Современные изобретения человечества польза и вред.
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_izobreteniya_chelovechestva_polza_i_vred.pptx | 1.92 МБ |
osnovnaya_chast.docx | 84.8 КБ |
Слайд 1
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования Администрации города Нижний Тагил Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №33 Современные изобретения человечества: польза и вред Исполнитель : учащаяся 8Б класса Татаурова В.Д. Научный руководитель: Сухоруков Р.Ю. учитель обществознания МАОУ СОШ №33 Нижний Тагил 2021Слайд 2
Введение Глава 1. Вредные изобретения нашей цивилизации Глава 2. Вредные изобретения глазами школьников Заключение Список использованных источников и литературы Приложение 1 Опросный лист Приложение 2 Памятка для учащихся, описывающая возможности сократить риски негативного воздействия изобретений на нас и окружающую среду Оглавление
Слайд 3
Значение научных открытий в истории человечества не может вызывать сомнений: благодаря им наша жизнь выходит на новый качественный уровень, становится комфортнее, интереснее, в чем-то безопаснее , так как расширяются возможности выбора. Но при этом, достижения цивилизации могут быть не только полезны, но и вредны. Актуальность
Слайд 4
Изучить позитивные и негативные последствия, которые несут человечеству самые современные и необходимые изобретения, а также привлечь внимание к проблеме ответственности всех , кто создает и использует достижения научной мысли за возможные опасные последствия последних для всего живого. Цель работы
Слайд 5
Изучить литературу по теме исследования. Представить сведения о ряде достижений современной цивилизации, описать их значимость, с какой целью создавались и каким образом они оказывают негативное влияние на мир, соотнести полезные и вредные эффекты. Провести опрос обучающихся 7 и 9 классов МАОУ СОШ №33 с целью выяснить какие изобретения являются самыми вредными и проанализировать его результаты. Вывести ответ на ключевой вопрос исследования о пользе и вреде открытий человека. Создать макет информационных памяток по использованию опасных изобретений. Задачи
Слайд 6
Научные открытия и достижения человека Объект исследования
Слайд 7
Вредные последствия научно-технического прогресса на жизнь человека и окружающую среду Предмет исследования
Слайд 8
Теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение ) Э мпирические (опрос ) Методы исследования
Слайд 9
Не все открытия человека связаны с движением вперед, более того - достижения цивилизации могут усугублять нашу жизнь, пагубно влиять на окружающую среду, изменять облик планеты и живого на ней, но риски негативных последствий могут быть нивелированы при их разумном использовании. Гипотеза исследования
Слайд 10
Компьютер Вредные изобретения нашей цивилизации
Слайд 11
Интернет
Слайд 12
Телевидение
Слайд 13
13 Мобильная связь
Слайд 14
Автомобили
Слайд 15
15 Клонирование
Слайд 16
16 Генно-модифицированные продукты
Слайд 17
Атомная энергия
Слайд 18
Пластик
Слайд 19
Вредные изобретения глазами школьников
Слайд 20
ЭТО КАСАЕТСЯ ВСЕХ НАС!
Слайд 21
Заключение Сегодня жизнь не стоит на месте, она тесно связана с техническим прогрессом, с внедрением новых технологий, новых изобретений и открытий, которые должны служить на благо человечеству. Они сделали нашу жизнь проще и удобнее. Но каждому из нас нужно всегда соизмерять, что от такого «достижения» будет больше: вреда или пользы, как разумно использовать результаты научной мысли, не нанося вреда человеку и природе.
