Дорогие друзья! Вас приглашали когда-нибудь на чай? Если Вы молоды, то наверняка отрицательно покачаете головой. Вас звали на ужин, на обед, на коктейль, на кофе, но не на чашку чая. Хотя декоративное оформление современного кафе обязательно включает самовар и роскошные чайники, настоящего чая там нет, и не было. В лучшем случае Вам нальют кипяток из экспресса кофеварки и опустят туда бумажный пакетик с заваркой. А вот если Вы обратитесь к старшему поколению с вопросом о чае, это вызовет добрую улыбку и много приятных воспоминаний о чаепитиях с родителями и друзьями.
Было бы неправильно утверждать, о непопулярности чая. У нас «чайная страна» и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Сейчас интерес к чаепитию возрождается. Мир без общения обедняет людей, не часто мы собираемся дома за большим столом для обеда. Неумение общаться приводит не только к потере интереса друг к другу, но и к полному непомерному употреблению спиртного, которое иногда ложно принимают за фундамент встреч.
Но чаепитие нельзя понимать, как панацею от всех бед, так как это всего лишь тропинка к здоровому образу жизни. И здесь уместно вспомнить слова писателя-декабриста Н.А.Бестужева, который в рассказе «Шлиссельбургская станция» пишет:«Выдумка чая прекрасная вещь, во всяком случае; в семействе чай сближает родных и дает отдых от домашних забот; в тех обществах, где этикет еще не изгнал из гостиных самовары и не похитили у хозяйки право разливать чай, гости садятся теснее около чайного столика; нечто общее направляет умы к общей беседе…Старики оставляют подозрительный вид и делаются доверчивее к молодым; молодые становятся внимательнее к старикам».[1].
Во все времена люди любили и почитали чай. Когда-то его не просто пили, а уважительно «откушивали».
Тема актуальна, потому что сегодня интерес к чаепитию не утрачен.
О чае сложены стихи и поэмы, он был предметом особых церемоний.
Художники, изображая картины быта своего народа, тоже обращались к теме чаепития. Поэтому интересно сравнить полотна русских и английских авторов. Найти общее и различия в изображении чайной церемонии.
Вложение | Размер |
---|---|
chaynaya_tseremoniya_v_zhivopisi._issledovatelskaya_rabota._wecompress.com_.docx | 936.44 КБ |
XXXI районная научно-практическая конференция
«Молодые умы – науке Красноярья»
Чайная церемония в живописи
русских и английских художников XIX - начало XX веков.
Направление: мировая художественная культура.
Исследовательская работа.
Автор:
Хорева Дарья Артёмовна
ученица 7 «А» класса
проживающая по адресу
г. Красноярск,
ул. Волжская, д. 24, кв. 23
адрес школы
МБОУ "Средняя школа № 88"
г. Красноярск, 660013,
ул. Волжская, №31 «Г»,
телефон/факс (391)2 66-94-91,
E-mail: school882003@mail.ru
Руководитель:
Гольцева Ольга Андреевна
учитель музыки
МБОУ "Средняя школа № 88"
Красноярск 2018 год.
Оглавление
Аннотация………………………………………………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………………………………4
Глава I.Теоретическая часть
1.1.Откуда пришел к нам чай……………………………………………………..……........5
1.2. История распространения чая в России………………………………………………..6-7
1.4.Искусство английского чайного стола………………………………………………..11-13
Глава II. Практическая часть
2.1. Изучение и сравнение чайных традиций …………………………………………….14-16
2.2. Чайная церемония в творчестве русских художников………………………………16-25
2.3. Чайная церемония в творчестве английских художников…………………………..25-34
Заключение……………………………………………………………………………………..35
Используемая литература……………………………………………………………………..36
Аннотация
Дорогие друзья! Вас приглашали когда-нибудь на чай? Если Вы молоды, то наверняка отрицательно покачаете головой. Вас звали на ужин, на обед, на коктейль, на кофе, но не на чашку чая. Хотя декоративное оформление современного кафе обязательно включает самовар и роскошные чайники, настоящего чая там нет, и не было. В лучшем случае Вам нальют кипяток из экспресса кофеварки и опустят туда бумажный пакетик с заваркой. А вот если Вы обратитесь к старшему поколению с вопросом о чае, это вызовет добрую улыбку и много приятных воспоминаний о чаепитиях с родителями и друзьями.
Было бы неправильно утверждать, о непопулярности чая. У нас «чайная страна» и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Сейчас интерес к чаепитию возрождается. Мир без общения обедняет людей, не часто мы собираемся дома за большим столом для обеда. Неумение общаться приводит не только к потере интереса друг к другу, но и к полному непомерному употреблению спиртного, которое иногда ложно принимают за фундамент встреч.
Но чаепитие нельзя понимать, как панацею от всех бед, так как это всего лишь тропинка к здоровому образу жизни. И здесь уместно вспомнить слова писателя-декабриста Н.А.Бестужева, который в рассказе «Шлиссельбургская станция» пишет:«Выдумка чая прекрасная вещь, во всяком случае; в семействе чай сближает родных и дает отдых от домашних забот; в тех обществах, где этикет еще не изгнал из гостиных самовары и не похитили у хозяйки право разливать чай, гости садятся теснее около чайного столика; нечто общее направляет умы к общей беседе…Старики оставляют подозрительный вид и делаются доверчивее к молодым; молодые становятся внимательнее к старикам».[1].
Во все времена люди любили и почитали чай. Когда-то его не просто пили, а уважительно «откушивали».
Тема актуальна, потому что сегодня интерес к чаепитию не утрачен.
О чае сложены стихи и поэмы, он был предметом особых церемоний.
Художники, изображая картины быта своего народа, тоже обращались к теме чаепития. Поэтому интересно сравнить полотна русских и английских авторов. Найти общее и различия в изображении чайной церемонии.
Введение
Чай! Пустой напиток! А не дай нам его китайцы, бо-о-льшая суматоха могла бы выйти! (М. Е. Салтыков-Щедрин, русский писатель)[7].
В своей работе я хотела бы разобраться, какое влияние оказала чайная церемония на творчество русских и английских художников. Узнать, о традициях русского и английского чаепития. Ведь чайная церемония не канула в Лета, а продолжает жить в XXIвеке.
В связи с этим, я выбрала тему своей исследовательской работы - «Чайная церемония в живописи».
Объект исследования - картины русских и английских художников.
Предмет исследования- чайная церемония.
В основу исследования положена гипотеза: распространение чая в России и Англии способствовало появлению особенной церемонии. В каждой стране она имела свои национальные отличия, которые дали определённые сюжеты, мотивы для творчества и были отражены в полотнах разных художников.
