Работа выполнена автором самостоятельно и содержит обзор и анализ информационных источников с моментом исследования. Заявленная тема работы соответствует ее содержанию.
Автору удалось обосновать актуальность выбранной темы тем, что в современной Германии, стране изучаемого языка, существуют огромные миграционные проблемы в связи с правительственной политикой «открытых дверей».
Цели и задачи поставлены правильно. Целью своей исследовательской работы автор ставит анализ современных миграционных процессов в ФРГ и возникающих в связи с этим проблем, оценку эффективности миграционной политики ФРГ на современном этапе.
Полученные выводы соответствуют поставленным целям и задачам. Автор приходит к выводам, какие направления миграционной политики правительства ФРГ принесли соответствующие проблемы немецкому обществу, а также дает оценку эффективности данной политики.
Практическая применимость данной работы возможна как на уроках немецкого языка, так и на уроках истории и обществознания.
Качество оформления работы соответствует действующим правилам и стандартам.
Степень оригинальности текста в системе «Антиплагиат» составляет 57,23%.
Вложение | Размер |
---|---|
Миграция проблемы ФРГ | 1.16 МБ |
Миграция проблемы Германия | 415 КБ |
Слайд 1
Основные миграционные проблемы ФРГ и оценка эффективности государственной миграционной политики Выполнила: Роткирх Анна Андреевна, ученица 8А класса Школа №12Слайд 2
Актуальность и цель Миграционные проблемы в связи с политикой «открытых дверей», доставляющие дискомфорт гражданам ФРГ. Анализ современных миграционных процессов в ФРГ и возникающих в связи с этим проблем, оценка эффективности миграционной политики ФРГ на современном этапе.
Слайд 3
Задачи разобрать и определить понятие миграции; изучить историю миграции в Германии; рассмотреть ситуацию с миграцией сегодня; проанализировать основные миграционные проблемы ФРГ; оценить роль миграционной политики ФРГ в возникновении и решении проблем, связанных с миграцией.
Слайд 4
31 страница 10 источников 2 приложения Введение 1 глава – история миграции в Германии, ситуация с миграцией в стране сегодня 2 глава - анализ основных миграционных проблем Германии, оценка эффективности направлений миграционной политики ФРГ Заключение - выводы, достигнутые в результате исследования
Слайд 5
Миграция и ее виды Миграция ‒ пространственное перемещение населения, вызываемое какими-либо причинами Внешняя и внутренняя Безвозвратная,временная,сезонная,маятниковая Общественно-организационная и неорганизованная Добровольная или принудительная Законная и незаконная
Слайд 6
История становления миграционной политики в Германии 1949 г. - Конституция ФРГ 1953 г. - Закон о репатриантах 1982 г. - Закон о предоставлении политического убежища и поправки к Закону об иностранцах 1988 г. - программа интеграции переселенцев 1990 г. - «Закон об иностранцах», подписано Шенгенское соглашение и Дублинская конвенция 1992 г. - Закон о предоставлении политического убежища 1994 г. - Закон о регистре иностранцев 1997 г. - поправки к Закону "О помощи лицам, претендующим на политическое убежище" 1999-2000 гг. - Законы о гражданстве ФРГ и о правах иностранцев
Слайд 7
Ситуация с миграцией в Германии сегодня 2011 г. - начало войны в Сирии 2015 г. стал пиковым, прошение в МИД подали почти 400 000 чел. Серьезные затраты на содержание беженцев Большое количество мигрантов, значительная часть которых въезжают в ФРГ нелегально Проблема трудоустройства Отказ беженцев интегрироваться в немецкое общество, пропаганда исламизации Эмиграция большого количества немцев в другие страны ЕС
Слайд 8
Эффективность миграционной политики ФРГ Политика «открытых дверей»: 1) Бесконтрольный въезд беженцев 2) Участившиеся беспорядки 3) Недовольство немцев политикой Меркель Правонарушения беженцев будут выливаться в их депортацию Запуск новой миграционной программы «Начальная помощь плюс»
Слайд 9
Заключение Степень эффективности миграционной политики характеризуется следующими проблемами: ФРГ покидают высокообразованные специалисты; Исламизация страны; Жители ФРГ не верят в будущее своей страны; Всплеск преступности; Отказ беженцев от интеграции в немецкое общество; Отказ мигрантов работать.
Слайд 10
Итоги опроса 100% учащихся моего класса знают, что такое «миграция» 80% считают, что в нашем городе есть мигранты 65% полагают, что в России есть миграционные проблемы и знают, каковы причины массового наплыва беженцев в Германию 100% согласились с тем, что беженцам в Германии полагается социальная помощь 40% догадываются о реальном уровне пособия по безработице, а именно 60% от среднего заработка
Слайд 11
Список используемых источников https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10057 http://fb.ru/article/253413/migrantyi-v-germanii-jizn-posle-pereezda https://www.syl.ru/article/308312/bejentsyi-v-germanii-chislennost-posobiya-situatsiya https://riafan.ru/540299-germaniya-otvergaet-politiku-otkrytyh-dverei-kanclera-merkel http://finamz.ru/2017/10/10/germaniya-vs-migranty-merkel-zakryla-otkrytye-dveri/ https://www.pravda.ru/world/31-08-2017/1346859-merkel-0/ http://voprosik.net/migrantskij-krizis-i-politika-germanii/ http://www.scienceforum.ru/2016/1834/23426 http://topref.ru/referat/28748.html http://forum-msk.info/threads/situacija-s-migrantami-v-germanii.2135/
Слайд 12
Vielen Dank für Ihre Aufmerksamkeit!
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов им.
Е. П. Шнитникова»
Районная конференция НОУ 4-8 классов
Исследовательская работа
Основные миграционные проблемы ФРГ и оценка эффективности государственной миграционной политики
Секция: Иностранный язык
Подсекция: Немецкий язык и страноведение немецкоязычных стран
Выполнила: Роткирх Анна Андреевна,
ученица 8А класса
Научный руководитель:
Михеева С.А.,
учитель немецкого языка
Нижний Новгород
2018
Содержание
Стр.
