Проект 2-9 классов 202/2021 учебый год
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 21.92 КБ |
Приложение к проекту | 2.48 МБ |
Внеклассное мероприятие
«Духовно-нравственные традиции России»
Борис Львович Васильев в повести «Летят мои кони» называл Смоленск «плотом», соединяющим «разноплеменных земляков», отмечая: «История раскачивала народы и государства, и людские волны, накатываясь на вечно пограничный Смоленск, разбивались о его стены, оседая в виде польских кварталов, латышских улиц, татарских пригородов, немецких концов и еврейских слободок». И сегодня Смоленская область представляет собой территорию, населенную людьми различных национальностей.
Эти народы самобытны и обладают яркими и мудрыми национальными обрядами и традициями. Уважение к культурным корням народа, соблюдение традиций прививается в семье и передается из поколения в поколение.
Цель мероприятия:
- привитие обучающимся базовых национальных ценностей, норм культуры межнационального общения и согласия;
- формирование толерантного отношения к взглядам, убеждениям, духовным и эстетическим ценностям различных этнических групп населения, проживающих на территории Смоленской области, популяризация национальной культуры.
- сплочение семьи посредством коллективного семейного творчества.
Задачи:
- патриотическое воспитание в семье на основе духовного наследия, ценностей и традиций национальной культуры;
- создание среды творческого общения между обучающимися, их родителями и педагогами;
- развитие творческого потенциала участников, направленного на формирование любви к родному краю, гордости за его духовное, культурное наследие;
- выявление и поддержка одаренных детей в области художественного творчества;
- эстетическое развитие обучающихся, воспитание сценической культуры, духовное обогащение подростков;
- популяризация семейного творчества;
- содействие укреплению межнациональных культурных связей народов, проживающих на территории Смоленской области.
Форма проведения:
внеклассное мероприятие (возможен вариант фестиваля с представлением других народов, населяющих Смоленскую область (Россию). Допускается и приветствуется участие в мероприятии родителей и иных членов семей обучающихся.
Участники мероприятия (в нашем случае - обучающиеся, родители обучающихся, педагог-организатор) представляют программу, где прослеживается культура и быт русского народа посредством творческой презентации: народных обрядов, игр, национальных танцев, песен, традиций, национальных костюмов, блюд национальной кухни. (В качестве наглядности могут быть использованы информационные стенды, постеры, раскладушки и т.п.)
Ход мероприятия:
На сцену выходит под русскую народную музыку ведущая. Фоном идёт презентация. (Слайд 1)
- Ой вы, гой еси, князья да жены их красные. Во граде во Ярцево да Смоленской волости в году памятном собирались мы на пир торжественный. Красну девицу Катерину, спелу ягодку, отдаем в жены покорные добру молодцу Николаю…..
- Ой…что это я……давайте-ка сначала….
- Люди добрые, здравия вам!!! Мир Вам и полная чаша! (низко кланяется).
- Разными народами населена сегодня Смоленская область, народы эти самобытны и обладают яркими и мудрыми национальными обрядами и традициями. Все народы имеют свои особенности, и русские — не исключение. Уважение к культурным корням народов, соблюдение традиций прививается в семье и передается из поколения в поколение. (Слайд 2)
- Яхонтовые мои, вашему вниманию предлагается самый колоритный, яркий, сложный и великий русский обряд – обряд свадебный, с лентами, песнями, выкупом, и, конечно же, свадебным пиром, на который мы вас приглашаем!!!
Сцена 1. Интригующая – сватовство. (Слайд 3)
В горнице мать отец невеста вечереют. Дочь мотает пряжу, мать катает полоценце, отец что-то мастерит. Поют песню:
Не огонь горит, не звезда блестит
Во чистом поле разастлал ковер
Во чистом поле разастлал ковер
А на том ковре добрый молодец
Слышат шаги на крыльце
Дочь: Матушка, уж не к нам ли?
Мать: Не было ветров так навеяли, не было гостей так нагрянули.
Отец: Ступай дочь в горницу!
Стук в дверь. В дом к невесте входит жених с родными, друзьями и свахой. Родителям невесты преподносятся подарки в виде вина, круглого пирога. (Слайд 4)
Родные жениха: Наше почтение Ивану Ивановичу и Марфе Ивановне
Родители невесты: Милости просим, проходите, садитесь, гостями будете.
Сваха: «Так уж мы летали, летали
Да на сине море плавали».
«Да вы чего же тамо видели?»
«Да уж мы видели, видели,
Млад ясен сокол купается,
Да бела лебедь умывается».
«Да уж вы что ж её не взяли?»
«Да уж мы не взяли, не взяли,
Дак её только заприметили».
Сваха: Катя, то у вас бела, да вот не знаем, выйдут ли дела. Шли мимо - решили зайти.
Родственник жениха: Вот ищем ярочку для нашего барашка. Говорят, у вас есть ему пара?
