Работа выполнена автором самостоятельно и содержит обзор и анализ информационных источников с моментом исследования. Заявленная тема работы соответствует ее содержанию.
Автору удалось обосновать актуальность выбранной темы тем, что работы Канта остаются и сегодня эталоном Всемирной философии. И. Кант первый рассмотрел человека как «личность». Поскольку автор изучает немецкий язык, ему было бы интересно глубже познакомиться с жизнью и творчеством этого известного немецкого философа и понять историческое значение его работ.
Цели и задачи поставлены правильно. Целью своей исследовательской работы автор ставит изучение жизни и творчества немецкого философа Иммануила Канта, а также исторического значения его работ.
Полученные выводы соответствуют поставленным целям и задачам. Автор приходит к выводам, что И.Кант оказал судьбоносное влияние на историю философии и на всё её последующее развитие, особенно на теорию познания и философскую антропологию.
Практическая применимость данной работы возможна как на уроках немецкого языка, литературы и обществознании, так и на классных часах.
Качество оформления работы соответствует действующим правилам и стандартам.
Степень оригинальности текста в системе «Антиплагиат» составляет 54,2%.
Вложение | Размер |
---|---|
Кант философия | 56.28 КБ |
Кант философ | 1.15 МБ |
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов им. Е.П.Шнитникова»
Районная конференция НОУ 9-11 классов
Исследовательская работа
Историческое значение философии Иммануила Канта
Секция: Иностранный язык
Подсекция: Немецкий язык и страноведение немецкоязычных стран
Выполнил:
Галкин Данила Алексеевич,
ученик 9Б класса
Научный руководитель:
Михеева Светлана Алексеевна,
учитель немецкого языка
Нижний Новгород
2020
Содержание
Стр.
Введение……………………………………………………………….…………......2
Глава 1 Биография и ранние работы...........................................…….…………..…3
1.1. Детство...................................................................................................................4
1.2. Студенчество.........................................................................................................4
1.3. Работа по астрономии..........................................................................................5
1.4 Кант в России.........................................................................................................6
Глава 2 Философские работы и этапы в философии...............................................7
2.1. «Критика чистого разума» .................................................................... 7
2.2. «Критика практического разума».......................................................................7
2.3. «Критика способности суждения»......................................................................7
2.4. Этапы философии.................................................................................................8
2.5 Историческое значение философии Канта........................................................10
Заключение……………………………………………………………………..…...12
Список литературы…………………………………………………………………13
Введение
Иммануил Кант перевернул всемирное представление об окружающей природе. Его философские мысли актуальны и сейчас, ибо его философия близка к современному человеку. Нельзя недооценивать важность изучения творчества Канта. Кант изучал Вселенную, но на первом месте для Канта - человек.
Актуальность темы заключается в том, что именно философские работы Канта закончили эпоху Просвещения 18-го века и остаются эталоном Всемирной философии по сей день. Ведь, именно И. Кант первый рассмотрел человека как «личность». Поскольку мы изучаем немецкий язык, нам было бы интересно глубже познакомиться с жизнью и творчеством этого известного немецкого философа и понять историческое значение его работ.
Для Канта проблемы человека стоят на первом месте, поэтому он старался изучить важность проблем. Главным открытием принято считать оригинальную постановку вопроса - каким образом мы можем познавать находящиеся вне нас и независимые от нас явления или вещи? Согласно философии Иммануила Канта, ум человека способен познавать окружающие предметы.
Целью нашего исследования является, таким образом, изучение жизни и творчества немецкого философа Иммануила Канта, а также исторического значения его работ.
Были определены следующие задачи:
Были использованы следующие методы исследования: теоретический, обобщение, анализ полученных данных.
Общий объем исследовательской работы составляет страниц. Работа состоит из введения, глав и заключения. Список используемых источников и литературы включает 15 информационных источников. Первая глава посвящена рассмотрению биографии и ранних работ Канта. Во второй главе проводится анализ его основных работ. В заключении приводятся выводы, достигнутые в результате исследования.
Выражаем искреннюю благодарность всем, кто помогал в проведении нашего исследования и написании данной работы.
Глава 1 Биография и ранние работы
1.1 Детство
Иммануил Кант родился 1724 в семье простого ремесленника и домохозяйки. Будучи четвертым ребёнком среди одиннадцати братьев и сестёр маленький Кант рос со слабым здоровьем, но бойким умом. Заметив это, родители в 9 лет отдали юного Иммануила обучаться в гимназию. Почти сразу же мальчик проявил большой интерес к истории и латинскому языку. Хотя главный предмет - богословие не казался ему столь занятным и интересным. Но что больше всего, удивляет биографов мыслителя, так это то, что в гимназии Кант не проявлял ни малейшего интереса и к философии. Учился будущий знаменитый философ довольно посредственно.
