Вложение | Размер |
---|---|
letopis_rodnogo_kraya_40_-_ye_gody.docx | 20.66 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования и науки Челябинской области
Учреждение дополнительного образования детей
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
Номинация «Летопись родного края»
Тема работы
«Малая Родина - большая история: село Травники в 40-ые года XX века».
Подготовил:
Завьялова Елизавета Андреевна, 14 лет
8 класс МОУ «Травниковская СОШ»
Домашний адрес: 456402
Челябинская область,
Чебаркульский район, с. Травники,
ул. Каширина, д. 34, кв.1.
Тел.:8-912-892-80-39
e-mail: mp-albina@yandex.ru
Руководители:
Байкеева Светлана Владимировна
заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Травниковская СОШ»,
Ворошилова Ольга Викторовна
социальный педагог МОУ «Травниковская СОШ»
Адрес школы: 456402
Чебаркульский район, село Травники,
ул. Победы, 53, тел. 8-35168-73-2-98
e-mail: mou.travniki@mail.ru
Чебаркульский муниципальный район
Травники 2017 год
Оглавление
Глава 1. В годы военного лихолетья 5
§1. Всё для фронта, всё для победы 5
§2. Земляки, ушедшие на фронт 7
Глава 2. Село в послевоенное время 8
§1. Развитие в послевоенное время 8
§1. Никто не забыт. Ничто не забыто. 10
Список информационных источников 12
Приложение 1. Архивные документы 13
Приложение 2. Выполнение государственного плана 1941 – 1945 гг 14
_Toc497234250Приложение 3 Боевые награды. 16
Приложение 4 Травники после войны. 17
Приложение 5 Наш общий долг. 19
Приложение 6 Выполнение плана хлебосдачи государству. 21
Знание истории своей малой Родины имеет большое значение, особенно в воспитании патриотизма. У любого человека Родина начинается с «отчего» дома, населенного пункта в котором он родился. Многие исторические источники, архивные материалы, по которым можно было восстановить события прошедших веков, отсутствуют. Летописи большинства сёл никем и никогда глубоко не изучались. Я, как жительница своего села считаю своим долгом изучить историю своей малой Родины, чтобы оставить память о развитии села в разные его периоды, сформировать уважение к прошлому, и попробовать найти ответы на все интересующие вопросы.
Актуальность темы. В каждом городе, поселке есть богатая история, о которой хочется рассказать всем. Мы хотим, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память о событиях и людях, совершивших трудовые, военные подвиги. В своей работе я попыталась обобщить имеющийся материал о событиях тех лет и тем самым внести вклад в изучение истории нашего края.
Цель нашей работы – изучение истории развития родного края посредством краеведческой деятельности.
Задачи:
Основополагающие вопросы:
Гипотеза: Я предполагаю, что жители моего села внесли большой вклад в победу в Великой Отечественной Войне, и добились больших успехов в развитии в послевоенный период?
Объект изучения: Село Травники, жители села.
Предмет изучения: История села Травники в 40-ые годы XX века.
Методы исследования: поисковый, исследовательский, теоретический, интервьюирование, сравнительный анализ данных.
Хронологические и территориальные рамки исследования: 40 – е годы XX века, Травниковское сельское поселение Чебаркульского района.
Этапы и сроки выполнения работы:
I этап – История села Травники в 30 – е годы XX века (январь – октябрь 2016 г.)
II этап – История села Травники в 40-ые годы XX века (ноябрь 2016 – октябрь 2017 г.)
III этап – История села с истоков (март 2017 – октябрь 2017 г.)
При выполнении работы были использованы архивные и литературные источники: материалы Чебаркульского городского и районного архивов (прил.1), школьного музея, сельской библиотеки, центральной районной библиотеки.
В процессе работы были взяты интервью у жителей села Травники, которые с 30-х, 40-х годов живут в селе, и своими воспоминаниями помогли нам представить и воссоздать картину тех времён.
Работа состоит из трёх глав. В первой, состоящей из двух параграфов, освещаются события военного времени. Вторая глава состоит из одного параграфа, они охватывает события послевоенных лет. Третья глава состоит из одного параграфа и повествует о том, как наше поколение хранит память о том трудном времени.