Введение................................................................................................................... ...2
ГЛАВА 1 Миграция в Германию. История и современность............................ ....4
1.1 Понятие и виды миграции.................................................................................. .4
1.2 История миграции в Германию..........................................................................7
1.3 Ситуация с миграцией в Германии сегодня....................................................12
1.4 Получение статуса беженца: как это происходит?.........................................15
1.5 Социальное пособие беженцам в Германии....................................................16
1.6 Безработные жители Германии: размер пособия............................................16
ГЛАВА 2 Анализ миграционных проблем и миграционной политики ФРГ......18
2.1 Анализ основных миграционных проблем ФРГ, связанных с беженцами...18
2.2 Эффективность миграционной политики ФРГ................................................21
Заключение............................................................................................................... 26
Список используемых источников и литературы.................................................28
Приложение 1...........................................................................................................29
Приложение 2...........................................................................................................30
Приложение 3...........................................................................................................31
Приложение 4...........................................................................................................32
Введение
Процессы резкого роста миграции характерны в настоящее время для всего человечества, в особенности для промышленно развитых стран, где демографический рост коренного населения заторможен, и прослеживается ощутимый спад рождаемости.
Тема миграции, легальной и нелегальной, и связанной с этим социальной напряженности, волнует не только граждан России, но и весь мир.
Крупнейшая западноевропейская страна – Германия, приняла в последние годы больше мигрантов, чем вся остальная Европа. Именно на Германию ложится наибольший груз идущего в основном с востока на запад потока континентальной, легальной и нелегальной, миграции.
В структуре населения этой самой крупной страны Европейского союза, достигшей после объединения страны 82 млн. человек, почти каждый десятый – иностранец, не имеющий немецкого гражданства. Речь идет о легально проживающих в стране иммигрантах, основная масса которых, происходящая из стран восточной Европы, - особенно резкий прирост наблюдался с 1987 г. Так, в одном только Берлине существует русскоязычная диаспора, которая насчитывает уже 300 тыс. человек. 100 тыс. мигрантов составляет евреи.
В последнее время обозначилась тенденция к оттоку коренного населения Германии вследствие желания существенно улучшить условия жизни. Экономика Германии при этом теряет огромные средства, так как уезжают специалисты, а на их места приезжают низкоквалифицированные иммигранты.
Актуальность проблематики исследования заключается в том, что последние несколько лет в Германии существуют огромные миграционные проблемы в связи с политикой «открытых дверей», и это доставляет дискомфорт гражданам ФРГ.
Объект исследования - миграционные процессы в ФРГ.
Предметом исследования является миграционная политика правительства ФРГ.
Цель работы - анализ современных миграционных процессов в ФРГ и возникающих в связи с этим проблем, оценка эффективности миграционной политики ФРГ на современном этапе.
Цели работы отвечают следующие задачи:
Методы исследования:
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Есть .... приложения и список информационных источников, включающий 10 пунктов. Общий объем работы составляет 27 страниц. Первая глава посвящена истории миграции в Германии, ситуации с миграцией в стране сегодня. Во второй главе дается анализ основных миграционных проблем Германии и оценка эффективности направлений миграционной политики ФРГ. В заключении приводятся выводы, достигнутые в результате исследования.
Выражаем искреннюю благодарность всем, кто помогал в проведении нашего исследования и в написании данной работы.
ГЛАВА 1 Миграция в Германию. История и современность
Миграция представляет собой пространственное перемещение населения, вызываемое изменениями в политической, экономической, социальной сферах, изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования людей, а также экономическими бедствиями и различными политическими причинами.
С миграцией населения, и в том числе рабочей силы, связаны процессы заселения и хозяйственного освоения земель, развития производительных сил общества, образования и смешения рас, языков и народов. Современное состояние миграции в Германии связано с общественными и политическими переменами последних лет.
Расширение миграционных потоков привело к разнообразным последствия, которые в настоящее время проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурной, психологической и т.д.
Таким образом, в определении миграции используют два подхода: первый (широкий) трактует миграцию как пространственное перемещение рабочей силы, второй - (более узкий, специальный) ограничивает миграцию определенными рамками пространственного движения населения. Последний в большей степени отвечает первоначальному смыслу слова migratio (от латинского «перемещение, «передвижение») и определяет миграцию как перемещение, переселение населения из одних населенных пунктов в другие, связанное с переменой места проживания людей.
Какой бы подход к определению миграции не рассматривался, очевидно, что миграция способствует обмену трудовыми навыками и производственным опытом, содействует развитию личности, влияет на половозрастную структуру и семейный состав населения, непосредственно связана с профессиональной, социальной и отраслевой мобильностью населения.
Миграционное движение населения в большинстве случаев обусловлено передвижение лиц молодого трудоспособного возраста, зачастую обладающих достаточно высоким уровнем образования и профессиональной подготовки. В связи с этим миграция населения оказывает значительное влияние на показатели естественного движения населения и численность лиц трудоспособного возраста, и, следовательно, на величину трудового потенциала, как в местах вселения, так и в местах выхода (в отдельных регионах, в стране в целом).
Как правило, чем больше территории, между которыми осуществляется миграционный обмен, и численность населения, проживающего на них, тем более мощными являются миграционные потоки.
Под миграционными потоками понимается совокупное число мигрантов, имеющих общие районы прибытия и выбытия в течение данного отрезка времени.
Как правило, территории связаны между собой параллельными миграционными потоками. При этом нередко один из параллельных потоков доминирует над другим. Чем ближе территории, тем интенсивнее их миграционные связи и тем значительнее миграционные потоки, на мощности которых существенным образом сказываются сложившиеся исторические, хозяйственные, природные, этнические и другие связи.
В целях анализа миграцию населения классифицируют по видам по ряду основных признаков.
1. В зависимости от характера пересекаемых границ различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения.
