"Отражение Смутного времени в зеркале искусства"
Вложение | Размер |
---|---|
otrazhenie_smutnogo_vremeni_v_zerkale_iskusstva._proekt_1.doc | 305 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Запрудновская средняя школа
Творческий проект
"Отражение Смутного времени в зеркале искусства"
Выполнили:
ученики 7 класса,
Миронова Даша,
Стаканова Татьяна.
Руководитель:
учитель истории и обществознания,
Ананьева Н.С.
Содержание
Введение 3
Основная часть 5
Заключение 9
Источники 10
Введение
Выбор темы. Мы вдвоём увлекаемся историей и, когда учителя предложили нам сделать проект посвящённый событиям Смутного времени и искусству, то мы сразу же согласились. Больше всего нас заинтересовал вопрос отражения Смутного времени в произведениях искусства. Нам было интересно посмотреть как разные мастера: художники, скульпторы и гравёры по-своему переосмысливали этот сложный, "мутный" период отечественной истории.
Постановка проблемы. Представления и образы Смутного времени формируются у каждого человека свои. Люди искусства наиболее остро воспринимают и осмысливают поворотные периоды истории, воплощая их в произведениях искусства, которые, в свою очередь, позволяют другим людям по-новому посмотреть на те или иные исторические события, по-новому их переосмыслить. К сожалению, в школе на уроках мы можем только в меньшей степени знакомиться с историей через художественные образы, да и то фрагментарно, по отдельным событиям. Целостного художественного образа взаимосвязи событий у нас не складывается. Поэтому для нас важно было проследить отражение событий Смутного времени в зеркале искусства в самостоятельной творческой работе, которую мы решили оформить в виде электронной презентации.
Актуальность работы. 2014 г. объявлен годом культуры в Российской Федерации. Государство подчёркивает необходимость привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, а особенно к сохранению культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всём мире. В данном отношении работа по созданию презентации посвящённой отражению событий Смутного времени в зеркале искусства является актуальной. Важной является и практическая направленность работы на использование в школьных курсах истории и МХК.
Цель: разработать презентацию, которая отражает целостный художественный образ взаимосвязи событий Смутного времени. Для достижения поставленной цели нам необходимо было реализовать следующие задачи.
Задачи:
Методическая основа работы. В работе используется общедисциплинарный метод сравнения. Его суть в отношении работы состоит в сравнении произведений искусства с конкретными историческими событиями, что позволяет выявить их взаимосвязь, и, как следствие, наиболее полно проиллюстрировать то или иное событие. Изложение материала в презентации выстроено в хронологической последовательности.
Хронологические рамки исследования. Смутное время – это обозначение периода истории России с 1598 по 1613 год. Таким образом, нижняя граница исследования определена 1598 годом, так как тогда началась Смута. Верхняя же граница определяется современностью, так как события Смутного времени волнуют творцов культуры и в наши дни.
Новизна. Работа представляет собой попытку создания презентации, посвященной отражению событий Смутного времени "в зеркале искусства". Сведений о других подобных презентациях нам обнаружить не удалось.
Практическое значение. Практическое значение работы в том, что её можно будет использовать на образовательно-просветительных мероприятиях, а также в школьных курсах истории и МХК.
Краткая характеристика источников. В работе широко использованы ресурсы сети Интернет, посвящённые событиям Смутного времени и произведениям искусства, а также специальная историческая и культурологическая литература.
Основная часть
В процессе работы для последовательного развёртывания событий Смутного времени в зеркале искусства нами были отобраны портреты, парсуны, скульптуры, гравюры, произведения исторической живописи и литографии. Всего нами было использовано 67 произведений искусства.
В результате сравнения изображённых сюжетов с историческими событиями нами была оформлена презентация из 60 слайдов, раскрывающая знаковые моменты Смуты через произведения искусства.
Заключение
В результате проделанной работы мы узнали о периоде «Смутного времени» (с 1598 по 1613 год) в отечественной истории. В процессе работы над проектом мы изучали специальную литературу, осуществляли поиск в интернете, подбирали нужную информацию и сравнивали её с произведениями искусства. Нам удалось построить презентацию, которая раскрывает события Смутного времени в хронологической последовательности, рассказывает о его участниках, оказавших наибольшее влияние на происходящие события. Также в процессе работы мы познакомились с большим количеством художественных произведений мастеров XVII-XX веков, которые воплотили данную эпоху отечественной истории в своих произведениях. Расширили свое представление об особенностях разных видов искусства, их языке, жанрах и техниках.
Сложность работы по созданию презентации заключается в том, что хотя произведений искусства по данной эпохе довольно много, события, запечатленные в них, не всегда отражают реальное историческое положение вещей. Любой мастер, как человек творческий, имеет право на художественный вымысел. Мы узнали, что мастера разных стилей не одинаково относились к художественному вымыслу. Классицизм, реализм и натурализм требовали достоверности, правдоподобия и ограничивали воображение мастера: произвол авторской фантазии не приветствовался. Барокко, романтизм, модернизм благосклонно относились к праву художника изображать события, невероятные с точки зрения обыденного сознания или законов земной жизни. Поэтому мы очень осторожно отбирали произведения, учитывая направленность на изображение художественных реалий.
Данный проект представляет перспективу для дальнейшей работы, которая является очень важной именно сейчас, когда из человеческой памяти последующих поколений исчезают воспоминания о сложных периодах русской истории, оказавших огромное влияние на дальнейшее развитие нашего государства. А произведения искусства, имеющие способность воздействовать на эмоциональную сферу человека, способны вновь «оживить» нашу генетическую память, помочь «погрузиться» в историческую эпоху, глубже переосмыслить события. Мы поняли, что необходимо привлекать внимание общества к вопросам развития культуры, а особенно к сохранению культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всём мире. Данный материал уже используется в школьных курсах истории и МХК.
Источники
Сказочные цветы за 15 минут
Колумбово яйцо
Как напиться обезьяне?
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Заяц, косач, медведь и весна