В годы войны перед жителями села, Травники стояла главная и важная задача – выполнение государственного плана – поставки сельскохозяйственных продуктов. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал девизом жизни сельских жителей [4]. В ходе работы я познакомилась ближе с людьми, проживающими в селе в годы Великой Отечественной войны, с архивными данными, которые указывают на сей уклад жизни в военные годы.
Село в годы войны было гораздо меньше по территории, чем сейчас [16]. Границы определялись улицами Береговой и Октябрьской [21]. Во время войны в нашем селе действовала пожарная часть. «Воду для тушения пожара возили в бочках на тележке, запряженной лошадью». Ответственными были: Патрушев В., Берсенев С., Грищенко А., Правилов В., Плешкова Евлампия. За аварийно – восстановительное звено отвечали Звездин И.И., Давыдов Н. В. военные годы были ответственные в поселке и по торговле – Бобриков Р., Грачёва А.В., Морозов М.И. (Приложение 1, рис. 1). Действовала в селе Комиссия связи, по которой нельзя было связаться с кем-то из родных, а лишь только изредка получали в поселок важные сообщения [14]. Рабочие колхозов им. Ворошилова и им. Чапаева были мобилизованы на период войны. Введены обязательные сверхурочные работы.[12] В колхозе им. Чапаева было мобилизовано 32 человека (Приложение 1, рис. 2). К труду было привлечено неработающее население. Введено нормированное снабжение населения продовольственными и промышленными товарами (карточная система) (Приложение 2, рис. 1). Хлеб выдавали строго с 12 до 8 часов вечера по норме (200 г на члена семьи) (Приложение 2, рис. 2). И одним из самых важных факторов военного времени в селе было - мобилизация средств населения и ресурсов народного хозяйства на снабжение Советской армии.[13] Также сбор промтоваров, теплых вещей и муки был организован не только военнослужащим, но и их семьям, занимающихся полевыми работами (21 семья) (Приложение 1, рис. 3). В эти годы несмотря на тяжелое положение, было обязательным обучение детей с семилетнего возраста на основании постановления Совнаркома. Директором школы в 40 - е годы был товарищ Согин. [17] В 1944 году в Неполной средней школе было предусмотрено оборудование добавочной классной комнаты, подготовлено наглядное пособие. [14]
«Работы было много и дома и в колхозе, но учиться все равно приходили», - вспоминает старожил села - Ярина В.Н. Также с некоторыми семьями велись серьезные беседы об ответственности родителей в воспитании детей. Продолжала свою работу школа сельской молодежи. В 1940 году в Травниках не было ни одного человека с высшим образованием. В связи с этим велась активная работа по ликвидации неграмотности среди населения, о чем свидетельствуют протоколы собраний Президиума сельского Совета. [14]
Со своими болезнями жители села приходили в медпункт. Это было колхозное родильное отделение на три койки в офицерском доме, где жил фельдшер – Макеев Дмитрий Макеевич – 1930 – 1942г. Так же в родильном отделении работала акушерка Нина Григорьевна и медицинская сестра Соковина Е.А.
Вели свою непрерывную работу швейный и кожевной цеха ради главной цели – выполнение государственного плана, а также для потребностей жителей (в первую очередь для семей фронтовиков). Также в Травниках в 1945 году действовала изба читальная, где находился необходимый инвентарь и книги, исправно проводилась культурно-массовая работа среди взрослого населения (Приложение 2, рис. 3).
Колхозы им. Чапаева и им. Ворошилова старались выполнить государственный план по сбору урожая, поголовья скота, но не всегда это успешно получалось, так как реальной рабочей силы практически не осталось. Выращивали картофель, морковь, лук, капусту, помидоры, но главной культурой оставались зерновые.[14] (Приложение 2, рис. 4, рис. 5).
Летом покос, убирали лен, из него вязали снопы, ставили «десятками», этой работе обучали женщины и бабушки. Изо льна делали кудели. Гребли сено, возили навоз, ухаживали за лошадями. Посылали детей и на лесозаготовки, пилить лес, давали определенную норму. [7]
Во время войны голодали, продуктов не было, ели травяные лепешки. И только на 7 ноября давали по ведру ржи.
Рабочий день длился до заката. Приезжал уполномоченный, который проверял, когда вышли на работу. Сеяли, веяли, сгребали в мешки.
Существовала система налогов: государству нужно было сдать определенной количество молока, мяса, яиц, сдавались даже шкуры животных. Спасал только огород. Никаких перерывов на обед и выходных не было. Все знали, что нужно работать для Победы» - вспоминает Соломеева М.В.
