Александра Пушкина в высшем обществе считали любимцем женщин и повесой. Благодаря дамам, окружающим поэта на протяжении всей его жизни, он получал главное — то вдохновение, которое озаряло душу и подвигало его на волшебные стихи. Лирика поэта вбирает в себя целую радугу чувственных переживаний: от легкой шутливой влюбленности до всепоглощающей страсти. Тема любви - одна из важнейших тем в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Данная тема необычайно интересна для изучения, поскольку именно любовь вдохновляет человека к новым свершениям, побуждает двигаться вперед, творить и развиваться. Нам представилась уникальная возможность взглянуть на прекрасное чувство - Любовь - глазами великого поэта и, в какой - то мере, проникнуться его переживаниями и эмоциями. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была, как и для любого мужчины, только сама потребность любить, растворяться в этом чувстве, отдыхая в нем от мирских забот и терзаний. Любовь в творчестве А.С. Пушкина - великое чувство, которое облагораживает человека, делает его чище, раскрывает лучшие душевные качества. Поэт боготворит женщин, которыми увлечен, которых любит, относится к ним по-рыцарски. В стихотворении «Я Вас любил» любовь предстает как самоотверженное чувство: лирический герой искренне желает счастья любимой женщине, пусть даже не с ним, а с другим человеком:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_arina.docx | 43.22 КБ |
Министерство просвещения Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Пожарского муниципального района Приморского края
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ТЕМА: «Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина»
Работу выполнила: Матузова Арина Николаевна,
учащаяся 9 класса
Руководитель: Вечерко С.С.,
учитель русского языка и литературы
Красный Яр
2021 год
Оглавление
Введение стр. 2-3
Глава I. «Музы А.С. Пушкина» стр. 4-11
Глава II. "Чистейшей прелести чистейший образец..." стр.12-13
Заключение стр. 14
Список используемой литературы стр. 15
Введение
Александра Пушкина в высшем обществе считали любимцем женщин и повесой. Благодаря дамам, окружающим поэта на протяжении всей его жизни, он получал главное — то вдохновение, которое озаряло душу и подвигало его на волшебные стихи. Лирика поэта вбирает в себя целую радугу чувственных переживаний: от легкой шутливой влюбленности до всепоглощающей страсти. Тема любви - одна из важнейших тем в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Данная тема необычайно интересна для изучения, поскольку именно любовь вдохновляет человека к новым свершениям, побуждает двигаться вперед, творить и развиваться. Нам представилась уникальная возможность взглянуть на прекрасное чувство - Любовь - глазами великого поэта и, в какой - то мере, проникнуться его переживаниями и эмоциями. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была, как и для любого мужчины, только сама потребность любить, растворяться в этом чувстве, отдыхая в нем от мирских забот и терзаний. Любовь в творчестве А.С. Пушкина - великое чувство, которое облагораживает человека, делает его чище, раскрывает лучшие душевные качества. Поэт боготворит женщин, которыми увлечен, которых любит, относится к ним по-рыцарски. В стихотворении «Я Вас любил» любовь предстает как самоотверженное чувство: лирический герой искренне желает счастья любимой женщине, пусть даже не с ним, а с другим человеком:
Я Вас любил, так искренно, так нежно,
Как дай Вам Бог любимой быть другим.
В жизни поэта были многочисленные опыты в духе «науки страсти нежной», ему хорошо знакомо все, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измены, «могучая страсть» и мягкая нежность.
Актуальность представленной темы, на наш взгляд, состоит в неисчерпаемости и многогранности творчества великого поэта, в непознанной и по сей день глубине его великого таланта.
Цель работы: выяснить адресаты любовной лирики А.С.Пушкина.
Задачи проектной работы:
1. Раскрыть тему любовной лирики как одну из основных тем творчества поэта;
2. Рассмотреть автобиографичность любовной лирики А.С. Пушкина и адресаты;
3. Узнать о любовных музах А.С. Пушкина следующую информацию: словесный портрет, положение в обществе, какие стихотворения им посвящены.
Объектом моего исследования является любовная лирика А.С. Пушкина.
Методы исследования: сравнительный, литературно-исторический, типологический, интерпретационный.
