На сегодняшний день большинство детей младшего школьного возраста являются активными пользователями компьютера (планшета, смартфона). Он стал неотъемлемой частью их жизни. Ребенок познает мир через экран монитора, ведь компьютер – это бесконечный источник информации. Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания. Но влияние компьютера на ребенка может быть и отрицательным. Постоянное нахождение у компьютера отрицательно сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. В первую очередь снижается двигательная активность. Дефицит двигательной активности напрямую влияет на умственное развитие ребёнка. Так академик Н.Н. Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребёнка.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 24"
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
На тему: «Влияние компьютера (планшета, смартфона) на двигательную активность ребенка младшего школьного возраста»
Выполнил: ученик 1класса «А»
СОШ №24
Гомбожапов Константин Баирович
Аюшиева Екатерина Баясхалановна (мама)
Руководитель:
Борисова Анна Дмитриевна
г. Улан-Удэ
2019
Оглавление
Введение…………………………………………………………………2 стр.
Глава 1. Теоретические основы понятия двигательной активности ..3 стр.
1.1. Двигательная активность: понятие и виды ………………………3 стр.
1.2. Факторы, определяющие уровень двигательной активности …..4 стр.
Глава 2. Изменение объема двигательной активности в зависимости от степени взаимодействия ребенка с компьютером …………………….6 стр.
2.1. Взаимодействие ребенка младшего школьного возраста с компьютером (планшетом, смартфоном)…………………………….. 6 стр.
2.2. Исследование объема двигательной активности при помощи метода «шагометрия» ……………………………………………………………8 стр.
Заключение …………………………………………………………….10 стр.
Использованная литература ………………………………………….12 стр.
Приложение 1………………………………………………………….13 стр.
Приложение 2………………………………………………………….14 стр.
Введение
На сегодняшний день большинство детей младшего школьного возраста являются активными пользователями компьютера (планшета, смартфона). Он стал неотъемлемой частью их жизни. Ребенок познает мир через экран монитора, ведь компьютер – это бесконечный источник информации. Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания. Но влияние компьютера на ребенка может быть и отрицательным. Постоянное нахождение у компьютера отрицательно сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. В первую очередь снижается двигательная активность. Дефицит двигательной активности напрямую влияет на умственное развитие ребёнка. Так академик Н.Н. Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребёнка.
Цель – изучить степень влияния компьютера на снижение двигательной активности младших школьников классов. Объект – учащиеся первого класса «А» СОШ №24. Предмет – спонтанная двигательная активность ребенка младшего школьного возраста.
Задачи:
1. изучить теоретические основы понятия двигательной активности у младших школьников;
2. изучить степень взаимодействия учащихся первого класса с компьютером, на основе анкетных данных;
3. произвести количественный анализ объема двигательной активности методом «шагометрии».
Методы: метод теоретического поиска, .метод опроса – анкетирование, метод «шагометрии», метод количественного и качественного анализа данных.
Глава 1. Теоретические основы понятия двигательной активности
1.1. Двигательная активность: понятие и виды
Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.
Выделяют следующие виды двигательной активности:
Регламентируемая двигательная активность представляет собой суммарный объём специально избираемых и направленно воздействующий на организм школьников двигательных действий (например, на уроке физической культуры). Объём времени регламентируемой двигательной активности младших школьников включает уроки физической культуры, физкультурные минутки, подвижные перемены, спортивный час в группе продлённого дня. Этот объём может быть увеличен за счёт внешкольной спортивной массовой работы, такой как кружки, спортивные секции, соревнования и др.
Частично регламентируемая двигательная активность – это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время туристического похода).
Нерегламентируемая двигательная активность включает объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).
В результате исследований А.Д. Слонима [2, с.92] и его коллег было сделано предположение, что мерилом спонтанной является количество израсходованной энергии. Под спонтанной двигательной активностью понимаются такие формы деятельности, которые в значительной степени определяются количественно и качественно видовыми особенностями организма, закономерно повторяются на протяжении различных периодов жизненного цикла (индивидуального развития, суточного периода, сезонов года и т.д.) и занимают значительное место в общем энергетическом расходе организма.
А. Д. Слонимом [2, с.92] была высказана мысль о том, что игровая деятельность и другие формы спонтанной активности «как бы восполняют известный дефицит в энергетических затратах организма». Потребность в движениях отражает оптимум двигательной активности, а ее удовлетворение или подавление является источником эмоционального возбуждения. Эта потребность присуща как животным, так и человеку.
1.2. Факторы, определяющие уровень двигательной активности
Факторы, определяющие тот или иной уровень привычной двигательной активности школьников, условно делятся на три группы: биологические, социальные и гигиенические [1, с.156].
