Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – зарождающийся листок на ветвях большого дерева. Родители – это ветви, которые составляют крону дерева, а огромный мощный ствол - это семья. Земля - это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решила раскрыть некоторые моменты истории моей семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
bizheechi.docx | 27.59 КБ |
bizheechi._k_otechestvu.pptx | 103.12 КБ |
МБОУ Алдан-Маадырская СОШ имени Ооржака Т-Б.А.
Сут-Хольского кожууна Республики Тыва
Школьный этап Всероссийского конкурса исследовательских
краеведческих работ обучающихся «ОТЕЧЕСТВО»
Номинация: "Родословие"
Исследовательская работа
«ИСТОРИЯ МОЕГО РОДА – ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОЙ ТУВЫ»
Выполнила: Куулар Арияна Алиевна,
учащаяся 9 класса
Руководитель: Куулар Аяна Анатолийевна,
учитель географии
с. Алдан-Маадыр, 2021 г.
Оглавление
1. Введение
2. Кровавые страницы истории
3. Родословная семьи
4. Конь падет - коновязь останется, Отец умрет - сын останется
5. Заключение
6. Библиография
Введение
Я думаю, что каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи, еще в древности тувинцы говорили: «Тоогу билбес – тоорээр, торел билбес – турээр» («Кто не знает свою историю - блуждает, кто не знает свою родню - голодает»).
Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – зарождающийся листок на ветвях большого дерева. Родители – это ветви, которые составляют крону дерева, а огромный мощный ствол - это семья. Земля - это тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим, я решила раскрыть некоторые моменты истории моей семьи.
В моей родословной нет людей, вершивших судьбу тувинского народа. Но среди них были достойные, уважаемые люди. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.
Актуальность данной темы вижу в том, что через изучение истории своего рода восстанавливаются и укрепляются родственные связи, вживую постигается история своей малой родины.
Гипотеза: если я изучу и восстановлю историю рода, то смогу понять, как исторические события отразились на судьбе моей семьи.
Предмет исследования: род Кууларов.
Объект исследования: родословная семьи по ветви Куулар.
Цель исследования: узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.
Задачи: изучение методики составления родословной, поиск сведений о членах семьи, составление поколенных списков и генеалогического древа.
Интерес к этой теме был вызван тем, что предстояла деятельность, связанная с исследованием, имеющим непосредственное отношение ко мне самой.
Методы исследования: изучение исторических документов, семейных архивов, воспоминаний, дневников, писем, документов, фотографий, интервьюирование родственников, поиск информации в Интернете, сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что я стану хранительницей истории своего рода, смогу рассказать своим потомкам о наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться.
Этапы работы
Правильно составить свою родословную это процесс долгий и сложный, без соответствующих знаний и умений практически невозможный. Поэтому моя работа предусматривала несколько этапов:
Первый этап – теоретический. Заключался в изучении литературы для расширения историко-культурного кругозора, необходимого для грамотного выполнении работы.
Второй этап – практический. Заключался в составлении:
· картотеки своих родственников – на каждого из них я составила отдельную карточку, где записывала основные сведения о жизни каждого своего родственника;
· поколенного списка и генеалогического древа рода Куулар.
Третий этап -обработка собранного материала и написание работы.
Кровавые страницы истории
Этим летом я прочитала книгу Александра Ондара «Бижээчи». Это повесть о юном Тежекене, способном послушнике буддийского монастыря, связывавшего свое будущее с религией. Повесть рассказана устами 19-летнего юноши, который открывает новые факты из страниц истории восстания 60 богатырей. Юный Тежекен в 80-ые годы 19-го столетия становится невольным свидетелем нечеловеческих пыток, истязаний шестидесяти отчаянных смельчаков, восставших против власти и потерпевших жестокое поражение. Познав горькую правду жизни, Тежекен, прослывший в народе как Бижээчи – писарь, мучительно размышляет о несправедливости этого мира. Под воздействием грозных событий меняются его мысли, взгляды на жизнь, его жизненная позиция.