Практическая ценность работы определяется тем, что данные материалы могут быть использованы для подготовки к экзамену по литературе, при подготовке к олимпиадам и творческим конкурсам, при разработке классных часов и внеклассных мероприятий, посвященных творчеству поэта.
Работа состоит из «Введения», 2-х глав, «Заключения» и списка использованной литературы, состоящего из 11 источников.
Глава I. «Музы А.С. Пушкина»
Любовную лирику А.С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале. Каждое стихотворение поэт посвящал своей возлюбленной, музе, женщине, волнующей его душу и сердце.
1. Бакунина Екатерина Павловна (1795-1869)
Юношеской любовью Пушкина Бакунина Екатерина Павловна.
Положение в обществе: фрейлина двора, художница-любительница, дочь действительного камергера П. Бакунина.
Словесный портрет: прелестное лицо, ее дивный стан и очаровательное обращение, производили восторг лицейской молодежи.
Знакомство с Пушкиным: сестра лицейского товарища Пушкина навещала брата в лицее с 1811-1817 год, именно там они познакомились.
Свидетели отношений: об увлечении поэта писал лицеист С. Комовский: " Первую истинно пиитическую любовь возбудила в Пушкине сестра одного из лицейских товарищей его (фрейлина К.П. Бакунина).
Посвящения: более двадцати унылых элегий, написанных в 1815-1816 годах "Итак я счастлив был, и так я наслаждался", "К живописцу", "Осеннее утро", "Разлука", "Элегия", "Певец", "К сну", "Желание", "Наслажденье".
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
И я молчу; не слышен ропот мой,
Моя душа, объятая тоской,
В ней горькое находит наслажденье.
2. Истомина Евдокия Ильинична (1799-1848)
Без внимания не оставил Пушкин знаменитую балерину Евдокию Ильиничну Истомину.
Положение в обществе: ведущая танцовщица балетной труппы Санкт-Петербургского Большого театра.
Словесный портрет: брюнетка среднего роста, грациозна, легка и быстра в движениях.
Знакомство с Пушкиным: виделись в стенах театра, а затем у известного писателя и театрального деятеля князя А. Шаховского.
Свидетели отношений: в письме Пушкина от 27 октября 1819 года П. Мангурову есть такие строки: " Все идет по-прежнему; шампанское, слава богу, здорово, актрисы также..."
Посвящения: " Эпиграмма"(1819), "Орлов с Истоминой в постеле..."(1817), "Лаиса"(1827),"Я люблю твой смелый, вольный взор"(1819) и «Мои богини! Что вы? Где вы? "
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она…
3. Голицына Евдокия Ивановна (1780-1850)
Положение в обществе: хозяйкой одного из литературных салонов была Евдокия Ивановна Голицына (1780–1850).
Словесный портрет: Эта красивая и прекрасно образованная женщина живо интересовалась политическими событиями, занималась математикой, дружила со многими выдающимися людьми. Голицыну называли «ночной княгиней», так как она обычно принимала гостей поздним вечером и приемы ее длились до рассвета.
Знакомство с Пушкиным: В 1817–1819 годах Пушкин был частым гостем княгини Голицыной и, по выражению П. А. Вяземского, «был маленько приворожен ею».
Посвящения: Известны три стихотворения Александра Сергеевича, обращенные к княгине Голицыной: «Краёв чужих неопытный любитель…»(1817); «Простой воспитанник природы»; «К ***».
Простой воспитанник природы,
Так я, бывало, воспевал
Мечту прекрасную свободы
И ею сладостно дышал.
Но вас я вижу, вам внимаю,
И что же?… слабый человек!…
Свободу потеряв навек,
Неволю сердцем обожаю.
4. Елизавета Алексеевна (1779-1826)
Положение в обществе: императрица, супруга Александра I
Словесный портрет: высокая, стройна, грациозна, с голубыми глазами и пепельно-белокурыми волосами.
Знакомство с Пушкиным: впервые поэт ее увидел на торжественном акте открытия лицея 19 октября 1811 года. Летом 1816 года часто видел ее в Царском селе.
Свидетели отношений: исследуя рисунки Пушкина, Л. Краваль приходит к выводу, что есть основания говорить о тайной любви лицеиста к императрице.
Посвящения: К. Н. Я. Плюсковой (" На лире скромной, благородной", 1818).
