Проект на тему " Прочь с дороги все,что портит нашу речь!". Продукт проекта-видеофильм.
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_proekt.docx | 19.47 КБ |
на тему «Прочь с дороги всё, что портит нашу речь!»
по русскому языку
обучающейся 9 класса
Степаньковой Марины Николаевны
д.Мушковичи
2019
ПАСПОРТ ИТОГОВОГО ПРОЕКТА
Название проекта | «Прочь с дороги всё, что портит нашу речь» |
Руководитель проекта | Панова Светлана Владимировна |
Участник проекта | Степанькова Марина Николаевна |
Учебный предмет, в рамках которого проводился проект | Русский язык |
Возраст обучающегося | 15 лет |
Тип проекта | Социальный,творческий. |
Цель проекта | Формирование негативного отошения к использованию ненормативной лексики у обучающихся МБОУ Мушковичской ОШ. |
Задачи проекта | 1.Изучить историю возниковения нецензурной лексики и ее влияние на жизнь и здоровье человека. 2. Провести анонимное анкетиование среди обучающихся нашей школы . 3.Проанализировать результаты анкетирования,сделать выводы. 4.Разработать рекомендации по борьбе со сквернословием. 5.Написать сценарий ролика о вреде нецензурной лексики. 6.Записать ролик о вреде нецензурной лексики и разместить его на школьном сайте. |
Вопросы проекта | 1.Может ли современная молодёжь обойтись без мата? 2.Почему и в каких случаях используется мат? 3. Как бороться с сквернословием? 4.Как и откуда появился мат в русской речи? 5. Может ли мат повлиять на нашу жизнь и здоровье? |
Аннотация ( актуальность, значимость на уровне школы, проблема,краткое описание) | Словесная распущенность в наши дни приобретает ужасающие масштабы. Очень часто приходится слышать от родителей и учителей жалобы на то, что обучающиеся употребляют в своей речи нецензурную лексику Я прислушалась к речи обучающихся нашей школы и сделала вывод, что нецензурную лексику употребляют даже обучающиеся начальных классов. Нецензурную брань можно услышать в любом месте: по радио,по телевизору,на улице. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Не случайно за сквернословие в общественных местах во всех законодательствах мира предусмотрено административное наказание.Но это не помогает решить проблему.Перед всеми нами встаёт вопрос:как реагировать на нецензурную лексику? Что делать:ругаться в ответ или попытаться остановить ругающегося? По-моему,использование нецензурной лексики становится серьезной проблемой. Эта проблема очень актуальна для нашей школы: обучающиеся всех возрастов используют в своей речи нецензурную лексику. Решение проблемы: привлечение внимания обучающихся к вреду использования нецензурной лексики, пропаганда культуры речи. |
Время работы над проектом | Два месяца |
Продукт проекта | Диск с роликом о вреде нецензурной лексики. |
Где может использоваться | На уроках русского языка,внеклассных мероприятиях, родительских собраниях |
Этапы работы над проектом | 1. Поисковый:определение проблемы,тематического поля проекта,цели,задач. 2.Аналитический: анализ имеющейся информации. 3. Практический:проведение анкетирования,сочтавление сценария ролика,запись ролика. 4.Презентационный: подготовка проекта к презентации. |
Год разработки | 2019г |
Описание проекта:
Словом можно убить, словом можно спасти ,
словом можно полки за собой повести…
В.Шефнер
Словесная распущенность в наши дни приобретает ужасающие масштабы. Очень часто приходится слышать от родителей и учителей жалобы на то, что обучающиеся употребляют в своей речи нецензурную лексику Я прислушалась к речи обучающихся нашей школы и сделала вывод, что нецензурную лексику употребляют даже обучающиеся начальных классов. Нецензурную брань можно услышать в любом месте: по радио,по телевизору,на улице.
Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Не случайно за сквернословие в общественных местах во всех законодательствах мира предусмотрено административное наказание.Но это не помогает решить проблему. Перед всеми нами встаёт вопрос:как реагировать на нецензурную лексику? Что делать:ругаться в ответ или попытаться остановить ругающегося?
По-моему,использование нецензурной лексики становится серьезной проблемой.
Проблема:засорение нашей речи ненормативной лексикой, что приводит к бездуховности и отсутствию культуры поведения у обучащихся.
Эта проблема очень актуальна для нашей школы: обучающиеся всех возрастов используют в своей речи нецензурную лексику.
Решение проблемы: привлечение внимания к вреду использования нецензурной лексики, пропаганда культуры речи.
