Курсовая работа. Специальность – 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Курс - 3 Группа 34
Форма обучения – очная
Руководитель: методист Жвакина О.С.
Министерство образования и науки УР
БПОУ УР «Воткинский музыкально-педагогический
колледж имени П.И.Чайковского»
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по ПМ.03. Методическое обеспечение образовательного процесса
Выполнил:
Санникова Полина Сергеевна
Специальность – 44.02.03
Педагогика дополнительного
образования
Курс - 3 Группа 34
Форма обучения – очная
Руководитель:
методист Колледжа
Жвакина О.С.
2021
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития художественного вкуса младших школьников на занятиях по изодеятельности……………………………………………………...7
школьного возраста.
1.3. Роль изобразительной деятельности
в развитии личности ребенка.
Глава 2. Практические аспекты развития художественного вкуса младших школьников на занятиях по изодеятельности……….21
2.1. Выявление уровня развития художественного вкуса младших
школьников
2.2. Анализ программы «Волшебная кисточка,
календарно-тематического планирования и предметно-
развивающей среды кабинета
2.3. Методы и приемы развития художественного
вкуса детей на занятиях по изодеятельности
Заключение……………………………………………………………………32
Список используемой литературы…………………………………………35
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Художественный вкус, являясь условием восприятия гармонии окружающей действительности, есть результат эстетической деятельности человека, прежде всего его зрительского восприятия художественного произведения, окружающего мира. Развитие художественного вкуса у младших школьников на занятиях изобразительного искусства дает возможность в их старшем возрасте познавать, приобщаться к прошлому, видеть, понимать и ценить прекрасное, правдивое в национальном достоянии, которое выражено в художественных картинах русских мастеров живописи.
В основе ФГОС начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала [32]. Обострившаяся в современных условиях проблема нравственного, духовного становления человека высветила один из актуальных вопросов современной школы - отсутствие должного внимания к предметам эстетического цикла, к изобразительному искусству в частности.
К сожалению, на сегодняшний день дети младшего школьного возраста попадая в условия массовой школы, характеризуются отсутствием заинтересованности к изобразительной деятельности, по причине отсутствия мотивации, и наличия предвзятого отношения не только у детей, но и их родителей. Очень часто педагоги различных предметов, относятся к изобразительной деятельности, как к незначительной, второстепенной, неважной.
Накопление и эстетическое обобщение фактов, познание в образной форме закономерностей окружающего мира способствуют формированию, как эстетической восприимчивости, так и воспитанию на ее основе эстетического вкуса. По сравнению с другими компонентами эстетического воспитания эстетический вкус школьников является наиболее педагогически управляемым личностным образованием. На его формирование оказывает влияние эмоциональная оценка воспринимаемых явлений, приобретаемые эстетические представления и понятия.
В современной философии, психологии, педагогике накоплен определенный потенциал идей, который может стать основой концепции развития художественного вкуса младших школьников.
Так, в научных трудах А.В. Бакушинского [1], JI.C. Выготского [5], Е.С. Громова [10], Е.И. Игнатьева [12], А.Н. Лука [17], М. Нордау [27] охарактеризованы сущность и различные ракурсы творческой деятельности. В трудах Л. С. Выготского [6], C.JI. Рубинштейна [30] и других психологов обосновано существование реальных и потенциальных состояний разных структурных компонентов личности, которые могут обеспечить ее мотивационную готовность к решению творческих задач. В психологических работах Д.Б. Богоявленской [3], A.M. Матюшкина [22] раскрыта сущность проявления и развития творческих способностей личности. Специфика художественных способностей рассматривалась в работах Л.С. Выготского [7], Г.В. Лабунской [18], С.Е. Игнатьева [12], А.А. Мелик-Пашаева [23], Е.А. Флериной [34].
Наибольший интерес для данного исследования представляют теоретические положения, с помощью которых можно обосновать дидактические и методические подходы к воспитанию художественного вкуса младших школьников. Представляют интерес дидактические системы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе, созданные B.C. Кузиным [16], Б.М. Неменским [25], Б.В. Юсовым [37], методические рекомендации по использованию различных художественных материалов и техник исполнения живописных и графических композиций на уроках изобразительного искусства, разработанные И.П. Глинской [28], Г.Я. Федоровым [33], Т.Я. Шпикаловой [36].
Воспитание художественного вкуса неразрывно связано с саморазвитием личности, ее самоактуализацией, самореализацией, самовыражением.
Проблему развития художественно-эстетического воспитания младших школьников рассматривали в науке как частную и в связи с изучением вопросов раскрытия художественно-творческих способностей детей (интеллектуальных, литературных, живописных, музыкальных), их творческой активности, одаренности, креативности личности.
Зарождение инновационных, авторских и альтернативных школ, имеющих существенные отличительные особенности, но объединенных идеей реформирования общего образования в интересах развития учащихся, становится в настоящее время массовым явлением. В связи с этим очевидно, что педагогическая наука не готова сегодня предложить образовательной практике теоретически обоснованную систему развития личности, способной к творчеству, прежде всего становления художественного вкуса детей в наиболее благоприятную для этого раннюю пору их школьного детства.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития художественного вкуса младших школьников на занятиях по изодеятельности?
