«Как предотвратить заболевания зубов у школьников, особенно кариеса»
Районная XVII научно-практическая
конференция учащихся »Эврика»
секция : «Медицина»
Тема:
«Как предотвратить заболевания зубов у школьников, особенно кариеса»
Автор Кейтукова Ларина
Класс 8
ОУ МОУ «СОШ №2»
Район Баксанский
Научный руководитель Виндижева З.Х.
2021 год
Введение …………………………………………………………………..3-4
Глава I. Кариес как болезнь, и факторы, вызывающие его развитие
1.1. Основная теория возникновения кариеса, как болезни…………….5
1.2. Распространенность кариеса у школьников………………………..5
1.3. Кариес-восприимчивость детей разных возрастов………………..6-7
1.4. Частота развития кариеса у школьников……………………………7
1.5. Факторы, влияющие на возникновение кариеса у школьников……7-8
Глава II. Материалы и методы исследования…………………………..9-10
Глава III. Результаты исследования……………………………………..11-14
Заключение и выводы…………………………………………………….15-16
Список литературы……………………………………………………….17
Приложения……………………………………………………………….18-27
ВВЕДЕНИЕ
Добрый день уважаемое жюри, я Кейтукова Ларина , ученица 8 класса .Тема моей работы «Как предотвратить заболевания зубов у школьников, особенно кариеса»
Актуальность темы.
К так называемым патологиям цивилизации несомненно, можно отнести кариес зубов. Эта проблема настолько актуальна в наше время, что люди интересуются ей с раннего возраста. И не зря ведь… Кариесом то страдает до 98% жителей земного шара, что объясняется большим спектром факторов, влияющих на его развитие [1].
На человека постоянно влияет внешняя среда и в нашем организме происходит множество химических реакций, которые мы не замечаем или даже не догадываемся о них. Одной из таких реакций является кариес [2]. Именно поэтому необходимо полное и тщательное изучение факторов, способствующих развитию кариеса и его последствий, а также методов профилактики этого заболевания.
Гипотеза: доказать, что здоровье зубов зависит не только от генетики человека , но и его привычек.
Цель работы: выявить причины развития кариеса среди учащихся МОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» и их родителей.
Задачи:
- изучить информацию через Интернет-ресурсы;
- изучить литературу;
- понять, как важен процесс гигиены для молодых организмов школьников и здоровья взрослых;
- понять, причины распространенности заболевания кариесом у детей и взрослого населения с.п. Баксаненок.
-выяснить причины, вызывающие кариес у учащихся МОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» и их родителей
-предложить рекомендации по профилактике кариеса.
Объект исследования: зубы школьников и взрослых
Методы исследования:
- анализ;
-наблюдение;
- сбор информации;
- опыты;
-тематический агитационный час;
- выводы.
Практическая значимость работы.
Проведя исследование в трех возрастных группах с 2 по 11 классы , я доказала , что от наследственных свойств здоровье зубов человека естественно зависит, но еще больше оно зависит от наших привычек. А именно от правильного питания и вредной привычки грызть зубами твердые предметы и продукты питания.
Также доказала, что у второклассников из за незнания правил ухода за зубами и основами правильного питания, подверженность кариесу больше , чем у одиннадцатиклассников , осознанно ухаживающих за своими зубами и их красотой и здоровьем.
Также проведя исследование среди родителей, я выявила , что у женщин в отличие от мужчин , зубы находятся в более плачевном состоянии, особенно чем больше детей , тем больше зубов подвержены кариесу , либо отсутствуют. Причина видимо в гормональных перестройках организма во время беременности , когда каждая мама делится питательными веществами со своим будущим ребенком .В результате первыми разрушаются зубы, отдающие кальций.
А , самое главное , это то , что я принесла пользу тем , что я с помощью моего руководителя подготовила агитационный урок по теме «Зубляндия», где объяснила как и зачем ухаживать за своими зубками с раннего возраста. Этот урок можно использовать во всех младших классах всегда , как методическое пособие в помощь учителю.
