Влияние цветовой гаммы в одежде учителя на эмоциональное состояние обучающихся
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_tsvetovoy_gammy_v_odezhde_uchitelya_na_emotsionalnoe_sostoyanie_obuchayushchihsya.pptx | 1.22 МБ |
proekt_osnovnaya_chast.docx | 46.46 КБ |
Слайд 1
Влияние цветовой гаммы в одежде учителя на эмоциональное состояние обучающихся Исполнитель : ученица 8Б класса Слесарева С.М. Научный руководитель : учитель истории МАОУ СОШ №33 Сухоруков Роман ЮрьевичСлайд 2
Оглавление Введение Глава 1. Теоретические основы восприятия цвета, влияющие на эмоциональное состояние обучающихся 1.1.Зрительный анализатор как орган восприятия цвета предметов 1.2.Цвет как фактор, влияющий на психологический настрой обучающихся 1.3.Цветовая гамма в образе учителя Глава 2. Исследование влияния цвета одежды учителя на эмоциональное состояние обучающихся Заключение Список использованных источников и литературы Приложения
Слайд 3
Актуальность Ученые в различных областях науки отмечали важнейшее значение цвета, выделяя психологическую и физиологическую составляющие его воздействия. А эти составляющие имеют прямое отношение к эмоциям, настроению, чувствам – к проявлениям души человека. «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности», - писал советский и российский психолог А.А. Бодалев .
Слайд 4
В ыявление эффективности психологического воздействия цветовой гаммы в одежде учителя на эмоциональное состояние обучающихся. Цель работы
Слайд 5
Изучение и описание теоретических аспектов в психологии цвета ; Подборка научно обоснованных предположений, рекомендаций по влиянию цвета на самочувствие и настроение обучающихся ; Провести исследование на определение влияния цвета в одежде учителя на эмоциональное состояние обучающихся ; Проанализировать полученные результаты исследования. Задачи
Слайд 6
У чителя основной школы в количестве 10 человек и обучающиеся 7, 8 классов МАОУ СОШ №33 города Нижний Тагил в количестве 40 человек. Объект исследования
Слайд 7
В лияние цвета одежды учителя на эмоциональное состояние обучающихся. Предмет исследования
Слайд 8
Наблюдение Анкетирование Анализ Методы исследования
Слайд 9
Ц вет одежды учителя влияет на эмоциональное состояние обучающихся. Гипотеза
Слайд 10
Глаз состоит из 3 оболочек: склеры, сосудистой оболочки и сетчатки. Именно в сетчатке имеются светочувствительные фоторецепторы – палочки и колбочки . Колбочки отвечают за центральное или дневное зрение, а также распознавание цвета. Выполнять свою функцию могут только при достаточном освещении. Палочки отвечают за зрение при тусклом свете и обеспечивают сумеречное или ночное зрение. Глава 1. Теоретические основы восприятия цвета, влияющие на эмоциональное состояние обучающихся
Слайд 11
Глава 1. Теоретические основы восприятия цвета, влияющие на эмоциональное состояние обучающихся Механизм восприятия цвета чрезвычайно сложен и до конца не изучен, однако именно благодаря нему мы можем воспринимать окружающую нас действительность во всем многообразии цветов и оттенков. Благодаря цветовой памяти и обработке зрительной информации человек может воспринимать цвета предметов одинаково даже при разном освещении .
Слайд 12
Ученые выделяют главные цвета, которые определяют психологический настрой человека: удовлетворение , самоутверждение, активность, привязанность, ожидание чего-то хорошего. Глава 1. Теоретические основы восприятия цвета, влияющие на эмоциональное состояние обучающихся
Слайд 13
Вопрос №1. Влияет ли цветовая гамма в одежде педагогов на эмоциональное состояние обучающихся ? Глава 2. Исследование влияния цвета одежды учителя на эмоциональное состояние обучающихся
Слайд 14
Вопрос №2. Какой цвет одежды педагогов помогает концентрации внимания?
Слайд 15
Вопрос №3. Какой цвет одежды педагогов может вызывать раздражение?
Слайд 16
Вопрос №4. Может ли цветовая гамма в одежде педагогов повлиять на успеваемость обучающихся?
