запеченная в духовке или печке.
Сырник — это разновидность чизкейка, приготовленного из муки, творога, яиц и сахара, которые обжаривают на сковороде.
С древнейших языческих времен еще одной кулинарной традицией и символом приближающейся весны были вкусные булочки, приготовленные из дрожжевого теста в виде птиц, "жаворонков", которые являются вестниками конца зимы.
На пасху очень богатый праздничный стол. [10] После ночного крестного хода и пасхальной заутрени народ в храме не задерживался, торопился к празднично накрытому столу. Бытовало поверье: тому, кто скорее отведает освященного кулича да крашеного яйца, будет сопутствовать удача и отменное здоровье. Глава семейства собственноручно чистил красное пасхальное яичко, которое, как и кулич, делил на всех домочадцев. Угощение каждому подносил со словами: «Дай, Господь, и на следующий год дожить до Пасхи, в мире, здравии и счастье!» Для тех членов семьи, кто за праздничным столом отсутствовал, находился вдали от родного дома, кусочек кулича и крашенку хозяйка заворачивала в чистое вышитое полотенце и клала под иконами.[9]
Основные блюда на Пасху:
Кулич – высокий пасхальный хлеб круглой формы, который готовится из дрожжевого теста. Традиция печь на Пасху куличи пришла к нам из Византии.
По преданию после того, как Христос воскрес, Он являлся апостолам во время их трапез. Тогда они стали оставлять свободным для своего Учителя центральное место, а в середину стола ставить предназначенный для Него хлеб. Со временем в день Воскресения Господня возникла традиция оставлять такой хлеб (по-гречески – «артос») в храме на специальном столе, таким образом вспоминая апостольскую трапезу со Христом.
Артос стоит перед открытыми Царскими вратами всю Светлую седмицу. А в субботу после специальной молитвы этот хлеб раздают верующим.
Постепенно в каждой семье на Пасху стали готовить свой артос, который из-за своей формы и получил название кулич.
Творожная пасха. Это пасхальное угощение традиционно подают в форме усеченной пирамиды. Творожная пасха является символом Гроба Господня – места, в котором произошло величайшее событие в истории человечества – Воскресение Иисуса Христа. Блюдо принято украшать буквами «ХВ», обозначающими торжественное пасхальное приветствие – «Христос Воскресе!». Нередко на пасхе также выкладывают крест, копье, цветы в память о страданиях Христа и Его Воскресении.
Интересно, что не во всех регионах творожная пасха является неотъемлемой частью праздничного стола. Например, на юге России и на Украине сложилась своя необычная традиция – пасхой местные жители называют привычный для нас кулич, а само творожное блюдо зачастую им и вовсе незнакомо.
Красное яйцо – один из самых главных символов праздника Пасхи. Сегодня яйца окрашивают в самые разные цвета, но основным, конечно, является именно красный. Он символизирует кровь, которую пролил за наши грехи Христос. Само же яйцо является образом новой жизни и воскресения. [10]
Статистика утверждает, что сегодня на нашей планете каждую секунду люди выпивают около двух миллионов чашек чая. Чай пьют в современных мегаполисах и в маленьких селах, в жарких странах Африки и на полярных станциях. Чай пьют и в радости, и в печали; собираясь на работу и приходя с неё, в будни и в праздники. Так что можно смело утверждать, что триумфальное шествие чая по нашей планете продолжается.
Конечно, сегодня наши чайные традиции изменились, но неизменным на все времена может и должно остаться главное - тепло и уют родного дома, где можно собраться за столом всей семьёй, да еще и с друзьями, и напиться вдосталь крепкого ароматного чайку, хорошо бы еще и из начищенного до блеска прабабушкиного самовара!
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Изучение и сравнение предпочтений к чаю
В практической части мы решили провести опрос среди учащихся нашей школы. Были опрошены ученики 8 и 10 классов в количестве: 8 класс – 49 человек, 10 класс – 46 человек. Обработав вопросники, мы получили следующие результаты:
Были составлены диаграммы, на которых видны сходства и небольшие различия в предпочтении, что любят пить с чаем и что кладут в чай.
Опрос показал, что восьмиклассники и десятиклассники предпочитают к чаю шоколад. Второе почётное место занимает торт. Небольшое различие мы обнаружили в употреблении печенья и конфет. Старшеклассники больше любят печенье, чем конфеты, а ребята более младшего возраста, наоборот, отдают предпочтение конфетам.
Равные позиции занимают сахар и лимон. Это подтверждает продолжение русской традиции, класть в чайную чашку лимон, которая зародилась ещё в 19 веке. Сахар с середины 20 века стал более доступен, чем в 19 веке, поэтому этот продукт стал популярен.
Младшие ребята - сладкоежки, поэтому третье место между собой делят варенье и мёд. Старшеклассники, с удовольствием начинают добавлять в чай молоко.
