В своей исследовательской работе мы изучили истоки возникновения и развития живописи Калмыкии. Целью
нашего исследования было воспитание ценностного отношения к истории моего народа через живописные полотна калмыцких художников. Объектом нашего исследования явились картины калмыцких художников, история является основой сюжета. Это работы Кима Ольдаева, Гарри Рокчинского, Мергена Мошулдаева, Владимира Ошланова, Ирины Надбитовой. Выбор картин не случаен, так как авторы этих картин являются истинными проводниками национальной идеи, народной мудрости.С данной работой автор выступил на Международной юношеской научной конференции "Пушкин, Тургенев и мировая культура" в Санкт-Петербурге, где занял 1-е место
Вложение | Размер |
---|---|
otrazhenie_istorii_svoego_naroda_v_zhivopisi_kalmytskih_hudozhnikov.doc | 73 КБ |
Санкт-Петербургское общество «Пушкинский проект»
XX Международная юношеская научная конференция
«Пушкин, Тургенев и мировая культура»
Отражение истории своего народа
в живописи
калмыцких художников
Автор: Мангутов Александр - 9 класс,
н.р. Очирова З. М. - учитель МХК,
заслуженный учитель РК,
Почётный работник
общего образования РФ,
МПГ г. Лагани, Калмыкия
Санкт-Петербург – 2018
Оглавление
Введение
Глава I - Истоки
Глава I. 1 - Возникновение и развитие калмыцкой живописи
в додепортационный период (до 1943 г.)
Глава I. 2 - Национальный музей Калмыкии–хранитель живописного наследия
Глава II – Живопись Калмыкии второй половины XX века – нач. XXI в.
Глава II.1 - Ким Ольдаев
Глава II.2. Гаря Рокчинский
Глава II.3. Молодые живописцы Калмыкии
Заключение
Литература и источники
Введение
Мир образов художников Калмыкии - мир жизнеутверждающий, незабываемый по яркости впечатлений. Основными источниками вдохновения по-прежнему служат подвиги защитников народа, сказки и легенды, народные традиции, калмыцкая степь….
Нас и сегодня восхищают краски и та жизненная сила, которая струится с холстов мастеров живописи. То, что сотворили художники, вполне достаточно, чтобы мы могли бесконечно черпать вдохновение из родника их творчества. Увидеть собрание работ великих калмыцких художников и не оценить их – невозможно.
В своей исследовательской работе мы изучили истоки возникновения и развития живописи Калмыкии.
Живопись, является одним из основных видов искусства. По произведениям живописи мы можем представить и постичь жизнь, быт наших предков, их отношение к природе, ритуалы и традиции. Такие картины обычно вызывают живой интерес и искреннее желание сохранять культурное наследие своего народа. Через произведения искусства мы видим взаимосвязь культуры этноса и сохранение нравственных ценностей человека.
Поэтому целью нашего исследования было воспитание ценностного отношения к истории моего народа через живописные полотна калмыцких художников. Чтобы достичь этой цели решались следующие задачи:
* изучение ряда живописных полотен художников Калмыкии
* реферативный обзор своеобразия исторического жанра в работах калмыцких художников
* способствовать развитию своих исследовательских навыков
Объектом нашего исследования явились картины калмыцких художников, история является основой сюжета. Это работы Кима Ольдаева, Гарри Рокчинского, Мергена Мошулдаева, Владимира Ошланова, Ирины Надбитовой. Выбор картин не случаен, так ка авторы этих картин являются истинными проводниками национальной идеи, народной мудрости.
Глава I. 1- Возникновение и развитие калмыцкой живописи в додепортационный период (до 1943 г.)
«Развитая в далеком прошлом у предков калмыков живопись оказалась. … монополизированной духовенством. Почти во всех хурулах (храмах) были монахи-живописцы» [3. стр.223]. Так описывает состояние развития изобразительного искусства конца XIX - начала XX века известный калмыцкий учёный, калмыковед, этнограф У. Э. Эрдниев.
Тематика изобразительного искусства того времени представляла собой изображение божеств и святых, а также растительные мотивы. Профессиональной школы для обучения живописи не существовало. Желающие стать художниками учились в крупных монастырях у лучших рисовальщиков. Несмотря на культовое направление живописи в Калмыкии, великолепное мастерство художников-самоучек мы можем оценить по древним буддийским иконам (танка). Они находятся почти в каждом хуруле Калмыкии, в том числе и в моём городе Лагань.