Цель работы:на основе работы с литературой и исследований выяснить, особенности изображенного предметного мира, исторически и культурно детерминированных деталей чайного антуража и чайного этикета на полотнах русских и английских художников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) изучить литературу по данной проблеме;
2) изучить чайные традиции России и Англии;
3) изучить различия чайной церемонии на полотнах русских и английских художников;
4) проанализировать результаты исследований и сделать выводы.
Методы исследования: метод лингвистического описания, позволяющий изучить теоретический материал; метод сравнения и анализа.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Откуда пришел к нам чай
Прежде, чем приступить к раскрытию темы, мы посчитали необходимым рассказать о чаепитии и о самом чае.
Откуда пришел к нам чай? На этот вопрос ответить не так-то просто. В начале родиной чая называли Китай. После открытия чайных растений древнего происхождения в Индии родиной чая считать именно эту страну.
В настоящее время наиболее достоверным считается предположение, выдвинутое советским ученым К.М. Джемухадзе. Он утверждает, что зародился чай во Вьетнаме, откуда и распространился на южные районы Китая.
В литературе есть данные, что чай стал известен еще в 2700 г. до н.э. Найдены хвалебные стихи чаю, относящиеся к эпохе Че-у. В Китае о нем написано немало трактатов. В одном из них говорится, что чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и не дозволяет поселиться лености, облегчает и освобождает тело.
А один китайский поэт, живший двенадцать столетий назад, написал такое стихотворение:
Быстробьющей, журчащей воды.
Как вскипает, гляжу
Бирюзово - зеленая пыль.
Только жаль не могу
И послать далеко –
Человеку, влюбленному в чай.
В древности буддийские монахи пили чай и в большом количестве, размышляя и внутренне созерцая за пиалой. Известна и легенда о его происхождении, связанная с буддийским патриархом Дармой, который в V в. насаждал будущим в Китае и даже переехал туда. Сохранилось предание о том, проповедник дни и ночи проводил в молитвах и размышлениях, но однажды все же заснул, нарушив обет. Проснувшись, он вознегодовал на себя, отрезал веки, закрывавшие глаза, и бросил их на землю. На месте, куда они упали, вскоре вырос чайный куст. Дарма первый попробовал напиток бодрости, приготовленный из листьев этого куста и завещал пить чай потомкам.
Теперь слова «чай» и «веки» в китайском языке обозначают одним иероглифом.
1.2.История распространения чая в России
До чая в нашей стране употребляли различные напитки. Исконно русскими были рассолы (огуречный, капустный), морсы, брусничная и вишневая вода, мед простой и с пряностями, были распространены квас и овсяный кисель, а беднейшие слои населения пили просто воду. Однако самое большое распространение в России получил сбитень – горячий медовый напиток со зверобоем, шалфеем, лавровым листом, корнем валерианы, имбирем и другими растениями. Сбитень считался поистине народным напитком. Предназначен он был для ярмарок и простого люда.
Следовательно, до появления чая в нашей стране уже употребляли горячие напитки с травами, а прибор сбитенник в какой-то мере был предшественником самовара.
В Россию чай пришел из Азии совершенно самостоятельно, независимо от Западной Европы, через Сибирь. «Еще в 1567 году побывавшие в Китае казачьи атаманы Петров и Ялышев описали неизвестный на Руси диковинный китайский напиток – чай, который к этому времени был уже распространен в Юго-Восточной Сибири и Средней Азии. Но только почти столетие спустя, в 1638 году, т.е. значительно ранее, чем в Англии, чай появился при царском дворе. В 1638 году русский посол Василий Стариков привез от монгольского хана в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу четыре пуда чая (64 кг.). Поначалу терпкий и горький напиток не понравился царю и боярам. Однако было замечено, что он «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и утомительного сидения в Думе боярской. Новый напиток понравился царю Алексею Михайловичу и боярам, и уже в 70-х годах XVIII века чай стал предметом ввоза в Москву» [2].
Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш — грек Сапфарий — привез чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключен с Китаем договор о поставках в Россию сушеной китайской травы.
Колебания стоимости чая в России во многом зависели от пути его доставки. Учитывая обстановку XVII века, когда чай, доставляемый из Китая, и путь, проделываемый в 9-10 тысяч километров на яках, верблюдах, лошадях, достигая, наконец, Москвы, скажем через год после своей отправки, и тем самым, невольно превращался не просто в дорогой, а в весьма дорогостоящий товар, доступный как повседневный напиток лишь за царским и боярским столом. «Трудно было представить, что этот неброский «водяной напиток» когда-нибудь «завоюет Россию», учитывая и русский консерватизм в традициях, и русские склонности к тому, чтобы было поменьше забот, и русскую лень и непритязательность к быту, а тем более – скромный, нищенский материальный достаток большинства русского народа»[2].
Несмотря на все эта препятствия материального, бытового, психологического и культурного характера на пути распространения чая в народе, он все-таки сумел превратиться в подлинно русский, народный, национальный напиток, притом такой, отсутствие которого стало просто немыслимым в русском обществе.
Сначала чай был исключительно городским напитком. Вплоть до конца XVIII века чай продавался только в Москве. Даже в столицу, в Петербург, чай завозили из Москвы. До середины XIX века в Петербурге был лишь один специализированный чайный магазин, в то время как в Москве уже в 1847 году только специализированных магазинов насчитывалось свыше ста (100!), а чайных и других чаепительных заведений было более трехсот.
С появлением в 80-х годах XIX века Самара-Уфимской и Екатеринбурга-Тюменской железных дорог срок доставки чая в европейскую часть России существенно сократился, и рыночная стоимость его понизилась настолько, что с конца 80-х – начала 90-х годов он постепенно становится необходимым массовым русским национальным напитком.
1.3. Искусство русского чайного стола
Чаепитие многие годы органически входило в быт России, было одним из важнейших элементов общения людей. У разных сословий отношение к чаю было неординарным. Прежде всего, его употребляли как усладительное средство и ценили за вкусовые качества. А в купеческой среде центр тяжести перемещался на те блюда, которые сопровождали чай, - варенье, сиропы и другие сладости! У бедных людей чай имел особое значение и служил дешевым приятным угощением. Было принято звать на чашку чая, и при этом никто не ожидал обильного стола.
Чай был популярен у некогда привилегированных, но обедневших слоев населения, среди студенчества и выходцев из интеллигенции. Утром и вечером чай подавали в закрытых учебных заведениях, пансионах и артелях. В самых малообеспеченных кругах чай с хлебом порой заменял обед. Пили его и в гигиенических целях – «с холода», «после бани», «с устатку», «с дороги» и т.д.
Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос.