Для исследовательской работы мы решили использовать опрос в интернете. Ссылка(https://forms.gle/mF4WkmzATT8CRZuRA). Она была размещена с 8 декабря по 18 декабря 2020 года. По результатам данного опроса сделана выборка и составлены таблицы. Изучив данные, мы обобщили материал и сделали следующие выводы:
Возраст и пол опрашиваемых.
Возраст | Пол | ||
до 20 до 30 | От 31 до 51 и старше | женский | мужской |
20 человек | 6 человек | 20 человек | 6 человек |
В основном приняли участие в опросе женщины. Это и понятно. Ведь женщины за чашкой чая проводят больше времени.
Кондитерские изделия к чаю.
Кондитерские изделия | Количество |
Шоколад | 19 человек |
Конфеты шоколадные | 13 человек |
Карамель | 1 человек |
Пастила | 1 человек |
Ничего | 1 человек |
На основании данной таблицы мы сделали вывод: из кондитерских изделий, большинство людей предпочитают шоколадс чаем, а меньшинство - едят карамель, пастилу.
Выпечка к чаю.
Выпечка | Количество |
Торт | 19 человек |
Домашняя выпечка | 15 человек |
Печенье | 11 человек |
Пирог | 10 человек |
Вафли | 6 человек |
Пряник | 4 человек |
По данной таблице становится ясно, что любителей тортов больше всего. Также любят печенье и то, что сделано своими руками.
Фрукты и сухофрукты.
Фрукты и сухофрукты. | Количество |
Орехи | 11 человек |
Цитрусовые | 9 человек |
Яблоки | 8 человек |
Бананы | 6 человек |
Сухофрукты | 6 человек |
Ягоды | 4 человек |
Виноград | 1человек |
Любители орехов занимают почётное первое место, а второе - делят по праву любители цитрусовых и яблок.
Что добавляют к чаю.
Добавление | Количество |
Сахар | 14 человек |
Лимон | 12 человек |
Молоко | 8 человек |
Мёд | 5 человек |
Ничего | 3 человека |
Сироп | 2 человека |
Большинство предпочитают чай с лимоном и сахаром и добавляют молоко.
Разобрав данную таблицу, мы пришли к выводу, что старшее поколение в своих предпочтениях не отличаются от юного поколения. Без исключения, большинство предпочитают с чашкой горячего чая есть шоколад и торт. Также в чай кладут сахар и лимон. Тем самым доказывая преемственность традиций русского чайного стола.
2.2. Сравнение чайных традиций
Изучая данную тему, мы решили собрать материал о кондитерской и хлебобулочной продукции, которая пользуется популярностью у современных покупателей. Для этого мы посетили торговые сети «Аллея» и «Красный яр». Был изучен ассортимент, предлагаемый к чайному столу потребителя.
Наименование продукции | «Аллея» | «Красный яр» | «Батон» |
печенье | 30 сортов | 24 сортов | 20 сортов |
торты | 15 сортов | 10 сортов | 7 сортов |
хлебобулочные изделия | 20 сортов | 17 сортов | 10 сортов |
шоколад | 38 сортов | 23 сорта | 11 сортов |
По данному эксперименту было выявлено, что больше всего в трёх торговых сетях имеет спрос к чайному столу печенье. На втором месте шоколад, затем хлебобулочные изделия, а на последнем месте торты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив данную тему, мы пришли к следующим выводам:
1. В результате изучения теоретических источников мы нашли объективные подтверждения и схематизировали знания о том, что тема чаепития и угощения актуальна и в наши дни. Несмотря на активный образ жизни и технический прогресс в нашей стране, интерес людей к чаепитию не иссякает.
2. Рассмотрели чайные традиции и угощения в России конца XIX - начала XXI века. Выявили различия и сходства. Убедились в том, что в наше время люди стали больше пользоваться готовой продукцией из супермаркетов и магазинов. Домашняя выпечка стала редкостью на нашем столе. Выяснили, что в 21 веке предпочтения чайного стола претерпели небольшие изменения.
3. С помощью опроса, проведённого среди учащихся нашей школы и интернет-ресурсов проанализировали и сделали вывод о том, что чайные традиции продолжают жить и развиваться. «Пустой чай» не приемлем для русского стола и в наши дни.
Гипотеза, сформулированная в начале работы в ходе исследования, была подтверждена. Действительно, история любви русского человека к чаепитию способствовало появлению особенных, отличительных черт чайной церемонии. Несмотря на исторические события в нашей стране, за последние сто лет, чайные традиции продолжают жить и развиваться.
Данная работа может быть полезна: преподавателям искусства, мировой художественной литературы, старшеклассникам и их родителям, которые увлекаются изучением истории и традиций нашей страны, хотят расширить свои познания в данной области.
Список используемых источников
Мальчик и колокольчики ландышей
Прекрасная арфа
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Три загадки Солнца
Заповеди детства и юности