Слайд 17
Вопрос №5. Должна ли цветовая гамма в одежде педагога соответствовать специфике его предмета?
Слайд 18
Вопрос №6. Какая цветовая гамма в одежде педагогов должна быть, по вашему мнению? A B C D E F G H
Слайд 19
К аждый цвет вызывает подсознательные ассоциации, уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает, улучшает общение людей между собой и повышает работоспособность. Цвета существенно влияют на состояние обучающихся во время учебного процесса: - вызывают какую-либо реакцию; - подчеркивают качество, настроение, чувство; - создают теплую или холодную среду ; - имеют физиологические последствия, как положительные, так и отрицательные. Заключение
Слайд 20
Спасибо за внимание
Введение
Актуальность исследования: цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Задумывались ли вы, почему выбираете одежду определённой цветовой гаммы? Вы чувствуете себя комфортно в жёлтом или только в сером? Предпочтения в одежде, которую вы выбираете, могут рассказать много интересного и о чертах вашего характера и даже о состоянии здоровья.
Уже давно известно, насколько велико значение цвета в жизни человека. Жизнь полноценна тогда, когда она наполнена красками и цветами. Начиная с древнейших времен цвет был влиятельной, но все же неуловимой силой, определяющей поведение человека.
Цветовые воздействия играют немаловажную роль в жизни человека: цвет может повлиять на принятие решения, изменить вашу реакцию или стать её причиной. Мы не акцентируем внимание на цвете в повседневной жизни, и всю важность его воздействия понимаем только при отсутствии красок: например, в пасмурный, дождливый день мы чувствуем снижение настроения, энергетики, подавленность, и окружающий мир нам кажется неприветливым. Цвет пробуждает в нас бессознательную реакцию, которая может различаться в зависимости от личных особенностей человека. Цвет, которому мы отдаём предпочтение в определённый момент жизни, может много поведать о нас самих: о наших проблемах, страхах, стремлениях и т.д.
Существует мнение, что отношение к цвету является врождённой особенностью человека. У каждой личности имеются устойчивые предпочтения, составляющие "личную цветовую шкалу" как одно из проявлений индивидуальности.
Ученые в разных областях науки по-разному называли цвет, выделяя психологическую и физиологическую составляющие воздействия цвета. А эти составляющие имеют отношение к эмоциям, настроению, чувствам – к проявлениям души человека. "Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности", - писал советский и российский психолог А.А. Бодалев.[4]
Задачи:
3. Провести исследование на определение влияния цвета в одежде учителя на эмоциональное состояние обучающихся.
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
Объект исследования: учителя основной школы в количестве 10 человек и обучающиеся 7, 8 классов МАОУ СОШ №33 города Нижний Тагил в количестве 40 человек.
Предмет исследования: влияние цвета одежды учителя на эмоциональное состояние обучающихся.
Методы исследования:
Гипотеза: цвет одежды учителя влияет на эмоциональное состояние обучающихся во время учебного процесса.
Исследовательский проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы восприятия цвета, влияющие на эмоциональное состояние обучающихся
1.1. Зрительный анализатор как орган восприятия цвета предметов
Зрительные раздражения (в данном случае – цвет) воспринимаются зрительным анализатором, т.е. глазом, который преобразует их в нервные импульсы и анализирует эти же раздражения. Он представлен периферической частью (глазное яблоко), проводящими путями (зрительный нерв) и центральным отделом (головной мозг). Глаз состоит из 3 оболочек: склера, сосудистая оболочка и сетчатка. Именно в сетчатке имеются светочувствительные фоторецепторы – палочки и колбочки. [1]
Колбочки отвечают за центральное зрение, а также распознавание цвета. Выполнять свою функцию могут только при достаточном освещении. Т.е. они отвечают за дневное зрение. Сетчатка содержит три вида колбочек: первый вид восприимчив к красному цвету, второй – к зеленому, третий – к синему. Все остальные цвета, которые воспринимаются глазом, являются производными этих цветов. Палочки отвечают за зрение при тусклом свете и, в отличие от колбочек, существует только один тип палочек, которые, в свою очередь, являются преобладающими клетками в сетчатке. Они обеспечивают сумеречное или ночное зрение [1].
