Проект «Для чего нужно изучать русский язык»
Сейчас все острее встает проблема грамотности. Уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в словах, а страницы центральных газет полны грамматическими ошибками. Это происходит из-за непонимании людей смысла изучения русского языка.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zachem_nuzhno_izuchat_russkiy_yazyk_fedor.zip | 858.14 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Михейковская средняя школа»
Проект
«Для чего нужно изучать русский язык»
Выполнил:
ученик 9 класса
Дуднев Фёдор
Научный руководитель:
Смирнова Елена
Евгеньевна
с. Михейково
2019-2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Актуальность: Сейчас все острее встает проблема грамотности. Уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в словах, а страницы центральных газет полны грамматическими ошибками это происходит изза непонимании людей о смысле изучения русского язака.
Я знаю, что многие дети не любят учить правила правописания. Однажды, на уроке русского языка, когда наша учительница стала спрашивать правило, один ученик, не выучивший его, сказал: «И кто придумал эти правила? И зачем знать их? Для чего мы вообще должны изучать русский?»
И мне стало интересно: «Из года в год с первого класса мы изучаем русский язык, который состоит из правил. А зачем мы это делаем и откуда пришли правила? Так ли важно их изучать?» Я провёл опрос среди своих одноклассников, спросив у них: «Для чего нам нужно изучать русский?» и «Учат ли они правила?» Оказалось, что некоторые мои друзья не смогли ответить на первый вопрос и правила не все учат. Именно поэтому я решил провести своё исследование.
Цель проекта: выяснить, для чего же нужно изучать русский язык. И рассказать общественности, о надобности его изучения.
Гипотеза проекта: если изучать русский язык, то можно стать образованным и грамотным человеком, а значит, стать более грамотным и научиться правильно выражать свои мысли и на письме, и в устной речи.
Задачи :
Методы :
Теоретическая значимость результатов исследования заключается:
Выяснение истины о смысле изучения русского языка.
Рассказать ученикам о истории нашей письменности.
Выявить основные проблемы изучения языка и попробовать с ними разобраться.
Практическая значимость исследования заключается:
В использовании информации на уроках.
В помощи учащимся в самообразовании и организации учебного процесса.
Теоретическая часть.
Сохранилось предание, что первая фраза, которую перевёл в IX веке с греческого языка создатель славянской азбуки, гласила: «Вначале было слово…»
Так начинался библейский рассказ о сотворении мира, о появлении первого человека на нашей планете и о том, как он стал говорящим, откуда взялись самые первые слова на Земле. Из этого рассказа следует, что слово – это дар Бога, дар, которым сумел воспользоваться человек.
Многие учёные пытались разгадать тайну удивительной способности человека говорить и понимать речь другого.Оказывается, на Земле есть языки, которые значительно старше, древнее, чем человеческий язык.
Что такое «русский язык» представляет себе каждый: он звучит вокруг нас и внутри нас – русских и нерусских его носителей, он заключён в миллионах текстах, написанных за тысячелетие существования русской письменности и литературы.
Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры.
Изначальная письменность была образной: передавала образы. Потом появилась более примитивная письменность.
Можно выделить следующие этапы её формирования:
Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите - "рассказ в картинках", так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть "рисую-пишу" (пиктографическим письмом и в наше время еще пользуются некоторые американские индейцы).
Письмо– это, конечно же, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому, кстати, пиктографию как форму письма далеко не все специалисты признают началом письменности. К тому же для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что "рассказ в картинках", с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой - требовал известной абстрагированности от изображения.
Значительным шагом на пути сближения устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западно-семитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы (катакана и хирагана).
Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница и кириллица, а соответственно, и большинство современных письменностей.
Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, они столкнулись с проблемой полноценной передачи звучания слов с помощью слоговой финикийской системы. Дело в том, что в финикийском письме, по существу, отсутствовали буквы для обозначения гласных звуков. Для греков в силу специфики образования форм слов это оказалось неудобным. Поэтому появились специальные символы для обозначения гласных. В результате письмо перешло на ещё более универсальный уровень. Теперь используя порядка 30 знаков, которые с легкостью мог выучить любой человек, можно было передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему не произошёл). Так возник греческий алфавит, а на основе его и другие:
• Италийские алфавиты
• Этрусский алфавит
• Латинский алфавит
• Коптское письмо
• Готское письмо
• Кириллица
Древнейшие, дошедшие до нас славянские письменные памятники, выполнены двумя значительно различающимися азбуками – глаголицей и кириллицей. История их происхождения сложна и не ясна до конца.
Кирилл (Константин) и Мефодий, братья, славянские просветители, первые переводчики богослужебных книг на старославянский (в основе - древнеболгарский) язык. Создатели славянской азбуки. Братья много читали, любили учиться. Константин получил блестящее образование при императорском дворце, в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22(!!!) языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие сделали его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.
