Вложение | Размер |
---|---|
letopis_rodnogo_kraya_na_rossiyu.docx | 18.54 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования и науки Челябинской области
Учреждение дополнительного образования детей
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
Номинация «Летопись родного края»
Тема работы
История села Травники в 30-е годы XX века
Подготовил:
Зленко Элеонора Сергеевна, 14 лет
8 класс МОУ «Травниковская СОШ»
Адрес школы: 456402
Чебаркульский район, село Травники,
ул. Победы, 53, тел. 8-35168-73-2-98
e-mail: mou.travniki@mail.ru
Домашний адрес: 456402
Челябинская область,
Чебаркульский район,
с. Травники,
ул. Молодежная, д. 25.
Тел.8-982-282-21-17
e-mail: https://vk.com/id221994287
Руководители:
Байкеева Светлана Владимировна
заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Травниковская СОШ»,
Ворошилова Ольга Викторовна
социальный педагог МОУ «Травниковская СОШ»
Адрес школы: 456402
Чебаркульский район, село Травники,
ул. Победы, 53, тел. 8-35168-73-2-98
e-mail: mou.travniki@mail.ru
Чебаркульский муниципальный район
Травники 2016 год
Оглавление
§1. Сельское хозяйство и машинно - тракторные станции 5
§4. Культурная и духовная жизнь села 7
Список информационных источников 10
Родина… Какой смысл скрывается в этом слове? Родная страна, Отчизна, Отечество. Малая Родина… Это родные места, районы, города или села. Здесь мы рождаемся, растем, именно здесь остаются в памяти самые лучшие впечатления. С ней, этой отдельной и личной родиной, человек приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые.
Тема нашей исследовательской работы «История села Травники в 30 – е годы XX века».
Актуальность данной темы очевидна, так как историю своей малой Родины должен знать каждый. Изучение истории родного края расширяет и обогащает знания школьников о родных местах. Пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории. Изучение истории малой родины способствует развитию бережного отношения, не только к памятникам культуры и истории, но и к людям, живущим рядом.
Новизна работы – раскрытие новых, до этого неизвестных фактов о нашем селе.
Проблема патриотического воспитания подростков сегодня наиболее актуальна. Воспитание любви и уважения к родному краю (малой родине) является важнейшей составляющей нравственно – патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своей малой родины, нужно знать её историю.
Цель нашей работы – изучение истории развития родного края посредством краеведческой деятельности.
Задачи:
Основополагающие вопросы:
Объект изучения – село Травники.
Предмет изучения – история села в 30-ые годы XX века.
План действий:
Методы исследования: поисковый, исследовательский, теоретический.
Хронологические и территориальные рамки исследования: 30 – е годы XX века, Травниковское сельское поселение Чебаркульского района.
Этапы и сроки выполнения работы:
I этап – История села Травники в 30 – е годы XX века (январь – октябрь 2016 г.)
II этап – Военные годы в селе Травники – ноябрь 2016 – февраль 2017 г.
III этап – История села с истоков – март 2017 – октябрь 2017 г.
Что Мы знаем об истории родного края: Травники — старожильческое поселение, известное с 18 века в числе первых деревень, относящихся к Чебаркульской крепости. Село Травники основано в 1768 году. Оно называется по фамилии первопоселенца — казака Травникова. Село расположено на реке Коелга на старинной дороге из Чебаркульской в Еткульскую крепость. В 1840 году казачьи земли в Оренбургской губернии были выделены в самостоятельную административно - территориальную единицу с зачислением всего проживающего в ней населения в казачье сословие.
Население в Травниках росло очень медленно. Тем не менее, в 1886 году станичное управление из Чебаркуля было переведено в Травники, а Чебаркуль становится селом Травниковской станицы. В Травниках была расположена Центральная почтовая станция, в 1871 году открыта школа. Через село проходил Уфимский тракт, строительство которого начали еще в 1745 году.