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_karies.docx | 1009.06 КБ |
Районная XVII научно-практическая
конференция учащихся »Эврика»
секция : «Медицина»
Тема:
«Как предотвратить заболевания зубов у школьников, особенно кариеса»
Автор Кейтукова Ларина
Класс 8
ОУ МОУ «СОШ №2»
Район Баксанский
Научный руководитель Виндижева З.Х.
2021 год
Введение …………………………………………………………………..3-4
Глава I. Кариес как болезнь, и факторы, вызывающие его развитие
1.1. Основная теория возникновения кариеса, как болезни…………….5
1.2. Распространенность кариеса у школьников………………………..5
1.3. Кариес-восприимчивость детей разных возрастов………………..6-7
1.4. Частота развития кариеса у школьников……………………………7
1.5. Факторы, влияющие на возникновение кариеса у школьников……7-8
Глава II. Материалы и методы исследования…………………………..9-10
Глава III. Результаты исследования……………………………………..11-14
Заключение и выводы…………………………………………………….15-16
Список литературы……………………………………………………….17
Приложения……………………………………………………………….18-27
ВВЕДЕНИЕ
Добрый день уважаемое жюри, я Кейтукова Ларина , ученица 8 класса .Тема моей работы «Как предотвратить заболевания зубов у школьников, особенно кариеса»
Актуальность темы.
К так называемым патологиям цивилизации несомненно, можно отнести кариес зубов. Эта проблема настолько актуальна в наше время, что люди интересуются ей с раннего возраста. И не зря ведь… Кариесом то страдает до 98% жителей земного шара, что объясняется большим спектром факторов, влияющих на его развитие [1].
На человека постоянно влияет внешняя среда и в нашем организме происходит множество химических реакций, которые мы не замечаем или даже не догадываемся о них. Одной из таких реакций является кариес [2]. Именно поэтому необходимо полное и тщательное изучение факторов, способствующих развитию кариеса и его последствий, а также методов профилактики этого заболевания.
Гипотеза: доказать, что здоровье зубов зависит не только от генетики человека , но и его привычек.
Цель работы: выявить причины развития кариеса среди учащихся МОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» и их родителей.
Задачи:
- изучить информацию через Интернет-ресурсы;
- изучить литературу;
- понять, как важен процесс гигиены для молодых организмов школьников и здоровья взрослых;
- понять, причины распространенности заболевания кариесом у детей и взрослого населения с.п. Баксаненок.
-выяснить причины, вызывающие кариес у учащихся МОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» и их родителей
-предложить рекомендации по профилактике кариеса.
Объект исследования: зубы школьников и взрослых
Методы исследования:
- анализ;
-наблюдение;
- сбор информации;
- опыты;
-тематический агитационный час;
- выводы.
Практическая значимость работы.
Проведя исследование в трех возрастных группах с 2 по 11 классы , я доказала , что от наследственных свойств здоровье зубов человека естественно зависит, но еще больше оно зависит от наших привычек. А именно от правильного питания и вредной привычки грызть зубами твердые предметы и продукты питания.
Также доказала, что у второклассников из за незнания правил ухода за зубами и основами правильного питания, подверженность кариесу больше , чем у одиннадцатиклассников , осознанно ухаживающих за своими зубами и их красотой и здоровьем.
Также проведя исследование среди родителей, я выявила , что у женщин в отличие от мужчин , зубы находятся в более плачевном состоянии, особенно чем больше детей , тем больше зубов подвержены кариесу , либо отсутствуют. Причина видимо в гормональных перестройках организма во время беременности , когда каждая мама делится питательными веществами со своим будущим ребенком .В результате первыми разрушаются зубы, отдающие кальций.
А , самое главное , это то , что я принесла пользу тем , что я с помощью моего руководителя подготовила агитационный урок по теме «Зубляндия», где объяснила как и зачем ухаживать за своими зубками с раннего возраста. Этот урок можно использовать во всех младших классах всегда , как методическое пособие в помощь учителю.
Глава I. Кариес как болезнь, и факторы, вызывающие его развитие .