Восстание 60-ти богатырей - одно из наиболее крупных выступлений в истории тувинского национально-освободительного движения против маньчжуро-китайской власти.
Восстание проходило в 1883-1884 годах в долине реки Хемчик и было направлено против колониального и феодального гнёта. Руководителями были араты Самбажык, Кожагар-Комбулдай и мелкий чиновник Дажыма. Общее количество непосредственных участников доходило до 300 человек.
Восставшие намеревались освободить из-под власти тувинских чиновников и маньчжуро-китайских завоевателей два самых многочисленных хошуна Тувы и установить в них свою власть. Они совершали налёты на феодалов и торговцев, угоняли у них скот и раздавали беднякам. Осенью 1884 года всетувинский староста — амбын-нойон — провёл мобилизацию населения во всех хошунах, где не было восстания. Созданный Империей Цин карательный отряд в составе 300 человек во главе с чиновником Тарлуком двинулся в Сут-Холь для подавления восстания.
В ноябре 1884 года восстание было подавлено. Всех пленных свезли к устью Чыргакы, подвергли пыткам. В марте 1885 года были казнены в Улясутае 43 активных участника восстания. Головы казнённых по распоряжению улясутайского цзянь-цзюня перевезли в Туву и выставили на шестах у больших дорог и перевалов для устрашения людей.
История восстания 60 богатырей отражена в стихах и песнях, в фильмах и книгах, несмотря на то, что прошло более века со дня этих кровавых событий и заставляет задуматься о прошлом, без которого нет настоящего и будущего.
Родословная семьи
После прочтения данной повести, мой дедушка рассказал интересную историю. Оказывается, главный герой повести Тежекен является моим предком по отцовской линии. Этот факт заинтересовал меня, и я захотела исследовать свою родословную.
Повесть заканчивается эпилогом, где говорится, что Ондар Тежекен Онакай оглу умер в 1952 году в возрасте 84 лет. Его первая любовь Салчынмаа умерла рано, в возрасте 16 лет. В течение многих лет Тежекен хранил верность своей любви и женился поздно, когда ему было за 40 лет. Повесть на этом заканчивается и далее не известна судьба главного героя и его семьи.
Поэтому у меня возник естественный интерес, а что же стало с главным героем повести Тежекеном и как сложилась его дальнейшая судьба.
С этой целью я поговорила со старшими родственниками, покопалась в семейном архиве, посмотрела старые фотографии, узнала многое, но имя жены Тежекена так и осталась неизвестной.
Ондар Тежекен Онакай оглу с женой не могли иметь собственных детей, поэтому они удочерили двух девочек: старшую звали Куулар Кускелмаа Тежекеновна, младшая – Ондар Ала-Хой Тежекеновна.
Сестры выросли красивыми, высокими, статными. Они были очень аккуратными, работящими, хлебосольными и гостеприимными хозяйками. Были уважаемыми и почитаемыми своими земляками.
Куулар Кускелмаа Тежекеновна и Куулар Баян-оол Кара-Баштыгович стали родителями десятерых детей. Кускелмаа Тежекеновна была настоящей хранительницей домашнего очага, занималась воспитанием детей. Баян-оол Кара-Баштыгович работал паромщиком, переправлял жителей сумона через реку Хемчик.
Старшая дочь – Ондар Доокур Баян-ооловна, окончила Кызылский кооперативный техникум, много лет проработала кассиром совхоза Алдан-Маадыр, выйдя на пенсию до конца своих дней занималась развитием личного подсобного хозяйства. У нее 4 детей, 9 внуков и 2 правнуков.
Старший сын – Куулар Шоопур-оол Баян-оолович, работал электромонтером, шофером. Трагически погиб в молодом возрасте. У него 2 дочери, 4 внуков, 5 правнуков.
Средняя дочь – Сереп Чолаачы Баян-ооловна, работала поваром. У нее 3 детей, 4 внуков, 5 правнуков.
Средняя дочь – Камлюк Валентина Баян-ооловна, работала поваром. У нее 3 детей, 6 внуков и 2 правнуков. Муж Валентины родом из Брянска, много лет проработал шофером в совхозе Алдан-Маадыр.