Одним из первых профессиональных художников Калмыкии является Иван Нусхаев (1910-1943). Это был художник яркого самобытного таланта. Своим творчеством он стоит у истоков становления современной калмыцкой живописи. В произведениях Нусхаева получили своеобразное отражение светлые и радостные настроения новой жизни, романтические устремления.
Навыки реалистической живописи автор получил, закончив Астраханский художественный техникум, и обучаясь затем в Институте изобразительного искусства в Ленинграде. Вернувшись в Калмыкию в 1934 году, он активно включается в культурную жизнь родного края [1. стр. 21].
Это был период становления профессионального искусства в Калмыкии. Иван Нусхаев творил в додепортационный период - в 30-е – 40-е годы XX века, поэтому полотна его по понятным причинам – Великая Отечественная война, ссылка в Сибирь - не сохранились.
В Национальном музее им. Н. Н. Пальмова мы отыскали лишь 2 эскиза к его картине «Пушкин в Калмыкии». Эти эскизы очень выразительны и композиционно завершены.
Глава I .2. Национальный музей Калмыкии – хранитель наследия живописцев.
Национальный музей в столице нашей республики является единственным музеем, где наиболее полно представлена история, культура и искусство калмыцкого народа. Усилиями организаторов музея Н. Пальмовым и П. Рыковым собраны богатейшие археологические и этнографические материалы, которые легли в основу первых коллекций. В экспозиционных залах подробно представлены предметы буддийского культа и старокалмыцкого искусства, а также современное изобразительное искусство нашей республики.
По рассказам моих одноклассников, побывавших в залах этого музея, кому – то интересней показался зал, где представлены флора и фауна нашего края, кому – то интересна тема буддизма, кто – то с восторгом рассказывает об истории ойрат – калмыков, представленной в другом зале. Я же был восхищён экспозицией современного изобразительного искусства.
На уроках мировой художественной культуры мы часто работаем с репродукциями полотен. Но по – другому я на них взглянул, когда увидел подлинники. Посещение Национального музея залов музея я запомню надолго.
Меня очень поразил внешний вид этого величественного здания – стильный, красивый. Затем я поймал себя на мысли о том, что оригиналы
давно известных художественных произведений мне показались такими родными и близкими, словно встретился я с прошлым и настоящим Калмыкии, со своими предками. Энергетика этих и других полотен меня потрясла. Трудно передать ощущения и все эмоции в душе, когда ты стоишь перед оригиналом картины.
Теперь я знаю об этом музее очень много. Сколько сил и умения вкладывают работники музея в дело сохранения культуры, этноса и природных богатств. Как часто со своими передвижными выставками они бывают во всех районах нашей республики, а также за её пределами.
В 2013 году в Национальный музей Республик Калмыкии им. Н.Н. Пальмова инициировал проект «Арт-экспрессс». В 2016 году межрегиональная передвижная художественная выставка прошла в городах Поволжья/Самара, Ульяновск, Казань и др./под названием «Волжский арт- экспресс». Представительная по составу выставка дала возможность показать своё мастерство как молодым художникам, так и уже зрелым, сложившимся мастерам. Она порадовала разнообразием и яркостью индивидуальностей, художественных манер, богатством общей цветовой палитры, смелостью фантазии и творческого поиска.
Данный смотр творческих сил позволил увидеть объёмную картину современной творческой жизни, проследить основные тенденции развития изобразительного искусства Калмыкии, дал новый импульс созидательному потенциалу и плодотворному взаимообогащению культур.
На фоне всеобщей глобализации, коснувшейся и искусства, художники выступают за сохранение национального своеобразия. Проект осуществляется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках реализации ФЦП «Культура России 2013-2018».
Глава II. Живопись Калмыкии второй половины ХХ в.- начала ХХI в.
Следующий этап развития изобразительного искусства в Калмыкии начался после Указа Правительства страны о реабилитации моего народа в 1956 году. Люди возвращались в родные края, восстанавливали свой быт, культуру. «В числе первых творческих кадров, прибывших на родину, были живописцы К. М. Ольдаев, Г. О. Рокчинский…» [1. стр. 29].