Биологические факторы. Ведущие биологические факторы, формирующие потребность организма человека в движениях – возраст и пол. Среднесуточная активность школьников, выраженная числом движений и объемом физической работы, выполненной при ходьбе, с возрастом увеличивается. Возрастные изменения количественных показателей суточной двигательной активности обусловлены генетическим кодом и являются биологической особенностью растущего организма.
При этом выделяют еще и генетический компонент, который определяет предрасположенность к какой-либо величине активности. То есть, возможно, что наследуется только предпосылка для развития двигательной активности в определенных пределах нормы.
Двигательная активность нормируется не только по объему движений, а также по продолжительности двигательного компонента в режиме дня. Так в течение суток распределение движений неравномерное в соответствии с суточными биологическими ритмами. Подъёмы двигательной активности наиболее выражены в первой половине дня - с 9 до 12 часов, во второй половине дня - с 16 до 18 часов. Двигательная активность неравномерно распределяется не только в течение дня, но и в течение недели и в разное время года. Отмечается некоторое снижение суточной двигательной активности в четверг и пятницу, и последующее увеличение в воскресение. Такое изменение суточной двигательной активности обусловлено социально. Зимой двигательная активность снижается на 30% по сравнению с осенью и весной. У детей наибольшая двигательная активность наблюдается летом. Такое изменение имеет биологическую основу (у многих животных отмечается подобная сезонная периодичность).
Социальные факторы влияют на величину привычной двигательной активности школьников: образ жизни, организация учебно-воспитательного процесса, физическое воспитание.
У школьников, не занимающихся спортом или другими дополнительными формами физического воспитания, наименьшая двигательная активность. Особенно резко она снижается у первоклассников. У них на 30-40% число движений меньше, чем у сверстников, не посещающих школу. Формированию устойчивой положительной мотивации школьников к активной двигательной деятельности способствует в первую очередь образ жизни семьи, ее двигательный режим.
Гигиенические факторы. К важнейшим гигиеническим факторам, формирующим привычную двигательную активность школьников, относятся: благоприятные гигиенические факторы (рациональный суточный режим; правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной работы; разнообразие используемых средств и форм физического воспитания; нормальные гигиенические условия окружающей среды; наличие достаточных гигиенических навыков; правильный образ жизни семьи); неблагоприятные гигиенические факторы (учебная перегрузка в школе и дома; нарушение режима дня; отсутствие условий для правильной организации физического воспитания; наличие вредных привычек; неблагоприятный психологический климат в семье и классе).
Сочетание неблагоприятных социальных, биологических и гигиенических факторов, формирующих привычную двигательную активность школьников, приводит к формированию у них очень низкого ее уровня и, как следствие, к увеличению риска различных нарушений умственного и физического развития, возникновению различных хронических заболеваний.
Таким образом, уровень двигательной активности ребенка – величина индивидуальная, складывающаяся под влиянием биологических, социальных и гигиенических факторов. Каждому возрастному периоду свойствен определённый уровень двигательной активности, который определяется вышеперечисленными факторами. На начальных этапах развития ведущими являются биологические потребности, а у детей старшего возраста двигательная активность формируется в процессе воспитания, то есть она социально обусловлена.
Глава 2. Изменение объема двигательной активности в зависимости от степени взаимодействия с компьютером
2.1. Взаимодействие ребенка младшего школьного возраста с компьютером
Анкетирование проводилось на базе 1 класса «А» МАОУ СОШ № 24 в рамках выбранной темы исследования. Всего в анкетировании приняло участие 20 родителей.
В процессе анкетирования каждому родителю первоклассника предлагалось ответить письменно на вопросы (см. Приложение 1). Анкета носила закрытый характер, родители выбирали один из предложенных ответов и подчёркивали его.
Цель анкетирования – выявить степень взаимодействия ребенка младшего школьного возраста с компьютером (планшетом) в семье.
Анкетирование проводила классный руководитель Борисова Анна Дмитриевна.
На основе анализа анкетных данных были получены следующие в результаты:
Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:
Таким образом, большинство детей младшего школьного возраста являются активными пользователями компьютера (планшета, смартфона) и проводят за компьютером 1-2 часа ежедневно.
2.2. Исследование объема двигательной активности при помощи метода «шагометрия»
В данной работе исследуется степень влияния компьютера (планшета, смартфона), как неблагоприятного гигиенического фактора, на суточную спонтанную (нерегламентируемую) двигательную активность ребенка 7 лет. Суточная спонтанная двигательная активность – это число движений за весь период бодрствования в течение суток. К ним относится все виды движений: прыжки, бег, ходьба, наклоны, повороты.