Гиляровский оставил прекрасное описание старых московских трактиров. Где-нибудь в «Коломне» или «Лондоне» за чаем грелись извозчики, а крупные коммерсанты заключали сделки на десятки и сотни тысяч рублей. Любимые трактиры были у артистов, писателей, художников. Встречи за чайным столом у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне и Хамовниках вошли в историю русской культуры. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля глагол «чаевать» означает «проклажаться за чаемъ, пить его въраздольи».
В обеспеченных и интеллигентных семьях чай пили утром и вечером, иногда днем. В купеческой и мещанской среде, а также у богатых крестьян его могли пить в любое время дня. Особенно часто чаевничали торговцы.
Раньше угощение за чайным столом было скромным. Утром подавали чашку, иногда яйца всмятку, и почти никогда не было закусок. Дети с удовольствием ели булку, размоченную в кипятке и посыпанную сахарным песком. Утром и вечером на столе лежали баранки. Не менее популярны были и сушки. Трудно представить себе чайный стол без калачей – любимого народного лакомства. К чаю непременно подавали молоко или сливки. Пили его с вареньем или вприкуску с кусочком колотого сахара.
По воскресным дням и для званого чая в купеческих домах пекли пироги, а среди интеллигенции было принято делать бутерброды, подавать халву, пирожные и восточные сладости. Во всех домах любили пить чай с пряниками. Больше всего славились тульские и вяземские. Они были разной формы, со всевозможными начинками и украшениями. Умелые хозяйки делали их сами.
Сейчас забыты такие популярные лакомства, как помадки и тянучки. Чай с ними считался дневным, но пили его, как правило, после обеда, около пяти часов вечера. Такие чаи зачастую устраивали «зваными».
«Главенствующая роль за чайным столом предоставлялась хозяйке дома или старшей дочери. Они разливали чай, направляли разговор. Возле них стояли чашки и, по мере прибытия гостей, которым позволялось появляться в любое время, они наливали чай – обязательно через ситечко. Если кто-то просил еще чаю, чашку споласкивали и вновь заполняли ее. Для этого на столе стояла полоскательница. Чайную посуду на кухню не носили. Ее тут же мыли, насухо вытирали и ставили в буфет» [13].
Особой гордостью в каждом доме были чайные полотенца. Вышивали их хозяйка дома, дочь или невестка. Узоры передавались из поколения в поколение, особенно в сельской местности. Вышивка иногда занимала добрую половину полотенца.
Вечерний чай в семье проходил достаточно скромно. На стол подавали булочки, белый хлеб, варенье, пряники и печенье.
Мужчинам подавали чай в стаканах с подстаканниками, а женщинам – в чашках. В очень больших бедных семьях, где не было возможности купить фарфоровую посуду, пользовались дешевыми стаканами, которые ставили на дешевые блюдца. Правда, в конце XIX века появилось много дешевой фаянсовой посуды.
Ложки для еды появились в России давно. Серебряные, например, были известны уже в конце X века. Чайные ложки распространились позже, с появлением чая. Делали их из различного металла. В богатых домах пользовались серебряными ложками, а в бедных довольствовались оловянными, костяными или из сплавов. Чайные ложки имели различную форму, но объем их был почти одинаков – 4-5 г.
Основой чаепития в России всегда был самовар – составная часть бытия общества того времени, а иногда – самое ценное имущество в семье. С ним расставались лишь при крайней нужде.
На семейных чаепитиях обязательно ставили самовар – чисто русское изобретение.
Что такое самовар? Самовар - металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями. В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (СПб-М., 1912г., т.4) сказано: "Самовар - водогрейный для чаю сосуд, медный с трубою и жаровнею внутри".[16].
Его устройство просто, как все гениальное. Он состоит из цельнотянутого тонкостенного сосуда. Его вертикально протыкает труба, начинающаяся от топки снизу и завершающаяся конфоркой. Последняя служит как для установки на ней чайника для заварки, так и для осуществления тока воздуха, когда конфорка закрыта крышкой.
Пользоваться самоваром может даже ребенок - наливается вода, закладывается топливо и в трубу опускается подожженная щепка. В сырую погоду или при сыром топливе самовар нужно раздувать. Это делают или через отверстия в стенках топки, или "крестьянским" способом - с помощью надеваемого на трубу сапога, который выполняет функцию меха в кузнечном горне. При закипании воды на конфорку устанавливается заварочный чайник, керамический или фарфоровый, в зависимости от вкуса, привычки или состоятельности заваривающего чай. Тяга замедляется, и самовар медленно доводит воду до кипения, качественно заваривая чай. Чай из самовара обычно пьют вприкуску, то есть сахар подается отдельно.
Сейчас трудно установить, когда ввели его в обиход, но именно самовару мы обязаны тем, что чай стал национальным русским напитком. Слов, соответствующих русскому слову «самовар», в европейских языках нет.
В самоваре идеально кипит вода и долго остается горячей. Он, красив и удобен. В старину в нем можно было получить кипяток, не разжигая печи. На нем грели бублики – любимый завтрак того времени. И это было важно для питания семьи, так как по утрам русскую печь и плиту не топили.
Производство самоваров началось очень давно. Известно, что по велению Петра I их массовое изготовление началось в Туле.
В обязанности хозяйки дома всегда входило не только умение занять гостей, направить беседу в нужное русло, но и заварить чай необходимой крепости, чтобы он сохранил и аромат.
В старые времена чайный стол накрывали заранее, и хозяйке не было надобности выходить на кухню. Все ее внимание было направлено на главное – потчевание гостей чаем. Правила заварки все знали.
В чашку или стакан чай наливали не до верха, оставляя их незаполненными на 1 см до края, чтобы добавить в него молоко или сливки, положить лимон, сахар, яблоки. Действовать нужно было так, чтобы из стакана или чашки, когда передавала хозяйка его гостю или члену семьи, не выплеснулось ни капли.
В малообеспеченных семьях, особенно крестьянских, принято было наливать чай до краев. Это считалось признаком гостеприимства. Но поэтому поводу имелось и другое мнение: в полную чашку много сахара не положишь.
Сахар действительно экономили. Он тоже был дорогой. Некоторые виртуозы умели с маленьким кусочком сахара выпить семь-восемь стаканов.
Сахар в Древней Руси не знали, использовали мед. К нам он пришел из Восточной Азии, там произрастал сахарный тростник. А в XIX веке во Франции его начали производить из свеклы. После войны 1812 года дворяне тоже начали сооружать в России сахарные заводы.
В народ чай пришел значительно раньше, чем появился в стране, фактически на исходе чайного бума, в начале XX века. До этого чай «спускался» только до чиновничьего сословия, приказчиков и т.д. Недаром бытовала горькая народная пословица: «Где нам, дуракам, чай пить».
В ХХ веке появился обычай при найме прислуги оговаривать «чаевые» деньги. В те же времена появилось выражение «дать на чай», которое имело какой-то унижающий оттенок. «На чай» давали ямщикам, горничным, лакеям… Этот обычай сохранился и по сей день.
Самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Внедрение и распространение чая в России происходило на подготовленной почве, и основная особенность, причина популярности чая была в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.
Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного. Русская же церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.
1.4.Искусство английского чайного стола
Любовью к чаю Англия обязана женщинам. Первая из них - Катарина Браганзская португальская принцесса, супруга английского короля Карла II, получившая в приданое сундук с чайными листьями, которые в то время были еще большой редкостью в Европе. Она была большой поклонницей чая, познакомила с этим напитком дворцовую аристократию и сделала чаепития регулярной церемонией при дворе.
XVIII век в истории Англии стал временем дискриминации чая и женщин. В годы правления королей ганноверской династии при дворе насаждались свои жесткие порядки и предпочтение отдавалось кофе. Досуг английских леди ограничивался церковью, детьми и кухней. Несмотря на все лишения и запреты, молодая супруга короля Георга II Каролина, не побоялась наказания мужа и начала собирать придворных фрейлин на женские посиделки за чаем. Скоро новая мода распространилась по всей Англии, и чайные клубы для леди стали столь же популярны, как и мужские кофейни.
Женщины первыми приобщились к чайной традиции, когда открылся Лионский чайный дом, который не только устраивал "женские чаепития", но и нанимал в качестве обслуживающего персонала стильных девушек. Этот чайный дом позиционировал себя как место общения женщин и сопровождающих их мужчин, пришедших повидать друг друга. Настоящий переворот в чайном деле начался в 1837 году, когда на престол взошла королева Виктория, которая подписала указ об учреждении Государственной Чайной Компании в британской колонии - северо-индийской провинции Ассам. Вследствие этого был введен совершенно новый сорт, отличающийся ярким цветом и сильным терпким вкусом. В память об этих событиях один из видов английского чая из Ассама носит имя "Викторианский». Королева составила "TeaMoralities" - собственноручно написанные правила чайного этикета. Если вы заглянете на чашечку чая к английским друзьям, то, как и 200 лет назад, вам принесут чайную шкатулку, чтобы вы выбрали сорт сами. Посадят за чайный столик, подадут молоко, подогретые сэндвичи, тосты и кексы, предложат сахар и лимон. приятной обстановке [14].
Чайный сад - престижная альтернатива дымным кофейням. Посещаемые в основном викторианскими леди, чайные сады были популярным местом встреч.
Женщин допускали в кафе и чайные сады только в сопровождении мужчин. И когда "главы семей" собирались вместе, чтобы пообедать или поужинать в клубах, женщины не могли посещать чайные. Поэтому им не оставалось ничего другого, как устраивать дамские чаепития у себя дома"Файв-о-клок" - это женское изобретение. Завела традицию 7-я герцогиня Бедфорд Анна в начале XIX века. Дело в том, что в те времена англичане ели два раза в день. Дотерпеть до обеда было трудно (он начинался в 8 часов вечера). И герцогиня распорядилась подавать ей чай с булочками и бутербродами. Постепенно эту традицию подхватили. Так, между 17-ю и 19-ю часами англичане садятся пить чай. Английская чайная церемония развилась из английской же традиции послеобеденного чая, известного под названиями AfternoonTea или Five-o-clockTea. Проводится, естественно, вечером [11].
Стол обязательно украшает однотонная скатерть — белая (предпочтительнее) или синяя, салфетки — в тон со скатертью и непременно небольшая ваза с цветами — лучше с живыми и белого цвета. Посуда, которую используют англичане, должна быть из одного сервиза, обязательно фарфоровая, белого или бело-синего цвета. На стол ставятся чайные пары, чайник с чаем, кувшинчик с кипятком, молочник с молоком или сливками, ситечко и подставка под ситечко, сахарница с белым и коричневым сахаром-рафинадом, чайные ложки, тea-cosy — стеганый или шерстяной чехольчик на чайник, похожий на нашу “чайную бабу”, только менее плотный. Интересно отметить, что в отличие от русских «пузатых» чашек и чайников, в английской чайной посуде преобладают вытянутые формы, а чашки стоят на короткой ножке у основания. Кроме того, нельзя не вспомнить, что привычной для нас чашкой мы обязаны именно англичанам. Так в начале XVIII века по заказу англичан китайские производители приделали к традиционной восточной пиале ручку. Более того, британцы потребовали дополнить чашки блюдцами, чтобы горячий чай случайно не капнул на колени или не испачкал скатерти. Серебряный металлический чайный сервиз являет собой набор из заварного чайника, чайника для кипятка, кувшина для молока и поднос, на котором все они умещаются.
Бульотка — это европейское изобретение, а, по сути, металлический чайник, установленный на спиртовой горелке. В бульотку наливался готовый кипяток и, благодаря горящей под нею спиртовке, в сосуде поддерживалась постоянная высокая температура.
Молоко — ещё одна непременная принадлежность чаепития в Англии. Причем, истинные знатоки всех её тонкостей ни в коем случае не льют молоко в чай — только наоборот. Британские гурманы утверждают, что лишь в таком случае вкус чая смягчается и не теряется его аромат. Правда, существует легенда. Супруга короля Карла II Екатерина Браганса объявила чай официальным дворцовым напитком и распорядилась подавать его в изысканных фарфоровых чашечках. Прислуга очень боялась расколоть тонкие деликатные чашечки крутым кипятком, поэтому сначала в них наливала молоко, а затем уже горячий чай. Отсюда и пошла эта знаменитая британская традиция - сначала наливать в чашку молоко, а потом уж на десертных тарелочках раскладываются закуски к чаю, берут их, используя нож и вилку. У англичан принято подавать к чаю специальные чайные закуски: сконы, которые едят с девонширскими сливками и домашними джемами, имбирные торты, вафли с крупными ячейками, кремы, треугольные сэндвичи - делаются они из белого хлеба (при этом обязательно обрезаются корочки), а сверху мажутся различными начинками. На английской чайной церемонии можно отведать небольшие высокие оладьи, подающиеся горячими с медом и сливочным маслом. Но самое главное требование к чайным закускам – они должны не затмевать вкус чая, а наоборот, его подчеркивать. А потому “наши” изумительно ароматные тортики и очень вкусные пирожные для чисто английского чаепития не подойдут! Угощение к чаю, как правило, подавалось на многоярусных этажерках.
Кстати, такой привычный для нас чай с лимоном в Англии называют “русским чаем”. А, чтобы этот напиток стал по-настоящему английским, не хватает одной лишь капли... Капли натурального эфирного масла бергамота.
