Необходимость экологического воспитания подрастающего поколения актуальна на протяжении многих лет. И одним из способов решения данной проблемы могут стать художественные произведения, авторы которых не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.
Вложение | Размер |
---|---|
pilipenko_ekaterina._ekologiya_v_hudozhestvennyh_proizvedeniyah.docx | 661.67 КБ |
Российская федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Нижневартовский район
пгт. Излучинск
XVII районная конференция молодых исследователей
«XXI век. В поисках совершенства»
Исследовательская работа
«Экология в художественных произведениях»
Автор:
Пилипенко Екатерина Алексеевна
обучающиеся 7а класса
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Излучинская общеобразовательная
средняя школа №2 с углубленным
изучением отдельных предметов»
Научный руководитель:
Борисова Светлана Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Излучинская общеобразовательная
средняя школа №2 с углубленным
изучением отдельных предметов»
пгт. Излучинск
2020 г.
Оглавление
Аннотация ……………………………………………………………………………………………...3
План работы ……………………………………………………………………………………………4
Описание работы……………………………………………………………………………………….6
I. Введение………………………………...…………………………………………………….……....6
II. Теоретическая часть…………………………………………………………………………………6
2.1. Экологические проблемы, освещаемые в произведениях художественной литературы……6
2.2. Краткий анализ произведений художественной литературы…………………………………...7
III. Практическая часть……………..…………………………………………………………………..8
3.1. Описание и анализ экологических проблем в произведениях художественной литературы….8
3.2. Создание буклета «Мы в ответе за окружающую нас среду»………………………………...11
IV. Заключение .……………………………………….………………………………………………11
Приложение .……………………………………………………………………………………..…...12
Аннотация
Проблема экологии останется актуальной в любую эпоху. Человечество - неотъемлемая часть природы, любое изменение в ней не может не затронуть судьбы тысяч людей. Но к сожалению, вместо того, чтобы помогать нашей окружающей среде, способствовать ее процветанию, мы губим частицу себя, наносим огромный ущерб природе, который не всегда можно устранить. Человечество забывает об этой тонкой невидимой нити, находящейся между нами.
Эта проблема возникла не сегодня. Доказательством этому служат научные труды и художественные произведения известных писателей.
Какие вопросы экологии затрагиваются в литературе? Как описываются и чем отличаются? Какие меры защиты экологии предпринимают герои художественных произведений?
На эти вопросы мы постараемся ответить в своей исследовательской работе.
ПЛАН ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Тема исследования | Экология в художественных произведениях |
Тип исследования | Исследовательский проект |
Сроки реализации | Сентябрь – ноябрь 2020 года |
Участники исследования | Автор: Пилипенко Екатерина Алексеевна Руководитель: Борисова Светлана Геннадьевна |
Проблема | Действительно ли в произведениях художественной литературы авторами поднимается проблема взаимодействия природы и общества и ее отражение в художественных произведениях. |
Актуальность выбора темы | Необходимость экологического воспитания подрастающего поколения актуальна на протяжении многих лет. И одним из способов решения данной проблемы могут стать художественные произведения, авторы которых не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе. |
Цель исследования | исследование экологических проблем, затронутых в художественных произведениях. |
Задачи исследования |
|
Объект исследования | произведения художественной литературы. |
Предмет исследования | проблема взаимоотношения человека с окружающей средой. |
Гипотеза исследования | в художественных произведениях затрагиваются экологические проблемы, связанные с защитой природы. |
Практическая значимость | материал данного исследования может быть использован на уроках литературы, классными руководителями для подготовки к классным часам по экологической направленности, для написания сочинений, для пробуждения читательского интереса среди молодежи. |
Методы исследования | 1. Изучение литературы по теме исследования.