Слайд 22
Источники Александров Ю. А., Остапенко А. А. Исследование уровня электромагнитных излучений от некоторых технических устройств //Вестник Приазовского государственного технического университета. Серия: Технические науки. – 2014. – № 28. С. 53-55. Водовозова М. Проблемы загрязнения окружающей среды. М.-2010. – 295 с. Герасимов И. Г. Структура научного исследования: философский анализ познавательной деятельности в науке. – Мысль, 1985. – 359 с. Ермакова И. Генетически модифицированная соя приводит к снижению веса и увеличению смертности крысят первого поколения // экосинформ . – 2006. – №. 1. – С. 4-9. Кузнецова Т. Влияние сотового телефона на организм человека / Т. Кузнецова, В.А. Никифорова // Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского: сб. исслед . работ. – М., 2010. – С. 66-71. Лапуть О. С., Жизневская В. И., Близнец К. И. Как воспитать «зеленого» потребителя. Методическое пособие. М.-2011. – 71 с. Петров П.Н. Происхождение жизни: наука и вера. М.: Астрель , 2010. - 96 с. Романовский Г. Б. Право, генетика, клонирование //Гражданин и право. – 2017. – №. 11. – С. 10. Солдатова Г. и др. Пойманные одной сетью //Социально-психологическое исследование восприятия интернета детьми и подростками–М. – 2011. 149 с. Федоров А. В. Медиаобразование : история, теория и методика. Ростов. – 2001. – 708 с. Шустова Д. Проблемы экологии на транспорте. – Национальный авиационный университет, 2012. - 215 с. Интернет-ресурсы Интернет-журнал "Наука и жизнь", Обратная сторона упаковки. Доступ по ссылке: https://www.nkj.ru/archive/articles/9315/ [14.12.2020] Официальный сайт Президента России. Доступ по ссылке: http://kremlin.ru/ [03.12.2020] Электронная версия журнала Корреспондент от 1 ноября 2013 №43. Доступ по ссылке: http://korrespondent.net/tech/science/3204564-rukotvornye-katastrofy-desiatka-samykh-vrednykh-yzobretenyi-chelovechestva [21.01.2021] Список использованных источников и литературы
Слайд 23
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Введение
Актуальность исследования: 2021 год в России может быть объявлен годом экологического просвещения. Письмо с соответствующей просьбой российские экологи направили президенту РФ Владимиру Путину. По их мнению, год экологического просвещения поможет населению в формировании экологических компетенций через тематические акции и мероприятия и, несомненно, привлечет внимание общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности [13].
В рамках данного проекта мы поднимаем важный вопрос на злобу дня - двоякое воздействие открытий на жизнь человека и окружающей среды. По нашему мнению, прогресс должен основываться на понимании и принятии ответственности за жизнь и ее изменения.
Общество не стоит на месте, жизнь человека меняется и с ходом времени скорость изменений и число открытий увеличиваются. Но до сих пор ученые всего мира ведут споры о том, что определяет движение в сторону прогресса (движение к лучшему и полезному для общества) и в сторону регресса цивилизации (движение к худшему и вредному для общества). Понятия прогресс и регресс условны, поэтому сказать однозначно о развитии цивилизации и качестве изменений сложно: они многогранны и имеют разное значение во все времена. Но в целом, великие умы сходятся во мнении, что с того момента, когда возник первый разумный человек, в обществе (если его брать целиком) происходил только прогресс. Существуют различные виды прогресса: общественный, социальный, научно-технический и другие. Общественный прогресс – это глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному. Этот процесс идет благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений [3].
Значение научных открытий в истории человечества не может вызывать сомнений: благодаря им наша жизнь выходит на новый качественный уровень, становится комфортнее, интереснее, в чем-то безопаснее, так как расширяются возможности выбора. При этом достижения цивилизации могут быть не только полезны, но и вредны. В чем заключается вред от открытий? Какие примеры рукотворных катастроф хранит история человечества? А действительно ли они были опасны? Есть ли способы нивелировать риски вредных последствий?