В чем скрывается главный секрет английской чайной церемонии - чай заваривается исходя из того, что в чашках он уже не будет разбавляться кипятком. То есть на одного пьющего в чайник закладывается одна чайная ложечка заварки. Если используется очень большой чайник - на пять-шесть человек - то можно добавить еще одну ложечку на всех. После того, как чай настоится положенные 3-5 минут (иногда для контроля за временем используются песочные часы - это красиво), его разливают по чашкам. И сразу после этого доливают в чайник кипяток из кувшинчика. И накрывают чайник чехольчиком - тем самым tea-cosy, - чтобы не остывал. Обычно гостям предлагают выбрать чай из 5-10 сортов. Куда обязательно входят EarlGrey, Assam, Darjeeling и разные смеси, конечно.
В современной Англии все правила чайной церемонии соблюдаются, пожалуй, только в немногочисленных приличных чайных - выросший темп жизни практически полностью изгнал это мероприятие и из семей, и из массовых заведений общественного питания, но чай по-прежнему любим, да и без чашки горячего отменного чая в сырой холодной Англии, как ни крути, просто не обойтись!
Глава II. Практическая часть
Различия чайных церемоний на полотнах русских и зарубежных художников.
2.1. Изучение и сравнение чайных традиций
Чай умеют пить только в России (И.А. Гончаров, русский писатель)[7].
Где чай, там надежда. (Сэр Артур Пинеро, английский драматург)[10].
Если холодно, чай Вас согреет. Если Вам жарко, он Вас охладит. Если у Вас настроение подавленное – он Вас подбодрит, если Вы возбуждены – он Вас успокоит . (Сэр Уильям Гладстон, премьер-министр Великобритании 19 века)[10].
Я должен был пить много чая, ибо без него не мог работать. Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души. (Л. Н. Толстой, русский писатель) [7].
Итак, чай. Какие у вас появляются ассоциации, когда вы произносите это слово? Как правило, если не брать страны Востока, английский «five-o-clock» и русский самовар. Расположенные на противоположных концах Европы и долгое время бывшие политическими противницами, Англия и Россия, как писал современник, «сливаются в общей трогательной любви к чаю».
Российский путешественник и географ М. И. Венюков по этому поводу остроумно сказал: «Чем объяснить эти желудочные симпатии двух политических недругов? Я не решаюсь судить, но замечу, что в явлении этом есть сторона утешительная»[7].
Чаепитие на Руси наполнилось своей философией. И, конечно же, стало сюжетом многих картин. Английские художники тоже не обошли стороной в своём творчестве эту замечательную традицию.
Мы изучили и проанализировали теорию, и составили сравнительную таблицу чайной церемонии и подборку картин разных художников, изображающих чайные столы и чаепития. Художники разные, и чаепития разные, но тема сама по себе такая уютная!
Россия | Англия | |
Когда появился чай в стране | 1567 году побывавшие в Китае казачьи атаманы Петров и Ялышев привезли первый чай в Россию. В 1638 году русский посол Василий Стариков привез от монгольского хана в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу четыре пуда чая (64 кг.) | Катарина Браганзская португальская принцесса, супруга английского короля Карла II (1662г.) получила в приданое сундук с чайными листьями, которые в то время были еще большой редкостью в Европе. |
Причина популярности чая | Семейное общение. Все дела решались за чаем. | Для общения женщин (феминизм). |
Кто сидел за столом | За столом сидели от мала до велика. | За столом сидели женщины, а мужчины сопровождали их. |
Сословия | Пили чай все слои населения, от дворянства до простолюдинов. | Чай был распространён в богатых и средних слоях общества. |
В какое время пили чай | Пили чай утром, днём, вечером, по любому поводу. | 19 век – с 17до 19 часов – перекус между завтраком и обедом. |
Место для чаепития | Трактир, таверна, дом. Через пейзаж или интерьер художник показывал своё отношение к миру и окружающим его людям. | Чайный сад, дом. Изображались только хорошо обставленные интерьеры, либо красивые пейзажи. |
Стол для чаепития | Большие или небольшие столы. | Маленькие или небольшие столы. |
Чем покрывали стол | Скатерть белая. Полотенце с вышивками для посуды. | Скатерть белая или синяя. Салфетки в тон скатерти. |
Цветы | Цветы на столе не обязательно. | Обязательно букет цветов, желательно белый. |
Посуда для горячей воды | Самовар – главное украшение стола. | Бульотерка – только для подогрева воды. |
Посуда для чаепития | Мужчине подавали чай в стакане с подстаканником. Женщине - чашка с блюдцем (большие глубокие чашки). Бедные пили из стакана с блюдцем. Часто чай пили из блюдец. | Сервиз белого или бело-синего цвета. Вытянутые небольшие чашки. Чай пили из чашек, только сельские жители иногда пили из блюдец. |
Отношение к посуде для чаепития | Посуду мыли, протирали и убирали в буфет. На кухню мыть не уносили. | Посуду приносили и уносили на подносе. |
Какой чай подавали | Заваривали один сорт чая для всех. Выбирала хозяйка сама. | Подавали шкатулку с разными сортами чая для выбора. |
Что подавали к чаю | Угощение к чаю было разнообразное (бублики, сушки, калачи, пряники, пироги, бутерброды, хлеб, торты, пирожные, варенье, лимон, сахар кусковой, молоко, сливки, яблоки). | Угощение небольшое (джем, конфитюр, хлеб с маслом, кекс, небольшие булочки, сливки, молоко, лимон, сахар). |
2.2. Чайная церемония в творчестве русских художников
Традиционное русское чаепитие — это удивительный ритуал, не лишенный глубочайшей философии, пропитанный аурой таинственности и значимости происходящего. Ни одна чайная церемония не обходится только лишь вкушением напитка, она помогает обрести душевное равновесие, гармонию, достичь взаимопонимания между присутствующими. Чай давным-давно вошел в жизнь русского человека, став неким утешением в дни печали или, напротив, поводом разделить радость с близкими. Философскую составляющую чайных посиделок не могли не заметить русские деятели искусства, а наиболее ярко и реалистично любовь России к чаю отражена в работах знаменитых художников. Чай вдохновил многих творческих людей на создание бесценных произведений искусства, посвященных этому напитку.
Чай в живописи — это важный элемент искусства, который позволил художникам представить российскую культуру во всем ее великолепии и продемонстрировать миру самые яркие особенности русской души. Наряду с медведем, шапкой-ушанкой и балалайкой, чай стал атрибутом жизни русского человека, что отразилось на творчестве величайших художников России.