|
Этапы работы над проектом | 1. Подготовительный (планирование своей деятельности). 2. Изучение литературы по теме исследования (сбор и обработка информации). 4. Разработка и практическое применение творческого продукта (буклет). 6. Оформление результатов работы. 7. Представление исследовательской работы (презентация проекта). |
Материально-техническое обеспечение | 1. Компьютер 2. Литература: 1) Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 и Ч.2/ [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.: ил. – ISBN 978-5-09-018426-7. 2) Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц / А. Сент-Экзюпери; пер. с фр. Н. А. Галь; рис. автора. - Москва: Эксмо, 2014. - 103 с.: цв. ил. 3. Интернет-источники: https://rustih.ru/mixail-lermontov-tri-palmy/ https://rustih.ru/nikolaj-nekrasov-sasha/ https://literaguru.ru/analiz-proizvedeniya-bezhin-lug-i-s-turgenev/ http://zoomirr.ru/priroda-goluboy-planetyi/uberi-svoyu-planetu |
Описание работы
I. Введение
Всем известно: невозможно жить, не поддерживая порядок в доме, иначе, несмотря на внешние успехи, наша жизнь придет в упадок. Природа – это тоже наш дом, и поэтому в нем тоже должен быть порядок. Порой вмешательство человека в природу и несоблюдение правил взаимодействия может привести к экологической катастрофе.
Подрастающее поколение редко смотрит научные передачи, следит в средствах массовой информации за темами, посвященными данной проблеме. А вот через учебный курс по литературе может увидеть, задуматься и заострить свое внимание насколько важно и нужно соблюдать гармонию между человеком и природой.
Все вышеизложенное навело нас на мысль, проанализировав несколько произведений, выяснить, как отражается проблема экологии в художественной литературе.
Поэтому нашу исследовательскую работу мы посвятили изучению данного вопроса.
II. Теоретическая часть
2.1. Экологические проблемы, освещаемые в произведениях художественной литературы.
Проблемы взаимодействия природы и общества в последние десятилетия волнуют не только учёных, но и общественных деятелей, писателей.
Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем в обществе, среди них вопросы экологии являются наиболее актуальными. От их решения сегодня зависит наше будущее, будущее следующих поколений.
Художественная литература, поднимая проблемы экологии, любви к природе и живому миру, показывает неразрывную связь между человеком и природой. Особенно велика роль литературы в воспитании отношения к природе современного поколения, как одного из важнейших условий нравственного и эстетического развития личности XXI века.
Последствия воздействия человека на окружающую среду вызывают большую тревогу и озабоченность: нарушается естественный баланс в природе, загрязняется атмосфера (воздух), морские широты и пресные водоемы (реки и озера), разрушается почвенный покров, уменьшаются лесные насаждения и численность видов растений и животных; химические вещества, которые выделяются в окружающую среду, вредят здоровью человека и всему живому.
В своей работе мы постараемся привести примеры, при помощи которых, авторы произведений попытались донести до читателя об этих проблемах.
2.2. Краткий анализ произведений художественной литературы.
Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней –
один из элементов нравственности, частица мировоззрения.
К. Паустовский
Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду и на различных уровнях. Мы можем узнать о ней из средств массовой информации, на улице и, конечно, в образовательных учреждениях. Этой теме посвящены внеклассные мероприятия и уроки по различным предметам: биологии, химии, физике, литературе. Каждый учитель ставит перед собой цель не только рассказать о проблемах экологии, но и научить школьников бережному отношению к природе, используя особенности преподавания своего предмета. Так и учитель литературы, при изучении художественных произведений выделяет проблему взаимоотношения человека и природы в отдельную грань.
Размышляя над этим, мы решили проанализировать некоторые произведения, в которых исследуемая нами проблема, наиболее ярко выражена.
В нашей исследовательской работе мы использовали произведения великих писателей ХIX - ХХ века.
В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» описывается жестокое, нечеловеческое отношение людей к братьям нашим меньшим. Пагубное отношение человека к животному миру тоже является экологической проблемой.
В балладе Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» мы также можем наблюдать негативные последствия для природы поступков человека.
Иван Сергеевич Тургенев в рассказе «Бежин луг» хотел показать, что это счастье, когда ты чувствуешь себя частью природы, ощущаешь на себе ее милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.
В повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» мы можем наблюдать, как маленький ребенок бережно и с любовью относится к окружающей природе.
В произведении русского поэта Николая Алексеевича Некрасова «Дед Мазай и зайцы» старый охотник бережно относится к родной природе, а сам автор в произведении изображает ее с такой любовью, подчеркивая тем самым необходимость внимательного и бережного отношения к окружающей природе.
Взаимоотношения человека с природой передано поэтом поэме «Саша». При вырубке леса была нарушена вся сложная его жизнь: звери, птицы, насекомые - все лишились своего жилища. «Печальные картины», нарисованные поэтом, не могут оставить читателя безучастным.