1.2 Студенчество
В1740, в возрасте 16-ти лет Кант поступил в Кенигсбергский университет. В Кенигсбергский университете гимназическое увлечение историей и латинским языком сменилось интересом к физике и философии. Сильное влияние на Канта в этот период оказал профессор Мартин Кнутцен. От него молодой Иммануил впервые услышал имя Исаака Ньютона, Роберта Бойля и Галилео Галилей и именно под его руководством на четвёртом году обучения принялся за свое первое самостоятельное сочинение по физике. Первую свою работу Кант писал три года - с 1743 по 1746 год. Называлась она «Мысли об истинной оценке живых сил». Эта работа содержала ряд абсолютно оригинальных выводов, в том числе рассуждения о связи трехмерности пространства и закона всемирного тяготения, согласно которому, все в мире притягивается: предметы, вода, люди.
В 1747 году Кант не защищает свой диплом и покидает Кенигсбергский университет. Иммануил начитает путешествовать, но его путешествие ограничивается Восточной Пруссией. В одной из Прусских деревень, Кант получил навык преподавания на дому. Благодаря большому количеству свободного времени и свободный доступ к книгам, Иммануил Кант заложил фундамент будущей его работы.
1.3 Работа по астрономии
Кант пишет работу по астрономии «Космогония или попытка объяснить происхождение мироздания, образование небесных тел и причины их движения общими законами развития материи в соответствии с теорией Ньютона». Данная работа была написана на конкурс, но молодой учёный не решился принять участие в конкурсе. Работа была опубликована позже, в 1754 году после возвращения Канта в Кенигсберг. Далее, в конце лета 1754 года, Кант публикует вторую свою работу, посвященную также астрономии, - «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения». Эти две работы являлись толчком к космогоническому трактату, который вышел в 1755. Его окончательное название гласило «Всеобщая естественная история и теория неба, или попытка истолковать строение и механическое происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона». Трактат был написан анонимно, и вскоре в одном из Гамбургских изданий появилась одобрительная рецензия.
В конце 1775 года Иммануил Кант был автором двух статей, а также двух серьёзных трактатов по вопросам астрономии. Кант приобрёл известность в учёных кругах Пруссии, однако всё ещё считался студентом. Думая о будущем, Кант видел себя преподавателем. За время работы домашним учителем Кант скопил немного денег, необходимую для начала академической карьеры. Для осуществления желанного ему оставалось получить только учёную степень. 12 июня 1755 года в Кенигсбергском университете молодой философ получил учёную степень. Но получив степень магистра не значило, что Кант автоматически будет принят в состав преподавателей. Что бы получить право вести лекции, Канту предстояло пройти защиту специальной диссертации. Новая диссертация Канта называлась «Новое освещение первых принципов метафизического познания». Защитив её, учёный получает звание внештатного преподавателя, труд которого оплачивался студентами. В первый год Кант вел логику, математику, метафизику и естествознание. Потом к ним прибавились физическая география, этика и механика. Его лекции пользовались неизменным успехом у студентов. Самым важным трудом данного периода, можно назвать диссертацию «Физическая монадология», которую Кант написал, будучи преподавателем.
1.4 Кант в России
Как известно, Пруссия воевала с Россией и потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг стал являться территорией России. Несмотря на войну, занятия в университете не прерывались, наоборот, к лекциям прибавились ещё и занятия с русскими офицерами. Кант читал для русских солдат фортификацию и пиротехнику. Кант писал самой императрице, Кант хотел быть ее личным советником, но его письма так и не дошли до адресата.
Глава 2 Философские работы и этапы в философии
2.1 «Критика чистого разума»
Одна из самых значительных работ по философии Иммануила Канта впервые вышла в свет в 1781 году. Вопрос, который рассматривался, это возможности разума, отдельно от знаний, получаемых опытным путём. По ходу исследования философ освещает вопросы пространства, а также возможности существования Бога посредством разума.
В книге Кант вставляет цитату: «Если измерять объем книги не числом листов, а временем, необходимым для того, чтобы ее понять, то о многих книгах можно было бы сказать, что они были бы значительно короче, если бы они не были так коротки». Тем самым Кант утверждает, что вещи непознаваемы сами по себе, но для того, чтобы познать требуется чистый разум, исключающий воображение, приписывающее природе ее законы.