Константин постригся в монахи и принял имя Кирилл, новую славянскую азбуку назвали в память о человеке, который первым его составил, кириллицей. От данной азбуки и происходит наш русский алфавит (а также украинский, белорусский, сербский и болгарский).
В 863 году в Константинополь к греческому царю пришли послы от хазар, просившие прислать учителей для разъяснения истинной веры. Царь пригласил к себе Кирилла и сказал: «Иди, Философ, к этим людям и с помощью святой Троицы благослови на учение о Пресвятой Троице». Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним. Они отправились вместе. Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке.
24 мая 863 года в граде Плеске, столице Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Этот день стал праздником славянской письменности и культуры. А сама славянская письменность стала распространяться на Руси по-настоящему только после принятия христианства. Все письмена Ведической Руси были уничтожены. А богослужебные книги были взяты у Византии и переведены с греческого на старославянский (церковнославянский) язык. Именно с него началось развитие речевой культуры и становление литературного языка новой, христианской Руси.
Конечно, русский алфавит, возникший на основе кириллицы, значительно проще выглядит для того, кто начинает его изучать. Сравним.
Вообще, правила появились, когда ещё было узелковое письмо, которым владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Для узелкового письма требовалась толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чем ближе к веревке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Черный узел обозначал смерть, белый - серебро или мир, желтый - золото, зеленый - хлеб. Если узел не был окрашен, то он обозначал число: простые узлы - десятки, двойные - сотни, тройные - тысячи. Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на самые малые детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом, соединены они между собой или нет.
Сейчас же, нормы правописания намного сложнее. Они охватывают правила орфографии и пунктуации и не имеют вариантов в отличие от норм произношения. Например, произнесем ли мы [nэmopкъ,пэит,оркъ, пиэторкъ, и даже питоркъ] писать в корне этого слова обязательно надо я.
Правила орфографии включают правописание гласных, согласных, букв ъ и ь, прописных букв, а также написания слитные и через дефис (черточку). К правилам пунктуации относится употребление знаков препинания: точки, запятой, точки с запятой, двоеточия, тире, кавычек и др.
Наибольшие изменения в русское правописание внесли реформы Петра I 1708– 1710 гг. Ломоносов писал о новой азбуке: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». Одним из самых ранних трудов по теории орфографии является труды В. К. Тредиаковского, вышедший в 1748 году, где сформулированы принципы построения алфавита и орфографии, которым хорошо соответствует даже современный русский алфавит. М. В. Ломоносов в «Российской грамматике», вышедшей в 1755 г. и получившей широкое распространение, долгие годы использовавшейся для обучения русскому языку, опубликовал правила правописания и такие основополагающие принципы, как удобство чтения для каждого, близость к трём основным российским диалектам, близость к морфологии и к произношению. Первый академический словарь русского языка был издан в 1784—1794 гг.Так же изменения внесли правительственные декреты 1917–1918 гг. В результате были изъяты из алфавита «лишние» буквы, т.е. передающие одни и те же звуки. Так, на месте ъ (ять) стали писать е, на месте (фиты) – ф, на месте i (и десятеричного) – и и т.д. Были устранены устаревшие формы (типа краснаго, синяго), было определено или уточнено написание многих слов (дуб, а не дубъ).
Постепенно сложились разделы русской грамматики, определяющие границы изучения.
Конечно, те и другие правила с течением времени по разным причинам изменялись. Изменились со временем и правила употребления знаков препинания. Например, простейший пунктуационный знак – точка, ставящийся сейчас в конце предложений, в древних русских рукописных памятниках использовался и для отделения друг от друга слов, а также более крупных отрезков текста. Причем ставился этот знак на разных уровнях: и у основания буквы, и на уровне середины. Более того, писец, прерывая работу, мог поставить точку даже в середине слова. К тому же вместо точки могли употребляться крест или вертикальная волнистая линия.
В 1956 г. впервые вышел единый обязательный для всех свод «Правил орфографии и пунктуации», подготовленный группой крупнейших языковедов страны. В этом своде были уточнены и дополнены существовавшие правила, регламентировано употребление написаний, установлено в словарном порядке написание тех слов, которые не подпадали под действие принятых правил.
Практическая часть.
Опрос:
Было решено провести опрос между учениками моей школы.
Каждому из учеников был задан один вопрос «Зачем изучать русский язык», ответом на который были:
Результаты опроса 34 человек показали: что:
Вывод с итогов опроса:
Многие ученики не считают изучение нужным и относятся к нему не серьёзно. Из этого в большинстве случаев выходит неграмотность, а отсюда и плохие оценки.
