Материал раскрывает теоретические аспекты развития творческого воображения младших школьников через изобразительную деятельность
Министерство образования и науки УР
БПОУ УР «Воткинский музыкально-педагогический колледж
имени П.И. Чайковского»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по ПМ.03. Методическое обеспечение образовательного процесса
Выполнил:
Поцелуева Ксения Алексеевна
Специальность: 44.02.03
Педагогика дополнительного
Образования
Курс – 3 Группа 34
Форма обучения – очная
Руководитель: зам. директора по НМР Кочнева Е.Ю.
2021
Оглавление
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого воображения
младших школьников через изобразительную деятельность….6
1.1. Сущность понятия творческого воображения
1.2. Возрастные особенности младших школьников
1.3. Сущность понятия изобразительной деятельности в развитии
детской личности
Глава 2. Педагогические условиями развития
творческого воображения детей в изобразительной
деятельности……………………………………………………..….22
2.1. Анализ условий развития творческого воображения детей на
практике Учреждения дополнительного образования
2.2. Диагностика творческого воображения младших школьников
в изобразительной деятельности
2.3. Методы и приемы развития творческого воображения в
изобразительной деятельности
Заключение………………………………………………………………….….33
Список используемой литературы……………………………….………....36
Приложение
Введение
Актуальность исследования проблемы развития творческого воображения младших школьников объясняется происходящими в последние годы в России социально-экономическими и идеологическими преобразованиями, вызывающими необходимость воспитания творческой личности, переосмыслением сложившейся системы обучения и воспитания.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач которую ставит перед учителем Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
В основе ФГОС начального общего образования. Приказ № 1643 от 29 декабря 2014 года пункт 7 лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала. [21]
Многое в своей жизни человек постигает с помощью творческого воображения, а данная тема актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова воображение является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в младшей школе. [4]
Развитие творческого воображения через изобразительную деятельность является подсистемой реализации принципов целостной системы образования. В своей работе мы рассмотрели возможности развития творческого воображения на образцах пейзажной живописи. Сама природа является средствами такого воспитания, а картины переданные живописными средствами и передающие настроение художника, его отношение к изображению, - еще более сильный фактор развития творческого воображения и нравственного воспитания.
Потребность общества в творчески активной личности, способной свободно мыслить и создавать что-то новое, продолжая при этом развитие научной, технологической и эстетической сфер будет только возрастать по мере совершенствования условий жизни. Следовательно, необходима реализация творческого направления в образовании. Качественно новый уровень учебно-воспитательного процесса в современной школе невозможен без нового содержания образования, выявления развития творческого потенциала обучающихся, их креативности. Для этого стоит обратиться к современным педагогическим системам, где наибольшим потенциалом для творческого развития школьника обладает изобразительная деятельность. Лежащая в основе изобразительного искусства предметно- практическая деятельность по своему психолого-педагогическому механизму обладает наиболее заметным развивающим потенциалом, особенно по отношению к детям младшего школьного возраста.
При недостаточном развитии воображения учебная работа школьника не может протекать успешно, поскольку невозможна будет любая творческая деятельность. Л.С. Выготский считал, что воображение основа любой творческой деятельности «…воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество» [2]
Таким образом, развитие творческого воображения младших школьников через изобразительную деятельность - это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания, а также данная тема необходима для успешной учебной деятельности обучающихся. [14]
Проблема исследования: какого влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения младших школьников
Объект исследования: процесс развития творческого воображения младших школьников
Предмет исследования: изобразительная деятельность как средство развития творческого воображения младших школьников
Цель исследования: изучить педагогические условия развития творческого воображения младших школьников через изобразительную деятельность
Задачи исследования:
Методы исследования:
База исследования: МБОУ ДО «Станция Юных Техников» имени Героя социалистического труда Б.Г.Никитина
Директор СЮТ: Васильева О.Ф.
Педагог ДО: Будрецова Ольга Львовна, педагог высшей квалификационной категории.
1. Теоретические аспекты творческого воображения.