Любовь и тайная свобода
внушали сердцу гимн простой,
и неподкупный голос мой
5. Калипсо Полихрони (1804-1827)
Положение в обществе: гречанка, бежавшая в 1821 году вместе с матерью из Константинополя в Кишинев.
Словесный портрет: невысокая, худая, правильные черты лица.
Знакомство с Пушкиным: в Кишиневе, в июне 1821 года ; общение продолжалось до 1824 года.
Свидетели отношений: о романе поэта знали все лица из его Кишиневского окружения.
Посвящения: "Гречанке"(1822),"Иностранке"(1822), возможно "Заклинание"(1830), написанное после смерти Калипсо.
Ты рождена воспламенять
Воображение поэтов,
Его тревожить и пленять
Любезной живостью приветов…
6. Амалия Ризнич (1803-1825)
Положение в обществе: итальянка, дочь венского банкира Рипса.
Словесный портрет: высокая, стройная, с пламенными очами и косой до колен.
Знакомство с Пушкиным: познакомились в Одессе, где проживала с весны 1823 по май 1824 года.
Свидетели отношений: по выражению мужа Ризнич, Пушкин увивался около Амалии, как котенок.
Посвящения: "Ночь"(1823),"Простишь ли мне ревнивые мечты"(1823).
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?
7. Завадовская Елена Михайловна(1807–1874)
Положение в обществе: «звезда первой величины петербургского большого света».
Словесный портрет: «красавица писаная». По словам современницы М. Ф. Каменской,
Завадовская на балах «всегда убивала всех своею царственной, холодной красотой». П.
А. Вяземский называл ее: «чистейшей красоты высокий идеал». «Артистическая душа не может спокойно созерцать такую прекрасную женщину», — писал музыкант и композитор М. Ю. Виельгорский.
Посвящения: стихотворение «Красавица»(1832).
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
8. Мария Волконская (1805-1863)
Положение в обществе: княгиня, дочь генерала Н. Раевского.
Словесный портрет: стройная красавица, смуглый цвет лица, черные кудрявые густые волосы.
Знакомство с Пушкиным: с семьей Раевских Пушкин был хорошо знаком. Вместе с ними был 2 месяца на водах, сними же уехал в Крым (1820 году).
Cвидетели отношений: она не считала себя его музой, подчеркивая, что никаких отношений у них не было, хотя стихи он ей посвятил.
Посвящения: "Редеет облаков летучая гряда..."(1820), "Таврида"(1822), "Ненастный день потух..."(1824), "Буря" ("Ты видел деву на скале..."1825), "Не пой красавица, при мне"(1828), "На холмах Грузии лежит ночная мгла..."(1829).
Ненастный день потух; ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой;
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла...
9. Елизавета Воронцова (1792-1880)
Положение в обществе: графиня (позднее-светлейшая княгиня), статс-дама, почетная попечительница при управлении женскими учебными заведениями. Дочь польского магната графа К. Браницкого.
Cловесный портрет: привлекательная женщина своего времени, мягкая, женственная и приветливая.
Знакомство с Пушкиным: знакомство произошло в сентябре 1823 года. Через несколько месяцев 24 июля 1824 года последовал приказ о высылке поэта в Псковскую губернию. Елизавета несколько раз писала ему в Михайловское.
Cвидетели отношений: их общая знакомая княгиня В. Вяземская на следующий день после отьезда Пушкина намекнула мужу на некое серьезное чувство, удерживавшее его на Одесских берегах.
Посвящения: "Кораблю"(1827) ,"Ненастный день потух"(1824) ,"Ненастной ночи мгла" (1826),"Пускай увенчанный любовью"(1824) ,"Приют любви, он вечно полн"(1824), "Сожженное письмо"(1825) ,"Желание славы"(1825).
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
10. Каролина Собаньская (1794 - 1885)
Положение в обществе: дочь масонского деятеля, производителя дворянства в Киевской губернии А.Ржевуского.
Cловесный портрет: красивая брюнетка, зрелого возраста, c резкими сильными чертами греческого очерка.
Знакомство с Пушкиным: знакомство произошло в начале 1821 года в Киеве, куда поэт ездил погостить к генералу Н.Раевскому. Следующая встреча случилась в Одессе, в июле 1823 года; этим же летом у них начался бурный, но недолгий роман.