Глаз человека воспринимает информацию об изображении, свете, цвете с помощью структур глаза, но, по сути, видим мы мозгом. Информация, полученная от возбуждения клеток глаза, передается по нервным путям в кору головного мозга, где происходит сложная обработка и корректировка полученных данных, а в результате мы воспринимаем то, что видим, единой цветной картиной.
Благодаря сложной структуре и механизмам обработки информации, поступающей от зрительных анализаторов в головном мозге, человек обладает также и другими удивительными способностями.
Цветовая память позволяет человеку связывать определенные объекты окружающей действительности с цветами: даже в воображении мы знаем, что небо голубое, а трава зеленая, и можем воспроизвести эти цвета. [3]
Когнитивное обесцвечивание позволяет нам воспринимать цвета предметов без учета освещения. Благодаря цветовой памяти и обработке зрительной информации человек может воспринимать цвета предметов одинаково даже при разном освещении.
Цветовая константность также позволяет воспринимать постоянный цвет предметов, независимо от яркости освещения и его оттенка.
Механизм восприятия цвета чрезвычайно сложен и до конца не изучен, однако именно благодаря нему мы можем воспринимать окружающую нас действительность во всем многообразии цветов и оттенков. Более того, в восприятии и ощущении цвета определенную роль играют также психологический и социально-этнические факторы. [9]
Известно, что цвета даже могут оказывать физиологическое воздействие на человека и менять его психоэмоциональное состояние.
1.2. Цвет как фактор, влияющий на психологический настрой обучающихся
Цветотерапия получила официальное признание и научное обоснование лишь в 1887 году, когда англичанином Джоном Дауном были открыты целебные свойства ультрафиолетовых лучей. Была доказана эффективность лечения рахита и кожных заболеваний ультрафиолетовым излучением.[8]
Важный вклад в развитие цветотерапии внесли исследования американских ученых Августа Плезантона и Исаака Бэббита, в которых они детально описали лечебное воздействие каждого цвета. Бэббит рекомендовал красный цвет для лечения бесплодия, голубой для избавления от нервных расстройств, а желтый – в качестве эффективного слабительного, доказал, что красный цвет способствует расширению кровеносных сосудов, а синий – сужает их.[8]
Все время мы посылаем окружающим различные цветовые сообщения. Цвета передают психологические послания, которые воздействуют в первую очередь на подсознание и оказывают значительное влияние на окружающих.
У цветов есть эмоциональная сила, которая влияет на людей: радует, пугает, успокаивает, шокирует. Очень важно, чтобы посылаемые вами цветовые сообщения совпадали с тем, что вы действительно хотите о себе сказать.[12]
Надевая одежду определенных цветов, можно повысить или понизить свой социальный статус, привлечь внимание или быть незаметным. Цвет одежды делает людей.[12]
Действие цвета на человека замечено давно: цвет влияет на все его физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создает то или иное настроение, внушает определенные мысли и чувства.
На протяжении многих столетий у людей по всему миру складывалась определенная ассоциация определенным цветом. Например, римляне и египтяне соотносили черный цвет с печалью и скорбью, белый цвет – с чистотой, однако в Китае и Японии белый цвет – символ скорби, а вот у населения Южной Африки цветом печали был красный, в Бирме напротив, печаль ассоциировалась с желтым, а в Иране – с синим. [7]
Покупая одежду, обустраивая свою комнату в определенной цветовой гамме, почему мы предпочитаем одни цвета и «не любим» другие? Просто так нравится, под настроение.
Психологи утверждают, что не так все просто. Настроение и характер далеко не всегда совпадают. Точно так же, как погода и климат. В местности с ровным климатом иногда случаются и дожди, и град, и снег. Так и в выборе цвета – можно всю жизнь предпочитать одну гамму, но в какой-то момент неудержимо захочется окружить себя совершенно противоположным цветом.