А как не вспомнить сказку-быль «Кладовая солнца» Михаила Пришвина! Это повествование о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, покровительствующим всему живому на земле, другом всему живому!
Тему связи человека и природы, бережного к ней отношения поднял в своем рассказе «Васюткино озеро» и Виктор Астафьев.
Вывод: таким образом, проанализировав художественные произведения, мы делаем вывод, что многие авторы уделяют особое внимание экологической проблеме в обществе.
III. Практическая часть.
3.1. Описание и анализ экологических проблем в произведениях художественной литературы.
В художественных произведениях отразились представления людей определённой эпохи о принципах взаимодействия человека и природы, воссозданы картины изменяющейся окружающей среды под влиянием различных причин. Именно на эту грань знакомых всем произведений мы хотим обратить внимание в своей работе.
Рассмотрим более подробно, а также проанализируем поступки героев в выбранных нами художественных произведениях.
В произведении А.С. Пушкина «Дубровский» в одной из глав описывается сюжет жизни медведей, которые находились в усадьбе старинного русского барина Кирилла Петровича Троекурова. На дворе у Троекурова воспитывались несколько медвежат и составляли одну из забав покровского помещика. Пока медвежата были маленькими, он приводил их домой, играл с ними, стравливая с кошками и щенятами. Изредка их выводили во двор и подкатывали к ним пустую бочку, утыканную гвоздями. Медведи, обнюхивая ее, кололи себе морду и лапы. Кирилл Петрович любил наблюдать, как медведь сердится и со злостью кидается на эту самую бочку, делая тем самым еще больнее самому себе. Но лучшей «шуткой» у Кирилла Петровича была следующая: проголодавшегося медведя запрут в пустой комнате, привязав его верёвкой за кольцо, ввинченное в стену. В эту же комнату вталкивали новичка и оставляли с голодным медведем. Один из таких новичков, просто-напросто застрелил косматого. Вот так ни в чем неповинное животное стало жертвой человеческого поступка.
М.Ю. Лермонтов в балладе «Три пальмы» описывает три момента жизни главных героинь – пальм. Первый момент рассказывает нам, как скучно им живется в одиночестве. Второй – радость от того, что к ним подошел богатый караван и они теперь не в одиночестве. Но путники оказалась жестокими. Они срубили пальмы и сожгли. Теперь уже никто не напоит путников, и им негде будет отдохнуть после трудной дороги по пустыне. Люди не пощадили красоты природы и с презрением отнеслись к той пользе, какую она им принесла и могла бы принести в будущем. Люди часто несут гибель природе, даже вопреки собственным интересам.
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
Основная тема рассказа «Бежин луг» И.С. Тургенева - тема природы, а также ее единение с людьми. Автор уделяет повышенное внимание описанию природы тех мест, где происходят события, используя множество ярких и звучных эпитетов. Природа подчеркивает эмоции и чувства его героев, раскрывает их. Именно в гармонии человека и окружающей среды Тургенев видит основу всей жизни, а в детях - будущее. Через образы пятерых ребятишек Тургенев показал, как тонко простые крестьянские мальчишки могут чувствовать природу, бережно обходиться с ее дарами, насколько богат их духовный мир.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Писатель Антуан де Сент- Экзюпери в своей повести затронул важную проблему любой эпохи - уважительное отношение человека к природе. Мальчик с детства был убеждён в том, что нам необходимо «нести ответственность за тех, кого мы приручили». Если человечество будет заботливо относиться к природе, которая их окружает, к животным, то мир станет намного лучше и чище. Каждому нужно понимать, что состояние планеты зависит только от нашей деятельности. Маленький принц призывал бережно относиться к нашему миру, помогать ему, а не разрушать. Неуважение к планете может привести к страшным последствиям: гибели животных, уничтожение флоры, загрязнению окружающей среды.
Маленький принц сказал очень важные слова: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету...Это очень скучная работа, но совсем не трудная».
Николай Алексеевич Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Главный герой произведения - это истинный охотник, деревенский житель, вдовец и любитель потравить охотничьи байки. Во время сильного паводка он спасает зайцев. Он всей душой сочувствует бедолагам и на время забывает, что он охотник, а косые - его основная добыча. Без охоты в деревне прожить сложно, порою от этого зависит жизнь, но Мазай осуждает истребление зверья, если в этом нет необходимости.
