Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.99 КБ |
Проект по теме
«Математика на защите Отечества»
Автор:
обучающийся 7 «А» класса
МОУ «СОШ № 1 г. Ртищево Саратовской области»
Цыганенко Алексей
Руководитель:
Учитель математики МОУ
«СОШ № 1 г. Ртищево Саратовской области»
Надежда Михайловна Ефимова
Ртищево 2020 г.
Содержание:
Введение ……………………………………………………………… | 3 стр. | |
1 | Роль советских математиков в великой Победе…………..……. | 4 стр. |
2 | Математики, внесшие вклад в победу над фашистами ………... | 5 стр. |
3 | Математические задачи – для фронта …………………………... | 8 стр. |
4 | Совершенствование военной техники ………………………… | 9 стр. |
Заключение…………………………………………………………….. | 11 стр. | |
Используемая литература…………………………………………….. | 12 стр. |
Введение
В этом году ровно 75 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов; миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу. Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил.
Огромная роль в победе нашего народа принадлежит науке, в частности, математике. Мне очень нравится этот предмет, потому что он важен в различных сферах нашей повседневной жизни. Интересно, как математика помогла в войне и какой вклад в победу внесли советские учёные-математики?
Цель исследования - изучить и обобщить материал о роли математиков и вкладе науки в Победу русского народа в Великой Отечественной Войне.
Предмет исследования – роль учёных - математиков и математики в Великой Отечественной войне.
Объект исследования - Великая Отечественная война.
Гипотеза - мы предполагаем, что математики внесли огромный вклад в победу русского народа в Великой Отечественной войне.
Актуальность заключается в том, что не до конца изучен вклад учёных - математиков в победу и как их исследования помогали совершенствовать оружие, которое использовали воины в боях. Этот пробел следует восполнить как можно быстрее, поскольку многих из тех, кто это делал, уже нет в живых, поскольку человеческая память несовершенна и многое забывается.
Задачи исследования
Методы исследования - изучение теоретического материала книг, журналов и сайтов сети Интернет.
Практическая значимость работы. Данная работа может быть использована на уроках математики, классных часах для воспитания у обучающихся чувства патриотизма и гордости за родную страну.
Проект будет представлен в виде презентации.
1. Роль советских математиков в великой Победе
Большое число советских математиков были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. Несомненно, что при этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Об этом можно судить, во-первых, по тому, что среди возвратившихся после участия в сражениях Великой Отечественной войны, значительное число стало крупными учеными — профессорами, членами-корреспондентами и академиками Всесоюзной и республиканских, академии наук. Достаточно назвать такие имена как А.Н. Крылов, А.Н. Колмогоров, Б.В. Гнеденко, М.А. Лаврентьев, М.В. Келдыш, А.А. Ляпунов и т.д, чтобы в этом убедиться. Но многие молодые перспективные ученые, уже сумевшие проявить себя в науке, не вернулись с войны. Так, Московский университет потерял талантливых молодых математиков, и многих других. Они могли бы стать гордостью нашей науки, но воина прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути.
Помимо преподавателей, аспирантов и студентов, получивших мобилизационные извещения уже в первые дни войны и попавших в регулярные воинские части, механико-математический факультет Московского университета дал 213 человек в 8-ю Краснопресненскую дивизию народного ополчения. Все они также создавали оборонительный рубеж: рыли окопы и противотанковые рвы, устанавливали орудия.
2. Математики, внесшие вклад в победу над фашистами
Николай Гурьевич Четаев. Родился 23 ноября (6 декабря) 1902 года в с. Карадули (ныне Татарстан). Окончил Казанский университет (1924), в 1929, после окончания аспирантуры, был послан на стажировку в Геттинген - аэродинамический институт Геттингенского университета. Установил (1932—1936) постулат устойчивости. Показал (1945), что если невозмущенное движение консервативной системы устойчиво, то решения уравнения в вариациях имеют все характеристические числа, равные нулю.
Андрей Николаевич Колмогоров. Родился 12 апреля 1903 года в г.Тамбов. Выдающийся отечественный математик, доктор физико-математических наук, профессор Московского Государственного Университета (1931), академик Академии Наук СССР (1939). Колмогоров, используя свои исследования по теории вероятностей, даёт определение наивыгоднейшего рассеивания снарядов при стрельбе.
Мстислав Всеволодович Келдыш. Родился 29 января 1911 года в Риге. советский учёный-инженер в области математики и механики, организатор советской науки. Академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1943).