При работе над проектом я хотела бы ответить на следующие вопросы:
1.Может ли современная молодёжь обойтись без мата?
2.Почему и в каких случаях используется мат?
3. Как бороться с сквернословием?
4.Как и откуда появился мат в русской речи?
5. Может ли мат повлиять на нашу жизнь и здоровье?
Я решила выбрать именно эту тему для своего проекта.,так как она очень значима и актуальна в 21 веке.
Перед тем как начать работу я поставила перед собой цель: формирование негативного отошения к использованию ненормативной лексики у обучающихся МБОУ Мушковичской ОШ.
Задачи:
.Изучить историю возниковения нецензурной лексики и ее влияние на жизнь и здоровье человека.
2. Провести анонимное анкетиование среди обучающихся нашей школы .
3.Проанализировать результаты анкетирования,сделать выводы.
4.Разработать рекомендации по борьбе со сквернословием.
5.Написать сценарий ролика о вреде нецензурной лексики.
6.Записать ролик о вреде нецензурной лексики и разместить его на школьном сайте.
В народе говорят, что страшен нож не за поясом, а на конце языка, поэтому так хочется верить, что люди поймут, что слово несет в своей сущности или созидание, или разрушение. И что от мышления и слов человечества зависит их здоровье и здоровье планеты Земля, нашего космического дома, единого для всех людей Земли в необъятных просторах Вселенной.
В заключение хочу добавить, что нужно ограничить себя и своих близких от сквернословия, ведь недаром еще наши предки запрещали эти слова, накладывали на них так называемое табу. Не имея современного образования, они несомненно имели больше знаний о душе и о вреде ненормативной лексики.
Я надеюсь, что проделанная мною работа не пройдёт мимо обучающихся моей школы и хоть несколько человек мне удастся убедить, что русская речь прекрасна и разнообразна и без всяких противных и грубых слов.
Я планирую в дальнейшем сеять цикл роликов “ Прочь с дороги все,что портит нашу речь”,но уже в другом образовательном учреждении.
Сценарий передачи:
Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу.
Борис Васильев.
Здравствуйте, дорогие зрители. С вами Степанькова Марина,ученица Мушковичской школы. Я предлагаю вашему внимание первый выпуск передачи” Прочь с дороги все, что портит нашу речь”.Первый выпуск я посвящаю проблеме нецензурной лексики.
Нецензурная лексика – это грубые бранные выражения. Нецензурная лексика прочно вошла в нашу жизнь. К сожалению, большинство граждан не представляют свою речь без нецензурных выражений.
Подсчитано,что в течение своей жизни человек употребляет ругательные слова примерно 230 тысяч раз.
А всё потому, что человек хочет казаться «круче», хочет показать себя. Человек употребляет нецензурную лексику для привлечения внимания. Ещё из-за того, что недостаточно развит словарный запас.
Я провела анкетирование в нашей школе, по его итогом я поняла, большинство учащихся ругаются матом, больше матом ругаются учащиеся старших классов, но и малыши не остались в стороне: всё-таки 35% учеников начальных классов используют мат в своей речи. Конечно, не все ученики ответили честно на вопросы анкеты. Остались и те, которые не могут признать свою проблему. Большинство учащихся ругаются матом ,когда у них что- то не получается и они очень эмоциональны. Они просто не могут найти другого выхода из ситуации. Они считают, что легче всего обругать себя или другого собеседника матом, нежели постараться устранить эту проблему.
Хочу кратко рассказать вам об истории возникновения мата.
Откуда же появился мат в русской речи? Ранее считали, что исток мата происходит от татаро-монголов, но современные ученые считают, что причиной появления мата стали языческие верования Древних римлян, когда были популярны разные жертвоприношения, разврат и блуд. Именно те заклинания, произносимые у костров и стали основой современного мата.
Получается, что мат- это связь с плохими демонами, выражение грязи, мерзости и пакости. После появление Христианства, за мат стали вводить наказания, а в 1648 году был принят указ, строго запрещающий распевать матерные песни на свадьбах. Порой сквернословие наказывалось смертельной казнью, что привело почти к исчезновению мата в Древней Руси на триста-четыреста лет. В конце 19 века мат набрал популярность среди пролетариата, а после революции даже среди слоев интеллигенции, из-за чего ввели наказание в виде отбывания пятнадцати суток за решеткой.
Конечно, нас сейчас в школах учат красивой речи. Но очень тяжело соблюдать все правила ,когда нас повсюду окружает нецензурная брань.