Младшая из дочерей – Ооржак Спирина (Елизавета) Баян-ооловна, работала продавщицей. Имеет 3 детей, 8 внуков и 7 правнуков.
Средний сын – Куулар Владимир Баян-оолович работал шофером совхоза Алдан-Маадыр. У него 2 детей, 4 внуков.
Средний сын – Куулар Юрий Баян-оолович, работал трактористом совхоза Теве-Хая, сейчас на пенсии. Имеет 1 дочь.
Средний сын – Куулар Анатолий Баян-оолович, много лет работал электриком совхоза Алдан-Маадыр, в настоящее время занимается подсобным хозяйством, имеет 3 детей, 7 внуков.
Средний сын – Куулар Вячеслав Баян-оолович, был капитаном милиции, рано трагически погиб. У него 3 детей, 3 внуков.
Младший сын – Куулар Игорь Баян-оолович, работал в милиции, а позднее адвокатом. В результате тяжелой болезни скончался в молодом возрасте. У него 2 детей, 3 внуков.
Кроме своих детей Кускелмаа Тежеконовна и Баян-оол Кара-Баштыгович вырастили еще и сына своего брата Куулара Идам-Сурун Кара-Баштыговича Сергея Идам-Суруновича. Он всю жизнь работал водителем. Вместе с женой Майей Дозур-ооловной родили и достойно воспитали 5 детей, 11 внуков, 10 правнуков.
У Ала-Хой Тежекеновны единственный сын – Ондар Гагарин Назын-оолович. Он работал водителем в совхозе Алдан-Маадыр, сейчас работает водителем в МБОУ Алдан-Маадырской СОШ. Его жена – Ондар Екатерина Ыйдымбууевна – директор МБОУ Алдан-Маадырской СОШ. Они родители 3 детей и 4 внуков.
Конь падет - коновязь останется, Отец умрет - сын останется…
(Аът олур - баглаажы артар, Ада олур - оглу артар)
Жизнь многодетной семьи не была простой. Изначально семья занималась животноводством, проживали в живописных местах Кошпес, Ара-Арга, Манчурек, Ак-Оруу. С началом коллективизации они сдали свой скот молодому колхозу и переехали жить в село. Многодетной семье дали дом – однокомнатная избушка с земляным полом. Мой дед говорит, что жили они не богато, но семья была дружная «в тесноте, да не в обиде». Старшие дети заботились о младших, все были дружные, любили и уважали друг друга. Дети рано начали трудиться наравне со взрослыми, каждый член семьи старался внести посильный вклад в семейный бюджет. В период становления молодого совхоза работы всем хватало. Постепенно дети выросли, получали профессию, создавали свои семьи и покинули отчий дом.
В этом году прабабушке Кускелме Тежекеновне исполнилось бы 100 лет, а прадеду Баян-оолу Кара-Баштыговичу – 110 лет.
Хотя наших уважаемых прадеда и прабабушки давно уже нет с нами, они оставили после себя большой след – своих детей, внуков и правнуков.
Всего потомков Баян-оола Кара-Баштыговича и Кускелмы Тежекеновны 108 человек: 10 детей, 26 внуков, 48 правнуков, 24 праправнуков. Из десятерых детей в наши дни в живых остались только двое – Юрий и Анатолий.
Потомки наших предков живут в разных уголках нашей республики и за пределами Тувы, работают в разных отраслях народного хозяйства. Среди них кого только нет: учителя, врачи, работники правоохранительных органов, юристы, медицинские работники, чабаны, водители, работники торговли, муниципальные служащие, экономисты, журналист и т.д.
Заключение
Родословная - семейная реликвия, которая передается из поколения в поколение. Она - связующая нить между отцом и сыном, матерью и дочерью, дедом и внуком… Всем известно, чем больше мы знаем о своем прошлом, тем с большим вниманием присматриваемся к будущему. Мы не просто живем, мы продолжаем историю собственного рода и одновременно создаем свою.
Работая над составлением родословной нашей семьи, я собрала и изучила различные источники: письменные, вещественные, устные, фотодокументы.
