Мы сейчас живем в свободной стране, у нас счастливое детство. А как бы повернулся ход истории, если бы ВОВ закончилась победой фашистской Германии? Возможно, мы жили бы в стране, которая являлась колонией Германии. Был бы нам доступен интернет? Передвигались бы мы свободно по стране? Доступно было бы нам образование?
Я часто совершаю поездки в Саратов на экскурсии, затем с удовольствием делюсь своими фотографиями в социальных сетях, с удовольствием посещаю кружок рисования и участвую в различных конкурсах и олимпиадах, вместе с бабушкой я занимаюсь выращиванием роз, организовываю домашние костюмированные праздники, на которые приглашаю одноклассников. Простые и обыкновенные события – это моя жизнь. Я глубоко чту память о тех людях, которые воевали за мое настоящее и будущее, которых могло бы не быть.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota.doc | 84 КБ |
prezentatsiya.ppt | 590 КБ |
XXII областной заочный конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся
«ОТЕЧЕСТВО. Саратовский край в истории России»
Номинация
РОДОСЛОВИЕ
Балтайский муниципальный район
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа села Большие Озерки
«Что такое подвиг?»
Автор:
Чендылова Алина Васильевна__
обучающаяся 6 класса_________
МБОУ СОШ с. Большие Озерки
Научный руководитель:
Усанкина Наталья Алексеевна
учитель химии______________
Саратов - 2020
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1. Памятник «Скорбящая мать» в селе Большие Озерки 4
2. Биографические данные и боевой путь моих прадедов 4
2.1. Головин Владимир Петрович 5
2.2. Колеганов Семен Петрович 6
3. Зал Боевой Славы 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 9
ВВЕДЕНИЕ
21 июня 1941 года фашистская Германия вероломно без объявления войны напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война, которая закончилась 9 мая 1945 года победой Советской армии.
Мы сейчас живем в свободной стране, у нас счастливое детство. А как бы повернулся ход истории, если бы ВОВ закончилась победой фашистской Германии? Возможно, мы жили бы в стране, которая являлась колонией Германии. Был бы нам доступен интернет? Передвигались бы мы свободно по стране? Доступно было бы нам образование?
Я часто совершаю поездки в Саратов на экскурсии, затем с удовольствием делюсь своими фотографиями в социальных сетях, с удовольствием посещаю кружок рисования и участвую в различных конкурсах и олимпиадах, вместе с бабушкой я занимаюсь выращиванием роз, организовываю домашние костюмированные праздники, на которые приглашаю одноклассников. Простые и обыкновенные события – это моя жизнь. Я глубоко чту память о тех людях, которые воевали за мое настоящее и будущее, которых могло бы не быть.
С каждым годом все меньше остается ветеранов – участников ВОВ. Хочется выразить благодарность за их великий подвиг.
Цель моей исследовательской работы: привлечь внимание моих сверстников к подвигу наших предков; сформировать в их мировоззрении глубокое уважение и почитание памяти участникам Великой Отечественной войны.
Задачи: в школьном краеведческом уголке найти материалы об истории создания памятника «Скорбящая мать» в нашем селе;
рассказать одноклассникам о моих прадедах, которые воевали в этой войне. Источники информации - семейные фотоальбомы, воспоминания членов семей, сайты «Мемориал», «Память народа 1941-1945».
подготовить сообщение о Зале Боевой Славы в нашей школе при помощи организатора создания Зала, заместителя директора по воспитательной работе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Великая Отечественная война сейчас история. О ней мы знаем из книг, из фильмов, стихов и песен. Ей посвящена акция «Бессмертный полк». В городах возведены памятники и обелиски защитникам Родины и значимым военным событиям.
1. Памятник «Скорбящая мать» в селе Большие Озерки
В нашем селе тоже есть объект, который является символом и
памятью о жителях нашего округа, участвовавших в этой войне, но не вернувшихся с войны. Жителями села было принято единодушное решение о строительстве памятника к 35-летию Победы. Местом строительства был выбран центр села – откуда в годы ВОВ провожали всем селом на фронт односельчан. В 1978 году участниками войны на месте строительства был заложен первый камень. Построен памятник в 1980 году в центре села на народные средства. Общая площадь памятника – 674 кв. метра. Скульптор – Илясов Александр Егорович.
Всего мемориальных плит – 16, на них высечено имен – 273.
В центре ансамбля высечена фигура матери, символизирующей матерей России. Слева – барельеф солдат, уходящих на фронт, справа – возвращающихся с войны. (Фото №1)
Незабвенна память о наших дедах и прадедах, которые жизней своих не пощадили, но освободили нашу страну от фашистских захватчиков. В знаменательные даты возлагаются цветы к памятнику. Ежегодно эта честь выпадает по праву лучшим ученикам школы.
2. Биографические данные и боевой путь моих прадедов
Эта часть моей работы требовала основательной подготовки.