Человечество не стоит на месте и не может существовать без постоянного движения к усовершенствованию, нахождения и внедрения новых технологий, изобретений и открытий. То, что раньше было прекрасной мечтой, считалось плодом безумной фантазии, сегодня прочно вошло в наш быт, стало нашей повседневной действительностью [12]. Хорошо известные нам древние сказки и легенды о ковре-самолете, волшебном зеркальце или сапогах-скороходах нашли свое реальное воплощение в современных воздушных и космических кораблях, цветном телевидении, телефонах, телеграфах и прочих средствах современной связи. Полет человека в космос, высадка людей на Луне, изобретение электронных вычислительных машин, лазера, компьютера, интернета, роботов, использование атомной энергии на благо человечества, величайшие достижения в области медицины по пересадке органов человека и победа в борьбе с неизлечимыми ранее болезнями — таков неполный перечень достижений человечества за последние полстолетия. Сегодня по-прежнему лучшие умы человечества изобретают, выдвигают новые идеи и предложения, совершают открытия во имя дальнейшего развития и совершенствования нашего мира. Однако достижения не всегда работают во благо, чему, к сожалению, есть многочисленные подтверждения [7].
Таким образом, даже ученые не всегда находят единую точку зрения в вопросе пользы и вреда достижений современной цивилизации. Тем не менее, этот вопрос открыт, и он стоит перед всем человечеством: для ученых - с точки зрения ответственности за изобретения, а для людей – c точки зрения пользования этими изобретениями. Итак, достижения цивилизации - это вред или благо? Попытаемся разобраться в этом.
Цель работы: изучить позитивные и негативные последствия, которые несут человечеству самые современные и так необходимые нам изобретения, а также привлечь внимание к проблеме ответственности исследователей и всех, кто создает и использует достижения научной мысли, за возможные опасные последствия последних для всего живого.
Задачи:
описать их значимость, с какой целью создавались и каким образом они оказывают негативное влияние в современном мире, соотнести полезные и вредные эффекты.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение), эмпирические (опрос).
Объект исследования: научные открытия и достижения человека.
Предмет исследования: вредные последствия научно-технического прогресса на жизнь человека и окружающую среду.
Гипотеза исследования заключается в том, что не все открытия человека связаны с движением вперед, более того - достижения цивилизации могут усугублять нашу жизнь, пагубно влиять на окружающую среду, изменять облик планеты и живого на ней, но риски негативных последствий могут быть нивелированы при их разумном использовании.
Проблема исследования: научные достижения и открытия стали прочно связаны с понятием прогресса, движущим механизмом развития планеты. Они преобразовывали и преобразовывают окружающий нас мир и образ жизни человека: открытие рентгеновского излучения Вильгельмом Рентгеном, полет человека в космос, множество открытий в медицине, которые позволили перевести ряд болезней из разряда неизлечимых, изобретение электронных вычислительных машин, лазера, компьютера, интернета, роботов, использование атомной энергии. Значимость научных открытий не может вызывать сомнения: как в глобальных масштабах, так и в локальных изменениях образа жизни человека. Благодаря достижениям цивилизации наша жизнь облегчилась, стала комфортнее, интереснее, в чем-то - безопаснее. Прогресс дает возможности выбора: например, в средствах связи, мультимедийных средствах, в средствах транспорта. Трудно представить свою жизнь без мобильного телефона, компьютера, интернета, телевизора, многочисленной бытовой техники и других благ.
Но достижения цивилизации могут быть не только бесполезны, но и вредны: изобретения переходят и в разряд рукотворных катастроф, вспомнить только примеры аварий на АЭС и их последствия, влияние технических новинок на развитие современного человека. Двойственное значение открытий подводит к главному вопросу: действительно ли они опасны и вредны для человечества, или это всего лишь излишняя и надуманная угроза? Может ли быть минимизирован вред при их разумном использовании?
Практическая значимость работы заключается в разработке информационных памяток по использованию полезных, привычных для каждого современного человека, но в то же время и представляющих опасность изобретений, которые нас окружают.
Результаты исследования могут быть использованы в целях дальнейшего научного поиска, а также применяться на уроках окружающего мира, биологии и экологии.
В результате поиска значимых изобретений, иллюстрирующих их двойственное значение для развития человечества, нами была составлена выборка из 9 примеров для последующего рассмотрения.