Внешняя миграция - вид перемещения населения, при котором пересекаются государственные границы. В ней выделяют два потока: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция населения - выезд из страны, переселение в другую страну с целью постоянного жительства и временного обоснования. Она может быть постоянной и временной, даже сезонной. Как частный случай выделяют реэмиграцию - возвращение эмигрантов на родину.
Иммиграция населения - въезд в страну на постоянное или временное место жительства граждан другой страны. Также как и эмиграция, процесс иммиграции населения обусловливается целым рядом причин: социально-экономическими (поиск страны с более благоприятными условиями работы, более высоким жизненным уровнем и т.д.); политическими (бегство от политического, национального преследования, религиозные и расовые притеснения, репатриация и т.д.); военными (депортация, эвакуация, реэвакуация) и другими, например, природно-климатическими, этническими, демографическими и т.п.
К внутренней миграции относят перемещения в пределах одной страны. 2. По временному признаку выделяют безвозвратную (постоянную), временную, сезонную и маятниковую миграцию.
В строгом значении безвозвратная миграция (или переселение) означает перемещение населения, ведущее к его территориальному перераспределению. Это вид миграции называют еще полной, или полноценной миграцией. Такая миграция отвечает двум основным условиям: а) перемещение осуществляется из одних населенных пунктов в другие; б) перемещение населения сопровождается окончательной сменой постоянного места жительства.
Временная миграция предполагает переселение, на какой либо достаточно длинный, но вместе с тем ограниченный, часто заранее обусловленный, срок. Обычно такая миграция связана с трудовой деятельностью вместе вселения. Временная миграция включает, например, переселения рабочих из одних стран в другие и т.д.
3. С точки зрения форм реализации миграционного движения, принято различать общественно-организационную форму миграции, когда миграция осуществляется при участии общественных и государственных органов и при их экономической помощи, и неорганизованную миграцию, осуществляемую силами и средствами самих мигрантов без какой либо организационной помощи и материальной поддержки со стороны каких-либо учреждений.
4. В зависимости от причин, лежащих в основе перемещения людей, выделяют добровольную или принудительную (вынужденную) миграцию.
5. С точки зрения соблюдения норм действующее в стране законодательство, принято различать миграцию законную (без нарушения законодательных норм) и незаконную (с нарушением законодательства).
По характеру причин, вызвавших перемещение населения, часто выделяют политическую, экономическую и социальную миграцию.
Особым видом миграционного движения населения является трудовая миграция, в основе которой лежат экономические закономерности развития общественного производства, материальные, а также духовные потребности мигрирующих трудовых ресурсов.
1.2 История миграции в Германию
Европа, а в частности Германия, всегда была привлекательна для беженцев из различных стран. Во многом современная миграционная политика определилась законами, принятыми после второй Мировой войны (1949).
В 1949 году принята Конституция ФРГ. Статус беженца был вписан в отдельный параграф основного Закона государства (116: "Лица, преследуемые по политическим мотивам, имеют право на убежище"). Определение условий получения статуса репатрианта оставалось в полномочиях земель. Статус был уточнен затем в Законе о репатриантах.
Первый наплыв приезжих в Германии отмечался в 50-годы прошлого столетия. Связано это было с быстрыми темпами развития экономики, наличием свободных рабочих мест, высокой оплаты труда. В экономике этот момент был определен, как Wirtschaftswunder, что в переводе с немецкого означает «экономическое чудо». Производственным компаниям требовались квалифицированные сотрудники, которые принимались с разных стран. Основной поток приходился на Испанию, Турцию и Италию. Таких мигрантов называли der Gastarbeiter, то есть рабочий.
В 1953 году принят Закон о репатриантах. В Законе были объединены в единую категорию использовавшиеся до этого разные категории беженцев; установлены общие для всех земель правила определения статуса репатрианта; при этом финансовая ответственность за прием и обустройство была распределена между всеми уровнями власти.
В 1957 году вступили в силу дополнения в Закон о репатриантах. Расширен круг лиц, имеющих право стать репатриантом - за счет всех немцев, которые проживали на территориях с военными действиями до 1945 г. (по списку, в том числе СССР, Польша, Китай, Албания и прочие социалистические страны), и испытывали гонения и преследования из-за своей этничности.
За несколько лет в Германию переехали на ПМЖ несколько миллионов граждан разных стран. Некоторые из них вернулись на родину после завершения проектов, другие создали семью и обосновались в Европе. Сегодня официально зарегистрировано приблизительно 7 млн. человек, проживающих по трудовой или резидентской визе в связи с заключением брака с немцами. Большинство из них прибыли из арабских стран и Турции.
Для мигрантов создавались специальные поселения. В пример можно привести das Ruhrgebiet, выделенный в землях Nordrhein-Westfalen для рабочих из Польши, занятых в горно-добывающей промышленности.
В 80-х существенная доля переселенцев приходилась на русских, румын и казахов.
В 1982 году принят Закон о предоставлении политического убежища - предполагал ускорение процедуры при сохранении конституционных гарантий защиты беженцев.
В 1982 году вступили в силу поправки к Закону об иностранцах - введение визового режима для иностранцев вне ЕС, намеревающихся находиться в ФРГ более трех месяцев.
В 1988 году стала действовать программа интеграции переселенцев. Была предложена не односторонняя модель интеграции, когда мигранты "подстраиваются" под новые социумы, а взаимное приспособление и культурное обогащение.
В 1989 году принят Закон о распределении переселенцев. Предписывал обязательную регистрацию репатриантов в федеральных лагерях для переселенцев и дальнейшее размещение их по землям в строгом соответствии с направлением лагеря для тех репатриантов, которые получают социальную помощь государства.