2.2 «Критика практического разума»
Продолжение самой фундаментальной работы по философии Иммануила Канта «Критика чистого разума» - «Критика практического разума», была опубликована в 1788 в Риге. Книга повествует об этике, морали и нравственности. Кант доказывает, что поведение может основываться на воли, то есть на желании быть доброй волей, творящей без давления и принуждения из частных желаний.
В рамках его учения была предпринята попытка охарактеризовать природу человека, сущность познания и истины, путей развития человечества. Фактически он обусловил дальнейшее развитие философии и гуманитарных наук, являя собой образец профессионального диалектического философствования, где на первом месте стоит человек и его потребности.
2.3 «Критика способности суждения»
В 1790 Кант печатает 3-е продолжение «Критики чистого разума» - «Критика способности суждения». Его завершающая работа критики посвящена сущности и формам прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни. В книге он проводит аналитику прекрасного, утверждая, что прекрасное это то, что способно вызвать эмоцию, достаточно эстетичное и является реальным, а также аналитику возвышенного, утверждая, что возвышенным может являться бесформенным.
В своих работах Кант много размышлял о человеке, как о части природы, о человеке как конечной цели познания, а не как средства для любых целей, т.е. признавал самоценность человека, человеческой личности. Мыслитель ставил вопрос о соотношении понятий "человек" и "личность". И именно эти понятия дали толчок для развития всемирной философии. Главной заслугой философа является разработка оригинальной теории познания, в которой сознание систематизирует образы, а после в разуме человека появляется целостная картина окружающего мира. И данная теория заложила основу немецкой классической философии.
2.4 Этапы в философии
В философии Иммануила Канта можно выделить два основных этапа: «докритический» период (1746-1781); «критический» период (1781-1804). В творческой деятельности Канта докритического периода важное место занимают его сочинения, посвященные вопросам естествознания и философии природы. В этот период Кант не обращается к критике каких-либо идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому освоению самого различного мыслительного материала. Но творческая самостоятельность, присущая Канту на всем протяжении его деятельности, не могла не иметь своим следствием критического отношения к всевозможным авторитетам, если их утверждения не имеют убедительного доказательства.[1, 13с.]
Главным произведение этого периода является «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). Как видно из названия, работа посвящена проблемам устройства мира, космоса. В ней Кант выступает как философ-материалист. Мир, космос для него материален. Первоосновой космоса является «первичное вещество», «мельчайшие частицы первичной материи».
Однако заслуга И. Канта состояла не столько в признании материальности мира, сколько в обосновании мысли, что космос не есть нечто раз и навсегда данное, неизменное и вечное, а представляет собой бесконечный процесс естественного становления и развития. Солнечная система, считал Кант, как и бесконечное множество других миров, существующих во Вселенной, образовалась из «первоначальной туманности», из огромного облака мельчайших частиц вещества под воздействием сил притяжения и отталкивания. Таким образом, философ в объяснении сущности мира выступил как материалист и диалектик.
В течение этого периода И. Кант пишет большое число работ, посвященных различным вопросам, в том числе «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика» (1766), в которой с позиций рационализма критикует шведского философа-иррационалиста Э.Сведенборга. К этому же периоду относятся: работа о лиссабонском землетрясении (1765), «Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного (1764), три диссертации, защищенные И.Кантом (первая посвящена проблеме огня, вторая называлась «О принципах метафизического познания», а третья, профессорская, «О физической монадологии»).
В 1770 г. Кант опубликовал работу «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира», ставшей своего радо прологом для его основных работ «критического периода».
Замысел системы «критической» философии сложился у Канта в начале 1772 г., когда в письме к рецензенту диссертации он сообщил о намерении обстоятельно разработать её принципы в отношении природы «и теоретического и практического познания», осветив это в сочинении под примерным названием «Границы чувственности и разума».
Философия согласно взглядам Канта, должна отвечать на следующие вопросы: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен знать? 3) На что я могу надеяться?
Ответ на первый вопрос содержится в «Критике чистого разума», на второй вопрос – в «Критике практического разума», на третий – в «Критике способности суждения». Это и есть три основные работы Канта «критического» периода.
В системе кантовской философии не только критически ниспровергаются те или иные концепции, но и создаются взамен концепции новые, представляемые как надежно обоснованные. Созидательные результаты «Критик», не менее значительны, нежели разрушительные.