Вы постоянно носите одежду серо-синих цветов и внезапно купили красную блузку. Через некоторое время смотрите на неё и жалеете о потраченных деньгах. Не спешите избавляться от неё, ведь желание взбодрится, вернется, и вы наденете эту блузку. [13]
Психологи объясняют это явление так. Постоянное пристрастие человека к определенному цвету характеризует его характер, а неожиданные «всплески» – его настроение в данный момент. Выходит, можно использовать цвет, чтобы «перебить» настроение. [10]
Ту или иную вещь мы покупаем, руководствуясь собственным вкусом и пристрастиями. Но, если в последнее время испытывали физические и эмоциональные перегрузки, инстинктивно выберем темные цвета. Если, наоборот, организм «на подъеме», хочется свершений, выберем яркие цвета.
Ученые выделяют главные цвета, которые определяют психологический настрой человека: удовлетворение, самоутверждение, активность, привязанность, ожидание чего-то хорошего. Рассмотрим значение основных цветов, с тем, чтобы оценить характер свой и своих близких. [3]
Красный - символизирует силу воли, активность, агрессивность, независимость, подвижность. Человек в красном жизнелюбив, энергичен. В самом цвете заложена чувственность. Он наполняет жизнь страстью, желаниями. Если вас «задавил быт» или предстоит рутинная работа, воспользуйтесь этим цветом. Если вы взволнованы, нервно истощены, красный цвет только усугубит положение.
Оранжевый - олицетворяет оптимизм, радушие, импульсивность и настойчивость. Люди, предпочитающие оранжевый, хорошие друзья, готовые всегда помочь.
Розовый – цвет нежности и женственности.
Жёлтый – цвет солнечного света и радостных надежд. Его выбирают веселые, жизнерадостные, целеустремленные, активные и даже экспансивные. Человек в желтом доброжелателен, уверен в себе, умеет зарабатывать деньги. Этот цвет помогает контролировать фигуру.
Зеленый свидетельствует о гибкости ума, рассудительности, понимании ситуации. Символизирует финансовое благополучие и процветание. Ярко-зеленый молодит. Неприязнь к зеленому указывает на недовольство своим эмоциональным состоянием.
Голубой – цвет мира, цвет истины. Человек, предпочитающий голубой, умеет мягко и не обидно сказать нелицеприятную правду и всегда будет правильно понят. Любовь к голубому говорит о высокоразвитом интеллекте. Характер этого цвета сдержанный, холодноватый. При склонности к полноте им не стоит увлекаться.
Синий - предпочитают пассивные, чувствительные люди, любящие порядок и чистоту. Спокойствие для них превыше всего, они меланхоличны. Поэтому не стоит увлекаться этим цветом.
Фиолетовый - пробуждает возвышенные мечты и таинственность. Это творческие натуры, стремящиеся всех очаровать. Если этого не происходит, они становятся капризными и вспыльчивыми.
Коричневый - цвет консерватизма. Олицетворяет стабильность, сдержанность во всем, надежность и скромность. Человек, любящий этот цвет, прекрасный работник и партнер, на которого всегда можно положиться.
Белый – цвет чистоты, целомудрия, спокойствия и душевного равновесия. При явном увлечении белый цвет может вызвать чувство замкнутости и отрешенности.
Серый – деловой цвет. Его обладатель тверд характером, вынослив и непреклонен. Предпочитает контролировать чувства, стремится к стабильности. При излишней увлеченности может вызвать уныние и депрессию.
Чёрный – цвет «роковых женщин». Женщина в черном эгоистична и безжалостна. Но в мире моды утвердилось мнение, что черный – цвет элегантности, стиля, хорошего вкуса. [2]
Таким образом, влияние цвета на наше настроение, эмоциональное, психическое и физическое здоровье - научно доказанный факт. Цветоведение – наука о цвете, которая включает знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, цветовых контрастах, смешивании цветов и цветовой гармонии. Цвет - это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Цветотерапия - является одним из способов лечения заболеваний при помощи цвета. Каждый цвет связан с каким-нибудь органом или областью тела.
1.3. Цветовая гамма в образе учителя
Начнем с двух контрастных цветов одежды, сочетание которых очень распространено в деловой сфере: белого и черного.