В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы - вот тоже, - их жалко до слез!
Эти слова говорят о добром сердце Мазая и любви его к природе. Спасая зайцев, он показал свою доброту и любовь к родным просторам.
В поэме «Саша» Николай Алексеевич Некрасов описывает любовь Саши к родной природе, её отношение к деревьям, к цветам, к птицам и другой живности, подробно описывает переживания девушки, когда мужики вырубали берёзовый лес:
… Из перерубленной старой березы
Градом лилися прощальные слезы.
И пропадали одна за другой
Данью последней на почве родной.
Когда же вырубка завершилась:
Трупы деревьев недвижно лежали;
Сучья ломались, скрипели, трещали,
Жалобно листья шумели кругом ...
Не было пощады и лесной фауне:
Звонко кукушка вдали куковала,
Да, как безумная, галка кричала,
Шумно летая над лесом ... но ей
Не отыскать неразумных детей!
С дерева комом галчата упали,
Желтые рты широко разевали,
Прыгая, злились. Наскучил их крик -
И придавил их ногою мужик.
Героиня поэмы плакала, видя, как лес вырубали, ей и много лет спустя было «его жалко до слёз».
В сказке-были «Кладовая солнце» Михаил Пришвин повествуется о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, покровительствующим всему живому на земле, другом всему живому! Пришвин-певец русской природы, поэтому в его произведениях преобладает описательная часть над повествовательной частью. Большое внимание автор уделил описанию природы и объяснению природных явлений. Природа является таким же главным героем, как и Митраша с Настеной, ведь именно на ее фоне разворачивается повествование, она сочувствует, помогает главным героям в их непростом выборе.
В рассказе Виктора Астафьева «Васюткино озеро» герой произведения 13-летний Васютка проводит лето в сибирской тайге на берегах Енисея с рыбаками в бригаде своего отца. Рыбаков постигает одна неудача за другой: рыбы совсем мало. Васютка часто, чтобы не заскучать, ходит в лес за орехами. В одну из таких «экспедиций», погнавшись за раненым глухарем, он затерялся в тайге. Мальчик сначала паникует, а потом решает бороться за свою жизнь. Природная смекалка, уроки деда и отца о том, как вести себя в тайге, помогают ему выжить в тайге в течение трех дней и открыть озеро с огромным количеством рыбы. Автор в своем рассказе показывает единство природы и человека, красоту окружающего мира.
Вывод: проанализировав произведения, мы пришли к выводу, что в каждом из них присутствуют проблемы экологии, которые авторы хотели донести до читателей.
3.2. Создание буклета «Мы в ответе за окружающую нас среду».
Данный буклет создан с целью привлечения подрастающего поколения к данной теме. Цель данного продукта - привлечь внимание сверстников к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, повысить их читательскую активность. В буклете представлены мудрые мысли знаменитых личностей, предложен небольшой список рекомендуемой для прочтения художественной литературы (Приложение).
Вывод: красочный буклет с краткой и доступной информации, привлечет внимание обучающихся к проблеме экологии, мотивирует школьников на прочтение художественных произведений.
IV. Заключение.
Гипотеза, которую мы выдвигали, верна - в художественных произведениях затрагиваются экологические проблемы, связанные с защитой природы.
В ходе проведённого исследования мы увидели, что проблемы экологии звучат как в произведениях 19 века, так и в произведениях 20 века. Мы рассказали далеко не обо всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношения человека и природы.
Авторы хотят сказать нам, что нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своем собственном, сегодняшнем, порой, сиюминутном, благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придет после него, и нужно беречь природные богатства для следующих поколений.
Практическая значимость исследования: материал данного исследования может быть использован классными руководителями для подготовки к классным часам по экологической направленности, для написания сочинений, для пробуждения читательского интереса среди молодежи.
При работе над проектом мы убедились, что художественные произведения носят поучительный характер, в том числе и воспитывают нравственное отношение к окружающему миру. Писатели напоминают нам, что человек - это часть природы и навсегда ей останется. Не нужно забывать своих корней, надо любить и понимать природу, уметь обращаться с ней, знать основные законы природы.
Приложение
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Снежный всадник
Твёрдое - мягкое
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Вода может клеить?