Известно, что изучение английского языка сопряжено с трудностями при освоении такого раздела грамматики, как «Времена английского глагола». Зачастую, русскоязычные учащиеся задаются вопросом: «Откуда могут быть 16 времён, если их всего три - настоящее, прошедшее, будущее?» После совершенного и несовершенного видов глагола и одного грамматического настоящего, прошедшего, будущего времён в русском языке, начинающим изучать английский трудно перейти из плоскости одного времени в плоскость, где каждой категории времени соответствуют четыре грамматических времени. Данная проектная работа поможет раскрыть этот вопрос с другого ракурса.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 42.59 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 5
Исследовательская работа по английскому языку
Тема: «Торт» английской реальности
Выполнила: Деваева Софья
обучающаяся 9б класса
Научный руководитель:
Азизова Мадина Шавкатбек кизи
Вышний Волочек
2020 – 2021
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Основные отличия русского и английского языков………………………...….5
1.1.Классическая классификация глаголов английского языка в действительном залоге и примеры их употребления в процессе коммуникации………………………………………………………………………………….6-7
Глава 2. «Торт» английской реальности. Авторский подход к изучению видовременных форм глагола в английском языке…………………………………….8-9
Глава 3. Практическая часть………………………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………………………11-12
Список литературы………………………………………………………………………..13-14
Приложение
Введение
Известно, что изучение английского языка сопряжено с трудностями при освоении такого раздела грамматики, как «Времена английского глагола». Зачастую, русскоязычные учащиеся задаются вопросом: «Откуда могут быть 16 времён, если их всего три - настоящее, прошедшее, будущее?» После совершенного и несовершенного видов глагола и одного грамматического настоящего, прошедшего, будущего времён в русском языке, начинающим изучать английский трудно перейти из плоскости одного времени в плоскость, где каждой категории времени соответствуют четыре грамматических времени:
-действия, которые регулярно повторяются (времена Indefinite);
-действия, которые происходят в определенный момент времени (времена Continuous);
-действия, которые имели место, но их результат присутствует в данный момент времени (времена Perfect);
-действия, которые начались раннее данного действия и продолжались до начала последнего (времена Perfect Continuous).
Грамматические категории английского глагола являются предметом многочисленных работ общего и специального характера по теории и истории грамматического строя английского языка. Исследованием данной проблемы подробно занимались такие видные исследователи-лингвисты как Ильиш Б.А. Л.С. Смирницкий и многие другие. Глагол в английском языке – и по своему удельному весу, и по количеству и по способам образования грамматических форм – безусловно, центральная часть речи. По количеству грамматических форм глагол не имеет равных себе частей речи в английском языке. При сопоставлении временных форм, форм вида, залога, наклонения значительные несовпадения не только объема этих грамматических форм, но и самой сущности категорий. Так, например, в русском языке категория вида отражает противопоставление совершенного и несовершенного вида, а английский вид – это противопоставление действия, длящегося во времени, и действия, лишенного признака длительности, и наличие категорий совсем не характерных для русского языка – перфект, будущее время с точки зрения прошедшего. Все это и многое другое ставит глагол на первое место в изучении английской грамматики. Глагол имеет очень развитую систему видовременных форм, противопоставление действительного и страдательного залогов, противопоставление изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений. Это основные глагольные категории, охватывающие всю систему глагола в целом.
Таким образом, можно сказать, что система английского глагола принято называть самой сложной грамматической структурой языка.
В данной исследовательской работе будет представлен нестандартный подход к пониманию видовременной системы английских глаголов. Эта система будет представлена в виде многослойного торта, каждый слой которого демонстрирует, через какую призму реальности англоговорящие люди смотрят на этот мир.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что видовременные формы глаголы продолжают оставаться наиболее сложной темой для освоения среди учащихся среднего и старшего звена.
Объектом исследования является авторский подход к видовременной системе английских глаголов и способы построения предложений в соответствии с представленной в работе схемой .
Предмет исследования: видовременные формы действительного залога английского глаголов.
Целью исследования является составление новой, нестандартной схемы построения английских предложений в действительном залоге, которая поможет учащимся легче усвоить и правильно построить предложения на английском языке во время коммуникации на иностранном языке.
Гипотеза: видовременные формы английского глагола могут быть легче усвоены обучающимися, если они осознают «призму» реальности, через которую англоговорящие люди воспринимают этот мир.
Задачи:
Глава 1. Основные отличия русского и английского языков
Русский и английский языки относятся не только к разным ветвям, а также к разным языковым семьям. Поэтому одной из главных ошибок людей, изучающих данную область, является попытка дословного перевода с одного языка на другой. Это приводит к неправильному построению предложений, а соответственно, к искажению понимания речи собеседником. В связи с этим, прежде чем начинать изучать иностранный язык, необходимо, в первую очередь, ознакомиться с основными отличиями иностранного языка от родного. Это поможет осознанно развивать свою языковую компетентность, формировать чувство языка, освоить ключевые правила построения предложения и образования слов, таким образом, создавая фундамент для дальнейшего возведения здания.
Итак, русский и английский языки принадлежат индоевропейской семье языков. Русский язык относится к восточно-славянской ветви языков, английский язык - к германской ветви.
1. Русский язык - синтетический, то есть основную часть работы в предложении выполняют окончания, и у каждого слова есть своя форма. Английский язык - аналитический, где основная роль в предложении принадлежит глаголу (сказуемому). И смысл предложения будет зависеть от того, в какой форме вы употребите глагол, который, в отличие от русского языка, показывает, как протекает действие. Например:
Обычно - He plays tennis.
Сейчас - He is playing tennis.
Какое то время - He has been playing tennis.
Он обычно играет в теннис.
Он сейчас играет в теннис.
Он уже какое-то время играет в теннис.
То, что в английском языке можно выразить глаголом, в русском языке для выражения той же самой мысли нужны еще уточняющие слова (обычно, сейчас, уже какое-то время).
1.1.Классическая классификация глаголов английского языка в действительном залоге и примеры их употребления в процессе коммуникации.
Ведущей категорией в сиcтеме видовременных форм является категория времени. Реальное время — форма существования материи — находится в постоянном движении и непрерывно изменяется. Глагольные времена (tenses) в реальной речи могут отражать реальное время (time), когда точкой отсчета является действительный момент речи. Но глагольные временные формы выражают и условное время, при котором точка отсчета не совпадает с реальным моментом речи. Грамматическая категория времени (tense) — отношение действия к моменту отсчета, которым является, в первую очередь, условный момент речи. Отрезок времени, включающий момент речи, — настоящее время; этот отрезок может иметь самую разнообразную протяженность, от периода, измеряемого минутами (в прямой речи), до бесконечного временного пространства. Прошедшее — отрезок времени, предшествующий настоящему и не включающий момента речи; будущее — отрезок времени, ожидаемый после настоящего, также не включающий момента речи.
Прошедшее и будущее никогда не соприкасаются: они разделены настоящим.
Русскоязычным людям, изучающим английский язык, очень сложно понять и принять то видение реальности, которой обладают носители языка. С точки зрения временных границ русского языка, рассматриваются три временных реалии: настоящее, прошедшее и будущее время и для того, чтобы указать на время совершения действия, нам достаточно изменить окончания глаголов. Пример такого подхода рассмотрен в схеме 1.
Russian outlook
ВООБЩЕ ВСЕГДА ДЕЙСТВИЯ ПРОИСХОДЯТ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНИ | ||
ПРОШЕДШЕЕ | НАСТОЯЩЕЕ | БУДУЩЕЕ |
Я делала проект вчера | Я делаю проект сейчас | Я буду делать проект завтра |
Схема 1
Однако, англоговорящие люди рассматривают все действия и события совсем по – другому. Форма глагола меняется в зависимости от того, происходит ли/происходило ли/будет ли происходить действие в жизни человека вообще, происходит ли что-то именно в процессе, произошло ли что-то как результат и происходит ли что-то в течение долгого времени. Именно эта разница в видении реальности между представителями двух культур и является самой сложной для понимания изучающими английский язык. В Приложении 1 нашей исследовательской работы мы представили классическую классификацию видовременной системы глаголов английского языка и способы построения утвердительных, отрицательных, вопросительных предложений и специальных вопросов при помощи традиционных схем. Данная методическая разработка может быть использована на практике обучающимися средней и старшей школы на уроках английского языка во время изучения времен групп Simple, Continuous, Perfect и Perfect Continuous.
Глава 2. «Торт» английской реальности. Авторский подход к изучению видовременных форм глагола в английском языке.
Детально изучив информацию, представленную в Приложении 1, любой человек, изучающий английский язык, сразу поймет значительную разницу между грамматической системой русского и английского языка и главной задачей этой работы является донести до обучающегося наиболее понятные способы построения предложений в настоящем, прошедшем и будущем времени. Итак, сравнив видение русской и английской реальности в Приложении 3, мы наглядно представляем, что в этих языках совпадает только один общий слой ВООБЩЕ, поскольку в русском языке нет понятия ПРОЦЕСС, РЕЗУЛЬТАТ и ДОЛГО по отношению к длительности протекания действия.
Итак, почему же работа называется именно «торт» английской реальности? Всем известно, что торт состоит из нескольких слоев, и в своем авторском подходе к построению видовременной системы английских глаголов мы тоже поделили английскую реальность на несколько слоев так называемого «торта» и представили его схематически в Приложении 4.
Для того, чтобы более детально усвоить схему построения английских предложений согласно представленному авторскому подходу, изучающему английский язык нужно понять что, времена группы SIMPLE – это слой ВООБЩЕ (в настоящем, прошедшем или будущем времени). Времена группы CONTINUOUS – это слой ПРОЦЕСС (в настоящем, прошедшем или будущем времени), времена группы PERFECT – это слой результат (в настоящем, прошедшем или будущем времени), и времена группы PERFECT CONTINUOUS – это слой ДОЛГО (в настоящем, прошедшем или будущем времени).