1.1. ОСНОВНАЯ ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КАРИЕСА
Слово кариес происходит от латинского «caries» - гниение. Исторически так сначала называли воспалительные заболевания костного мозга (остеомиелит). Сегодня под термином кариес понимают кариозный процесс, т. е. процесс разрушения структуры зуба в виде поражения зубных тканей, обусловленную как факторами внешней, так и внутренней среды организма.
Однако общепринятой главной причиной кариеса признается несоблюдение гигиены полости рта.
В результате нерегулярной чистки зубов и неправильного ухода за зубами и полостью рта появляется скопление мягкого зубного налета. Налет состоит в основном из полисахаридов, которые являются прекрасным источником питания и местом для проживания множества бактерий и грибков. С этого момента и начинается собственно развитие кариеса [5, 10].
Сначала мягкий налет уплотняется, твердеет и превращается в зубную бляшку, которую уже тяжело удалить обычной чисткой зубов. В такой бляшке более половины флоры представлено кислотообразующими стрептококками (Streptococcusmutans, Str. sanguis, Str. mitis, Str.Salivarius).Эти бактерии в качестве продукта жизнедеятельности продуцируют молочную кислоту, которая при постоянном воздействии на зуб приводит к постепенной деминерализации и разрушению эмали [5].
Со временем бактерии обзаводятся «собственным жилищем» для проживания на поверхности зуба, состоящим из декстрана, который стрептококки вырабатывают из сахарозы, попадающей в полость рта. Известно, что бактерии, вызывающие развитие кариеса по-разному действуют на зубы разных людей. У большинства людей устойчивость к ним слабая, однако, у некоторых сопротивляемость организма достаточно высока и кариес может длительное время не развиваться. В этой связи полагают, что должный уровень иммунитета определяется составом и свойствами слюны. Обычно у лиц, подверженных кариесу слюна более вязкая [9].
1.2. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ КАРИЕСА
Кариес занимает первое место среди хронических заболеваний, и встречается в 5-8 раз чаще, чем заболевание, занимающее второе место по распространённости, — бронхиальная астма. По данным разных авторов, кариозные полости имеют от 80% до 90% детей смолочным прикусом и около 80% подростков на момент окончания школы, а 95-98% взрослых имеют запломбированные зубы. Статистические данные показывают, что в экваториальных регионах (Африка, Азия) кариес менее распространён, чем в приполярных областях (Скандинавия, Северная Америка). В развивающихся странах также отмечен более высокий уровень распространения кариеса [7].
1.3. КАРИЕС ВОСПРИИМЧИВОСТЬ
Основным фактором для возникновения кариеса является кариес - восприимчивость зубной поверхности [8].
Эмаль зуба — самая твёрдая ткань человеческого организма. По твёрдости она лишь немного уступает алмазу. Она на 96% состоит из минералов, в основном из гидроксиапатитов, которые очень восприимчивы к кислотам, поэтому разрушение эмали начинается уже при pH 4,5 [3].
Кариес - восприимчивость зубной поверхности зависит от множества факторов:
- свойство анатомической поверхности зуба;
- насыщенность эмали зуба фтором: образовавшиеся в результате этого фторапатиты более устойчивы к действию кислот;
- гигиена полости рта: своевременное удаление зубного налёта предотвращает дальнейшее развитие кариеса;
- фактор диеты: мягкая, богатая углеводами пища способствует образованию зубного налёта, а количество витаминов и микроэлементов также влияет на общее состояние организма и особенно слюны;
- качество и количество слюны: малое количество вязкой слюны способствует прикреплению бактерий к «пелликуле» и образованию зубного налёта, при этом очень важное влияние на кариес- резистентность эмали имеютбуферные свойства слюны (которые нейтрализуют кислоты) и количество иммуноглобулинов и других факторов защиты в слюне [6];
- генетический фактор;
- общее состояние организма.