Пожалуй, ни один художник не уделял чаю как элементу быта русского человека столько внимания, как Борис Михайлович Кустодиев (1878 — 1927 гг.). Чаепитие за самоваром — частый сюжет его картин, посвященных народной, провинциальной и купеческой жизни России конца XIX — начала XX века. Работы художника буквально излучают светлые, радостные чувства, а одним из самых известных полотен Кустодиева, описывающих чаепитие, является картина «Купчиха за чаем» (1918 год). Роскошная сервировка стола, богатый самовар, чайник и чашка, расписанные золотом, - все эти элементы говорят, что перед нами успешная женщина. Яркие краски, безоблачное голубое небо, уют и гармония в сознании художника ассоциируются с традиционным чаепитием.
Кстати, Кустодиев посвятил немало своих шедевров именно купеческому быту. Один из примеров — картина «Купец-сундучник» (1923 год), на которой купец в богатом одеянии торгует чаем и чайной утварью. И снова чай здесь — олицетворение благополучия, успокоения души.
Не менее примечательна работа «Московский трактир» (1916 год), Московский трактир - место особое, непростое. Главное в нем - общение, отдых. Именно таким и предстает трактир на картине. Грациозны и изящны половые, обслуживающие посетителей. Красные потолки и своды придают работе радостную и праздничную атмосферу.
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Во время такого чаепития, как правило, решались важные деловые вопросы, обсуждались новости.
Главной темой другой картины Кустодиева — «Извозчик в трактире» (1920 год) — служит традиционное русское чаепитие, о чем свидетельствуют такие атрибуты, как самовар и связка баранок. Сам извозчик предстает перед зрителем как уставший от повседневных хлопот человек, отдыхающий за чашкой чая и задумчиво всматривающийся в мир за окном.
Одной из самых глубоких с точки зрения чайной философии картин Б.М. Кустодиева можно считать работу «На террасе» (1926 год), в которой отражена традиционная черта русского чаепития, заключающаяся в объединении семьи. На террасе вокруг самовара собрались все члены дружной семьи, которые прониклись единой атмосферой покоя и любви.
Сегодня может показаться, что исконно русские традиции чаепития с его незаменимыми атрибутами канули в Лету, уступив место современным веяниям и тенденциям. Однако философский взгляд Кустодиева по-прежнему актуален для нашей культуры, в которой еще сильны красивые традиции. Сам художник сказал: «Говорят, что русский быт умер. Это чепуха! Быта не убить, ведь быт — это человек!»
Для характеристики творчества художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 — 1945 гг.) критики и ценители искусства очень часто используют слово «крестьянский»: крестьянская жизнь, крестьянский быт и т. д. Действительно, его картины демонстрируют нам повседневную жизнь крестьян начала прошлого века, а отдельное внимание Богданов-Бельский уделял детям. Его картины отличает одна особенность — от них исходит доброта, которую художник вложил в свой труд. Чаепитие в его работах — это важный элемент, посредством которого живописцу удалось раскрыть душевный мир простого русского человека.
Такие картины, как «День рождения учительницы» (1920г.) и «День рождения в саду»(1910г.), показывают нам, насколько важен чай для русской культуры. Он сопровождает самые светлые и радостные события в жизни детей: встреча с любимой учительницей и долгожданный день рождения.
Часто изображая в работах крестьянских детей, он привлекал к ним внимание художественной общественности.И еще одна особенность отличает картины живописца: от
них исходит сама доброта,которую художник вложил в них при создании.
А от удивительно трогательного образа ребенка, пьющего горячий чай из блюдца на картине под названием «Мальчик за чаем» (1930г.), просто невозможно оторвать взгляд. Кажется, будто за чашкой чая мальчик погрузился в свои добрые, по-детски наивные мечты.
Сюжет одной из самых известных картин Богданова-Бельского «Новые хозяева» несколько отличается от его остальных работ, связанных с чаепитием. События, происходящие на картине, были характерны для всей России: разорившиеся дворяне продавали свои усадьбы и поместья разбогатевшим купцам и крестьянам. Остатки былой роскоши, в том числе дорогая мебель, часы и картина в тяжелой раме, контрастируют с грубой одеждой новых хозяев, которые, задумавшись в тишине, пьют чай.
С тех пор, как чай прочно вошел в жизнь русского человека, чаепитие стало неотъемлемой, очень важной составляющей общественной жизни. За русским чайным столом не принято молчать, как, например, в японской традиции, или же разыгрывать «чайное представление», как в Англии. Беседа, общение, возможность провести время в приятной компании, повеселиться, заключить деловую сделку... «Самовар кипит - уходить не велит» - в России не принято «перехватывать» чай на ходу, чаепитие должно быть неспешным, неторопливым. И очень разным: у каждого сословия были свои правила, своя посуда
и прилагаемые к чаю закуски.
...Дверь в чайную раскрыта. Направо от двери за столом сидит группа крестьян, приехавшая в Петербург на заработки. Они отдыхают после работы. На столе два чайника, как тогда полагалось, один большой - с кипятком, другой маленький, цветастый - для чая. Чай пьют медленно, степенно. Так изобразил сцену чаепития в трактире художник Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) в своей работе «Чаепитие в трактире» (1874 г.)
В первые голодные месяцы петербургской жизни, когда он бродил по городу, искал, где можно было дешево поесть и посидеть в тепле, не раз заходил в захудалый трактир, в чайную. Подолгу смотрел, слушал разговоры разных посетителей, иногда делал зарисовки. Так сложился замысел картины.
Константин Егорович Маковский (1839-1915) - русский художник-передвижник. Много работал в жанре исторической и жанровой живописи, подробно воссоздавая бытовые детали, костюмы и весь антураж.
«Алексеич» (1881- 1882 гг.) Герой картины – пожилой Алексеич, одетый небогато, но довольно прилично: немного потрепанный пиджак, белая рубашка и галстук-бабочка, устроивший небольшое чаепитие с самоваром. На его лице выражено умиротворение, глаза опущены или даже закрыты от удовольствия. Он пьет чай из небольшого блюдца, которое мы видим в его руках.
Другими немногочисленными элементами картины являются золотой самовар, пар от которого поднялся высоко вверх и заполнил все пространство; небрежно нарезанный хлеб, наполовину пустая банка варенья и сложенное полотенце на подносе; стол, покрытый потертой и местами прохудившейся скатертью. Во всем этом видится не бедность Алексеича или его небрежность, а его непринужденность и простота: этого горячего чая с вареньем вполне достаточно для его счастья. С каким удовольствием Алексеич наливает себе чай, а самовар как - будто сверкает от радости.
На другой картине художника «За чаем»(1914г.) изображена девушка в народном костюме. Эта купчиха с виду дородная женщина, которая пышет здоровьем. Русская красавица с румянцем на щеках сидит за столом, на котором лежат сладости, стоят яства, одной рукой она придерживает чашку с ароматным чаем, а другой блюдце, из которого пьет чай. Судя по ее разноцветному красивому старинному сарафану, украшениям на шее, головному убору, видно, что она живет в достатке. Изображение красавицы за столом нарисовано на черном фоне, видно, чтобы ничего лишнего не отвлекало зрителей, а почувствовали и через картину, как купчиха наслаждается чаепитием.