Объект исследования – процесс формирования художественного вкуса младших школьников.
Предмет исследования – изодеятельность, как средство развития художественного вкуса младших школьников.
Цель исследования – определить педагогические условия развития художественного вкуса младших школьников на занятиях по изодеятельности.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение.
Эмпирические: тестирование.
База исследования: МБУ ДО «Станция юных техников» имени Героя Социалистического труда Б. Г. Никитина.
Целевая аудитория: обучающиеся 7-10 лет.
Директор: Васильева Ольга Фёдоровна.
Педагог: Будрецова Ольга Львовна.
1. Теоретические основы развития художественного вкуса младших школьников на занятиях по изодеятельности
как важнейший элемент художественно-эстетического воспитания
Художественно-эстетическое воспитание ребенка пробуждает и развивает чувство красоты, облагораживает личность. Человек, чуткий к красоте, испытывает потребность строить свою жизнь на её началах. Красота вызывает в нём светлую радость, создает радостное, торжественное настроение. Эстетическое воспитание затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений, способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.
Необходимо уделять особое внимание развитию чувства прекрасного, формированию высоких эстетических вкусов, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.
Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их, а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни» [19].
К основным задачам эстетического воспитания относятся:
1. Передача и накопление эстетического отношения к миру, формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.
2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование "культуры творческой личности" (самореализация).
3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительно-декоративных видах творчества, обучение "языку изобразительного искусства" (использование многообразие художественных техник с целью эффективного развития детской художественной одаренности).
4. Сообщение с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.
Решить данные задачи помогают уроки изобразительного искусства, которые играют важную роль в системе художественно-эстетического воспитания учащихся. В процессе этих уроков происходит знакомство детей с различными видами и жанрами изобразительного и декоративно- прикладного искусства.
Не менее важной стороной содержания художественно-эстетического воспитания средствами искусства является его направленность на личностное развитие школьников. Оно должно охватывать следующие стороны этого развития:
1. Прежде всего, необходимо формировать у школьников эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении с различными видами искусства, приучение их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.
2. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений.
Н.М. Зубарева предлагает три уровня эстетического восприятия детьми живописных произведений, художественных картин:
3. Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения, взгляды по вопросам художественного отражения действительности. В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. «В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы».
Критерии художественно-эстетической воспитанности:
Современный учитель в процессе формирования эстетических чувств младшего школьника должен обращаться к чувственной сфере учащихся, к их внутреннему миру. На основании выводов современных исследований в области подготовки будущих учителей, формирование эстетических чувств младших школьников мы определяем как важный ценностно-целевой ориентир предстоящей профессиональной деятельности педагогов.
Обладая художественным вкусом, школьники младшего возраста понимают специальный язык искусства, в процессе обучения получают знания о его видах и жанрах.
Дети воспринимают и оценивают живопись по цвету, форме, светосиле предметов, композиционным моментам, стилю изображения. Так, яркая по колориту, красочная, написанная лаконично в плоскостной манере, художественная картина вызывает наибольший интерес у ребенка, чем та, в которой присутствуют серые оттенки и тона.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Рисуя, ребёнок развивает определенные способности:
- зрительную оценку формы;
- ориентирование в пространстве;
- чувство цвета.
Развиваются также специальные умения и навыки:
- координация глаза и руки
- владение кистью руки.
Художественный вкус, являясь условием восприятия гармонии окружающей действительности, есть результат эстетической деятельности человека, прежде всего его авторского, зрительского восприятия художественного произведения, окружающего мира. Это динамическое, интегративное свойство личности, являющееся одновременно и предпосылкой, и результатом творческой деятельности.
Для развития художественного вкуса воспитанников младшего школьного возраста необходимы занятия разных видов: занятия на основе декоративно-прикладного искусства; рисование с натуры; беседы о живописи и произведениях художников; посещение выставок живописных, декоративных и графических работ.
Развитие художественного вкуса у младших школьников на занятиях изобразительного искусства дает возможность в их старшем возрасте познавать, приобщаться к прошлому, видеть, понимать и ценить прекрасное, правдивое в национальном достоянии, которое выражено в художественных картинах русских мастеров живописи.
Таким образом, формирование художественно-эстетического воспитания зависит от конкретных форм и методов, которые применяет общество в его целенаправленном развитии. Эстетическое воспитание более интенсивно развивает самосознание, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.
школьного возраста
Младший школьный возраст является сензитивным для развития художественного вкуса ребенка.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Психофизиологическое развитие. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой.
Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков.
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.
Когнитивное развитие. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Учебная деятельность побуждается различными мотивами:
Внутренние мотивы:
1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний.
2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками.
3) Внешние мотивы - учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда.
Дальнейшее развитие получает интеллектуальная рефлексия. Младший школьник ещё недостаточно осознаёт собственные мыслительные операции, он малоспособен к внутреннему наблюдению, но начинает оправдывать свое мнение перед другими людьми, пытается различать внутренние мотивы, которые его ведут, и направление, которому следует он.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается переход от наглядно - образного к словесно - логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения.