После гражданской войны начали создаваться коммуны, товарищества, артели, колхозы. В 1921 году была основана коммуна, после ее распада в 1929 году образован колхоз «Свободный земледелец», который впоследствии, к 1937 году, стал называться колхозом имени Чапаева. В 1931 году была создана МТС. [13]
Наше краеведческое исследование распространено именно на 30 – е годы XX века. Эти годы вошли в историю села как одно из самых тяжелых времен, так и интенсивно развивающее время во всех областях жизни села.
В это время во всей стране были выработаны пятилетние планы развития народного хозяйства. Не обошло стороной и с. Травники. Создание колхоза в Травниках относится к 1928-1930гг. Основатель колхоза – директор Богдановский Н.М. Артель малоимущих крестьян-казаков станицы Травники избрали председателя А.К. Антонова [1].
Земли колхоза находились в 15км. от Травников. Поэтому решили переселиться поближе к земле, создав поселок Сибирь. Хозяйство крепло быстро. В 1929 году колхозники обрабатывали 220га, а в 1930г. – 1000га. земли, сеяли в основном пшеницу. К осени 1929г. с помощью кредитов купили трактор "Форд зон", молотилку, сельскохозяйственный инвентарь (Приложение 1, рис.2). В хозяйстве было 45 лошадей , 50 коров [8].
Всё было основано на хозрасчете, на принципе материальной заинтересованности. Крестьянин был полным ее хозяином. Никто ему не мешал работать на земле, к сожалению это продолжалось недолго. В 1929-30гг. началась «сплошная коллективизация и ликвидация кулачества, как класса». На основе уже имеющейся артели началось насильственное вступление в колхоз. К началу 1930г. практически все жители с. Травники оказались в колхозе. Рабочий скот, с/х орудия были обобществлены, работали коллективно. Расчет производился с/х продуктами и деньгами в счет заработных трудодней. Колхоз был передовым в районе. В 1937г. колхоз получил название имени Чапаева. Долгое время председателем оставался Антонов А.К., заменил его Березин [9].
В 1932 г. - была создана МТС. Первым директором МТС был – Банников – 1932 – 1933г. Первоначально центральную усадьбу разместили на ст. Бишкиль. Здесь находилась нефтебаза и складские помещения. Но удаленность вынудила перенести ее в Травники, сохранив прежнее название «Бишкильсая МТС»
В МТС насчитывалось 6 тракторов, несколько комбайнов и сельхозмашин [10].Была создана тракторная бригада, которой длительное время руководил Павел Васильевич Щапин (Приложение 1, рис. 1). МТС была единственной, и ее деятельность распространялась на весь район. Позже такая же МТС была создана в с. Варламово. По мере увеличения тракторов основные сельскохозяйственные работы в колхозах – пахота, посев, уборка урожая стали выполняться машинами. В колхозе резко поднялась производительность труда. Механизация вызвала потребность в трактористах, комбайнерах, механиках. Такие кадры были подготовлены за короткое время, и это сыграло положительную роль в годы Великой Отечественной Войны [11].
В Травниках в 30 – е годы развивалось дошкольное образование. Со слов жительницы села Яриной В.Н. в первом детском саду, который находился по улице Октябрьская дом 40, была одна группа, Коломейцева М.А. – заведующая детского сада. В 1938 году детский сад перенесли на переулок Горный, в котором работали две группы (Приложение 2, рис.1, рис. 2).
Школа росла и развивалась вместе с селом. В Травниках до 1927 г. действовала начальная школа. Преподавали в школе люди, не имеющие педагогического образования. Первыми учителями были в 1 классе – Абоимова А.С., в 4 классе – Зинченко З.Н. В 1929 г. с организацией колхоза открылась школа крестьянской молодежи (ШКМ). Позднее, в 1927 году открылась семилетка с количеством учащихся 150 человек, одновременно и параллельно функционировала начальная школа (Приложение 2. Рис.3). В ШКМ было своё хозяйство, на балансе которого было две лошади, две коровы, несколько свиней, утки, гуси, небольшое количество пахотной огородной земли и сенокосные угодья, были общежития и столовые. Всё это хозяйство обрабатывалось силами учащихся. Направление школы было агрономическое. Первым заведующим школой был В.А. Калашников. В 1934 – 1940 год директором школы работал Дереглазов И.А. [8].