Бесспорно, одной из наиболее драматичных, цепляющих за душу картин XIX века, является работа Василия Григорьевича Перова (1833/1834 — 1882 гг.) «Чаепитие в Мытищах» (1862 год), сюжетом которой послужили реальные события. Сцена чаепития у Перова превратилась в самую настоящую обличительную картину. Самовар на столе будто делит полотно на два «мира»: на одной стороне — толстый, сытый поп, а на другой —
нищие мальчик и старик.
Еще один весьма трагичный сюжет со сценой чаепития изображен на картине знаменитого русского художника Василия Николаевича Бакшеева (1862 - 1958 гг.) «Житейская проза» (1892-1893 гг.). В своей работе художник продемонстрировал иное видение церемонии семейного чаепития. Обстановка за столом у Бакшеева гнетущая и тревожная. Пусть герои и связаны между собой композиционно, но каждому из них близки чувства одиночества, безысходности, тоски. Чаепитие, которое по традиции призвано сближать людей, в данном случае как бы отдаляет их друг от друга.
Стоит отметить, что традиционной русской чайной церемонии посвящено множество картин, а описанные выше полотна — только некоторые из них.
Чай в живописи — это не просто декорация, а важный элемент, который несет в себе серьезную смысловую нагрузку. Этот напиток сопровождает человека в течение всей жизни, выступая в качестве своеобразного символа его духовного мира. Ведь в моменты истинного наслаждения, которое способен подарить легендарный напиток, человек открывает свою душу, сближаясь с окружающим миром.
2.3. Чайная церемония в творчестве английских художников
Чаепитие в английской бытовой живописи получило популярность и чрезвычайно широкое распространение, что позволяет рассматривать живопись как важный инструмент «цивилизационного присвоения» чая британской культурой. Формируя узнаваемый образ английского чаепития во всем своеобразии его социальных и бытовых проявлений, художественные произведения участвовали в процессе превращения чая в национальный символ страны.
Пожалуй, нигде и никогда больше чаепитие не привлекало к себе такого пристального внимания художников, как в Великобритании викторианской эпохи. К этой теме обращались мастера известные и не очень, столичные и провинциальные. Первое, что бросается в глаза, когда рассматриваешь многочисленные полотна с изображением чайной церемонии, выполненные во второй половине XIX – начале XX в., как уютен мир, в котором все это происходит. Уютен, меблирован, буржуазен. Казалось бы, в подобных интонациях не должно быть ничего неожиданного, ведь чай и есть тот напиток, который сопровождает человека в минуты домашнего умиротворения, олицетворяет обывательские радости жизни. Однако в русской живописи того же времени чаепитие было не только повествованием о тихом домашнем бытии. Очень часто оно становилось формой рассказа о том, как разрушаются миры, сходят с исторической арены целые сословия, или о том, как безжалостен и равнодушен может быть человек по отношению к своему ближнему. Решая обличающие задачи, русские художники нередко заставляли своих персонажей пить чай в интерьерах оставленных хозяевами домов, на фоне полуразрушенных усадеб, на дороге, в многолюдных фойе неуютных гостиниц. Подобного чайного антуража мир викторианской живописи не знал. Для чаепития здесь существовало только две разновидности окружения: либо хорошо обставленные интерьеры, либо красивые пейзажи [8].
В этом мире не было места для чего-то плохого, несправедливого, некрасивого или (не дай бог!) «неприличного», выходящего за пределы общепринятой нормы. Чайный сюжет в трактовке викторианских художников никогда не становился поводом для социальной критики. Допускалась только легкая ирония по поводу нравов и привычек обывателей. Полотна буквально источали покой и довольство. Живописные сцены чаепития были наглядным воплощением Великобритании как «рая благополучной буржуазии».
Так, на картине Джорджа Гудвина Килберна «Чаепитие» (GeorgeGoodwinKilburne «TeaTime») две девушки встречают вернувшегося домой отца. Одна подает ему чашку чая, другая – домашние туфли. Они – приветливы и заботливы, он – благосклонен, патриархален, убелен сединами.
Здесь все образцово, все правильно, все может служить примером для зрителя. Мужчина сидит – девушки суетятся, человек преклонных лет смотрит на молодые создания по-отечески снисходительно, а они на него – почтительно. Никто не выходит за пределы своей роли, которая, как в викторианском романе.
Подобный порядок царит на десятках и сотнях английских полотен второй половины XIX – начала ХХ вв.
Сидит у камина пожилая дама с чашкой чая на картине Генри Спенсера Тозера «Время чая» (HenrySpernonTozer «TimeforTea»). Окружающий ее интерьер наполнен трогательными деталями, он прост и лучится почти сказочными интонациями: так описывают в детской литературе милых добрых бабушек. И так же, как в сказке, покоен, светел и добр изображенный мир, не содержащий ни одной тревожной ноты.
На другой картинеГенри Спенсера Тозера «Время чая» мы тоже наблюдаем уют и спокойствие. Две приятельницы – соседки пьют чай.
Собрались за чайным столом подруги на картине Альберта Линча «Женщины, принимающие чай» (AlbertLynch «Womentakingtea»). Они красивы, молоды, приветливы. В отличие от закрытых, интерьерных полотен Килберна иТозера, пространство на картине А. Линча открыто окружающему пейзажу: распахнуты двери веранды, где происходит чаепитие, вливается через большие окна яркий летний свет. Природа на викторианских полотнах не вносит диссонанса в мир человека, напротив, призвана подчеркнуть его благоустроенность и гармоничность.
Тема чаепития, представленная как важный элемент беспроблемной повседневности, была востребована в живописи. Викторианское чаепитие – это всегда занятие камерное, домашнее. Остались в прошлом изображения торжественных приемов, просторных гостиных с большим количеством гостей. В новую эпоху художники редко собирали за столом более 3-4 человек: только члены семьи или близкие друзья. При этом мир английских чайных полотен – это мир женский. Дамы в кругу подруг, рядом с детьми, вместе со служанками – все эти сцены обходятся без лиц мужского пола.
Альберт Линч «Женщины, принимающие чай»
Но даже если на картине появляется муж, отец, возлюбленный, родственник, главным действующим лицом все- равно остается женщина. Словосочетание «действующее лицо» имеет в данном случае самый непосредственный смысл: женщина, как правило, чем-то занята, а мужчина остается малоподвижным и вальяжным. За чайным столом царила хозяйка дома. Она заваривала и разливала чай.Именно она «приводила в действие» всю правильную последовательность ритуала, следила за соблюдением норм и приличий.