В годы войны наряду с научно-экспериментальными исследованиями в ЦАГИ занимался внедрением разработанных рекомендаций в самолетные КБ и на авиационные заводы.
Николай Евграфович Кочин. Родился: 19 мая 1901 в Санкт-Петербурге. Закончил Петроградский (ныне Санкт-Петербургский) университет в 1923. Он преподавал математику и механику в Ленинградском Университете с 1924 по 1934 год. Заложил основы теории качки корабля с учётом взаимодействия корпуса корабля и воды. В 1941-1944 впервые дал строгое решение задачи для крыла конечного размаха. Автор учебников по гидромеханике, векторному исчислению, соавтор и редактор 2-томной монографии по динамической метеорологии.
Сергей Алексеевич Христианович. Родился 9 ноября 1908 в Санкт-Петербурге. Советский и российский учёный в области механики. Член-корреспондент (1939), академик (1943) АН СССР.
В годы войны совместно с Ф.Гантмахером, Л.Левиным и И.Слезингером Сергей Алексеевич выполнил чрезвычайно важную работу, результаты которой позволили в 2,5-3 раза сократить разброс оперенных реактивно-вращающихся снарядов для "Катюши", повысить их боковую кучность без существенных изменений конструкции и технологии.
Нельзя не вспомнить о женщинах-воинах, которые бок о бок сражались рядом с мужчинами и практически ни в чем им не уступали. Летчицы 46-го гвардейского ночного легкобомбардировочного авиаполка прошли в годы войны славный боевой путь от гор Кавказа до фашистской Германии. 23672 раза поднимались в небо экипажи полка, они сбросили на врага почти три миллиона килограммов бомб! Среди них были и девушки-математики.
Антонина Леонтьевна Зубкова. Родилась 12 октября 1920 в селе Семион Ряжского уезда Рязанской губернии, ныне Кораблинского района Рязанской области, в крестьянской семье.После окончания средней школы с золотой медалью в 1938 году без экзаменов поступила на механико-математический факультет МГУ.
Советский штурман пикирующего бомбардировщика, гвардии капитан, Герой Советского Союза (1945).
Евгения Максимовна Руднева. Родилась 24 декабря 1920 года в городе Бердянске, ныне Запорожской области Украины, в семье служащего. Окончила 3 курса механико-математического факультета Московского государственного университета в 1941 году. Занималась астрономией.
Штурман 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка
325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза.
Евдокия Борисовна Пасько. Родилась в селе Липенка Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области Киргизии в крестьянской семье. Украинка. В 1938 году окончила 10-й класс 25-й школы города Барнаула и поступила на мехмат МГУ. С четвёртого курса университета ушла добровольцем в армию. Окончила ускоренные штурманские курсы в авиационной школе города Энгельс. В действующей армии с мая 1942 года.
Штурман эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза.
В конце 1945 года старший лейтенант Пасько вышла в отставку. Вернулась и успешно окончила последние курсы мехмата МГУ, аспирантуру. Кандидат наук. Работала старшим преподавателем Московского высшего технического училища. Живёт в Москве.
Екатерина Васильевна Рябова Родилась 14 июля 1921 года в селе Гусь-Железный Рязанской области. Окончила среднюю школу. Поступила на механико-математический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. Вскоре после начала Великой Отечественной войны добровольцем вступила в ряды Красной Армии.
Советский лётчик, участница Великой Отечественной войны, штурман эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза.
Руфина Сергеевна Гашева. Родилась 14 октября 1921 года в селе Верхнечусовские Городки, ныне посёлок городского типа Чусовского района Пермской области. В 1941 году окончила 2 курса механико-математического факультета МГУ.Вступила в ряды Красной Армии.
Штурман эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза (1945).
3. Математические задачи – для фронта
Мы должны преклоняться перед выдержкой, самоотверженностью и верностью Отчизне, которую проявляли воины-математики. Однако нельзя забывать и о другом вкладе математиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладают математики. Значение этого фактора особенно важно в наши дни, когда война стала, в первую очередь, соревнованием разума, изобретательности и точного расчета. Дело в том, что для военных действии привлекаются все достижения естествознания, а вместе с ними и математика во всех ее проявлениях. Создание атомного и ракетного оружия потребовало не только использования физических законов, но и обширных математических расчетов, создания новых математических моделей и даже новых ветвей математики. Без таких предварительных математических исследований не создается ни одна техническая система и, чем она сложнее, тем разнообразнее и шире ее математический аппарат.