Было решено сделать настенный мотивирующий плакат
Где будут прописаны мотивационные фразы, возможные причины изучения языка, и основные ошибки которые делают ученики выпускных классов.
Мои рассуждения.
Для чего нужно изучать русский язык? Этот язык для нас родной, первый язык, которому нас обучили. Мы говорим на нем с детства, поэтому редко задумываемся, насколько он сложен и многогранен. Русский язык нужно учить для того, чтобы понимать окружающих и чтобы они понимали нас. Взрослея, мы учимся читать и писать, общение больше не ограничивается разговорами. Мы можем писать письма, сочинения, рассказы. Таким образом, мы показываем свой внутренний мир, мысли и чувства, о которых иногда трудно говорить вслух. Всю нашу жизнь мы не перестаем учить русский язык, постоянно узнаем что-то новое.
Размышляя какие могут быть причины изучать Русский язык. Мной были выведены несколько основных пунктов для изучения, таких как:
За время изучения данной темы меня удивило тo, чтo чeлoвeкa, пpoживaющeгo в Poccии и являющeгocя нocитeлeм языкa, пopoй тpyднee, чeм инocтpaнцa, yбeдить в тoм, чтo pyccкий язык нyжнo изyчaть и знaть. Mнoгиe poccиянe дoвoльcтвyютcя вмecтo кpacивoй pyccкoй peчи мaлoвpaзyмитeльнoй cмecью из вyльгapизмoв и мeждoмeтий c вкpaплeниями жapгoнныx cлoвeчeк и нeпpиeмлeмыx peчeвыx oбopoтoв.
Чтoбы пepeyбeдить тaкoгo чeлoвeкa, cлeдyeт дaть eмy ycлышaть coбcтвeннyю peчь, зaпиcaв ee пepeд этим нa диктoфoн, и cpaвнить ee c peчью пpoфeccиoнaльнoгo чтeцa или aктepa. Для этoгo дocтaтoчнo пpoигpaть зaпиcь чтeния клaccичecкoгo paccкaзa или cтиxoтвopeния. Boзмoжнo, yлoвив яpкyю paзницy, чeлoвeк пoймeт, нacкoлькo oн нyждaeтcя в глyбoкoм изyчeнии poднoгo языкa.
Mнoгиe oбъяcняют нeнyжнocть гpaмoтнocти пpиcyтcтвиeм в кoмпьютepныx пpoгpaммax фyнкции пpoвepки opфoгpaфии. Moл, кoмпьютep вcё caм пpoвepит. Koнeчнo, тeкcтoвыe peдaктopы и бpayзepы тaкyю пpoвepкy дeлaют. Ho и иx бaзы включaют дaлeкo нe вce cлoвa pyccкoгo языкa, чтo зaчacтyю мoжeт вызвaть нeмaлыe пpoблeмы.
A нa мoбильныx тeлeфoнax oбычнo вooбщe нeт тaкиx фyнкций. И ceгoдня мнoгиe выxoдят в Интepнeт и oбщaютcя имeннo c пoмoщью мoбильнoй cвязи. Taк, нeпpaвильнo ввeдeннoe cлoвo cиcтeмa T9 пpocтo нe pacпoзнaeт. Пoэтoмy нaпиcaть тeкcт пpи пoмoщи тaкoй тexники мaлoгpaмoтнoмy чeлoвeкy бyдeт вecьмa зaтpyднитeльнo.
Haпpaшивaeтcя вывoд, чтo в вeк кoмпьютepизaции быть гpaмoтным тaкжe oчeнь вaжнo, кaк и paньшe. Так, может, стоит выyчить пpaвилa poднoгo языкa, чтoбы нe ocлoжнять жизнь ни ceбe, ни дpyгим?
Если люди xoтят пoлyчить бoльшe знaний, быcтpo и лeгкo изучать новую информацию стоит задуматься о глубоком изучении русского.
Создание плаката.
План:
Правила на которые делают ошибки.
1. Статистика показывает: самой сложной орфограммой в 2019 году оказалось "Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий". Например, слово "тащАщий" - здесь участники ЕГЭ определяют спряжение по глаголу "таскать", а не "тащить". То есть, смешивают виды глагола.
2. Вторыми по сложности оказались задания, проверяющие правописание разных суффиксов и приставок. Их выполнили в среднем 58% выпускников. Причина ошибок? Школьникам даже в 11-м классе по-прежнему сложно определить некоторые части речи. Отсюда и неправильные суффиксы.
3. С правописанием -Н- и -НН- ребята справляются чуть лучше: 65% выполняют задание на эту орфограмму правильно.
4. Грамматика у многих "егэшников" тоже хромает. Самые распространенные ошибки в работах: формы сравнительной и превосходной степеней (более лучший, самый красивейший); ошибки в падежных формах существительных (много время).