1.4. ЧАСТОТА РАЗВИТИЯ КАРИЕСА
Частота, с которой зуб подвергается кариесогенному воздействию кислот, влияет на вероятность возникновения кариеса. После каждого приёма пищи, которая содержит сахар, микроорганизмы начинают продуцировать кислоты, которые разрушают эмаль [3].
После каждого периода воздействия кислот на эмаль зуба неорганические минеральные составляющие зубной эмали растворяются и могут оставаться растворёнными 2 часа. В среднем кариес контактных поверхностей у постоянных зубов прогрессирует медленно и полость может формироваться в течение 4 лет. Так как корень зуба покрыт более мягкой тканью — цементом, кариес корня развивается в 2.5 раза быстрее, чем в области эмали [4].
В случае, если гигиена ротовой полости крайне неудовлетворительная и диета богата сахаром, кариес может развиться через несколько месяцев после прорезывания зуба.
1.5. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАРИЕСА
При рассмотрении механизмов возникновения кариеса зуба обращает на себя внимание многообразие различных факторов, взаимодействие которых и обуславливает возникновение очага деминерализации [3].
В литературе выделяют следующие факторы развития кариеса:
- фактор диеты (наличие фруктов, овощей, сбалансированный рацион, правильное соотношение белков, жиров и углеводов);
- личная гигиена полости рта;
- кариес - восприимчивость;
- наследственность;
- иммунитет (некоторые заболевания также сопутствуют разрушению зубной эмали, такие как ревматизм, рахит, туберкулез и пр.);
- социальные факторы (вредное производство, общая урбанизация и культура населения, наличие врачебных кадров);
- возраст (к примеру, у детей до двух лет кариеса просто не бывает, заболевание достигает своего пика к сорока годам, а затем постепенно снижается) [10];
- пол;
- географическое положение (особенности местности и содержащиеся в воде микроэлементы),
- время.
В процессе выполнения данного исследования мы хотели подтвердить и обосновать влияние этих факторов на развитие кариеса у учащихся МОУ «Муниципальной средней общеобразовательной школы № 2» с.п. Баксаненок и их родителей.
Глава II. Материалы и методы исследования .
В осенний период 2021 г с сентября по ноябрь было проведено анкетирование учащихся МОУ «Средней общеобразовательной школы № 2»с.п.Баксаненок и их родителей (Приложение 1,2) .Среди учащихся опрошено 100 человека, из них 50 девочек и 50 мальчиков.
Таблица 1
Контингент обследуемых | Школьники | ||||||||
2 класс | 8 класс | 10-11класс | |||||||
Кол-во (чел.) | 30 | мал | 15 | 30 | мал | 15 | 40 | мал | 20 |
дев | 15 | дев | 15 | дев | 20 | ||||
Средний возраст (лет) | 7-8 | 13-14 | 16-17 |
Нами было выделено 3 группы учащихся: параллели 2-ых классов, 7-8 -ых классов и 10-11-ых классов. Исследование состояния зубов именно этих возрастных группы было особенно важно, так как в 2-ом классе семилетние - восьмилетние дети имеют молочный прикус, и количество зубов равно 24, к 8-ому классу происходит смена молочных зубов на постоянные зубы и количество зубов увеличивается до 28, а 11 классы были выбраны, чтобы исследовать состояние постоянных зубов по истечении четырех лет после их смены.
Также были проведены два практических опыта. |
Глава III. Результаты исследования .
Несмотря на известные нам данные о распространенности кариеса [7], показатели распространенности этого заболевания у школьников МОУ «СОШ №2» по данным личного опроса средние – от 42 % до 58 % (Приложение 3, диаграмма 1).
При этом, выявлено, что мальчики в большей степени страдают кариесом, чем девочки. Анкетирование показало, что процент мальчиков, имеющих кариозные полости, находится в пределах от 52 % до 68%, а девочек – от 32 % до 48 % (Таблица 2).
Таблица 2.1 Результаты анализа данных опроса учащихся МОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» с.п. Баксаненок.