По словам нашего земляка, поэта-фронтовика Исая Григорьевича Тобольского, война – это, прежде всего, люди. Без внимания поэта не остался ни один эпизод войны. Он сумел правдиво описать и ратные подвиги простых солдат, которые ежедневно видел своими глазами, и скорбь матерей и жён, испытавших горечь утраты, и родной город, на заводах которого день и ночь его земляки работали, приближая победу.
Я познакомилась с творчеством И.Г.Тобольского недавно. Принимая участие в интернет-акции, посвященной 75-летию со Дня Победы, я прочла его стихотворение «Слово о хлебе».
В ходе подготовки проекта, я часто размышляла над вопросами: Кого можно назвать героем? Что такое подвиг?
Александр Матросов, накрывший собой вражеский пулемет – совершил подвиг, Алексей Маресьев, летчик, потерявший в зимнем лесу ноги и вернувшийся на протезах в боевую авиачасть – герой. Женщины-летчицы авиаполка под командованием Марины Расковой, которые проходили обучение в Саратовской авиашколе – совершали подвиг. Немцы со страхом их прозвали «ночные ведьмы».
4
Я хочу рассказать о своих прадедах, которых я никогда не видела, но память о них хранит наша семья.
2.1. Головин Владимир Петрович
Головин Владимир Петрович родился 27 августа 1925 года в селе Чернобулак Саратовской области Балтайского района. Мне он доводится двоюродным прадедушкой. Образование имел – 3 класса, в партии не состоял. Гражданская специальность – крепильщик шахты. Вот на фотографии видим его волевое лицо. (Фото №2)
Владимир Петрович в возрасте 18 лет был призван на фронт 19 мая 1943 года Карабашским районным военкоматом с Челябинского пересыльного пункта в военном звании – допризывник. (Фото №3, №4)
Головин Владимир Петрович прошел славный боевой путь. С сентября 1943 года воевал на Ленинградском фронте в звании красноармейца в должности минометчика 2-ой номер 1097 с/п 326 стрелковой дивизии. Здесь получил первое пулевое ранение. В ноябре 1943 года был награжден медалью «За отвагу», которая была утеряна во время второго ранения. (Фото №5)
Красноармеец Головин В.П. в декабрьских боях 1943 года с немецкими захватчиками показал себя храбрым и отважным бойцом. Несмотря на сильный артиллерийский огонь противника, он беспрерывно вел поражающий огонь по противнику и давал возможность продвижению нашей пехотной роте вперед. Своим минометом уничтожил ручной пулемет противника и 9 немецких солдат. (Фото №6)
Во время наступления под Псковом в 1944 году Владимир Петрович продолжал служить минометчиком. По заданию командира оттаскивал раненых от проволоки. Был ранен в грудь. Второе ранение было тоже пулевое, сквозное, тяжелое. По заключению врачей Головин останется инвалидом с поврежденным позвоночником. Начальник госпиталя №1374 подполковник медицинской службы Васильев, заместитель по политчасти э.г. №1374 гвардии майор Королев и представитель кадров III-го Прибалтийского фронта гвардии майор Павлюк 14 июня 1944 года написали представление на награждение Владимира Петровича орденом Славы III степени. (Фото №5)
Немного оправившись от тяжелого ранения, дедушка продолжил сражаться на фронтах Отечественной войны. 22 февраля 1944 года, преследуя противника, Головин напал на немецкую засаду и не растерялся, из автомата сразил трех немецких солдат. За то, что он в боях с немецкими захватчиками показал себя стойким и мужественным бойцом, Родина его наградила медалью «За боевые заслуги». (Фото №7)
Ниже следует боевой путь моего прадедушки Головина Владимира Петровича:
Прорыв блокады Ленинграда 12.01.43 - 30.01.43 г. Красноборско-Смердыньская наступательная операция 10.02 - 23.02.43 г. Боевые действия в
5
составе Ленинградского фронта 22.02.1943 - 22.02.1943. Боевые действия в
составе ЛенФ 27.02.1943 - 27.02.1943. Боевые действия в составе ЛенФ 03.03.1943 - 03.03.1943. Боевые действия в составе ЛенФ 13.04.1943 - 13.04.1943. Боевые действия в составе ЛенФ 15.04.1943 - 15.04.1943. Боевые действия в составе ЛенФ 20.04.1943 - 20.04.1943. Боевые действия в составе ЛенФ 08.05.1943 - 08.05.1943. Боевые действия в составе ЛенФ 19.05.1943 - 19.05.1943 г.
За смелость и отвагу он был награжден медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
После тяжелого ранения, которое он получил в 1944 году, вернулся в родное село, женился в 1947 году. Работал в колхозе конюхом. Прожил счастливую и спокойную жизнь в своем селе и умер в 1992 году.