Для примера: крейсер представляет собой такую сложную техническую систему. Прежде чем начать его постройку, необходимо выявить геометрические обводы корпуса судна, чтобы при движении не создавались дополнительные сопротивления, и чтобы одновременно он был послушен управляющим воздействиям руля. Предварительно необходимо обеспечить «живучесть» корабля, надежность его управления, рассчитать влияние на устойчивость расположения различного рода масс — машин, орудий, торпедных аппаратов и пр. Но и этого мало — требуется обеспечить связь со всеми боевыми единицами корабля, то есть создать эффективную систему управления кораблем и его оружием.
Это лишь ничтожная доля тех задач, которые должен решить математик, прежде чем можно начать строить корабль. Но серьезные задачи необходимо решать и в период его эксплуатации — штурманские расчеты, расчеты стрельб и т. д.
4. Совершенствование военной техники
Мы должны преклоняться перед выдержкой, самоотверженностью и верностью Отчизне, которую проявляли ученые-воины. Все понимали, что не только храбрость армии, число пушек и искусство маршалов определяют успешный исход военных действий. Успех зависит и от качества вооружения, его совершенства. Нужно было в кратчайшие сроки создать технику, превосходящую вражескую по всем параметрам. И эта ответственная и сложная задача легли на плечи советских ученых, математиков. В научных лабораториях и конструкторских бюро шла напряженная работа. Ученые воплощали металл в конструкторские идеи. Из литературных источников, энциклопедий, интернет ресурсов мы узнали о многих фактах величайшего вклада российских ученых в дело Победы.
Немецкая армия была оснащена более совершенным оружием. Инашим ученым пришлось работать над проблемами оборонного характера, решая сложнейшие задачи, связанные с совершенствованием артиллерийского оружия и инженерного дела. Идея «Катюши» зарождалась в лабораториях мехмата МГУ.
Основные институты Академии наук СССР были эвакуированы на восток страны. В тяжелых условиях, порой без света и тепла, ученые продолжали свою работу. Героический труд рабочих, инженеров и техников советской промышленности позволил уже летом 1941 года начать оснащение Вооруженных Сил новыми, более совершенными видами боевой техники. В большом количестве войска получали новое оружие – самоходные артиллерийские установки, реактивные минометы, вселяющие в противника дикий ужас. Расчеты по монтажу нового оружия выполнил ученый коллектив под руководством Ивана Гвая. Реактивная установка стала официально именоваться «БМ-13», а в народе ее нежно называли «Катюшей».
Задача по борьбе с магнитными минами была поставлена за несколько лет до начала войны в Ленинградском физико-техническом институте. Требовалось «размагнитить» корабли. Это было очень быстро организовано. Труды одного из ведущих ученых математиков А. П. Александрова позволили разработать методы размагничивания боевых кораблей. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной» обработке. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков.
В апреле 1942 г коллектив математиков под руководством основателя конструктивной теории функции действительного переменного и первого аксиоматика теории вероятностей академика С. Н. Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. В 1943 г были подготовлены штурманские таблицы, которые нашли широкое применение в боевых действиях дальней авиации, значительно повысили точность самолетовождения.
Благодаря ученым -математикам, было усовершенствовано и изобретено оружие, которое применялось во время войны и на флоте, и в авиации, в артиллерии.
Заключение
Время отдаляет от нас события тех лет, но никогда не сотрется в памяти поколений подвиг советского народа в годы трудных испытаний, не забудутся имена его славных сыновей, потому что “каждый, кто был верен будущему и умер за него, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня” (Ю. Фучек.)
Давая оценку вклада советских ученых в военное дело, президент Академии Наук СССР С. И. Вавилов написал: “Почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты – все это несло в себе отпечаток предварительной научно-технической мысли и обработки”. В значительной части эти мысли были результатом математического поиска или математической обработки изучаемых явлений.
А нам никак нельзя забывать о том, что подвиг народа в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками рабочих и их разумом, руками и разумом инженеров и ученых создавалась и совершенствовалась военная техника.
Используемая литература
1. Оружие Победы.-2-е изд., перераб. И доп. — М: Машиностроение, 1986.
2. Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, -М.: 1978
3. Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны - М.: Наука, 1983.
4. Интернет ресурс: https://moluch.ru/archive/98/22021/
Для чего нужна астрономия?
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Три загадки Солнца
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
На горке