Белый – цвет чистоты и ясности. Несмотря на то, что он является самым светлым в цветовой палитре, белый – довольно строгий цвет. Белый цвет помогает сконцентрироваться, включиться в рабочую атмосферу, придумывать новые идеи, ведь его недаром считают цветом мудрости. В сочетании с другими цветами он создает активное и деятельное настроение. Но помните, что белый – также цвет льда и снега. Его избыток в одежде может создавать вокруг вас атмосферу стерильности, холодности и отчужденности, отпугивающую людей.
Черный – несомненно, один из самых элегантных цветов. Широко распространено мнение, что одежда черного цвета старит и делает человека мрачнее. На самом деле, такой эффект создает лишь переизбыток чёрного в одежде. При правильном же употреблении этот благородный цвет сделает ваш облик – особенно глаза и лицо – более выразительным, черный деловой костюм поможет создать имидж авторитетной и дисциплинированной женщины. Только не забывайте “разбавлять” его более яркими предметами одежды или аксессуарами других цветов. [5]
В школе учитель должен очень осторожно использовать красный цвет в своей одежде, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой. Подсознательно человек в красном представляет некую опасность для окружающих, не располагает к доверительным, партнерским отношениям. Это, однако, не означает, что его надо исключить из учительского гардероба. Наоборот, его нужно носить, но тогда, когда ситуация требует мобилизации и «закладки непререкаемого авторитета», к примеру, первое родительское собрание, выезд с учениками на экскурсию или важное выступление на учительском совещании, когда нужно произвести впечатление человека авторитетного и компетентного.
Синий – помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам, не разбрасываться. Синий цвет семантически означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом заниматься честно, не нарушая моральных норм. [6]
Учителя часто неосознанно отдают предпочтение зеленому цвету в своем гардеробе. Необходимо предостеречь их от моноиспользования данного цвета, поскольку при всех его положительных оценках он лишает его обладателя права на эмоции и чувства. Использовать его лучше, дозировано. [13]
С точки зрения влияния на физическое самочувствие желтый цвет повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Не случайно в ведущих школах и университетах Европы рекомендуют использовать тетради с желтыми страницами. Как показала практика, запоминание материала при этом идет в несколько раз быстрее и эффективнее. Желтый цвет также следует включить в гардероб учителя.
Розовый – прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Данный цвет необходим при работе с маленькими детьми, именно поэтому, на наш взгляд, его нужно включить в гардероб учителя начальной школы. [11]
Глава 2. Исследование влияния цвета одежды учителя на эмоциональное состояние обучающихся
С целью изучения мнения учеников и учителей в отношении цветовой гаммы одежды учителя нами было проведено анкетирование на базе нашей школы. Была выбрана группа учителей основной школы в количестве 10 человек и учеников 7, 8 классов в количестве 40 человек.
В вводной части анкеты, обращённой к респонденту, поставлена следующая цель: узнать мнение участников анкетирования по исследуемой теме и выяснить, как влияют различные цвета одежды педагогов на эмоциональное состояние обучающихся.
Во вступительной части анкеты оговорены условия анонимности опроса, направленность использования его результатов, правила заполнения анкеты.
В основной части анкеты содержатся вопросы, направленные на изучение мнения респондентов.
Анализ анкетирования показал следующие результаты.
Вопрос №1. Влияет ли цветовая гамма в одежде педагогов на эмоциональное состояние обучающихся? (Приложение 1)
Полученные результаты: 60% учеников и 80% учителей ответили, что цветовая гамма в одежде педагогов влияет на эмоциональное состояние учащихся.
Вывод: большинство из всех респондентов считают, что цветовая гамма в одежде педагогов влияет на эмоциональное состояние обучающихся.
Вопрос №2. Какой цвет одежды педагогов помогает концентрации внимания? (Приложение 2)
Полученные результаты: 30% всех опрошенных респондентов ответили, что концентрации внимания помогает черный цвет, 10% думают, что серый цвет. 25% учеников и 50% учителей ответили, что синий цвет. 5% всех респондентов считают, что белый цвет. 15% учеников ответили, что красный цвет помогает концентрации внимания, однако не один учитель не выбрал его. Фиолетовый цвет выбрали 15% учеников и 5% учителей.
Вывод: Большинство респондентов считают, что концентрации внимания помогают черный и синий цвет.