2.5 Историческое значение философии Канта
Философия И. Канта оказала глубокое воздействие на всё последующее развитие философии и культуры, на теорию познания и философскую антропологию. Именно благодаря вкладу Канта, повлиявшего на многих выдающихся философов последних столетий, философская наука приобрела такие черты, как строгость и систематичность, концептуальность и критичность, научность и рациональность.
Иммануил Кант стал яркой фигурой в немецкой классической философии. В «докритический период» Кант занимался проблемами математики и физики. Кант впервые поставил вопрос о том, что же изучает наука. Формирование философских воззрений Канта проходило постепенно. Кантовская диалектика – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.
Кант увидел уникальность человека в его исключительной познавательной активности, стремлении к свободе. Как уникальное порождение природы, одна из её величайших тайн, человек никогда не может рассматриваться как средство для достижения какой бы то ни было цели, находящейся вне его, пусть это даже будет общественное благо.
Этику Канта называют этикой долга. Идея подчинения этики личного счастья этике долга – одна их основных идей этики Канта. Кантовский долг не предполагает внешнего принуждения. Этот долг характеризуется чистотой нравственного мотива и твердостью нравственных убеждений. Через долг утверждаются моральные ценности, присущие каждому человеку с достаточным уровнем нравственной культуры. Этика Канта - это этика личностной автономии, доброй воли индивидуальной свободы и ответственности. Она одна из первых моделей философской концептуализации морали, целиком замыкающая её на человеке как на субъекте нравственных отношений. Постулат о нравственном достоинстве как основном личностно-образующем признаке человека был воспринят немецкой просветительской мыслью и обогатил не только философскую этику, но и всю западноевропейскую культуру.
Историческое значение философии Канта заключается в том, что он дал научно обоснованное объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов); выдвинул идею о наличии познавательной способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»); вывел двенадцать категорий – предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления; сформулировал категорический императив – моральный закон; выдвинул идею демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях; осуждал войны, предсказал «вечный мир» в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.
Заключение
Кратко изучив биографию и философское учение выдающегося немецкого мыслителя Иммануила Канта, мы убедились в том, что он оказал судьбоносное влияние на историю философии и на всё последующее развитие философии и культуры, особенно на теорию познания и философскую антропологию. Благодаря Канту философия стала активно развиваться.
Главный труд, с которого начался творческий путь Иммануила Канта - это «Критика чистого разума», посвященный вопросу о чистоте человеческого разума и способностям к познаниям окружающего мира.
Благодаря вкладу Канта философская наука приобрела такие черты, как строгость и систематичность, концептуальность и критичность, научность и рациональность.
Иммануил Кант стал яркой фигурой в немецкой классической философии мирового значения. Он впервые поставил вопрос о том, что изучает наука.
Кантовская диалектика – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.
Кант увидел уникальность человека в его исключительной познавательной активности и стремлении к свободе, при этом человек не может рассматриваться как средство для достижения даже общественно значимой цели, находящейся вне его.
Этика Канта, этика личностной автономии, доброй воли индивидуальной свободы и ответственности является одной из первых моделей философской концептуализации морали. Постулат о нравственном достоинстве как основном личностно-образующем признаке человека был воспринят немецкой просветительской мыслью и обогатил не только философскую этику, но и всю западноевропейскую культуру.
Мы считаем, что наша работа имеет практическую значимость и может быть использована на уроках немецкого языка при изучении темы «Германия и немецкоязычные страны», а также на уроках обществознания, истории и литературы.
Список используемых источников и литературы
1. Абдильдин Ж.М. Диалектика Канта. - М.: Книга по требованию, 2012. - 160 с.
2. Делез Ж. Эмпиризм и субъектность. - М.: ПЕР СЭ, 2011. - 480 с.
3. Европейское Просвещение. 4. Иммануил Кант. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 472 с.
4. Кант И. Критика практического раз ума. - М.: Либроком, 2012. - 194 с.
5.Кант И. Критика чистого раз ума. - М.: Эксмо, 2012. - 736 с.
6. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 448 с.
7. Минасян Л.А. Трансцендентальная философия и постнеклассическая наука: перечитывая Канта // Научная мысль Кавказа. 2005. № 4. С.21-30.
8.Нарский И.С. Кант. - М.: Книга по требованию, 2012. - 208 с.
9. Никитина И.П. Эстетика. - М.: Юрайт, 2013. - 680 с.
10. Новгородцев Н. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. - М.: Книга по требованию, 2013. - 253 с.
11. Поликарпова Е.В. Кант и основы интеллектуального и политического либерализма // История государства и права. 2012. № 15. С.12-18.
12. Самылов В. Становление принципа историзма в немецкой классической философии (Кант и Гегель) // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. С.56-67.