В 1990 году вступил в силу Закон о въезде и пребывании иностранцев на территории ФРГ, называемый сокращенно "Закон об иностранцах". Обозначил возможности попадания в Германию для этнических мигрантов - теперь это можно было сделать только при наличии разрешения на прибытие и заявление. Ряду категорий мигрантов - иностранцам, прожившим постоянно и легально в ФРГ 15 лет, если они могут сами содержать себя и членов своей семьи без привлечения социальной помощи или пособия по безработице; молодым иностранцам (в возрасте от 16 до 23 лет) при условии отказа от предыдущего гражданства, восьми лет постоянного и законного проживания и шести лет посещения школы в ФРГ и отсутствия судимости - предлагается облегченный вариант предоставления гражданства.
С начала 90-х годов существенно возросло количество заявлений, поданных на статус беженцев - около 400 тысяч в год. Буквально два года создали в Германии предпосылки к миграционному кризису, но правительство вовремя отреагировало и изменило политику, в результате чего ситуация довольно быстро стабилизировалась.
В 1990 году подписано Шенгенского соглашения, которое предусматривает свободу передвижения и особые миграционные преференции гражданам Шенгенской зоны.
Также в 1990 году произошло подписание Дублинской конвенции. В ней перечислены критерии для определения того, какое из государств-участников несет ответственность за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища. Такая тактика была призвана пресечь попытки ищущих убежища лиц выбирать себе наиболее подходящую страну для рассмотрения ходатайства, а также решить проблему лиц, ищущих убежища, за которых ни одна страна не желает брать на себя ответственность.
В 1992 году принят Закон о предоставлении политического убежища. Вводится правовой статус позднего переселенца, под который попадают этнические немцы из Восточной Европы, родившиеся до 1993 г. В соответствии с этим законом для того, чтобы стать поздним переселенцем необходимы индивидуальные доказательства своей принадлежности к немецкому народу.
В 1993 году произошли поправки к статье 116 и 118 Конституции: ст. 116 "а" Конституции ФРГ с изменениями от 1993 года имеет следующую редакцию: "п.1. Лица, преследуемые по политическим мотивам, имеют право на убежище; п.2. Не имеют право на политическое убежище граждане стран ЕС, а также граждане других стран, в которых соблюдаются права человека; п.3. Лицо, выехавшее из страны, где по определению Бундесрата, нет политического преследования, может получить убежище, если докажет факты политического преследования со стороны государства; п.4. He могут получить политического убежища лица, выехавшие в Германию через третью страну, в которой нет преследований по политическим мотивам".
В 1994 году принят Закон о регистре иностранцев. Закон предписывает заносить данные об иностранных гражданах в "Центральный регистр иностранцев" - компьютерную базу данных, к которой имеют доступ несколько ведомств, в том числе полиция.
В 1997 году вступили в силу поправки к Закону "О помощи лицам, претендующим на политическое убежище", согласно которым на 20% по отношению к ранее установленным размерам сокращается социальная помощь, а также расходы на медицинское обслуживание данной категории иностранцев. Кроме того, в связи с большим числом безработных в стране, запрещена выдача разрешений на работу в течение двух лет лицам, претендующим на политическое убежище. Принятие подобных поправок вызвано большой нагрузкой на федеральный и земельные бюджеты, которые не в состоянии полностью обеспечивать социальной помощью около 440 тыс. иностранцев, претендующих (на тот момент) на политическое убежище в ФРГ.
В 1999-2000 гг. приняты новые Законы о гражданстве ФРГ и о правах иностранцев. Предусматривается возможность получения немецкого гражданства по рождению для детей, оба родителя которых являются иностранцами при соблюдении ряда условий: дети рождены на территории Германии, по крайней мере, один из родителей легально и постоянно проживает в Германии не менее восьми лет и этот родитель имеет разрешение на проживание по статусу "Правомочие на пребывание" либо - на протяжении не менее трех лет - неограниченное по сроку разрешение на проживание по статусу "Разрешение на жительство". Другое новшество этого Закона: если раньше переселенцы, их потомки и супруги (с более чем 3-летней продолжительностью брака до выезда в ФРГ) по приезду в Германию получали конституционный статус немца, что, в свою очередь, давало им право "автоматического" обретения немецкого гражданства по своему заявлению, то теперь эти лица становятся гражданами Германии одновременно с выдачей им свидетельства позднего переселенца, то есть по завершении процесса признания их статуса.
1.3 Ситуация с миграцией в Германии сегодня
Уже несколько лет Европу буквально лихорадит от ситуации с беженцами, которые фактически с ног на голову перевернули спокойную и размеренную жизнь Старого Света. Самая тяжелая ситуация сложилась в Германии, куда и направляется основной поток людей, спасающихся от войны на Ближнем Востоке. В 2005 году принят Закон об управлении и ограничении иммиграции. Для проведения процедуры предоставления иностранцам вида на жительство должно быть создано федеральное ведомство по делам миграции. Для них предусмотрена облегченная процедура получения вида на жительство. На жительство в Германию для воссоединения семьи могут переехать и дети претендентов на политическое убежище, а также беженцев, если возраст детей не превышает 18 лет. В отличие от предыдущих документов, в Законе оговаривается возможность в течение одного года подыскать себе место работы иностранным студентам. Высококвалифицированные специалисты, работающие в сфере компьютерных технологий, могут получить бессрочный вид на жительство сразу по прибытии в Германию (в отличие от студентов). Вновь прибывшим в страну иммигрантам гарантирована помощь в интеграции. Она должна осуществляться в первую очередь с помощью интеграционных курсов. Интеграционный курс предполагает базовый и расширенный курс немецкого языка (600 учебных часов), а также ориентационный курс (30 учебных часов) об истории, культуре и правовой системе Германии. Интеграционный курс заканчивается экзаменом, который необходимо сдать в определенные сроки. По окончании курса выдается сертификат об успешном участии в интеграционном курсе. Без сертификата постоянный вид на жительство теперь, как правило, не выдается. В случае получения прав гражданства при предъявлении сертификата об успешном окончании интеграционного курса, требуемый 8-летний срок законного и постоянного пребывания в Германии может сократиться на 1 год.