1.1 Сущность понятия творческого воображения
Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его пробуждать в наши дни. Большинство научных деятелей, изучающих феномен воображения придерживаются, одного и того же мнения, что воображение характерно только для человека, которое странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.
До сих пор так и неизвестна настоящая природа воображения. Ученые не могут объяснить механизм воображения, его анатомо-физиологическую основу. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).
Воображение – это психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им.
По И. Канту и Хайдеггеру воображение выступает как одна из способностей души, основа познания и осознания мира.
Очень много известно о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовая культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «человек разумный», уже достаточно хорошо известно. Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность воображения - намеченные с его помощью пути решения проблемы нередко недостаточно точны.
Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.
Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления — здесь вступает в права фантазия. Воображать можно все что угодно и как угодно. В этом смысле воображению не положено никаких пределов и, более того, воображение является бесконечным пространством реализации человеческой свободы.
Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления.
Воображение может быть 4 основных видов:
1) активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы;
2) пассивное - образы такого воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека;
3) продуктивное - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается;
4) репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть, и хотя здесь присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности; оно - неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного творчества. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, то есть в возникновении мечты. [15]
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Творческое воображение, как уже было сказано, создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое - идеи, не существующие в данный момент. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое - новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других. [12]
Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, «кирпичики», из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. [13]
Процесс творческого воображения имеет следующие приемы:
1) агглютинация (в переводе с греческого - склеивание) - берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета (кентавр: туловище быка, шея и голова - верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост-рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы, машины в настоящее время;
2) аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела - бионика. Творческие образы создаются также при помощи акцентирования и преувеличения (в художественном творчестве). Прием преувеличения (преуменьшения) несколько отличен от акцентирования. Если акцентирование - подчеркивание части объекта, заострение, обнажение ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию («Гулливер у лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот прием широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском);
3) типизация (выражение общего в типичном). Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее, отражая типичное в единичном. [19]
Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. В зависимости от предмета, на который направлено воображение, различают научное, художественное, технологическое воображение.
Л.С.Выготский (1987) разделяет мечтательность и творческое воображение: «При своей нормальной и полной форме воля кончается действием, но у людей нерешительных и безвольных колебания не кончаются никогда или же решение остается без исполнения, неспособным осуществиться и подтвердиться практически. Творческое воображение в полной своей форме стремится внешним образом подтвердить себя таким делом, которое существует не только для самого творца, но и для всех других. Напротив, у чистых мечтателей воображение остается во внутренней их сфере в плохо обработанном состоянии и не воплощается в художественном или практическом изобретении. Мечтательность представляет эквивалент слабоволия, и мечтатели не способны проявить творческое воображение». Здесь мечтательность сравнивается с безволием, а творческое воображение с волей. [1]
Идеал, как построение творческого воображения, является жизненной силой только тогда, когда руководит действиями и поступками человека, стремится к воплощению. Таким образом, формирование воображения имеет общее значение, отражающееся на всем поведении человека.
Творческое воображение в своем полном развитии проходит через два периода, отделенные критическою фазою: период самобытности или приготовления, критический момент и период окончательного составления, представляющегося в разных видах. [22]
Творческое воображение отдельных лиц не следует рассматривать в изоляции их от связи с окружающим миром и другими людьми. Творческий субъект включен в сферу предметов, ценностей, идей и понятий, созданных данной культурой, он всегда опирается на то, что уже было сделано до него, в этом залог прогресса.
Важными условиями для творческого воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов; продолжительное «погружение» в проблему.
Е.И. Игнатьев, изучая вопросы творческого воображения, приходит к выводу о возможности возникновения своеобразной творческой доминанты у тех, кто глубоко охвачен творческой работой. Появление такой доминанты ведет к усилению наблюдательности, настойчивому поиску материалов, повышению творческой активности и продуктивности воображения.
Интересной особенностью творческого воображения является то, что процесс этот не похож на планомерный, непрерывный поиск нового образа. Усиление творческой продуктивности сочетается с периодами спада творческой активности. Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций (однако их актуализация отличается оттого, что наблюдается в процессах памяти). [10]
Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями.