Война… Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель людей, героическое сопротивление, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу. Так было и в суровую пору Великой Отечественной войны. От жителей села, Травники война была далеко, они не бежали в бомбоубежище, не знали, что такое затемнение, но война чувствовалась во всем — ушли на фронт мужья, отцы и братья.
«Был июньский теплый день 1941 года, всех жителей села собрали в центре, председатель колхоза сообщил о страшном событии – о начале войны. Раздался плач женщин, испуганный взгляд детей. Мужчины призывного возраста стали готовиться к мобилизации. Наследующий день многих мужчин забрали» - вспоминает Соломеева М.В.
По данным военкомата со всего Травниковского поселения на фронт ушло 957 человек. Из села Травники ушло 679 человек, д. Маскайка – 24 человека, д. Камбулат – 12 человек, д. Мельниково – 9 человек, д. Пустозерово – 20 человек. По данным поселкового совета 395 жителей села Травники не вернулись с полей сражения.
В те годы дома участников войны были отмечены красными звездами. Таких домов было много.
Наши земляки воевали на всех фронтах, и всюду слово «уралец» звучало синонимом доблести и отваги. Ратные подвиги многих из них отмечены медалями «За Отвагу» и орденами «Красной звезды». (Приложение 3, рис. 1, рис. 2).
Рыжков Григорий Васильевич (1911 – 1948) – 2 ордена Красной Звезды, гвардии сержант, разведчик – при прорыве обороны противника в районе Форста и дальнейшего марша до Берлина, неоднократно выводил свою машину из - под бомбежек и обстрела противника. Под сильным огнём противника доставлял пушку с расчётом до огневой. Его машина за время боевых маршей не имела ни одной поломки.
Глазов Иван Тимофеевич (1923 – 2002) - в 19 лет был призван в ряды Советской Армии. В городе Черкасске на Кавказе начался его боевой путь.
Много боевых дорог пришлось прошагать солдату. В 1942 году был ранен, попал в госпиталь. После ранения в составе Украинского фронта прошел Румынию, Югославию, Болгарию, Австрию. За боевые заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны был награжден медалями - «За отвагу», «За взятие Вислы», «За освобождение Белграда», «За Победу над Германией».
После окончания войны, все силы работников колхоза села Травники были брошены на восстановление – подъем урожайности пшеницы, хлебозаготовок.
С воодушевлением готовились к посевной компании колхозники и колхозницы сельхозартели им. Чапаева, в срок подготавливали всю сбрую для живого тягла, сельскохозяйственный инвентарь: 36 борон «зигзаг», 6 конных плугов, 5 фургонов, 35 узд и т.д. (Приложение 4, рис. 1). В 1947 году показатели колхоза им. Чапаева с. Травники на соревнованиях по весеннему севу были на 5- ом месте из 32 колхозов [6].
Для улучшения работы трактористов проводились социалистические соревнования по выполнению плана тракторных работ весеннего периода среди механизаторов Бишкильской МТС (Приложение 4, рис. 2). Лучшие трактористы были премированы денежными премиями. На соревнованиях колхозов по вспашке паров и прополке посевов в 1948 году, колхоз им. Чапаева занял на 2-ое место из 32 колхозов[3].
В те годы сено являлось основным кормом в рационе сельскохозяйственных животных. Большое внимание уделялось своевременной уборке, правильной сушки сена. На соревнованиях колхозов в 1948 году по сеноуборке и вспашке паров колхоз им. Чапаева занял на 3-ье место, по заготовке кормов на 2-ое место, по сеноуборке и силосовании на 2-ое место из 32 колхозов[15]. Колхозникам, работающим на сеноуборке, помимо основной оплаты в трудоднях, выдавали десятую часть от убранного и заготовленного сена. Рабочим, не имеющим скота, взамен сена выдавали картофель и овощи, из расчёта за 100 кг сена – 25 кг картофеля и овощей [15].
«Первый хлеб – государству» - под таким лозунгом работали все колхозы, чтобы с честью выполнить государственный план хлебопоставок [1] (Приложение 4, рис. 3). На соревнованиях колхозов в 1948 году по выполнению плана хлебосдачи, показатели колхоза им. Чапаева на 12 – ом месте из 32 колхозов [2] (Приложение 6, рис. 1).