Взять ,например, ту же музыкальную группу «Ленинград», прославившуюся своей «культурой» речи, или, например, русского поэта Баркова Ивана Семеновича- автора эротических од, который просто не может обойтись в своих произведениях без мата!
Давайте спросим у обучающихся и учителей нашей школы: как они относятся к нецензурной лексике.
1. Фролов Илья,обучающийся 7 класса.
-Илья,как ты относишься к тому,что многие ребята используют в своей речи нецензурную лексику?Упогребляешь ли ты нецензурную брань в повседневной жизни?
Ответ:
-Как ты думаешь, что надо сделать, чтобы люди перестали ругаться матом?
Ответ:
2. Безбородова Дарья, обучающаяся 4 класса.
-Даша,как ты относишься к тому,что многие ребята используют в своей речи нецензурную лексику?Упогребляешь ли ты нецензурную брань в повседневной жизни?
Ответ:
-Как ты думаешь, что надо сделать, чтобы люди перестали ругаться матом?
Ответ:
3. Викторкина Ирина Викторовна,учитель русского языка и литературы.
-Ирина Викторовна,как вы относитесь к тому,что многие ребята используют в своей речи нецензурную лексику?
Ответ:
-Как вы думаете, что надо сделать, чтобы люди перестали ругаться матом?
Ответ:
Интересно,влияет ли как- нибудь мат на здоровья человека? Проблема в том, что необязательно браниться самому, достаточно нечаянно услышанной ругани, из-за чего страдают заболеваниями и люди, живущие в окружении матерщинников.
Если вы заметили, то люди, употребляющие матерные слова, изменяются, особенно это видно на женщинах, они становятся грубыми и более мужеподобными. Как ни странно сквернословие среди мужчин и женщин может сопровождаться бесплодием, это уже научно доказано,мужчины приобретают урологические заболевания.
Мат убивает душу человека, компания людей, которая постоянно использует сквернословие, уже смеется над словами: любовь, жалость, доброта. Человек не видит в них заложенного понятия. Слово имеет большую силу, оно может вылечить или даже убить человека, без слов, человек не может обойтись. Это разумное проявление своих мыслей и действий. Следите за своей речью, не разрушайте свою жизнь и жизнь окружающих вас людей!
Существует множество интересных фактов про нецензурную брань.
Оказывается , человек, имеющий повреждения мозга, из-за которых ему трудно говорить, при этом прекрасно матерится. Есть еще одно наблюдение: заики не заикаются на матах. Верующие считают, что мат - это проявление одержимости. При проблемах с мозгом, с разумом, контроль человека ослабевает, и демоны берут верх.
Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. Значит,нецензурная лексика способна отравить наш организм.
Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь по электромагнитным каналам. Одни слова оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервы генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.
Группа ученых под руководством доктора биологических наук И. Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. В ходе изучения влияния на растения слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена погибли, а выжившие стали генетическими «уродами», не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!
Что же делать?
1.Заведите словарь хороших слов. Недостаточно решения не говорить плохого, надо учиться по-новому выражать эмоции.
2.Сообщите знакомым, чтобы перестали сквернословить в вашем присутствии. Если кто-то продолжает упорствовать, перестань общаться с таким человеком. Слова, увслышанные несколько раз, запоминаются, превращаются в мысли, а затем просятся наружу, и все идет по второму кругу. Поэтому избегайте людей, не желающих очищаться от внутренней скверны.
3.Перестаньте посещать места и просматривать передачи, где используется ненормативная речь.
4.Для очистки лексикона читайте книги классиков.
5.Заведите новые знакомства. Какое окружение сможете создать, такой станет и речь.
7.Пишите сочинения или ведите дневник. Письменную речь легче контролировать, потому что достаточно времени для обдумывания. Практикуйтесь в течение месяца и окружающие поразятся изменениям внутри вас.
Я вам рассказала про актуальную в сегодняшнее время тему ! Надеюсь ,что вы для себя сделали правильные выводы и в дальнейшим, как можно реже будете употреблять ненормативную лексику, а ,возможно, и вовсе уберёте её из своей жизни! В будущем я планирую снять цикл роликов « Прочь с дороги всё, что портит нашу речь» и рассказать о других словах, которые засоряют нашу речь, но уже в другом образовательном учреждении. Всем большое спасибо! До скорых встреч!
Хитрость Дидоны
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Лягушка-путешественница
Снежный всадник
Филимоновская игрушка