С 1931 г. школа крестьянской молодежи была переведена в с. Варламово, директором школы был Трифонов Александр Петрович. В 1934-35гг. в Травниках начала функционирование неполная средняя школа, директором стал Дербиков И. А., он так же был завучем и учителем математики [10]. (Приложение 2. Рис.4).
В 1939 году в семилетней школе обучалось 200 детей колхозников (Приложение 2. Рис.5).
В 1939 году в Травниках не было ни одного человека с высшим образованием.[5]
В связи с этим велась активная работа по ликвидации неграмотности среди населения, о чем свидетельствуют протоколы собраний Президиума сельского Совета [2], (Приложение 2).
Медицинское обслуживание в селе Травники, было организованно в 30 – е годы. Первоначально открыли приемное отделение, прачечную, кухню, дезкамеру - замкнутое помещение со специальным оборудованием, предназначенные для обеззараживания различных инфицированных объектов (белья, платья, предметов домашнего обихода, сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и товаров) (Приложение 3). Затем колхозное родильное отделение на три койки в офицерском доме, где жил фельдшер – Макеев Дмитрий Макеевич – 1930 – 1942г. Так же в родильном отделении работала акушерка Нина Григорьевна и медицинская сестра Соковина Е.А. Жители села Травники за врачебной и стационарной помощью обращались в д. Медведево. Травниковский участок был прикреплен к Медведевскому врачебному участку [6].
Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на собраниях Президиума сельского Совета. Большое внимание уделялось: общественным наукам, печати, литературе и искусств [12].
В 30е годы в селе Травники был Дом Культуры и библиотека, которые находились по улице Победы дом 80. В Доме Культуры жители села организовывали собрания Президиума сельского Совета, тематические вечера, праздники. Развивался кинематограф и художественная самодеятельность. Заведующим ДК – Морозов Н.А., он же был руководителем народного хора, гармонист ансамбля – Лосев В.Л. (Приложение 4, рис.1).
Заведующая библиотеки – Рыжкова З.М. В библиотеке был небольшой литературный фонд, многие жители села читали стихи собственного сочинения (Приложение 4, рис. 2, рис. 3).
С 1871 года в селе была построена большая церковь (Приложение 4, рис.5). В рукописи И.А. Рыжкова говорится о том, как проникали революционные идеи в Травники.
Один из сельских священников о том времени пишет: «И вот, в приходах, где нет ни сектантов, ни раскольников, однако, число не говеющих почти с каждым годом увеличивается, отрицанием культурного, интеллигентного слоя пропитывается и православная деревня». Люди стали отходить от церкви, от веры. Сначала разрушался приход, а потом и храм, некому было за него постоять [5].
Под воздействием всех политических мероприятий среди бедных слоев населения произошёл поворот в мировоззрении, во взглядах на религию. Некоторые сельские жители стали разделять настроения коммунистов. Появились и новые «герои». В Травниках таким стал молодой крестьянин Иван Николайчук. В 1923 г. Николайчук вместе с Василием Щапиным из соседней деревни поехали в Москву на сельскохозяйственную выставку. До сих пор вес в деревне помнят «народного героя-коммуниста» передавшего банку мёда самому Ленину— это был И.И. Николайчук. В семьях, где были верующие бабушки, ещё рассказывают, храм отстаивали все селом. Собирались сходки. На площадь собирались казаки. В Златоустовском архиве есть документ, свидетельствующий о закрытии церкви. На заседании президиума Златоустовского окружного исполнительного комитета по повестке дня читался товарищем Богородицким доклад о «ходатайстве Миасского РИКа о разрешении продажи церкви, находящейся в с. Травниково, на слом».