Таким образом, воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее. [9]
Так же, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость. [16]
Для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы.
По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детях данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. [23]
В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства – в основном, цвет, форма и величина. [8]
Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии.
Возрастные стадии восприятия:
Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обычно обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что чаще всего приводит к значительным трудностям в средней школе, когда материал становится сложнее и больше по объему, а для решения учебных задач требуется не только умение воспроизвести материал. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана и др.).
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.
Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Таким образом, дети младшего школьного возраста очень эмоциональны и внимательны. В работе с детьми младшего школьного возраста важно учитывать: содержание репертуара, сложность заданий.
1.3. Сущность понятия изобразительной деятельности
в развитии детской личности
Задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.
Задачи обучения изобразительной деятельности:
Изобразительная деятельность младших школьников – это развитие мысли, анализа (способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании), синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка. Быстрее происходит физическое развитие. Так же изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.
На занятиях по изобразительной деятельности реализуются различные функции изобразительного искусства:
Познавательная функция. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.
Воспитательная функция. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.
Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью.
В художественной деятельности творчество детей может проявляться: в исполнении художественных произведений, в выразительной передаче их содержания и настроения; в создании новой продукции. Последнее называется продуктивным художественным творчеством. Продуктивное творчество главным образом выявляется в изобразительной деятельности.
Виды изобразительной деятельности в данном возрасте:
Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Занимаясь различными видами занятий дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Учитывая возрастные особенности младших школьников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для детей младшего школьного возраста, при рисовании уместно использовать различные техники, от «рисования руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами) до использования дополнительных материалов (рисование методом наката рисование с помощью соли).
Критерии изобразительной деятельности младших школьников с 1 по 4 класс:
Учащиеся первых классов «рисуют, как отмечает в своей книге «Изобразительное искусство в школе продленного дня» Я.Я. Чарнецкий, сначала схематические изображения, отдельные предметы, а затем композиции, преимущественно по памяти, «от себя». Дети пытаются передать основной цвет и форму предметов, сопоставить их по величине, рисовать так, чтобы было «красиво». В рисунке ребенок передает то, что знает, а не видит. В начале учебного года первоклассники рисуют все предметы на одной горизонтальной линии. Причем человек и дом даются во фронтальном изображении, а машина и животное - в профильном.
Акварельной краской дети часто пользуются как гуашевой, нанося на поверхность листа густой слой. Закрашивают только то, что нарисовано, а фон оставляют белым. Большое пространство до земли оставляют незакрашенным. Форму и цвет дети не противопоставляют, не могут правильно назвать и нарисовать многие геометрические фигуры и тела, не умеют передавать их объем, путают объемные тела с плоскими формами. Обучать их рисованию геометрических тел в этом возрасте преждевременно. Эта задача может ставиться не раньше, чем в 3-м классе. Но им под силу рисование объемных предметов - овощей, фруктов.
Во 2-м классе в детских рисунках появляются некоторые изменения. Учащиеся начинают лучше чувствовать форму, линию, больше внимания обращают на цвет и на расположение предметов на листе бумаги. Более близкие предметы на бумаге располагаются ниже, чем удаленные, предметы в пространстве рисуются с кажущимся уменьшением по мере удаления их от зрителя.
С 3-го класса дети начинают более критически относиться к своим работам. Все чаще слышатся: «Не так», «Не похоже», «Я не умею» и т.д. Как показывает опыт, обучение детей навыкам и умениям не засушивают их деятельность, а, наоборот, обогащает ее. Они начинают работать смелее, уверенней».
Постепенно учащиеся 2 – 3 классов переходят на другую ступень развития, которую можно назвать ступенью правдоподобного изображения. Перестройка изобразительной деятельности у младших школьников заключается в переходе от рисунка - описания и перечисления отдельных деталей к рисунку - изображения предметов в более или менее точном соответствии с его реальной видимостью.
В технических приемах изображения школьник переходит от простой, проволочной линии к линии нащупывающей, сложной, от простого (задуманного) закрашивания локальным цветом к различным способам живописного изображения.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием осваивают азы и техники, привнося в деятельность свое понимание. После нескольких занятий-тренировок возникает двигательный ритм, способность детей самим организовывать творческий процесс. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с красками и другими материалами и усиливая интерес к ним.
Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании, например, элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими. Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность. Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.
Дети, которые хорошо рисуют, отличаются логичностью в рассуждениях, более внимательны. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.
Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур.
Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.
Таким образом, без знаний особенностей изобразительной деятельности младших школьников нельзя грамотно выстроить программу их обучения и развития творческих способностей. Она играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Заключение
Можно сделать обобщающий вывод, что проблема взаимосвязи активного творческого воображения в процессе изобразительной деятельности мало изучена и актуальна в современной школьной практике и поэтому требует теоретического и практического исследования.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что достаточно развитое воображение является необходимым условием успешного обучения школьников и играет большую роль в жизнедеятельности человека во все последующие годы жизни. И поскольку основная воспитательная установка педагогической работы заключается в направлении поведения школьника по линии подготовки его к будущему, постольку развитие и упражнение его воображения являются одной из основных сил в процессе осуществления этой цели.
Подводя итоги всему вышесказанному, хочется подчеркнуть всю значимость младшего школьного возраста как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Именно в школе начинается активно развиваться воображение, а значит, любому педагогу необходимо знать законы развития воображения и условия необходимые для его развития.
Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программ в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее.
Творческое воображение - это разновидность высшего уровня, так как предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Также, по ходу исследования, мы выясняли, что творческое воображение формируется только в творческой деятельности. Следовательно, необходимо так выстраивать занятия, чтобы они стимулировали детей к творческой деятельности, которая в свою очередь будет развивать и творческое воображение.
Педагог должен придерживаться следующих принципов, развивая воображение:
В качестве такой творческой деятельности мы выбрали изобразительную, так как в младшем школьном возрасте она существенно влияет на их развитие, доступна и очень увлекательна для детей в данный возрастной период. Изобразительное искусство не только расширяет кругозор детей, знакомит их с навыками работы с художественными материалами и прививает определенный круг умений, но и активно способствует развитию у них творческого воображения и нестандартному решению поставленных задач.
По данной проблеме для выявления зависимости развития воображения от изобразительной деятельности С целью выявить насколько развито творческое воображение у младших школьников, мной была проведена методика у О.М. Дьяченко в МБУ ДО «Станция Юных Техников» имени Героя Социалистического труда Б.Г. Никитина. Для проведения нами были выбран один класс, занимающиеся по программе «Волшебная кисточка».
После проведения диагностики пришли к выводу, что целенаправленная работа с использованием специальных упражнений в изобразительной деятельности и активное участие в ней младших школьников способствует развитию высокого уровня творческого воображения. На данном этапе нашу работу можно считать завершенной, так как основной целью диагностирующих факторов было выявление влияния изобразительной деятельности на уровень творческого воображения у детей.
Список используемой литературы
ресурс] // Анатомия движения. URL:
http://a-mov.ru/books/vygotskij-pedagogicheskaja-psihologija.html
http://pedlib.ru/Books/7/0060/70060-1.shtml
https://psyjournals.ru/files/98529/psyedu_2019_n1_Kravtsov_Kravtsova.pdf
https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/02/25/metodika-dorisovyvanie-figur-o-m-dyachenko
https://studwood.ru/2016238/pedagogika/ponyatie_voobrazhenie_tvorcheskoe_voobrazhenie
https://student.zoomru.ru/pedagog/razvitie-voobrazheniya-shkolnikov-na-urokah/86955.702410.s4.html
[Электронный ресурс] // Творческое воображение URL:
https://static.my-shop.ru/product/pdf/174/1733677.pdf
https://ovz.viro.edu.ru/attachments/article/86/Salmina_Filimonova.pdf
https://search.rsl.ru/ru/record/01002954150
https://www.litmir.me/br/?b=101603&p=1
[Электронный ресурс] // Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования URL:
https://fgos.ru/
https://proza.ru/2007/06/07-75
Снегири и коты
Басня "Две подруги"
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Лиса и волк
Одеяльце