За время работы с различными материалами мной составлена родословная семьи, которая включает 6 поколений и насчитывает порядка 120 человек. Исторические события Тувы отразились на судьбе моей семьи:
1. В феодальной Туве мой прапрадед Ондар Тежекен Онакай оглу был послушником буддийского монастыря, намеревался связать свою судьбу с религией.
2. 80-ые годы 19-го столетия Ондар Тежекен становится невольным свидетелем нечеловеческих пыток, истязаний шестидесяти отчаянных смельчаков, восставших против внешнего и внутреннего ига и потерпевших жестокое поражение. Его, как грамотного человека, наряду с другими послушниками монастыря, заставили трудиться писарем во время суда над восставшими. Видя страдание людей и несовершенство судебной (карательной) системы («тос эрии» или «девять пыток»), он мучительно размышляет о несправедливости этого мира. Под воздействием грозных событий меняются его мысли, взгляды на жизнь, его жизненная позиция.
3. В эпилоге повести говорится о том, что Ондар Тежекен Онакай оглу всеми силами поддерживал становление молодой Тувинской Народной Республики (ТНР). В 1930 году помогал сыну Шокар-Чалана, известному ламе Монгушу Лопсан-Чинмиту, в создании тувинского алфавита. Работая над книгой автор Александр Ондар много работал с архивными материалами, поэтому в подлинности приведенных в повести фактов сомневаться не приходится.
4. Во время Великой Отечественной войны в помощь Красной Армии он выделил десятки голов скота, таким образом, внес свой вклад в победу над фашизмом.
5. Потомки Ондар Тежекен Онакай оглу являются частью прошлой и нынешней истории нашей Тувы, вносили и вносят свой вклад в развитие нашей Родины в целом и Республики Тыва в частности.
Главным итогом своей работы я считаю:
- воссоздание нашей родословной со стороны моего отца до 6 колена;
- создание генеалогического древа рода Куулар;
- создание поколенных списков рода Куулар;
Конечно, в моей работе есть белые пятна, еще много предстоит узнать и проверить, поработать с архивными документами.
При написании работы возникли трудности, так как многих наших предков, которые являются свидетелями событий прошлого уже нет в живых. Но это только повышает ценность данной работы и требует ее продолжения и постоянного обновления, ведь жизнь не стоит на месте, происходит постоянная смена поколений.
В данной работе я узнала своих предков со стороны прабабушки Куулар Кускелмы Тежекеновны. Далее я хочу провести аналогичное исследование со стороны прадедушки Куулар Баян-оол Кара-Баштыговича.
Библиография
1. А.С. Ондар. Писарь. Повесть. – Кызыл: Тувинское книжное издательство им. Ю.Ш. Кюнзегеша, 2018.
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Алдан_Маадыр
4. Фотоархив Куулар Уран Токпак-ооловны.
5. Информаторы: Куулар Анатолий Баян-оолович
Куулар Уран Токпак-ооловна
6. Материалы из презентации повести «Бижээчи» от 22.11.2018г., проведенной в Национальном музее РТ имени «Алдан-Маадыр»
7. Материалы из презентации повести «Бижээчи» в МБОУ Алдан-Маадырской СОШ от 06.04.2019 г.
Слайд 1
Школьный этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «ОТЕЧЕСТВО» Номинация: "Родословие" Исследовательская работа «ИСТОРИЯ МОЕГО РОДА – ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОЙ ТУВЫ» Выполнила: Куулар Арияна Алиевна , учащаяся 9 класса Руководитель: Куулар Аяна Анатолийевна , учитель географииСлайд 2
Кто не знает свою историю - блуждает, кто не знает свою родню – голодает. Тувинская народная мудрость
Слайд 3
Актуальность данной темы вижу в том, что через изучение истории своего рода восстанавливаются и укрепляются родственные связи, вживую постигается история своей малой родины. Гипотеза: если я изучу и восстановлю историю рода, то смогу понять, как исторические события отразились на судьбе моей семьи. Предмет исследования: род Кууларов . Объект исследования: родословная семьи по ветви Куулар . Цель исследования: узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений. Задачи: изучение методики составления родословной, поиск сведений о членах семьи, составление поколенных списков и генеалогического древа.