Сваха: У вас цветочек, а у нас садочек. Нельзя ли ваш цветочек посадить в наш садочек?
Родственник жениха: Мы сватами пришли к вашей дочери.
Сваха: У нас жених, у вас невеста, так давайте сведем их в одно место
Отец невесты: Премного благодарны, гости дорогие, за честь, за уважение. Только рановато нашей дочери замуж, да и приданое никак не соберем.
Сваха: А мы слыхали, у невесты сундуки битком набиты. Вы посмотрите, какого мы вам сокола привели: кудри вьются в три ряда, а четвертый ряд по плечам лежит, по плечам лежит, словно жар горит. Все люди на него любуются, на такую красоту дивуются.
Отец невесты: Видим, видим жених знатный, да много хорошего слыхивали мы о нем.
Но и наша Катерина не в поле опсевок.
Сваха: Так не прячьте девицу от света ясного, от жениха прекрасного
Зовут невесту.
Входит скромно невеста глаза опущены. (7 трек)
Смотрины.
Сваха прогуливается по горнице с невестой рассматривает ее да приговаривает:
Белое лицо, как бы белый снег,
На щеках, как бы маков цвет,
Черные брови, как соболи,
Будто колесом брови проведены;
Ясные очи, как бы у сокола...
Она ростом-то высокая.
У ней кровь-то в лице, словно белого зайца,
А и ручки беленьки, пальчики тоненьки...
Ходит она, словно лебедушка,
Глазом глянет, словно светлый день...
Ломают хлеб напополам и половину дают сватам в знак согласия
Сцена 2. Печальная - девичник. (Слайд 5)
Подруги выстроены в ряд. Когда невеста появляется, каждая подруга снимает свой платок и стелит его под ноги невесте. Невеста, таким образом, проходит по дорожке из головных уборов.
Подруги стоят вокруг невесты поют
Что ты, Катенька, сидишь невесело,
Буйну голову повесила.
С плеч головка катится,
Резвы ножки подгибаются,
Белы рученьки опускаются.
Попрошу я брата Сашеньку:
Уж ты братец мой Сашенька,
Пойдем-выйдем мы с тобой
На широкий двор,
Подойдем мы к дубову столбу,
Снимем мы с тобой золоту узду,
Обратаем мы с тобой ворона коня
И пойдем мы с тобой во дремучий лес.
Срубим белую березоньку,
Проложим мы с тобой путь-дороженьку
Вплоть до самой божьей церкви,
Наряжают деревце ленточками, танцуют с ним. (Слайд 6)
Невеста:
Заплети-ка-си, мила подружинька,
А мне русу косу.
А вплети-ка-си алу лентычку,
С карешка-та ты всё тугохынька,
Пад конец косы ты слабёхынька.
( Одевают кокошник)
Сцена 3. Разудалая – выкуп. (Слайд 7)
Появляются друзья жениха и жених. Танцуют.
Дружка: Тут ли дом голубки ненаглядной Николая?
Если спит она - не будите ее, а проснется - не пугайте ее. Она ночь не спала - утешалася , а жених пришел - просияла вся.
Раступитися, девицы красные, дозвольте жениху присесть да с голубую.
Подруги: Просто так ее, ненаглядную, не дадим ее, светлоглазую.
Выкуп есть у вас?
Отдают за невесту деньги.
Подруги встают . Жених садится рядом с невестой
Жених: Жар-птица, красавица, яркий огонек,
Прими от меня золотой перстенек
Дружка: При посторонних свидетелях.
Жених: При посторонних свидетелях
Искренне говорю,
Что Катерину очень сильно люблю
И в знак любви ей перстень дарю.
Сваха перевязывает руки жениха и невесты рушником и благословляет (Слайд 8)
Сцена 4. Счастливая - свадебный пир (Слайд 9)
Ведущая:
«Ой вы, гой еси князья да жены их красные. Во граде Ярцево (название города), в году памятном собирались мы на пир торжественный. Красну девицу Катерину (имя невесты), спелу ягодку, отдаем в жены покорные добру молодцу Николаю (имя жениха). Молодой чете желаю счастия, ласки, денег, довольствия, мира в доме их. Чтобы быть всегда молодой семье рядышком, как одно целое, из большой любви радость выковать. Переплавить радость в большую любовь. В невзгодах ту любовь закалить, да в уважении друг к другу взлелеять. Таков мой указ-повеление — совет вам да любовь!»
Выходят все участники мероприятия с разносами еды, с кубками киселя, с хлебом-солью и угощают зрителей. (Слайд 10, 11, 12)
Предполагаемые результаты:
− сформированы представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
− получен опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
− получен опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
− получен опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
− мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Лавовая лампа
Волшебная фортепианная музыка
Сторож
Философские стихи Кристины Россетти
Как зима кончилась