1. Компьютер — величайшее изобретение человечества. Люди создали машину, с помощью которой можно воспроизводить множество различных операций и вычислений. Сегодня компьютер в повседневной жизни занимает важное место, но иногда можно обходиться и без него. Надо запомнить, что компьютер изобрели для того, чтобы облегчить жизнь, а не заменить ее, расширить возможности человека.
Компьютер и здоровье тесно взаимосвязаны. Мы рискуем испортить себе зрение, если будем подолгу сидеть даже перед самым лучшим монитором. Многочасовая работа в одной позе приводит к развитию множества проблем. Психический - не столь очевидный, но очень опасный фактор. Особенно это касается молодого поколения, готового играть на компьютере сутками. У людей часто вырабатывается компьютерная зависимость, которая не сильно отличается от алкоголизма, наркомании. Особенно часто это происходит на фоне игр и социальных сетей, которые предназначены для максимального погружения пользователя в виртуальное пространство [10]. Некоторые перестают различать, где мир реальный, а где – виртуальный. На этой почве совершено много преступлений, это давно не секрет. Необходимо соблюдать обычные правила обращения с устройством, создайте отдельное рабочее место, по всем правилам эргономики. Родителям необходимо установить контроль за детьми, когда они сидят перед компьютером, прививать им культуру разумного использования ПК. В случае осознанного подхода в использовании ПК, контроля времени и целей эксплуатации - риски могут быть минимизированы.
2. Интернет. Сегодня сложно представить человека, который бы не пользовался ресурсами всемирной паутины. К созданию сети Интернет человечество шло долгие годы, изобретая новые и новые средства связи. Действительно, Интернет открыл множество возможностей: в виртуальном пространстве можно общаться как письмами, так и визуально, найти практически любую информацию, работать, заказывать продукты, вещи и услуги, производить финансовые расчеты и многое другое. Безусловно, польза сети огромна и с этим не поспоришь. Однако вред интернета может оказаться немалым. В первую очередь, когда заходит речь о пагубном воздействии всемирной паутины, на ум приходит интернет-зависимость. Научно доказано, что около 10% пользователей интернета зависимы от него, причем треть из них считают интернет таким же важным как дом, еда и вода. С помощью сети мошенники могут узнать личную информацию о человеке и использовать ее в своих целях. С интернетом также связана работа социальных сетей, которые имеют большую популярность среди молодой аудитории и, к сожалению, наносят ей вред: группы с суицидальными призывами, террористического содержания и другие. Конечно, польза и вред интернета стоят на разных чашах весов. Преимуществ у него намного больше. Ну а многих пагубных последствий интернета можно избежать, если использовать его с умом [9].
3. Телевидение. На сегодняшний день популярность телевизора сократилась ввиду появления интернета, однако масштабы его пользователей все еще велики. Посредством телевидения мы получаем информацию, смотрим новостные и развлекательные передачи. В то же время телевидение — сильный рычаг управления человеческим сознанием. Это громадная сила, которая может как нанести вред, так и принести пользу. Все зависит от вашего умения распоряжаться этой силой. Положительные моменты можно выделить такие, как саморазвитие от познавательных или научных документальных передач. Обычно вред телевидения, а особенно для детей заключается в чрезмерной продолжительности просмотра. К примеру, во Франции вообще запрещено производить телепередачи для детей младше 2-х лет, даже развивающие [1].
Не следует забывать и о вреде малоподвижного образа жизни, к которому присоединяется ожирение. Изобретение пульта дистанционного управления приводит к тому, что человек может длительное время, не двигаясь, проводить за просмотром ТВ. В таком случае только самоконтроль, ограничение времени просмотра, осознанный выбор программ для просмотра смогут приносить пользу.
4. Мобильная связь. Сотовые телефоны уже давно стали незаменимым атрибутом современного мира. С помощью них мы всегда на связи с теми, кто нам дорог и с теми, кто может решить самые сложные вопросы, находясь в любой точке мира. 15 лет назад для того, чтобы с кем-то пообщаться на расстоянии, нужно было идти домой и звонить по стационарному телефону или искать ближайшую телефонную будку, отделение почтовой связи. Сегодня мобильная связь дает свободу общения, где бы мы ни находились.
Создание сотового телефона можно назвать настоящей революцией технического прогресса. Но, как известно, любой технический прогресс помимо благ несет и негативные последствия. В случае с сотовым телефоном вред причиняется здоровью человека. Уже много лет ведутся исследования, направленные на изучение влияния сотовых телефонов на организм человека. Ученые доказали, что, проникая в ткани, электромагнитные волны, вызывают их нагревание. Со временем это неблагоприятно сказывается на функционировании всего организма, в частности, на работе нервной, сердечнососудистой, и эндокринной систем [5]. Молодое поколение особенно подвержено влиянию - редко встретишь ребенка, молодого человека без гаджета, чтобы оставаться на связи, играть, слушать музыку и прочее.
5. Автомобили. Сложно представить современный мир без автомобилей. Люди ездят на них на работу, на дачу, в отпуск, за продуктами, в кино и рестораны. Разные виды автомобилей используют для доставки грузов, постройки сооружений и для множества других целей. Разрушительное влияние на биосферу и здоровье человека оказывает любой вид транспорта, но автомобильный - особенно. Наиболее остро результаты его воздействия ощущаются в городах, где концентрация автотранспортных средств особенно велика. Вследствие быстрого роста автотранспортных средств возрастает изъятие кислорода из атмосферного воздуха. Это уже сегодня приводит к нарушению состава атмосферы, является причиной возникновения устойчивого кислородного голодания. Беспокойство вызывает и быстрый рост шума, как и загрязнение атмосферы или водного бассейна. С экологической точки зрения, транспорт занимает первое место по вкладу загрязнения атмосферы. По данным WorldEnergyCouncil, около 17% глобального выброса парниковых газов попадает в окружающую среду из-за работы автотранспорта [11].
Ряд стран уже реализует программы по сокращению вредного воздействия от автомобилей на природу, бизнес также принимает участие в разработке экологичных автомобилей, работающих от электричества, ответственные граждане стараются вносить вклад путем отказа от авто в пользу велосипедов и др.
6. Клонирование. С незапамятных времен человек предпринимал попытки к поиску и созданию чудодейственного лекарства, продлевающего жизнь, дарующего бессмертие, избавляющего от всех болезней. Клонирование в определенном смысле является одним из самых приближенных к этой идее средством. Клонирование дает возможность выращивать части тела человека, используя ДНК хозяина. Такие части тела можно использовать, чтобы заменить уже существующие, но не пригодные. Также можно клонировать определенные органы и заменять ими больные органы. Многие люди умирают от органной недостаточности, или теряют органы в несчастных случаях, либо рождаются с несовершенствами. Этих людей можно было бы вылечить с помощью клонирования. Запрет клонирования содержит этические причины (включая сюда и право на человеческое достоинство, и на целостность личности, вытекающее из него) и несовершенство технологий клонирования, поскольку научно-технический прогресс в медицинской сфере должен помогать облегчать страдания и/или продлевать жизнь. В ряде стран запрет на клонирование временный, в том числе и в России. Кроме того, большинство религий не одобряют клонирование, что может являться дополнительным аргументом для запрета в не светских государствах [8].
7. Генно-модифицированные продукты. Генно-модифицированные продукты – это попытка ответа ученых на решение задачи ликвидации голода на Земле. В современном мире вред ГМО изучен слабо и подобные исследования вызывают неоднозначную реакцию во всех странах мира. ГМО получают, внедряя в генетическую структуру какого-либо организма так называемые «целевые гены». Это делается для того, чтобы наделить растения новыми свойствами. Например, для создания сорта пшеницы, устойчивой к засухе, использовался ген скорпиона. Ученым удалось успешно внедрить новые гены в десятки видов растений и животных — создать растения табака со светящимися листьями, томаты, легко переносящие заморозки, кукурузу, устойчивую к воздействию пестицидов. Никто не доказал, что это безопасно, - предупреждают одни российские ученые. Другие - сожалеют о том, что в РФ нет полей, на которых выращивают «искусственные» растения [4].