Слайд 4
Методы исследования: изучение исторических документов, семейных архивов, воспоминаний, дневников, писем, документов, фотографий, интервьюирование родственников, поиск информации в Интернете, сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что я стану хранительницей истории своего рода, смогу рассказать своим потомкам о наших предках, о тех людях с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться. Этапы работы Первый этап – теоретический . Заключался в изучении литературы для расширения историко-культурного кругозора, необходимого для грамотного выполнении работы. Второй этап – практический . Заключался в составлении: · картотеки своих родственников – на каждого из них я составила отдельную карточку, где записывала основные сведения о жизни каждого своего родственника; · поколенного списка и генеалогического древа рода Куулар . Третий этап - обработка собранного материала и написание работы.
Слайд 5
Заключени е Родословная - семейная реликвия, которая передается из поколения в поколение. Она - связующая нить между отцом и сыном, матерью и дочерью, дедом и внуком… Всем известно, чем больше мы знаем о своем прошлом, тем с большим вниманием присматриваемся к будущему. Мы не просто живем, мы продолжаем историю собственного рода и одновременно создаем свою. Работая над составлением родословной нашей семьи, я собрала и изучила различные источники: письменные, вещественные, устные, фотодокументы .
Слайд 6
За время работы с различными материалами мной составлена родословная семьи, которая включает 6 поколений и насчитывает порядка 120 человек. Исторические события Тувы отразились на судьбе моей семьи: 1. В феодальной Туве мой прапрадед Ондар Тежекен Онакай оглу был послушником буддийского монастыря, намеревался связать свою судьбу с религией. 2. 80-ые годы 19-го столетия Ондар Тежекен становится невольным свидетелем нечеловеческих пыток, истязаний шестидесяти отчаянных смельчаков, восставших против внешнего и внутреннего ига и потерпевших жестокое поражение. Его, как грамотного человека, наряду с другими послушниками монастыря, заставили трудиться писарем во время суда над восставшими. Видя страдание людей и несовершенство судебной (карательной) системы, он мучительно размышляет о несправедливости этого мира. Под воздействием грозных событий меняются его мысли, взгляды на жизнь, его жизненная позиция. 3. В эпилоге повести говорится о том, что Ондар Тежекен Онакай оглу всеми силами поддерживал становление молодой Тувинской Народной Республики (ТНР). В 1930 году помогал сыну Шокар-Чалана , известному ламе Монгушу Лопсан-Чинмиту , в создании тувинского алфавита. Работая над книгой автор Александр Ондар много работал с архивными материалами, поэтому в подлинности приведенных в повести фактов сомневаться не приходится. 4. Во время Великой Отечественной войны в помощь Красной Армии он выделил десятки голов скота, таким образом, внес свой вклад в победу над фашизмом. 5. Потомки Ондар Тежекен Онакай оглу являются частью прошлой и нынешней истории нашей Тувы, вносили и вносят свой вклад в развитие нашей Родины в целом и Республики Тыва в частности.
Слайд 7
Главным итогом своей работы я считаю: - воссоздание нашей родословной со стороны моего отца до 6 колена; - создание генеалогического древа рода Куулар ; - создание поколенных списков рода Куулар ; Конечно, в моей работе есть белые пятна, еще много предстоит узнать и проверить, поработать с архивными документами. При написании работы возникли трудности, так как многих наших предков, которые являются свидетелями событий прошлого уже нет в живых. Но это только повышает ценность данной работы и требует ее продолжения и постоянного обновления, ведь жизнь не стоит на месте, происходит постоянная смена поколений. В данной работе я узнала своих предков со стороны прабабушки Куулар Кускелмы Тежекеновны . Далее я хочу провести аналогичное исследование со стороны прадедушки Куулар Баян- оол Кара- Баштыговича .
Соленая снежинка
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Лиса Лариска и белка Ленка
Выбери путь
Без сердца что поймём?