Индивидуальный проект ""Мужество и патриотизм детей в произведениях о Великой Отечественной войне"
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_proekt.docx | 38.9 КБ |
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города ОМСКА
«Средняя общеобразовательная школа № 34»
Индивидуальный проект
Тема:
Мужество и патриотизм детей в произведениях о Великой Отечественной войне
Направленность проекта:
Литература
Тип проекта:
Исследовательский
Автор проекта:
Садвакасова Арина Саматовна
93 класс
Руководитель:
Карант Софья Евгеньевна
учитель русского языка и литературы
Сроки выполнения 2019 – 2021 г.
Проект допущен к защите __________________________________
ФИО руководителя проекта подпись, число
Итоговая оценка за реализацию проекта: _______________________________
отметка/ зачет/ незачет
Председатель школьной
комиссии: ______________________/_______________________
подпись ФИО
Омск, 2021 год
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………….…………..3
ГЛАВА I. МУЖЕСТВО И ПАТРИОТИЗМ ДЕТЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ……………..………………………..6
1.1. Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне………………6
1.2 « Недетское лицо войны»…………………………………………….…………7
1.3. Классификация произведений о детях войны………………………………...9
1.4 «Мужество и патриотизм детей……………………………………………….10
1.5 «Мужество и патриотизм на фронте в произведениях о Великой Отечественной войне»……………………………………………………………..11
1.6 «Мужество и патриотизм детей блокадного Ленинграда в прозе о Великой Отечественной войне» …………………………………………………………….12
1.7 «Мужество и патриотизм детей в тылу в прозе о Великой Отечественной войне» ………………………………………………………………………….14
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………16
2.1 Анкетирование………………………………………………………………….16
2.2 Выводы ………………………………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ………………………………..………………………………...……..20
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….21
Свой исследовательский проект я назвала «Мужество и патриотизм детей в произведениях о Великой Отечественной войне».
В каждом городе, поселке, в каждой семье есть свои герои, которые прославили нашу Родину. Не только взрослые, но и мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы тяжёлого военного времени. Горькую долю пришлось испытать детям в годы войны. Они оказались в пекле страданий и невзгод, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
Всё меньше и меньше становится тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Этих детей объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Их мужество и патриотизм во время Великой Отечественной войны навсегда останутся в памяти нашего народа.
Во время Великой Отечественной войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Вдумайтесь в эти цифры: каждый день умирало 9168 детей, каждый час – 382 ребенка, каждую минуту – 6 детей, каждые 10 секунд – 1 ребенок. Что есть у любой матери и отца? На земле самый лучший народ – дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке?
Сегодня дети войны – это особое поколение россиян. Они – последние свидетели тех трагических дней. Сейчас это уже пожилые люди, но они до сих пор со слезами на глазах вспоминают о войне, которая отняла детство у тысяч детей.
Война – это страшное зло, лишившее детства самую юную часть населения нашей страны. Голодное, босоногое детство, без игрушек и конфет.
Актуальность темы:
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия и потеря прекрасного мира детства. Горькое сиротство, разрушенные дома, бесправное голодное существование на оккупированных территориях - вот что стало уделом сотен тысяч детей. Насколько трагично потерянное детство, лишенное радости и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертями самых близких людей- все это мы попытались отразить в своей работе.
Война является одним из наиболее важных исторических опытов в формировании и воспитании настоящего мужчины. Образ воины считается одним из ключевых символов мужественности.
Тема военного детства всегда останется актуальной. Мы должны помнить о наших предках, уважать их и никогда не забывать, ради кого они жертвовали и через какие муки они прошли, делая все для защиты нашей Родины! Мы всегда остаёмся обязанными детям войны за то, что они приняли на себя вражеский удар.
Цель проекта: методом анализа литературных произведений выявить, что «у войны не детское лицо», так как дети проявляли мужество и патриотизм в годы Великой Отечественной войны везде: на фронте, в блокадном Ленинграде, в концлагерях и в тылу.
Цель определила задачи:
Объект исследования: проза о детях Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: дети, участники Великой Отечественной Войны, герои книг.
Методы исследования: наблюдение, опрос, анализ произведений о Великой Отечественной Войне.
Во время Великой Отечественной Войны и после нее в русской литературе возникло много книг, посвященных военным событиям. Литература военного времени была многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны, которые появились лишь через 10-20 лет после последних боев, когда люди получили возможность осознать происходившее.