С целью изучения влияния количества времени, проведенного за компьютером (планшетом, смартфоном), на изменение суточной спонтанной двигательной активности у учащихся младшего школьного возраста, был использован метод «шагометрии».
Метод «шагометрии» позволяет произвести качественный и количественный анализ двигательной активности. Методика предполагает подсчет локомоций (движений, шагов) в сутки или в определенный отрезок времени с помощью специального прибора – шагомера. Шагомер применяются для индивидуального подсчета шагов при ходьбе, беге и прыжках. Для подсчета количества шагов был использован шагомер фирмы «Торнео».
При проведении анализа объема спонтанной двигательной активности в сутки были учтены следующие факторы:
1. Биологические факторы: в исследовании принял участи 1 человек – мальчик 7 лет. Норма двигательной активности для мальчика 7 лет составляет 14,5-15 тысяч шагов.
2. Социальные факторы: ребенок обучается в первом классе. Ежедневно в течение учебной недели он посещает 4-5 занятий, а также дополнительные занятия по вторникам и пятницам. В выходные дни ребенок ходит на плавание.
3. Гигиенические факторы: ребенок придерживается режима дня (см. Приложение 2).
Исследовательская работа заключалась в том, что на протяжении 10 рабочих дней велся подсчет шагов во внеурочное время, в зависимости от времени работы за компьютером (планшетом). Общее количество внеурочных часов составило около 10 часов, расчетная норма объема шагов была уменьшена с 14500 шагов до 10143 шага.
При этом использование компьютера (планшета, смартфона) разрешалось только в свободное время, которое составило в примерном режиме дня первоклассника (см. Приложение 2) около 4 часов.
За данный период исследования время, проведенное за компьютером (планшетом) варьировалось от 1 часа до 3 часов.
Таблица 1
День | Время | Количество шагов | Отклонение от нормы (10143 шага) | |
шагов | в % | |||
1 | 2 часа | 6452 | 3691 | 36,39% |
2 | более 1 часа | 8462 | 1681 | 16,57% |
3 | менее 1 часа | 9945 | 198 | 1,95% |
4 | менее 1 часа | 10048 | 95 | 0,94% |
5 | менее 1 часа | 10230 | -87 | -0,86% |
6 | менее 1 часа | 9854 | 289 | 2,85% |
7 | более 1 часа | 8965 | 1178 | 11,61% |
8 | более 1 часа | 7896 | 2247 | 22,15% |
9 | 2 часа | 6974 | 3169 | 31,24% |
10 | 2 часа | 7023 | 3120 | 30,76% |
Анализ результатов методики «шагометрия» подтвердил влияние продолжительности времени проведенного за компьютером на количество шагов, совершаемых ребенком в сутки.
Таким образом, согласно данным таблицы в дни, когда ребенку было разрешено использовать компьютер более 1 часа, произошло снижение двигательной активности, о чем свидетельствует результаты методики «шагометрия». При этом преобладающее количество шагов было сделано именно в те дни, когда время за компьютером составило менее 1 часа.
Заключение
Обобщение материалов исследования, данных анкетного опроса родителей и результатов подсчета шагов с помощью метода «шагометрия», позволило выявить негативное влияние компьютера на двигательную активность ребенка.
Длительное сидение за компьютером приводит к снижению двигательной активности, кроме того перегружает детскую психику. Ученые пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютером ребенок становится беспокойным и рассеянным.
В этой связи необходимо перечислить следующие рекомендации:
В заключении хотелось бы отметить, что компьютер может стать надежным помощником вашего ребенка, облегчить и разнообразить процесс обучения. Однако чрезмерное увлечение им может быть опасно как для физического, так и для психического развития ребенка. Основная задача родителей – обучить ребенка азам компьютерной грамотности и основным правилам безопасного использования техники.
Использованная литература
Приложение 1
АНКЕТА
1. Разрешаете ли Вы своему ребенку пользоваться компьютером (планшетом, смартфоном)?
2. Умеет ли ваш ребенок самостоятельно пользоваться компьютером (планшетом, смартфоном)?
3. Как Вы считаете, компьютер (планшет, смартфон)…
4. С какой целью ваш ребенок зачастую использует компьютер (планшет, смартфон)?
5. Как долго ваш ребенок проводит за компьютером (планшетом, смартфоном), играя в компьютерные игры или просматривая мультфильмы?
6. Разрешаете ли Вы своему ребенку использовать сеть Интернет в целях развлечения?