Глава II. 1 Ким Ольдаев
Ким Менгенович Ольдаев (1933-1995 гг.) - народный художник России, закончил Нижне -Тагильское художественное училище, находясь в ссылке. Его знаменитая серия картин «Пережитое» состоит из 13 полотен, рассказывающих о суровом военном времени, о беззаконии, о торжестве справедливости. 28 декабря 1943 года – дата начала незаконной высылки калмыцкого народа. Тогда в товарные вагоны загоняли людей. Трупы умерших детей, стариков, женщин сбрасывали на ходу поезда в снег…. В этих 13-ти картинах, по числу прожитых лет в изгнании, весь драматизмпроисходившего. Трактовка образов усиливается темным, сгущенным колоритом полотен. Испуганные лица детей, печальные глаза стариков….
Картина Кима Ольдаева «Возращение» из этой серии знакома мне с младших классов по урокам истории и культуры родного края. Она мне очень близка и дорога, потому что я знаю: каждая калмыцкая семья пострадала от незаконной высылки 1943 года. Изображенный сюжет напоминает о страданиях народа в период депортации…. На фоне весенней степи изображена бабушка-калмычка, выжившая в трудный период, ее сын фронтовик, воевавший за Родину, и маленький ребенок, как символ будущего. Схваченное мгновение жизни запечатлевается на картине очень проникновенно и эмоционально. И яркая сочная зелень степи здесь как родная стихия, дающая надежду на светлую радостную жизнь.
В 1828 году в калмыцких степях побывал А. С. Пушкин и, может быть, именно такой, как на известных пейзажах Кима Ольдаева, ему предстала наша природа.
По репродукции «Емельян Пугачёв среди калмыков» мы можем вспомнить достоверный факт в истории России о том, что калмыки входили в состав войска Емельяна Пугачёва…
На картине Ольдаева «Битва народов под Лейпцигом. Князь Серебжаб Тюмень Хошеутовский» изображены герои Отечественной войны 1812 года. Известно, что 3 калмыцких полка храбро сражались против войск Наполеона. Калмыцкие воины вместе с русскими с достоинством и славой пронесли победоносные знамена от Москвы до Парижа. Это им посвятил замечательные строки поэт 19 века Фёдора Глинки:
Я видел, как коня степного
На Сену пить водил калмык,
И в Тюильри у часового
Блестел, как дома, русский штык!
Князь Середжаб Тюмень Хошеутовский тогда получил Георгиевское оружие.
После Указа правительства о реабилитации калмыков в 1956 году жизнь понемногу стала возвращаться в нормальное русло…
Картина «Калмыцкий чай» была написана более 40 лет назад, но и в нынешнее время этот напиток, приготовленный по определённому рецепту, является символом радушного гостеприимства... Кто пробовал этот напиток, знает о его необычном вкусе. А. С. Пушкин бывал в калмыцких степях и тоже признался в этом в своём произведении «Путешествие в Арзрум».
Глава II. 2. Гаря Рокчинский
Самым знаменитым художником Калмыкии является Гаря Олегович Рокчинский - народный художник России (1988), заслуженный художник РСФСР (1974), заслуженный деятель искусств Калмыкии (1967). Он был награждён орденом «Знак Почёта» (1976).
Свои первые уроки рисования юный Рокчинский получил у вышеупомянутого художника Ивана Нусхаева.
Работы Г.О. Рокчинского, мир его творений, знакомы каждому жителю Калмыкии с детства. Это классика искусства XX века.
У многих народов России древнейшим памятником культуры является исторический эпос. У калмыков это народный эпос «Джангар». Есть у художника знаковое полотно – «Джангарчи Овла Эляев». На ней изображён известный сказитель, как осмысление этнической культуры калмыков.
«Прощай, любезная калмычка!» - это строка из известного стихотворения А. С. Пушкина «Калмычке», написанного в 1929 году. Так называется ещё одна картина Рокчинского. Сюжетной основой этой картины послужили строки поэта:
«…что нужды? – Ровно полчаса,
Пока коней мне запрягали,
Мне ум и сердце занимали
Твой взор и дикая краса».
У художника существует несколько вариантов этого полотна. Один из них является собственностью Калмыцкого Государственного Университета в столице нашей республики. Мы отыскали её в читальном зале 1- го корпуса университета.
Ещё один вариант этой картины был подарен самим художником городской библиотеке им. А.С. Пушкина в городе Элиста. Мы встречались с работниками библиотеки и узнали много нового и интересного об этой картине.
«И друг степей калмык» - так называется знаменитая картина Гаря Рокчинского. Она написана по мотивам пушкинского стихотворения в жанре тройного портрета. Перед нами «юная калмычка, олицетворение степной красоты, Пушкин и… калмык, в котором нетрудно усмотреть портретное сходство с художником…» [2. стр. 62].
Всем известно, что на пьедестале памятника скульптора Александра Опекушина в Москве выгравированы строки из стихотворения Пушкина «Памятник».
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
Увлечение Пушкиным у Рокчинского появилось ещё с детства. В 13 лет Гаря участвует в республиканском конкурсе рисунков, посвящённом юбилею поэта и занимает первое место. В качестве приза подростку был вручён велосипед. По странному стечению обстоятельств фотография мальчика публикуется в журнале «Крестьянка». В процессе исследования мы узнали, что подлинник фотографии хранится ныне В Российском государственном архиве литературы и искусств.
В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» своеобразную сердцевину составляет калмыцкая сказка, рассказанная Пугачёвым Гринёву. Сказка, которую Пугачёву поведала старая калмычка. Перечитывая это произведение, всегда представляю себе картину Рокчинского «Мать-Земля родная». Именно такой должна была быть калмыцкая женщина, рассказывающая эту мудрую сказку об орле и вороне.
«Мать – Земля родная» - одна из первых картин, написанных Гарри Олеговичем после его переезда в Элисту. В истории калмыцкой живописи она приобрела особое значение, поскольку художнику удалось в ней с большой эмоциональной глубиной и программной последовательностью выразить национальные чувства калмыков, вернувшихся на родину. Эта картина как символ жизнестойкости калмыцкого народа. Наш маленький народ не сломить. И не осталось уже ни зла, ни обиды. Мы продолжаем жить и смело смотреть в будущее вот уже более 400 лет в единой семье народов России.
Глава II. 3 – Молодые живописцы Калмыкии
Современная Калмыкия гордится своими мастерами живописи. Выставки наших художников часто открываются во многих городах России, а также за рубежом. Калмыцкое региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» насчитывает 47 человек. Расскажем о некоторых из них.
Мерген Викторович Мошулдаев полюбил живопись ещё в детстве. Он до сих пор вспоминает тот момент, когда мама привела его в художественную школу, тогда ему было 7 лет. Сегодня М. Мошулдаев – автор более 90 картин разного жанра, он активно участвует во всероссийских и республиканских выставках, член Союза художников России.
Пейзажная зарисовка Мергена Мошулдаева «Одинокое дерево» говорит о большой любви художника к природе родного края. Кажется, что мы воочию прикасаемся к первозданной и естественной красоте калмыцкой степи. Художник изображает бесконечное и вечное….
Каждой весной калмыцкая степь покрывается разноцветным ковром тюльпанов. Картина «Апрель в степи» потрясает буйством красок. Ярким ковром стелется степь, ее густая зелень с красными головками тюльпанов пронизана мягким солнечным светом. Орел, парящий над степью, - символ власти, он, как хозяин следит за своими владениями. Пейзажные зарисовки Мергена Мошулдаева говорят о большой любви художника к природе родного края.
Часто художник обращается к прошлому своего народа, осознавая по –новому нынешнюю действительность. В исторических полотнах изображение степи – необходимый атрибут, будь то яркая, красочная картина «Встреча Аюки-хана с Петром I» или полотно «Кочевники. Раскуривая трубку…».
По произведениям живописи мы можем представить и постичь жизнь, быт наших предков, их отношение к природе, окружающей среде. Калмыцкие войны всегда отличались своей доблестью. С XVII века они верою и правдою служили Российскому государству. В связи с этим мы хотим рассказать о цикле картин художника Владимира Ошланова – «Дух война». Картины написаны пастельными красками на оргалите акриловыми красками в своеобразной манере, свойственной мастеру.
Рассказывая о прошлом калмыков, Ошланов удивительным образом соединил его с настоящим. Калмыки издавна вели кочевой образ жизни. Они с детства воспитывали своих сыновей хорошими наездниками, ведь это определяло их дальнейшую жизнь.