Литература того времени прошла в своем развитии несколько этапов:
1. Военный. В этот период поэты и писатели, отправившиеся на войну, своими произведениями поддерживали патриотический дух народа, объединяли его в борьбе с общим врагом. Девиз времени «Убей его!» (врага), пронизывал эту литературу. Литература первого этапа по своему духу была описательной.
2. Послевоенный. Это произведения о победе и встречах, о салютах и поцелуях – излишне ликующие и триумфальные. Они недоговаривали жуткой правды о войне.
3. Литература 60-80-х г. Настоящая правда о войне писалась, когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей и бился за «пядь земли», побывал в плену. Она сделала картину войны универсальной: передовая, плен, партизанский край, победные дни 1945г., тыл ; взрослые и дети – вот что в высоких и низких проявлениях воскресили эти писатели. Они, зная цену каждодневному подвигу, увидели его в будничной работе взрослых солдат и совсем еще детей на фронте и в оккупации, жизнь в тылу.
У войны нет лица, нет возраста и пола каждый год мы вспоминаем войну, унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну с 1941 по 1945 года в военных действиях- несколько десятков тысяч несовершеннолетних детей. Некоторых из них были посмертно награждены званием героя, хотя они были намного младше нас. Наравне со взрослыми они терпели лишения, стреляли, попадали в плен, работали на заводах, строили дороги и мосты. Своим самоотверженным трудом подростки помогли героическому советскому народу выиграть небывалые сражения на фронтах войны, когда решалась судьба нашей многострадальной Родины. Испорченное войной детство, страдания и голод рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Победы.
Их детство закончилось в один страшный день - 22 июня 1941 г. Начался вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за нее. Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу и воевали на фронте в составе действующих армий.
Сколько девчонок и мальчишек взяли в плен, угнали в концлагеря… Детей, оставшихся в тылу, тоже не обошла война. Вместо детских песенок дети войны слышали разрывы бомб, вместо чистого неба видели самолеты-бомбардировщики. Родители или воевали, или трудились с утра до вечера, или их уже не было... Дети войны начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле или в госпитале. Не детская это доля! Скитаться по лесам и поселкам, видеть врагов не в кино, а живыми, смотреть смерти в лицо, брать в руки оружие и стрелять.
Да, война – не детское дело. Тема детей и войны в литературе является, на мой взгляд, одной из самых малоисследованных. И это вовсе не случайно: сражения и битвы испокон веку считались уделом взрослых мужчин. С их подвигами мы познакомимся в произведениях. Детям предназначалось иное: учиться, играть, помогать по дому.
Науке известно большое количество классификаций литературных произведений. На одно и то же произведение можно смотреть с разных сторон, выявляя различную специфику. Некоторые литературоведы в основу классификации произведений, в которых говорится о том, что «у войны не детское лицо», берут во внимание то, кто они – дети войны?
Условно все поколение детей войны можно разделить на такие группы:
1)дети на фронте,
2)дети блокадного Ленинграда,
3)дети в оккупации и фашистских концлагерях,
Дети попали на фронт по таким причинам:
1) война отняла у них дом и родных;
2) убегали из дома, чтобы «убить фашистов»;
3) не стало матери, и отец вынужден был взять сына с собой.
В годы Великой Отечественной войны патриотизм стал наиважнейшей ценностью в советском обществе. Беззаветная преданность своей Родине проявилась у многих детей и стала источником мужества.
Патриотизм-преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Это означает жить ради улучшения своей страны, служить ей всеми возможными способами и жертвовать своей жизнью всякий раз, когда есть необходимость. В прошлом, многие люди выступали за то, чтобы внушить чувство патриотизма среди своих соотечественников. Патриоты проводили встречи, читали лекции и использовали другие средства, чтобы вдохновлять окружающих. Истинный патриот это тот, кто трудится на благо своей страны. На хрупкие плечи детей легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Дети не сдались, а стали сильнее духом, мужественнее и выносливее- вот кого можно назвать патриотами.
Мужество – это качество, которое основывается в первую очередь на самопожертвовании и умение идти через страх, чтобы помочь другим. Оно требует от человека храбрости, смелости, умения принимать мгновенные решения. Не зря говорят: «он собрал все свое мужество и высказался прямо», «у нее хватило мужества поступить по-своему». Не обязательно быть физически сильным или умным, чтобы быть мужественным. Ведь, мужество – это состояние человека, при котором он готов жертвовать ради цели своей безопасностью, свободой, зная о каких-либо возможных потерях. Мы идем на этот шаг совершенно добровольно, не думая о том, что можно навредить своему здоровью. Такими были дети войны, они стремились на фронт не за славой, не за наградами, а просто потому, что не могли «мириться с тем, что фашист ходит по твоей земле».
Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. О них написано очень много замечательных произведений, потому что тысячи мальчишек и девчонок хотели помочь стране и воевали в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах.
Свою повесть Валентин Петрович Катаев назвал - «Сын полка». Главным героем является мальчик 12 лет- Ваня Солнцев. Война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Сержант Егоров и капитан Енакиев, наводчик Ковалёв и ефрейтор Биденко, не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитывали в нём лучшие качества настоящего человека: мужество и патриотизм. Маленького мальчика нашли разведчики в лесу: «В окопе спал мальчик. Стиснув на груди руки, поджав босые, темные, как картофель ноги, мальчик лежал в зеленой луже и тяжело бредил во сне. Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад… Лицо было покрыто царапинами и синяками. На переносице виднелся сгусток запекшейся крови». Сердце его переполняет радость, когда его оставляют у себя разведчики и он становится сыном полка. В бою против немецких танков гибнет весь батарейный расчёт, и Ваню Солнцева направляют в Суворовское училище.
В образе Вани раскрывается тяжелая судьба многих детей военной поры. В эти годы детям приходилось быстро взрослеть и наравне со взрослыми переносить все тяготы военной жизни. А где же семья, детские игры и шалости? Где же детство? Это не детство! И разве Ваня один такой? Конечно, нет. Разными путями они попадали на войну, лишившись детства. Встречалось и такое, что ребенок добирался до военной части, убежав из дома, чтобы «бить фашистов».
В русской литературе второй половины ХХ века военная тематика занимала почетное место. В ней поднимаются проблемы, актуальные для всех времен: доброты и милосердия, жизни и смерти, материнства, отцов и детей, умения жертвовать собой ради других.
«Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.
Время наступило тяжелое, голодное, холодное с постоянными бомбёжками. Детдомовцам выдавали 75-100 граммов хлеба: чёрный, наполовину из отрубей, иногда даже с примесью опилок. А также очень жидкий-жидкий, но все же, горячий суп.
В повести Виталия Александровича Закруткина «Матерь человеческая» речь идет о детях блокадного Ленинграда: «Из копны стали вылезать дети. Худые, полуголые, придавленные страхом и голодом, с глазами, полными слез»; «Нас тут много…Семеро Мы из Ленинграда, из детского дома Эвакуированные.. Нас долго везли поездом, потом, когда немцы стали бомбить поезд, наши воспитатели были убиты и много детей сгорело.. А мы, которые остались живы, убежали… Бежали долго и заблудились… Нас было восемнадцать, осталось семеро. Одиннадцать умерло по дороге с голода – три девочки и восемь мальчиков. Не обижайте нас, тетечка миленькая.. нам всем очень холодно и мы хотим кушать…»
22 ноября 1941 года в ходе блокады Ленинграда начала действовать дорога жизни— это ледовая трасса через Ладожское озеро. Благодаря ей множество детей смогли отправиться в эвакуацию. До этого некоторые из них прошли через сиротские дома: чьи-то родные погибли, а чьи-то — пропадали на работе целыми днями.
В школах учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался 20-25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.
Дети во время войны работали на заводах, в колхозах, в госпиталях, девочки шили для бойцов кисеты, рукавицы, вязали носки и варежки. Война учила стойкости, мужеству, доброте, состраданию. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Дружба, единение, сопереживание помогали выстоять, выдержать все испытания, все невзгоды.
Прочитав повесть Альберта Анатольевича Лиханова '' Последние холода'', я задумалась о том, что такое сострадание, сочувствие и дружба. В наше время люди проходят мимо чужой беды, не каждый сможет помочь человеку в его трудной ситуации и, тем более, подружиться с ним. Нужно относится с вниманием не только к бедным людям, но и просто мимо проходящим. Даже, если у тебя нет возможности помочь человеку, тогда надо подумать, чем все-таки ты сможешь помочь и привлечь окружающих. И тогда люди, помогая друг другу, не станут '' чёрствыми''.
Детское желание повзрослеть чаще других исполнялось во время войны. Очень быстро, за несколько дней меняется Колька, потому что, по словам А. А. Лиханова, «…взрослость приходит к нам не однажды, не в какой – то установленный всеми миг. Она приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное если не умом, то сердцем».
Коля увидел, какие страдания принесла война: голод, смерть, горе. Шум, крики, длинные очереди за похлебкой… Коля видит хулиганов, которые отбирают еду и устраивают драки.
Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность! Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих, им и суждено сыграть важную роль в судьбе Коли. Вадик и Маша – эвакуированные, живут в тыловом городе, отец погиб на фронте, мама лежит в больнице, в тифозном бараке.
Доброта, любовь, забота о маме, забота друг о друге помогли им выжить. Вадик чувствует ответственность за Машу, защищал ее, кормил. Какое счастье, что рядом с Вадиком и Машей оказался Коля: кусок хлеба завернул для них, домой к себе повел, идет с Вадиком на «промысел» и не побоялся пойти в тифозный барак: «У тифозных бараков я опять растерялся. На меня напал страх. Мама и бабушка всегда говорили, что именно к этой больнице даже приближаться опасно». Коля начинает понимать, что доброта должна быть действенной. «Но что стоят добрые пожелания без поступков?» - говорит он себе. Мы видим, как мужает Коля, как становится сильным. Эти дети сумели пробудить в Коле добрые чувства: в нем проявляется бескорыстие – готовность помочь, идти на любые жертвы. Многое Коля стал видеть и понимать по-другому. Теперь перед ними были не просто голодные ребята, а маленькие герои, перенесшие голод, одиночество, смерть отца, мамы.
Вопрос анкетирования | Ответ да | Ответ нет |
Знаете ли вы – что либо о Великой Отечественной войне ? | 56 человек | 0 человек |
Хотели бы вы узнать о детях, которые защищали нашу Родину во время Великой Отечественной войны ? | 45 человек | 11 человек |
Кого из детей – героев Великой Отечественной войны вы знаете ? | 15 человек ответили, что знают пионеров – героев, имена назвать затруднились | 41 человек |
Откуда Вы могли бы взять информацию о детях военной поры ? | 13 человек ответили, что прочитают об этом в книгах, 15 человек ответили, что посмотрят в Интернете, 10 человек ответили, что спросят об этом у бабушек и дедушек, 18 человек ответили, что посмотрят фильм (художественный или документальный). | 0 человек |
На основе проведённого анкетирования можно сделать вывод , что учащиеся нашей школы поверхностно знают о детях – участниках Великой Отечественной войны, не могут назвать имена детей и их героические поступки. Поэтому продукт нашего проекта – презентация «Дети войны на страницах литературных произведений». Мы считаем, что презентацию нужно показывать на классных часах в преддверии дня Победы и на уроках литературы при изучении произведений о Великой Отечественной войне.
Тема войны, тема детей- сирот всегда останется актуальной, и молодое поколение, должны помнить о наших предках, уважать их и никогда не забывать, через какие муки они прошли, делая все для защиты нашей Родины! Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. Война «украла» детство у тысяч мальчишек и девчонок. Дети жили в страхе и голоде. Они мечтали, чтобы скорее закончилась война. Они отдавали все силы, а порой и свою жизнь во имя победы! Дети не могли представить себе такой жизни, как наша. У ребят не было игрушек, компьютеров, сладостей, им некогда было отдыхать. Поэтому у мальчишек и девчонок не было детства, такого беззаботного и счастливого…
Выполнение исследовательской работы значительно расширило мои знания о произведениях о детях военной поры, которые сумели выстоять вместе со взрослыми все испытания, выпавшие на их долю; сумели сохранить человеческое достоинство, явились примером мужества и героизма, стойкости и преданности Отчизне в тяжелые годы Великой Отечественной войны, сознавали личную ответственность за все происходящее в стране.
В ходе исследования я пришла к выводам:
1. «Война» и «дети» - эти слова никогда не должны стоять рядом: «у войны не детское лицо».
2.Мужество и патриотизм детей в годы войны помогли выдержать все испытания и внести свой вклад в дело Победы над врагом везде: на фронте, в блокадном Ленинграде, в концлагерях и оккупации, в тылу.
3.Боль, страдания и утраты помогли детям войны воспитать в себе стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению.
4. Мы обязаны, должны помнить, какой ценой досталась нам победа особенно сейчас, когда мир не спокоен, не стабилен: в разных точках земли возникают межнациональные конфликты и воины, совершаются акты терроризма.
Данный материал может быть использован на уроках литературы, классных часах, кружках.
1. Знаете ли вы что – либо о Великой Отечественной войне?
2. Хотели бы вы узнать о детях, которые защищали нашу Родину во время Великой Отечественной войны?
3. Кого из детей – героев Великой Отечественной войны вы знаете?
4. Откуда можно взять информацию о детях военной поры?
Ель
Рисуем акварельное мороженое
Фильм "Золушка"
Юрий Визбор. Милая моя
Новогодние гирлянды