" Плохие новости " 1872 г Джеймс Тиссо – JamesTissot (1836-1902)
В итоге женщина становилась главным действующим лицом английского процесса «визуального присвоения» чая.
За вторую половину XIX столетия английскими художниками создано множество женских изображений у чайного стола. Разрабатывались общие мизансцены, продумывались конкретные позы, повороты головы, движения рук. Английская леди наливает чай. Английская леди протягивает гостю чашку. Она же задумчиво и отрешенно сидит с чашкой в руке. Все эти варианты доводились до уровня клише, закреплялись в подсознании зрителя в виде хорошо усваиваемых формул.
Джордж ГудвинКилберн«Время чая»(1839-1924) Великобритания
Женщины первыми приобщились к чайной традиции, когда открылся Лионский чайный дом, который не только устраивал "женские чаепития".
«Соперницы» 1876 г. ( Жак-Жозеф Тиссо ) – JamesTissot (1836-1902).
Чайный сад - престижная альтернатива дымным кофейням. Посещаемые в основном викторианскими леди, чайные сады были популярным местом встреч.Женщин допускали в кафе и чайные сады только в сопровождении мужчин. И когда "главы семей" собирались вместе, чтобы пообедать или поужинать в клубах, женщины не могли посещать чайные. Поэтому им не оставалось ничего другого, как устраивать дамские чаепития у себя дома "Файв-о-клок" - это женское изобретение.
" Чаепитие в саду " Альфред Оливер (1886-1921)
В предшествующую эпоху существовало множество картин жанра, получившего название «conversationpieces» («сцены собеседования»), на которых дети участвовали в чаепитии вместе с родителями. За подобными изображениями не стояло никакой реальности: дети в аристократических и буржуазных семьях всегда пили чай отдельно, с гувернантками и няньками. Дистанция между отцом и детьми, матерью и детьми на протяжении всего XVIII века была равно велика. Собирая всю семью на полотне, художник преследовал исключительно задачи портретной репрезентации, мало согласовывая ее с реальными практиками.
«Семья за чаем». Ок. 1727 г. Ричард Коллинз. Англия
За нарочитостью композиций стоит реальная жизнь викторианской Англии: «Главное правило, которому учили детей с пеленок, заключалось в том, что они должны быть видны, но не слышны. Находясь целый день под присмотром няни, а позже гувернанток или гувернеров и большую часть времени проводя в детской, нередко они видели маму и
папу, только когда заходили в гостиную пожелать им спокойной ночи».
Дамы за чаем. Джордж ГудвинКилберн(1839-1924) Великобритания
Показательно, однако, само желание многих авторов убрать дистанцию между матерью и детьми, показать повышенную теплоту и близость их отношений. Художники рисовали благостные сцены, говорили о культе семьи, о семейных добродетелях, но «проговаривались» о викторианской дистанции между детьми и родителями.
" Время завтрака ". CharlesWestCope (1811-1890) Англия
Однако нигде более викторианская сентиментальность, желание писать «приятное и милое» не проявлялась в такой степени, как при изображении детского чаепития. Эта тема в английской «чайной живописи» уникальна. В других европейских художественных школах она представлена единичными произведениями, в английской же она была рас-
пространена чрезвычайно широко.
Милыми малютками, пьющими чай, любовались все.На полотнах дети либо пьют чай в компании своих сверстников, либо играют «в чаепитие» с куклами, либо разделяют этот ритуал с домашними животными, но в любом варианте они старательно подражают манерам, движениям и позам взрослых.
Полуденное чаепитие. Джон Эверетт Милле (1829-1896) Англия
Распространенность подобных сюжетов выступает одним из самых убедительных доказательств глубокого проникновения чайного ритуала в британскую жизнь. Он стал неотъемлемой частью повседневности, которая усваивалась как совершенно естественная с самого детства.
Викторианская живопись, конечно же, отражала процессы демократизации, затронувшие потребление чая в стране. Именно в данный период на английских чайных полотнах появились представители низших сословий. Художники тщательно прорисовывали небогатую, или даже бедную обстановку дома: глиняный или деревянный пол, грубоватую мебель, тусклые краски интерьера. Детально выписывали простые одежды персонажей, отсутствие каких-либо украшений. Однако при этом чайный стол всегда показан покрытым скатертью, на столе стоят не просто чашки, а фарфоровый сервиз. Позы и жесты персонажей лишь слегка менее изящны, чуть более скупы и просты. В них нет той изломанности и жеманности, которой наделяли своих аристократических персонажей.
В изображенном интерьере, как на картине «Чаепитие»Тома МакЭвана(1846-1914) (TomMcEwan «TeaTime»), могут ходить куры, на полу деревенского коттеджа лежать различные овощи, но на чайном столе представлен идеальный порядок (все та же белая скатерть, фарфоровый сервиз, включающий молочник, масленку, чашки с блюдцами), в одежде людей – никакой небрежности. Большинство персонажей на подобных полотнах ведут себя так, словно они знакомы с основными правилами чайного этикета. Никто не кладет локти на стол, все демонстрируют сдержанность инеспешную значительность движений.
« Разговор в RoyalLodge. Виндзорский замок ». Сэр Герберт Джеймс Ганн (HerbertJamesGunn) (1893-1964) Англия
Начиная с викторианской эпохи выражение «английское чаепитие» стало понятным и обычным, приобрело устойчивую смысловую наполненность. Десятки и сотни художников трудились над визуализацией того, что получило название «английское чаепитие», помогая ввести чайный ритуал в качестве неотъемлемой части в британскую повседневность. Его связь с национальными идеалами о благополучной, комфортной, неспешной, защищенной жизни несомненна. Живопись не только отражала существовавшие в социуме идеалы, но и, давала их устойчивые образцы, укрепляла их в обществе. Присвоив внутренне, осознав чаепитие, как исключительно «свое», национальное занятие, британцы смогли транслировать его на весь мир.
Заключение
Изучив данную тему, мы пришли к следующим выводам:
Гипотеза, сформулированная в начале работы в ходе исследования, была подтверждена. Действительно, распространение чая в России и Англии способствовало появлению особенной церемонии. В каждой стране она имела свои национальные отличия, которые дали определённые сюжеты, мотивы для творчества и были отражены в полотнах разных художников.
Данная работа может быть полезна: преподавателям искусства, МХК, старшеклассникам и их родителям, которые увлекаются изучением традиций разных стран и хотят расширить свои познания в данной области.
Чашка чая – это символ. Символ уюта, тепла и незыблемости традиций. Меняется все вокруг — сам человек, среда общения, стилизация форм и самой среды, только чаепитие всегда сопровождало, и по-прежнему будет сопровождать жизнь человека.
Список используемых источников
Два плуга
Волшебная фортепианная музыка
Голубая лягушка
Дымковский петушок
Заповеди детства и юности