О моем двоюродном прадедушке мне рассказали прабабушка и бабушка. Как жаль, что он не дожил до наших дней. Мне так хочется прижаться к родному плечу и слушать неторопливые рассказы о войне. Я смотрю на довоенные фотографии с загнутыми уголочками, изрядно пожелтевшие от времени и совсем непохожие на современные цветные, и, как будто бы, погружаюсь совсем в другую эпоху…
Колеганов Семен Петрович
Мой прадедушка Колеганов Семён Петрович родился в селе Журавлиха в 1905 году. В июле 1941 года ушел на фронт, а в декабре 1941 года семья получила документ, что Семен Петрович пропал без вести. Уже после войны сослуживец из села Донгуз Балтайского района сообщил, что прадед погиб под городом Калинин. Дома остались жена и трое детей.
Бабушка рассказывала, что все мужчины из деревни ушли защищать Родину, а вернулось меньше половины. А моя прабабушка так и не дождалась своего любимого.
Мой прадед не совершил громкого, известного подвига, о котором писали книги, слагали стихи или показывали фильмы. Но каждый день, проведенный в окопе, под дождем, снегом и палящим солнцем на протяжении многих месяцев, под обстрелом вражеских пуль, собой преграждая путь врагу – это самый настоящий подвиг, который будет жить в моем сердце! (Фото №8)
Все ребята внимательно и с почтением слушали мое повествование. А
я испытывала гордость, и ощущение частички подвига моих героев-прадедов.
3. Зал Боевой Славы
2020 год по указу Президента был назван Годом Памяти и Славы.
Многие мероприятия в нашей школе посвящены 75-летию со дня Победы. Особенно мне запомнился классный час «Блокадный хлеб». Мы воочию увидели маленький кусочек хлеба, которым доставался детям Ленинграда в ту жестокую войну.
6
Также событием для нас было создание Зала Боевой Славы, где
размещен материал об участниках Великой Отечественной войны, наших односельчанах. 64 фотографии с описанием биографических данных и боевого пути наших земляков размещены на экспозиции. (Фото №9)
Здесь представлена информация о защитниках Брестской крепости, об участниках обороны Сталинграда, штурма Берлина, оставивших свою подпись на Рейхстаге, о целых семьях, поднявшихся на защиту своих родных - это братья Молчановы, Филипповы, Слатовы, о женщинах – участницах ВОВ – Склеминой Лидии Ивановне.
Волнение и гордость испытывали мои одноклассники, встречая в списках погибших земляков своих прадедов.
7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многие ребята воспринимают мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне абстрактно, как урочные знания. Где-то, когда-то была война, одна из многих. И эта война ничем не отличалась от остальных в нашем понимании. Но проект, выполненный мной, их сверстницей, оставил сильное впечатление в сознании моих одноклассников. Они ощутили прикосновение истории через поколения моей семьи.
Ежегодно весной и осенью мы приводим в порядок территорию памятника, очищаем от сухих листьев и веток. 1 сентября и 25 мая возлагаем цветы к памятнику. Такая сложилась традиция в нашей школе. Большинство из нас делают это, не задумываясь, потому что так надо. После защиты моего проекта ребята нашей школы заинтересовались фамилиями, выбитыми на плитах, некоторые находили своих родственников. Они по-настоящему испытали причастность своих семей к великому историческому событию. Поэтому, я считаю, что проделала важную работу.
8
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Сайт «Мемориал»
2. Сайт «Память народа 1941-1945»
3. Архив школьного краеведческого уголка
4. Воспоминания родных
Слайд 1
ХХ II областной заочный конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «ОТЕЧЕСТВО. Саратовский край в истории России» Номинация РОДОСЛОВИЕ Балтайский муниципальный район Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа села Большие Озерки «Что такое подвиг?» Автор: Чендылова Алина обучающаяся 6 класса МБОУ СОШ с. Большие Озерки Научный руководитель: Усанкина Наталья Алексеевна учитель химии Саратов -2020Слайд 2
Фото №1. Памятник «Скорбящая мать» в селе Большие Озерки
Слайд 3
Фото №2. Головин Владимир Петрович
Слайд 4
Фото №3. Учетно-регистрационная карточка №386 Документ сайта «Память народа 1941-1945»
Слайд 5
Фото №4. Учетно-регистрационная карточка №386 Документ сайта «Память народа 1941-1945»
Слайд 6
Фото №5 . Наградной лист Документ сайта «Память народа 1941-1945»
Слайд 7
Фото №6. Наградной лист Документ сайта «Память народа 1941-1945» Запись под цифрой 9 свидетельствует о боевом подвиге Головина В.П.
Слайд 8
Фото №7 . Наградной лист Документ сайта «Память народа 1941-1945» Запись под цифрой 1 свидетельствует о награждении Головина В.П. медалью «За боевые заслуги»
Слайд 9
Фото №8. Мой прадедушка – Колеганов Семен Петрович
Слайд 10
Фото №9. Зал Боевой Славы
Зимовье зверей
Ночная стрельба
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)