Приложение 2
Примерный режим дня первоклассника:
7.30-8.15 – подъем, гигиенические процедуры, завтрак;
8.30-12.00 – занятия в школе;
12.00-13.30 – отдых, свободное время;
13.30-14.00 – обед;
14.00-16.00 – выполнение домашнего задания;
16.00-16.30 – полдник;
16.30-18.00 – прогулка на свежем воздухе;
18.00-19.00 – отдых, свободное время;
19.00-19.30 – ужин;
19.30-20.30 – выполнение домашнего задания;
20.00-21.30 – свободное время;
21.30-22.00 – подготовка ко сну, гигиенические процедуры;
22.30 – сон;
Слайд 1
ТЕМА: Влияние компьютера на двигательную активность ребенка Выполнил: Гомбожапов Константин ученик 1 класса «А» СОШ № 24Слайд 2
Двигательная активность Двигательная активность – это общее количество движений (шагов, прыжков, наклонов, поворотов), сделанное за весь день. На двигательную активность влияют: биологические факторы – это возраст, пол, вес, рост, социальные факторы – это образ жизни, занятия спортом, род деятельности , гигиенические факторы – это хорошие и вредные привычки.
Слайд 3
Анкетирование родителей учеников Анкетирование проводилось на базе 1 класса «А» МБОУ СОШ № 24. Всего в анкетировании приняло участие 20 родителей. Цель анкетирования – выявить степень взаимодействия ребенка младшего школьного возраста с компьютером (планшетом) в семье. Анкетирование проводила классный руководитель Борисова Анна Дмитриевна.
Слайд 4
Результаты анкетирования На основе анализа анкетных данных были получены следующие в результаты: большая часть опрошенных родителей (18 человек, 90%) разрешает своему ребенку пользоваться компьютером (планшетом, смартфоном); практически каждый ребенок (17 человек, 90%) умеет самостоятельно пользоваться компьютером (планшетом, смартфоном); 14 человек (70%) из опрошенных родителей считают, что компьютер (планшет, смартфон) приносит пользу в развитии ребенка. При этом всего 6 человек (30%), что он бесполезен или наносит вред; в основном компьютер (планшет, смартфон) используется в целях развлечения: для игр – 12 положительных ответов (46%), для просмотра мультфильмов – 8 положительных ответов (30%), для учебы – 6 положительных ответов (24%); 1-2 часа – это время, которое родители (19 положительных ответов, 95%) разрешают ребенку проводит за компьютером (планшетом, смартфоном), играя в компьютерные игры или просматривая мультфильмы; 19 опрошенных родителей (95%) позволяют своему ребенку использовать сеть Интернет в целях развлечения.
Слайд 5
Анализ двигательной активности Метод « шагометрии » предполагает подсчет локомоций (движений, шагов) в сутки или в определенный отрезок времени с помощью специального прибора – шагомера . в исследовании принял участи 1 человек – мальчик 7 лет, рост 176, вес 34 кг.. Норма двигательной активности для мальчика 7 лет составляет 14,5-15 тысяч шагов.
Слайд 6
Условия подсчета шагов: подсчет шагов при помощи шагомера производился 10 учебных дней (т.е. выходные дни не учитывались); подсчет шагов при помощи шагомера производился каждый день после уроков и до отхода ко сну – 10 часов; норма объема шагов была уменьшена с 14 тыс. шагов до 10 тысяч шагов в день. время проведенное за компьютером (планшетом) от 1 часа до 2 часов и только в свободное время.
Слайд 7
Таблица подсчета шагов День Время Количество шагов От отклонение от нормы ( 10 тыс. шагов) шагов в % 1 2 часа 6452 3691 36,39% 2 более 1 часа 8462 1681 16,57% 3 менее 1 часа 9945 198 1,95% 4 менее 1 часа 10048 95 0,94% 5 менее 1 часа 10230 -87 -0,86% 6 менее 1 часа 9854 289 2,85% 7 более 1 часа 8965 1178 11,61% 8 более 1 часа 7896 2247 22,15% 9 2 часа 6974 3169 31,24% 10 2 часа 7023 3120 30,76%
Слайд 8
Рекомендации для повышения двигательной активности: необходимо ограничивать время непрерывного пребывания ребенка за компьютером (планшетом, смартфоном) – не более 20 минут; прекращать работать за компьютером нужно минимум за 2 часа до сна, даже если ребенок проводит время с пользой; правильное использование различных видов деятельности, чередование физических нагрузок и отдыха; уделять достаточно внимания прогулкам, сну, физическим упражнениям для детей.
Сказка на ночь про Снеговика
О путнике
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Как нарисовать черёмуху
Рисуем ананас акварелью