8. Атомная энергия. На пороге открытия мирный атом называли безопасным и надежным источником энергии и объявляли спасителем человечества. Целые страны видели большие перспективы в его использовании в противовес нефтяной отрасли. Однако мир узнал о страшных авариях на Чернобыльской АЭС, Фукусиме. С точки зрения экологичности и экономичности ядерная энергия обладала большим потенциалом, но риски катастрофы перекрывают эти выгоды, что делает атомную энергетику одним из тех величайших изобретений человечества, от использования которых стоит отказаться как можно скорее. Так считают, к примеру, члены правительства Германии. Эта страна до недавнего времени заявляла о намерении наращивать долю атома в своей энергетике. После аварии на Фукусиме власти Германии публично похоронили эти планы.
Но угроза не миновала, спешат предупредить эксперты. Например, Турция намеревается запустить новые реакторы, чтобы снизить зависимость от импорта энергии. А власти Китая объясняют свое стремление закрыть множество угольных заводов экологическими опасениями. Их роль в поставке энергии будут играть новые ядерные реакторы, по задумке - более экологически безопасные. “Это триумф надежды над страхом”, - констатирует обозреватель Scientific American Дэвид Белло [14] .
9. Пластик. Использование пластиковой, полиэтиленовой упаковки очень помогает в быту: в пакете мы несем продукты из магазина, сменную обувь, в пластиковом контейнере мы несем обеды в школу, на работу, храним продукты в холодильнике. Но какова обратная сторона удобства использования пластика?
Большинство пластиковых пакетов изготавливается из полиэтилена, который разлагается в земле до 1000 лет, а в воде до 450 лет. Тот факт, что полиэтилен практически не разлагается, означает, что пакеты, которые сейчас используются и которые уже выброшены, будут на свалках, улицах, в реках и океанах, и наши правнуки смогут увидеть тот пластиковый мусор, который мы выбросили. Во многом именно бурное развитие упаковочной отрасли в последние десятилетия привело к тому, что объем бытовых отходов на душу населения в индустриальных странах увеличился по сравнению с 1980 годом втрое. Куда девать бесчисленное количество полиэтиленовых пакетов, пластиковых бутылок, алюминиевых банок и другой утратившей потребительские свойства тары? Закапывать в землю - значит загрязнять литосферу. Делать захоронения в морях и океанах - наносить ущерб гидросфере планеты. Сжигать - вредить атмосфере [14].
Многие морские животные, птицы ошибочно заглатывают пластик, запутываются и задыхаются в плавающих мешках. Например, экологи отмечают, что черепахи часто ошибочно принимают плавающие мешки за медуз и глотают их. Подсчитано, что около 1000000 морских млекопитающих умирают каждый год из-за пластикового мусора в северной части Тихого океана. В каждом км2 мирового океана плавает приблизительно 46 тысяч пластиковых пакетов. В некоторых местах плавает больше пластика, чем планктона. Также страдают наземные животные. В странах, таких как Индия, коровы в поисках еды ошибочно заглатывают пластиковые пакеты на улицах и в конце концов погибают от удушья или голода, поскольку пластик не переваривается.
Утилизация пластика прочно заняла место в верхней части печального списка главных виновников глобального потепления. Пластиковая упаковка составляет около 10% всего мусора, производимого человечеством, а сжигание ее ведет к огромным выбросам в атмосферу парниковых газов. Естественный распад полиэтилена и прочих пластиков займет столетия, поскольку в природе нет бактерий, способных перерабатывать полимерные соединения. Недавние исследования американских экологов показывают, что из-за пластиковых отходов популяция Мирового океана ежегодно сокращается на 100 тысяч обитателей [2].
Во многих странах уже реализуются законодательные инициативы, ограничивающие использование пластиковых пакетов в розничной торговле. Однако способные их заменить бумажные пакеты обходятся значительно дороже.