Краевед Н. Чуйкин в своих исследованиях пишет: «В Травниках были две церкви и обе разрушены. Команды об их разрушении подавались сверху. Одну из них - меньшую, начали разрушать в 1925 г., затем её купил (кто-то продал) житель с. Травники Ксенофонт Золотухин. Из обломков сооружал надворные постройки, баню, продавал односельчанам. Вторая церковь просуществовала до 1929 г. ...» Так рассказал ему житель с. Травники Л. Н. Согин. Но по всем источникам известно, что церковь в Травниках была одна. Возможно, речь здесь идёт о пристрое с приделом в честь святителя Николая.
В своём рассказе, старожил В.В. Власова (3.02.1946 г.р.) говорит уже о руинах храма. Она описывает, что в подвале храма в советское время был устроен склад. На месте, где стоит современный храм, раньше стоял церковный колодец.
Ещё один рассказ - В.Е. Моисеева (1938 г.р.). Он тоже помнит уже развалины храма. По поводу этого он говорит, что храм начали разрушать в 1933 г. Кирпичи валялись по всей деревне. Крестить тайком ездили в с. Медведево.
А М.С. Иванова в своём рассказе говорит о жестокости, проявленной к святыням: «Ходили по деревням коммунисты, отбирали, рубили иконы и жгли их. Люди прятали иконы от злодеев. В нашей семье тоже была икона, мы спрятали её за печкой и богоборцы не заметили её».
В Чебаркульском архиве нам удалось найти документ, в котором написано, что по Чебаркульскому району закрыты все церкви, кроме Варламовской, значит, Травниковская Покровская церковь тоже была закрыта. Кроме того, там говорится, что жалоб на закрытие церквей поступила только одна, и это жалоба на закрытие Травниковской церкви. Жалоба написана от имени 1000 верующих, как указано в жалобе, но подписана всего четырьмя стариками.
На данное время от храма остался лишь фундамент, подвал засыпан землёй.
С образованием в Травниках МТС в здании церкви стояли трактора для ремонта. В 1931-32гг. началось полное разрушение здания церкви и из ее обломков создавалось МТС, которое существует до сих пор.
Попытавшись исследовать историю развития села Травники в 30 –е годы, мы уверенно можем ответить на поставленные вопросы.
В селе Травники развивались интенсивно все сферы жизнедеятельности: сельское хозяйство, образование, здравоохранение, строительство, культура. Если анализировать все источники, которые мы исследовали, колоссальное развитие получила такая отрасль как: с/х и МТС.
Итогом стало создание колхозов, что явилось одним из крупнейших преобразований, осуществленных в нашей стране. Появились реальные условия для участия крестьян в управлении общественным производством, в решении общегосударственных дел. Появилась возможность развивать сельское хозяйство на современной индустриальной основе. В социальной области колхозный строй установил в деревне новую систему общественных отношений, которые способствовали сближению двух основных классов советского общества.
Мы пришли к выводу, что данная работа станет лишь первым шагом в изучении истории родного края. Мы считаем, если каждый житель будет знать историю своего родного края, то он научится беречь и ценить свою Родину.
Будущее – в нас, в памяти нашей о корнях своих. Пока живы люди – живо село. И будут они его прославлять не только в песнях, но и делами своими. А они – это мы, во взрослой уже жизни.
Но это уже будет другая страница села. Его летописи, которая не прервётся.
Интернет источники
Источник: http://histerl.ru/lectures/seredina_20_veka/kultura_v20_30e.htm
Кроме этого, в работе были использованы материалы Чебаркульского районного и городского архивов, Чебаркульского краеведческого музея, школьного музея, модельной библиотеки села Травники, воспоминания старожилов нашего села.
Рис. 4. Церковь, 1930г. Фото Туранина И.А.
Весёлые польки для детей
Нарисуем попугая цветными карандашами
Разлука
Голубая лягушка
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым