Работа может быть использована учителями, учащимися на классных часах, на уроках «Край, в котором я живу» в целях привлечения внимания к изучению и сохранению традиций родного края.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 580.27 КБ |
traditsii_komi_naroda_kislitsyna_a.pptx | 1016.39 КБ |
knizhka.docx | 2.26 МБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"средняя общеобразовательная школа" с. Летка
Индивидуальный проект
«Коми народные традиции»
Выполнила:
Ученица 9 « а » МАОУ "СОШ" с. Летка
Кислицына Александра
Руководитель:
Кислицина Анна Васильевна,
учитель начальных классов
МАОУ "СОШ" с. Летка
с. Летка, 2021.
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………............3
2. Основная часть
Глава I. Значение слова «традиция»…………………………………………....4
Глава II. Коми народные традиции……………………………………………..5
2.1 Семейные традиции.........................................................................................5
2.2 Трудовые традиции……………………….……………………………….....6
2.3 Традиционные праздники...............................................................................11
2.4 Традиционный досуг……………………………………………………..….13
2.5 Традиции народного искусства………………………………………….…15.
Глава III. Социологическое исследование, анализ............................................17
3.Заключение……………………………………………................................…18
4. Используемая литература…………………………………………………....19
Актуальность.
Республика Коми - историческая родина народа коми. Именно в этом географическом регионе сложился народ, здесь под влиянием своеобразных природных условий формировалась его уникальная духовная и материальная культура, включающая собственный язык, оригинальные традиции, обычаи и обряды, самобытное устное народное творчество. Народ коми – народ с богатой культурой, большим историческим наследием.
В настоящее время многие занятия, традиции коми народа утеряны, поэтому сегодня важно знать, сохранять и передавать потомкам богатую культуру своего народа, тем самым восстанавливая теряемое наследие. Также эта тема актуальна в юбилейный для Республики Коми год.
Цель моего проекта: познакомиться с традициями народа коми, привлечь внимание учащихся к данной теме.
Задачи:
Гипотеза: создание книжки - раскладушки позволит привлечь внимание учащихся к изучению традиций коми народа.
Методы: изучение литературы, анкетирование, анализ.
Продукт проекта: книжка – раскладушка.
Практическая значимость: работа может быть использована учителями, учащимися на классных часах, на уроках «Край, в котором я живу» в целях привлечения внимания к изучению и сохранению традиций родного края.
2. Основная часть
Глава I. Значение слова «традиция».
Одним из источников изучения каждого народа служат его традиции с их обрядами. Они выражают быт народа, историю.
В Интернет – энциклопедии «Википедия» написано тради́ция (от лат. trāditiō «предание», обычай) — сложившаяся анонимно, в результате накопленного опыта система норм, представлений, правил и образцов, которой руководствуется в своём поведении довольно обширная и стабильная группа людей. Традиции передаются из поколения в поколение и выступают одним из регуляторов общественных отношений.
Большая российская энциклопедия дает такое определение: традиция (от лат. traditio – передача, предание), социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определённых обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определённые культурные образцы, нормы, ценности, институты, идеи, обычаи, обряды, стили, производств и ремесленные навыки и т. д.
С. И. Ожегов дает такое определение слова “традиция”. Традиция – это 1. то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений; 2.обычай, установившийся порядок в поведении и быту.
Таким образом, мы выяснили, что традиции – это обычаи, порядки, правила, которые передаются от одного поколения к другому.
Глава II. Коми народные традиции
Коми народ - это уникальный по своей сущности народ, создавший интересную культуру, традиции, обычаи, которые были характерны для их предков.
2.1 Семейные традиции
Семейные традиции - это обычай, порядок, нормы поведения членов семьи, которые передаются от старшего поколения к младшему.
Коми крестьянские семьи были большими: во-первых, семьи были многодетными; во-вторых, взрослые сыновья после женитьбы продолжали жить с родителями. Внутрисемейные отношения были довольно демократичными. Главой семьи являлся старший мужчина. Его слово было решающим, но не единственным. Он должен был учитывать мнение всех взрослых мужчин. Жена хозяина руководила женской половиной семьи (невестками, дочерьми). Во многих семейных делах женщина – мать имела решающее слово, а к некоторым пожилым женщинам и чужие обращались за помощью и советом. Авторитет женщины объяснялся их очень большой ролью в семейном хозяйстве: в течение длительного времени, когда муж уходил на заработки или был на промысле, жена практически руководила семьей.
Главную роль в создании новой семьи играли материальные интересы и воля родителей, а не чувства молодых. Обычно родители подбирали невесту своему сыну “толковую и работящую”. Нередко свадьбы происходили весной, после Великого поста, родителям жениха было выгоднее получить новую рабочую силу к лету – периоду страды.
Традиционный семейный этикет строится на безусловном уважении и почитании старших младшими, родителей детьми. Старшие держались перед младшими детьми и внуками с достоинством, строго контролировали свое поведение, проявляли сдержанность и выдержку в общении, не посвящали детей в возникшие разногласия.
“Старшие люди право властвовать в семье сыновьям и дочерям с большим трудом, со вздохами, сердечной болью, а порой даже после тяжкой борьбы. Ведь старым кажется, что их уклад жизни правильней, их привычки лучше, слова и указания умнее. Кто их не слушается, кто не хочет жить по их указке, тот никуда негодный человек.
Но чем старше становятся молодые, чем больше набираются они ума – разума, тем меньше нравится им жизненные устои родителей… После первой борозды, после первого принесенного домой забитого зверя сын, конечно, не ставит еще себя выше отца, но он уже смелее садится за стол, с меньшей опаской ходит на вечеринки. Также и у девушек. Первый кусок холста, вытканный ее руками, хоть и говорит о том, что дочь уже постигла премудрость матери, однако мать не постыдится отхлестать свою взрослую дочь ремнем, да еще при людях”.
Важную роль в укладе семьи играют отношения семьи к религии: это оказывает непосредственное влияние на воспитание детей. Все члены семьи были глубоко верующими. Считалось, что вне веры в Бога нет истинной морали. Только религия способна воспитывать детей и взрослых высоконравственными.
Семья была неотделима от церкви – и в первых религиозных наставлениях, и в благочестивых домашних обрядах, и, наконец, через участие всей семьи в церковных богослужениях и постах, празднествах и таинствах церковных. Благословление родителей, совместные молитвы, заветные, родовые, из поколения в поколение переходящие иконы – это традиции, свойственные не только русским, но и коми семьям.
2.2 Трудовые традиции
Общественный и семейный быт коми в прошлом определялся циклами хозяйственной деятельности и установившимися трудовыми традициями.
Традиционными считались охотничий промысел, рыболовство, земледелие, животноводство, собирательство, традиционные ремесла и промыслы. “Нет крестьянской работе ни конца, ни края. Только станешь на ноги покрепче – тут она и берет всего, сколько тебя ни есть.”
В обязанности мужчин входили: из сельскохозяйственных работ – разработка подсек, вывоз навоза на поля, пахота, сев, коневодство; в домашнем хозяйстве – плотницкое и столярное дело, изготовление и ремонт орудий труда, транспортных средств, заготовка дров, а также - охота, рыболовство, отхожие промыслы. К женским занятиям относились: ведение домашнего хозяйства, прядение, ткачество, пошив одежды, вязание, гончарство, уход за скотом, огородничество, сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных растений. На сенокосе, жатве, обмолоте работали все. В стороне от труда не оставались и дети.
События годового хозяйственного цикла у коми были приурочены к близким по времени церковным праздникам. Главное место в хозяйственном календаре уделялось земледельческим работам. Подготовка к ним начиналась зимой: надо было привести в порядок орудия труда, подготовить их к работе. Всю зиму, до Благовещения, крестьяне вывозили сено. Ранней весной, по снегу, начинали возить на поля навоз (часть его вывозили еще осенью) – единственное применяемое в земледелии удобрение.
В конце апреля – начале мая все выходили на пахоту и сев яровых хлебов. Пахали сохой. Сеяли вручную. Затем боронили поле деревянной бороной (к этому привлекали и детей). К концу мая с севом яровых обычно заканчивали. В апреле – мае много времени отнимала и работа на огороде: надо было готовить грядки, сажать овощи.
Июнь был относительно спокойным месяцем. Но уже в начале июля начиналась горячая сенокосная пора. На сенокосе работали артелями, каждая семья получала свой пай. Взрослые косили траву косами – горбушами. Женщины и дети сгребали сено в копны, а мужчины ставили стога. Надо было управиться до Ильина дня – “перелома ” лета. С Ильина дня начиналось время жатвы, продолжавшееся до Успения. Но обычно этот самый напряженный период, когда воистину “день год кормит”, тянулся до середины сентября. А там наступало время убирать картошку, капусту и другие овощи. Лето и начало осени были заняты и другими трудами. Это – недолгое время вольного выпаса скота, время сбора и заготовки грибов и ягод. Но только к концу сентября заканчивалась горячая земледельческая страда. Но до глубокого снега еще предстояла неотложная домашняя работа, которая требовала объявления помочей.
В крестьянском быту во время помочей родилась известная пословица: “Дружно не грузно, а врозь хоть брось”, которая отражает экономическое и хозяйственное значение этого обычая. Красота этой традиции лишена внешней нарядности и броской декоративности. Она вся какая – то нравственная, духовно – внутренняя.
Взаимопомощь широко практиковалась на строительстве дома, жатве, молотьбе, сенокосе, при переборке картофеля, при вывозе навоза, при заготовке дров.
Самым распространенным видом помочей сельскохозяйственного цикла была коллективная вывозка навоза по первому снегу (куйодкыскалом). “Вывозить навоз – дело нелегкое, да и малоприятное, и народ старался побыстрее освободиться от него. Люди работали сообща, чтобы дело веселее спорилось. Хозяева, которые всю жизнь трудились только для самих себя, вдруг объединялись и начинали помогать то одному, то другому. Польза от совместной работы была очевидна. Хозяйство освобождалось от навоза за день но самое главное – человек трудился не один. Глядя на других, и свои возможности начинаешь оценивать по – иному, даже на жизнь свою начинаешь глядеть со стороны. Может быть, этим объяснялась щедрость хозяев в день помочи. Они и варили, и пекли, как в престольный праздник. Не зря ребятишки бросали ученье, не случайно разгорались между ними споры, кому к какому хозяину идти с отцом возить навоз .”
Очень обыденным выглядит этот обычай: объявление о помочи, работа в один день с утра до вечера, которая кончается общей трапезой – ужином. Но люди охотно шли помогать, потому что коллективный труд представляет возможность показать свое мастерство, блеснуть силой, проявить остроумие, и наконец, просто побыть на людях. В работе “он (Степанов) воспринимал другое – горячее дыхание своих друзей, их силу, слаженный ритм труда, блеск азартных глаз, какой бывает у детей”.
Земледельческая страда заканчивалась только к концу сентября. Но производительность сельского хозяйства северной нечерноземной зоны была низкой и в той или иной мере почти каждая крестьянская семья была вынуждена заниматься внеземледельческими промыслами, среди которых наибольшее распространение и давние традиции имели охота и рыболовство.
Промысловый сезон у коми охотников подразделялся на два периода: осенний (арся воралом, арос, уд) и весеннее - зимний (товся - тулысся воралом). Некоторые пожилые промысловики, особенно многосемейные, проводили в угодье все лето, занимаясь ловом рыбы, сбором кедровых орехов, добычей капканами выдры и т. п.
Начало охоты на ту или иную дичь было приурочено к постоянным церковным праздникам. Осенняя охота велась преимущественно на боровую дичь в ближних охотничьих угодьях, начиная со второй половины августа. Основная масса промысловиков выбиралась в свои угодья в начале сентября, начиная охоту на путиках после “Пречистой”.
Угодья коми охотников представляли собой районы постоянного промысла отдельных охотников и членов их семей. В центре охотничьего угодья находились промысловая избушка и хозяйственные постройки, а в разные стороны расходились путики (туй) – тропы, помеченные затесками на деревьях, близ которых размещались различные самоловы, предназначенные в основном для добычи боровой дичи. Охота в угодьях велась, как правило, в одиночку. Осенняя охота завершалась к “Николе зимнему” поскольку к этому времени уже выпадал глубокий снег, препятствующий промыслу на путиках.
На весеннее – зимнюю охоту коми промысловики отправлялись в начале января и возвращались лишь в конце марта, к “Благовещению”. Зимний промысел велся преимущественно артельным способом в дальних охотничьих угодьях. В весеннее – зимний период – с января по март – в основном добывались пушные звери, реже – копытные и боровая дичь. В тундровой зоне в этот период основу промысла составляли песец и белая куропатка.
В апреле часть промысловиков приступала к весеннему промыслу боровой дичи и водоплавающих. Летом промысел, за исключением добычи линной птицы, практически не велся.
Время, затраченное коми охотниками на промысел в течение года, у большей части промысловиков колебалось от трех до шести месяцев.
Характерной особенностью охотничьего промысла у коми было широкое использование пассивных орудий, то есть не требующих участия человека в процессе добычи. Самоловные орудия самого различного типа как постоянные (слопцы, плашки, силки, петли, ямы и тому подобное), так и переменные (кляпцы, черканы, самострелы, капканы и другие), были чрезвычайно распространены в промысле коми охотников и имели, по всей видимости, давние традиции. К активным орудиям охоты у коми принадлежали лук, копье, ружье и сети для ловли птиц. С помощью ружей преимущественно велась дальняя артельная охота.
Охотничьи артели характеризовала узкоцелевая направленность, где вся добыча была предназначена для рыночного сбыта.
Пушная весенняя охота обычно заканчивалась к церковному празднику Благовещение Пресвятой Богородицы, к этому времени приурочивалось возвращение артелей. Добытую артелью пушнину делили сразу поштучно, а шкурки соболя, куницы, рыси, медведя оставались у “хозяина”, который продавал их и распределял потом деньги.
Приемы и орудия коми рыболовства отличаются большим разнообразием. В ходу у коми были различные сети (ставные, тягловые и плавные), деревянные и сетные, рыболовушки, лучение, глушение рыбы подо льдом, лов рыбы на дорожку и на перемет и другие. Для увеличения эффективности рыболовного промысла служили сезонные объединения – рыболовные артели.
Ловля рыбы удочкой (вугыр) была у коми распространена повсеместно, но занимались ею ввиду малой продуктивности в основном дети.
Оценивая значение продуктов охотничьего и рыболовного промыслов в жизни народа коми, необходимо отметить следующее: несмотря на преобладание их товарной направленности, нельзя оставлять без внимания их высокое значение в традиционном быте. В частности, продукция охоты, шедшая для внутреннего потребления, позволяла в значительной мере разнообразить скудный рацион коми крестьянина. Рыба же представляла собой одну из основ питания.
Традиционными считались и отхожие промыслы, которые были очень важны для семьи, поскольку как и охота, и рыболовство, приносили необходимый денежный доход. Зимой часть мужчин отправлялись в “отход”: нанимались на уральские заводы пилить дрова, на лесозаготовки. Те, кто владел ремеслом, отправлялись по деревням, предлагая свои услуги.
2.3 Традиционные праздники
Так в тяжелом труде из года в год протекали будни крестьянской семьи. Но были в ее жизни и праздники. Традиционные праздники разнообразили и украшали жизнь коми, во время праздников они отдыхали от повседневных забот, обрядами завершали прошедшие и готовили себя к предстоящим трудам: каждый календарный праздник, завершая один трудовой цикл, открывал новый. Календарные обряды коми, как и хозяйственные занятия: сев, сенокос, жатва, охота и другие, связывались с церковным юлианским календарем.
Главными считались двунадесятые праздники и дни, посвященные святым, взявшим на себя функции языческих божеств. Наиболее яркими и обрядово насыщенными были те праздники, которые отмечали сезонные рубежи: Святки (зимний солнцеворот), Масленица и Пасха (наступление весны), Иванов день (летний солнцеворот и наступление лета), Ильин день (наступление осени).
В коми крае Масленица считалась едва ли не самым веселым, шумным и любимым праздником.
Масленичное веселье в коми деревнях продолжалось в течение трех – четырех дней; начинали его в четверг и завершали в воскресенье, в преддверие Великого поста.
На протяжении всей Масленичной недели катались с горок. Их строили из досок, облитых водой. Сооружались они так, чтобы их спуск выходил на реку. Дети чаще всего катались на бересте, иногда на берестяных пестерах или небольших деревянных саночках. Молодежь съезжала в больших санях, обычно служивших конскими повозками.
Другим популярным развлечением на Масленицу были качели. Их сооружали в сараях накануне праздника. Качались преимущественно подростки, но в последний день Масленицы на них развлекалась молодежь.
В первый день Масленицы устраивался “поезд” с ряжеными. На двух санях устанавливали лодку, в которой разыгрывалось целое представление. Сидящие в ней толкли в ступе рожь, взбивали масло, пили чай из самовара и т. д.
В пятницу масленичной недели начиналось катание на лошадях. Выезжали на расписных, богато украшенных и покрытых цветным сукном санях. Парни катали вдоль деревни в своих санях девушек. Для маленьких детей в сани ставили большие корзины, сажали в них детей и те тоже участвовали в веселье.
Обязательным Масленичного праздника были обильные угощения. Как и на русской Масленице, обязательным праздничным кушаньем у коми были блины. Тещи угощали ими молодых зятьев, остальные пекли их для себя и для гостей.
Из народных праздников, не связанных с церковным календарем, можно отметить “проводы льда”, празднование начала и окончания охоты, окончания жатвы.
День Покрова – охотничий праздник.
“Еще затемно хозяйки растопили печи, и вскоре по всему селу распространился необычный, щекочущий ноздри запах праздничной стряпни. Затем зазвонили в церкви ”. после обедни народ расходился по домам, чтобы приготовиться к приему гостей. Праздник отличался богатый угощением, гостеприимством.
В такой день солидным считался обед из 17-18 блюд. На праздничном столе значительное место в пищевом рационе занимали выпечка: пироги, оладьи, шаньги, обязательно рыбный пирог и домашнее пиво. Хозяева всегда были рады гостям, которые собрались из ближних и дальних сел после напряженного сезонного труда, чтобы повидаться, поделиться новостями, рассказать о себе, услышать о родственниках и близких людях, отвести душу. В такой день крестьяне не работали, считая, что на тех, кто работает в праздник, святой может наслать болезнь, неудачу, уничтожить ветром, громом и молниями плоды труда и т. д. Звон колоколов к вечеру сменялся разухабистыми или лирическими звуками “тальянок” (гармошек), звонкими голосами певуний…
Пока степенные родители сидели за столами, опустошая очередной самовар и делясь новостями, молодежь развлекалась в чьем – то доме на посиделках. Ни один праздник не обходился без плясок, без музыки. “Что тут сейчас творилось! Одни отплясывали кадриль, другие пели, третьи просто дурачились и грызли кедровые орехи. Тальянки наяривали вовсю, где звонко, где с хрипотцой ”.
2.4 Традиционный досуг.
Традиционным досугом молодежи были посиделки (ворсанiн). В осеннее – зимние вечера молодежь собиралась на посиделках в одном из домов пожилых людей села. Девушки приходили с прялками, готовили себе приданое. За песнями, за разговорами девушки успевали в долгие зимние вечера спрясть все необходимое к свадьбе. Это было продолжением их дневного труда. Парни приходили без дела, чаще с гармошкой.
В праздничные дни на посиделках молодежь устраивала пир, играла, развлекалась. Предпочтение отдавалось таким играм как “жмурки”, “водящий в шубе”. Эта последняя игра проходила так: по считалке или по жребию выбирали водящего, он садился на карточки в центре избы, а два игрока закрывали его шубой. Ребята становились вокруг водящего. Иногда живой круг превращался в хоровод. Один из играющих ударял водящего по голове и тот старался угадать, кто это сделал. В случай правильного ответа водящий и ударивший менялись местами.
Посиделки – это место встреч влюбленных, это игрища, это сочетание полезного с приятным, это выявление талантов певцов и танцоров. Здесь обсуждаются достоинства женихов и невест; любят острую шутку, и такие шутники всегда найдутся; поют частушки и песни, загадывают загадки; влюбляются и объясняются в любви, поют величальные песни тем парням и девушкам, которые питают друг к другу симпатии.
Искренне веселясь и отдыхая на посиделках, молодежь черпала те силы, которые нужны были для повседневного тяжелого труда.
Дети и подростки также часто собирались в домах, хозяева которых имели репутацию хороших рассказчиков. Чаще всего таковыми были мужчины преклонного возраста. Их репертуар включал волшебные сказки, былички, охотничьи рассказы. Общаясь с такими людьми, слушая их рассказы, дети приобщались к определенному миропониманию.
Досуг маленьких детей включал игры с разнообразными самодельными игрушками и куклами из дерева, бересты, глины, косточек домашних животных, тряпок и лоскутков. Помогая взрослым в изготовлении игрушек, дети овладевали навыками домашних ремесел, полезными и необходимыми в традиционном крестьянском хозяйстве.
В весеннее – летнее время большой популярностью у детей пользовались подвижные игры, спортивны соревнования на воздухе. В ходе подвижных игр ребята закаливались и приобретали полезные физические навыки необходимые для полноценной хозяйственной деятельности.
2.5 Традиции народного искусства.
У коми существуют и традиции народного искусства. Они были тесно связаны с хозяйственной жизнью народа, его бытовым укладом и традиционным мировоззрением. Крестьяне, охотники, рыболовы, земледельцы создавали не только необходимые вещи, но и саму красоту. Любая вещь, начиная с веретенца и узорного варежка и кончая избой, была не только удобной, но и приятной глазу.
Лучшие образцы ткачества, узорного вязания, меховой мозаики у северных коми, набойка, резьба по дереву – все это подлинные шедевры народного искусства.
Резной орнамент деревянных изделий преимущественно геометрический, состоит из ромбов, косых крестов, зигзагов, розеток. Основные элементы росписи – живописный растительный орнамент; встречались мотивы птиц.
При набойке большая часть узоров была растительного характера. Часто встречаются мотивы розеточного цветка, стеблей с бутоном, цветущих веток.
Вязаный орнамент состоит из таких же орнаментальных мотивов, как и в узорном ткачестве. Преобладают диагонально – геометрические элементы, распространены узоры, состоящие из мотивов гусиная лапка, рога оленя, бараньи рога, рама, гребень и другие.
Меховая мозаика северных коми – это чередующие полосы разноцветного меха, иногда разделенные полосками цветного сукна.
Украшались орнаментом и многие утилитарные предметы: берестяные и гончарные сосуды, одежда и обувь, прялки, солонки и другие.
Красочен и глубоко символичен коми орнамент.
Республика Коми богата традициями и обычаями. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. В традициях, нравах проявляется истинный народный характер. Трудолюбие, бережливость, смекалка, мастерство, гостеприимство, уважение к старшим, любовь к детям и родной земле, взаимопомощь, трудолюбие честность – все эти качества присущи характеру коми народа.
Глава III. Социологическое исследование, анализ
С целью определения сформированности знаний о традициях было проведено анкетирование учащихся 4 «б» класса. В опросе приняли участие 20 человек. Исследование показало следующие результаты:
- значение слова «традиции» знают 6 учащихся (30% опрошенных), многие связывают это понятие с праздниками;
- 9 школьников (45%) знакомы из всех видов традиций только с праздниками;
- Большинство школьников (65%) на вопрос «Какие традиции существуют в вашей семье?» написали отдых с семьей на природе и семейные праздники (в основном, дни рождения).
Проанализировав результаты опроса, мы выяснили, что учащиеся 4 «б» класса мало знают о традициях. Значит, возникает необходимость познакомить ребят с коми народными традициями. Для этого была создана книжка – раскладушка и проведена беседа «Коми народные традиции» на классном часе.
3.Заключение
По результатам работы можно сделать выводы:
Приложение 1.
Анкета
Приложение 2.
Фотоотчет.
Беседа и презентация книжки – раскладушки «Коми народные традиции»
Слайд 1
Индивидуальный проект « Традиции коми народа» Работу выполнила ученица 9 «а» класса МАОУ «СОШ» с. Летка Кислицына Александра Руководитель: Кислицина Анна Васильевна, учитель начальных классов Направленность – творческая Вид проекта - информационныйСлайд 2
Цель моего проекта: познакомиться с традициями народа коми, привлечь внимание учащихся к данной теме. Задачи: изучить коми народные традиции; провести опрос среди учащихся 4 «б» класса (анкетирование); систематизировать полученные сведения, сделать выводы; оформить книжку – раскладушку «Коми народные традиции» и представить книгу учащимся начальных классов, провести беседу. Гипотеза: если привлечь внимание учащихся к изучению традиций своего народа, то, возможно, будет восстанавливаться теряемое наследие. Методы: изучение литературы, анкетирование, анализ. Продукт проекта : книжка – раскладушка. Практическая значимость: работа может быть использована учителями, учащимися на классных часах, на уроках «Край, в котором я живу» в целях привлечения внимания к изучению и сохранению традиций родного края.
Слайд 3
Что такое традиция? Традиция – это обычаи, порядки, правила, которые передаются от одного поколения к другому.
Слайд 4
Коми народные традиции: Семейные традиции Праздники Досуг Трудовые традиции Традиции народного искусства
Слайд 5
Результаты анкетирования учащихся 4 «б» класса. Что такое традиции? Знают – 6 учащихся (30%) Не знают - 14 учащихся (70%) 2. Какие коми народные традиции вы знаете? Традиционные праздники – 9 учащихся (45%) Не смогли назвать – 11 учащихся (55%) 3. Какие традиции существуют в вашей семье? Отдых с семьей на природе, совместные праздники - 13 учащихся (65%) Не смогли назвать – 7 учащихся (35%)
Слайд 6
Книжка - раскладушка «Коми народные традиции»
Слайд 7
Презентация книжки – раскладушки «Коми народные традиции», беседа.
Слайд 8
По результатам работы можно сделать выводы: 1. Традиции – это обычаи, порядки, правила, которые передаются от одного поколения к другому. 2. Республика Коми богата традициями, некоторые из них живы и в наше время. Традиции многообразны. Они вбирают в себя многое: и самое ценное из быта, и искусство, и труд. В традициях, нравах проявляется истинный характер коми народа, гостеприимного, трудолюбивого, мастерового, доброго, честного. 3. Учащиеся 4 «б» класса мало знают о традициях. С целью привлечь внимание ребят к данной теме была оформлена книжка – раскладушка «Коми народные традиции» и проведена беседа в классе. Учащиеся с увлечением читали и рассматривали книжку. Возможно, познакомившись с некоторыми традициями, ребята совместно со своими родителями будут соблюдать их, тем самым сохраняя многовековую культуру коми.
Слайд 9
Спасибо за внимание!
Слайд 10
Используемая литература: Атлас Республики Коми. – М.: Издательство «Дизайн. Информация. Картография», 2001. История Республики Коми. 7-11 кл .: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Рогачев М. Б., Васкул И. Л., Жеребцов М. В. и др.- М.: ДИК, 2000. Несанелис Д. А. Раскачаем мы ходкую качель . (традиционные формы досуга сельского населения коми края во II половине XIX - I трети XX вв. – Сыктывкар, 1994. Ожегов С. И. Словарь русского языка - М.: Русский язык, 1988. Традиционная культура народа коми: Этнографические очерки. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994. Филиппова В. В. Традиционная культура народа коми. Учебное пособие. – Сыктывкар: КРАГСиУ , 2003. https://ru.wikipedia.org/wiki/Традиция https://bigenc.ru/world_history/text/4199293
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Ель
Мальчик и колокольчики ландышей
Позвольте, я вам помогу
Нас с братом в деревню отправили к деду...