5. Выпускники не замечают нарушений в выборе падежа и предлога при близких по значению или однокоренных словах (преимущество над ним, превосходство перед другими) и в выборе падежа при производных предлогах (по окончанию спектакля).
6. Пунктуация - тоже "слабое звено". В 2019 году в ЕГЭ по русскому языку было введено новое задание на пунктуационный анализ небольшого текста. С ним справились только 32% выпускников.
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Спряжение глагола | Личные окончания глаголов | Суффиксы причастий | Примеры |
1 спряжение | -ешь/-ет/-ем/-ете/-ют | -ущ-/-ющ- (действительные причастия НВ); -ем-/-ом- (страдательные причастия НВ) | решаешь, решает, решаем, решаете, решают; решающий, решаемый |
2 спряжение | -ишь/-ит/-им/-ите/-ят | -ащ-/-ящ- (действительные причастия НВ); -им- (страдательные причастия НВ) | хранишь, хранит, храним, храните, хранят; хранящий, хранимый |
Правописание суффиксов -енн-/-енн- в страдательных причастиях прошедшего времени зависит от основы инфинитива глагола:
Правописание разных суффиксов и приставок.
1. Суффиксы имен прилагательных
Суффиксы -ЕВ-/-ИВ-
-ЕВ- пишется без ударения
Например: сиреневый, фасолевый
-ИВ- пишется под ударением
Например: красивый
Исключения: милостивый, юродивый
Суффиксы -ЛИВ- / -ЧИВ- В русском языке есть только суффиксы -лив- и -чив- (нет -лев- и -чев-)
Например: заботливый, доверчивый
Суффикс -ЕН- Суффикс -ен- пишется в кратких формах прилагательных на –йный.
Например: случаен - случайный, спокоен - спокойный
Исключение: достоин
2. Суффиксы имен существительных
Суффиксы -ЕК-, -ИК-
-ИК- гласная при изменении слова по падежам не исчезает.
Например: ключик — нет ключика
-ЕК- гласная при изменении слова по падежам исчезает.
Например: замочек — нет замочка
Суффикс -ТЕЛЬ-
Суффикс -тель- всегда пишется одинаково. Например: строитель, водитель.
Суффиксы -ЧИК-, -ЩИК-
-ЧИК-: если основа оканчивается на т, д, с, з, ж.
Например: наводчик, заказчик. -ЩИК-: если основа оканчивается на другие буквы.
Например: каменщик, жестянщик.
Cуффиксы -ЕЦ-, -ИЦ-
-ЕЦ-: пишется в существительных мужского рода и среднего рода (перед ударением)
Например: братец, письмецо
-ИЦ-: пишется в существительных женского рода и среднего рода (после ударения)
Например: мастерица, платьице
3. Cуффиксы глаголов
Cуффиксы -ОВА- / -ЕВА-, -ЫВА / -ИВА-
-ОВА- / -ЕВА-: форма 1 л. ед.ч. настоящего или будущего времени оканчивается на -ую, -юю.
Например: пробовать - пробую
-ЫВА / -ИВА-: форма 1 л. ед.ч. настоящего или будущего времени оканчивается на -ываю, -иваю.
Например: отгадывать - отгадываю
Примечание: В глаголах перед ударным –ВА- сохраняется та же гласная, что и в глаголе, от которого он образован.
Например: преодолевать — преодолеваю, заливать-заливаю
Cуффиксы перед -Л- в прош.вр.
Перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени пишется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве.
Например: лаял - лаять
4. Cуффиксы причастий
Перед суффиксом –вш-, -ш- в причастиях пишется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве.
Например: лаявший - лаять
Правописание н и нн.
Сначала необходимо понять, в какой форме стоит прилагательное:
полной | или | краткой |
Две буквы в окончании (красивая) | Одна буква в окончании (красива, красив) |
Затем нужно выяснить, от какой части речи образовано слово: от существительного или от глагола.
Полная форма | |||
I. Прилагательные от существительных | II. Прилагательные от глаголов ( причастия) | ||
-Н- | -НН- | -Н- | -НН- |
-ан, -ян, -ин | 1. -онн, -енн | 1. без приставки | 1. с приставкой |
Краткая форма | |||
1. Значение действия (что сделаны?) - "Н" | 2. Значение признака (каковы?) - см. на полную форму: сколько "н" в полной, столько и в краткой. |
Причины изучения русского языка:
Исследуя эту тему, я сделал вывод, что хоть мы и являемся носителями языка, но в, то, же время ученики не понимают надобности в изучении.
Может быть, моя работа поможет ученикам нашей школы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
Кто грамотней?
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Груз обид
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Несчастный Андрей