Также многочисленные данные исследований свидетельствуют о вреде пластиковых бутылок, пищевых контейнеров и других предметов, с которыми жители Земли ежедневно сталкиваются в быту. Так, длительное хранение продуктов питания в пластиковой упаковке приводит к воспалительным процессам в желудочно-кишечном тракте и даже массовым отравлениям [6].
Как же каждый человек может помочь минимизировать вред, наносимый пластиковой упаковкой, полиэтиленом окружающей среде? Наиболее эффективный способ уменьшения количества пластиковых отходов, на наш взгляд, — это сокращение потребления. Планируя поход в магазин, несложно взять с собой тряпичную сумку, подходящую для многоразового использования. На более высоком уровне необходимо масштабное внедрение вторичной переработки. Это выгодно и с экономической, и с экологической точки зрения. Так, например, в США, Японии, Канаде процесс переработки вторичного сырья в первосортную продукцию начал реализовываться с середины 80-х годов прошлого века. Там приняты национальные программы с соответствующим государственным финансированием, цель которых - прекратить загрязнение окружающей среды отходами упаковки.
Глава 2. Вредные изобретения глазами школьников
Социологические центры проводят опросы населения о том, какие, по их мнению, существуют самые вредные достижения цивилизации на сегодняшний день.
Одна из задач нашего исследования состояла в проведении опроса, в котором участвовали обучающиеся 7 и 9 классов МАОУ СОШ №33. Необходимо было заполнить опросный лист, выбрав любые три достижения цивилизации, считающиеся самыми вредными, по их мнению, и объяснить свой выбор (Приложение №1). В опросе приняли участие 35 учащихся 7 классов и 30 учащихся 9 классов.
У обеих групп опрошенных на первом месте расположились генетически модифицированные продукты. Этот вариант выбрали 60% обучающихся 9 классов и 47% семиклассников. Отрицательными сторонами школьники отметили: содержание в них вредных веществ, разрушающих организм. Положительная сторона - долгое хранение.
Второе место у обучающихся 7 классов занимают интернет и пластик – так ответили 45% опрошенных. Отрицательную сторону интернета школьники отметили в том, что люди попросту перестали выходить на улицу, общаться между собой в реальном мире, в его зависимости, например, можно круглосуточно находиться в социальных сетях, а также много «опасных и вредных» сайтов. Плюс в том, что через интернет мы получаем много полезной и нужной информации, можем пообщаться с человеком, который находится в другом городе.
Пластик – вредность в том, что большинство пластиковых пакетов изготавливается из полиэтилена, который практически не разлагается, тем самым наносит огромный ущерб всему живому миру при его утилизации, также длительное хранение продуктов питания в пластиковой упаковке приводит к ухудшению здоровья людей, массовым отравлениям. Плюсы в том, что использование пластиковой, полиэтиленовой упаковки очень помогает в быту: в пакете мы несем продукты из магазина, сменную обувь, в пластиковом контейнере мы несем обеды в школу, на работу, храним продукты в холодильнике.
А вот у обучающихся 9 классов второе место заняло телевидение – так ответили 40% опрошенных. По их мнению, минус в том, что с его помощью можно привести в заблуждение массы, воздействовать на людей, навязывая негативную и ненужную информацию. Плюс – можно посмотреть познавательные передачи.
14% обучающихся 7 классов отметили вред телевидения в том, что если часами смотреть телевизор – можно испортить зрение. Особенно это вредно детям. А плюсы – просмотр полезных передач, фильмов.
По 28% обучающихся 7 классов ответили автомобили и клонирование.
Среди обучающихся 9 классов - это 14% и 21% соответственно.
Автомобили загрязняют окружающую среду, портят дороги, но это и отличное средство быстрого передвижения. Решить проблему, связанную с загрязнением, по их мнению, можно с помощью электромобилей.
Клонирование - достаточно вредно и небезопасно, а каждый человек индивидуален, вмешательство в дела природы недопустимо. Плюс - можно клонировать определенные органы человека и заменять ими больные.