Свидетели отношений: хорошо знавшая Собаньскую, Воронцову и Ризнич В. Вяземская писала мужу: "Пушкин скучает гораздо более, чем я: три женщины в которых он был влюблен, недавно уехали.
Посвящения: "Что в имени тебе моем ?" (1830).
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
11. Прасковья Осипова (1781-1859)
Положение в обществе: помещица, хозяйка усадьбы Тригорское, владелица 700 крепостных душ.
Cловесный портрет: рост ниже среднего, лицо продолговатое, карие глаза и каштановы волосы.
Знакомство с Пушкиным: впервые встретились в 1817 году. На момент знакомства ему было 18, а ей 36 -их дружба продолжалась 20 лет. Прасковье выпала скорбная честь - проводить поэта в последний путь.
Cвидетели отношений: А.Вульф говорил "Она хочет завладеть Пушкиным".
Посвящения: "Простите, верные дубравы!" (1817), цикл "Подражание Корану" (1824),"Быть может, уж недолго мне..." (1825), "Цветы последие милей" (1825).
Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
12. Анна Керн (1800-1879)
Положение в обществе: дворянка, дочь надворного советника П.Полторацкого.
Словесный портрет: большие глаза, тонкий прямой нос, нежно-округлый подбородок.
Знакомство с Пушкиным: впервые встретились в 1819 году в Петербургском доме ее тетки Е.Олениной. Cледующая встреча случилась в июне 1825 года, когда Анна приехала в Тригорское. Вновь они встретились через 2 года в Петербурге.
Cвидетели отношений: добившись благосклонности, Пушкин упомянул об этом в феврале 1828 года в письме к своему другу C.Соболевскому. Влюбленность прошла быстро. С легкой издевкой Пушкин напишет А.Вульфу : "Что делает Вавилонская блудница Анна Петровна?". А еще через 10 лет в письме к жене назовет ее дурой и пошлет к черту.
Посвящения: "Я помню чудное мгновенье"(1825),"Если в жизни поднебесной"(1828),"Приметы"(1829),"Когда твои младые лета"(1829).
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
13. Екатерина Ушакова (1809-1872)
Положение в обществе: московская барышня, затем супруга коллежского советника Д. Наумова.
Словесный портрет: среднего роста, большие темно-голубые глаза, острый ум, находчивая.
Знакомство с Пушкиным: в 1826 году их познакомил на балу С. Соболевский, а затем он же привез поэта в дом Ушаковых.
Свидетели отношений: в 1827 году Е. Телепнева писала: "По-видимому, наш знаменитый Пушкин намерен вручить ей судьбу своей жизни, ибо уже положил свое оружие у ног ее. Свое пребывание в Москве он занимался только Ушаковой. На балах, гуляньях, говорил только с нею».
Посвящения: "Когда, бывало, в старину..."(1827),"В отдалении от вас"(1827),"Отрывок"(1829),"Ответ"(1830).
Она мила — скажу меж нами —
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звёздами
Сравнить, особенно стихами…
14. Анна Оленина (1808-1888)
Положение в обществе: фрейлина двора, дочь президента Петербургской Академии художеств А.Оленина.
Словесный портрет: маленькая, живая, с голубыми глазами, золотыми локонами, остроумная, кокетливая, немного дерзкая.
Знакомство с Пушкиным: осенью или ранней зимой 1827 года они встретились на балу. Cледующие встречи относятся к весне 1828. В 1828 году сделал Анне предложение, но получил отказ: ни она, ни ее родители не желали этого брака.
Cвидетели отношений: 18 апреля 1828 года П.Вяземский писал жене: "Вчера немного восплясовали мы у Олениных».
Посвящения: "Увы! Язык любви болтливый..."(1828),"Зачем твой дивный карандаш.."(1828),"Кобылица молодая"(1828),"Ее глаза"(1828),"предчувствие"(1828), "Город пышный, город бедный..."(1828),"Я вас любил.."(1829).
Она мила — скажу меж нами —
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звёздами
Сравнить, особенно стихами…
15. Аграфена Закревская (1799-1879)
Положение в обществе: дочь графа Ф.Толстого, супруга генерала графа А.Закревского.
