Статья "Воспитательное пространство ГБПОУ ВО "БТПИТ" как условие формирования социально-значимой, социально-адаптированной личности"
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 43.09 КБ |
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГБПОУ ВО «БТПИТ» КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ, СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ
Винниченко С.С.,
студентка 3 курса,
профессия «Парикмахер»,
ГБПОУ ВО «БТПИТ», г.Борисоглебск
Научный руководитель: Чернова Е.Е.
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, — значит вырастить
угрозу для общества.
В своё время известный литературный критик В.Г. Белинский, говоря о важности процесса воспитания для развития личности, отмечал, что им «решается участь человека». Действительно, воспитание является определяющим фактором развития человека, формирования его будущего. Отсутствие же воспитания приводит к невежественности, ограниченности суждений, инфантильности в принятии решений, неспособности стать полноценным членом общества. Другими словами, в жизни человека не ждёт ничего хорошего.
Каждый из нас хочет быть счастливым человеком, получить от жизни всё, чего так хочется. Чтобы этого добиться, недостаточно одних только знаний в профессиональной области, необходимо иметь базу, то есть воспитание, в которое входят интеллектуализация, развитие физического плана, эстетическое формирование восприятия действительности, жизненные ценности, психология, трудовое воспитание. Все эти составляющие принимают непосредственное участие в формировании вполне состоявшейся личности, способной здраво функционировать в обществе.
Всю нашу сознательную жизнь мы находимся под воздействием воспитания. Сначала большой вклад в воспитание вносят наши родители. Потом в детском саду ребёнок попадает в чуткие и заботливые руки воспитателей. Затем на смену воспитателям приходят учителя, на смену учителям - наставники. На протяжении всех этих лет мы постоянно находимся в воспитательном пространстве, впитывая как губка, необходимые в жизни знания, умения, навыки, которые одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.
В данной статье мне хотелось бы затронуть проблему формирования воспитательного пространства в образовательных организациях среднего профессионального образования (далее – ОУ СПО).
Одной из важных целей, которые ставят перед собой СПО в современных условиях, является подготовка конкурентоспособных специалистов среднего звена. Ни для кого не секрет, что в связи с возросшей конкуренцией на рынке труда, выпускники ОУ СПО должны соответствовать высоким требованиям. Современный работодатель хочет видеть у себя на предприятии не просто профессионала своего дела, но и коммуникабельного, воспитанного, дисциплинированного, ответственного работника, умеющего работать в команде. Вот почему для создания в будущем успешной профессиональной деятельности большое значение на этапе обучения в ОУ СПО имеют степень социальной и профессиональной адаптации студентов, уровень их мотивации к учебно-профессиональной деятельности, а также их готовность и способность к самореализации, постоянному совершенствованию, профессиональной и социальной мобильности.
Другими словами, ОУ СПО должны подготовить не только высококвалифицированного специалиста, но и ответственного гражданина с высокой социальной активностью, обладающего общей культурой. При приёме на работу очень часто работодатель обращает внимание именно на личные качества претендента на вакантную должность, поэтому одной из актуальных задач, которые стоят перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования, является, конечно же, обеспечение эффективной воспитательной работы со студентами, что, в свою очередь, требует создания воспитательного пространства.
Воспитательная работа – важнейшая часть всего образовательного процесса ГБПОУ ВО «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий». Она проводится в соответствии с Программой профессионального воспитания и социализации студентов ГБПОУ ВО «БТПИТ» на 2020-2024 годы, рабочими программами воспитания, календарными планами воспитательной работы, воспитательными программами: «Толерантность – как норма жизни», «Эстетическое и нравственное воспитание», «Гражданское и патриотическое воспитание», «Здоровый образ жизни», «Правовое воспитание», а также другими локальными нормативно-правовыми актами техникума.
Цель воспитания - создание условий для формирования и реализации комплекса мер, способствующих воспитанию гармонично развитой, социально ответственной, физически здоровой личности, способной к эффективной профессиональной деятельности.
Воспитательная программа является приоритетным направлением в образовательной деятельности нашего техникума и предусматривает решение следующих задач:
- формирование у студентов гражданско-патриотической позиции через формирование личной ответственности за собственную судьбу, судьбу малой родины и Отечества;
- формирование у обучающихся способностей планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
- развитие у обучающихся ценностного отношения к сохранению и укреплению собственного здоровья и формирование культуры здорового образа жизни;
- развитие организаторских способностей, управленческих и предпринимательских компетенций посредством участия в добровольческой деятельности и социально-значимых проектах.
Техникум принимает активное участие в таких значимых масштабных проектах и программах, как федеральный проект «Молодые профессионалы», отборочный и региональный чемпионаты WorldSkills Russia, региональный этап чемпионата профессионального мастерства для инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс», федеральный проект «Социальная активность» (в техникуме действуют 6 волонтёрских объединений).
Кроме того, в нашем образовательном учреждении сформировано социокультурное пространство, что даёт возможность нашим студентам самореализоваться и удовлетворить свои индивидуальные интересы и потребности.
Около 50% от общего числа студентов техникума охвачено внеурочной деятельностью (творческие студии, научные сообщества, волонтёрские объединения, спортивные клубы), что позволяет говорить о многообразной структуре внеурочной воспитательной деятельности.
Направления, в рамках которых реализовывается воспитательная деятельность:
- работа по адаптации первокурсников к условиям обучения в техникуме;
- формирование конкурентоспособных качеств и научного мировоззрения у студентов;
- духовно-нравственное воспитание студентов;
- гражданско-патриотическое;
- экологическое;
- формирование здорового образа жизни, здоровьесберегающей среды, экологической культуры;
- формирование у студенческой молодёжи установок терпимости к многонациональным традициям, неприятию экстремизма и терроризма;
- профилактика правонарушений и преступлений;
- развитие студенческого самоуправления.
В соответствии с перечисленными направлениями воспитательной деятельности внедряются и используются разнообразные формы воспитательной работы в каждой учебной группе, в студенческих общежитиях, а также в ходе проведения мероприятий в масштабе техникума.
Студенческое самоуправление представлено Студенческим советом, Профсоюзным комитетом, шестью волонтерскими объединениями, педагогическим отрядом, Советом спортивного клуба «Юность», редколлегией газеты «Объединенное королевство».
В техникуме ведётся эффективное психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и социализации инвалидов и лиц с ОВЗ. Работает служба медиации, основной целью которой является урегулирование конфликтных ситуаций, споров.
Наше образовательное учреждение активно взаимодействует с органами исполнительной власти, центрами занятости, УСЗН, ПФР и другими некоммерческими организациями по вопросам развития системы социального партнёрства, по организации совместной работы, связанной с будущим трудоустройством студентов выпускных групп, а также по привлечению обучающихся к Федеральным и Региональным программам, способствующим трудоустройству выпускников техникума.
ГБПОУ ВО «БТПИТ» неоднократно получал грамоты и благодарственные письма за большой вклад в обучение и воспитание студенческой молодёжи.
Таким образом, сложившаяся в техникуме система воспитательной работы способствует организации воспитательного пространства, которое выступает одним из условий формирования социально-значимой, социально-адаптированной и самореализованной личности. Это, в свою очередь, полностью отвечает требованиям
федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Зимний дуб
10 осенних мастер-классов для детей
Заяц, косач, медведь и весна