Также, в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Ребёнок начинает меньше двигаться, его основные нагрузки связанны теперь с умственной деятельностью, но у него по-прежнему остаётся потребность в игровой деятельности.
Особенности присущи вниманию учащихся начальных классов это - слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью.
Восприятие младших школьников недостаточно дифференцированно. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте - это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.
Эмоциональное развитие. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке. В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется, прежде всего, содержательная сторона переживаний. Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
У леворуких детей снижена способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: рекомендуется сажать у окна, слева за партой.
Особое внимание всегда требуется гиперактивным детям с синдромом дефицита внимания. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку.
Итак, задача педагога заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.
в развитии детской личности
Задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.
Задачи обучения изобразительной деятельности:
Изобразительная деятельность младших школьников – это развитие мысли, анализа (способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании), синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка. Быстрее происходит физическое развитие. Так же изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.
На занятиях по изобразительной деятельности реализуются различные функции изобразительного искусства:
Познавательная функция. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.
Воспитательная функция. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.
Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью.
В художественной деятельности творчество детей может проявляться: в исполнении художественных произведений, в выразительной передаче их содержания и настроения; в создании новой продукции. Последнее называется продуктивным художественным творчеством. Продуктивное творчество главным образом выявляется в изобразительной деятельности.
Виды изобразительной деятельности в данном возрасте:
Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Занимаясь различными видами занятий дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Учитывая возрастные особенности младших школьников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для детей младшего школьного возраста, при рисовании уместно использовать различные техники, от «рисования руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами) до использования дополнительных материалов (рисование методом наката рисование с помощью соли).
Критерии изобразительной деятельности младших школьников с 1 по 4 класс:
Учащиеся первых классов «рисуют, как отмечает в своей книге «Изобразительное искусство в школе продленного дня» Я.Я. Чарнецкий, сначала схематические изображения, отдельные предметы, а затем композиции, преимущественно по памяти, «от себя». Дети пытаются передать основной цвет и форму предметов, сопоставить их по величине, рисовать так, чтобы было «красиво». В рисунке ребенок передает то, что знает, а не видит. В начале учебного года первоклассники рисуют все предметы на одной горизонтальной линии. Причем человек и дом даются во фронтальном изображении, а машина и животное - в профильном.
Акварельной краской дети часто пользуются как гуашевой, нанося на поверхность листа густой слой. Закрашивают только то, что нарисовано, а фон оставляют белым. Большое пространство до земли оставляют незакрашенным. Форму и цвет дети не противопоставляют, не могут правильно назвать и нарисовать многие геометрические фигуры и тела, не умеют передавать их объем, путают объемные тела с плоскими формами. Обучать их рисованию геометрических тел в этом возрасте преждевременно. Эта задача может ставиться не раньше, чем в 3-м классе. Но им под силу рисование объемных предметов - овощей, фруктов.
Во 2-м классе в детских рисунках появляются некоторые изменения. Учащиеся начинают лучше чувствовать форму, линию, больше внимания обращают на цвет и на расположение предметов на листе бумаги. Более близкие предметы на бумаге располагаются ниже, чем удаленные, предметы в пространстве рисуются с кажущимся уменьшением по мере удаления их от зрителя.
С 3-го класса дети начинают более критически относиться к своим работам. Все чаще слышатся: «Не так», «Не похоже», «Я не умею» и т.д. Как показывает опыт, обучение детей навыкам и умениям не засушивают их деятельность, а, наоборот, обогащает ее. Они начинают работать смелее, уверенней».
Постепенно учащиеся 2 – 3 классов переходят на другую ступень развития, которую можно назвать ступенью правдоподобного изображения. Перестройка изобразительной деятельности у младших школьников заключается в переходе от рисунка - описания и перечисления отдельных деталей к рисунку - изображения предметов в более или менее точном соответствии с его реальной видимостью.
В технических приемах изображения школьник переходит от простой, проволочной линии к линии нащупывающей, сложной, от простого (задуманного) закрашивания локальным цветом к различным способам живописного изображения.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием осваивают азы и техники, привнося в деятельность свое понимание. После нескольких занятий-тренировок возникает двигательный ритм, способность детей самим организовывать творческий процесс. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с красками и другими материалами и усиливая интерес к ним.
Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании, например, элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими. Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность. Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.
Дети, которые хорошо рисуют, отличаются логичностью в рассуждениях, более внимательны. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.
Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур.
Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.
Таким образом, систематические занятия изобразительным искусством в учреждениях дополнительного образования создают наиболее благоприятные условия для формирования художественно-эстетического вкуса воспитанника. Это – та утонченная и изящная среда, где удовлетворяется природная эстетическая потребность ребенка в общении с прекрасным, где воспитывается его творческая неповторимость и индивидуальность. Воспитанник, обладающий сформированным художественно-эстетическим вкусом, не станет неразборчивым потребителем, но будет уважительным к законам красоты.
Девочка-Снегурочка
Пчёлы и муха
Без сердца что поймём?
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Рисуем "Ночь в лесу"