В 2005 году приняты поправки к Закону об иностранцах. Право на иммиграцию в Германию вновь предоставлено людям, имеющим одного родителя-еврея, которые могут въехать в страну вместе со своими супругами и несовершеннолетними детьми. Главное условие: их должна принять еврейская община Германии. Правом на выдачу приглашений теперь наделен не только Центральный совет евреев Германии, но и Движение прогрессивного иудаизма.
Вплоть до 2007 года на статус беженца в Германии подали заявление всего лишь 19 тысяч человек. Но в 2011 ситуация стала резко меняться: свою роль сыграла начавшаяся война в Сирии. Большая часть мигрантов - выходцы из этой страны. Данная ситуация сохраняется до сих пор.
За четыре года военных действий в Сирии ежегодно количество мигрантов увеличивалось, но страна справлялась с их потоком, поэтому особых опасений у властей Германии ситуация с беженцами не вызывала. Кризисным стал 2015 год, когда прошение в МИД подали почти 400 тысяч человек. Но помимо них в страну просочились и нелегальные беженцы, отследить которых не удается до сих пор. Данная ситуация возникла в связи с особенной системой приема мигрантов. Дело в том, что беженцы в Германии изначально регистрируются, затем прикрепляются к каким-либо территориям, и только после всех этих процедур у мигрантов появляется возможность подать официальное прошение в МИД страны. Но в 2015 году, в связи с огромным количеством выходцев из стран Ближнего Востока, система дала сбой - многих прибывших власти не успели зарегистрировать, другие не подали прошение и не получили статус беженца, а третьи попали в страну нелегально и буквально растворились среди местного населения. Поэтому точной статистики относительно того, сколько беженцев в Германии обосновалось в 2015 году, нет, но, по предварительным данным, их количество приравнивается к одному миллиону человек.
Германия принимает беженцев в основном из Сирии, а также Албании, Македонии, Ирака, Афганистана и Пакистана. По официальным данным МИД, сирийские мигранты составляли около 30 процентов от общего числа иностранных граждан, просивших убежище в стране. На втором месте беженцы из Албании - их чуть более 13 процентов. Как утверждают власти страны, до сих пор ситуация не меняется, и сирийские беженцы в Германии составляют большинство. Но стоит учитывать, что эта информация идет из подтвержденных источников, а вот по альтернативным данным, большой поток мигрантов просочился в Германию из Пакистана, Афганистана и Ирака именно в 2015 году. Отследить этих беженцев до сих пор невозможно.
2016 год принес обострение кризиса и новую волну мигрантов в Германии. Стоит отметить, что к общему количеству сирийцев добавился довольно большой процент ливийцев. Они тоже стремятся попасть именно в Германию, поэтому в прошлом году страна вновь приняла около одного миллиона беженцев. Все попытки Ангелы Меркель решить вопрос за счет перенаправления потока мигрантов в другие европейские страны, в том числе Турцию, с треском провалились. Еврокомиссия прогнозировала, что уже к осени 2016 года Германия увидит, насколько снизится поток беженцев, но, как оказалось, ни один из прогнозов не сбылся. Только сирийцев в страну прибыло более 400 тысяч человек, причем количество тех, кто еще планирует подать заявление на получение официального статуса беженца, стабильно растет, если доверять данным МИД.
Политика "открытых дверей", как назвала ее Ангела Меркель, серьезно подорвала ее авторитет и дестабилизировала обстановку в стране. Решить проблему миграции власти страны не могут, хотя постоянно выдвигают новые проекты и предложения. Беженцы 2017 года встречают довольно ощутимое сопротивление властей, не желающих принимать их, но в ответ мигранты устраивают демонстрации и располагаются в несанкционированных лагерях у границы со страной. Все это приводит к усилению напряжения внутри страны, а столкновения с беженцами учащаются. Власти страны утверждают, что беженцы в Германии должны находиться на правах транзита и через некоторое время размещаться на территории иных европейских государств. Все это вызывает яростное сопротивление мигрантов, которые уже заговорили о своих правах. Ангела Меркель недавно заявила о том, что в 2017 году страна сможет принять не более полумиллиона человек. Причем это крайняя цифра, которая еще больше усложнит положение действующего правительства. Турция заявила о возможности пропустить на свою территорию ограниченное количество мигрантов - 200 тысяч человек. Хотя существуют данные о том, что турецкие власти практически сразу депортируют беженцев из "горячих точек" обратно на родину. Естественно, что эти люди через какое-то время вновь оказываются у границ Германии.
1.4 Получение статуса беженца: как это происходит?
При пересечении государственной границы беженцы в Германии должны сразу же подать заявление о получении статуса мигранта. Эта бумага направляется в специальный отдел МИД и рассматривается несколько месяцев. В идеале до принятия определенного решения все, кто пересек границу страны, должны получать социальное пособие и подходящее жилье. Изначально таким образом и происходило размещение всех мигрантов, но сейчас ситуация немного изменилась. Каждый прибывший попадает в лагерь беженцев. В Германии таких объектов несколько, там выходцы из стран Ближнего Востока месяцами живут в ожидании решения немецких властей. Стоит отметить, что не во всех лагерях есть подходящие условия для жизни. В основном люди располагаются в палатках, снабжаются водой и питанием. В случае необходимости им оказывается медицинская помощь. Самостоятельно передвигаться по стране беженцы не имеют права. С течением времени их прикрепляют к какой-нибудь земле и выдают более комфортное жилье. Но даже в этом случае люди не имеют права переезжать до того, как получат официальный статус беженцев.
1.5 Социальное пособие беженцам в Германии
Каждый мигрант имеет право на социальное пособие, в некоторых регионах в дополнение к деньгам выдается определенный продуктовый набор, который помогает семьям существовать в стране. Так как начать работать беженец может не ранее чем через год после получения своего статуса, социальное пособие позволяет безбедно существовать целой семье с несколькими детьми. Например, пара с пятью детьми ежемесячно получает на руки около четырех тысяч евро. Работать мигранты могут на тех должностях, где не желают работать немцы, считающие открывшиеся вакансии неподходящими для себя. В случае, когда трудоустроиться не удается, беженец имеет право не только на социальное пособие, но и на пособие по безработице.
1.6 Безработные жители Германии: размер пособия
Пособие беженцам в Германии по безработице начисляется таким же образом, как и коренным немцам. Но мигранты должны собрать для него большое количество бумаг, каждый регион страны может добавить в этот список свои документы. О размере пособия по безработице можно судить по следующим цифрам. Например, средняя заработная плата в стране составляет две с половиной тысячи евро. Прожиточный минимум превышает семьсот евро, а МРОТ, исходя из этого, держится на отметке одна тысяча евро. Уже эти суммы показывают, насколько выгодно в Германии претендовать на пособие, ведь оно составляет около шестидесяти процентов от заработка. В случае, когда у безработных на иждивении находится несовершеннолетний ребенок, они могут подать прошение об увеличении денежной суммы. Полтора года любой человек, не нашедший работу, получает полноценное пособие. Спустя это время безработный может рассчитывать на четыреста евро в месяц. Возмущение немцев, которые открыто протестуют против миграционной политики Ангелы Меркель, вынуждает власти страны принимать кардинальные меры по урегулированию проблем. В текущем году планируется значительно уменьшить выплачиваемые пособия. Социальные выплаты должны быть приравнены к пособию по безработице, а это ухудшит положение мигрантов. Одни социологи прогнозируют в связи с этим очередную волну протестов, которая прокатится по стране. Причем никто не знает, чем они могут закончиться. Властей Германии беспокоит возможность проведения массовых митингов, ведь рано или поздно они могут привести к самым крайним мерам - гражданской войне. Особенно остро стоит вопрос с беженцами, которые не соблюдают европейские законы. Они смогут рассчитывать только на самые минимальные денежные выплаты. Крупное пособие, позволяющее комфортно существовать в стране, смогут получать только те мигранты, которые будут делать попытки интегрироваться в европейское общество. Как минимум необходимо выучить язык страны, где они планируют проживать, и найти достойную работу. В случае недостатка денег государство будет готово помогать мигрантам различными дополнительными пособиями.
ГЛАВА 2 Анализ миграционных проблем и миграционной политики ФРГ
2.1 Анализ основных миграционных проблем ФРГ, связанных с беженцами
В ходе изучения информационных источников мы попытались выявить и проанализировать основные миграционные проблемы ФРГ, связанные с беженцами.
В 50-х годах прошлого столетия ФРГ стремительно развивалась, что позволило говорить об экономическом чуде в стране. Это вызвало первую серьезную волну миграции. В 80-х зафиксирована вторая волна миграции. Она была связана в основном с проблемами в странах бывшего соцлагеря.
Проблема мигрантов в Германии на тот момент еще остро не стояла, но некоторые предпосылки уже имелись. А потом начались сложности на Ближнем Востоке и в Африке. На немецкую землю массово потянулись мусульмане. Германию заполонили выходцы из Пакистана, Афганистана, Ирана, Косово, Сомали и т.д.
К тому же в последние годы, в связи с военными событиями в Сирии, огромное количество беженцев из этой страны прибыли в Европу.
Особенную остроту приобрела ситуация с мигрантами в Германии, поскольку Ангела Меркель реализовывала «политику открытых дверей» [1], считая, что цивилизованные страны должны оказывать помощь людям, лишившимся крова в результате бомбежек. А еще немцы надеялись за счет приезжих, решить проблему рабочих мест. Таковы основные причины притока мигрантов в Германию.
В самый разгар мигрантского кризиса, в октябре 2015 года, в ратуше Касселя собрались порядка 800 горожан, недовольных решением местных властей открыть в городе центры для беженцев. Президент Касселя Вальтер Любке сказал тогда собравшимся, что все, кто не согласен с политикой открытых дверей, проводимой правительством Меркель, могут в любое время покинуть Германию.
Герр Любке, очевидно, не знал, что к тому времени тысячи немцев уже покинули ФРГ. Наверное, для большинства самих немцев стало огромной неожиданностью сообщение ежедневного издания Die Welt о массовом исходе немцев из Германии. За прошедшее десятилетие ФРГ покинули, пишет влиятельная газета, более 1,5 млн. немцев, в большинстве высокообразованных специалистов. Положение осложняет то обстоятельство, что исход немцев пришелся на пик эпидемии мигрантов, которая ведет к исламизации страны.
В 2015 году, по данным Статистического управления ФРГ Destatis, Германию покинули 138 тыс. человек. В 2016-2017 году численность уехавших, считают специалисты, должна была вырасти.
Популярная газета сообщила статистику, но не привела объяснений и причин массового отъезда жителей Германии. Судя по всему, пишет социологическая исследовательская организация Gatestone Institute, большинство немцев уезжает из-за решения Ангелы Меркель впустить в страну мигрантов.
Массовая миграция и страхи перед исламизацией вместе с множеством других причин усиливают у миллионов немцев ощущение, что их безопасность находится под угрозой. Социологи считают, что все больше жителей ФРГ не верят в будущее своей страны.
В мае 2016 года журнал Focus сообщил, что немцы в больших количествах уезжают в Венгрию. Уезжают не отдыхать, а жить. Причем, некоторые навсегда. Агент недвижимости из венгерского городка на берегу озера Балатон сообщил, что 80% немцев, переехавших на Балатон, назвали главной причиной переезда наплыв мигрантов. Анонимный немец, недавно уехавший из Германии, разместил на сайте Politically Incorrect «Открытое письмо немецкому правительству». В нем он в частности объясняет, что эмигрировал из страны не ради каких-то экономических благ, потому что с материальной точки зрения жизнь его вполне устраивала, а исключительно по причине недовольства текущими политическими и социальными условиями в Германии.
Отъезд высококвалифицированных профессионалов усугубляет демографические проблемы Германии, состоящие в низкой рождаемости и быстром сокращении численности работоспособного населения, и еще больше усиливает беды немецкой экономики. Несмотря на все заверения правительственных экономистов, что мигранты помогут экономике ФРГ, немецкие бизнесмены сильно сомневаются в светлом будущем.
Время показало, что политика госпожи Меркель во многом была ошибочной. Современная Германия буквально задыхается от обилия мигрантов, многие из которых пересекают границу и живут в стране нелегально. Рабочих мест уже на всех не хватает, и государство получило «балласт» в виде голодных ртов, которые нужно кормить.
В когда-то очень спокойной стране наблюдается резкий всплеск преступности. Громкие убийства, насилие, террористические акты - все это теперь стало частью немецкой жизни. По данным местных СМИ, в последнее время количество правонарушений иностранными гражданами выросло на сорок процентов.
Ко всему прочему интеграция мигрантов в Германии проходит очень туго. Мусульмане не хотят учить немецкий, получать образование или проходить переквалификацию. При этом они стремятся навязать немцам свои правила: в частности, пропагандируют многоженство. Ассимилироваться приезжие не спешат.
Легальные мигранты в Германии получают право трудоустраиваться только спустя год после получения официального статуса. Все это время государство платит им социальное пособие, позволяющее им неплохо жить. Так, к примеру, семья из пяти человек получает около четырех тысяч евро. Плюс продуктовые наборы и другие блага, на которые часто могут рассчитывать мигранты.
Приезжие, которые уже имеют право работать, но испытывают проблемы с трудоустройством, получают точно такое же пособие по безработице, как и немцы. Оно составляет около тысячи евро (почти 60% от средней зарплаты). Конечно же такое благополучие привлекает все большее и большее количество мигрантов в Германию.
Сколько мигрантов в Германии? Ответить на этот вопрос сложно, поскольку многие приезжие живут в стране нелегально. По примерным подсчетам, только количество респондентов, закрепившихся в стране и связавших себя узами брака с местными жителями, за последние 60 лет составило семь миллионов. А что уж говорить о тех, кто не ассимилировался? Только в 2015-м году в Германию прибыло почти 900 тысяч человек. Это количество стало рекордным за всю историю страны. В 2016-м оно уменьшилось почти втрое, что объясняется сворачиванием «политики открытых дверей». Сегодня в данном отношении уже совсем другая Германия: мигранты 2017 года даже получают от государства «откупные» в размере 1200 евро за согласие покинуть страну без подачи заявления о предоставлении убежища. Тем же беженцам, которые получили отказ и не претендуют на апелляцию, немцы дают по 800 евро. Германия изо всех сил стремится стабилизировать ситуацию и свести количество новых мигрантов к 200 тысячам в год. Но и эта цифра, по мнению, многих экспертов слишком велика. Государству желательно взять «перерыв» и разобраться с теми мигрантами, которые уже живут на его территории.
2.2 Эффективность миграционной политики ФРГ
Добродушный приём беженцев из Сирии и других арабских стран не встретил отклика в их сердцах. По данным российских СМИ в ночь на 1 января 2016 года пострадало более пятисот девушек из немецкого города - они подверглись оскорблениям, приставаниям и даже насилию со стороны беженцев, якобы недовольных вульгарностью немок. После трагических событий немецкие граждане окончательно разочаровались в идее активного приема мигрантов из Африки и Ближнего Востока, которые и раньше вели себя неподобающим образом. Согласно опросам социологических служб свыше 50 процентов немцев боятся за свои жизни и здоровье из-за наплыва иноземцев, а также выступают за радикальное изменение миграционной политики. Почти сорок процентов немцев и вовсе уверены, что, в случае нападения, помощь им оказана не будет.
Негодование жителей Кёльна достигло апогея 10 января 2016 года - тогда в городе прошли демонстрации движений PEGIDA (Патриотических европейцев, настроенных против исламизации Запада), а также их противников из движения «Кёльн против правых». Вскоре после начала митингов произошло первое столкновение - в ход пошли камни, бутылки и петарды.
Об инциденте в Кёльне говорят на самом высоком уровне. Поддерживающая ранее прием беженцев Ангела Меркель всерьез задумалась над правильностью собственных идей. В одном из интервью она заявила, что правонарушения беженцев будут выливаться в их депортацию: «Если беженец попирает правила, то должны быть последствия, это означает, что он может потерять свой вид на жительство прямо здесь, вне зависимости от того, осужден ли он условно или приговорен к тюремному заключению».
Однако, действий властей Германии по ограничению миграционных потоков пока явно не достаточно - по официальной статистике Германия приняла свыше 1 миллиона мигрантов в 2015 году.
Корреспондент информационного агентства «Деловые Новости» обсудил ситуацию с мигрантами в Германии с Иваном Лазовским, экспертом в области политологии и политического анализа. По словам собеседника «ДН», беженцы будут еще на протяжении долгого времени становиться головной болью для немцев: "Демократические идеи, которые двигали всю политику Меркель, хороши лишь в теории - на практике стремление приютить всех, кому не лень уехать из Африки - мина замедленного действия, которая еще не раз рванет. Беженцы зачастую малообразованны и не хотят работать - они рискуют жизнями, перебираясь в Европу на самодельных плотах и лодках, мечтая о сладкой европейской жизни и совершенно не понимая, что эта жизнь возможна только благодаря тяжелому труду. Эти люди будут создавать вечные проблемы хотя бы потому, что они не знают немецкий язык и вряд ли смогут его быстро выучить, чтобы выполнять хоть какую-то работу. А значит, они будут жить на пособие и постепенно разорять казну. Более того, беженцы - взрослые люди, которые вряд ли захотят принять чужие культурные традиции, которые в корне отличаются от образа жизни, к которому они привыкли - а значит не миновать и культурных, а может быть и религиозных конфликтов. Лишь их дети, рожденные в Германии, смогут стать настоящими немецкими гражданами - европейские институты государственности будут испытывать еще очень большие проблемы ввиду желания помочь беженцам из Африки и Ближнего Востока".