Контингент обследуемых | школьники | ||
2 класс /30 чел/ | 7-8 класс /30 чел/ | 10-11класс /40 чел/ | |
Количество всех зубов у обоих полов | 30 чел*24 зуба=720 | 30 чел*28 зуба=840 | 40 чел*32 зуба=1280 |
Таблица 2.1 Результаты анализа данных опроса учащихся 2 класса МОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» с.п. Баксаненок.
пол | Коли чество зубов | Количество больных зубов | ||||
% | Ск.ч | % | Ск.ч | |||
Мал | 360 | 52 | 187 | 68 | 244 | |
Дев | 360 | 32 | 115 | 48 | 172 |
Таблица 2.2 Результаты анализа данных опроса учащихся 7-8 класса МОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» с.п. Баксаненок.
пол | Количество зубов | Количество больных зубов | ||||
% | Ск.ч | % | Ск.ч | |||
Мал | 420 | 52 | 218 | 68 | 285 | |
Дев | 420 | 32 | 134 | 48 | 201 |
Таблица 2.3 Результаты анализа данных опроса учащихся 10-11 класса МОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» с.п. Баксаненок.
пол | Количество зубов | Количество больных зубов | |||
% | Ск. | % | Ск. | ||
Мал | 640 | 52 | 332 | 68 | 435 |
Дев | 640 | 32 | 204 | 48 | 307 |
Однако с увеличением возраста картина полностью изменяется. При опросе взрослых людей были получены результаты: 73 % женщин и только 27 % мужчин имеют запломбированные зубы (Приложение 3).
Причем, чем больше детей в семье, тем больше была вероятность лучшего состояния зубов у мужчин, так как в период беременности и кормления грудью у женщин происходит гормональная перестройка, что пагубно влияет на зубную эмаль. Эти данные подтверждают факт, что возраст и пол являются факторами, влияющими на развитие кариеса.
Благодаря опросу, проведенному среди школьников МОУ «СОШ №2», удалось обосновать практически все факторы, способствующие возникновению и развитию кариеса. В большинстве случаев дети оценивают состояние своих зубов на «4» и «5» (40-42 %), однако находились и те, кто оценил здоровье зубов на «3» или даже на «2».
Одним из факторов, влияющих на возникновение кариеса является фактор диеты. Правильный рацион, баланс углеводов, жиров и белков непосредственно влияют на здоровье зубов. При обработке анкет получены следующие результаты. Дети всех возрастов очень любят конфеты, печенье, что пагубно влияет на состояние зубов. Однако сырые фрукты, овощи и молочные продукты они потребляют довольно часто. Рыбные продукты большинство употребляют в пищу очень редко (раз в месяц). По данным исследования больше всего газированных напитков и сухариков потребляют 7-, классы (Приложение 3, диаграмма 3 ).
Географическое положение (ГП) является одним из важнейших факторов развития кариеса. Люди, проживающие на юге, в большинстве случаев меньше подвержены риску развития кариеса. В связи с полученными результатами трудно сделать вывод о влиянии ГП на состояние зубов. Однако была замечена одна закономерность: дети с южными корнями оценивали состояние своих зубов на «5». Отсюда можно выявить влияние следующего фактора: наследственность
Личная гигиена – самый основной фактор. Только от гигиены полости рта на 60% зависит здоровье зубов [7]. Опрос показал, что среди 2-ых классов 55% детей чистят зубы дважды в день (днем и вечером), среди 7-8-ых классов и 10- 11-ых классов – 74%. А 53% школьников чистят зубы, как это и требуется, 2-3 минуты (Приложение 3, диаграмма 4). Это достаточно высокие показатели.
Кроме того, было выявлено, что те, кто чистит зубы лечебно-профилактическими и фторсодержащими зубными пастами имеют более здоровые зубы, чем те, кто чистит зубы только отбеливающими пастами.
Вредная привычка. У детей школьного возраста часто наблюдают вредную привычку грызть ручку, карандаш. Эта привычка пагубно влияет на здоровье зубов [11].
К сожалению, по данным исследования, процент детей, страдающих от этой привычки, достаточно велик. В 2-ых классах 20% детей грызут ручки, в 7- 8-ых – 74%, а в 10-11-ых – 65% (Приложение 3. диаграмма 5 ).