В 1948 года в селе Травники вновь открывается колхозный клуб. Для колхозников и колхозниц, рабочих и комбайнеров МТС руководителем лекторской группы райкома комсомола проводились лекции о международном положении, которые завершались концертами художественной самодеятельности Чебаркульского дома культуры[5].
В партийных организациях Бишкильской МТС и Травниковского сельского совета создаются кружки по изучению «Краткого курса истории ВКП (б)».
В 1948 году изба читальная села Травники – становится излюбленным местом отдыха колхозников, полеводов, бригадиров, звеньевых, трактористов и комбайнеров, колхозная молодежь (Приложение 4, рис. 4). Приходили в избу читальную в основном по вечерам почитать газеты, журналы, выбрать интересную книгу, послушать радио, поиграть в шахматы и шашки. Фонд библиотеки доходит до 1500 томов политической, художественной, сельскохозяйственной литературы, 570 жителей села состояли читателями библиотеки [5] (Приложение 4, рис. 5). В 1948 году изба – читальная заняла 1-е место на областном соревновании, директору Рыжковой (Морозова) Зое Михайловне, было вручено переходящее красное знамя, на котором яркими золотыми буквами было написано «Передовой сельской библиотеке Челябинской области».
«Советское государство проявляет всемерную заботу о школе и даёт всё необходимое для создания нормальных условий учёбы». В 1948 году депутатами Совета депутатов трудящихся была отмечена работа Травниковского совета, директора и заведующего школы по подготовке школы к новому учебному году, хорошо отремонтированы помещения для школы и обеспечены топливом на зимний период [11].
Семьдесят два года прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Победу завоевали ценой огромного мужества, поэтому, долгом каждого является не забывать об этом.
Повсюду в России сегодня можно увидеть памятники, стелы, музеи, акции, посвященные этому тяжелому времени в жизни советских людей. В живых осталось не так много ветеранов, наше поколение практически не может услышать истории от живых источников того времени. Поэтому в нашем селе и школе целенаправленно ведется работа по воспитанию патриотизма и гражданственности молодого поколения. Ежегодно проводятся торжественные мероприятия «Вахта памяти», линейки, классные часы, гражданские и патриотические акции (Приложение 5, рис. 2). Четвертый год учащиеся нашей школы активно участвуют в акции «Герои живут рядом», помогая и поддерживая ветеранов ВОВ, тружеников тыла, ветеранов труда. Учащиеся нашей школы – это воспитанники ВПЦ «Ратибор» - будущие защитники Родины. На базе школы также с 2014 года функционирует инновационная площадка (кадетский казачий класс) «Воспитание патриота и гражданина на основе культурно-исторических традициях казачества» (Приложение 5, рис. 3). В сентябре 2017 года при поддержке Губернатора Челябинской области была возведена Стена памяти ушедших на фронт людей Травниковского сельского поселения (Приложение 5, рис. 1).
Все эти примеры помогают людям на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.
В процессе работы над краеведческим исследованием; знакомством с фотографиями, опросом старожилов села, изучением архивных документов и письменных воспоминаний нам удалось в значительной мере воссоздать картину развития всех сфер жизнедеятельности в нашем селе в 40-е годы.
Нам удалось найти обрывочные сведения о том, что у нас в селе в 40 –х годах ХХ века библиотека получила имя передовой библиотеки Челябинской области. Не каждое село на Урале может похвастаться существованием такой разветвленной социальной сферой, как в Травниках: изба - читальня, Неполная средняя школа, земская больница, не говоря уже о развитой экономике села.
На всех соревнованиях колхозов по сеноуборке и вспашке паров колхоз им. Чапаева занимал только передовые места.[15]
Поставленные задачи исследования выполнены. Цель достигнута, мы много узнали о фронтовиках, ушедших на войну, как проводили свободное время односельчане.
Наша гипотеза о том, что жители моего села внесли большой вклад в победу в Великой Отечественной Войне, и добились больших успехов в развитии в послевоенный период, полностью подтвердилась.
Материалы нашей работы мы разместим в сборнике, посвящённом юбилею села Травники.
Благодарим всех, кто оказал нам помощь при выполнении работы.
Растрёпанный воробей
Ёжикина Радость
Мост из бумаги для Киры и Вики
Просто так
Есть в осени первоначальной...