Министерство внутренних дел Германии объявило о запуске новой миграционной программы «Начальная помощь плюс» (Starthilfe Plus — «Известия»). Для ее финансирования федеральное правительство выделило на нынешний год €40 млн. В ведомстве «Известиям» рассказали, какие суммы и при каких условиях сможет получить беженец, желающий вернуться домой. Само решение вызвало неоднозначную реакцию в немецком обществе, а эксперты полагают, что таким образом канцлер ФРГ Ангела Меркель стремилась набрать политические очки в преддверии выборов.
По сообщению министерства, программа нацелена на стимулирование мигрантов добровольно возвращаться на родину. Возможность по собственной инициативе покинуть Германию для многих приезжих лучше, чем депортация в случае отказа в предоставлении убежища.
Официальный представитель министерства внутренних дел ФРГ Йоханнес Димрот рассказал «Известиям», что программа начала действовать с 1 февраля 2017 года и под нее подпадают мигранты из 45 стран, за исключением государств Западных Балкан. Основой программы является принцип добровольного возврата. Беженцам, которые решат вернуться на родину до вынесения решения о предоставлении им убежища в Германии, будет выплачено €1,2 тыс. В свою очередь, тем, кому отказали, выплатят €800 при условии, что они не будут подавать апелляцию.
Финансовые компенсации предназначены для лиц от 12 лет и старше. Выплата денег будет осуществляться в два этапа. Половину мигрант получит при выезде из Германии, еще половину — через шесть месяцев проживания в стране своего происхождения.
Новая программа дополнит «Реинтеграционную и эмиграционную программу для беженцев в Германии», в соответствии с которой беженцам оплачивают выезд из ФРГ и предоставляют €200 на дорожные расходы (детям до 12 лет — половину суммы). Программа также предусматривает выплату начальной помощи в размере €300–500.
Немецкий эксперт по вопросам миграционной политики Катарина Эндерс отмечает, что эффективность политики, проводимой немецкими властями в отношении беженцев, носит сомнительный характер.
«Необходимо учитывать причины, которые побудили большинство беженцев оставить дома. Это нищета, отсутствие перспектив, дискриминация и война. Одноразовая выплата не сможет компенсировать проблемы, с которыми мигранты столкнутся, вернувшись на родину. Многие беженцы также заплатили немалые деньги посредникам, чтобы попасть в Европу. Поэтому в случае отказа со стороны немецких властей беженцы постараются получить убежище в другой европейской стране или максимально продлить свое присутствие в Европе», — рассказала Катарина Эндерс.
По словам эксперта, новая программа вошла в активную фазу реализации в преддверии парламентских выборов в стране. С учетом того что канцлер ФРГ Ангела Меркель теряет поддержку избирателей из-за непопулярных решений по мигрантам, таким образом, она стремится удержаться на лидирующих позициях в рейтингах.
«Многие жители взволнованы большим потоком беженцев и сомневаются в способности властей интегрировать такое количество приезжих в немецкое общество. Это является главной причиной подъема популярности «правых партий» в ФРГ. Таким образом, правящая партия во главе с федеральным канцлером Ангелой Меркель старается принимать меры, которые успокоят немцев перед грядущими выборами в Германии», — подчеркнула Эндерс.
Однако даже это не спасает ситуацию. По мнению многих жителей Германии, канцлер несет фактически личную ответственность за охвативший страну миграционный кризис, пытаясь при этом разрешить его за счет денег немецких налогоплательщиков.
«Сначала немецкие власти приглашали беженцев на свою территорию, а теперь от них стараются избавиться с помощью финансовых компенсаций. Необходимо учитывать, что поток беженцев формируется в основном из стран, где идет война, свирепствует голод или разгул терроризма», — поделилась своим мнением жительница Берлина Анна.
Особую остроту вопрос о беженцах приобрел в контексте выборов в бундестаг осенью 2017 года. В этом смысле поиск оптимальных решений проблемы стал ключевым фактором политического успеха для действующего канцлера Ангелы Меркель, которой, не смотря ни на что, удалось пройти на четвертый срок.
Заключение
Изучив и проанализировав информационные источники в ходе своей исследовательской работы, мы пришли к следующим выводам.
Миграционная политика правительства ФРГ принесла ряд проблем немецкому обществу, а именно:
Можно выделить основные шаги миграционной политики ФРГ:
Оценивая эффективность миграционной политики ФРГ, мы пришли к выводу, что демократические идеи, которые двигали всю политику Меркель, оказались хороши лишь в теории. Еще ни одна попытка решить проблему не увенчалась успехом, соответственно, эффективность миграционной политики текущего правительства пока остается под большим вопросом.
Список используемых источников и литературы
Приложение 1
Опрос
1. Что Вы понимаете под словом «миграция»? ____________________________________________________________________
2. Как Вы относитесь к мигрантам?
____________________________________________________________________
3. Есть ли мигранты в Вашем городе?
____________________________________________________________________
4. Считаете ли Вы, что в России есть миграционные проблемы?
____________________________________________________________________
5. Знаете ли Вы о причинах массового наплыва беженцев в Германию?
____________________________________________________________________
6. Как Вы думаете, полагается ли беженцам в Германии какая-нибудь социальная помощь? (пособия, курсы немецкого языка, жилье и т.д.) ____________________________________________________________________
7. Как Вы думаете, какой процент от среднего заработка составляет пособие по безработице в Германии?
8. Можете ли Вы предположить, какие проблемы возникли в период наплыва беженцев?
____________________________________________________________________
9. Слышали ли Вы что-то о политике «открытых дверей» в Германии? Как вы можете объяснить понятие «политика открытых дверей»?
____________________________________________________________________
Приложение 2
Законная миграция
Незаконная миграция
Швейня
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Весёлые польки для детей
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Рисуем тыкву