Результаты практического эксперимента.
Первый эксперимент показал, что скорлупа у яйца, не обработанного зубной пастой и опущенного в уксусную кислоту полностью растворилась:
-Сначала она покрылась мелкими пузырьками,
- Затем, яйцо стало шершавым,
- Через 6 часов на скорлупе появились трещины
- Скорлупа стала очень тонкой и растворилась совсем.
Результаты второго эксперимента.У яйца, опущенного в лимонный сок скорлупа стала намного тоньше и слабее, на ней появился рельефный рисунок, она стала шершавой. Скорлупа яйца, обработанного зубной пастой практически не изменилась.Лимонная кислота повреждает яичную скорлупу и практически никак не действует на скорлупу, обработанную зубной пастой.
Заключение и выводы.
Таким образом, проведенное исследование показало, что распространенность кариеса у учащихся МОУ «СОШ №2» с.п.Баксаненок невысокая. По результатам исследования наиболее уязвимы, по отношению к кариесу, оказались 7-ые классы. Хотя состояние зубов детей этого возраста имеет самый высокий показатель (к этому возрасту молочные зубы сменились на постоянные), семиклассники всеми усилиями пытаются эти показатели снизить, потребляя вредную пищу в больших количествах, а полезную в минимальных. Именно поэтому, по окончании школы дети имеют более низкие показатели здоровья зубов.
Высокий уровень гигиены у 7-8-ых и 10-11-ых классов и низкий уровень гигиены у 2-ых классов показал, что с учениками начальных классов необходимо проводить больше различных мероприятий по теме: «Путешествие в Зубляндию»». Так, я провела с помощью моего руководителя и разрешения директора школы профилактичекий час во втором классе, где в занимательной форме я объяснила строение зубов и значение гигиены полости рта для сохранения зубов.
Одним из интересных фактов исследования стало влияние пола и возраста на состояние зубов. Оказалось, что в детском возрасте у девочек здоровье зубов лучше, чем у мальчиков, причиной тому личная гигиена полости рта. Однако ж в зрелом возрасте ситуация полностью меняется, причиной тому гормональная перестройка у женщин в период беременности и кормления грудью. В процессе исследования было раскрыто и обосновано влияние всех факторов. Кроме того, было доказано, что все факторы зависят друг от друга и только все вместе (в совокупности) влияют на состояние зубов. У половины, обработанной зубной пастой, скорлупа стала тоньше и мягче, треснула в некоторых местах, оставаясь при этом гладкой.
В рекламе зубной пасты утверждается, что она защищает зубы от действия кислоты, образующейся во рту. На основании проведенных опытов я могу сказать, что не всё в рекламе соответствует действительности и кислота все-таки сильнее зубной пасты. Но, к нашей радости, и кислота, которая образуется во рту намного слабее уксусной кислоты. Также лимонная кислота повреждает яичную скорлупу и практически никак не действует на скорлупу, обработанную зубной пастой.
Данный опыты подтверждают, что зубы следует чистить обязательно и как минимум два раза в день.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аболнасов Н. Г.и др. Ортопедическая стоматология: Руководство для врачей, студ. вузов и мед. училищ / Н. Г.Аболнасов и др.- М.: МЕДпресс-информ, 200с. 2.Агаджанян Э. Г. Записки доброго стоматолога.- 2-е изд., перераб. и доп. / Агаджанян Э. Г. - СПб.: Фолиант, 200с.
3.Бажанов Н. Н. Стоматология. Бажанов Н. Н.. - М.: МИА, 1990. – 287с.
4. Боровский Е. В., Леонтьев В. K. Биология полости рта. / Боровский Е. В., Леонтьев В. K. - M.: Медицина, 1991. – 56с. 5. Гараж Н. Н.. Зубные отложения, гигиена полости рта (Учебно-методическое пособие). / Под ред. Н. Н.Гаража. Ставропольский мединститут. Ставрополь, 1995. – 45с.