В Приложении 4 представлено схематическое изображении того, как нужно рассматривать происходящие действия с точки зрения изучающего английский язык для того, чтобы строить грамматически правильные предложения. Для более наглядного ознакомления с правилами построения предложений по схеме «торта» английской реальности, мы взяли словосочетание «to rob banks» - грабить банки.
Слой 1- ВООБЩЕ:
Слой 2- ПРОЦЕСС:
Слой 3- РЕЗУЛЬТАТ:
Слой 4 - ДОЛГО:
Детально изучив данную схему на примере словосочетания “to rob banks”, и выучив вспомогательные глаголы, необходимые для построения отрицательных и вопросительных предложений в различных слоях «торта», обучающиеся с легкостью смогут подставить другие смысловые глаголы в указанные слои и построить грамотные, с точки зрения грамматики, предложения.
Глава 3. Практическая часть
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, выдвинутую в начале исследовательской работы о том, что видовременные формы английского глагола могут быть легче усвоены обучающимися, если они осознают «призму» реальности, через которую англоговорящие люди воспринимают этот мир, в практической части данной работы мы предложили обучающимся просклонять следующие предложения, используя авторскую схему «торта» английской реальности и классическую схему построения английских предложений в настоящем, прошедшем и будущем времени.
Перед началом работы с классической и авторской схемой видовременных глаголов английского языка, автор данной исследовательской работы выступил перед аудиторией с презентацией, объяснил обучающимся, как работать со схемой «торта» английской реальности, представленного в Приложении 4. Затем одна половина класса получила классические схемы изменения видовременных форм глагола, а вторая половина класса получила авторскую схему, согласно которым обучающимся предстояло построить грамматически правильные предложения.
Проанализировав работы обучающихся 8-9 классов (48 человек) МБОУ СОШ № 5 г. Вышнего Волочка, мы пришли к выводу, что большее количество правильных вариантов предложений построили обучающиеся, работавшие по классическим схемам. Диаграммы, дающие более наглядное представление о процентном соотношении выполненных работ, представлены в Приложении 5 исследовательской работы.
Заключение
Подводя итог нашей исследовательской работы, и проанализировав достаточно большое количество литературных источников по данной проблеме, мы пришли к выводу, что, изучение и понимание грамматических времен английского языка вызывает у большинства обучающихся сильные затруднения. Причина этого кроется в том, что англоговорящие люди и русскоговорящие люди рассматривают происходящие события через разную призму реальности, у них разное восприятие настоящего, прошедшего и будущего времени.
Суммируя все вышесказанное, можно вывести следующие закономерности. Настоящее время — сфера прямой речи — дает возможность наиболее полного, независимого употребления видовременных форм. Все формы соотнесены с моментом речи в равной степени; точка временного соотнесения не указывается в предложении. Именно поэтому формы настоящего времени употребляются чаще всего в простом предложении.
Прошедшее время только для основного разряда соотнесено с моментом речи и отсчитывается от него. Для видовременных разрядов точкой отсчета является временной центр прошедшего времени.
Будущее время не употребляется в связном тексте; оно не требует детализации, и поэтому видовременные формы не характерны для будущего.
Итак, проанализировав лингвистическую и историческую литературу по исследуемой проблеме и рассмотрев классическую схему глаголов английского языка, мы пришли к выводу, что русскоязычным обучающимся достаточно сложно понять способы построения английских предложений.
В своём авторском подходе к видовременной системе английского глагола, мы попытались представить инновационный подход к данной проблеме. Чтобы помочь обучающимся лучше разобраться в способах функционирования английских глаголов, мы распределили времена английской грамматики в виде слоев так называемого «торта»
Гипотезой данной исследовательской работы являлось предположение, что видовременные формы английского глагола могут быть легче усвоены обучающимися, если они осознают «призму» реальности, через которую англо-говорящие люди воспринимают этот мир.
В практической части нашей работы, мы опровергли данную гипотезу, поскольку наилучший результат показали те обучающиеся, которые пользовались классическими схемами видовременных форм глагола, представленных в Приложении 1, а не авторской схемой «торта» английской реальности.
Возможно, это связано с новизной представленного материала и недостаточным количеством времени на отработку навыков применения представленного подхода на практике. Мы считаем, что в перспективе работы над видовременными формами английского глагола, возможно использовать авторскую схему «торта» английской реальности, поскольку нетрадиционный подход к изучению грамматики всегда вызывает интерес у обучающихся и мотивирует на дальнейшую исследовательскую деятельность.
Список литературы
Приложение 1
Груз обид
Сказка "Колосок"
Сорняки
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Фокус-покус! Раз, два,три!