24% обучающихся 9 классов и 20% семиклассников отметили самым вредным изобретением компьютер, так как он портит зрение, негативно влияет на психику, нарушается осанка от длительного сидячего положения, возникает зависимость, ведь можно часами проводить время за ним. Плюсы в том, что можно быстро найти необходимую, полезную информацию, пообщаться с человеком, который находится на большом расстоянии.
14% обучающихся 9 классов отметили ядерную энергетику, так как она наносит огромный урон природе и человечеству в целом. Например, последствия аварии на ЧАЭС.
10% девятиклассников выделили в качестве вредного изобретения интернет. Его главными недостатками было отмечено: большое количество мошеннических программ, которые могут нанести ущерб людям, а также наличие недостоверной информации. Плюсы – быстрый доступ к информации, общению с людьми.
Лишь 4% девятиклассников выбрали пластик, приведя в качестве аргументов его недостатки в виде «сложной переработки» и нанесения большого вреда для окружающей среды при неправильной утилизации.
Только 2% обучающихся 9 классов нашли отрицательные стороны мобильной связи, приведя в качестве аргумента её высокую стоимость при отсутствии безлимитного тарифа.
Затруднились ответить - 6% семиклассников и 2% обучающихся 9 классов посчитав, что все из перечисленного может нести и пользу, и вред, нужно правильно их использовать.
Помимо вышеизложенного, 5 девятиклассников дополнительно отметили вредными достижениями цивилизации табак и алкоголь, так как они портят здоровье и уменьшают человеку жизнь.
Подводя итоги опроса обучающихся, можно отметить следующее:
1) практически все изобретения имеют и плюсы, и минусы в разной соразмерности. Любое достижение цивилизации может нести пользу и вред. Больше всего «вредностей» в достижениях цивилизации все школьники по опросу нашли в ГМО. Возможно, именно положительные стороны телевидения и интернета сыграли свою роль, донося до масс информацию о здоровом питании и вреде «искусственных продуктов»;
2) лишь 2% старшеклассников увидели вредность в мобильной связи, для многих она представляется атрибутом современного мира без негативных последствий;
3) возможно, что старшеклассники (обучающиеся 9 классов) имеют более осознанное отношение к миру, более глубокое понимание социальных проблем в обществе, более расширенное информационное, социальное, политическое и культурное пространство. Тогда как ученики 7 классов имеют несколько иное мировоззрение, другую шкалу ценностей. Это повлияло на соотношение результатов опроса. Необходимо учесть, что данные характерны для конкретных возрастных групп школьников отдельно взятой школы. Вполне возможно, что при опросе других групп населения, результаты окажутся совершенно иными.
Мир великих открытий и изобретений - нелегкий путь, пройденный человечеством с его пытливым острым умом, который можно проследить через историю величайших открытий и изобретений, внедрение которых привело не только к значимым изменениям в жизни всего общества, но и изменило взгляды на мир. И сегодня жизнь не стоит на месте, она тесно связана с техническим прогрессом, с внедрением новых технологий, новых изобретений и открытий, которые должны служить на благо человечеству. Они сделали нашу жизнь проще и удобнее. Но каждому из нас нужно всегда соизмерять, что от такого «достижения» будет больше: вреда или пользы, как разумно использовать результаты научной мысли, не нанося вреда человеку и природе.
Рассмотренные в нашей работе открытия и изобретения действительно делают жизнь человека более комфортной, удобной, интересной. Но обратная сторона медали присутствует в виде вреда - реального и потенциального. Сами по себе достижения цивилизации, на наш взгляд, не могут быть ни вредными, ни полезными и по результатам исследования можно сделать вывод, что все перечисленное полезно при разумном, осознанном использовании.
Практическим результатом проведенного исследования стала информационная брошюра, описывающая возможности сократить риски негативного воздействия изобретений на нас и окружающую среду (Приложение 2).
Мы убеждены, что такая работа будет способствовать повышению осведомленности о разумном использовании достижений науки в повседневной жизни.
Источники
Интернет-ресурсы
Снеговик
Позвольте, я вам помогу
Зимний дуб
Новогодние гирлянды
Почему люди кричат, когда ссорятся?