Вопрос №3. Какой цвет одежды педагогов может вызывать раздражение? (Приложение 3)
Полученные результаты: ни один респондент не считает, что черный, синий, серый и белый цвет могут вызывать раздражение. 30% учеников и 35% учителей ответили, что фиолетовый цвет. 70% учеников и 65% учителей ответили, что красный цвет.
Вывод: респонденты считают, что раздражение могут вызывать только красный и фиолетовый цвета.
Вопрос №4. Может ли цветовая гамма в одежде педагогов повлиять на успеваемость обучающихся? (Приложение 4)
Полученные результаты: 15% учеников и 35% педагогов ответили, что цветовая гамма одежды на учителе может повлиять на успеваемость обучающихся.
Вывод: цветовая гамма в одежде педагогов влияет на успеваемость обучающихся.
Вопрос №5. Должна ли цветовая гамма в одежде педагога соответствовать специфике его предмета? (Приложение 5)
Полученные результаты: 15% всех респондентов ответили, что цветовая гамма в одежде педагога должна соответствовать специфике его предмета.
Вывод: цветовая гамма в одежде педагога необязательно должна соответствовать специфике его предмета.
Вопрос №6. Какая цветовая гамма в одежде педагогов должна быть, по вашему мнению? (Приложение 6)
Одежду под буквой A, C, G розового, желтого, красного цвета не выбрал ни один респондент. Одежду под буквой B синего цвета выбрало 35% учеников и 40% учителей, под буквой D черного цвета выбрало 40% учеников и 35% учителей. Одежду под буквой F серого цвета выбрало 20% учеников и 10% учителей, под буквой E зеленого цвета выбрало 5% учеников и 10% учителей, под буквой H белого цвета выбрало 5% учителей.
Вывод: половина опрошенных респондентов считают, что одежда педагогов должна быть синего и черного цвета.
В результате проведенного анкетирования выявлено, что цветовая гамма в одежде педагогов влияет на эмоциональное состояние обучающихся. Черный и синий цвет в одежде педагога лучше всего помогает сконцентрировать внимание, в то время как красный и фиолетовый цвета одежды могут вызывать раздражение.
Заключение
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека.
Нами было установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации, уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает, улучшает общение людей между собой и повышает работоспособность.
Цвета существенно влияют на состояние обучающихся во время учебного процесса:
- вызывают какую-либо реакцию;
- подчеркивают качество, настроение, чувство;
- создают теплую или холодную среду;
- имеют физиологические последствия, как положительные, так и отрицательные.
Использовать в педагогической практике рекомендуется все цвета, но правильно, исходя из задач и требований ситуаций и знания влияния того или иного цвета на восприятие и психоэмоциональное состояние человека. Использование разнообразной цветовой палитры в одежде и окружении поможет учителю раскрыть свою индивидуальность, развить те качества, которые ему необходимы, а главное, правильно представить себя окружающим, сформировать свой неповторимый имидж.
Если вернемся к гипотезе, что цвет одежды педагога влияет на эмоциональное состояние обучающихся, то это полностью подтверждает наше мнение. Влияние цвета на эмоциональное состояние личности обучающегося однозначно. Мы считаем, что наша работа актуальна, потому что эти знания могут помочь человеку, в данном случае учителю, регулировать свое состояние, а значит поддерживать равновесие, что символизирует слову – «Здоровье».
Данную работу предлагаем использовать на уроках обществознания, биологии, а также школьному психологу.
Список использованных источников и литературы
Интернет – ресурсы
Литература
1. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1976. Т. 1. С. 369 - 451.
2. Базыма Б.А.; Психология цвета: Теория и практика; Изд: Речь 2005. 179 с.
3. Виктор Драгунский: Живая энергия цвета,1995. 215 с.
4. Дерибере М. Цвет в жизни и деятельности человека. М., 1995. 363 с.
5. Кравков С.В. Цветовое зрение. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1991. 175 с.
6. Люшер М. Магия цвета, Харьков: АО "Сфера", 1996. 431 с.
7. Люшер М. Сигналы личности. Воронеж: НПО "Модэк", 1993. 159 с.
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Привередница
Рисуем зимние домики
Ветер и Солнце
Самый богатый воробей на свете