6. Курякина Н. В.. Терапевтическая стоматология детского возраста. / Курякина Н. В. - М.: МИА, 19с.
7. Леонтьев В. К. Об этиологии кариеса зубов. // Стоматология. / Леонтьев В. К..- М.: МИА, 19с.
8. Овруцкий Г. Д., Леонтьев В. К. Кариес зубов./ Овруцкий Г. Д., Леонтьев В. К. - М.: Медицина, 1986. 24с.
9. Персиц М. М., Колесник А. Г., Леус П. А. Зубной налет: образование, свойства и значение // Стоматология./ Персиц М. М., Колесник А. Г., Леус П. А. - Пермь - 19с.
10. Сайфуллина Х. М. Кариес зубов у детей и подростков: Учеб.пособие.- Перераб. и доп. / Сайфуллина Х. М. - М.: МЕДпресс, 2001.- 96с
11. ABC. Гид здоровья, красоты и бодрости./ Под редакцией Смирновой О. – Москва, №2, октябрь, 200с
Приложение 1
АНКЕТА для школьников.
Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты, отмечая правильный вариант:
1.Ваш пол: м/ж 2. Ваш класс: а) первый класс б) седьмой класс в) одиннадцатый класс 3. Последний раз был (а) у стоматолога: а) неделю назад б) в течение года (несколько месяцев назад) в) несколько лет назад 4. Как изменилось здоровье зубов? а) улучшилось б) ухудшилось в) не изменилось 5. Как оцениваете здоровье своих зубов по 5-бальной шкале? а) на 5 б) на 3 в) на 4 г) на 2 6. Как часто едите сырые фрукты и овощи? а) ежедневно б) несколько раз в неделю в) раз в месяц 7. Как часто пьете газированные напитки? а) ежедневно б) несколько раз в неделю в) раз в месяц г) не пью 8. Как часто едите конфеты, шоколад, печенье? а) ежедневно б) несколько раз в неделю в) раз в месяц 9. Как часто едите рыбу? а) ежедневно б) несколько раз в неделю в) раз в месяц | 10. Как часто едите творог, йогурты, пьете молоко? а) ежедневно б) несколько раз в неделю в) раз в месяц 11. Как часто едите сухарики, семечки, орехи? а) ежедневно б) несколько раз в неделю в) раз в месяц 12. У кого из родителей состояние зубов лучше? а) у мамы б) у папы в) не знаю 13. Сколько детей в семье? 14. Где жили родители в детстве а) в Архангельске (на Севере) б) на юге в) не знаю 15. Сколько раз в день чистите зубы? а) утром б) вечером в) утром и вечером г) часто забываю 16. Продолжительность чистки: а) не обращал внимания б) 1 минута в) 2-3 минуты 17. Какой зубной пастой вы пользуетесь? а) фторсодержащей б) отбеливающей в) лечебно-профилактической (травы) г) чередую все 3 вида паст 18. Есть ли привычка грызть ручку, карандаш во время уроков? а) да б) нет Спасибо! |
Приложение 2
АНКЕТА для взрослых
Пол_________ Возраст_________
1. У кого состояние зубов лучше, у вас или вашего супруга (супруги)?
Приложение 3.
Диаграмма 2.
Распространенность кариеса среди школьников МОУ «СОШ №2»с.п.Баксаненок
Приложение 4.
Диаграмма 3.
Пищевая предпочтительность среди школьников МОУ «СОШ № 2»с.п.Баксаненок
Приложение 5.
Диаграмма 4.
Уровень гигиены полости рта среди школьников МОУ «СОШ № 2»с.п.Баксаненок
Приложение 6.
Диаграмма 5.
Распространенность вредной привычки (грызть ручку) среди школьников МОУ «СОШ № 2»с.п.Баксаненок
Приложение 7.
Практическая часть |
Приложение 8.
Фотографии с проведенного агитационного урока по теме «Зубляндия» в 2 »а» классе
Ах эта снежная зима
Весёлая кукушка
Кто грамотней?
Как зима кончилась
Агния Барто. Сережа учит уроки