«Калмыцкий чай» - ещё одна картина Владимира Ошланова. Знаменитый калмыцкий чай! Для многих его любителей понятно, что это даже не напиток, это еда – сытная и целебная: с маслом, моло
ушкина его испробовали и Александр Дюма, и Николай Гоголь… Современный вариант калмыцкого чая, конечно, несколько вкуснее и приятнее, нежели его испробовал Александр Сергеевич. Калмыцкий чай – это предмет гордости калмыков!
Образ Пушкина многозначен в современной калмыцкой культуре. Почти каждый калмыцкий художник воплотил поэта, прославившего наш народ, в своих картинах. Есть такая и у Владимира Ошланова. Она называется «В степи калмыцкой Пушкин». В степи царит дух открытого пространства! Ветру здесь раздолье, ничто не преграждает ему путь! Не случайно ведь поэт, проезжая через калмыцкие степи, почувствовал дух свободы, вольности….
Счастливая радостная мелодия степи! Так можно выразить творчество ещё одной талантливой художницы И. В. Надбитовой. Особо привлекают картины с изображением калмыцких ребятишек. Жанровая сценка «Гадание на бараньей лопатке» вызывает улыбку. На степной траве расположились два забавных мальчугана. Они заняты старинным калмыцким развлечением, разглядывая линии на бараньей лопатке. Молодая элистинская художница подарила всем нам радость открытия удивительного мира, где в основе его чувствуется родительская любовь к своим детям, и озаряющая этим светом, сказкой искусство Калмыкии!
Калмыцким региональным отделением Общероссийской общественной организации « Творческий союз художников России», в которую входят 10 художников Калмыкии, руководит живописцев Н.У. Шиняев. Он является заслуженным художником России лауреатом Национальной премии в области современного и декоративного искусства Российской Федерации.
Художником написано большое количество картин. Его произведения находятся в различных музеях, частных коллекциях России, СНГ, США, Франции, Германии, Монголии, Японии, Вьетнама, Финляндии, Венгрии, Англии, Австрии. Мы хотим упомянуть о полотне Николая Шиняева под названием «Медитация». Вы знаете, что калмыки исповедуют буддизм. Это
даже не религия – это философия. На картине Николая Шиняева «Медиация» мы видим буддийского священника на фоне известного храма Будды Шакьямуни, самого большого буддийского храма в Европе. Эту репродукцию я воспринимаю как символ поиска пути человека к Богу....
Заключение
Начиная наше исследование, мы поставили перед собой конкретную цель – воспитание ценностного отношения к истории моего народа через живописные полотна калмыцких художников. Все творения объединяет общая идея – отображение прошлого и настоящего своего народа, дум, чувств и надежд современников. С помощью поставленных задач цель была достигнута.
Наши калмыцкие мастера оставили будущим поколения удивительные по глубине и чистоте полотна. Их работы прививают любовь к малой родине. Именно на таких произведениях искусства нужно воспитывать подрастающее поколение, приобщать к миру прекрасного. Все эти произведения – уже история изобразительного искусства республики. Творческое наследие великих мастеров является одной из сокровищниц нашей культуры.
Работая над этой темой, я соприкоснулся с произведениями живописи, отражающие национальный колорит калмыцкого народа. Стал внимательно вглядываться в обыденную жизнь, окружающих людей, природу.
В процессе работы я глубже развил свои исследовательские навыки. Мне приходилось много беседовать с людьми, общаться с работниками музеев, библиотек, работниками культуры, что очень расширило мой кругозор.
В дальнейшем мы хотим ближе познакомиться с творчеством молодых художников Калмыкии и организовать творческую встречу с обучающимися нашей гимназии, решившими выбрать живопись своей профессией.
Литература и источники
1.Батырева С.Г. Изобразительное искусство Калмыкии ХХ века, Элиста, КИГИ РАН, 2014
2.Батырева С. Г. Образная память предков, Элиста, ЗАОр НПП «Джангар», 2013
3.Эрдниев У. Е. Калмыки: Историко-этнографические очерки, Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985 г.
4.Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство, Москва, ЗАО «Дом книги “Аванта”», 1999
5.Этнопедагогика калмыков и национальная школа, Элиста, АПП «Джангар», 1997
7. feb-web.ru
Всему свой срок
Рисуем акварельное мороженое
Фильм "Золушка"
Лупленый бочок
И тут появился изобретатель