Cловесный портрет: лицо с правильными чертами, дерзким разлетом бровей, ясным и горделивым взором.
Знакомство с Пушкиным: в 1828 году часто встречались в Петербургском свете. После 1828 года общения между ними не было.
Свидетели отношений: 11 августа 1828 года А.Оленина писала в своем дневнике: "Он влюблен в Закраевскую. Все об ней толкует, чтобы заставить меня ревновать..."
Посвящения: "Портрет"(1828),"Наперсник"(1828).
С своей пылающей душой,
С своими бурными страстями,
О жены севера, меж вами
Она является порой…
Глава II. "Чистейшей прелести чистейший образец..."
Наталья Гончарова (1812-1863)
Положение в обществе: из семьи купцов и промышленников Гончаровых, получивших дворянство, типичная Московская барышня.
Cловесный портрет: сильная, ловкая, глаза добрые, веселые, с подзадоривающим огоньком из-под длинных, бархатных ресниц.
Знакомство с Пушкиным: познакомились в декабре 1828 года на Московском балу танцмейстера Йогеля. В апреле 1829 года Пушкин просит ее руки. Ответ матери Гончаровой был не определенным, поэт уехал на Кавказ. Весной 1830 года он вторично сделал предложение, и согласие на брак было получено.
Cвидетели отношений: 26 апреля 1830 года Вяземский писал Пушкину: "Тебе, первому нашему романтичному поэту, и следовало жениться на первой красавице нынешного поколения".
Посвящения: "Поедем, я готов..."(1829),"Мадонна"(1830),"Когда в объятия мои..."(1830).
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
Когда Пушкин впервые увидел Натали, красота ее поразила его. Он полюбил! Голова его кружилась. Он сделал предложение. Ответ матери, при всей его неопределенности, давал ему надежду в будущем и на мгновенье едва ли не свел ее с ума...
Пушкин едет в действующую армию, на юг России. Через некоторое время Наталья Ивановна Гончарова (мать Таши) получила письмо, которое не скрывало ни пылких чувств, ни трезвых размышлений Пушкина. Вот что пишет поэт: "Только привычка и длительная близость могли бы помочь мне заслужить расположение вашей дочери".
На Кавказе он посвящал юной красавице прекрасный стихи.
Через 2 года Пушкин вновь сватается к Гончаровой и получает согласие, но матушка невесты упрекает его в том, что дела его не устроены, что у правительства он на плохом счету...
Пушкин обращается к Бенкендорфу, прося его о добром слове государя, чтобы госпожа Гончарова не боялась отдать дочь за неблагонадежного человека.
В последние числа августа Пушкин пишет своей невесте письмо: "Я уезжаю в Нижний, не зная, что меня ждет в будущем. Если ваша матушка решила расторгнуть нашу помолвку, а вы решили повиноваться ей,- я подпишусь под всеми предлогами, какие ей угодно будет вставить».
Простая женщина, жена гения, за честь которой он дрался на дуэли. После дуэли и смерти Пушкина немало людей считали ее виновной в его гибели. Живя вместе с ним, Наталья Николаевна за несколько лет прожила несколько жизней. Простодушный ребенок, совсем не знающий жизни,- юная невеста Пушкина и его одинокая, сосланная жестоким горем на Полотняный завод, до глубины потрясенная всем случившимся вдова - мать четверых детей...
Наталья Николаевна Пушкина была необходима не только Пушкину, но и его поэзии, иначе Пушкин никак бы не смог жениться, он и в жизни был пророчески мудрым, видевшим людей насквозь. Всю жизнь до смертного часа ее преследовала несправедливая кара...
Заключение
Познакомившись с адресатами любовной лирики Пушкина, мы убедились в том, какую огромную роль играли они в жизни поэта. Мы лучше узнали Пушкина как человека, убедились в том, что это увлекающаяся, страстная, пылкая натура и что редкая женщина могла не поддаться его обаянию. Наверное, каждая в душе гордилась тем, что была Музой Пушкина, пусть даже ненадолго, на какое-то «чудное мгновение».
Список используемой литературы
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%D0%B0_%D0%90.%D0%98.
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Рисуем подснежники гуашью
Машенька - ветреные косы
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Как нарисовать китайскую розу