13. Семенов Е.В. Трансцендентальная семантика И. Канта // Вопросы философии. 2011. № 11. С.152-162.
14. Сердечна В.В. Учение о познании в английской традиции // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2012. № 2-3. С.76-94.
15.Чекушкина Е.Н. Гносеология морали И. Канта // В мире научных открытий. 2013. № 1-1. С.237-247 (ред.)
16. Гармоничное развитие личности: [электронный ресурс].URL: https://mystroimmir.ru/filosofiya/kant.html (дата обращения: 13.01.2020)
17. Право где: [электронный ресурс]. URL: https://pravo.hse.ru/constlaw/constitutionalists/kant (дата обращения: 12.01.2020)
18. Яндекс Дзен: [электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/trickster/bog-est-dokazat.. (дата обращения: 11.01.2020)
Слайд 1
Историческое значение философии Иммануила Канта Выполнил: Галкин Данила Алексеевич, ученик 9 Б класса МБОУ «Школа №12» научный руководитель: Михеева Светлана алексеевна Нижний Новгород, 2020Слайд 2
Актуальность и цель Актуальность философские работы Канта остаются эталоном Всемирной философии Кант первый рассмотрел человека как «личность ». изучаем немецкий язык интересно познакомиться с жизнью и творчеством известного немецкого философа понять историческое значение его работ . Цель изучение жизни и творчества немецкого философа И. Канта и исторического значения его работ.
Слайд 3
Задачи Найти информации о философе, о его жизни. Выяснить значения неизвестных терминов Познакомиться с основными работами И.Канта и выявить их историческое значение. Сформулировать и представить результаты в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint
Слайд 4
Биография и ранние работы 1724 родился в семье ремесленника и домохозяйки со слабым здоровьем, но бойким умом большой интерес к истории и латинскому языку в гимназии не проявлял интереса к философии учился довольно посредственно .
Слайд 5
Биография и ранние работы 1740 , 16лет, Кенигсбергский университет . интерес к физике и философии 1743 - 1746 «Мысли об истинной оценке живых сил» 1747 не защищает диплом и покидает университет Путешествия, навык преподавания на дому, чтение книг 1754-1775 пишет работы по астрономии Лекции для русских офицеров
Слайд 6
Философские работы Самые знаменитые работы «Критика чистого разума» «Критика практического разума» «Критика способности суждения»
Слайд 7
«Критика чистого разума» 1781 возможности разума вопросы пространства «Если измерять объем книги не числом листов, а временем, необходимым для того, чтобы ее понять, то о многих книгах можно было бы сказать, что они были бы значительно короче, если бы они не были так коротки » чистый разум для познания вещей
Слайд 8
«Критика практического разума» 1788 об этике, морали и нравственности природа человека сущность познания и истины, путей развития человечества на первом месте стоит человек и его потребности
Слайд 9
«Критика способности суждения » 1790 Прекрасное Возвышенное
Слайд 10
Заключение С удьбоносное влияние на историю философии Ф илософия стала активно развиваться П овлиял на многих выдающихся философов Ф илософская наука приобрела строгость и систематичность, концептуальность и критичность, научность и рациональность . Нравственное достоинство - основной личностно-образующий признак человека Человек как конечная цель познания, а не как средство для любых целей Его теория познания заложила основу немецкой классической философии.
Слайд 11
Список использованной литературы Абдильдин Ж.М. Диалектика Канта. - М.: Книга по требованию, 2012. - 160 с. Кант И. Критика чистого раз ума. - М.: Эксмо , 2012. - 736 с . Кант И. Критика практического раз ума. - М.: Либроком , 2012. - 194 с . Минасян Л.А. Трансцендентальная философия и постнеклассическая наука: перечитывая Канта // Научная мысль Кавказа. 2005. № 4. С.21-30 . Европейское Просвещение. Иммануил Кант. - М.: Юнити-Дана , 2011. - 472 с . Поликарпова Е.В. Кант и основы интеллектуального и политического либерализма // История государства и права. 2012. № 15. С.12-18. Право где: [электронный ресурс]. URL: https://pravo.hse.ru/constlaw/constitutionalists/kant (дата обращения: 12.01.2020 ) Чекушкина Е.Н. Гносеология морали И. Канта // В мире научных открытий. 2013. № 1-1. С.237-247.
Слайд 12
Спасибо за внимание !
Этот древний-древний-древний мир!
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Петушок из русских сказок
Повезло! Стихи о счастливой семье
Акварель + трафарет = ?